Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ВЕДУЩИХ РИТЕЙЛЕРОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ'

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ВЕДУЩИХ РИТЕЙЛЕРОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РИТЕЙЛ / ТОРГОВЫЙ БИЗНЕС / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слоян Сурик Хадоевич

Научная статья посвящена исследовательскому анализу инновационной активности и деятельности крупных компаний рынка ритейла Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена тем, что инновации - основной инструмент, способствующий повышению конкурентоспособности торгового бизнеса. При этом, с учетом современных условий цифровой трансформации, инновационная деятельность - обязательный атрибут в стратегии развития предприятий. В рамках статьи рассмотрены основные направления цифровизации деятельности торговых предприятий. Описаны основные тренды инноваций и цифровых технологий в ритейловом секторе экономики России. Перечислены наиболее актуальные проблемы обеспечения инновационной деятельности ведущих ритейлеров на российском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF LEADING RETAILERS IN THE RUSSIAN MARKET

The scientific article is devoted to the research analysis of innovation activity and activities of large companies in the retail market of the Russian Federation. The relevance of the study is due to the fact that innovation is the main tool that contributes to increasing the competitiveness of the trading business. At the same time, taking into account the modern conditions of digital transformation, innovative activity is a mandatory attribute in the development strategy of enterprises. Within the framework of the article, the main directions of digitalization of the activities of retail enterprises are considered The main trends of innovations and digital technologies in the retail sector of the Russian economy are described. The most pressing problems of ensuring innovative activities of the leading retailers in the Russian market are listed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ВЕДУЩИХ РИТЕЙЛЕРОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ»

электронный научно-экономическии журнал

DOI: 10.17747/2311-7184-2021-4-136-138 УДК 330

стр 136

Анализ инновационном активности ведущих ритеилеров на РоссиИском рынке

Слоян Сурик Хадоевич

Студент магистратуры Финансового университета при Правительстве РФ

Аннотация: Научная статья посвящена исследовательскому анализу инновационной активности и деятельности крупных компаний рынка ритейла Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена тем, что инновации - основной инструмент, способствующий повышению конкурентоспособности торгового бизнеса. При этом, с учетом современных условий цифровой трансформации, инновационная деятельность - обязательный атрибут в стратегии развития предприятий. В рамках статьи рассмотрены основные направления циф-ровизации деятельности торговых предприятий. Описаны основные тренды инноваций и цифровых технологий в ритейловом секторе экономики России. Перечислены наиболее актуальные проблемы обеспечения инновационной деятельности ведущих ритейлеров на российском рынке.

Ключевые слова: инновации; инновационная активность; инновационная деятельность; ритейл; торговый бизнес; цифровая трансформация.

ANALYSIS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF LEADING RETAILERS IN THE RUSSIAN MARKET

Sloyan Surik Khadoevich

Master's degree student of the Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract: The scientific article is devoted to the research analysis of innovation activity and activities of large companies in the retail market of the Russian Federation. The relevance of the study is due to the fact that innovation is the main tool that contributes to increasing the competitiveness of the trading business. At the same time, taking into account the modern conditions of digital transformation, innovative activity is a mandatory attribute in the development strategy of enterprises. Within the framework of the article, the main directions of digitalization of the activities of retail enterprises are considered The main trends of innovations and digital technologies in the retail sector of the Russian economy are described. The most pressing problems of ensuring innovative activities of the leading retailers in the Russian market are listed.

Key words: innovation; innovative activity; innovative activity; retail; trade business; digital transformation.

На сегодняшний день самым динамичным сектором экономики России является розничная торговля. Ритейл нашей страны неизменно занимает уже несколько лет верхние позиции в рейтингах различных стран, которые являются привлекательными для развития бизнеса в сфере розничной торговли [4].

Современный период финансово-производственной деятельности торговых предприятий Российской Федерации характеризуется процессами цифровой трансформации, глобализации, интеграции с зарубежными партнерами и рынками. По этой причине развитие инновационной деятельности позволяет обеспечивать рост конкурентоспособности их бизнеса.

Актуальность научного исследования на тематику «анализ инновационной активности ведущих ритейлеров на российском рынке» обусловлена тем, что инновации - основной инструмент, способствующий повышению конкурентоспособности торгового бизнеса.

Соответственно, целью научной работы выступает исследовательский анализ инновационной активности и деятельности крупных компаний рынка ритейла Российской Федерации.

Инновационная активность ведущих ритейлеров на российском рынке, в первую очередь, воздействует на модель самого управления бизнеса. Так, одним из проявлений такой тенденции выступает цифровая трансформация, из-за чего формируются следующие направления цифровизации торговых предприятий, как [5; 6]:

1. Цифровизация клиентского сервиса, куда относится процедура цифровизации с целью более глубокого понимания потребностей клиентов и увеличения выручки за счет роста продаж в торговых точках ритейлеров.

2. Цифровизация операционного процесса, куда относится автоматизация операционной торговой деятельности и управление производительностью магазинов с помощью цифровых технологий.

3. Цифровизация бизнес-модели и системы управления, куда относится процедура внедрения новых управленческих и организационных технологий, а также интеграция новых цифровых бизнес-моделей, расширяющих направления деятельности ритейлеров

электронный научно-экономический журнал

стр 137

Для того чтобы проанализировать степень инновационной активности ведущих ритейлеров на российском рынке, рассмотрим основные тренды инноваций и цифровых технологий в ритейловом секторе экономики РФ, институтами формирования которых и выступают сами предприятия [7; 8]:

1. Технологические коллаборации. Многие ведущие ритейлеры российского рынка склонны к партнерству с различными стартапами и технологическими корпорациями. Последние производят готовые решения для автоматизации и цифровизации бизнес-процессов.

Например, розничный ритейлер Х5, «М.Видео-Эльдорадо» и Hoff создали альянс по поиску и внедрению инноваций. Ритейлеры планируют делиться друг с другом лучшими практиками и кейсами работы со стартапами.

«Азбука вкуса» заключила партнерство с британским технологическим стартапом, продуктом которого выступает система персонализации покупок для клиентов, что происходит при помощи анализа крови.

2. Экспресс доставки. В условиях пандемии коронавируса ритейлерам необходимо создание службы доставки и онлайн-заказов для поддержания своих объемов продаж. Одним из флагманов готовых решений в России выступает компания «1С», которая разработала онлайн-витрину в несколько кликов, используемую многими ритейлерами. Среди первых магазинов, использующих данную инновацию, - «Дикси» и «Магнит».

3. Бесконтактные сервисы. Компания X5 Retail Group разработала «умные весы», автоматически распознающие весовой товар, включая фрукты, овощи и конфеты.

Ритейлер «Лента» запустила электронную «Галю» - бизнес-процесс, позволяющий кассирам удалять товары из чека, отменять последнюю позицию и менять количество покупок без личного участия старшего кассира.

Для того чтобы оценить эффективность инновационной деятельности ритейлеров на российском рынке, можно рассмотреть пример компании «Магнит», которая запустила проект по созданию экспресс-доставки.

Для оценки эффективности данного инновационного проекта необходимо рассчитать суммарную и годовую прибыль. Условными данными инновационного проекта «Магнита» по созданию экспресс-доставки будут выступать:

- срок инновационного проекта - 5 лет;

- ожидаемые доходы от реализации проекта - 75 млн; 100 млн; 80 млн; 25 млн;

- совокупные затраты - 150 млн; 24 млн; 23 млн; 10 млн.

Суммарная прибыль от инновационного проекта составляет:

П= (75-150) + (100-24) + (80-23) + (25-10) =73 млн рублей

Среднегодовая прибыль от инновационного проекта составляет:

Ср П = 73/4 = 18,25 млн рублей.

Однако процесс внедрения и практического применения различных инновационных разработок и технологий предприятиями ритейла экономики Российской Федерации может сопровождаться рядом проблем, возникающих из-за определенных барьеров и факторов, в том числе связанных с дефицитом необходимых финансовых и трудовых ресурсов.

Так, к наиболее актуальным проблемам обеспечения инновационной деятельности ведущих ритейлеров на российском рынке можно отнести [1; 2; 3]:

1. Высокий уровень процентных ставок на коммерческое кредитование банков Российской Федерации.

2. Неустойчивость внешней среды, которая характеризуется ухудшением ряда макроэкономических показателей российской экономики.

3. Распространение пандемии коронавируса, что приводит к ухудшению экономических условий торговой и инвестиционной деятельности ритейлеров.

4. Снижение уровня покупательной способности населения, что обусловлено, как пандемией коронави-руса, так и ухудшением экономической конъюнктуры Российской Федерации.

5. Отсутствие желания и мотивации у собственников и акционеров ритейлеров проводить капитальные вложения в инновационные проекты и деятельность.

6. Низкий уровень развития конкурентной политики, что тормозит развитие инноваций как инструмента управления конкурентоспособностью торгового предприятия.

7. Необходимость перемены в сознании руководства, ориентированного только на доход с деятельности организации, а не на видение возможностей получения большей выгоды в будущем, используя инновационные решения.

8. Отсутствие долгосрочной стратегии развития бизнеса ритейловых компаний, а ведь именно «игра в долгую» и есть одним из мотивов проведения инновационной деятельности.

Таким образом, текущий этап инновационной активности ведущих ритейлеров на российском рынке отражает высокую степень заинтересованности компаний в цифровизации своей операционной деятельности, что обеспечивает рост экономической эффективности и конкурентоспособности бизнеса. Ритейлеры России проводят активную коллаборацию с технологическими предприятиями и стартапами, готовые решения которых позволяют создавать рост качества обслуживания клиентов. Однако на сегодняшний день все еще актуальным остается ряд проблем, формирующих барьеры финансового и трудового обеспечения инновационной деятельности ритейлеров на российском рынке. Соответственно, дальнейшие научные исследования необходимо посвятить рассмотрению основных способов и методов, направленных на обеспечение роста инновационной активности торговых предприятий нашей страны

электронный научно-экономический журнал

стр 138

Список литературы

1. Амирова М.М., Пайзуллаева З.К. Инновационные технологии в торговле как фактор повышения конкурентных преимуществ // РППЭ. 2018. № 11 (97).

2. Зверева А.О., Ильяшенко С.Б. Инновационные решения в торговле в контексте глобальных экономических процессов // Российское предпринимательство. 2018. № 3.

3. Акопова Л.В., Жукова Е.А. Инновационная деятельность: проблемы и перспективы // Правопорядок: история, теория, практика. 2018. № 2 (17).

4. Айрапетян Л.А., Конденкова К.Ф. Тенденции развития розничных торговых сетей в России // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15. URL: http://sibac.info/archive/economy/9(12).pdf (дата обращения: 20.03.2021).

5. Попов И.В., Киселева М.М., Яковлева Е.А. Цифровые модели управления предприятием // УЭПС. 2019. № 3.

6. Гарифуллин Б.М., Зябриков В.В. Цифровая трансформация бизнеса: модели и алгоритмы // КЭ. 2018. № 9.

7. Инновации в ритейле 2020: технологии времен пандемии. URL: https://www.retail.ru/articles/innovatsii-v-riteyle-2020-tekhnologii-vremen-pandemii/ (дата обращения: 20.03.2021).

8. Технологии ритейла в 2020-х. URL: https://www.retail.ru/articles/tekhnologii-riteyla-v-2020-kh/ (дата обращения: 20.03.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.