Скаморин Д.А.
АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ПОГРЕШНОСТЕЙ РАСТРОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРНЫХ ДАТЧИКОВ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ
Под инструментальными погрешностями понимают погрешности вызванные несовершенством технологических процессов изготовления, отклонением геометрических размеров от заданных в пределах допуска на изготовление, изменение характеристик прибора при изменении окружающих условий и изменение режимов питания.
Анализируя влияние инструментальных погрешностей на общую основную погрешность прибора можно определить наиболее рациональные значения допусков при изготовлении деталей и узлов конструкций, и тем самым добиться минимальной стоимости изготовления при получении заданной точности изготовления.
Основными технологическими факторами, вызывающими неравномерность воздушного зазора, и, следовательно, приводящими к изменению величины и формы выходных сигналов датчика, являются: эксцентриситет статора, биения ротора относительно статора, конусность и эллипсность рабочих поверхностей датчика.
Эксцентриситет статора.
На рисунке 1а показано взаимное положение статора и ротора для случая когда геометрическая ось ротора совпадает с центром вращения, а геометрическая ось статора смещена от него на величину эксцентриситета статора е .
Проведем из центра вращения О
две окружности радиусами
Я
Я = Яр +$о
г) конусность
Рисунок 1 - Технологические погрешности элементов растрового датчика
Несмещенное положение статора обозначено штриховой линией. Выберем на внутренней поверхности статора произвольную точку А . При смещении геометрической оси статора вдоль оси 00в на величину е , точка А1
переместиться в точку А1 .
Величина и направление отрезка А1А1 соответствует отрезку 0В0С . Проекция А1А1 на луч 0^ равна изменению воздушного зазора за счет эксцентриситета:
Д5 = А1А1 • созр = єс • созр .
Это соотношение справедливо для произвольной точки статора, поэтому закон изменения воздушного зазора имеет вид:
= 80 - Єс • гор .
Рассмотрим конструкцию канала углового перемещения с осевым расположением обмоток. В этом случае по
поверхности статора распределены По - обмоток с угловой шириной Др-
ік
Пп
Как известно, формула для вычисления магнитной проводимости воздушного зазора имеет вид:
где [Л0 - магнитная проницаемость воздушного зазора; ^ - величина воздушного зазора; S = I •И - пло-
щадь плоской обмотки.
Положим И = 1 , тогда площадь обмотки будет выражаться длиной дуги окружности статора. Выразим магнит-
ную проводимость для элемента участка статора гїОа = ц0-
Чтобы найти магнитную проводимость обмотки, центр которой задается углом ф, нужно проинтегрировать полученное выражение в необходимых пределах:
и
н
др т, п
р+— р+—
О. - иЛ J 'dr- иЛ j" dp
4
др 5t n 8o • єс • cosP
p----
П"
V5o - є' •sin—
4 -n
(1)
'o єс 80 • cos— - єс • cosp
П„
о
Значение погрешности АОа, вызванной наличием эксцентриситета 8с, найдем, взяв полный дифференциал от уравнения (1), перейдя к конечным отклонениям и положив при этом dRp = dRc = Ар
AGa - др •
8' - є' - RcS0 —-------c------— - arctg •
V8' - є' •sin—
/s' „'чЗ/' -тт
(8o - єс) 8n •cos-*
0 П"
Rcєс^іп — -1)(єс • cos— - 80 • cosp) n„ n„
є • cosp
• сИо
(2)
,гч9 2 \ г х о \ 2 с4 2 2 п
(So - єс )[(S0 • cos-єс • cos^) + 80 - єс]
по
Биения ротора.
На рисунке 2б показано взаимное положение статора и ротора при биениях.
Теперь геометрическая ось статора совпадает с центром вращения, а геометрическая ось ротора смещена от него на величину эксцентриситета ротора єр . Проведем из центра вращения - Ов две окружности радиусами Rp и R = Rp +S0 . Несмещенное положение статора обозначено штриховой линией. Выберем на поверхности статора произвольную точку - Л2 . При смещении геометрической оси ротора вдоль оси ООВ на величину Єр, точка Л переместиться в точку Л2 . Величина и направление отрезка Л2Л2 соответствует отрезку ОвОр . Проекция Л2Л2 на луч 0BF равна приращению воздушного зазора:
A5 = Л2Л2 • cosa = є • cosa .
Это соотношение справедливо для произвольной точки статора, поэтому закон изменения воздушного зазора от угла поворота ротора относительно статора будет иметь вид:
st=so-єр •cosa,
где a - угол поворота ротора относительно статора.
Выражение для расчета погрешности при биениях ротора, таким образом, получается аналогично выражению (2), если заменить Єс на Єр и ф на a .
Эллипсность
На рисунке 2в показано взаимное расположение статора и ротора в случае эллипсности. Геометрические оси статора и ротора с центром вращения, но ротор имеет форму эллипса. Выберем на поверхности ротора произвольную точку М(х, у). Её координаты: х = a • cosa , y = b • sina ,
где a = R0 +AR - большая полуось эллипса;
b = R0 - малая полуось эллипса;
AR - максимальное изменение воздушного зазора.
Текущий радиус-вектор произвольной точки на поверхности эллипса, равен:
Rx = sjx2 + y2 = ^(R0 + AR)2 • cos2 a + R2 • sin2 a .
Так как AR мало, то:
R„ - R„ 1 + °^R • cos' a .
' R0
Изменение воздушного зазора при этом
'Д-R
д8 - Rx - Ro - Ro \ l1 + • cos'a - Ro
= (AR + R0)2 = r2 -| 1 + • cos2a
Для реальной конструкции датчика значением AS2 можно пренебречь, и тогда значение AS = AR• COS2a . Отсюда 8t = 80 - AS = 80 - AR • cos2a =(1- AR cos2a) 80,
тгг AR где AR =----- .
So
Магнитная проводимость элементарного участка статора с угловым размером da равна Rcda da
dG = Ро~Г~ = ^ • Rc • —
8t 1 - ДЯ • cos a
+
где Rc = — .
С A
2n
Полная магнитная проводимость одной обмотки с угловой шириной Да = — при осевом расположении обмо-
Да
н------
2
da
Ga = J dG = J Ио • Rc -
\n n 1
a------
no
Vl - AR • sin
Да
2
- AR • cos a 2п
(3)
*>R c
- • arctg • -
J1^ AR “ n AR 2n AR
4 (1-----) • cos--------cos2a
2 n0 2
Значение погрешности AGa, вызванной эллипсностью, найдем, взяв дифференциал от уравнения (5.17)
AGa = Д p-----г
М1
И- о
- AR
arctg у-----------
. 2п
п„
•л/Г-
AR
_ AR | 2п AR
l--------- cos-----------cos2a
2 I n 2
(4)
Конусность
На рисунке 2г показано взаимное расположение статора и ротора при конусности. Внутренняя поверхность статора имеет форму цилиндра, а внешняя поверхность ротора имеет форму конуса. Для выбранной системы координат закон изменения воздушного зазора вдоль оси Х имеет вид
5 ^ Д5
^---- X ,
I о н
где 80 - начальный воздушный зазор;
Д8 - конусность зазора;
х - величина продольного перемещения ротора.
Для датчика с коаксиальным расположением обмоток магнитная проводимость элементарного участка статора шириной dx будет равна:
dx dx
— ИоТТ — Ио •-
St
s AS
S 0 + x
0 H
Для нахождения магнитной проводимости одной обмотки шириной h проинтегрируем полученное выражение в пределах обмотки:
ь ь
Gx =J dG = Ио J
2жКг • dx
” AT“:
2 so + lrx
2n^0R c H
' AS
■ fra.-
_ AS ( h 0+НГ{Х + 2
h
AS
H
где х - координата центра обмотки. Погрешность от конусности ротора имеет вид
AGa = Ap
2липН , Sn + AS
——— m ■ —-------
n„ • AS
8,
(5)
Погрешности зубцового сопряжения обусловлены отклонением от номинальных значений размеров угла наклона зубьев, ширины зуба и впадины, а также шага нарезки зубьев ротора и статора, длины зубьев статора и количества витков в секциях обмоток считывания.
Погрешности от ширины зуба (впадины) и шага сопряжения за счёт большого количества зубьев усредняются и практически не оказывают влияние на характер выходного сигнала.
Отклонение количества витков в секциях возбуждения и считывания и отклонение длины зубца приводят к изменению амплитуды выходных сигналов, которое не зависит от измеряемого параметра (углового или линейного перемещения), и может быть скомпенсировано с помощью выравнивающих элементов (резисторов).
n
о
гок
n
n
о
ЛИТЕРАТУРА
1. Браславский Д.А., Петров В.В. Точность измерительных устройств. -М., Машиностроение. -1976.