Научная статья на тему 'Анализ имиджевой привлекательности территориальных образований региона по методике С. Анхольта'

Анализ имиджевой привлекательности территориальных образований региона по методике С. Анхольта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1658
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ / ИМИДЖ ТЕРРИТОРИЙ / ИМИДЖЕВАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ШЕСТИУГОЛЬНИК АНХОЛЬТА / MARKETING OF TERRITORIES / IMAGE OF TERRITORIES / IMAGE APPEAL / ANKHOLT''S HEXAGON

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сабинина Анна Львовна, Сычева Ирина Викторовна, Шульженко Николай Антонович

Рассмотрена сущность понятия «имидж территорий». Проведен анализ имиджевой привлекательности Одоевского и Веневского районов Тульской области по шести группам параметров в соответствии с методикой С. Анхольта. Приведены результаты экспертной оценки имиджа указанных районов и сделано сравнение их имиджевой привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Сабинина Анна Львовна, Сычева Ирина Викторовна, Шульженко Николай Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF IMAGE APPEAL OF TERRITORIAL ENTITES OF REGION BY S. ANKHOLT''S TECHNIQUE

The essence is considered and definition of image of the territory is given. The analysis of image appeal of Odoevsky and Venevsky regions of Tula region in six groups of parameters is carried out to compliance with S. Ankholt's technique. Results of expert assessment of image of the specified areas are given and conclusions about degree of image appeal of these territories are made.

Текст научной работы на тему «Анализ имиджевой привлекательности территориальных образований региона по методике С. Анхольта»

Consider the amount and structure of sectors of the economy in Tula region. The results of research of features of the organizational structure of the enterprises of the Tula region, producing military products.

Key words: regional Economics, industry Economics, organizational structure of the enterprise.

Sabinina Anna Lvovna, doctor of economic science, associate professor, fim@,tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Tikhobaev Vadim Mikhailovich, doctor of economic science, professor, ma-trix.balance@,mail.ru, Russia, Tula, Institute ofjurisprudence and management of all-Russian police Association

УДК 332.1(470.312):338.24

АНАЛИЗ ИМИДЖЕВОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА ПО МЕТОДИКЕ С. АНХОЛЬТА

А.Л. Сабинина, И.В. Сычева, Н.А. Шульженко

Рассмотрена сущность понятия «имидж территорий». Проведен анализ имиджевой привлекательности Одоевского и Веневского районов Тульской области по шести группам параметров в соответствии с методикой С. Анхольта. Приведены результаты экспертной оценки имиджа указанных районов и сделано сравнение их имиджевой привлекательности.

Ключевые слова: маркетинг территорий, имидж территорий, имиджевая привлекательность, шестиугольник Анхольта.

В эпоху глобального разделения труда страны, регионы и города вынуждены искать новые формы и методы хозяйствования, которые позволили бы им занять устойчивое и узнаваемое положение в мировой экономике. В конце XX в. в экономической науке начинает активно развиваться концепция маркетинга территорий. Наиболее известной работой в этой области является книга Ф. Котлера «Маркетинг мест», в которой даются рекомендации и приводятся конкретные примеры продвижения территорий в конкурентной среде. В России наиболее подробно вопросы маркетинга территорий, в т.ч. таких его составляющих, как имидж и бренд, изучены А.П. Панкрухиным [1].

Следует отметить, что понятия «бренд» и «имидж» территории часто воспринимаются как синонимы. Но это не так. Изначально понятие имиджа (от англ. Image - изображение, образ) использовалось в искусстве, позднее он стал неотъемлемой частью инструментария маркетинга, являясь фактором успешности товара и компании, а в последнее время стал ак-

тивно применяться при создании образа различных территорий. Имидж территории формируется на основе известных брендов товаров, брендов организаций, исторических и выдающихся личностей и репутации самой территории. Поэтому первичен в этой паре категорий имидж, который формируется как положительное отображение, олицетворение в сознании людей образа той или иной территории. А бренд территории является ее символом, который создают с помощью рекламы, фирменного стиля РЯ-компании для установления устойчивых положительных связей с целевыми аудиториями: потребителями продукции известных торговых марок, туристами, инвесторами, политиками и др.

Положительный имидж территории является важным инструментом повышения ее конкурентоспособности, привлечения потребителей и инвестиций. Он служит предпосылкой социально-экономического развития региона, или города, или небольшого района, с целью повышения уровня и качества жизни населения.

Существуют разные подходы к толкованию понятия «имидж территории». Например, Важенина И.С., посвятившая этому вопросу работу «Имидж и бренд региона: сущность и особенности формирования» дает следующее определение имиджа территории: «Имидж территории - это набор ощущений и образных, эмоционально окрашенных представлений людей, которые возникают по поводу природно-климатических, исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических и других особенностей данной территории» [2, с.52]. Возникает проблема количественной оценки имиджевой привлекательности государств, территорий, организаций и отдельных человеческих личностей.

Для того чтобы оценить уровень имиджевой привлекательности территории, можно воспользоваться методикой конкурентной идентичности С. Ан-хольта, также известной как «Шестиугольник Анхольта». В отличие от распространенного ранее специализированного, т.е. ориентированного на какой-то один аспект (например, туризм) подхода, С. Анхольт впервые разработал комплексный диверсифицированный подход к брендингу территорий.

Основная идея данной концепции заключается в том, что имидж территории определяется шестью конкретными и экспертно-измеряемыми группами параметров. Для государств эти шесть параметров следующие: культура, туризм, люди, политика, экспортные бренды, бизнес и инвестиции [3]. Для отдельных регионов, городов и районов модель С. Анхольта может трансформировать следующим образом (рисунок), исходя из присущих им характеристик.

Под приведенными на рисунке параметрами подразумевается следующее:

- культура и культурное наследие - отражает восприятие культурного наследия территории ее населением, а также уровень ее современной культуры;

- население - характеризует население территории по таким критериям, как уровень образования, личные качества, отношение к приезжим и другим национальностям;

- управление - исследует общественное мнение в отношении органов власти, уровень политизации граждан, степень заинтересованности в решении проблем развития территории;

- товары-бренды - уровень известности товаров, производимых на данной территории, за ее пределами;

- туризм - измеряет степень интереса к данной территории извне и известность туристических достопримечательностей;

- привлекательность территории для жизни - отражает социально-экономические показатели развития территории, определяющие степень ее привлекательности для проживания.

Шестиугольник Анхольта применительно к региону, городу или району как к территории

Было проведено исследование по методике С. Анхольта имиджевой привлекательности двух районов Тульской области - Одоевского и Венев-ского. Предварительно дадим краткую характеристику данных районов по шести критериям методики Анхольта.

Культура и культурное наследие. Одоевский район обладает богатым культурно-историческим наследием. На государственной охране состоит 3560 объектов культурного наследия. Из них 10 памятников истории и культуры федерального значения, 12 - регионального значения, 22 - памятника архитектуры и 167 - выявленные объекты культурного наследия. Большую часть выявленных объектов составляют выявленные памятники археологии. На территории района находится село Филимоново, которое

является одним из древнейших гончарных и игрушечных центров России. Здесь исстари делают известные филимоновские игрушки [4].

Веневский район является самым насыщенным по количеству архитектурных и природных памятников во всей Тульской области: 22 церкви, 26 зданий общественного фонда, 16 зданий жилого фонда, 6 бывших усадеб, относящихся к памятникам истории, и пр. Памятником каменного гражданского зодчества позднего средневековья являются Каменные палаты (конец XVII века), где сейчас расположен краеведческий музей. К памятникам федерального значения относится четырехъярусная Никольская колокольня, которая строилась с 1801 по 1860 годы [5].

Население. Численность населения Одоевского района на 01.01.2016 г. составляла 12,92 тыс. чел., из них 42 % - городские жители. Ежегодно население района уменьшается на 100-200 человек. 30 % населения имеют среднее профессиональное образование, 19 % - высшее профессиональное [6]. Отношение к приезжим весьма доброжелательное.

На 01.01.2016 г. численность населения Веневского района составляла 32,55 тыс. чел., из них 45 % - городские жители. До 2015 г. наблюдалось постоянное снижение численности населения. 34 % населения имеют среднее профессиональное образование, 26 % - высшее профессиональное [7]. Отношение к приезжим сдержанное, поскольку высок приток иммигрантов.

Управление. Отношение граждан Одоевского района к местным органам власти характеризуется как неудовлетворительное. Опрос общественного мнения в 2014 - 2015 гг. показал, что население выражает недовольство деятельностью местной администрации в решении социально-экономических проблем района. Обобщенный индекс деятельности органов местного самоуправления составил ноль [8]. Это подтверждается и данными опроса населения района о степени его удовлетворенности состоянием объектов социальной инфраструктуры. На вопрос: «Каких объектов социальной инфраструктуры недостаточно или они требуют своего дальнейшего развития в каждой из пяти отраслей социальной сферы: здравоохранении, социальном обеспечении, культуре, образовании, физической культуре и спорте» никто из жителей не выбирал ответ: «Объекты присутствуют в достаточном количестве» [9].

В Веневском районе уровень удовлетворения граждан деятельностью местных органов власти также крайне низкий. Обобщенный индекс деятельности органов местного самоуправления составил 0,08 при его максимальном единичном уровне [8].

Товары-бренды. На территории Одоевского района функционирует Одоевский маслодельный завод, продукция которого, в том числе знаменитое одоевское сливочное масло, славится неизменным качеством и давно известна не только в Тульской области, но и за ее пределами.

На территории Веневского района функционирует несколько крупных предприятий (ООО «ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша» - производство товаров личной гигиены торговых марок Zewa, Libero и TENA, ООО «Янтарная прядь» - деревообрабатывающий завод по выпуску деревянных напольных покрытий, ООО «Дон», производящий промышленные холодильники и вентиляционное оборудование), продукция которых известна за пределами региона [7].

Туризм. Сочетание имеющихся памятников культуры, возрождение и строительство новых храмов является хорошим потенциалом для дальнейшего развития Одоева как туристического объекта. Одним из элементов развития этого направления является работа по сохранению и развитию народных традиций и промыслов. Проводимые традиционные мероприятия привлекают представителей из разных уголков России: это фестивали мастеров прикладного творчества «Поляна мастеров», «Заиграй, моя игрушка!», фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки деда Филимона» [4].

Туризм в Венёвском районе является развивающейся отраслью. По итогам 2014 г. только центр района - г. Венёв - посетило 7000 чел., в то время как в 2013 г. их число составляло всего 4000 туристов. В Веневском районе внимание туристов привлекают два музея и множество памятников культуры (Каменные палаты, Одиночный курган и Городище). Развиваются такие направления туризма, как спортивный, событийный и религиозный (источник «Двенадцать ключей») [10].

Привлекательность территории для жизни. Экономика Одоевского района в основном представлена сельскохозяйственным производством. Промышленных предприятий всего пять. В районе высокий уровень безработицы - 27 %. Средняя заработная плата в 2015 г. составила 14 тыс. руб. В районе функционируют 13 образовательных учреждений. В сфере культуры обслуживание населения осуществляется 30 учреждениями культуры различного типа [6].

Веневский район обладает хорошим промышленным потенциалом, также эффективно функционирует и сельское хозяйство. В настоящее время на территории Веневского района реализуется 12 инвестиционных проектов на сумму около 5 млрд рублей. Полная реализация всех инвестиционных проектов позволит создать в ближайшие годы более 1000 рабочих мест. На территории района действует 20 образовательных учреждений, 17 домов культуры, 17 спортзалов, парк культуры и отдыха, кинотеатр [7].

Сравнение имиджевой привлекательности этих двух районов было проведено экспертным методом. Для проведения оценки были привлечены пять экспертов ФГБОУ ВО «ТулГУ», знакомых с социально-экономическим положением обоих районов, которым было предложено оценить по десятибалльной шкале уровень их развития по шести группам

параметров, выделенных С. Анхольтом, и степень их влияния на имидж района. Результаты экспертных оценок представлены в таблице.

Полученные оценки имиджевой привлекательности Одоевского и Веневского районов показали, что для Одоевского района она составляет 55,4 %, а для Веневского 56,0 % из 100 % возможных. Оба уровня выше среднего, что говорит о положительном имидже в целом данных территорий. В то же время оба они далеки от максимального, что свидетельствует о наличии определенных недостатков в состоянии параметров шестиугольника С. Анхольта. Если сравнивать оба района по каждой группе параметров, то для Одоевского района наиболее развитыми являются: культура и культурное наследие, привлекательность территории для жизни. Для Веневского района те же параметры, но в другой последовательности.

Результаты экспертных оценок имиджевой привлекательности Одоевского и Веневского районов Тульской области, %

№ Группа параметров Одоевский район Веневский район

п/ Эксперты 1 Эксперты 1

п 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

1 Культура и культурное наследие 5 7 8 9 6 35 6 7 6 8 4 3 1

2 Население 7 8 5 7 4 31 5 6 5 6 5 2 7

3 Управление 3 2 2 1 1 9 4 3 3 1 2 1 3

4 Товары-бренды 6 6 7 7 5 31 8 8 5 6 4 3 1

5 Туризм 5 4 5 8 6 28 7 6 5 7 4 2 9

6 Привлекательность территории 7 7 6 7 5 32 8 9 7 7 6 3 7

тах = 60 33 34 33 39 2 7 — 38 39 31 35 25 —

Оценка эксперта, % 55 57 55 65 4 5 — 63 65 52 58 42 —

Средняя оценка, % 55,4 56,0

При этом параметрами, которые могут способствовать усилению привлекательности имиджа, как Одоевского, так и Веневского районов, являются в первую очередь: совершенствование деятельности органов местного самоуправления и развитие туризма.

Список литературы

1. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. СПб.: Питер, 2006. 2-е изд. 128 с.

2. Важенина И.С. Имидж и бренд региона: сущность и особенности формирования // Экономика региона. №1. 2008. С. 49-57.

3. Чарушина Е.И. Оценка привлекательности территории // Вестник НГИЭИ. №3 (34). 2014. С. 99-108.

4. Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры и туризма муниципального образования Одоевский район на 2014-2018 гг.»: постановление администрации МО Одоевский район от 23.06.2014 г. №397.

5. История города Венева и Веневского уезда. URL: http ://mukvkm.ru/istoriya-goroda/ (дата обращения: 16.11.2016).

6. Справка об итогах социально-экономического развития муниципального образования Одоевский район за 2015 год. 9 с.

7. Доклад первого заместителя главы администрации МО Венев-ский район Д.А. Солдатова о социально-экономическом развитии МО Ве-невский район, 2015. 10 с.

8. Отчет (аналитический доклад) о результатах социологического опроса жителей муниципальных образований Тульской области по определению уровня оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления URL: http : //tularegion.ru/governance/local government/ocef/ (дата обращения: 15.11.2016).

9. Сычева И.В. Выбор населением Тульской области направлений развития социальной инфраструктуры / И.В. Сычева, Н.А. Сычева, А.Л. Сабинина // Инновации в государственном и муниципальном управлении: опыт решения социальных и экономических проблем: сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Томск: Изд-во Томского университета, 2014. С. 204-210.

10. Королев А.В., Жаркова В.Л. Анализ и перспектива развития туризма в Веневском районе Тульской области // Современные проблемы сервиса и туризма. №3. 2015. Том 9. С. 121-130.

Сабинина Анна Львовна, д-р экон. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Сычева Ирина Викторовна, д-р экон. наук, проф., fm@,tsu.tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Шульженко Николай Антонович, д-р техн. наук, проф., fm@,tsu.tula.ru ,Россия, Тула, Тульский государственный университет,

THE ANALYSIS OF IMAGE APPEAL OF TERRITORIAL ENTITES OF REGION

BY S. ANKHOLT'S TECHNIQUE

A.L. Sabinina, I. V. Sychova, N.A. Shulzhenko

The essence is considered and definition of image of the territory is given. The analysis of image appeal of Odoevsky and Venevsky regions of Tula region in six groups of parameters is carried out to compliance with S. Ankholt's technique. Results of expert assessment of image of the specified areas are given and conclusions about degree of image appeal of these territories are made.

Keywords: marketing of territories, image of territories, image appeal, Ankholt's

hexagon.

Sabinina Anna Lvovna, doctor of economic science, professor, fim@,tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Sychova Irina Victorovna, doctor of economic science, professor, fim@,tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Shulzhenko Nikolai Antonovich, doctor of technical science, professor, fim@,tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 338.2.

О СИСТЕМАТИЗАЦИИ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ

ПРОСРОЧЕННОЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

А.А. Баранов, С.О. Благова

В результате рассмотрения понятия дебиторской задолженности и ее видов систематизированы этапы управления дебиторской задолженностью на предприятии и мероприятия, направленные на предотвращение возникновения ее просроченной составляющей.

Ключевые слова: дебиторская задолженность: виды, причины возникновения, кредитная политика организации.

Дебиторская задолженность представляет собой имущественные требования организации к юридическим и физическим лицам, которые являются ее должниками. Она возникает вследствие невыполнения ими договорных обязательств, излишне уплаченных организацией налогов, взысканных сборов, пеней, а также выданных различных денежных сумм.

В той или иной мере дебиторская задолженность создает убытки организации, так как нет гарантии, что дебитор вообще вернет дол г. В этом случае придется подвергнуть списанию долги, что принесет фирме финансовые потери.

Управление дебиторской задолженностью включает в себя следующие направления деятельности [2]:

- контроль за образованием и состоянием дебиторской задолженности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.