Научная статья на тему 'Анализ инновационно-инвестиционного потенциала России'

Анализ инновационно-инвестиционного потенциала России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / КРЕДИТ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ ЛИЗИНГ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД / INVESTMENT PROJECT / CREDIT / DESIGN FINANCING / FINANCIAL LEASING / BUDGETARY FINANCING / VENTURE FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дьякова Юлия Николаевна, Мокан Татьяна Сергеевна

Анализ инновационно-инвестиционного потенциала России The analysis of the innovation-investment potential of Russia based on the innovational activity of Russian enterprises and financing sources of fundamental and applied research is presented in the article. The barriers interfering with the enterprises' innovational activity are determined and measures for their overcoming are suggested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ инновационно-инвестиционного потенциала России»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ «И

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

Ю. Н. Дьякова, Т. С. Мокан

THE ANALYSIS OF THE INNOVATIONINVESTMENT POTENTIAL OF RUSSIA

Dyakova J. N., Mokan T. S.

The analysis of the innovation-investment potential of Russia based on the innovational activity of Russian enterprises and financing sources of fundamental and applied research is presented in the article. The barriers interfering with the enterprises' innovational activity are determined and measures for their overcoming are suggested.

Key words: investment project, credit, design financing, financial leasing, budgetary financing, venture fund.

В статье проведен анализ инновационно-инвестиционного потенциала России, на основе инновационной активности российских предприятий и источников финансирования фундаментальных и прикладных исследований. Определены барьеры, препятствующие инновационной активности предприятий и предложены меры по их преодолению.

Ключевые слова: Инвестиционный проект, кредит, проектное финансирование, финансовый лизинг, бюджетное финансирование, венчурный фонд.

УДК 330.322.1

Правительство Российской Федерации активно участвует в формировании современных институтов инновационного развития, включая сферы науки, техники, образования, венчурного предпринимательства. Однако сегодня необходимо направлять интересы в сторону наиболее эффективного применения знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов и в целом жизни общества. Нашей стране пока не удалось кардинально уйти от инерционного энергосырьевого «сценария» развития, а на фоне благоприятной для России международной экономической конъюнктуры модернизация отечественной экономики проходит пока частично. Сложившаяся ситуация неизбежно обостряет зависимость от импорта товаров и инноваций, а в дальнейшем может повлечь вытеснение нашей страны из числа лидеров.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики наибольшее число организаций, выполняющих исследования и разработки в России находится в Центральном федеральном округе, а наименее конкурентоспособным в данной области является Дальневосточный федеральный округ.

Увеличение доли инновационных предприятий последний раз происходил в 2007 году во всех федеральных округах, кроме Уральского, причем наибольший темп прироста был в Южном, Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округов.

Таблица 1

Инновационные предприятия России (1)

Федеральный округ Год Число организаций Число организаций, выполнявших исследования и разработки Доля организаций, выполнявших исследования и разработки, в процентах Темп прироста доли инновационных организаций, в процентах

Центральный 2007 1 787 184 1 536 0,086 2,361

2008 1 773 220 1 445 0,081 -5,184

2009 1 832 209 1 383 0,075 -7,372

Приволжский 2007 711 633 585 0,082 5,298

2008 733 030 549 0,075 -8,893

2009 752 847 532 0,071 -5,647

Северо-Западный 2007 664 988 606 0,091 8,416

2008 688 765 533 0,077 -15,082

2009 720 151 518 0,072 -7,050

Сибирский 2007 533 994 464 0,087 4,435

2008 544 982 429 0,079 -9,407

2009 554 207 410 0,074 -6,020

Южный 2007 430 700 355 0,082 16,957

2008 444 397 321 0,072 -12,364

2009 445 681 316 0,071 -1,841

Уральский 2007 372 806 233 0,062 -2,735

2008 405 996 220 0,054 -13,298

2009 421 135 211 0,050 -7,539

Дальневосточный 2007 173 591 178 0,103 13,166

2008 181514 169 0,093 -9,200

2009 181 523 166 0,091 -1,780

В 2008-2009 годах, вследствие мирового финансового кризиса, многие предприятия были ликвидированы, наибольшие потери испытали Северо-Западный, Уральский и Южный федеральные округа.

В 2010 году, Россия в «Рейтинге конкурентоспособности национальных инновационных систем» занимает 38 место из 50, уступая США, Швеции, Швейцарии, Сингапуру, Германии, Израилю, Турции, Б(Р)ИК и другим странам.

В настоящее время, потенциал российской инновационной системы заложен в ос-

новном источнике инноваций - факторе «таланты и идеи». Большинство российских исследователей заняты в технической области науки (61,59 % из 369 237 исследователей в 2009 году). (2)

Среди приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ, утвержденных приказом Президента РФ № Пр - 843 от 21.05.2006 года, являются:

1) безопасность и противодействие терроризму;

2) живые системы;

3) индустрия наносистем и материаолов;

4) информационно-телекоммуникационные системы;

5) перспективные вооружения, военная и специальная техника;

6) рациональное природопользование;

7) транспортные, авиационные и космические системы;

8) энергетика и энергосбережение.

Важнейшие инновационные проекты

государственного значения по данным направлениям в рамках блока «Коммерциализация технологий» Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы» (далее - ФЦП) финансируются преимущественно за счет средств внебюджетных источников.

Средства федерального бюджета привлекаются только для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до стадии разработки опытных образцов и конструкторской документации.

Несмотря на мировой финансовый кризис, финансирование фундаментальных и

прикладных исследований увеличивалось на протяжении всего периода. Тем не менее, его влияние отразилось на темпах прироста финансирования, так как прикладные стали финансироваться на 2,8 % больше, по сравнению с фундаментальными исследованиями. Увеличение расходной части федерального бюджета происходит в 2009 году и составляет 2,27 %, данная тенденция может послужить мощным катализатором развития российской науки.

Все работы, связанные с подготовкой и организацией производства осуществляются только за счет средств внебюджетных источников финансирования.

В целом внутренние затраты на исследования и разработки в РФ за три года увеличились на 30,92 %, в том числе за последний год на 12,70 %, а их доля в ВВП в 2009 году составила 1,24 % (в 2007 - 1,12 %, в 2008 - 1,04 %). Важным макроэкономическим эффектом реализации ФЦП является увеличение доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте до 1,79 % (при пассивном сценарии развития - 1,7 %).

Таблица 2

Финансирование науки за счет средств федерального бюджета

Расходы федерального бюджета Год Темп прироста, в процентах

2007 2008 2009 2009 к 2008 2009 к 2007

млн. руб., в том числе: 132 703,40 162 115,90 219 057,60 35,12 65,07

на фундаментальные исследования 54 769,40 69 735,80 83 198,10 19,30 51,91

на прикладные исследования 77 934,00 92 380,10 135 859,50 47,07 74,33

в процентах:

к расходам федерального бюджета 2,22 2,14 2,27 6,07 2,25

к ВВП 0,40 0,39 0,56 43,59 40,00

Таблица 3

Структура источников финансирования внутренних затрат, в процентах

Источники финансирования Год Темп прироста

2007 2008 2009 2009 к 2008 2009 к 2007

Иностранные источники 7,22 5,94 6,46 0,09 -0,11

Частные некоммерческие организации 0,07 0,16 0,08 -0,50 0,14

Образовательные учреждения высшего профессионального образования 0,24 0,12 0,07 -0,42 -0,71

Организации предпринимательского сектора 20,88 20,87 19,46 -0,07 -0,07

Внебюджетные фонды 1,79 1,47 1,64 0,12 -0,08

Научные организации 8,23 8,32 7,27 -0,13 -0,12

Бюджет 61,56 63,12 65,03 0,03 0,06

Таким образом, ключевым барьером является недостаток финансовых ресурсов, вследствие которого по большей части возникают все остальные проблемы развития научно-исследовательских разработок. Трудности, возникающие при привлечении инвестиций в инновационную сферу, являются следствием невозможности, в настоящее время, адекватной оценки эффективности финансирования науки. Показателями эффективности фундаментальных исследований могут служить: общее число статей, опубликованных в рецензируемых журналах; число статей, приходящееся на одного исследователя; средний импакт-фактор (численный показатель важности) журналов, в которых опубликованы статьи; среднее число ссылок на одну статью; число патентов. По данным Института проблем рынка Российской академии наук, информационная продуктивность российского научного комплекса почти в точности соответствует его внутренним затратам, то есть исследователи публикуют столько, насколько, согласно международному стандарту, позволяет финансирование отечественной науки. (5)

По данным опроса 100 крупнейших российских предприятий России (годовой оборот: 50 компаний от 100 млн. долларов до 1 млрд. долларов, второй половины - от 1 млрд. долларов), проведенного Центром стратегического развития, были выявлены основные проблемы, препятствующие раз-

витию инновационной активности российских компаний. Среди основных были выделены следующие: сложность экспортно-таможенного контроля и привлечения финансирования (высокие таможенные тарифы на импортируемые компоненты и технологии, сложная таможенная процедура); избыточная бюрократизация (сложность сертификации продукции и так далее); отсутствие процедур оценки риска и возврата инвестиций; недостаточная защита интеллектуальной собственности; нехватка управленческих кадров; недостаточный спрос на инновационную продукцию; нехватка сотрудников; отсутствие «культуры инноваций» внутри компании; конкурентное давление на компанию; проблемы коммерциализации (6).

Для решения проблем развития инновационной активности Росси в целом, оптимальными мерами со стороны государства, могут послужить следующие:

- повышение качества высшего образования;

- увеличение государственного финансирования НИОКР и инвестиций в инфраструктуру;

- налоговые стимулы;

- совершенствование законодательства;

- привлечение в Россию иностранных высококвалифицированных специалистов;

- вступление в ВТО;

- защита российского рынка от иностранных конкурентов;

- политическая и организационная поддержка продвижения российской продукции на международный рынок.

Развитию инновационной активности способствует «Соглашения о взаимодействии институтов развития и заинтересованных организаций в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов малых и средних предприятий», подписанное 6 апреля 2011 года.

Участниками данного соглашения выступают следующие:

1) государственные институты развития - ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», РОСНАНО, ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «Российский банк развития»;

2) некоммерческие организации -Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Российская ассоциация венчурного инвестирования;

3) ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа»;

4) Федеральное агентство по делам молодежи.

Основной целью Соглашения является организация взаимодействия сторон по определению потребностей инновационных компаний и их обеспечение инструментами, сервисами и условиями для эффективной деятельности по реализации инновационных проектов на территории РФ и глобальном рынке.

Также важную роль в развитие инновационной активности экономики нашей страны внесло создание Центра разработки и коммерциализации новых технологий в Сколково. Создание данного центра позволяет формировать благоприятные условия для деятельности высокотехнологичных компаний, ведет к росту выпуска инноваци-

онной продукции и содействует притоку прямых иностранных инвестиций в наукоемкое производство.

Фонд «Петербургская политика», Президентская академия (бывшая Академия народного хозяйства при правительстве РФ) и РБК daily запускают новый совместный проект, согласно которому ежемесячно, начиная с апреля 2011, РБК daily будет публиковать рейтинг инновационной активности в России. Данный проект, на основе экспертных оценок, будет включать ранжирование регионов по инновационным достижениям, выявленные Аренды, анализ государственной инновационной политики, тенденции в сфере науки, а также рейтинг антисобытий в сфере инноваций. (7)

Стартовый проект (январь - март 2011 года) выявил тройку лидеров по инноваци-онности: Томская, Московская и Новосибирская области. В десятку инновационных регионов-лидеров также попали Пермский край, Татарстан, Красноярский край, Мордовия, Калужская, Магаданская и Иркутская области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основная отрицательная тенденция инновационного развития заключается в том что, госкорпорации получили репутацию аутсайдеров инновационной политики, по этой причине возникает риск замкнутого круга — ни спроса на инновации, ни самих инновационных технологий Россия сегодня не имеет.

Позитивной тенденцией, по мнению экспертов, является работа правительства по формированию программ инновационного развития госкорпораций, которая может привести сразу к нескольким положительным результатам: расширению объема контрактов госкорпораций с вузами и малыми предприятиями, концентрации финансирования на приоритетных направлениях инновационного развития по линиям вузов, науки и малого бизнеса. (7)

Инвестиции в новые идеи - это отправная точка в инновационном процессе, но отсутствие инфраструктуры коммерциализации, трудности при привлечении инвестиций, слабое государственное управление инновационной деятельности и другие ас-

пекты современного экономического развития России, оказывают негативное влияние в целом на конкурентоспособность НИС страны.

Таким образом, реализация стратегии модернизации и инновационного развития экономики и всего российского общества -

это реальный шанс завоевания Россией статуса мирового лидера XXI века. Курс на инновационные преобразования приведет к масштабным изменениям в экономике, политике, социальной сфере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./ Росстат. - М.,2010.- 813с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru

/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publi

shing/catalog/statisticCollections/doc_

1135087342078

2. Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.opora.ru

3. Указ Президента РФ № Пр — 843 от 21.05.2006 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/ukaz/nti/4406/

4. Миндели Л. Э. «Фундаментальная наука и инновационное развитие» // Новая экономика. Инновационный портрет России. — М.: Центр стратегического партнерства, 2010. — 504 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://naukakom.ru/upload/file /IPR3-Book.pdf

5. Чубайс А. Б. Инновационная экономика в России: что делать? // Новая экономика. Инновационный портрет России. — М.: Центр стратегического партнерства, 2010. — 504 с. [Электронный ресурс]. — Ре-

жим доступа: http://naukakom.ru/upload/file /IPR3-Book.pdf

6. Фомичев О. В. Повышение инновационности российской экономики: проблемы и перспективы // Новая экономика. Инновационный портрет России. — М.: Центр стратегического партнерства, 2010. — 504 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://naukakom.ru/upload/file /IPR3-Book.pdf

7. Кособокова Т. РБК daily представляет первый рейтинг инновационной активности [Электронный ресурс].

Об авторах

Дьякова Юлия Николаевна, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, экономический факультет. Сфера научных интересов - инвестиции, инновации, бизнес-планирование, оценка эффективности инновационно-инвестиционных проектов. st26@mail.ru

Мокан Татьяна Сергеевна, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», экономический факультет, финансы и кредит. Сфера научных интересов - бизнес-планирование и оценка инновационных проектов. mts-moka @yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.