Научная статья на тему 'Анализ информированности населения Ростовской области о медиации (по материалам социологического исследования)'

Анализ информированности населения Ростовской области о медиации (по материалам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
619
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиация / социологический опрос / информированность населения / отношение респондентов / популяризация / институционализация / мониторинг / конфликт / mediation / sociological survey / awareness of population / respondents attitudes / popularization / institutionalization / monitoring / conflict

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Безвербная Нарине Арамовна, Чхартишвили Давид Автандилович

В статье приводится анализ результатов социологического опроса, проведенного авторами, на тему «Исследование информированности населения Ростовской области о медиации». Раскрываются основные позиции программы социологического опроса: цель, задачи, предмет, терминологическая база, концептуальная модель, рабочие гипотезы исследования и уровень подтвержденности каждой из них. Автор формулирует выводы по ключевым позициям, сделанные на основе проведенного исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AWARENESS ABOUT MEDIATION AMONG THE POPULATION OF THE ROSTOV REGION (ON THE SURVEY RESULTS BASIS)

The article provides the analysis of author’s sociological survey results "Study of awareness among the population of the Rostov region about mediation". The main aspects of the sociological survey program are described: the objective, tasks, subject, and terminological framework, conceptual model, hypotheses of the study and the confirmation level of each of them. The author on the basis of the study formulates the insights for key positions

Текст научной работы на тему «Анализ информированности населения Ростовской области о медиации (по материалам социологического исследования)»

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ЮГЕ РОССИИ_

УДК 122/129; 316

DOI 10.23683/2227-8656.2017.3.26

АНАЛИЗ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ О МЕДИАЦИИ

(ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Безвербная Нарине Арамовна

Кандидат социологических наук, доцент, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]

Чхартишвили Давид Автандилович

Аспирант,

Южный федеральный университет,

г. Ростов-на-Дону,

e-mail: [email protected]

В статье приводится анализ результатов социологического опроса, проведенного авторами, на тему «Исследование информированности населения Ростовской области о медиации». Раскрываются основные позиции программы социологического опроса: цель, задачи, предмет, терминологическая база, концептуальная модель, рабочие гипо-

tf M

THE AWARENESS ABOUT MEDIATION AMONG THE POPULATION OF THE ROSTOV REGION (ON THE SURVEY RESULTS BASIS)

Narine A. Bezverbnaya

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]

David A. Chkhartishvili

Graduate student, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]

The article provides the analysis of author's sociological survey results "Study of awareness among the population of the Rostov region about mediation". The main aspects of the sociological survey program are described: the objective, tasks, subject, and terminological framework, conceptual model, hypotheses of the study and the confirmation

тезы исследования и уровень подтвержденное™ каждой из них. Автор формулирует выводы по ключевым позициям, сделанные на основе проведенного исследования.

level of each of them. The author on the basis of the study formulates the insights for key positions.

Ключевые слова: медиация, социологиче- Keywords: mediation, sociological survey,

ский опрос, информированность населения, awareness of population, respondents atti-отношение респондентов, популяризация, ин- tudes, popularization, institutionalization,

ституционализация, мониторинг, конфликт. monitoring, conflict.

Введение

На современном этапе развития медиации в России существует ряд проблем, которые стоят на пути институционализации медиативной практики. Среди наиболее актуальных проблем выделяют несовершенство нормативно-правовой базы медиации в России [1]; отсутствие корпуса квалифицированных профессионалов-медиаторов [2] и низкий уровень информированности населения о медиации [3].

Проблему низкого уровня информированности населения о медиации невозможно решить без изучения текущего уровня информированности населения, отношения общества к медиации и реализации ряда ключевых задач в рамках социологического исследования.

Социологический опрос информированности населения Ростовской области о медиации

В апреле-мае 2016 г. был проведен социологический опрос на тему «Исследование информированности населения Ростовской области о медиации» в объеме 519 респондентов.

Основной целью исследования являлся мониторинг уровня информированности населения о медиации.

Было поставлено несколько задач исследования:

- мониторинг уровня информированности населения Ростовской области о медиации;

- мониторинг текущего отношения респондентов к медиации;

- установление совместимости основных принципов медиации и личностных установок респондентов;

- выявление основных источников популяризации и информирования населения Ростовской области о медиации;

- оценка эффективности принимаемых мер по популяризации и информированию населения Ростовской области о медиации;

- установление отношения респондентов к инновациям в целом;

- изучение отношения респондентов к практике судебного разрешения.

Предметом исследования был выбран уровень информированности респондентов о медиации и отношения респондентов к медиации.

Зачастую различия в интерпретации одного и того же понятия разными исследователями вносят некоторое деструктивное начало в процесс изучения вопроса, поэтому при разработке программы исследования особое внимание было уделено интерпретации основных понятий.

В данном исследовании были использованы следующие специальные понятия:

«Медиация - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения» [4].

Конфликт, конфликтная ситуация - столкновение интересов, мнений, позиций.

Сотрудничество (как тактика поведения в конфликте) - сторона конфликта старается вовлечь другую в процесс конструктивного сотрудничества, чтобы совместными усилиями выработать наиболее приемлемое для обеих сторон решение.

Соревнование (как тактика поведения в конфликте) - сторона конфликта стремится полностью удовлетворить свои потребности за счет полного поражения другой стороны.

Приспособление (как тактика поведения в конфликте) - сторона конфликта предпочитает уступить в ущерб некоторым своим интересам, чтобы конфликт был исчерпан как можно быстрее и мягче.

Уклонение (как тактика поведения в конфликте) - сторона конфликта старается избежать источника конфликта и отложить решение проблемы.

В качестве респондентов было определено население Ростовской области в возрасте от 17 лет, ранжируемое по полу и принадлежности к одной из трех возрастных категорий.

Концептуальная модель объекта исследования характеризуется рядом ключевых компонентов, содержание которых можно сформулировать в виде следующих тезисов [5].

Во-первых, повышение уровня информированности респондентов о медиации находится в прямой зависимости от целенаправленной деятельности по информированию населения со стороны СМИ, официальных представителей власти, исследователей проблематики и различных общественных, частных, муниципальных и государственных учреждений, занимающихся внедрением или реализацией медиатив-

ной практики. Особую роль в информировании населения играет «маркетинг из уст в уста» (так называемое сарафанное радио).

Во-вторых, отношение к медиации формируется в зависимости от указанных выше форм деятельности по повышению информированности респондентов. В данном случае ключевыми являются качество, характер и масштаб процесса информирования. Особо остро на данный момент стоит проблема отсутствия квалифицированного корпуса медиаторов, что создает прецеденты некачественной работы неквалифицированных медиаторов и, соответственно, посредством «маркетинга из уст в уста» формирует тенденцию негативного восприятия медиации.

В данном исследовании используется аналитический вид социологического исследования, так как доступные знания позволяют выделить объект и предмет, цели и задачи исследования и есть возможность проверить гипотезы, выдвинутые в исследовании.

Сбор информации осуществлялся с помощью сайта iAnketa.ru, техническое оснащение которого позволяет создавать анкеты в виртуальном формате. Вопросы анкеты, сформулированные в рамках исследования, вводятся в программу и остаются в виртуальном облаке сайта. Респондентам раздавались ссылки, посредством которых они переходили к анкетам с помощью любых устройств, которые имеют доступ к Интернету (смартфоны, планшеты, компьютеры и ноутбуки). Результаты ответа на вопросы анкеты от каждого респондента передавались на сайт и формировали общий информационный массив, который автоматически обрабатывался программой. В конечном счете мы получили обобщенный массив информации в процентах и количественных показателях, который уже был готов к изучению и выработке аналитических выводов относительно проведенного исследования.

Степень подтвержденности рабочих гипотез по итогам анализа результатов исследования

В качестве основных гипотез данного исследования были определены следующие:

1. Информированность респондентов о медиации низкая.

На вопрос «Как Вы оцениваете уровень своей информированности о медиации?» 44,4 % респондентов ответили «совершенно не осведомлен о медиации», 34,5 % отметили низкий уровень. Подтверждением гипотезы стали и результаты проверочных вопросов: например, на вопрос «Знаете ли Вы, где можно получить помощь медиатора в Вашем регионе?» 91,9 % респондентов выбрали вариант ответа «не знаю».

2. Большинство респондентов ничего не слышали о медиации до участия в данном исследовании.

На вопрос «Что Вы знаете о медиации (альтернативный метод разрешения конфликтов)?» 49,1 % респондентов выбрали ответ «я ничего не слышал об этом до сих пор», «я кое-что слышал об этом» -23,1, «я знаю, что это такое» - 13,6, «я хорошо знаю, что такое медиация» - 14,1 % . Данные результаты указывают на факт подтверждения гипотезы № 1 и 2.

3. Текущее отношение к медиации является скорее негативным, как к чему-то неизвестному, новому.

Данная гипотеза не нашла подтверждения по результатам исследования.

На вопрос «Как Вы можете охарактеризовать свое отношение к медиации?» 67,2 % ответили «я слишком мало знаю о медиации, чтобы судить о ее эффективности», 20,8 - «я считаю медиацию эффективным методом разрешения конфликтов», 4 - «очередной пример слепого заимствования», 4,2 % - «кто-то будет наживаться на том, что не принесет никакой пользы».

Полученные данные по этому вопросу позволяют сделать вывод о том, что респондентов, положительно относящихся к медиации более чем вдвое больше, чем тех, которые относятся к медиации негативно. Большинство респондентов высказывают нейтральное отношение к медиации ввиду низкой осведомленности.

4. Основные принципы медиации совместимы с личностными установками респондентов.

Результаты исследования в целом подтвердили данную гипотезу.

Так, на вопрос «К какой тактике Вы предпочтете прибегнуть в конфликтной ситуации?» 36,2 % респондентов ответили «сотрудничество», 27,5 % - «соревнование». В вопросе «Какой принцип, на Ваш взгляд, лежит в основе медиации?» 36,6 % респондентов выбрали «сотрудничество». Это дает возможность предположить, что медиация имеет достаточно высокий уровень совместимости с внутренними установками респондентов.

5. Основными источниками популяризации и информирования населения о медиации являются кино, сериалы, мероприятия, проводимые в учебных заведениях и трудовых коллективах, и СМИ.

Данная гипотеза подтвердилась частично, так как в вопросе «Из каких источников Вам поступала информация относительно медиации?» 16,5 % ответили «из средств массовой информации (телевидение, радио, газеты и т.п.)», примерно по 14 % набрали варианты отве-

тов «из научной литературы» и «из мероприятий, проводимых в моем учебном заведении, на работе», 9,3 % ответили «от знакомых, родственников, друзей, коллег». При этом 37,7 % ответили, что им «ниоткуда не поступала такая информация».

6. На данный момент эффективность источников популяризации и информирования населения о медиации можно охарактеризовать как низкую.

Анализ ответов респондентов на вопросы, отображающие информированность населения о медиации, позволяет сделать вывод, что данная гипотеза подтвердилась и на данный момент эффективность источников популяризации низка.

7. Отношение респондентов к инновациям в целом является негативным.

Данная гипотеза не подтвердилась. На вопрос «Как Вы относитесь к реформам, новшествам, организационным изменениям, которые непосредственно касаются учреждения, где Вы работаете, учитесь?» 57,2 % ответили «положительно», 27 - «нейтрально» и только 15,7 % -«негативно». Так как данный вопрос по порядку был последним и предыдущие вопросы были посвящены в основном медиации, как и все исследование, то результаты данного вопроса можно трактовать как отображающие отношение не только к инновациям в целом, но и отчасти и о медиации.

8. Респонденты в целом считают участие в судебном процессе стрессом и прибегнут к нему только в крайнем случае.

На вопрос «Какие эмоции у Вас вызывает перспектива стать одной из сторон в судебном процессе?» 79,7 % ответили «судебные тяжбы - это всегда стресс, которого хотелось бы избежать, и попробовать иным образом решить вопрос» и только 20,3 % ответили «это обычная процедура, и я не вижу в обращении к ней каких-то особых сложностей». На вопрос «На Ваш взгляд, как изменятся отношения двух сторон, если они решат с помощью суда разрешить свой конфликт?» 79,4 % респондентов ответили «отношения ухудшатся». Отвечая на вопрос «Какой принцип, на Ваш взгляд, лежит в основе судебного процесса?», 58,5 % респондентов ответили «соревнование». На вопрос «Как Вы оцениваете обращение в суд с точки зрения репутации?» 60,9 % ответили «обращение в суд никак не сказывается на репутации», в то время как 31,7 % отметили, что «обращение в суд плохо сказывается на репутации».

Отдельно стоит отметить, что на вопрос «Прибегали ли Вы к практике применения медиации?» 92,4 % ответили «ни я, ни кто-то из моих знакомых не прибегали к помощи медиатора».

Заключение

Результаты ответов на данные вопросы могут говорить о тенденции максимального оттягивания обращения в суд и попыток разрешения конфликта. Учитывая тот факт, что примирительные процедуры на данный момент в России находятся на раннем этапе развития, существует высокая вероятность того, что подавляющее большинство конфликтов разрешается некорректно, так как своими силами разрешить возможно далеко не каждый конфликт. Привлечение друзей, знакомых и родственников в качестве посредников с высокой вероятностью приводит к эскалации конфликта и вероятности появления спойлеров, заинтересованных в дальнейшем развитии конфликта. Учет случаев некорректно разрешенных конфликтов невозможен в рамках деятельности ни одной официальной организации, что гипотетически создает конфликтогенную среду, не исчисляемую количественно, однако определенно многочисленную.

Такая тенденция формирует острую необходимость в развитии альтернативных методов разрешения конфликтов, которые помогут судебной системе в качестве некой промежуточной, более мягкой и диспозитивной ступени перед обращением в суд, который в подсознании населения является крайней мерой.

Реализация основной цели исследования позволила подтвердить гипотезу о низком уровне информированности населения Ростовской области о медиации.

Литература

1. Севастьянов Г.В. Законопроект о посредничестве (медиации) в его поэтапном и диалектическом развитии // Третейский суд. 2006. № 6. С. 7-13.

2. Карпенко А.Д. Особенности российского медиаторства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 2001. Вып. 3. С. 25-28.

3. Андрианов Ю.В. Возможности и перспективы применения медиации и медиативных технологий в деятельности отдельных институтов гражданского общества по удовлетворению потребностей и интересов граждан // Медиация: Теория,

References

1. Sevast'yanov G.V. Zakonoproekt o posrednichestve (mediatsii) v ego poetapnom i dialekticheskom razvitii // Treteyskiy sud. 2006. № 6. P. 7-13.

2. Karpenko A.D. Osobennosti ros-siyskogo mediatorstva // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 6. 2001. Vyp. 3. P. 25-28.

3. Andrianov Yu.V. Vozmozhnosti i per-spektivy primeneniya mediatsii i mediativnykh tekhnologiy v deyatel'nosti otdel'nykh insti-tutov grazhdanskogo obshchestva po udovletvoreniyu potrebnostey i interesov gra-zhdan // Mediatsiya: Teoriya, praktika, per-

практика, перспективы развития : сб. тез. участников Первой Всерос. науч.-практ. конф. 23-24 апреля 2015 г. М., 2015.

4. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) : Закон Российской Федерации от 27.07.10 № 193-ФЗ // Консультант Плюс.

5. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 42-44.

6.Аллахвердова О.В. Переговоры сторон с участием посредника. Школа посредничества (медиации) // Третейский суд. 2006. № 2. С. 175-184.

7. Карпенко А.Д. Результаты экспериментального проекта медиаций в российских судах // Третейский суд. 2012. № 1. С. 23-26.

8. Лаборатория социолога: из опыта полевых исследований : учеб. пособие / под ред. В.А. Ядова. М. : Таус, 2008. 80 с.

9.Маврин О.В. Медиация как элемент модернизации гражданского общества современной России // ВЭПС. 2013. № 1.

Поступила в редакцию

spektivy razvitiya : sb. tez. uchastnikov Pervoy Vseros. nauch.-prakt. konf. 23-24 aprelya 2015 g. M., 2015.

4. Ob al'ternativnoy protsedure ureguliro-vaniya sporov s uchastiem posrednika (protsedure mediatsii) : Zakon Rossiyskoy Federatsii ot 27.07.10 № 193-FZ // Konsul'tant Plyus.

5. Grechikhin V.G. Lektsii po metodike i tekhnike sotsiologicheskikh issledovaniy. M. : Izd-vo MGU, 1988. P. 42-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Allakhverdova O.V. Peregovory storon s uchastiem posrednika. Shkola posrednichestva (mediatsii) // Treteyskiy sud. 2006. № 2. P. 175-184.

7. Karpenko A.D. Rezul'taty eksperi-mental'nogo proekta mediatsiy v rossiyskikh sudakh // Treteyskiy sud. 2012. № 1. P. 2326.

8. Laboratoriya sotsiologa: iz opyta polevykh issledovaniy : ucheb. posobie / pod red. V.A. Yadova. M. : Taus, 2008. 80 p.

9. Mavrin O.V. Mediatsiya kak element modernizatsii grazhdanskogo obshchestva sov-remennoy Rossii // VEPS. 2013. № 1.

19 апреля 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.