Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

АНАЛИЗ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1055
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / РЕЙТИНГ СТРАН / ИМИДЖ ДЕСТИНАЦИИ / КЫРГЫЗСТАН / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Калбаева Р. Д.

В данной статье проводится анализ развития туризма и его перспективы в Кыргызстане, а также, изучение прибытия международных туристов в страну с момента ее независимости, экономического влияния туристического сектора на общий ВВП, рейтинг страны и имидж места назначения. Имидж места назначения играет значительную роль в выборе многих путешественников. Тем не менее, сегодня Кыргызстан не имеет сильного имиджа, который мог бы быть связать с местом назначения. Более того, иногда бывает трудно различить уникальность Кыргызстана, особенно в отношении его географического положения как средней части Великого Шелкового пути. В нашей статье было проведено эмпирическое исследование имиджа дистанции у первых посетителей с целью измерения имиджа Кыргызстана как туристического направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE TOURISM INDUSTRY OF THE KYRGYZ REPUBLIC

This article analyses the development of tourism and its prospects in Kyrgyzstan. The purpose of this analysis is to study the arrival of international tourists in the country since its independence in, the economic impact of the tourism sector on the overall GDP, the country's rating and the image of the destination. The image of the destination plays a significant role in the choice of many travellers. However, today Kyrgyzstan does not have a strong image that could be associated with the destination. Moreover, it is sometimes difficult to discern the uniqueness of Kyrgyzstan, especially with regard to its geographical position as the middle part of the Great Silk Road. In our study, we conducted an empirical study of the distance image of the first visitors in order to measure the image of Kyrgyzstan as a tourist destination.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

АНАЛИЗ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Р.Д. Калбаева, старший преподаватель Международный университет им. К.Ш. Токтомаматова (Кыргызстан, г. Джалал-Абад)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-2-190-194

Аннотация. В данной статье проводится анализ развития туризма и его перспективы в Кыргызстане, а также, изучение прибытия международных туристов в страну с момента ее независимости, экономического влияния туристического сектора на общий ВВП, рейтинг страны и имидж места назначения. Имидж места назначения играет значительную роль в выборе многих путешественников. Тем не менее, сегодня Кыргызстан не имеет сильного имиджа, который мог бы быть связать с местом назначения. Более того, иногда бывает трудно различить уникальность Кыргызстана, особенно в отношении его географического положения как средней части Великого Шелкового пути. В нашей статье было проведено эмпирическое исследование имиджа дистанции у первых посетителей с целью измерения имиджа Кыргызстана как туристического направления.

Ключевые слова: развитие туризма, рейтинг стран, имидж дестинации, Кыргызстан, Центральная Азия, Шелковый путь.

Анализ и перспективы развития туризма в Кыргызстане основан постановлением Президента Республики Кыргызстан от 27 июля 1992 года. Национальная компания "Кыргызтуризм" является основной координационный орган, обеспечивающий разработку единой государственной политики в сфере туризма на территории Республики Кыргызстан.

Кыргызстан модернизирует свои аэропорты, воздушный флот, железные и автомобильные дороги. Некоторые крупные проекты включают модернизацию Инфраструктуры Бишкекского аэропорта, работы, связанные с модернизацией региональных аэропортов.

Туристической отрасли Кыргызстана были предоставлены налоговые льготы, упрощена и либерализирована система лицензий на осуществление туристической деятельности.

Компании, предоставляющие туристические и экскурсионные услуги, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС); лицензии выдаются без ограничения на 2 срока.

Эти меры способствовали резкому повышению активности представителей туристического сектора и обозначили воз-

растающую роль сектора в развитии сферы услуг.

Поскольку Кыргызстан обладает различными туристическими достопримечательностями и ресурсами, существует потенциал развития различных видов туристических продуктов. Богатое культурное и историческое наследие, расположение вдоль Великого Шелкового пути. Дорога, а также древние традиции и в культуре и искусстве могут привлечь в страну культурных, религиозных, археологических и этнографических туристов.

В Кыргызстане есть много уникальных священных мест, ценных для людей, исповедующих ислам, христианство и буддизм. Это дает возможность развивать паломнический/религиозный туризм. Наличие большого количества великолепных природных объектов (озер, горных вершин, речных луговых лесов, степей и пустынных ландшафтов) может способствовать развитию экологического и приключенческого туризма в стране.

Однако в настоящее время из 8000 культурных, а природное наследие в туристической отрасли используется только на 5-8%, что означает, что туристический потенциал используется не в полном объеме.

Кыргызская Республика имеет огромный туристский потенциал, который спо-

Нет опубликованных результатов исследования профиля иностранного туриста. Каждая туристическая компания определяет такой профиль, изучая своих клиентов. Этого недостаточно, чтобы получить представление об общей картине, которая касается вопроса о том, кто, когда, с какими целями и с какими требованиями прибывает в Кыргызстан.

Поток туристов в страну нестабилен. В течение последних 18 лет в 2009 году максимальное число прибывших туристов до-

собствует развитию туризма и продвижению его на международный рынок (рис. 1).

стигло 1215000, а минимальное - 92000 в 1995 году. Первый скачок после обретения независимости произошел в 1997 году. Это был год, когда Кыргызстан отмечал юбилеи двух исторических и знаменитых городов: Иссык-Куль и Ош.

Оба города включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и оба они отметили юбилей в 2500 лет. Тем не менее, наблюдаются колебания в количестве международных туристических прибытий в Кыргызстан. С 2017 года туристический

Туристский потенциал Кыргызской Республики

J

Более 3/4 территории - горы, из них 70% - высокие горы (пик Победы, пик

Ленина, пик Хан-Тенгри)

28 природных парков, ботанических садов и заповедников, 6% всей территории - особо охраняемые природные заповедники

160 разновидностей горных и равнинных ландшафтов 22 экосистемы

Достопримечательность мирового масштаба - один из самых протяженных

ледник «Энылчек»

1923 озера (озеро Иссык-Куль - одно из самых больших высокогорных озер мира), более 40 тыс. рек, главными источниками воды в которых - талая вода с ледников

583 историко-культурных памятников и археологических объектов (Нева-кет, Суяб, Баласагын, Сулайман-Тоо)

В список всемирного наследия ЮНЕСКО включены: Сулайман-Тоо, Трилогия эпоса «Манас», «Юрта», «Шырдак», «Ала кийиз»

__

Кыргызская Республика включена в число 200 приоритетных экологических регионов планеты

Рис. 1. Туристский потенциал Кыргызской Республики

поток увеличился на 61% по сравнению с 2016 годом, а в последующие годы он рос еще больше. В 2018 году впервые число туристов достигло миллиона, а 2019 год стал годом с самым большим количеством туристов за последние 18 лет, которое выросло на 13,6% по сравнению с 2018 годом.

В последние несколько лет число прибывающих туристов в среднем составляет около миллиона человек в год. Всемирный совет по туризму путешествий ^ТТС) прогнозирует, что к 2024 году число туристов достигнет 2257000.

Прогнозы численности посетителей основаны на матрице спроса на посетителей, полученной из статистических данных ЮНВТО о стране происхождения иностранных посетителей. По сути, государственный индекс потенциального роста туризма в каждой стране исходные рынки получены с использованием информации о росте реальных расходов на поездки за границу из наиболее важных источников посетителей страны и (в качестве весов) типичного географического источника посетителей страны.

Результаты анализа экономических последствий для Кыргызстана показывают, что прямой вклад туризма в ВВП в 2019 году составил 463 млн долл. США, что приравнивалось к вкладу в 1% ВВП Кыргызстана и подразумевало, что кыргызский туристический сектор непосредственно поддерживал 110000 рабочих мест, что составляет 0,8% от общей занятости в Кыргызстане.

Прямой вклад в туризм и путешествия, по прогнозам, вырастет на 5,6% по сравнению с 2021 годом (0,8% ВВП) в 2023

году (в неизменном 2019 году цены). К 2023 году в сфере путешествий и туризма будет создано 151000 рабочих мест, что на 3,4% больше в течение следующих десяти лет.

Принимая во внимание влияние цепочки поставок и влияние капиталовложений и коллективных государственных расходов от имени индустрии экономики туризма, более широкая экономика путешествий и туризма измеряет общий вклад сектора экономики туризма в 2019 году на долю Кыргызстана пришлось 1,485 миллиарда долларов США (3,1% ВВП) и 361.400 рабочих мест (2,6% от общей занятости в Кыргызстане) в 2019 году.

Ожидается, что общий вклад туризма и путешествий вырастет на 5,8% годовых до 2,696 млрд долларов США к 2023 году (2,8% ВВП). По прогнозам, к 2023 году в сфере путешествий и туризма будет создано 510000 рабочих мест (2,4% от общей занятости), что на 3,5% больше, чем за этот период.

Кыргызстан по рейтингу стран по развитию сектора туризма и путешествий улучшил позицию в 2019 году, но все равно занимает 110 место из 140 стран, наилучшая позиция Кыргызстана приходится на рейтинг стран для мусульманского туризма, в котором из 130 стран Кыргызстан занял 29 место, по рейтингу стран по количеству авиарейсов, Кыргызстан находится в середине рейтинга, из 153 стран 82 место, по рейтингу стран по количеству аэропортов, аналогичная ситуация, из 236 стран - 122.

По глобальному индексу миролюбия Кыргызстан занимает 95 место из 163 стран (рис. 2).

Рис. 2. Позиция Кыргызской Республики в международных рейтингах развития туризма за

2017-2019 гг.

140 120 100 80 60 40 20 0

110 место из 140

122 место из 236 стран

стран

82 место из 1 стран

место из 130

53

и Рейтинг стран по развитию - сектора туризма и путешествий, 2019 год

Рейтинг стран для мусульманского туризма, 2019 год

| Рейтинг стран по количеству авиарейсов, 2017 год

Глобальный индекс миролюбия, 2019 год

Кыргызстан

Для повышения конкурентоспособности необходимо:

1. Повысить уровень качества сервиса (особенно в отдалённых населённых пунктах).

2. В Кыргызстане малоразвита инфраструктура, существует проблема сложной транспортной доступности. Не везде можно добраться общественным транспортом. В таком случае выручают многочисленные таксисты или более бюджетный автостоп. Нужно начинать развивать инфраструктуру, построить маршрут ежечасной езды автобусов для поездки в курортные зоны.

3. Повысить уровень национального питания. В ресторанах, кафе, и местах общественного питания, редко присутствуют высококвалифицированные национальные повара, в связи с чем слабо продумано меню.

4. Грязные пляжи. Отдыхающие не стремятся убирать оставленный ими мусор, а немногочисленный персонал просто не успевает это делать. В итоге большая часть мусора, в особенности стекла, попадает в море и загрязняет все окрестности. В связи с чем хотелось бы чтобы открыли туристическую милицию для соблюдения порядка в пляжах и в местах исторической ценности страны.

5. Для развития детско-юношеского и внутреннего семейного туризма необхо-

димо создать бесплатные детские туристические поездки и бесплатные авиаперелеты для детей по Кыргызской Республике

В Кыргызстане необходимо запланировать активное развитие детско-юношеского туризма. Так, с начало 2021 года нужно осуществить план запуска бесплатного «Детского туристического маршрута» по всем регионам страны. В приоритете будут дети победители и участники образовательных конкурсов, отличники учебы социально уязвимых семей и другие.

В случае Кыргызстана страна занимает более высокое место в абсолютном рейтинге, чем в относительном. Это указывает на то, что Путешествие Туризм в Кыргызстане вносит относительно небольшой вклад в общий ВВП страны. Тем не менее, поскольку общий ВВП выше, чем в небольших странах, где путешествия и туризм вносят больший вклад, он занимает более высокое место в абсолютном рейтинге.

Долгосрочные рейтинги роста в государственных отчетах относятся к темпам роста общего вклада в ВВП в абсолютном выражении. Предполагается, что к 2023 году страна поднимется на 92 позиции и займет 31-е место из 184 стран.

Библиографический список

1. Атышов К.А., Челик З. Туризм алкагындагы реклама. - Бишкек: Кыргызстан, 1997.

2. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. - Мн.: ООО «Новое знание», 2001.

3. Камчыбеков Т.К. и др. Маркетинг в сфере туризма. - Бишкек, 2005.

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat.kg

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.advantour.com.

ANALYSIS OF THE TOURISM INDUSTRY OF THE KYRGYZ REPUBLIC

R.D. Kalbaeva, Senior Lecturer

K. Sh. Toktomamatova International University

(Kyrgyzstan, Jalal-Abad)

Abstract. This article analyses the development of tourism and its prospects in Kyrgyzstan. The purpose of this analysis is to study the arrival of international tourists in the country since its independence in, the economic impact of the tourism sector on the overall GDP, the country's rating and the image of the destination. The image of the destination plays a significant role in the choice of many travellers. However, today Kyrgyzstan does not have a strong image that could be associated with the destination. Moreover, it is sometimes difficult to discern the uniqueness of Kyrgyzstan, especially with regard to its geographical position as the middle part of the Great Silk Road. In our study, we conducted an empirical study of the distance image of the first visitors in order to measure the image of Kyrgyzstan as a tourist destination.

Keywords: tourism development, country rating, destination image, Kyrgyzstan, Central Asia, Silk Road.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.