АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ Д.А. Безукладов, ассистент
Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань
В статье рассмотрены основные проблемы инновационного развития промышленных предприятий Рязанской области. Определена роль инновационной активности и инновационного потенциала в развитии предприятий. Определен ы понятия инновационного потенциала и инновационной активности предприятий. Рассмотрен вопрос повышения инновационной активности предприятий Рязанской области
Современная экономика XXI века ставит совершенно новые приоритеты и предъявляет качественно иные требования к бизнесу. Развитие промышленного сектора нашей страны будет напрямую зависеть от того в каком объеме и с какой степенью эффективности предприятия будут выполнять данные требования. Экономический кризис, начавшийся в 2008 году, несмотря на оптимистичные заявление ведущих политиков и экономистов мира, до сих пор продолжает негативно сказываться на предприятиях различных отраслей промышленности в России. Однако международный кризис явился сигналом о радикальных изменениях, происходящих во внешней среде. Современная бизнес среда обладает высокой степенью неопределенности и слабой предсказуемостью, что снижает эффективность долгосрочного прогнозирования. Одновременно снижается управляемость систем и процессов, усиливается их рассогласованность, растет непредсказуемость последствий, казалось бы, насущных и верных решений. Конкурентоспособность предприятий, их жизнестойкость и перспективы дальнейшего развития сегодня напрямую зависят от степени их реакции на изменения, уровня гибкости и адаптации. Безусловно, перемены сопряжены с потерями и риском и к тому же требуют огромного труда. Но если предприятие не ставит себе целью смело идти навстречу изменениям и быстро меняться вместе с окружающим миром, оно обречено на неудачу. В периоды коренных структурных преобразований выживают только лидеры перемен - те, кто чутко улавливают тенденции изменений и мгновенно приспосабливаются к ним, используя себе во благо открывающиеся возможности.
Уровень глобальной конкуренции продолжает расти. Закономерно, что сегодня не одно промышленное предприятие не может рассчитывать на выживание, не говоря уже об успехе, если не будет соответствовать стандартам, которые устанавливают лидеры индустрии, в какой части мира они бы не находились. Для соответствия данным стандартам уже недостаточно просто производить качественную продукцию при минимальном уровне затрат. Модернизация производства, повышение его эффективности до уровня мировых отраслевых лидеров призваны создать на предприятии почву, необходимую для переориентации на выпуск инновационной продукции.
Внимание высших лиц государства к инновациям лишний раз подчеркивает тот факт, что переход экономики в инновационную фазу развития является необходимым условием экономического роста и процветания. В своем выступлении на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума в июне 2010 года Президент России, Д.А. Медведев обозначил задачу по созданию инновационной экономики, экспорту новейших технологий, экспорту продуктов инновационной деятельности. В своем интервью журналу «Генеральный директор», Председатель Правительства РФ, В.В. Путин заявил: «Наша задача - открыть дорогу для массового внедрения инноваций во все сферы жизни: в систему управления, в производство, в социальную сферу. Россия должна стать восприимчивой к инновациям. В этом - вопрос нашего будущего, наших позиций и конкурентоспособности в мире завтрашнего дня».
В современной России государство активно формирует рынок инноваций, но бизнес не спешит их внедрять, спрос на инновации, их реальное внедрение на действующих производствах, продолжает сокращаться. По данным Национальной Ассоциации Инноваций и Развития Информационных Технологий (НАИРИТ) в 2010 г. этот показатель составил 9.1 %. Для сравнения: в Греции этот показатель составляет порядка 23%, а в Португалии 39%. Предприятия малого бизнеса тоже слегка подрастеряли интерес к инновациям - доля малых предприятий, их внедряющих, составила 3,7%, что ниже на 0,2% показателей конца 2009 года, в ведущих западных странах показатель колеблется на уровне 5%.
В процессе формирования стратегии инновационного развития каждого конкретного субъекта РФ необходимо учитывать два показателя: общий инновационный потенциал региона и инновационную активность субъектов инновационной деятельности. Общий инновационный потенциал региона представляет собой интегральную оценку возможностей предприятий субъекта РФ по участию в инновационных программах, разработке и внедрению инноваций в рамках собственных производственных площадок. Данные возможности могут выражаться в оценке интеллектуального, технического, технологического, управленческого и маркетингового потенциала предприятия. Ведь чтобы создать инновационный про-
дукт, запустить его в производство, а затем выгодно продать на рынке требуется:
• компетентный персонал, способный к ведению научной работы, адаптивный к изменениям и обладающий необходимой мотивацией;
• современные производственные мощности, обладающие минимальной ресурсоемкостью, максимальной эффективностью, способные производить продукцию наивысшего качества с использованием передовых технологий;
• современные инновационные технологии, апробированные и адаптированные под производство реального продукта;
• грамотный управленческий состав, способный решать качественно новые задачи по управлению инновациями в условиях динамичной внешней среды;
• маркетинговый аппарат, способный организовать и поддерживать эффективное функционирование цепочки создания инновационного продукта вплоть до его доведения до потребителя.
Но даже наличие высокого инновационного потенциала у предприятия не гарантирует успехов во внедрении инновационных технологий и производстве новых продуктов. Наличие данного потенциала должно сопровождаться высокой инновационной активностью субъектов. Инновационная активность предприятий региона представляет собой оценку уровня интенсивности работ по созданию инновационного потенциала, привлечения инвестиций, а также взаимного сотрудничества с научными и образовательными центрами, региональным и федеральным правительством и иными структурами, занятыми в области инноваций. Такое сотрудничество крайне необходимо для создания Национальной Инновационной Системы (НИС), усиливающей синергетиче-ский эффект от инновационной деятельности. Ведь иногда даже при наличии всех необходимых ресурсов предприятия, обладающие низкой инновационной активностью, оказываются неспособными коммерциализировать новую перспективную разработку, довести ее до стадии готового продукта, а иногда даже до стадии производства. Далее проведем оценку инновационного потенциала и уровня инновационной активности на предприятиях в Рязанской области.
Рязанская область обладает довольно существенным инновационным потенциалом, но несмотря на это уровень инновационной активности остается довольно невысоким. Так, по данным Росстата, в Рязанской области в 2009 г. уровень инновационной активности предприятий, осуществлявших технологические инновации, составил 5%, маркетинговые -3,1%, организационные инновации - 3,5%. На одно инновационно-активное предприятие приходилось 14 предприятий, не осуществлявших инновационную деятельность [1]. Среди организаций, осуществлявших различные виды инновационной деятельности, наибольшую долю составляют организации, приобретавшие машины и оборудование, связанные с техно-
логическими инновациями. Удельный вес затрат на технологические инновации к объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в целом по обследованным организациям в 2009 году составил 1,1% и по сравнению с 2008 г. сократился в 2 раза. Наиболее высокая интенсивность затрат на технологические инновации характерна для организаций производства электрообору до-вания, электронного и оптического оборудования и прочих производств, где доля затрат на технологические инновации в объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг составляет соответственно 5 и 6,5%.
Анализ активности в области внедрения и коммерциализации инновационных идей показывает, что в 2009 году 26 организаций в течение последних трех лет имели завершенные инновации: внедренные на рынке новые или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям и усовершенствованию продукты, внедренные в практику новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, организационные и управленческие изменения. Согласно данным статистики в 2010 году в области была создана одна передовая производственная технология, не имеющая отечественных аналогов, обладающая патентами на изобретение и патентной чистотой. Передовые производственные технологии применялись в 43 организациях области. По сравнению с 2009 годом их количество увеличилось на 4,6%. Каждое третье из них внедрено в течение от одного до трех лет, каждое пятое - от четырех до пяти лет и от шести до 9 лет, и лишь 6,4% в отчетном году. Среди использованных технологий 40% относятся, к группе «Производство, обработка и сборка», 28% - «Связь и управление», 17% - «Проектирование и инжиниринг» [2].
Интенсификации инновационных процессов, кроме собственных технологических разработок, во многом способствует технологический обмен. Больше половины заимствованных научно-технических достижений составляли отечественные разработки, нехватка отечественных технологий компенсируется их импортом. Наиболее распространенными формами приобретения новых технологий, являлась покупка оборудования, целенаправленный прием на работу квалифицированных специалистов и приобретение результатов исследований и разработок.
Низкий уровень инновационной активности организаций в Рязанской области отчасти объясняется недостаточной развитостью научных подразделений. Из числа обследованных организаций лишь 11% имели научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения, в их числе 24% составляли инновационно-активные организации.
Основным источником финансирования инновационной деятельности по-прежнему остается самофинансирование. Если крупные предприятия, такие как «Рязанский завод металлокерамических приборов»,
«Рязанский государственный приборный завод», «Касимовский приборный завод», «360-й Авиационный ремонтный завод», «Елатомский приборный завод» и др. могут позволить себе финансирование крупных инновационных проектов из собственных средств, то для средних и малых предприятий такая финансовая нагрузка может стать непосильной. Но именно малые предприятия более приспособлены к осуществлению инновационной деятельности за счет их большей гибкости и мобильности, что позволяет быстро реагировать на изменения рынка для корректировки инновационных целей. В данной ситуации необходима поддержка со стороны правительства области путем выделения субсидий предприятиям, помощи малым научным объединениям в коммерциализации перспективных проектов.
В 2009 году за счет собственных средств организаций было профинансировано 87,3% всех затрат на технологические инновации, в некоторых организациях, производящих пищевые продукты этот показатель составил 100% всех затрат на данный вид деятельности. Мировой финансовый кризис оказал неблагоприятное влияние на инновационную активность многих предприятий. В целях экономии бюджета были значительно сокращены расходы на НИОКР, программы по обучению и переподготовки персонала, а также расходы на приобретение машин и оборудования, подготовку производства и т.д. Сокращение затрат произошло практически по всем видам инновационной деятельности. В структуре затрат на технологические инновации в Рязанской области 50% приходится на приобретение машин и оборудования, 23% - на исследования и разработки, 18% - на производственное проектирование, около 8% - на другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов. По сравнению с 2008 годом сокращение затрат произошло практически по всем видам инновационной деятельности.
При существующем инвестиционном климате в России частные инвесторы, как правило, не инвестирует в проекты, которые дают отдачу через 2 года и в более длительные сроки. А для внедрения серьезных инноваций на предприятиях нужны «длинные» деньги. Отсутствие инвестиций со стороны бизнеса вызвано отсутствием стабильности, устойчивой тенденции к снижению административных барьеров, высокой коррупцией, отсутствием честной конкуренции, когда предприятие производящее более дешевую и качественную продукцию всегда в выигрыше.
Таким образом, анализ полученных данных показывает, что низкий рост инновационной активности на предприятиях Рязанской области связан с экономическими факторами. К числу наиболее весомых экономических факторов относится:
• недостаток собственных денежных средств;
• высокая стоимость нововведений;
• недостаток адресной финансовой поддержки со стороны государства;
• высокий экономический риск.
Необходимо отметить и положительные тенденции:
^ рост внедрения инновационных технологий в производство (около 5% за 2010 г.);
^ преобладание доли инновационных технологий, применяемых в производственной сфере (40% в 2010 г.).
Анализ инновационного потенциала выявил, что около 15% организаций назвали низкий инновационный потенциал в качестве решающего фактора, препятствующего инновационной деятельности и для 10% организаций таким фактором стал недостаток квалифицированного персонала. Можно выделить ряд неблагоприятных факторов, влияющих на интеллектуальный потенциал предприятий региона:
1) демографический спад;
2) высокий средний возраст работников предприятий (особенно государственных);
3) недостаток молодых кадров;
4) снижение уровня профессиональной подготовки технических специалистов;
5) отставание уровня образования от уровня развития промышленности, в том числе в сфере инноваций.
Частичное решение данной проблемы отчасти заключается в создании и дальнейшем развитии в государственных вузах учебно-научно-
инновационных комплексов, в которых студент, преподаватель, научный работник и экспериментатор-производственник могли бы взаимодействовать в процессе обучения, развития навыков исследовательской и опытно-конструкторской (экспериментально-внедренческой) работы. Основной задачей должно стать повышение профессионализма, мы считаем, что данный процесс должен носить непрерывный и опережающий характер.
Устаревшая техноструктура, недостаток финансовых средств для обновления парка оборудования препятствуют созданию инновационного потенциала на многих предприятиях. Модернизация производственных мощностей, создание новых площадок под выпуск инновационной продукции возможно лишь при повышении инновационной активности в области привлечения инвестиций и поиска дополнительных источников финансирования. Одним из источников дополнительного финансирования для предприятий региона может стать диверсификация, выраженная в использовании существующих технологий и оборудования для выпуска продукции, имеющей спрос на рынке.
Роль формирования управленческого потенциала заключается в том, что иногда причины неуспеха инноваций кроются во внеэкономических факторах. Как показывают опросы, инновационная деятельность редко реализуется в виде продуманной программы. Инициаторы инноваций не всегда представляют себе весь масштаб последующих взаимосвязанных изме-
нений, не всегда к ним готовы и не всегда в состоянии с ними справиться. А в условиях финансового дефицита отвлечение оборотных средств на инновационную деятельность, результаты и эффективность которой далеко не очевидны, представляется большинству предприятий абсолютно не целесообразным, и поэтому инвестиции в инновации замораживаются или совсем прекращаются. Поэтому формирование грамотной инновационно-управленческой стратегии является весьма важным для предприятия.
В процессе инновационного развития на предприятии должен быть создан внутренний инновационный потенциал, обладающий определенным микроклиматом и являющийся надежным фундаментом для создания и внедрения инноваций. В основе формирования данного потенциала должны стоять квалифицированные, компетентные и энергичные специалисты. Чтобы привлечь молодых специалистов на производство руководству предприятий необходимо создать действенную систему мотивации, поднять уровень зарплат хотя бы до средних значений по отрасли, создать благоприятный психологический климат в трудовом коллективе. Сегодня многое говориться о возрождении технического образования, о снижении количества экономических и юридических специальностей в ВУЗах, но на наш взгляд данные меры будут малоэффективны, если сами работодатели не будут заинтересованы в создании всех необходимых условий для привлечения молодежи, а государство выступать с поддержкой подобной деятельности. Помимо повышения интеллектуального потенциала для успеха в сфере инноваций предприятиям необходимо модернизировать устаревшую техноструктуру, параллельно проводя работы по повышению максимальной эффективности всего производства. Необходимо изучить опыт ведущих предприятий мира, попытаться адаптировать зарубежные управленческие модели к реалиям российских предприятий.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод что, несмотря на достаточный инновационный потенциал, предприятия Рязанской области проявляют недостаточную активность в инновационной сфере бизнеса. Налаживание активного взаимодействия с ведущими научными, учебными и промышленными центрами в области и в стране должно стать ключом к повышению совокупного инновационного потенциала, создания новых и модернизация имеющихся производств с применением последних разработок науки и техники. Как показало проведенное исследование, одним из способов такого взаимодействия является сотрудничество в области технологического обмена, которое позволяет создать единый интегрированный инновационный кластер в регионе. Наращивание производственного потенциала в производстве электроники, продукции ВПК и дру-
гих отраслях промышленности должно быть адекватным условиям рынка и стратегии инновационного развития. При этом необходимо понимать, что новый станок, новая технология не окупится при ее неэффективном и безграмотном использовании и не сможет изменить людей, работающих до этого на старом оборудовании. Приоритетным направлением инновационного развития должна стать подготовка технических специалистов в соответствии с потребностями предприятий.
Таким образом, для достижения инновационного развития, повышения восприимчивости, подвижности и адаптивности предприятий к изменениям, вызванным инновациями, уровень активности субъекта инновационной деятельности не должен быть меньше его общего инновационного потенциала. В худшем случае он должен соответствовать, а в лучшем опережать уровень потенциала. При недостаточном уровне инновационной активности совокупный потенциал используется не полностью, недостаток активности препятствует дальнейшему приращению общего потенциала и может привести к его потере. Необходимо постоянно отслеживать данную динамику и идти с небольшим опережением, которое должно определяться интенсивностью инновационной деятельности и глубиной вызванных изменений.
Литература
1. Инновационная деятельность организаций Рязанской области, 2010: стат. сб. / Росстат. - Рязань, 2010. - 141 с.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2010: стат. сб. / Росстат. - М, 2010. - 996 с.
3. Пригожин А.И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление / А.И. Пригожин. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 402 с.
4. Казакова Н.В. Эффективное управление организационными изменениями на промышленных предприятиях: учебное пособие / Н.В. Казакова, Г.А. Краюхин, Ю.М. Солдак. - Рязань: Полиграф, 2008. -262 с.
5. Мыльник В.В. Формирование инновационных организаций и оценка их эффективности: уч. пос. / В.В. Мыльник, М.Н. Черкасов. - М.: МАТИ, 2010. -155 с.
э 8(4912) 46-03-34; 8 (910) 903-34-62
Ключевые слова: инновация, инновационный потенциал, инновационная активность, инновационное развитие, управление инновациями