Научная статья на тему 'Анализ использования авиации для тушения лесных пожаров'

Анализ использования авиации для тушения лесных пожаров Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
825
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРЕНИЕ / BURNING / ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ / FOREST FIRES / ТУШЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВИАЦИИ / EXTINGUISHING USING AVIATION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Григорьевская А.О., Иванов Н.В., Вишнёв А.В.

Проводится анализ тактико-технических характеристик вертолета МИ-8 с ВСУ-5 и самолета-амфибии Бе-200 и выявлены достоинства и недостатки их использования для тушения лесных пожаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF AIRCRAFT AS TOOLS FOR FOREST-FIRE FIGHTING

The article analyses operational and physical characteristics of the helicopter Mi-8 with helibucket «ВСУ-5» and the amphibious aircraft Be-200 and discovers strengths and shortcomings of them as tools for forest-fire fighting.

Текст научной работы на тему «Анализ использования авиации для тушения лесных пожаров»

Эксплуатация и надежность авиационной техники

эти устройства используют принцип вторичной радиолокации. В отличие от первичной радиолокации, где локатор определяет только азимут и дальность до облучаемого объекта, вторичный локатор в ответном сигнале получает еще и идентификационные данные и параметры положения объекта в пространстве, а также некоторые другие дополнительные сведения.

4. Индикаторы в кабине экипажа, которые указывают положения других воздушных судов в пространстве, а также команды на предотвращение столкновения самолетов.

Есть несколько видов индикатора и вариантов его установки. Часто он совмещается с имеющимися дисплеями (например, бортового локатора, указателя вертикальной скорости) либо устанавливается отдельно, если кабина была ранее оснащена механическими стрелочными указателями. Режимы работы системы ТСЛЯ: 1. Режим работы А. Каждым ВС перед полетом присваивается простой четырёхзначный код, если же

диспетчер не передал экипажу код, то на пульте устанавливается стандартный код(например для США -1 200 или 7 000 - для Европы). В этом режиме на экране у диспетчера отображается самолет, но ни каких данных о нем он не видит.

2. Режим С. Вместе с кодом в сигнале присутствует информация о высоте полета. Транспондеры, использующие режим А+С, называют КБ 8 или ЛТС ЯВЯ.

3. Режим Я (Бе1ек1). Транспондер, работающий в этом режиме отвечает избирательно, когда запрашивают именно его, тогда как работающие в режиме А/С отвечают на любой сигнал облучения локатором. Это позволяет снизить общее засорение эфира ответами транспондеров. В выдаваемом ответе на режиме Я содержится дополнительная информация, такая как скорость, высота, бортовой номер (позывной) и могут быть также вРЯ-координаты самолёта.

© Герасев И. В., Золкина Е. С., 2014

УДК 656.7.076

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВИАЦИИ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

А. О. Григорьевская, Н. В. Иванов, А. В. Вишнёв

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Проводится анализ тактико-технических характеристик вертолета МИ-8 с ВСУ-5 и самолета-амфибии Бе-200 и выявлены достоинства и недостатки их использования для тушения лесных пожаров.

Ключевые слова: горение, лесные пожары, тушение с использованием авиации.

ANALYSIS OF AIRCRAFT AS TOOLS FOR FOREST-FIRE FIGHTING

A. O. Grigorievskaya, N. V. Ivanov, A. V. Vishnyov

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation

The article analyses operational and physical characteristics of the helicopter Mi-8 with helibucket «ВСУ-5» and the amphibious aircraft Be-200 and discovers strengths and shortcomings of them as tools for forest-fire fighting.

Keywords: burning, forest fires, extinguishing using aviation.

В 2014 году площадь земель, охваченных лесными Проанализировав различные средства авиационного

пожарами, превысила площадь, пройденную лесными пожаротушения, можно выявить следующие преиму-

пожарами за весь пожароопасный сезон катастрофи- щества:

ческого 2010 года (2026,9 тысяч гектаров). При со- - высокая оперативность доставки огнетушащей

хранении существующей тенденции, если площадь жидкости в район пожара;

пожаров будет увеличиваться, может быть побит - большая эффективность одномоментной атаки с

официально учтенный рекорд, который был зафикси- воздуха на очаг горения;

рован в 1998 году. Тогда, по данным Росстата, пло- - независимость от наличия и состояния подъ-

щадь пройденных пожарами лесных земель за весь ездных путей и дорог;

пожароопасный сезон составила 2497,0 тысяч гекта- - высокая безопасность работ по тушению для

ров [1]. людей.

Эффективное тушение больших по площади лес- Стоит отметить также основные недостатки авиа-

ных пожаров невозможно без применения авиации. ционного тушения:

Воздушное Глубина необхо- Ширина необхо- V воды, Скорость транспортировки емкости с водой, км/ч Скорость транспортировки емкости без воды, км/ч

судно димого водоема, м димого водоема, м м3

МИ-8 с ВСУ-5 0,7-1 Не имеет значение 3-4,5 260 400

Бе-200 2,5 2300 12 600 710

- это высокая стоимость;

- малая производительность [2].

В данной работе мы хотим проанализировать эффективность использования авиации, в частности, вертолета МИ-8 с ВСУ-5 и самолета-амфибии Бе-200.

Рассмотрев тактико-технические характеристики вертолета МИ-8 с ВСУ-5 и самолета-амфибии Бе-200, мы составили таблицу. По ней видно, что самолет-амфибия способен забрать большее количество воды, как на аэродроме, так и непосредственно на водоеме. Однако, водоем необходим достаточно большой, поэтому его использование в местности с мелкими водоемами затруднительно. В случае отсутствия по близости крупного водоема самолету придется возвращаться на аэродром за водой, а это лишняя трата времени и топлива. В то же время самолет с полными баками воды может развивать высокую скорость, что позволит быстро доставить большой объем воды в нужную точку.

В отличие от самолета-амфибии, вертолет МИ-8 с ВСУ-5 способен наполнить емкости водой из достаточно мелких водоемов, что удобно в условиях определенной местности, и является огромным преимуществом перед Бе-200. Скорость транспортировки емкости с водой у вертолета значительно ниже. Однако если пожар низовой и его очаг локализован на небольшой территории или расположен в горной местности, это может являться достоинством, так как при сливах на высоких скоростях (превышающих 250 км/ч), на высотах, превышающих 40-50 м от поверхности земли, сбрасываемая жидкость в результате набегающего потока воздуха разбивается до состояния аэрозолей и большая часть её испаряется, не достигнув поверхности земли. Процесс испарения особенно усиливается при низкой относительной влажности воздуха, характерной для места пожара.

Учитывая вышесказанное, можно сказать, что наиболее эффективным способом борьбы с пожарами с помощью самолета-амфибии Бе-200 являются:

- прокладка противопожарных заградительных и опорных полос на равнинной местности, чтобы приостановить распространение горения до подхода наземных сил и средств пожаротушения;

- снижение интенсивности горения на наиболее прямолинейных участках кромки пожара (тушение кромки) для того, чтобы создать для наземных сил условия для перехода от косвенного способа тушения к прямому;

- авиапатрулирование, для раннего обнаружения очагов пожаров. [3]

В свою очередь, вертолет МИ-8 с ВСУ-5 наиболее эффективно проявляет себя, выполняя те же задачи в горной местности, при наличии извилистых кромок пожара, а также, в отличие от Бе-200, при тушении

конкретных очагов с малой площадью, требующей концентрации огнегасящей жидкости более 2 л/м2.

В 1996-1998 гг. высокая эффективность МИ-8 с ВСУ-5 проявилась при тушении пожаров Краснодарском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Северном Кавказе и Красноярском крае. В 1999 году ВСУ-5 применялись в 8 авиабазах на тушении 55 лесных пожаров, совершено 1415 сливов. Особенно успешно подавлялись пожары с помощью ВСУ-5 в Вологодской области, где наблюдалась чрезвычайная горимость лесов. Во многом благодаря активному использованию ВСУ-5 удалось остановить пожары на подступах к населенным пунктам. О высокой производственной эффективности ВСУ-5 при тушении пожаров (лесных, степных, объектовых) говорит и факт их широкого применения [4].

Таким образом, эффективность применения того или иного средства тушения пожара с воздуха зависит от типа пожара, его локализации, доступности для различных наземных средств пожаротушения, вида и состояния окружающей среды. Любая атака с воздуха должна незамедлительно подкрепляться работой наземных команд. Чем меньше цикл оборачиваемости вертолета ('слив - заправка ВСУ - слив'), тем больше эффективность работ. Достижение максимального результата не может быть без подготовленных к работе с авиацией наземных команд.

Библиографические ссылки

1. Гринпис России [Электронный ресурс]. URL: http://www.wood.ru (дата обращения: 15.09.2014).

2. Авиационное тушение лесных пожаров [Электронный ресурс]. URL: http://www.aviales.ru/ (дата обращения: 16.09.2014).

3. Справочно-информационная система [Электронный ресурс]. URL: http://www.cniokr.igps.ru (дата обращения: 15.09.2014).

4. Применение авиации для тушения лесных пожаров [Электронный ресурс]. URL: http://fort-i-ko.livejournal.com/ (дата обращения: 16.09.2014).

References

1. Grinpis Rossii [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.wood.ru (data obrashcheniya: 15.09.2014).

2. Aviatsionnoe tushenie lesnykh pozharov [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.aviales.ru/ (data obrashcheniya: 16.09.2014).

3. Spravochno-informatsionnaya sistema [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.cniokr.igps.ru (data obrashcheniya: 15.09.2014).

4. 4.Primenenie aviatsii dlya tusheniya lesnykh pozharov [Elektronnyy resurs]. URL: http://fort-i-ko.livejournal.com/ (data obrashcheniya: 16.09.2014).

© Григорьевская А. О., Иванов Н. В., Вишнёв А. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.