Научная статья на тему 'Анализ инновационных процессов в России'

Анализ инновационных процессов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТОРГОВЛЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тараканова Е. В.

Статья посвящена раскрытию понятия «инновации», которые получили широкое признание. Сформулированы обобщающие выводы понятия «инновации» на основе определений различных авторов. Проведен анализ затрат, которые расходуются на исследования и разработки в различных странах. В статье рассмотрен уровень инновационной активности организаций промышленного производства и сферы услуг, осуществлявших технологические и нетехнологические инновации в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ инновационных процессов в России»

2. В таблицу включены не все возможные критерии и показатели. Таблица может быть дополнена различными критериями, для более точного анализа, однако эти критерии должны быть равнозначно используемы в оцениваемых вариантах инноваций.

Разработанный показатель может быть применен при выборе проекта внедрения почти любых инноваций, однако первоначально советуется использовать эту систему для оценки инноваций связанных с ДБО, таких как Интернет-банкинг, мобильный банкинг и прочее.

Список литературы:

1. Жалилов Р.Р. Разработка интегрального показателя для экспресс-оценки банковских инноваций на этапе внедрения [Текст] / Р.Р. Жалилов // известия ПгПуим. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 344-348.

2. Банковское дело: учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроли-вецкой. - М., 2008.

3. Акулинин Д.Ю. Экономика, финансовое обеспечение и налогообложение инновационной деятельности: учебное пособие. - Тюмень, 2011.

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ

© Тараканова Е.В.*

Волгоградский филиал Российского государственного торгово-экономического университета, г. Волгоград

Статья посвящена раскрытию понятия «инновации», которые получили широкое признание. Сформулированы обобщающие выводы понятия «инновации» на основе определений различных авторов. Проведен анализ затрат, которые расходуются на исследования и разработки в различных странах. В статье рассмотрен уровень инновационной активности организаций промышленного производства и сферы услуг, осуществлявших технологические и нетехнологические инновации в России.

Ключевые слова инновации, торговля, инновационные процессы, инновационная активность, инвестиции в инновации.

В условиях конечности и ограниченности ресурсов инновационная деятельность становится важнейшим инструментом, обеспечивающим поддержание конкурентоспособности не только отдельных организаций, но и страны в целом. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года основным движу-

* Магистрант кафедры Управления и коммерции. Научный руководитель: Морозова Н.И., доцент кафедры Менеджмента, доктор экономических наук.

щим фактором экономического роста страны провозглашается инновационное развитие.

Несмотря на то, что иностранный термин «инновация» появился в русском языке не так давно, он широко применяется во всех сферах человеческой деятельности: экономической, информационной, кадровой, организационной, идеологической, трудовой, исследовательской и др. На современном этапе развития экономики возрастает роль инноваций, что является решающим фактором в успешном функционировании любого предприятия. Прогнозирование появления новых товаров, технологий и услуг становится необходимым требованием для компаний, которые претендуют на роль лидера в каких-либо сферах деятельности. Правильное управление новыми идеями приведут организацию к успеху и обеспечат высокие доходы. Благодаря нововведениям повышается эффективность экономической деятельности не только одного предприятия, но и всей стране в целом.

Инновация или нововведение - это продукция творческого труда, имеющая завершенный вид товара, готового к применению и распространению [1].

Инновация - это установление новой производственной функции. Это может быть производство нового товара, внедрение новых форм организации, таких как, например, слияние, открытие нового рынка и т.п. [2].

Инновация - абсолютно новое изобретение, не имеющее аналога [3].

Инновация - это конкретный результат любой созидательной, связанной с риском деятельности, которая обеспечивает продвижение и внедрение на рынок новых, существенно отличающихся от прежних, благ, более полно удовлетворяющих потребности; открытие и освоение новых рынков или достижение других конкретных целей [4].

Инновация - новый продукт или услуга; способ их производства; новшества в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах; любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии, то есть - это продукт [5].

Инновация - это такое нововведение, которое включает в себя разработку новой технологии и в результате - создание нового продукта, конкурентоспособного на рынке [6].

Инновация - это такой общественный, технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, т.к. появление инновации на рынке может привести добавочный доход [7].

Инновация - это нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности [8].

Инновация - это выпуск и реализация конкурентоспособной продукции (работ, услуг) [9].

Инновация - это любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор или его компания получают преимущество перед конкурентами. Используя патенты. Добившийся успеха новатор может обеспечить временную монополию, хотя впоследствии конкуренты найдут способы выхода на выгодный рынок. Некоторые компании начинают выпуск новой продукции, ориентированной на сформировавшийся спрос, другие разрабатывают технологические новшества, создающие новые рынки [10].

Инновация - это новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду [11].

Инновация используется в экономике России как русский вариант слова «innovation», что в дословном переводе означает «новшество», «нововведение», «новаторство» [12].

Инновация понимается как нововведение во всех областях человеческой деятельности, включая производственно-техническую, организационную, управленческую и другие виды деятельности [13].

Инновация - это не только результат но и процесс, связывающий фундаментальное знание со сферой удовлетворения и создания потребностей в духовной и материальной сферах [14].

Инновации - это некие научные прорывы [15].

Инновация - это особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменение как шанс для разного рода бизнеса или услуг [16].

Инновации - это общественный, технический, экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продуктов, услуг) и технологий путем практического использования нововведений [17].

Инновация с одной стороны представляет собой нечто новое, обособленное (может быть, отдельный проект), лишь частично основанное на предыдущих знаниях, опыте, с другой - это деятельность, которая теряет всякий смысл без контекста конкретного предприятия или организации, где она осуществляется [18].

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [19].

Приведенный выше анализ различных источников позволяет систематизировать их и представить в табл. 1.

Таким образом, несмотря на отсутствие общепризнанного определения «инновация» в научных источниках, все ученые приходят к выводу, что без инноваций невозможен экономический рост и развитие науки и техники.

Таблица 1

Систематизированный анализ определений «инновация» в научных и правовых источниках

1. Общий признак, который можно выделить в вышеперечисленных определениях - это новизна Шумпетер И.А., Маркин С., Гусева Е.Н., Ма-зуренко С.Н., Райзберг Б.А., Кулагин А.С.

2. «Инновация» понимается как нововведение в созидательной, связанной с риском деятельности Новиков, В.С., Гусева Е.Н., Райзберг, Б.А., Беляева И.

3. Инновации - это своего рода прогрессивные преобразования Гусева Е.Н., Мазуренко С.Н., Райзберг Б.А., Трубицына Н.О.

4. Инновации используются в практической деятельности Гусева Е.Н., Санто Б.

5. Инновации частично основываются на предыдущих знаниях Райзберг Б.А., Трубицына Н.О.

6. Инновации направлены на удовлетворение определенных общественных потребностей Новиков В.С., Медынский В.Г.

7. Инновации связаны с обязательным присутствием рыночного механизма Шумпетер И.А., Новиков В.С., Мазуренко С.Н., Санто Б.

8. Благодаря инновациям обеспечивается выпуск товаров и услуг, которые на некоторое время создают монополию компании Drucker P.F., Медынский В.Г.

9. Инновации способствуют освоению и открытию новых рынков или достижению других конкретных целей Шумпетер И.А., Новиков В.С., Санто Б., Райзберг Б.А., Кулагин А.С.

10. Инновации связаны с развитием науки и техники Гусева Е.Н., Райзберг Б.А., Шохин А.Н.

11. Инновация ориентируется на экономическую выгоду Новиков В.С., Санто Б., Кулагин А.С.

12. Инновации необходимо внедрять систематически, чтобы добиться наибольших результатов в конкретной деятельности Drucker P.E, Трубицына Н.О.

13. Инновации помогают в конкурентной борьбе Шумпетер И.А., Маркин С., Новиков В.С., Мазуренко С.Н., Лужанский Б.Е., Кулагин А.С., Drucker P.F. Медынский В.Г.

14. Инновации способствуют развитию и процветанию любой сферы деятельности Райзберг Б.А., Беляева И.

Опыт ведущих стран подтверждает эффективность перехода к инновационной модели экономического роста. Несмотря на ряд кризисных явлений в мировой финансовой сфере, ставка на инновационное развитие остается важнейшим фактором долгосрочного устойчивого развития. Об этом свидетельствует показатель внутренних затрат (далее - ВЗ) на исследования и разработки (далее - ИиР), который является одним из главных показателей при проведении международных сопоставлений научно-технического и инновационного развития.

Внутренние затраты на исследования и разработки в России и в некоторых развитых странах на душу населения (в расчете по паритету покупательной способности национальных валют; долл. США) представлены на рис. 1.

1400

1200

1000

800

60 О

400

200

\ / Германия о Ро:сия —о—США —л— Япония —зк— Республика Корея —•— Франция —1— Канада

и г■

и

/ /

1 н Г-

и *

т {* и

<

-

1998 2001 2004 2007 2010

Рис. 1. Внутренние затраты на исследования и разработки в России и в некоторых развитых странах на душу населения (в расчете по паритету покупательной способности национальных валют; долл. США) [23-25]

Как можно увидеть, затраты на эти цели в высокоразвитых странах значительно превышают затраты в РФ.

В структурном анализе ВЗ на ИиР по источникам финансирования во всех странах большая часть приходится на бизнес (рис. 2).

80 -С

Рис. 2. Структура внутренних затрат на ИиР по секторам деятельности в разрезе стран в 2009 году [26]

Из опыта зарубежных стран можно сделать вывод, что национальная инновационная система будет эффективна, и приносить высокие доходы лишь в том случае, если в стране присутствует развитый предпринимательский сектор, и организации, осуществляющие технологические инновации, занимают большой удельный вес в общем числе организаций промышленного производства.

Рис. 3. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций промышленного производства по странам: 2009 [20]

Сегодня в России уровень инновационной активности организаций промышленного производства и сферы услуг, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности, представлен на рис. 4.

Проценты 50

лоза -2013

7.7 7.0

4.2 I—I ^

П.ПпПпп.

3.5 2.6

11.5 ,2-3

ддд

п

0.1

Жж

123456789 10 11

1 - всего

2 - добыча топливно-энергетических полезных ископаемы*

3 - добыча других полезных ископаемых

4 - производство пищевых продуктов, включая напитки,

и табака

5 - текстильное и швейное производство

6 - производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

7 - обработка древесины и производство изделий из дерева

8 - целлюлозно-бумажное производство, издательская

и полиграфическая деятельность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 - производство кокса, нефтепродуктов

10 - химическое производство

11 - производство резиновых и пластмассовых изделий

12- производство прочих неметаллических минеральных продуктов

12 13

15

17 18 19 20 21

22

13- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

14 - производство машин и оборудования

15 - производство электрооборудования, электронного

и оптического оборудования

16 - производство транспортных средств и оборудования 17- прочие производства

18 - производство прочих материалов и веществ, не включенных

в другие группировки

19 - производство и распределение электроэнергии, газа и воды 20-связь

21 - деятельность, связанная с использованием вычислительной

техники и информационных технологий

22 - предоставление прочих видов услуг

Рис. 4. Уровень инновационной активности организаций промышленного производства и сферы услуг, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности: 2009 [22]

Как видно из рис. 4, инновационной активности организаций промышленного производства и сферы услуг не превышает 43 %. В то время как в ведущих странах, этот показатель выше 50 % (см. рис. 2).

Среди особенностей инновационной активности в российской экономике следует отметить ее прямую зависимость от размера предприятия. Так, среди организаций с численностью работников до 49 чел. доля технологических инноваторов составила 1.2 %, в группе от 50 до 99 чел. - 4.6 %, от 5000 до 9999 чел. - до 70.1 % и свыше 10 000 чел. - 76.6 % [20].

Доля малых инновационных предприятий составляет всего 1.6 %, и эта тенденция сохраняется на протяжении всех последних лет не только в традиционных, но и в высокотехнологичных секторах (производство аппаратуры для радио, телевидения и связи - 4.3 %, изделий медицинской техники, средств измерений - 3.9 %, химической и металлургической продукции -3.1 %) [21].

Малые фирмы не имеют для реализации даже небольших инновационных проектов (не говоря о радикальных нововведениях) ни требуемых финансовых ресурсов, ни научного потенциала и квалифицированных кадров, ни резерва времени. Как правило, им необходимо финансовое, интеллектуальное, информационное содействие либо со стороны государства, либо крупных предприятий, на базе которых они создавались, либо внешних инвесторов. В развитых экономиках локомотивами инновационного развития являются, как правило, крупные компании. Однако в нашей стране они достаточно пассивны.

Низкая инновационная активность предприятий в России отчасти обусловлена неопределенностью реализации инновационной продукции на рынке (изменение условий, сокращение государственного заказа и др.), очень высокой стоимостью и рисками, а также длительными сроками окупаемости нововведений. Собственники не ощущают выгоды от использования интеллектуальной собственности. В большинстве случаев новая продукция выпускается за счет приобретения предприятиями иностранного оборудования, а не за счет использования собственных разработок [27].

Большинство российских предприятий отдают предпочтение нетехнологическим инновациям. Чаще всего практикуются такие организационные изменения, как внедрение систем контроля качества и сертификации продукции; реализация мер по развитию персонала (включая организацию корпоративного обучения и повышения квалификации работников); внедрение современных методов управления на основе ИКТ; совершенствование организационных структур (рис. 5).

Критический анализ современного состояния инновационной активности российских предприятий показал, что для того, чтобы противостоять конкуренции на внешних и все более открытом внутреннем рынках, российской промышленности необходимо наращивать стратегические инвестиции, осваивать прорывные направления, усиливать свой исследовательский потенциал.

Рис. 5. Удельный вес организаций, осуществлявших нетехнологические инновации, в общем числе организаций промышленного производства по видам экономической деятельности: 2009 [20]

Одновременно правительство страны должно создавать и постоянно совершенствовать систему стимулов, подталкивающих предпринимательские структуры к инновационной стратегии роста. Это позволит принципиально заинтересовать предпринимателей в реализации средне- и долгосрочных стратегий повышения эффективности и конкурентоспособности.

Список литературы:

1. Проект Федерального закона N 344994-5 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации».

2. Шумпетер Й.А. Бизнес-циклы: теоретический, исторический и статистический анализ капиталистического процесса / Й.А. Шумпетер // Business Cycles: a Theoretical, Historical, and Statistical Analysis of the Capitalist Process. - 1939.

3. Маркин С. Инновации в торговле // Экономика. - 2012. - № 4.

4. Новиков В.С. Инновации в туризме. - М.: Академия, 2007. - С. 29.

5. Гусева Е.Н. Библиотечная инновация // Вестник библиотек Москвы. -2011. - № 1. - С. 19-22.

6. Мазуренко С.Н. Инновации - это симбиоз государственной политики и рыночных отношений // Известия. - 2008. - № 12.

7. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: пер. с венгер. - М.: Прогресс, 1990. - С. 376.

8. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - изд. 5-е, пер. и доп. - М., 2006. - С. 494.

9. Лужанский Б.Е. Оценка стоимости научно-технической продукции и инновационного бизнес-процесса для целей управления инновациями // Становление, развитие и перспективы оценочной деятельности в России. Тез. докл. I-й междунар. конфер. - М., 2008.

10. Оксфордский толковый словарь. Англо-русс. - М.: Прогресс-Академия, 1995. - С. 318.

11. Кулагин А.С. Немного о термине «инновация» // Инновации. - 2004. -

№ 7.

12. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь / Под ред. Л.М. Гохберга. - М., 1996. - С. 31.

13. Беляева И. Инновации в рационализации // Управление компанией. -2006. - № 2.

14. Агранович В.Б. Содержание понятия «Инновация» как социально-философской категории // Известия Томского политехнического университета. - 2008. - № 6.

15. Шохин А.Н. Еще раз об инновациях и модернизации // Известия. -2010. - № 3.

16. Drucker P.F. Innovation and entreprenership: Practice and principles. -L.: Pan Books, 1986. - Р. 55.

17. Медынский В.Г. Инновационное предпринимательство. - М.: Ин-фра, 1997.

18. Трубицына Н.О. Понятие и виды инноваций // Инновации. - 2008. -№ 12.

19. Постановление Правительства РФ «О концепции инновационной политики РФ // Нормативный сборник. - М.: Буквица, 1998.

20. Российский инновационный индекс / Под ред. Л.М. Гохберга. - М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2011. - С. 10.

21. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: Национальный доклад. - М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008. - С. 40.

22. Наука России в цифрах: 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.csrs.ru/statis/sc/sc2010.htm.

23. Группа восьми в цифрах. 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009.

24. Группа восьми в цифрах. 2006: Стат. сб. / Росстат. - М., 2006.

25. Группа восьми в цифрах. 2004: Стат. сб. / Росстат. - М., 2004.

26. OECD, Main Science and Technology Indicators database, February 2011; Агентство РК по статистике, 2011 г.

27. Морозова Н.И. Инновационно-инвестиционная политика как ключевой элемент экономического роста и повышения качества жизни населения России // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2013. - № 1 (22). - С. 186-191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.