Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС РФ'

АНАЛИЗ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Положенцева Юлия Сергеевна, Степанова А.Р.

Положение машиностроительной отрасли в России неудовлетворительно из-за наличия структурных проблем, решение которых связано с проведением ряда преобразований. Инвестиционный климат является одним из основных сдерживающих факторов развития машиностроения. Он показывает высокий уровень неопределенности в экономике и не позволяет адекватно оценить эффективность инвестиционных проектов. Сложившийся кризис в машиностроительной отрасли связан с изношенностью основных фондов, технологическим отставанием от современных требований. Для решения данных проблем необходимо правильно выбрать направления инвестиционной политики. В настоящее время в Российской Федерации не существует единого подхода для выбора направлений инвестиционной политики машиностроительной отрасли. Существует потребность в разработке данных направлений для эффективного инвестирования машиностроительных производств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INVESTMENT IN THE MACHINE BUILDING COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION

The position of the machine-building industry in Russia is unsatisfactory due to the presence of structural problems, the solution of which is associated with a number of transformations. The investment climate is one of the main constraining factors for the development of mechanical engineering. It shows a high level of uncertainty in the economy and does not allow to adequately assess the effectiveness of investment projects. The current crisis in the engineering industry is associated with the deterioration of fixed assets, technological lagging behind modern requirements. To solve these problems, it is necessary to choose the right direction of investment policy. Currently, there is no single approach in the Russian Federation for choosing the directions of the investment policy of the machine-building industry. There is a need to develop these areas for effective investment in engineering industries.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС РФ»

_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 131

DOI: 10.47581/2021^92ЛБ.5.55.20 АНАЛИЗ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ

КОМПЛЕКС РФ Положенцева Юлия Сергеевна, доцент, к.э.н., (polojenceva84@mail.ru) Степанова А.Р., магистр (stepanova788@mail.ru) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

Положение машиностроительной отрасли в России неудовлетворительно из-за наличия структурных проблем, решение которых связано с проведением ряда преобразований. Инвестиционный климат является одним из основных сдерживающих факторов развития машиностроения. Он показывает высокий уровень неопределенности в экономике и не позволяет адекватно оценить эффективность инвестиционных проектов.

Сложившийся кризис в машиностроительной отрасли связан с изношенностью основных фондов, технологическим отставанием от современных требований. Для решения данных проблем необходимо правильно выбрать направления инвестиционной политики.

В настоящее время в Российской Федерации не существует единого подхода для выбора направлений инвестиционной политики машиностроительной отрасли. Существует потребность в разработке данных направлений для эффективного инвестирования машиностроительных производств.

Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ РФ № НШ-2702.2020.6 «Концептуальные основы новой парадигмы экономического развития в эпоху технологической и социальной трансформации»

Машиностроительная отрасль в Российской Федерации является одной из ведущих отраслей промышленности. Машиностроение включает в себя более двадцати подотраслей и при эффективной инвестиционной политике должно повлиять на инновационный сценарий развития. Машиностроительная отрасль обеспечивает оборудованием основные сектора экономики в России. Такие показатели как материалоёмкость, производительность труда, обороноспособность государства зависят от уровня развития машиностроения [2,6].

Однако специалисты говорят о пессимистичных перспективах развития машиностроительной отрасли. Это происходит из-за увеличения деятельности других отраслей экономики, которые выступают активными потребителями машиностроительной продукции. Приобретение продукции машиностроительного профиля у иностранных производителей, как альтернативное решение, не всегда целесообразно. Практика показывает, что

стоимость отечественного продукта обходится потребителю намного дешевле. Российская продукция таких направлений как тяжелое машиностроение, химическое и нефтяное, кораблестроение является одним из мировых лидеров в области качества. Однако машиностроительное производство столкнулось за последнее десятилетие с рядом следующих проблем: недостаточная загруженность основных производственных фондов, устаревшая инфраструктура, моральный и физический износ основных фондов, низкая инвестиционная привлекательность, а также дефицит рабочих кадров необходимой квалификации.

Поэтому необходимо рассмотреть направления инвестиционной политики машиностроительного комплекса Российской Федерации для того, чтобы выявить проблемные зоны и найти потенциальные точки роста[1,5]. Прежде чем непосредственно перейти к анализу инвестиционных процессов, происходящих в машиностроительном комплексе России, необходимо провести анализ инвестиционной деятельность в РФ в целом.

Анализ данных, представленных в таблице 1, показал, что за период с 2011 по 2020 годы общий объем инвестиций в основной капитал вырос на 9082,7 млрд руб. или в 1,82 раза.

Таблица 1 - Динамика инвестиций в основной капитал, мл

рд руб.

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Российская Федерация 11035,7 12586,1 13450,2 13902,6 13897,2 14748,9 16027,3 17782,0 19329,0 20118,4

Машиностроение является показателем индустриальной мощи экономики любой страны [3,4,7]. Проанализируем структуру экспорта российских товаров, так как экспорт сырьевых ресурсов, как стратегическая установка развития национальной экономики, оказывает на машиностроительную отрасль отрицательное воздействие и приводит её в тупик.

Таблица 2 - Структура экспорта российских товаров _за январь-декабрь 2020г., тыс. долл. [8]_

Наименование товарной отрасли Страны дальнего зарубежья Темп роста январь - декабрь 2020 к январю - декабрю 2019 в % Страны СНГ Темп роста январь - декабрь 2020 к январю - декабрю 2019 в %

ноябрь декабрь январь - декабрь ноябрь декабрь январь - декабрь

о т «о о 40

сч о 40 40 «о т 40 РП

РП с^ 40 О С^ 00 00 «о

Всего: «п РП 00 77,7 90,0

Продовольственные 2, 3, 9, 5, 6,

товары и сельскохо- ся 96 Г- 5 5 со 9, 8 г- 0, г- 29

зяйственное сырье ся 5 7 2 99 22 2 61 8 5 6 2 6 6

(кроме текстильного) 121,7 111,4

Минеральные продук- 12 776 281,6 14 652 232,6 [59 253 076,5 1 323 734,0 1 427 915,5 12 943 699,4

ты 63,2 77,1

Топливно- г 352 945,9 8, <о 7 8 8, 5 2 40 3 9 4 251 182,2 353 032,0 1 019 214,4

энергетические товары 1 14 5 62,5 1 77,5

Продукция химиче- 8, 6, 3 00 2, 6, 3 0, 3, 9 8 9, 7, 3, 5, о 2, 9, 2 ^

ской промышленно- о 3 7 6 4 5 8 5 9 0 6 о 7 7

сти,каучук 17 85,7 6 94,6

Кожевенное сы- 6, 2, 4, 2, 8, 8, 6, 8, 2,

рье,пушнина и изделия 6 со 8 5 8 ся 2 8 о 6 9 ^ 4 7

из них 63,4 106,0

Древесина и целлю- 5, 8, 8 7, 8, 8 9, 4 0 4, 8, 7 3, 8, 8, 5, 9

лозно-бумажные изде- ся 6 81 о 2 9 9 ся 0 00 5 8 9 21 о 8 2

лия 10 97,5 2 93,5

Текстиль,текстильные 28 614,4 31 383,2 И7 169,7 15 682,6 31 165,1 9, 7, 9 «о 6

изделия и обувь 3 100,1 1 108,4

Драгоценные кам- 8, 6, 2 ^ 8, 2 «о 7, 5, 5 3 5, 2, СО 0, 6, «о 3, 40

ни,драгоценные метал- о 5 2 40 91 6 0 0 4 4 3 6 6

лы и изделия из них 3 2 29 199,9 147,4

3, 2, 7 4, 6, 8 2, 4, 33 3, 0, 6, 7, 7, 2

Металлы и изделия из со 8 5 2 о 40 8 3 о 4 50 4 «о 571 О 9 6

них 2 4 28 93,1 6 91,7

Машины,оборудование о, 8, 9 «о 8, 5, 7 ся 4, 9 6 3, 4, 3 8, 9, 8 г- 5, 16 00

и транспортные сред- «о 9 5 со 5 6 91 6 41 8 00 7 0 о 6 3

ства 2 15 92,0 9 86,5

3, 9, 2, 9, 3, 0, 0, 6,

5 О 8 ^ о 9 со 40 7, 9 00 5, 4 го ся «о

Другие товары 81 7 3 4 65,9 71 92 7 9 103,1

Основу российского экспорта в январе-декабре 2020 года составляли топливно-энергетические товары, их удельный вес в товарной структуре экс-

134 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 порта составил 49,6%. В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья доля этих товаров составила 53,8%. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года стоимостной объем топливно-энергетических товаров снизился на 36,6%. В экспорте топливно-энергетического комплекса снизились объемы поставок электроэнергии - на 39,6%, керосина - на 16,7%, нефти - на 11,4%, газа - на 9,7%. Чтобы было нагляднее, представим структуру экспорта в виде диаграммы на рисунке 1.

Доля экспорта машин и оборудования в 2020 году составила 7,4%, в 2019 году - 6,6%. В структуре экспорта в страны дальнего зарубежья уровень этих товаров составил 5,5%, в страны СНГ - 19,3%. Снизились поставки электрического оборудования на 21,7%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного - на 26,2%, инструментов и аппаратов оптических - на 19,6%, оборудования механического - на 7,5%. Физические объемы поставок легковых автомобилей снизились на 41,2%, а грузовых автомобилей - на 17,7% [8].

Машиностроительные производства в России в основном расположены в европейской части страны. Почти 80% объема всей продукции выпускается в четырех федеральных округах. Лидирует Центральный федеральный округ - производство составляет около 1/3 всей продукции машиностроительного комплекса страны.

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) Минеральные продукты

Топливно-энергетические товары

Продукция химической промышленности, каучук

Кожевенное сырье,пушнина и изделия из них

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

■ Текстиль, текстильные изделия и обувь

■ Драгоценные камни,драгоценные металлы и изделия из них

Металлы и изделия из них

■ Машины,оборудование и транспортные средства

Рисунок 1 - Структура экспорта российских товаров за январь-декабрь 2020 г.

_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 135

Экономика Курской области хорошо развита благодаря промышленному производству, главным образом, в металлургической и нефтехимической отраслях, машиностроении, металлообработке, а также электроэнергетике. На долю Курской области приходится 48 % производства в стране конвейерных резинотканевых лент, 28,2 % — щелочных аккумуляторов и аккумуляторных батарей, 19,4 % — добыча железной руды.

Основной отраслью промышленности Курска является машиностроение. Его доля в общем объеме промышленности производства составляет более 35%. Также хорошо развито производство электрооборудования - 20,4% и химическое производство - 14,3%.

Машиностроительный комплекс Курской области представлен следующими предприятиями:

• ОАО «Курский электроаппаратный завод» - это крупнейший в России производитель автономных источников электроснабжения. Производство занимается изготовлением электростанций различного исполнения и комплектаций на базе двигателей производства отечественных и зарубежных фирм;

• ЗАО «Курское машиностроительное производство» является крупным производителем подшипников для комплектации автомобильной и сельскохозяйственной техники, изделий станкостроительной и электротехнической промышленности для Российской Федерации и стран СНГ;

• ЗАО «Энерготекс» - Машиностроительное предприятие специализировано на производстве продукции по следующим направлениям: нестан-дартизированное технологическое оборудование для атомных электростанций; системы контейнерного хранения и обращения с отработанным ядерным топливом; транспортно-технологическое оборудование для перемещения контейнеров по территории АЭС;

• АО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова» - предприятие авиационного приборостроения, которое обеспечивает выполнение полного цикла работ.

На рисунке 2 мы видим инвестиционную карту Курска и Курской области, на которой отмечено количество инвестиционных площадок и проектов в регионе. Несмотря на то, что машиностроительная отрасль является одной из ведущих в регионе, количество инвестиционных проектов, связанных с ней, крайне мало.

Одним из таких проектов является строительство индустриального парка «Юбилейный» в Курской области. Концепция развития индустриального парка подразумевает деление его территории на отдельные зоны, где будут располагаться промышленные предприятия близкие по отраслевому значению, сгруппированные в единый блок с общей инфраструктурой.

На территории парка будут размещены не менее 12 предприятий различных отраслей. Планируется, что основными специализациями парка станут: машиностроение, пищевая переработка, производство строительных материалов.

"ЕлЕц

о

ТТЖТЕТ

О -(

Ливны

Воронеж

Нововоронеж

О

Лиски

°Нова)

Уем

О

Рисунок 2 - Инвестиционная карта Курской области в 2021 г.

Кризисное состояние машиностроительной отрасли обусловлено проблемами в инвестиционной политике. Развитие инвестиционной деятельности в России является необходимой задачей для экономики. Производственный и инвестиционный потенциал российских предприятий способен развиваться несмотря на такое кризисное состояние. Машиностроительные производства нуждаются в макроэкономических импульсах, которые будут стимулировать инвестиционную активность. Также необходимо внимание со стороны государства для принятия ряда экономических решений на макроуровне, требуется разработка инвестиционной политики машиностроительной отрасли, необходимо вовлекать предприятия машиностроения в разработку инвестиционной политики.

Список литературы

1. Андросова И.В., Чарочкина Е.Ю., Сокольникова Е.С. Государственное регулирование инвестиционной деятельности на макроэкономическом уровне //Перспективы науки. 2015. № 10 (73). С. 126-129.

2. Кузьбожев Э.Н., Рябцева И.Ф., Некрасова А.С. Государственная экономическая политика и индикативное планирование на предприятии//Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 10 (313). С. 11-23.

3. Перепечаева Е.С., Симоненко Е.С. Оценка и управление конкурентоспособностью промышленного предприятия//Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 5-2 (44). С. 298-306.

4. Петрищева И.В. Интегральная оценка развития малых промышленных предприятий (на примере Курской области)//Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2009. Т. 9. № 4. С. 140-144.

5. Положенцева Ю.С., Вертакова Ю.В. Исследование инвестиционной привлекательности региона с целью повышения региональной конкурентоспособности//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2012. № 19 (138). С. 55-60.

6. Положенцева Ю.С., Вертакова Ю.В., Скочко А.Ю. Государственное регулирование структурных изменений в промышленности//Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 3 (37). С. 25-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Положенцева Ю.С., Фоменко В.В., Литвинова О.В. Обоснование стратегических ориентиров развития промышленности региона//Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 2 (53). С. 60-70.

8. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/13397

9. Индикативная оценка инвестиционной привлекательности Курской области/ Положенцева Ю.С.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 3 (3). С. 79-88.

10. Количественная оценка уровня развития межрегиональной связанности экономического пространства/ Положенцева Ю.С.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 3 (29). С. 116-128.

11. Финансовая господдержка субъектов малого и среднего бизнеса в России/ Положенцева Ю.С., Клевцова М.Г., Скорняков В.С.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 2 (28). С. 86-93.

12. Анализ инструментов территориального развития регионов в Российской федерации/ Положенцева Ю.С., Некипелов Т.С., Клевцова М.Г.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7, Том 2 (33). С. 125-130.

13. Прогнозирование регионального развития на основе теории магистралей/ Положенцева Ю.С., Тарасова А.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 2 (5). С. 127-135.

14. Дифференциация регионов по уровню инвестиционной привлекательности экономики/ Положенцева Ю.С.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 2 (20). С. 142-149.

Polozhentseva Yu.S., Associate Professor of the Department of Regional Economics and Management, Candidate of Economic Sciences, South-Western State University (polojenceva84@mail.ru)

Stepanova A.R., master, South-Western State University (stepanova788@mail.ru) ANALYSIS OF INVESTMENT IN THE MACHINE BUILDING COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The position of the machine-building industry in Russia is unsatisfactory due to the presence of structural problems, the solution of which is associated with a number of transformations. The investment climate is one of the main constraining factors for the development of mechanical engineering. It shows a high level of uncertainty in the economy and does not allow to adequately assess the effectiveness of investment projects. The current crisis in the engineering industry is associated with the deterioration of fixed assets, technological lagging behind modern requirements. To solve these problems, it is necessary to choose the right direction of investment policy.

Currently, there is no single approach in the Russian Federation for choosing the directions of the investment policy of the machine-building industry. There is a need to develop these areas for effective investment in engineering industries.

Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционная политика, машиностроительный комплекс, промышленность.

Key words: investment climate, investment policy, machine-building complex, industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.