Научная статья на тему 'Анализ информационных подсистем системы поддержки принятия решений'

Анализ информационных подсистем системы поддержки принятия решений Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1322
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ / МОНИТОРИНГ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Никифоров О.Г., Сиротенко Ф.Ф.

Рассматриваются основные типы информационных подсистем систем поддержки приятия решений. Проводится анализ разработанных систем отечественных и зарубежных производителей, их основные функции и особенности использования в автоматизированных системах управления специального назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Никифоров О.Г., Сиротенко Ф.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ информационных подсистем системы поддержки принятия решений»

AUTOMATED CONTROL SYSTEMS

His

RESEARCH

Анализ информационных подсистем системы поддержки принятия решений

Рассматриваются основные типы информационных подсистем систем поддержки приятия решений. Проводится анализ разработанных систем отечественных и зарубежньх производителей, их основные функции и особенности использования в автоматизированных системах управления специального назначения.

Ключевые слова: информационная система, управление, система поддержки принятия решения, мониторинг телекоммуникационной сети.

Никифоров О.Г., Сиротенко Ф.Ф., ФГУП "НИИ "Рубин"

Первоначально основной функцией компьютеров была исключительно обработка данных и расчетные задачи, затем они стали использоваться в сфере управления для создания отчетов для принятия решений в качестве информационных систем управления (ИСУ). Дальнейшее совершенствование ИСУ для решения плохо структурированных задач привело к появлению систем поддержки принятия решений (СППР), а информационная технология, в основе которой лежит моделирование процессов человеческого мышления, включающая в себя экспертные системы, получила название "искусственный интеллект". В соответствии с характером обработки информации на различных уровнях управления выделяются информационные системы:

— системы обработки данных (EDP — electronic data processing);

— информационная система управления (MIS — management information system);

— система поддержки принятия решений (DSS — decision support system).

Информационная система (ИС) — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемая для сохранения, обработки и выдачи информации с целью решения конкретной задачи, то есть понятие информационной системы и понятие СППР являются взаимодополняющими [1]. Специфика задач в области принятия решения состоит в том, что не существует универсальных средств и для каждой задачи фактически приходится создавать свою СППР, реализующую конкретный метод.

С точки зрения программного обеспечения СППР является системой, поддерживающей формирование отчетов по исключениям, стоп-сигналам, стандартным решениям и прецедентам, а также анализу данных, основанному на принятой системе правил.

СППР зачастую используются как интегрированные подсистемы в составе сложных комплексов управления и контроля, выполняющих следующие основные функции:

— обеспечение ЛПР информацией для процесса принятия решения, включая ее предварительную обработку;

— организационно-методическое обеспечение процесса принятия решений;

— моделирование последствий принятия решений;

— экспертные функции: выдача рекомендаций и обоснований;

— обеспечение согласованности решений, принимаемых в группах.

Таким образом, СППР можно разделить на оперативные, предназначенные для немедленного реагирования на текущую ситуацию и стратегические, основанные на анализе большого количества информации из разных источников, баз данных (БД).

Оперативные СППР подразделяются на системы оперативной аналитической обработки (Online Analytical Processing, OLAP), ориенти-рованые на предоставлении пользователям механизмов для анализа данных, и системы оперативной обработки транзакций (Online Transaction Processing, OLTP). OLTP характеризуются большим количеством изменений, одновременным обращением множества пользователей к одним и тем же данным и называются информационными системами руководства (Executive Information Systems, ИСР) [2].

Стратегические СППР предполагают более глубокую проработку данных для использования в ходе процесса принятия решений на основе правил, придающих системе черты искусственного интеллекта.

Для задач СППР свойственны недостаточность имеющейся информации, ее противоре-

Analysis of information subsystems of decision making support systems

Nikiforov O.G., Sirotenko F.F.,

The Federal State Unitary Enterprise "Scientific Research Institute" Rubin"

Abstract

The main types of information sub-systems supporting acceptance decision-making. The analysis of the developed systems of domestic and foreign manufacturers and their main functions and features of use in automated control systems for special applications.

Keywords: management, decision support system, monitoring the telecommunications network.

High technologies in Earth space research № 2-2010

His

К E S E A H С II

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

чивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая фор-мализованность алгоритмов решения. Для обработки больших объемов информации в СППР используются БД, выполняюие функции предварительной подготовки и хранения данных о состоянии контролируемых объектов и подсистем.

В качестве инструментов обобщения данных чаше всего используются средства составления аналитических отчетов произвольной формы, методы статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического и имитационного моделирования. Таким образом, СППР — это автоматизированная система, используемая для различных видов деятельности при принятии решений в ситуациях, где невозможно или нежелательно иметь автоматическую систему, полностью выполняющую весь процесс решения, вследствие слабой структурированности решаемых проблем.

Такая "система поддержки принятия решения" может состоять из нескольких подсистем, реализующих следующие основные функции СППР:

— оценка обстановки (ситуации), выбор критериев и оценка их относительной важности;

— генерация возможных решений (сценариев действий);

— оценка решений (сценариев действий) и выбор лучшего;

— обмен информацией и согласование групповых решений;

— моделирование принимаемых решений (в тех случаях, когда это возможно);

—динамический компьютерный анализ последствий принимаемых решений;

— сбор данных о результатах реализации принятых решений и оценка результатов.

Наиболее интересной и перспективной отечественной СППР в области телекоммуникаций можно назвать автоматическую систему эксплуатации VisioNet (компании PR-Group), в состав которой вошли [4,5]:

— подсистема технического учета пассивного оборудования;

— подсистема управления и диагностики активного оборудования на основе TMN;

— подсистема мониторинга работы сети и анализа качества предоставляемых услуг.

Подсистема TMN для контроля активных компонентов сети оператора опирается на концепцию "мягкой TMN", без использования

дорогостоящих унифицированных платформ управления, неэффективных на фоне непрерывного обновления программного обеспечения, модернизация которого происходит порой быстрее, чем процесс его настройки для решения стоящих задач.

Предложенный подход предполагает использование территориально распределенных измерительных комплексов (ТРИК), объединенных в сеть сбора и обработки информации. Элементарные приборы (сенсоры) из состава ТРИК извлекают информацию из трафика и реализуют мониторинг как пассивный компонент TMN. Затем путем сопряжения с оборудованием заказчика, решаются задачи построения системы реконфигурирования. Фактически формируется схема построения системы управления не сверху, когда выбранная платформа сопрягается с оборудованием оператора, а снизу, когда построение платформы идет от задач эксплуатации.

Система VisioNet позволяет контролировать в режиме реального времени параметры трафика, верифицировать биллинг, проверять план маршрутизации, искать перегрузки в первичной и вторичной сетях, проводить корреляционный анализ состояния коммутационного оборудования и отказоустойчивости телефонной сети, а также решать целый ряд эксплуатационных задач. В ее состав входит более 24 подсистем в различной конфигурации — от самой простой, с одним центральным модулем, до сложной иерархической системы с несколькими региональными и единым общенациональным центром мониторинга и контроля.

Среди наиболее известных зарубежных СППР следует выделить следующие проекты: TeMIP фирмы HP Navis Operations, разработанная Lucent Technologies и Micromuse одноименной компании.

Платформа информационного управления для телекоммуникаций в составе HP OpenView установлена более чем у 400 провайдеров услуг по всему миру, в том числена транспортной сети ОАО "Газпром".

Платформа Navis iOperations, разработанная Lucent Technologies, представляет собой комплекс унифицированных решений для создания, конфигурирования, контроля и управления качеством услуг в телекоммуникационных сетях:

—управление сетевыми элементами Lucent в области доступа, транспорта, передачи дан-

ных, в оптическом и беспроводном домене;

— интегрированное управление отказами по всем доменам и технологиям с возможностями корреляции событий для определения первопричин аварий;

— управление качеством предоставления услуг на сетевом и прикладном уровнях;

— идентификацию логических отказов и связанных с ними потерь трафика;

— централизованную систему инвентаризации ресурсов с обратной связью;

— сквозное конфигурирование услуг.

Платформа Navis Operations включает в

себя три основных комплекса программных продуктов (Navis iEngineer, Navis iProvision и Navis iAssure) и способна контролировать и анализировать состояние сети, содержащей до 2 млн. сетевых элементов.

Приложения Navis iEngineer обеспечивают планирование и проектирование емкости сети, интегрированное управление сетевыми элементами и централизованное хранение информации о сетевом оборудовании.

Приложения комплекса Navis iProvision автоматизируют процессы формирования, ввода в эксплуатацию и конфигурирования услуг на базе технологий VPN, IP ATM, xDSL и их адаптацию под запросы! пользователя с учетом QoS.

В приложения комплекса Navis iAssure включены средства мониторинга, инструментарий для устранения неисправностей, управления производительностью и услугами в гетерогенной среде, позволяющий поддерживать заданный уровень QoS. Интеграция с системами управления более высокого уровня и системами других производителей осуществляется посредством API на платформе CORBA.

Продукты Navis iOperations установлены у операторов Deutche Telecom, Orange France, Verison, Telefonica, AT&T Wireless и др., а в России — у МГТС, МТС, "Петерстар", "Петербург Транзит Телеком", "Северо-Западный Телеком", "ТрансТелеком". Так, например, МГТС задействует ПО Navis Access для управления более чем 100 сетевыми элементами в широкополосной сети передачи данных общего пользования.

Таким образом, СППР становятся неотъемлемым элементом систем управления телекоммуникационных сетей, мощным инструментом решения прикладных задач управления телекоммуникациями. Однако, высокая стоимость СППР а также необходимость адаптации к объекту управления, значительно снижают круг

Наукоёмкие технологии в космических исследованиях Земли № 2-2010

AUTOMATED CONTROL SYSTEMS

потенциальных потребителей, а использование СППР в сетях специального назначения (СН) налагает на них более жесткие требования.

В частности, автоматизированная система управления связью АСУС СН должна обладать стойкостью к внешним воздействиям, содержать в себе элементы организационного, оперативно-технического и технологического управления, иметь возможность управления криптосетями, обеспечивать эффективный процесс мониторинга состояния элементов системы связи специального назначения. АСУС СН должна обеспечивать автоматизацию решения задач поддержки принятия решений должностными лицами по связи в области:

— планирования связи;

— управления функционированием и восстановлением системы связи;

— управления адресацией в системе;

— управления структурой сетей связи;

HiS

— управления переходными процессами в сетях в условиях нештатных ситуаций (устранением последствий отказов);

— управления качеством предоставления услуг связи;

— учета ресурсов сетей связи;

— управления ресурсами сетей связи.

В состав АСУС СН могут входить следующие элементы:

— центральный пункт управления связью (ПУС);

— региональные (зоновые) ПУС;

— ПУС отдельных узлов связи;

— автоматизированные рабочие места должностных лиц по связи;

— общее программное обеспечение;

— специальное программное обеспечение;

— программные агенты;

— структурированные базы данных;

— каналы и тракты для обеспечения взаимосвязи элементов между собой.

Литература

1. Теория и практика построения автоматизированных систем информационной и вычислительной поддержки процессов планирования связи на основе новых информационных технологий. Монография. И.В. Котенко. СПб.: ВАС, 1998. — С.1-404.

2. Дымарский Я.С., Крутякова Н.П., Яновский ГГ. Управление сетями связи: принципы, протоколы, прикладные задачи. Серия изданий "Связь и бизнес", М.: ИТЦ "Мобильные коммуникации", 2003. — 384 с.

3. Гребешков А.Ю. Стандарты и технологии управления сетями связи. — М.: Эко-Трендз, 2003. — 288 с.

4. Бакланов И.Г. Концепция "мягкого ТМ^" и роль измерительной техники в системах управления // Вестник связи, №8, 2002.

AHConferences

www.ahconferences.com

III Конференция

IT-SECURITY FOR TELECOM

-2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 апреля 2010, Москва

Дополнительная информация и регистрация на мероприятие:

по телефону +7 (495) 790-7815 и на сайте www.ahconferences.com

Информационные партнеры:

/ИИ с m

IT-Event. Ru

TeLecÊ

^rotrecic

Business Media

High technologies in Earth space research № 2-2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.