УДК 336.146
Белостоцкий Алексей Александрович, кандидат экономических наук, доцент Курского государственного университета
e-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ РАСХОДОВ ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Аннотация: В исследовании проводится анализ исполнения расходов главными распорядителями средств федерального бюджета, особенности исполнения контрактуемых расходов и динамику доли закупок у единственного поставщика в общем объеме государственных закупок.
Ключевые слова: исполнение бюджета, главные распорядители, контрактуемые расходы, лимиты бюджетных обязательств, государственные закупки.
Belostotskiy Alexey Alexandrovich, candidate of economic sciences, associate Professor, Kursk State University
e-mail: [email protected]
ANALYSIS of EXPENDITURE EXECUTION BY CHIEF MANAGERS of
FEDERAL BUDGET FUNDS
Abstract: the study analyzes the execution of expenditures by the main managers of Federal budget funds, the specifics of the execution of contracted expenditures, and the dynamics of the share of purchases from a single supplier in the total volume of public procurement
Keywords: budget execution, chief managers, contracted expenses, limits of budget obligations, public procurement
Исполнение расходов федерального бюджета (открытая часть), осуществленное 93 главными распорядителями, в январе декабре 2019 года составило 95,1 % показателя сводной росписи с изменениями.
Анализ исполнения расходов главными распорядителями в 2019 году в процентах к сводной росписи с изменениями представлен на рисунке 1.
60 50 40 30 20 10 0
50
18
13 11
91,2-98,9 59,8-89,3 100 99,3-99,9
Рисунок 1. Исполнение расходов главными распорядителями бюджетных
=1
109,7
средств в 2019 году
Анализ показателей прогнозов кассовых выплат по расходам федерального бюджета на 2019 текущий финансовый год по состоянию на 1 января и на 1 декабря 2019 года (открытая часть) (далее - Прогноз кассовых выплат на 1 января 2019 года и на 1 декабря 2019 года соответственно) показал следующее.
Прогнозы кассовых выплат на 1 января 2019 года и на 1 декабря 2019 года сформированы по 86 главным распорядителям.
По 78 главным распорядителям объемы бюджетных ассигнований на декабрь 2019 года, предусмотренные Прогнозом кассовых выплат на 1 декабря 2019 года, больше объемов бюджетных ассигнований на декабрь 2019 года, предусмотренные Прогнозом кассовых выплат на 1 января 2019 года; по 5 -
меньше, по 3 - остаются без изменений.
С учетом изложенного главным распорядителям бюджетных средств необходимо принять в 2020 году более действенные меры по обеспечению равномерного и эффективного использования бюджетных ассигнований. Низкий уровень исполнения отдельных направлений расходов свидетельствует о некачественном планировании расходов главными распорядителями [2].
Необходимо отметить, что Федеральными законами № 175- ФЗ и № 389- ФЗ бюджетные ассигнования на предоставление указанного имущественного взноса Российской Федерации увеличены на 32 500,0 млн рублей, или в 11,8 раза; с учетом изменений, внесенных в сводную роспись, бюджетные ассигнования составили 40 500,0 млн рублей. Исполнение расходов составило 5 157,9 млн рублей, или лишь 12,7 %, что связано с заявительным характером субсидирования фонда.
Контроль в сфере закупок — этокомплекс мероприятий по обеспечению законности и добросовестности в сфере государственных и муниципальных закупок. Федеральный закона № 44-ФЗ не только устанавливает области, подлежащие контролю, но и определяет порядок контрольных мероприятий, органы, уполномоченные на проведение данного контроля, а также подробно регламентирует их права и обязанности. В соответствии со ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ контроль в сфере закупок, исходя из компетенции контролирующих органов, является трехуровневым (федеральный, региональный и местный уровень). В целях обеспечения контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ, полномочия по контролю в отношении заказчиков федерального уровня в Управлении закреплены за отделом функционирования контрактной системы, а в отношении заказчиков муниципального уровня за территориальными отделами
[1, С. 8].
По состоянию на 1 января 2020 года лимиты бюджетных обязательств на 2019 год по контрактуемым расходам утверждены в объеме 2 541,3 млрд рублей (открытая часть), в 2018 году - 2 273,0 млрд рублей. За январь - декабрь ISSN: 2499-9911 3
2019 года расходы по государственным контрактам на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд (открытая часть) составили 2 309,6 млрд рублей, или 90,9 % утвержденных лимитов бюджетных обязательств, что на 1,1 процентных пункта меньше, чем в 2018 году (92 %).
В целом исполнение контрактуемых расходов в 2019 году составило 91,7 % показателя лимитов бюджетных обязательств, что на 0,6 процентного пункта выше уровня исполнения указанных расходов за 2018 год.
Анализ исполнения контрактуемых расходов федерального бюджета по состоянию на 1 января 2020 года по главным распорядителям средств федерального бюджета представлен на рисунке 2
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
Рисунок 2. Исполнение расходов главными распорядителями бюджетных
средств в 2019 году
По отдельным главным распорядителям отмечается низкий уровень исполнения контрактуемых расходов. Так, наиболее низкий уровень исполнения указанных расходов отмечается по ФМБА России (37,7 % утвержденных ЛБО), ФАС России (39,6 %), Минпросвещения России (49,5 %), Управлению делами Президента Российской Федерации (53,6 %), Росморречфлоту (54,6 %), Минкультуры России (56,9 %), Росархиву (57,8 %), Росавиации (58,7 %), Росрыболовству (67,5 %), Минобрнауки России (69,6 %) и Роспатенту (69,9 %).
По данным единой информационной системы в сфере закупок (далее ISSN: 2499-9911 4
70,1-95,0 95,1-124,0 37,7-70,0
ЕИС «Подсистема мониторинга»), за январь - декабрь 2019 года заключено 695 198 контрактов (федеральный уровень), что на 2,2 % меньше, чем за 2018 год. Общая стоимость заключенных контрактов за январь - декабрь 2019 года увеличилась по сравнению с аналогичным показателем в 2018 году на 4 %.
За январь - декабрь 2019 года отмечается уменьшение объема контрактов (по сумме), заключенных по итогам закупки у единственного поставщика, по сравнению с 2018 годом: с 675,5 млрд рублей (28,4 % объема контрактов) до 664,5 млрд рублей (26,9 %), или на 1,6 % [4].
Экономия средств по результатам осуществления процедур закупок за январь - декабрь 2019 года на федеральном уровне составила 88,9 млрд рублей и увеличилась на 16,0 млрд рублей по сравнению с 2018 годом (72,9 млрд рублей). При этом отношение объема экономии и начальной максимальной цены контрактов составило 4,4 %, что соответствует значению показателя за 2018 год.
Анализ динамики доли закупок у единственного поставщика в общем объеме закупок товаров, работ и услуг, а также сложившегося уровня экономии средств за январь - декабрь соответствующего года представлен на рисунке 3.
40
35
30
25
20
26,9
15
10
5
0
4,4
2014
2015
2016
2017
2018
2019
Доля закупок ■ Экономия
Рисунок 3. Динамика доли закупок у единственного поставщика, %
Экономия в закупках - это деньги, которые остались у заказчика в связи с конкуренцией на торгах. Согласно Постановлению Правительства № 1496 от
09.12.2017 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» [5], получатели таких денег принимали бюджетные обязательства не позднее
01.10.2018 года или последнего рабочего дня до указанной даты. В связи с тем, что заказчики на федеральном уровне до 01.10.2018 года публиковали конкурентные закупки, возник вопрос о том, как использовать экономию, которая получена по итогам определения поставщика. Для этого федеральные заказчики вправе проводить новые государственные закупки за счет экономии, которая получена от проведения конкурентных закупочных процедур, опубликованных до 01.10.2018 года. Заказчикам нужно учесть требование п. 14 Постановления № 1496 о недопустимости принятия после 01.12.2018 года бюджетных обязательств, которые возникают из государственных контрактов, на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в которых сроки оплаты или выплаты аванса, в том числе по отдельным этапам их исполнения, превышают месяц [3].
Таким образом, с учетом сроков проведения конкурентных закупок заказчики вправе потратить экономию лишь на процедуры малого объема, по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе, т.к. в соответствии с п. 12 Постановления № 1496, не позднее 02.10.2018 года приостанавливаются операции по постановке на учет принятых после 01.10.2018 года бюджетных обязательств, а также операций по доведению или отзыву главными распорядителями средств, после этого до 10.10.2018 года лимиты отзываются на лицевые счета главных распорядителей бюджетных средств.
Список источников:
1. Епифанова В.И., Подосинников Е.Ю., Золотарева О.Э. Актуальные вопросы, возникающие при осуществлении контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ. - Духовная ситуация
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (29) 2020 времени. Россия XXI век. Изд-во: некоммерческое партнерство «Академия методического и технического содействия экспертной деятельности». - Курск. -2018. - №4 (15). - 40 с.
2. Министерство финансов РФ: официальный сайт. URL:http://minfin.ru/ (дата обращения: 04.11.2019).
3. Федеральное казначейство РФ: официальный сайт Казначейства России. URL:http://roskazna.ru/ (дата обращения: 07.11.2019).
4. Счетная палата Российской Федерации: официальный сайт. URL:http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 27.10.2019)
5. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс»: официальный сайт. Постановление Правительства № 1496 от 09.12.2017 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.11.2019)