Научная статья на тему 'Анализ информационной системы: «Электронная регистратура»'

Анализ информационной системы: «Электронная регистратура» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
586
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Полякова О. С.

Современные медучреждения обслуживают большое количество жителей. Многое зависит от работы не только врачей, но и технических подразделений медучреждения. Одним из таких важных участков в любом из них является регистратура. Она является примером оптимизации механизма оказания помощи населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ информационной системы: «Электронная регистратура»»

ство тестирования своих приложений на всем этапе разработки и жизненного цикла. Мы считаем, что основное развитие фаззинга веб-приложений в полной мере касается улучшения механизма обработки ошибок, повышения качества генерации мутированных входных данных. Это позволит повысить качество обнаружения уязвимостей, охватывая современные направления при сохранении общего подхода, который трактует сама технология фаззинга.

Список литературы:

1. Godefroid P. Automating Software Testing Using Program Analysis / P Go-defroid, P. Halleux // IF.F.F, SOFTWARE. - 2008. - № 3. - Р 30-37.

2. Godefroid P. Automated whitebox fuzz testing / P. Godefroid, M. Levin // NDSS. - 2008. - 250 p.

3. Oehlert P. Violating Assumotions with Fuzzing / P. Oehlert // IEEE Security &Privace. - 2005. - № 2. - Р 58-67.

4. Zalewski M. The Tangled Web. A Guide to Securing Modern Web Applications / M. Zalewski. - No starch Press, 2012. -200 p.

АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ: «ЭЛЕКТРОННАЯ РЕГИСТРАТУРА» © Полякова О.С.*

Институт космических и информационных технологий Сибирского федерального университета, г. Красноярск

Современные медучреждения обслуживают большое количество жителей. Многое зависит от работы не только врачей, но и технических подразделений медучреждения. Одним из таких важных участков в любом из них является регистратура. Она является примером оптимизации механизма оказания помощи населению.

Длинные очереди, направления от одного врача к другому, отсутствие информации - к сожалению, именно такие ассоциации вызывает у многих граждан слово «поликлиника». Сегодня, благодаря информационным технологиям и политике по переводу государственных услуг в электронный вид, появилась возможность изменить ситуацию.

Очередным примером успешного решения проблемы очередей стала модернизация системы здравоохранения, в ходе которой, в нынешнее время появилась «электронная регистратура» - возможность записи на прием к врачу через Интернет, доступная любому пользователю, зарегистрировав-

шемуся на определенном сайте. Услуга работает уже около года, но смогла ли она прижиться, еще нужно выяснить.

Результатом внедрения новшества должно было стать не только удобство записи на прием, но и эффективное управление потоком пациентов, а также предоставление жителям полной информации о лечебно-профилактических учреждениях и медицинских услугах.

Мало, кто решался первым принять нововведение из лечебных учреждений. Но на данный момент к системе уже подключено не мало городских мед-учереждений. Почти за год посредством электронной регистратуры на приём к терапевтам и узким специалистам поликлиник записались более 50 тысяч человек. Горожане, которым рабочий график не позволяет добраться до поликлиники в часы приема регистратуры, теперь могут записаться к специалисту в любое время суток. Кроме того, пропадает необходимость многочасового стояния в очереди к кабинету. Однако вызывает существенное сомнение, что только за счет этой методики можно ли обеспечить полное исключение очередей пациентов, хотя об этом некоторые разработки и заявляют.

Система удаленной записи к врачу через Шете^ называемая для краткости обычно как «ЭР», стала существенно набирать популярность в последнее время. Например, на прошедшей в Москве в конце этого года выставке и конференции «Информационные технологии в медицине» данное новшество впервые было выделено в отдельное направление. Рынок и отдельные разработчики, почувствовав этот интерес, достаточно оперативно предложили свою помощь в разработке более подходящей базы для создания этой информационной системы.

В общем, если отдельно рассмотреть информационную систему как понятие, то его можно описать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения. ИС в узком смысле рассматривают как программно-аппаратную систему, предназначенную для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающую, в соответствии с заложенной в нее логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения информации.

Компьютерные информационные системы играют значительную роль на современных предприятиях. Они оказывают непосредственное влияние на планирование и принятие управленческих решений, номенклатуру и технологию изготовления и реализации товаров и услуг, только они нуждаются в высокопрофессиональном обслуживании. Построение надежной инфраструктуры - залог успешного функционирования и дальнейшего развития любой организации.

В силу влияния внешних и внутренних факторов система должна быть адаптивной. Применимо к России, это качество системы должно рассматриваться более серьезно, так как у нас в стране изменения законодательства и

правил учета происходят в несколько раз чаще, чем в странах со стабильной экономикой. Как главное дополнение, необходима возможность консолидации информации на уровне предприятий (объединение информации филиалов, дочерних компаний и т.д.), на уровне отдельных задач, на уровне временных периодов. Оно является основным, но далеко не единственным критерием выбора корпоративной информационной системы для предприятия.

Предполагаемая схема работы «ЭР»

Администратор или ответственное лицо медицинского учреждения определяют перечень врачей, запись на прием к которым разрешена через Интернет. Пациент в удобное для себя время через web-сайт записывается на прием к врачу. При наличии принтера распечатывает талон. Факт записи пациента на прием отображается на рабочих местах регистраторов и других сотрудников медицинского учреждения. Регистратор, до прихода пациента, распечатывает талон, находит и передает врачу амбулаторную карту. В назначенное время пациент приходит в кабинет врача, минуя регистратуру.

Современные ИС де-факто немыслимы без использования баз данных. Протокол обмена данными в системе организован таким образом, что медицинское учреждение не передает в открытую сеть персонифицированных или иных охраняемых законом данных. Пациент самостоятельно вводит свои идентификационные данные. Таким образом, система обеспечивает возможность ведения единой централизованной базы данных, как о самих пациентах, так и о самих врачах ведущих прием.

Со стороны же информационной системы медицинского учреждения передаются только результаты обработки пользовательских запросов, и сведения о режиме работы учреждения. На данном сайте организован централизованный ресурс, откуда можно произвести запись к врачу в любое медицинское учреждение, включенное в систему удаленной работы с пациентами. В свою очередь, каждое медицинское учреждение имеет возможность разместить сервис на своем персональном сайте.

Любая система может давать сбои, и наша не исключение. Бывает, что на прием человек приходит по определенному личному времени, на которое он записывался, а вместе с ним - еще 5 человек, которые записались на это же время к тому же доктору Видимо, в момент записи на прием система не обновилась, и она выдала неправильную информацию, последующим, кто записывался после первого пациента. И такие случаи не единичны. Также еще один недостаток в том, что люди, которые пользуются этой услугой, не машины и не роботы, и всегда есть вероятность ошибочного введения своих данных, которое приносит им некоторое неудобство.

Оборотной стороной модернизации оказалось и положение людей преклонного возраста, не имеющих доступа к интернету или не умеющих им пользоваться. Таким посетителям поликлиник зачастую отказывают в осмот-

ре, направляя их на запись в «Электронную регистратуру». Известны случаи, когда посетителям попросту отказывали в осмотре за неимением регистрации на сайте. Такая ситуация складывается довольно часто. В целом идея вызывает одобрение, однако, близкое к скепсису Блогер Hermes указывает и на другую особенность электронной услуги, которая усложняет запись к врачу -после регистрации приходится идти в поликлинику и выстаивать очередь для оформления так называемого «большого талона», без которого приема нет. «Идея конечно хорошая! - пишет другой читатель сайта Улпресса, - И когда-нибудь это всё будет отрегулировано, но вот только сколько времени должно пройти, чтобы данная система ужилась в нашем обществе?!».

Проблему доступа в интернет власти частично решают - в городах по определенным адресам располагают информационные мультимедийные киоски для выхода в Интернет. Аппарат доступен всем. Впрочем, такой подход решает проблему только частично, поскольку остаются горожане, которые попросту не умеют или не хотят пользоваться Интернетом, предпочитая запись в обычной регистратуре поликлиники. Так или иначе, если сфера здравоохранения станет недоступной части населения, не стремящейся к изучению высоких технологий, это станет настоящей социальной проблемой и вызовет массовое недовольство. Первый год работы «электронной регистратуры» в режиме теста уже явственно это показал, не смотря на значительное число активных пользователей услуги.

Сильными сторонами системы являются: работа с базой МУ в on-line режиме, штрих кодирование документации, интеграция с платежными системами для терминалов. В ходе исследования разработок было выяснено, что одним из первых разработчиков является компания «СофтТраст». При создании продуктов применялись самые разнообразные платформы, которые, впрочем, традиционно применяются и при создании других медицинских информационных систем. Лидером в этом вопросе является СУБД Microsoft SQL Server, применяются также Oracle, IBM Lotus Notes I Domino и в меньшей степени - ряд других продуктов. Все без исключения решения поддерживают принцип «тонкого клиента» для работы и допускают применение всех основных браузеров, включая Microsoft IE, Firefox, Safari и т.д.

* * *

«Электронная регистратура» - еще относительно молодое направление в применении информационных технологий отечественным здравоохранением. Здесь пока не сильна конкуренция, а сам рынок еще далек от своего насыщения. Вместе с этим, внимание федеральных властей и Минздравсоц-развития к информатизации, а также грядущие проекты модернизации медицинских учреждений неизбежно будут подогревать интерес к любым видам медицинских информационных систем. «Электронная регистратура» здесь не исключение и ожидается, что в ближайшее время мы станем свиде-

телями новых решений, усиления конкуренции и появление новых идей, снижение стоимости внедрения и появление новых проектов.

Список литературы:

1. Кузнецов Д.В. Информационные технологии в управлении предприятием. - «Три Квадрата», 2005. - 158 с.

2. http://wiki.mvtom.ru/index.php/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE

%D 1 %80%D0%B C%D0%B0%D 1 %86%D0%B 8%D0%BE%D0%BD%D0% BD%D0%B0%D 1%8F_%D1%8 Р/Ш/^0/™0/^0/™

%BC%D0%B0.

3. http://knowledge.allbest.ru/management/3c0b65625a3bc68b5d43b895212 16c27_1.html.

ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ © Севрюкова А.В.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В статье рассматриваются основные направления мер по обеспечению политики информационной безопасности, принципы организации защиты информации на предприятии, процесс анализа рисков, требования к комплексной системе защиты информации, а также предлагается определенный алгоритм комплексной системы защиты информации.

С ростом значимости информационных технологий (ИТ) в промышленности, увеличением сложности и глобализацией ИТ резко возрастает и проблема защиты информационных и интеллектуальных ресурсов предприятий, которая стала сегодня одной из наиболее актуальных.

Организационная защита информации является организационным началом, в общей системе защиты конфиденциальной информации предприятия. От полноты и качества решения руководством предприятия и должностными лицами организационных задач зависит эффективность функционирования системы защиты информации в целом. Роль и место организационной защиты информации в общей системе мер, направленных на защиту конфиденциальной информации предприятия, определяются исключительной важностью принятия руководством своевременных и верных управленческих решений с учетом имеющихся в его распоряжении сил, средств, методов и способов защиты информации и на основе действующего нормативно-методического аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.