602
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 332Л(470.51)(045)
Е.Ю. Злобина, Н.В. Котлячкова
АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
Статья посвящена анализу инновационной безопасности как составляющей региональной экономической безопасности. Одним из условий обеспечения экономической безопасности на региональном уровне является способность региона реализовывать свой инновационный потенциал в соответствии с меняющимися тенденциями внешней среды и новыми внутренними целями и задачами своего развития. Анализ исследований отечественных ученых, посвященных изучению инновационной безопасности региона, позволил обозначить характеристики данной категории: инновационная безопасность может рассматриваться как составляющая экономической безопасности региона либо как самостоятельный вид национальной безопасности; дефиниция термина «инновационная безопасность региона» через «устойчивое развитие», «конкурентоспособность» или комбинацию данных категорий; в качестве индикаторов состояния инновационной безопасности региона в различных вариациях используются показатели, отражающие уровень инновационной активности бизнеса, развитие инновационной инфраструктуры, качество человеческого потенциала, конкурентоспособность инновационной продукции. Анализ инновационной составляющей экономической безопасности проводился на примере Удмуртской Республики. Удмуртская Республика - регион Приволжского федерального округа с индустриально-сырьевой специализацией. Авторами были проанализированы позиции региона в российском региональном инновационном индексе, а также определен уровень развития инновационной составляющей экономической безопасности. На основе проведенной оценки, авторами выделены сильные и слабые стороны элементов инновационной составляющей экономической безопасности Удмуртской Республики.
Ключевые слова: экономическая безопасность, инновации, инновационная безопасность, региональная экономика, Удмуртская Республика.
DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-602-607
Угрозы современного мира оказывают все большее влияние на личность, общество и страну в целом. Защита своих интересов в настоящий момент является актуальным вопросом, волнующим как обычных граждан, так и политических представителей мирового сообщества. Важной составляющей национальной безопасности является экономическая безопасность, путем обеспечения которой достигаются необходимые для защиты национальных интересов цели. В начале 2022 г. эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) выделили ряд глобальных рисков, обуславливающих стратегию развития мировой экономики в ближайшем десятилетии. По экспертным оценкам, на ВЭФ-22 внешняя среда постковидного периода восстановления мировой экономики остается противоречивой и представляется в виде комплексной системы взаимосвязанных рисков - экономических, бюджетных, социальных и экологических [1, С. 64-65; 2].
60
2018
2019
2020
2021
2022
2023
^^и Значение ГИИ
Позиция в рейтинге
Рис. Динамика позиций России в ГИИ, 2018-2023 гг. Источник: составлено автором на основе: [4]
Анализ инновационной составляющей экономической безопасности региона.
603
Обеспечение экономической безопасности в настоящее время является стратегическим национальным приоритетом Российской Федерации [3]. Под влиянием кризисов последних десятилетий (пандемия коронавируса, геополитические шоки) проблемы перехода отечественной экономики на инновационную модель становятся еще более актуальными. Однако в 2023 году в рейтинге Глобального инновационного индекса, по сравнению с предыдущим годом, Россия потеряла 4 позиции и теперь занимает 51-е место среди 132 стран (см. рис.).
Одним из условий обеспечения экономической безопасности на региональном уровне является способность региона реализовывать свой инновационный потенциал в соответствии с меняющимися тенденциями внешней среды и новыми внутренними целями и задачами своего развития. Активное внедрение новейших технологий во все виды деятельности и цифровая трансформация бизнеса обуславливают возрастание роли инновационной составляющей в обеспечении экономической безопасности.
Дальнейшее формирование национальной инновационной системы предполагает реализацию действенной региональной инновационной политики, которая, в свою очередь, включает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого регионального инновационного потенциала, повышение инновационной активности организаций и обеспечения надлежащего уровня инвестирования в экономику регионов [5].
Ключевым источником экономического роста в современных условиях ограниченности ресурсов становится инновационная деятельность. Развитие региональных инновационных систем является главной движущей силой развития регионов, от которого зависит конкурентоспособность экономики и благосостояние населения. Возрастание роли инноваций как фактора устойчивости позволяет рассматривать инновационную безопасность как важнейшее условие успешного социально-экономического развития региона.
Наибольшее влияние на становление концепции инновационной безопасности оказали труды уральской и балтийской научных школ [6]. Анализ исследований отечественных ученых, посвященных изучению инновационной безопасности региона, позволил обозначить следующие характеристики данной категории:
1. Инновационная безопасность может рассматриваться как компонент, составляющий экономической безопасности региона [7-10] либо как самостоятельный вид национальной безопасности [11]. Дефиниция термина «инновационная безопасность региона» через «устойчивое развитие», «конкурентоспособность» или комбинацию данных категорий [12, 13]. Необходимо отметить, что трактовка понятия «экономическая безопасность» тоже может определяться через «устойчивость». В данном случае исследователи делают акцент на поддержании необходимых характеристик функционирования экономики при воздействии негативных факторов.
2. Для оценки уровня инновационной составляющей экономической безопасности региона учеными предлагаются различные методики. В качестве индикаторов состояния инновационной безопасности региона в различных вариациях используются показатели, отражающие [8; 10; 14-16]:
- уровень инновационной активности бизнеса;
- развитие инновационной инфраструктуры;
- показатели, характеризующие качество человеческого потенциала;
- конкурентоспособность инновационной продукции.
Удмуртская Республика - регион Приволжского федерального округа с индустриально-сырьевой специализацией. Наибольший вклад в формирование ВРП вносят добыча полезных ископаемых и обрабатывающее производство - по последним данным, совокупная доля этих видов экономической деятельности в ВРП Удмуртии составляет около 47 % [17].
В 2022 году в республике 13,4 % организаций осуществляли инновационную деятельность. Значение данного показателя уступает среднему по ПФО, однако превышает аналогичный среднероссийский показатель [18].
В рейтинге регионов по научно-технологическому развитию (итоги 2022 г.) Удмуртская Республика занимает 26 место, улучшив свои позиции на 2 пункта [19].
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ «ВШЭ» регулярно проводит оценку уровня инновационного развития субъектов РФ [20]. Российский региональный инновационный индекс (РРИИ) включает ряд качественных и количественных показателей по следующим направлениям: социально-экономические условия инновационной деятельности (ИСЭУ); научно-
технический потенциал (ИНГИ); инновационная деятельность (ИИД); экспортная активность (ИЭА); качество инновационной политики (КИИ). Проведем оценку современного состояния инновационной сферы Удмуртии на основе анализа динамики РИИ и всех субиндексов (табл. 1).
Таблица 1
Динамика РРИИ Удмуртской Республики
Год Группа по РРИИ Ранг РРИИ Ранг по ИСЭУ Ранг по ИНТИ Ранг по ИИД Ранг по ИЭА Ранг по ИКИИ
2015 III 62 0,2750 29 69 26 73 61
2017 III 52 0,3198 50 65 32 64 35
2018/2019 III 54 0,3160 62 63 27 63 30
2021 II 40 0,3551 43 76 15 60 24
Источник: составлено авторами на основе [20].
Ио итогам 2021 года, Удмуртская Республика занимает 40-е место в рассматриваемом рейтинге. За анализируемый период региону удалось улучшить свои позиции на 22 пункта. Однако, если провести анализ РРИИ по тематическим блокам, то можно отметить ухудшение ряда индикаторов, отражающих уровень развития инновационной сферы. Согласно последнему рейтингу, в разрезе субиндексов позиции Удмуртской Республики следующие:
- улучшение ранга по ИСЭУ. Ио индикаторам образовательного и экономического потенциала республика входит во вторую группу. Это значит, что социально-экономические условия инновационной деятельности и степень охвата населения высшим и профессиональным образованием находятся на среднем уровне, но наблюдается тенденция к улучшению;
- ухудшение ранга по ИНГИ. О недостаточном объеме инвестиций в цифровые технологии свидетельствуют низкие значения показателей, входящих в группу «потенциал цифровизации». Невысокие значения индикаторов данной группы позволяют констатировать низкую обеспеченность региона кадровыми, финансовыми и материально-техническими ресурсами сферы исследований и разработок, а также недостаточную публикационную и патентную активность;
- значение ИИД выше, чем в среднем по РФ, что может свидетельствовать о повышении инновационной активности бизнеса и результативности инновационной деятельности в республике;
- значения индикаторов экспортной активности в разрезе экспорта знаний и экспорта товаров и услуг низкие. Ио данным показателям регион входит в IV группу. Однако положительно можно оценить повышение ранга по данному индексу.
- ранг по ИКИИ улучшился на 37 пунктов. В Удмуртской Республике принята стратегия инновационного развития, но организационное обеспечение научно-технической и инновационной политики, а также усилия региональных властей по привлечению дополнительного федерального финансирования и расширению спектра услуг, предоставляемых субъектам МСИ, недостаточны.
Ироведем оценку инновационной составляющей экономической безопасности Удмуртской Республики по методике Т.А. Волковой и С.А. Волковой [10]. Выбор данной методики обусловлен рядом ее преимуществ: основана на доступных статистических данных; для получения обобщенной характеристики достигнутого регионом уровня инновационной безопасности используется балльный метод; удобство интерпретации - имеет оценочную шкалу, позволяющую оценить уровень инновационной составляющей экономической безопасности региона (высокий, средний, низкий). Иоложительная динамика показателя оценивается в 2 балла, отсутствие изменений - 1 балл, отрицательная динамика - 0 баллов. В табл. 2 представлена оценка инновационной составляющей экономической безопасности Удмуртской Республики.
Динамику темпов изменения внутренних затрат на научные исследования и разработки в анализируемом периоде можно охарактеризовать как неустойчивую: в 2018 и 2021 годах темпы прироста положительные, в остальные годы - отрицательные. Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении других показателей, характеризующих результативность научных исследований и внутренних затрат на научные исследования и разработки. Совокупная балльная оценка инновационной составляющей экономической безопасности Удмуртской Республики составила 4 балла. Это соответствует среднему уровню развития.
_Анализ инновационной составляющей экономической безопасности региона..._605
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2024. Т. 34, вып. 4
Таблица 2
Оценка инновационной составляющей экономической безопасности Удмуртской Республики
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. Балльная оценка показателей
Темпы прироста (снижения) внутренних затрат на научные исследования и разработки, % 30,2 -3,1 -16,9 26,1 -21,9 0
Темпы прироста разработанных передовых производственных технологий, % -57,1 -66,7 100,0 -16,7 20,0 2
Темпы прироста удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, % 16,9 -17,8 -0,17 -23,8 11,3 2
Источник: расчеты авторов на основе [21].
Проведенный анализ уровня развития инновационной составляющей экономической безопасности Удмуртии позволил выделить ее сильные и слабые стороны (табл. 3). По мнению авторов, инновационная составляющая экономической безопасности включает следующие элементы:
- нормативно-законодательная база - юридическая основа, которая направлена на разработку механизмов инновационного развития региона;
- инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства. Развитие инновационного предпринимательства любых форм невозможно без государственной поддержки. Главная задача инфраструктуры поддержки сводится к оказанию помощи субъектам предпринимательской деятельности на начальных этапах развития инновационного предприятия или научно-технического проекта через различные формы (финансовые, имущественные, организационные, образовательные, консалтинговые);
- научно-образовательная среда является основой инновационного развития в регионе. Данный элемент инновационной составляющей экономической безопасности региона создает условия для генерации новых знаний и появления инноваций.
Таблица 3
Сильные и слабые стороны инновационной составляющей экономической безопасности
Удмуртской Республики
Элемент инновационной составляющей экономической безопасности Сильные стороны Слабые стороны
Нормативно-законодательная база Принят закон об инновационной деятельности. Реализуется стратегия инновационного развития Отсутствие эффективных механизмов защиты интеллектуальной собственности
Инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства Есть бизнес-инкубаторы, региональный центр инжиниринга, инжиниринговые центры вузов, центр «Мой бизнес», представительство Фонда содействия инновациям, Удмуртский фонд развития предпринимательства, Фонд развития промышленности. Недостаточная согласованность действий субъектов инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства
Научно-образовательная среда В вузах региона функционируют бизнес-инкубатор, инжиниринговые центры, центры трансфера технологий. Недостаточное финансирование научной деятельности
Для обеспечения национальной безопасности России с ее высокой дифференциацией регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение региональной экономической безопасности имеет ключевое значение. Главными задачами по повышению уровня инновационной безопас-
ности в регионах должны стать: совершенствование нормативно-правовой базы; расширение и развитие инфраструктуры поддержки инновационной активности предпринимательства; формирование эффективного и прозрачного механизма финансового и информационного обеспечения регионального развития [5].
Проведенный анализ показал наличие проблем и слабых сторон в обеспечении инновационной безопасности Удмуртской Республики. По мнению авторов, приоритетными направлениями формирования инновационной составляющей данного региона должны стать следующие:
- создание благоприятных условий для повышения активности научных исследований и разработок;
- популяризация технологического творчества среди молодежи;
- создание эффективной системы коммерциализации технологий;
- укрепление долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества между региональными органами власти, вузами и бизнесом (открытие образовательных программ в сфере высоких технологий, проведение совместных НИОКР, консалтинговая деятельность и т. п.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Предпринимательство и инновации: от предприятий к экосистемам / под общей редакцией И.А. Аренкова, Е.А. Мидлер, Е.Г. Черновой. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2023. 267 с.
2. Global Risks Report 2022, 17th Edition. Insight report. Р. 23. URL: https://www.weforum.org/reports/global-risks-report-2022 (дата обращения: 29.02.2024)
3. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/ (дата обращения: 29.02.2024)
4. Глобальный инновационный индекс. URL: https://www.wipo.int/global_innovation_index/ru/ (дата обращения: 01.03.2024)
5. Янь Мин Цзе, Шкарина В.С. Инновационный потенциал развития экономики региона: проблемы и перспективы // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2023. № 6. С. 56-65. URL: https://doi. org/10.25198/2077-7175-2023-6-56 (дата обращения: 29.02.2024)
6. Михайлова А.А. Инновационная безопасность в фокусе учёных стран постсоветского пространства // Развитие территориальных социально-экономических систем. Вопросы теории и практики: мат-лы XVI науч.-практ. конф. молодых ученых. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2019. С. 98-101. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_39971153_48708627.pdf (дата обращения: 01.03.2024)
7. Голова И.М., Суховей А.Ф. Вызовы инновационной безопасности регионального развития в условиях цифрового общества // Экономика региона. 2018. Т. 14, вып. 3. С. 987-1002.
8. Горочная В.В., Михайлов А.С., Михайлова А.А. Инновационная безопасность региона в условиях геоэкономической турбулентности: динамический подход к оценке на примере Ростовской и Калининградской областей // Вопросы инновационной экономики. 2020. Том 10. № 1. С. 291-306. doi: 10.18334/vinec.10.1.41539
9. Багаряков А.В. Инновационная безопасность в системе экономической безопасности региона // Экономика региона. 2012. № 2(30). С. 302-305.
10. Волкова Т. А., Волкова С.А. Роль инноваций в обеспечении экономической безопасности региональных систем // Вестник ВГУИТ. 2020. Т. 82. № 4. С. 277-284. doi:10.20914/2310-1202-2020- 4-277-284
11. Михайлова А.А. Инновационная безопасность региона: научная конструкция или политическая необходимость? // Инновации. 2018. №1 (231). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-bezopasnost-regiona-nauchnaya-konstruktsiya-ili-politicheskaya-neobhodimost (дата обращения: 01.03.2024).
12. Голова И.М., Суховей А.Ф. Формирование инновационной составляющей экономической безопасности региона // Экономика региона. 2017. Т. 13, вып. 4. С. 1251-1263.
13. Сакович В.А., Бровка Г.М. Инновационная безопасность: основные понятия, сущность // Наука и техника. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/Mmovatsionnaya-bezopasnost-osnovnye-ponyatiya-suschnost (дата обращения: 05.03.2024).
14. Михайлова А.А. Оценка инновационной безопасности регионов России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. № 4 (349). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-innovatsionnoy-bezopasnosti-regionov-rossii (дата обращения: 05.03.2024).
15. Детков А.А., Бонченкова В.А., Гусева С.Ю., Жихалов П.С. Система критериев и показателей оценки инновационной безопасности региона // Финансовая экономика. 2019. № 10. С. 476-479.
16. Николина Ю.П. Инновационная безопасность в системе национальной экономической безопасности: научно-методический аспект // Экономика и управление: проблемы, решения. Т. 4, № 1. 2018. С. 13-19.
17. Валовой региональный продукт. Удмуртстат. URL: https://18.rosstat.gov.ru/folder/51922 (дата обращения: 01.03.2024)
Анализ инновационной составляющей экономической безопасности региона.
607
18. Уровень инновационной активности организаций. Удмуртстат. URL: https://18.rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/Уровень%20инновационной%20активности%20организаций%20в%202017-2022.pdf (дата обращения: 03.03.2024)
19. Рейтинг регионов по научно-технологическому развитию - итоги 2022 г. // РИА Рейтинг. URL: https://riarating.ru/infografika/20231023/630251402.html (дата обращения: 04.03.2024)
20. Рейтинг инновационного развития субъектов РФ. URL: https://www.hse.ru/primarydata/rir (дата обращения: 29.02.2024)
21. Наука и инновации. Удмуртстат. URL: https://18.rosstat.gov.ru/folder/51964 (дата обращения: 05.03.2024)
Поступила в редакцию 12.03.2024
Злобина Екатерина Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики E-mail: k-churakova@yandex.ru
Котлячкова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики E-mail: nvkotlyachkova@mail.ru
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1
E. Yu. Zlobina, N. V. Kotlyachkova
ANALYSIS OF THE INNOVATIVE COMPONENT OF REGIONAL ECONOMIC SECURITY (ON THE EXAMPLE OF THE UDMURT REPUBLIC)
DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-602-607
The article is devoted to the analysis of innovation security as a component of regional economic security. One of the conditions for ensuring economic security at the regional level is the ability of the region to realize its innovative potential in accordance with changing trends in the external environment and new internal goals and objectives of its development. The analysis of research by domestic scientists devoted to the study of innovation security in the region allowed us to identify the characteristics of this category: innovation security can be considered as a component of economic security of the region or as an independent type of national security; the definition of the term "innovation security of the region" through "sustainable development", "competitiveness" or a combination of these categories; indicators reflecting the level of innovative activity of business, the development of innovative infrastructure, the quality of human potential, and the competitiveness of innovative products are used in many variations as indicators of the state of innovation security of the region. The analysis of the innovative component of economic security was carried out on the example of the Udmurt Republic. The Udmurt Republic is a region of the Volga Federal District with an industrial and raw materials specialization. The authors analyzed the position of the region in the Russian regional innovation index, and also determined the level of development of the innovative component of economic security. Based on the assessment, the authors identified the strengths and weaknesses of the elements of the innovative component of the economic security of the Udmurt Republic.
Keywords: economic security, innovation, innovation security, regional economy, Udmurt Republic.
Received 12.03.2024
Zlobina E.Yu., Candidate of Economics, Associate Professor at Department of Economics E-mail: k-churakova@yandex.ru
Kotlyachkova N.V., Candidate of Economics, Associate Professor at Department of Economics E-mail: nvkotlyachkova@mail.ru
Udmurt State University
Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034