Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАСТРОЙКА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЗОНЫ ОХРАНЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Брылко Полина Игоревна

В статье анализируются существующие инструменты охраны наследия градостроительной среды, в частности, рассмотрена действующая законодательная и нормативная база. Поднимается вопрос недостаточной детализации мероприятий по сохранению исторической застройки, влияющей на формирование градостроительного облика города и необходимости государственно закрепленной системы ограничений, обеспечивающих сохранение ключевых элементов исторической среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STATE PROTECTION INSTRUMENTS OF SAINT PETERSBURG'S HISTORICAL BUILDINGS

The article analyzes the existing urban environment heritage protection tools, in particular, the current legislative and regulatory basis is considered. The question of insu cient detailing of measures to preserve historical buildings, a ecting the formation of the city urban appearance and the need for a state xed system of restrictions, ensuring the preservation of historical environment key elements is raised.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

https://petrsu.ru

Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum

https://saf.petrsu.ru ISSN 2500-140Х

Студенческий научный электронный журнал

StudArctic Forum

№ 4 (20), 2020

Главный редактор

И. М. Суворова

Заместитель главного редактора

М.И. Зайцева

Редакционный совет

B.А. Шлямин В.С. Сюнёв

Г.Н. Колесников

C.В. Волкова

Редакционная коллегия

А.Ю. Борисов П.С. Воронина (ответственный секретарь) Р.В. Воронов Т.А. Гаврилов Е.О. Графова Л.А. Девятникова

А.А. Ившин А.Ф. Кривоноженко А.А. Кузьменков А.А. Лебедев (ответственный секретарь) Е.Н. Лузгина Ю.В. Никонова М.И. Раковская А.А. Скоропадская Е.И. Соколова И.М. Соломещ А.А. Шлямина

Службы поддержки

Е. В. Голубев А. А. Малышев

Издател ь

ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет» Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33

Адрес редакции

185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленина, 33. Е-mail:saf@petrsu.ru http://saf.petrsu.ru

© ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет», 2012-2021

Scientific journal StudArctic Forum

PFTROZAVOD5K STATE UNIVERSITY

©

https://saf.petrsu.ru ISSN 2500-140Х

https://petrsu.ru

Scientific journal

StudArctic Forum

No 4 (20), 2020

Editor-in-Chief

Irina Suvorova

Associate editor

Maria Zaitseva

Editorial staff

Valery Shlyamin Vladimir Siounev Gennady Kolesnikov Svetlana Volkova

Editorial staff

Alexey Borisov Polina Voronina (executive secretary) Roman Voronov Timmo Gavrilov Elena Grafova Lyudmila Devyatnikova Alexander Ivshin Alexander Krivonozhenko Alexander Kuzmenkov Alexander Lebedev (executive secretary) Elena Luzgina Yulia Nikonova Marina Rakovskaya Anna Skoropadskaya Evgeniya Sokolova

Ilya Solomesh Anastasia Shlyamina

Support Services

Evgeniy Golubev Anton Malyshko

Publisher

© Petrozavodsk State University, 2021

Address

33, Lenin av., 185910 Petrozavodsk, Republic of Karelia, Russia Е-mail:saf@petrsu.ru http://saf.petrsu.ru

© Petrozavodsk State University, 2012-2021

Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum

ПЕТРОЗАЕ

http://saf.petrsu.ru

http://petrsu.ru

Архитектура

БРЫЛКО Полина Игоревна

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Санкт-Петербург, Российская Федерация), polina.brylko@mail.ru

Анализ инструментов государственной охраны исторической

застройки Санкт-Петербурга

Научный руководитель:

Симанкина Татьяна Леонидовна

Статья поступила: 24.01.2020; Принята к публикации: 18.12.2020;

Аннотация: В статье анализируются существующие инструменты охраны наследия градостроительной среды, в частности, рассмотрена действующая законодательная и нормативная база. Поднимается вопрос недостаточной детализации мероприятий по сохранению исторической застройки, влияющей на формирование градостроительного облика города и необходимости государственно закрепленной системы ограничений, обеспечивающих сохранение ключевых элементов исторической среды.

Ключевые слова: историческая застройка, градостроительное законодательство, градостроительная среда, зоны охраны.

Для цитирования: Брылко П. И. Анализ инструментов государственной охраны исторической застройки Санк т-Пе тербурга // StudArctic Forum. 2020 № 4(20)

На сегодняшний день историческая застройка является одним из ключевых элементов в формировании ценных качеств окружающей городской среды, создавая характерный образ квартала, региона, города. Уже много лет в стране и за рубежом стоит проблема сохранения исторической городской среды, выделяются различные аспекты проблемы и компоненты самой среды, которые представляют историко-культурную ценность для человека.

Какова роль государства в сохранении и поддержании историко-культурной ценности градостроительной среды? Процесс разработки инструментов охраны отражен во всех нормативных и законодательных документах, на которых основаны сегодняшние системы охраны всемирного наследия - от отдельного объекта до защиты исторических городских ландшафтов. Большая часть их направлена на то, чтобы подчеркнуть драгоценные качества городской среды и процесс ее охраны, восстановления и развития.

На международном уровне сохранение памятников архитектуры осуществляется посредством включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО - международной организации по вопросам образования, науки и культуры. В российской практике объекты культурного наследия находятся под государственной охраной. Правовой каркас формируют: Федеральный закон от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия..», Постановление Правительства РФ от 12.09.2015 №972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия..», Постановление правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 №1681 «О Петербургской стратегии сохранения культурного наследия», Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, включающие карту градостроительного зонирования. Также нормы по урегулированию правоотношений по охране культурного наследия содержатся в Градостроительном Кодексе РФ.

Однако имеющаяся законодательная и нормативная база нуждается в усовершенствовании. Для начала необходимо разобраться в юридическом смысле понятия «историческая застройка». Имеющиеся нормативные акты определяют зоны исторической застройки как территории, сохранившиеся в историческом виде и включающие всю застройку, появившуюся до середины 50-х гг. XX века [1]. Понятие «историческое здание» можно встретить только в законе Санкт-Петербурга №820-7, согласно которому, исторические здания не состоят

на государственной охране как объекты культурного наследия, а юридическая трактовка понятия основана только на годе постройки и территории расположения.

Несмотря на то, что исторические здания не являются памятниками архитектуры, их значение не менее важно, потому что именно рядовая застройка более всего подвержена изменениям - часто можно наблюдать затянувшуюся на годы консервацию, ремонт, затрагивающий ценные архитектурные элементы объекта, перестройки, замену архитектурных деталей, а в некоторых случаях угрозу сноса. [5]

Инструментом государственной охраны исторических зданий в Санкт-Петербурге является закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия..», согласно которому любая градостроительная деятельность в границах Зон охраны должна осуществляться в интересах сохранения объектов культурного наследия и исторических зданий. Зоны охраны - это территории, на которых устанавливает особые требования в целях обеспечения сохранения объектов культурного наследия и окружающий их исторический ландшафт. [2] Таким образом, все исторические здания, находящиеся в пределах этих территорий, попадают под государственную защиту. Установление особых режимов использования и градостроительных регламентов в пределах охранных зон запрещает осуществление постореннего вмешательства в сложившуюся архитектурно-историческую среду.

Существует несколько видов Зон охраны, и для каждой из них установлены свои требования. Так, например, на территории охранной зоны ОЗ-1 строительство объектов капитального строительства, реконструкция, изменение внешнего облика зданий, демонтаж отдельных строительных конструкций могут быть осуществлены, если получено разрешение государственного органа охраны объектов культурного наследия (в Санкт-Петербурге - КГИОП), и если такие работы нацелены на «сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и (или) природной среды». [3]

Нельзя сказать, что существующие требования к сохранению исторических зданий и объектов культурного наследия достаточно детализированы. Так, например, в соответствии с требованиями Федерального Закона «О некоторых вопросах сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга..», капитальный ремонт, реконструкция и другие работы по сохранению исторического центра возможны, если их применение «не повлечет утрату архитектурного облика». Далее понятие «архитектурный облик» более ни чем не конкретизируется, и нормативно не закреплено.

Также в существующих законодательных актах можно обнаружить некоторые противоречия. Так, в Федеральном законе «О вопросах сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга...» снос зданий, за исключением объектов культурного наследия, возможен и считается одним из мероприятий по сохранению исторического центра. В то же время, в соответствии с требованиями Закона №820-7 снос исторических зданий запрещен, за исключением разборки аварийных конструкций.

В ходе практического применения Закона №820-7 неоднократно выявлялись слабые места законодательства. Для демонтажа аварийных конструкций исторических зданий необходимо получение положительного заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия - КГИОП. В частности, КГИОП не проверяет фактическую аварийность конструкций, а только результаты технической экспертизы. Между тем бумаги, которые предъявляются в Комитет, могут быть составлены в интересах заявителя, без надлежащей технической экспертизы конструкций. [8] Таким образом, здание находится под угрозой сноса. С другой стороны можно наблюдать ситуацию, когда исторические здания находятся в многолетней консервации, большинство из них - жилые, за годы своего существования подвергаются физическому и моральному износу.

Основная угроза сохранению исторического центра - бездействие, и как следствие, разрушение. [8] Существует ли реальное решение, как остановить разрушение? Требования действующих градостроительных нормативов (по инсоляции, по обеспечении парковками, минимальных расстояний и площадей) часто нельзя применить для исторического центра, что только тормозит процесс. Это может стать причиной потери городом индивидуальности своего исторического ядра и утраты пространственной целостности градостроительного облика. [4, 6, 7] В последние годы, действующие законодательные акты в некоторой степени смягчают нормативы по реконструкции исторической застройки. Так, например, в законе Санкт-Петербурга №820-7, при реконструкции исторических зданий, минимальная площадь озеленения и минимальное количество парковочных мест не устанавливается.

Улучшение инструментов государственной охраны, согласование интересов сохранения культурного наследия с необходимостью реконструкции территорий - одна из важнейших задач развивающегося города. Мероприятия по реконструкции территорий и объектов возможно только при условии соблюдения государственно закрепленной системы ограничений, обеспечивающих сохранение ключевых элементов исторической среды.

Список литературы

1. СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*;

2. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 №73-Ф3;

3. Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон»;

4. Туманик Г.Н. Регулирование этажности застройки и проблемы нормативно-правовой базы реконструкции ценной городской среды // Вестник ТГАСУ. - 2017. - № 5. - с. 58- 66;

5. Пасечник И.Л., Н.В. Марушина Н.В. Категория ценности в теории и практике сохранения исторической городской среды (в контексте изучения рядовой исторической застройки) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2019. - № 3. - с. 9-19.;

6. Дробина Л.Ю., Брайла Н.В., Виноградова Б.Б. Минимизация рисков инвестиционно-строительного проекта, осуществляемого в условиях исторической застройки. В сборнике: Региональные аспекты развития науки и образования в области архитектуры, строительства, землеустройства и кадастров в начале III тысячелетия материалы V Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Комсомольский-на-Амуре государственный университет. 2018. С. 515-520.;

7. latsinevich P., Braila N., Korenevskaya M., Erzakov S., Simankina T. Reconstruction of industrial building with nonstandard space-planning decisions/ В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 21, Construction - The Formation of Living Environment. 2018. С. 022045.;

8. Романова А. Почему исторический центр Петербурга разрушается, и как нам привести его в порядок // Фонтанка.ру: интернет-газета. 2019. URL: https://www.fontanka.ru/longreads/istoricheskiy_centr_peterburga/ (дата обращения: 7.12.2019);

9. Игнатьев Ю., Никифоров П. Строители-ценители. КГИОП готов ослабить охрану некоторых исторических зданий Петербурга // Деловой Петербург: интернет-газета. 2018. URL: https://www.dp.ru/aZ2018/08/19/Stroiteliceniteli/ (дата обращения: 7.12.2019).

Analysis of state protection instruments of SaintPetersburg's

historical buildings

Architecture

BRYLKO Polina

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (Saint Petersburg, Russian Federation), polina.brylko@mail.ru

Scientific adviser:

Simankina Tatiana Leonidovna

Paper submitted on: 01/24/2020; Accepted on: 12/18/2020;

Abstract: The article analyzes the existing urban environment heritage protection tools, in particular, the current legislative and regulatory basis is considered. The question of insufficient detailing of measures to preserve historical buildings, affecting the formation of the city urban appearance and the need for a statefixed system of restrictions, ensuring the preservation of historical environment key elements is raised.

Keywords: historical buildings, urban planning legislation, urban environment protection zones

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.