признание международных патентных бюро не конвертируется в сколько-нибудь весомые доводы: ни для редакций научных журналов, ни для учёных советов ВУЗов, ни для ВАКа. И наоборот, научные публикации, принятые самыми именитыми журналами, прошедшие при этом самое строгое рецензирование и обладающие самым высоким индексом цитируемости, для патентного ведомства не представляют никакой ценности. Всё происходит точно как в басне Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт». С одной стороны, система ФИЗТЕХа создавалась для подготовки новаторов на актуальных научно-технических проблемах локального уровня для инновационной сферы, находящейся в руках государства (его институтов и предприятий). А с другой стороны, наивысшие достижения глобального уровня, априорно ожидаемые от них, так и не стали конвертируемыми: ни с патентно-интеллектуальной, ни с экономической, ни с фундаментально-научной стороной оценки их весомости ни сегодня, ни в завтрашней перспективе. А вопросы правовой защиты интеллектуальной собственности в наиболее высоких достижениях вообще пришли к парадоксу: достижения Коперника, Галилея, Ньютона, Менделеева и других первооткрывателей не являются предметом интеллектуальной собственности их авторов, а текст пустопорожней попсовой песенки-однодневки типа «Зайка моя» - официально признаётся таковой в реальном суде по авторским экономическим правам! Можно ли думать о создании климата наивысшей приоритетности для активизации научно-технического творчества наиболее квалифицированной элиты Страны, если уникальнейшие продукты этого творчества: изобретения и новые интерпретации известных явлений в принципе не признаются ни в науке, ни в праве, ни в экономике завтрашнего дня, априорно ориентированной и справедливо надеющейся именно на них?
Из вышеприведенного - ясно, что решение задачи перевода Страны на инновационную экономику - в нынешнем состоянии системы подготовки кадров и оценки интеллектуальной собственности - принципиально невыполнимо. Для её решения здесь и сейчас, остро необходимо и ничем не заменимо по крайней мере - следующее:
1. радикальное уточнение главной задачи государственной системы подготовки кадров (не столько эрудиция ведомого и исполнительного «послушника», сколько - ментальность самостоятельно мыслящего исследователя, выдвигающего и проверяющего гипотезы в рамках строго научной фантастики, согласующейся со всеми фактами наблюдений.
2. создание головного звена этой системы в виде «Федерального центра подготовки кадров»: новаторов высшего звена, первооткрывателей новых, более инвариантных интерпретаций фактических наблюдений.
3. полная унификация системы ценностей интеллектуальной собственности во всех сферах фундаментальной и прикладной научной, инженерной и технической деятельности, чтобы оценки эффективности новаций, не зависели от локальных правил конкретной сферы деятельности, а экспертизы научной новизны, полезности и нетривиальности получили полную и исчерпывающую конвертируемость.
Без этого необходимого минимума нет никакого смысла в создании инновационных центров такого вида, как «Сколково». Ведь они способны реализовывать новационные идеи совершенно неопределённого происхождения, принципиально невзирая на подданство их создателей. И нет никакого смысла в привлечении туда иностранных брендов, фирм, промоутеров, импресарио, инноваторов, инвесторов, логистиков, оценщиков интеллектуальной собственности для её включения в уставной капитал фирм и так далее. Ведь все они руководствуются экономическими интересами своих стран и корпораций, и их никоим образом не заботят перспективы экономики и обороноспособности нашей многострадальной Страны.
Без новаторов или (хотя бы) без учёта гражданских и экономических интересов их создателей не будет смысла и в льготах и преференциях для малого бизнеса в инновационной сфере, наиболее эффективно осуществляемого через создание временных творческих коллективов (своеобразная научная «антреприза»). Пока новатор рассматривается по инерции социалистической ментальности - как бесплатное и бесправное приложение к государственной машине, он как носитель интеллектуальной собственности, принципиально не отчуждаемой от личности её автора, сам вправе решать как распорядиться ею. И никакие принуждения тут не помогут. Миром будущего будет править творческий разум свободных личностей-творцов, а основой их взаимодействия с обществом себе подобных будет естественный и взаимовыгодный консенсус интересов по демократическому улучшению качества жизни всех и каждого.
И этот путь неизбежен не только для одной отдельно взятой страны, но и для всего мира «HOMO SAPIENS», то есть людей разумных в отличие от людей просто неглупых, к которым мы все себя склонны относить по умолчанию.
Гужов В.В.
к.э.н., доцент МЭСИ
АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
В образовании роль инновационных, несомненно, принадлежит информационным и телекоммуникационным технологиям, т.е. таким, которые являются основой образовательных технологий, использующих средства информационно-вычислительной техники и в совокупности образующих технологическую инфраструктуру учебного заведения.
Критические образовательные технологии обеспечивают создание на основе инфраструктуры корпоративных телекоммуникационных сетей образовательных учреждений распределенных баз образовательных технологий, которые благодаря этой инфраструктуре могут использоваться в любом месте образовательного пространства, в том числе и в процессе реализации идеологии дистанционного образования.
В этой связи важнейшими направлениями информатизации образования являются:
- реализация виртуальной информационно-образовательной среды на уровне учебного заведения, предусматривающая выполнение комплекса работ по созданию и обеспечению технологии его функционирования;
- системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;
- построение и развитие единого образовательного информационного пространства.
По существу речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды системы образования, о представлении новых возможностей как для опережающего, развивающего образования каждой личности, так и для роста совокупного общественного интеллекта.
Важным и эффективным условием прогресса любого общества являлось и является создание и расширение единого интерактивного информационного пространства. Именно единые информационные пространства исторически в значительной степени способствовали ускорению развития всего человечества в целом, являлись решающим фактором совершенствования цивилизации во всех сферах (духовной, профессиональной, телесной, культурной и других). Обмен знаниями, объединение усилий по дальнейшему познанию природы, по развитию науки, техники, культуры — всё это способствует эффективному повышению материального уровня. Поэтому создание единого интерактивного информационного пространства можно считать стратегической целью внедрения современных и перспективных информационных технологий во все сферы человеческой деятельности.
Основные цели построения единого информационного пространства в образовании связаны с предоставлением принципиально новых возможностей для познавательной творческой деятельности человека. Это может быть достигнуто благодаря современному информационному и техническому оснащению основных видов деятельности в образовании: учебной, педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертной и др.
Построение единого информационного пространства в образовании позволит добиться:
- повышения эффективности и качества процесса обучения;
- интенсификации процесса научных исследований в образовательных учреждениях;
- сокращения времени и улучшения условий для дополнительного образования и образования взрослых;
- повышения оперативности и эффективности управления отдельными образовательными учреждениями и системой образования в целом;
- интеграции национальных информационных образовательных систем в мировую сеть, что значительно облегчит доступ к международным информационным ресурсам в области образования, науки, культуры и в других сферах.
Вместе с тем новые информационные технологии в образовании оказывают в ряде аспектов очевидные негативные влияния:
- различный, но неравноправный доступ;
- неоправданно высокие ожидания;
- утрата личного общения;
- эквивалентность диплома работе;
- движение к международной стандартизации.
Перспективная система образования должна учитывать основные вызовы XXI века и связанные с ними важнейшие проблемы человека в современном и наступающем информационном обществе. К важнейшим направлениям перехода к новой образовательной концепции, которая станет основой необходимой для условий XXI века перспективной системы образования, относятся, в частности реализация концепции опережающего образования; широкое использование методов инновационного и развивающего образования на основе применения перспективных информационных технологий; повышение доступности качественного образования путем развития системы дистанционного обучения и средств информационной поддержки учебного процесса современными информационными и телекоммуникационными технологиями.
В результате влияния информационных ресурсов нового типа на роли учащегося и преподавателя в учебном процессе, их отношения в педагогических коммуникациях трансформируются. И для преподавателя, и для учащегося ресурсы удаленного доступа становятся источниками новых креативных форм обучения, безгранично возможности привлечения самых разнообразных данных, как во время аудиторных занятий, так и в ходе самостоятельной работы. Доступность огромного объема информации предоставляет учащимся возможность равноправно участвовать в решении практических задач, например, в проведении аналитического исследования.
Новые типы ресурсов обостряют проблему информационной культуры, как учащихся, так и преподавателей: адаптация к современному информационному пространству обретает первостепенную важность для качества образования, определяя процессы профессионального становления и развития человека, его социализации как члена общества, в целом самореализацию личности.
Современные информационные технологии позволяют применять в образовании инновационные методы обучения. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образовательных услуг, но в тоже время требует изменения содержания и методов обучения.
Степень интеграции новых информационных технологий в учебный процесс условно можно разделить на три уровня.
Первый уровень. Разработка и предоставление учебного материала на базе новых технологий и их использование в отдельных учебных дисциплинах, т. е. использование средств представления учебной информации. Например, создание электронных учебных пособий и практикумов, а также использование новых технологий для проведения очных (традиционных) лекций и семинаров с использованием презентаций и т. д.
Второй уровень. Реализация учебного процесса с использованием интерактивных средств взаимодействия участников образовательного процесса (технологии дистанционного или открытого обучения в глобальной сети). На данном уровне используются веб-конференции, форумы, электронные учебно-методические материалы и др.
Третий уровень Использование интегрированных образовательных сред, где главной составляющей являются не только применяемые технологии, но и содержательная часть, т.е. информационные ресурсы. Сочетание современных средств информатики и информационных ресурсов позволяет создавать учебные дисциплины на базе деловых ресурсов Интернет, профессиональных баз данных. На данном уровне новые информационные технологии используются как средство доступа к мировым информационным ресурсам, на базе которых строится учебный процесс.
Основные характеристики новых образовательных ресурсов:
Деловые ресурсы Интернет имеют огромное значение как часть информационного обеспечения образовательных программ. Интернет как глобальная сеть объединяет ресурсы свободного доступа со всего мира. Среди этих ресурсов важное место занимают государственные ресурсы разных стран, межправительственных и международных организаций, также как и сектор коммерческой информации в Интернет, а именно справочной и статистической информации, сектор научно-технической информации.
Образовательные Интернет-порталы. В настоящее время создается система образовательных Интернет-порталов, состоящая из взаимосвязанных веб-сайтов, посвященных различным сферам образования. К образовательным порталам предъявляются высокие требования. Они должны постоянно функционировать, эффективно обеспечивать образовательное сообщество качественными образовательными ресурсами для соответствующих уровней образования, а также быть функционально и информационно связанными со всей системой образовательных порталов (табл. 1).
Таблица 1
Образовательные порталы
Дополнительное образование детей http://www.vidod.edu.ru
Естественно-научный образовательный портал http://www.en.edu.ru
Здоровье и образование http://www.valeo.edu.ru
Инженерное образование http://www.techno.edu.ru
Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://www.ict.edu.ru
Международное образование http://www.intcrnational.edu.ru
Образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ http://www.sng.edu.ru
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена (ЕГЭ) http://www.ege.edu.ru
Реализация федеральных и региональных программ развития образования http://www.development.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
Российское образование http://www.edu.ru
Социально-гуманитарное и политологическое образование http://www.humanities.edu.ru
Экономика, социология, менеджмент http://www.ecsocman.edu.ru
Юридическая Россия http://www.law.edu.ru
Большинство стран с развитой системой образования имеют свои образовательные веб-ресурсы. Основным хранилищем информационных ресурсов в сети европейской системы образования является портал проекта SchoolNet. Этот проект объединяет усилия национальных органов управления образованием более чем в 20 странах Европы.
Электронная библиотека. Неоспоримым преимуществом электронных библиотек является сокращение времени и других затрат на поиск необходимой публикации, а также возможность одновременного обслуживания большого количества пользователей.
Электронные библиотеки широко распространены на уровне отдельных вузов. Вузы, на протяжении долгого времени собирая и генерируя информационные ресурсы, расширили базу знаний для своих студентов. К настоящему времени создано большое количество электронных учебных материалов и обучающих программ. Однако информация о них практически неизвестна широкому кругу пользователей. Сейчас предпринимаются шаги по организации этих ресурсов, их поддержки в долгосрочном периоде.
В настоящее время общее количество общедоступных научно-образовательных электронных библиотек и коллекций документов в российском сегменте Интернета составляет около 400. В это число не входят небольшие полнотекстовые коллекции, создаваемые частными лицами, а также тематические сайты организаций, встроенные или объединенные в разные порталы.
Электронные учебники в настоящий момент уже получили широкое распространение и доказали свою эффективность в преподавании некоторых дисциплин, например, иностранного языка.
Образовательным электронным изданием или электронным учебником является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение пользователями знаниями, умениями и навыками в этой области.
В целом, электронное издание представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, визуальной и другой информации. Электронное издание может содержать информационные источники, инструменты создания и обработки информации, также может быть исполнено на любом электронном носителе или опубликовано в сети.
Экспертные обучающие системы реализуются на базе идей и технологий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач, т.е. способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из определенной предметной области. При этом экспертная система обеспечивает пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения.
Сетевые ресурсы, ресурсы удаленного доступа, такие как профессиональные базы данных радикально отличаются от традиционных образовательных ресурсов, делая возможным развитие новых направлений в обучении.
Обучение с использованием деловых ресурсов Интернет и профессиональных баз наполняет учебную программу качественно новым содержанием, позволяет использовать в учебном процессе профессиональные информационные ресурсы, которые доступны специалистам для решения реальных практических задач.
Информационные ресурсы удаленного доступа используются в учебном процессе вузов многих стран мира. Опираясь на практический опыт в использовании информационных технологий и ресурсов в учебном процессе можно выделить два направления:
Обучение информационной грамотности.
Обучение на базе информационных ресурсов.
Это разделение носит условный характер, так как оба направления в учебном процессе являются взаимодополняющими и провести между ними четкую границу невозможно.
Информационное обучение как новая образовательная технология позволит решить некоторые противоречия, возникающие при традиционном образовании. К их числу можно отнести:
- высокую степень нормативности теоретического знания, потенциальную опасность формирования догматичности в суждениях и оценках, потерю гибкости мышления;
- высокую скорость обновления предметного знания и его низкую актуализацию в практической деятельности;
- отсутствие четко определенной ориентации на творчество и инновации.
Традиционное образование доказало свою эффективность в обучении фундаментальным знаниям, образующим основу профессионального развития специалиста. Развитие общества, в котором доминируют информационные технологии и информация, требует новых подходов к обучению.
По типу информационных ресурсов, используемых в учебной программе, можно условно выделить несколько образовательных технологий. В понятие традиционных информационных ресурсов входят книги, учебники и т.п., электронные ресурсы - электронные учебники, обучающие компьютерные программы и т.п., электронные сетевые ресурсы - профессиональные базы данных, ресурсы Интернет, ресурсы удаленного доступа и т.п.
Традиционно, информационные ресурсы образования в форме книг, учебных пособий используются для закрепления и углубления полученного на занятиях материала, знаний. Основным элементом обучения в данном случае является знание, как проверенный практикой общества результат познания действительности, основные особенности которого - систематичность, непротиворечивость и, главное, объективность и независимость от желаний и воли людей.
Рисунок 1.
Технологии обучения по типу используемых информационных ресурсов
В современном образовании информация является также основным элементом учебного процесса. В учебном процессе, построенном на информации, повышается роль учащегося, т.к. он усваивает не готовые представления и понятия, а из множества фактов, сведений, мнений делает свои выводы. Таким образом, процесс систематизации и сопоставления информации возлагается не только на преподавателя, но и на учащегося.
Обучение на базе информационных ресурсов подразумевает активную роль обучающегося в использовании широкого набора информационных ресурсов для изучения какого-либо явления, объекта, теории и т.п. Роль преподавателя в таком случае заключается в консультировании и мотивации обучаемого. Преподаватель задает учащемуся стимул для поиска необходимой информации и решения проблемы.
Обучение на базе информационных ресурсов включает активное использование различных ресурсов (книги, журналы, базы данных, сетевые ресурсы и т.п.), а также различных средств доступа к информации. Учащийся через выбор и поиск доступных информационных ресурсов получает опыт решения прикладных задач, а также уверенность в собственных силах.
Подобное обучение нацелено на отображение реальных возможностей в решении задачи. Новые знания извлекаются в процессе решения проблемы с помощью информационных технологий из потока информационных ресурсов.
При построении учебного процесса на базе информационных ресурсов используется исследовательский метод обучения. Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:
- преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему, на разрешение которой отводится отрезок времени;
- преподаватель не сообщает знаний учащимся. Они самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют учащиеся;
- деятельность преподавателя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
- учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, обучение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Эффективность обучения на базе информационных ресурсов зависит от качества, количества ресурсов и информационных технологий, доступных учащимся и преподавателям.
Обучение на базе информационных ресурсов обладает рядом достоинств:
- поощрение использования различных видов информационных ресурсов;
- поощрение глубокого изучения определенной тематики, которое приводит к результатам высокого качества;
- проведение исследований, способствующих приобретению знаний через активное взаимодействие с информационными ресурсами;
- приобретение информационных навыков, позволяющих эффективно работать с различными информационными ресурсами;
- развитие навыков решения проблем, критически оценивать не только найденную информацию, но и найденные решения;
- выделение процесса накопления информации, как последовательного процесса приобретения знаний;
- повышение требований к содержанию учебных программ;
- поощрение развития информационных навыков через самообучение.
Основным результатом обучения на базе информационных ресурсов является приобретение учащимся новых знаний самостоятельно. То есть в процессе обучения учащийся решает различные информационные задачи, всесторонне используя информационные ресурсы.
В результате обучения на базе информационных ресурсов учащийся также овладевает технологиями, позволяющими ему получать новые знания, совершенствовать свои профессиональные навыки. Этот вывод является одним из главных преимуществ, так как в настоящее время необходимость профессионального обучения на протяжении всей жизни является очевидной.
Особое место данная подготовка занимает в открытом или дистанционном обучении, при котором учащийся самостоятельно изучает дисциплину, как правило, опираясь на рекомендованный учебный материал (учебник или учебное пособие). Владение информационной грамотностью дает возможность учащемуся ознакомиться с обширной информацией по изучаемому вопросу, то есть получить новые знания, ознакомиться с другими точками зрения, существующими у специалистов по данной проблематике. Приобретение практических навыков в открытом образовании может быть построено на реальной информации, полученной обучающимся непосредственно из мировых информационных ресурсов.
Самое первое из всех известных изобретений - «Интернет-книги». Подготовка электронных версий лекционных записей и книг - наиболее легкий и оперативный путь в Интернет. В этом случае совершенно не требуются какие-то особенные знания по программированию, нет необходимости знать языки HTML или JAVA. Вспомогательные программы позволяют экспортировать все, что нужно, практически из любого текстового редактора в HTML.
Также в связи с быстрым развитием современных технологий большую популярность приобрели обучающие системы, основанные на Web-технологиях. Так как Интернет доступен всем в мире независимо от времени и местоположения, то использование таких систем не требует дорогостоящего оборудования. Персональный компьютер с практически любой операционной системой, Web-браузер и доступ к Интернету позволяют войти в сеть и, следовательно, обучаться дистанционно. Системы обучения, основанные на Web-технологиях, - асинхронны, поэтому они не требуют одновременного присутствия преподавателя и учеников. Заранее приготовленные лекции передаются по сети.
Под влиянием Интернета и других информационных сетей глобального масштаба профессиональное и бизнес-образование претерпевают существенные изменения в самых разных его областях. Это характерно для всех экономически развитых государств, но и большинство развивающихся стран, несмотря на имеющиеся у них трудности и проблемы, прилагают усилия к тому, чтобы не отстать от формирующегося мирового образовательного сообщества.
Современный Интернет создаёт условия для организации всемирного образовательного форума, в пределах которого появляется возможность разрабатывать, преподавать и динамично корректировать большое количество учеб-
ных курсов. Каждый студент в этой глобальной аудитории имеет доступ к широчайшему кругу информационных ресурсов, оставаясь при этом абсолютно свободным от каких бы то ни было пространственно-временных ограничений. В таких условиях учащимся и преподавателям требуется только найти и выбрать оптимальные для себя инструменты и способы работы. В результате, по мере внедрения в образовательный процесс сетевых технологий, полностью меняются методы и средства получения студентами знаний и навыков.
Интернет дает учащимся возможность в процессе обучения обращаться к таким, ранее не использовавшимся (или использовавшимся в малой степени) в обучении ресурсам, как оперативная деловая информация, новости о политике и других событиях, результаты он-лайн опросов, разнообразные статистические данные и финансовые отчеты фирм, он-лайновые карты, оцифрованные изображения, видео- и звуковые файлы, ресурсы групп новостей и списков рассылки, обучающие программы и т.д. (рис. 2).
Внедрение технологии Интернет образования способствует формированию новой роли учителя, который уже не столько является источником информации, фактов, знаний, (так как сама среда Интернет берет эту роль на себя) сколько выступает в роли учителя-технолога, который советует, консультирует учащихся, помогая им понять сам процесс обучения в этой среде, координируя их деятельность. Для эффективного внедрения технологии Интернет образования необходимо, чтобы педагоги владели следующими базовыми технологиями: технологией электронной почты, технологией поиска информации в Интернете, используя различные поисковые машины, технологией on-line-общения, технологией размещения информации в Интернете, используя технологии Web-проектирования и Web-дизайна.
Рисунок 2.
Использование различных видов ресурсов сети Интернет в образовательном процессе
Инновационные изменения в Интернет-образовании привели к появлению технологии web-2.0. В своем базовом варианте web 2.0 означает, что каждый пользователь может очень просто создавать и распространять контент в Интернете. Это включает запись в блог, передачу видео через YouTube, размещение картинок на Flickr, создание контента в wikis (как в Wikipedia), а также разработку социальных сетей типа MySpace. Ключевые компоненты для web 2.0 - простые в использовании инструменты и совместное/социальное взаимодействие с ожидаемыми результатами.
Интеграция инструментов web 2.0 с современными информационными образовательными технологиями привела к появлению новой методики обучения, получившей название: e-learning 2.0. Следует отметить, что появление новой образовательной методики происходило не одномоментно. В рассматриваемом процессе можно выделить эволюционные изменения, которые включали в себя как совершенствование контента образовательной системы, так и изменение ее архитектуры и методов взаимодействия с пользователем. В самом простом представлении эволюцию основных этапов развития системы e-learning можно отобразить в табл. 2.
Таблица 2
Этапы модернизации системы образования е-1еагш^
е-1еагшгщ 1.0 е-1еатг^ 1.3 е-1еагт^ 2.0
Основные компоненты • курсы • ЬМБ - системы управления обучением • средства разработки (ауторин-га) • связанные комплекты • ЬСМБ - системы управления учебным контентом • средства быстрой разработки • вики • социальные сети и общие закладки • блоги • Л(111-т8 (надстраиваемые компоненты) • Ма8И-ир8 (приложения, дающие доступ к нескольким БД)
Права сверху вниз, однонаправлено сверху вниз, совместная работа снизу вверх, инициатива учеников, взаимообучение
Время разработки долго быстро нет
Размер контента 60 минут 15 минут 1 минута
Время доступа до работы в перерывах во время работы
Виртуальные встречи класс по приглашению, в часы работы между собой, с экспертами
Процесс обучения все за один раз в несколько заходов когда нужно
Доступ к контенту ЬМБ почта, интранет поиск, ЯББ
Инициатор инструктор учащийся сотрудник
Создатель контента дизайнер контента эксперт по тематике любой
Е-1еагш^ 1.0 - первое поколение обучения (в действительности - тренинга), проводимого через вэб. Может быть охарактеризовано курсом в 60 и более минут. Наиболее часто использовались синхронные курсы, поставляемые через виртуальный учебный класс или асинхронные курсы, построенные с использованием инструментов для авторинга, дизайн контента обычно следовал модели традиционного обучения, разработанный дизайнером по обучению. Ну и конечно курсы управлялись через ЬМЕ.
Е-1еагт^ 1.3 - такое понятие используют для поколения е-1еагш^, существующего последние несколько лет, при котором разработка происходит быстрее, а процесс обучения разбит на более мелкие куски. Обучение доступно в контексте рабочего места и форма доставки гораздо более проста. По этой причине обучение не всегда доступно через ЬМ8, а доставляется до ученика через почтовые сообщения и ссылками на доступ к корпоративному интранету. Контент в е-1еатт^ 1.3 создается обычно экспертами по тематике по шаблонам, с использованием средств быстрой разработки и систем управления учебным контентом (ЬСМ8). Ну и дополнительно, виртуальные классы или обсуждения могут организовываться по мере необходимости как часть общего учебного процесса.
Как видно из номера, е-1еагт^ 2.0 - это гораздо более крупный шаг изменений, чем при переходе от е-1еатт^ 1.0 на е-1еагш^ 1.3. е-1еагт^ 2.0 основано на инструментах, в которых комбинируется простая разработка контента, распространение через вэб и встроенные средства совместной работы. Создавать контент может любой сотрудник, даже в процессе текущей работы. В сущности, требования и ожидания от е-1еагт^ 2.0, это органичное совмещение работы и обучения в одном процессе, управляемым самим сотрудником.
Очень важно заметить, что е-1еагт^ 1.0, е-1еагш^ 1.3, и е-1еагт^ 2.0 представляют эволюцию методов, использующих вэб для поддержки обучения и увеличения производительности человека. Но, например, в одно и то же время существуют одновременно ЛМ/РМ радио, СБ, и 1Ро^ то же можно сказать в отношении е-1еагт^ 1.0, е-1еагт^ 1.3, и е-1еагт^ 2.0. Другими словами, хотя колонки в табличке отделены друг от друга, практические решения могут быть комбинацией методик из нескольких поколений.
Вооружившись таким пониманием, попробуем посмотреть, когда можно использовать каждый метод. Е-1еагт^ 1.0 решения останутся для использования в тех случаях, когда объем контента велик, аудитория достаточно большая, ее потребности известны, а знания находятся примерно на одном расстоянии от уровня знаний эксперта. Е-1еатт^ 1.0 также может использоваться в случае сертификационного обучения или обучения навыкам с высокой значимостью ошибки. Е-1еатт^ 1.3 может быть использован для быстрого целевого обучения или просто обычной передачи информации о новых продуктах, процедурах, системах и т.д. Е-1еагт^ 2.0 может быть использован для совершенно различных учебных задач. Е-1еагт^ 2.0 также очень пригоден в тех случаях, когда контент не может быть эффективно формализован без больших финансовых затрат на анализ и разработку, поскольку информации очень много и она непрерывно меняется и воспроизводится в процессе работы.
Подводя некий промежуточный итог, следует отметить, что система интерактивного обучения в области профессионального образования является в настоящее время сложной и разнородной. В качестве её неотъемлемых составных частей выступают и разнообразные экспериментальные разработки и модели обучения, получившие широкое практическое применение. При том, что многие из этих моделей создаются и функционируют на базе различных учебных заведении и их вклад в социальное развитие на государственном уровне уже не вызывает сомнений. Но очевидно и то, что для дальнейшего прогресса дистанционного интерактивного обучения необходимо систематизировать имеющиеся знания в данной области и формировать унифицированную, интегрированную в современную модель образования, методику электронного обучения.
Необходимость постоянного совершенствования уровня знаний и профессиональных навыков признана основополагающей общественной потребностью всего современного мира, а дистанционное и электронное обучение со
свойственной ему гибкостью, автономностью и модульной структурой курсов и программ станет одним из наиболее эффективных средств удовлетворения этой потребности в будущем.
Ермолова Е.А.
ассистент Уральского ГПУ Лобут А.А.
к.э.н., доцент, декан экономического факультета Уральского ГПУ
Морозов Г.Б.
к.э.н., с.н.с., зав. кафедрой Уральского ГПУ
КОГДА ДЕШЕВО - ГНИЛО! (О реформах финансирования школьного образования в России)
2010 год в России был объявлен годом учителя и на этот раз он принес учителям не только торжественные мероприятия и объявление образования одной из приоритетных сфер политики государства, но и развал (реформу) системы образования. Современная модернизация российской системы образования находит широкий отклик в общественных и педагогических кругах и, как правило, в абсолютном большинстве, резко отрицательный. Особо негативно воспринимается в данном контексте модернизация систем оплаты труда современного российского учительства и грядущее сокращение числа учителей.
Еще недавно труд учителей школ оплачивался на основе урочно-почасовой системы, заложенной в 30-х гг. прошлого века, где в нормируемую часть рабочего времени учителя включалось время, непосредственно относящееся к урокам. Нормируемая часть определялась в астрономических часах и включала уроки независимо от их продолжительности и перемены между занятиями. При этом продолжительность учебных занятий не могла превышать 45 минут. Сейчас заработная плата учителя стала зависеть от норматива - затрат на обучение одного ученика в год, норматив которых составляет от 1,8 до 4,5 руб.
До недавнего времени труд учителя оплачивался на основании категории, присваиваемой по итогам аттестации. У учителей был стимул повышения квалификации в течение 5 лет с одной категории на другую более высокую. Сегодня категории педагогов сохранены, но разница в оплате между II и I категориями составляет примерно 200 руб., а между I и высшей - 500 руб. Такая оплата труда не стимулирует к самообразованию, к самосовершенствованию, профессиональному росту. Потому назревает проблема в оплате труда педагогов, ведущая к принижению роли их квалификации.
Авторы реформ выделяют 6 основных недостатков урочно-почасовой системы оплаты учителя и предлагают подушевую систему, основываясь на следующих умозаключениях.
1. По результатам международных исследований, Россия, по мнению авторов реформ, остается страной с наибольшей часовой нагрузкой школьников в течение года. И при этом с невысоким суммарным количеством учебных недель в году (порядка 35 из-за традиционных 3-месячных летних каникул), в то время как за рубежом учебный год длится на 3-4 недели дольше [7].
Авторы реформ предполагают снизить урочную нагрузку детей и преподавателей школ и освободить педагогам и детям больше времени для самостоятельной и творческой деятельности. Однако, как показывает практика, далеко не все дети готовы участвовать во внеклассной творческой деятельности и осуществлять самостоятельную работу. Нужен определенный переходный период, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной работе, приучить их учиться, а приравнивание школьников к студентам, которые большую часть знаний приобретают за счет самостоятельной работы, приведет к тому, что фактически дети получат «свободное посещение» занятий, которое, как правило, на практике превратится в «свободное непосещение» или «умственную перегрузку», связанную с увеличением обязательных учебных дисциплин в учебном плане. Отсюда проблема: экономическое стимулирование труда педагогов выльется в перегрузку детей занятиями или как вариант - в отсутствие полноценного учебного процесса.
2. Обучение детей по пятидневной рабочей неделе высвободит добавочный день отдыха для педагога и дает возможность экономии расходов на оплату труда. Отметим, что упразднение 6-ти дневной учебной недели лишает учителей начальных классов примерно 10% заработка [7].
Но средняя школа в выборе предметов и количества учебных часов, руководствуется государственными образовательными стандартами, в которых предусматривается обязательный минимум по основным учебным дисциплинам, есть учебный план, на основе которого определяется нагрузка и составляется расписание. Выбор школой 6-ти дневной недели обусловлен не экономической заинтересованностью учителей, а желанием сделать учебную нагрузку детей равномерной, обеспечить детям полное и качественное обучение и развитие.
Возникает проблема - необходимость реализации учебного плана по шестидневной неделе с оплатой труда педагога на основе затраченного времени в течение недели.
3. Оплата труда педагога должна определяться не количеством преподаваемых часов, а качеством преподавания. По мнению авторов реформы, урочно-почасовая система, подталкивает учителей к увеличению количества преподаваемых часов и приводит к понижению качества преподавания. «Чем хуже работает учитель, тем больше он получает» [7]. Получается, что качество образования зависит не от опыта и квалификации учителя, а от того, как много или мало он ведет часов. Следуя данной логике, чем меньше учитель ведет часов, тем больше он должен получать за работу.