Научная статья на тему 'Анализ и управление в корпоративных социальных сетях'

Анализ и управление в корпоративных социальных сетях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / КОРПОРАТИВНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / CORPORATE ENTERPRISE / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / VISUALIZATION / АНАЛИЗ. / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов Н.А., Стрелецкий А.А.

В статье рассматриваются вопросы организации анализа в социальных корпоративных сетях и использования его результатов для управления корпоративным предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses issues of arranging analysis in social corporate networks and using its findings to manage the corporate enterprise.

Текст научной работы на тему «Анализ и управление в корпоративных социальных сетях»

Канд. техн. наук Н. А. Герасимов А. А. Стрелецкий

АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ В КОРПОРАТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

В статье рассматриваются вопросы организации анализа в социальных корпоративных сетях и использования его результатов для управления корпоративным предприятием.

Ключевые слова: социальные сети, корпоративное предприятие, визуализация, анализ.

Внедрение социальных сетей в бизнес корпоративных предприятий - тенденция последних лет. Привычный стандартный пользовательский «софтвер» (например, комплекс офисных программ) для кор -поративного клиента является технологическим подарком от быстро-развивающейся компьютерной цивилизации.

Согласно результатам исследования Global Human Capital Study, проведенного IBM в 2008 г., в процессе которого было опрошено 400 руководителей корпоративных отделов кадров из 40 стран, развитие и эффективное использование трудовых ресурсов определяются способностью сотрудников корпораций быстро адаптироваться к изменениям, вызванным внедрением новых информационных технологий, и приобретают все большую важность. Ключевым фактором успеха в достижении этой цели является создание условий для продуктивного сотрудничества всех членов корпоративного предприятия путем формирования эффективной среды корпоративного масштаба для коллективного взаимодействия работников на предприятии с помощью современных информационных технологий и Интернета, которые объединяют всех сотрудников в корпоративную социальную сеть (КСС).

Одна из главных задач КСС - стимулирование общения сотрудников между собой при выполнении производственных заданий. Практика подтверждает, что, используя КСС, менеджеры чаще общаются друг с другом по работе, интенсивнее обмениваются знаниями, быстрее находят коллег со схожими интересами (хобби), что в конечном счете существенно повышает общую эффективность производительности труда на предприятии.

С развитием электронных форм общения стали образовываться новые социально-сетевые сервисы, которые используют программное обеспечение для построения виртуальных социальных сетей из сообществ людей, имеющих схожие интересы или сферы деятельности.

Большинство сетевых сервисов реализованы посредством веб-технологий и предоставляют широкий спектр средств для взаимодействия пользователей компьютеров: обмен файлами, чат (оперативное общение), обмен почтовыми сообщениями, видеоконтакты, голосовой чат, блоги1, вики2 и др.

Кроме базовых функционалов, ориентированных на пользователей сети (или акторов), начинают активно развиваться системные сервисы, направленные на анализ состояния сети и на целевое регулирование и формирование связей между акторами. Многие из них пока еще находятся в зачаточном состоянии, а их применение носит экспериментальный характер. Однако именно этот класс сервисов может дать качественно новые возможности, которые окажут серьезное влияние на повышение эффективности управления корпоративным предприятием.

Организация большинства системных сервисов требует сбора и накопления большого количества различных данных, характеризующих состояние социальной сети: персональных данных пользователей, частоты использования тех или иных страниц сайта, частоты использования определенных сервисов, данных о регистрации обмена сообщениями и т. п. Накопленные данные собираются и хранятся в специальной базе данных (или хранилище данных), которая служит главным источником для администратора сети и аналитиков, использующих специальные алгоритмы аналитической обработки информации и визуализации результатов.

Одним из направлений анализа социальных сетей является визуализация соответствующих графических схем - графов, которыми удоб -но отображать внутрикорпоративные связи между акторами сети. Иногда граф структуры социальной сети называют социограммой. Визуализация структуры сети имеет большое значение, поскольку сама возможность увидеть сеть (или ее структуру) позволяет сделать важные выводы о характере взаимодействия акторов, не прибегая к другим методам анализа.

Обычно структура КСС отображается графом (0{Х, 7}), в котором множество вершин (X) связывается стрелками (множество 7), отображающими влияние одного актора на другого. Пример графа связанности семи акторов социальной сети показан на рис. 1. Например, х1 - это сотрудник Иван, х2 - сотрудница Анна и х7 - сотрудник Петр, а стрелки отображают неформальную связь между сотрудниками.

1 Блог (англ. blog, от web log - сетевой журнал или дневник событий) - это веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа.

2 Вики - это веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом.

В теории графов принято рассматривать связи двух типов: направленные и ненаправленные. Отношения двух акторов в сети вроде товарищества или соседства формируют граф с ненаправленными связями. Вариант графа с направленными связями возникает при анализе ответов на вопрос «с кем бы вы хотели дружить?». Математический аппарат анализа графов позволяет рассчитать целый ряд параметров и дать количественные ответы на многие вопросы.

Рис. 1. Пример графа связанности акторов в социальной сети

Вершины в графе могут быть связаны разными способами:

- напрямую, если между вершинами есть ребро или дуга (так на социограмме (рис. 1) связаны х1 и х2);

- косвенно, если между ними существует путь (например, х1 и х7);

- с помощью базовой связи, когда вершины связаны напрямую и никак иначе.

В анализе социальных сетей на базе теории графов выделяют расчет индексов для социальной сети в целом, для отдельных агентов сети, а также подструктуры в социальной сети.

Для расчета индексов для социальной сети в целом используют элементарные параметры, такие как число вершин или ребер, и некоторые вычисляемые параметры. Например, плотность вычисляется как нормированное число ребер: отношение наличных связей в сети к воз-

можному максимальному количеству связей в сети с данным количеством вершин. Число симметричных диад, транзитивных и циклических триад позволяет оценивать показатели стабильности сети.

Среднее расстояние от одной вершины до прочих рассчитывается на основе минимальных расстояний от данной вершины до всех остальных. Минимальное расстояние между двумя вершинами называют геодезическим (geodesic distance). Параметром, который показывает, насколько велика сеть, является диаметр социальной сети - наибольшее геодезическое расстояние в социальной сети (при условии, что граф связанный, т. е. если между любыми двумя вершинами есть путь).

Структурные дыры (structural holes) - вид структуры сети, при котором интересующий нас агент сети связан с некоторым числом других агентов, которые не связаны между собой. Если между агентами сети есть социальная дыра, это значит, что они не имеют возможности взаимодействовать напрямую. Таким образом, акторы сети, соединяющие несвязанных агентов, получают возможность выступать посредниками и контролировать их взаимодействие.

При расчете индексов для отдельных вершин выделяют такие параметры, как:

- входная степень вершины - количество ребер графа, входящих в вершину;

- выходная степень вершины - количество ребер графа, выходящих из вершины;

- расстояние от данной вершины до каждой из остальных;

- среднее расстояние от данной вершины до остальных;

- эксцентричность (eccentricity) - наибольшее из геодезических расстояний от данной вершины до остальных;

- промежуточность - число путей, включающих данную вершину;

- центральность (центральным агентом сети является тот, у кого больше всего связей).

Нахождение блоков позволяет выявить те или иные структуры, скрытые в социальной сети. Выделение блоков можно делать по разным атрибутам агентов сети, например, по полу. В блоки также можно объединять эквивалентных агентов сети. Например, если отношение, по которому построена социальная сеть, - информационные потоки, то в один блок можно включить агентов сети, которые передают информацию, во второй - тех, кто ее получает, в третий - тех, кто получает и посылает информацию другим агентам сети.

Существует несколько подходов к выделению подструктур в социальной сети:

- определение клик в социальной сети. Клики - это подгруппы, в которых агенты связаны между собой сильнее, чем с членами других клик;

- выделение компонентов (частей графа), которые связаны внутри и не связаны между собой. Если в социальной сети есть один или несколько изолированных членов, то они являются компонентами;

- нахождение блоков и перемычек. Вершина называется перемычкой (cutpoint), если при ее удалении граф распадается на блоки (несвязанные части социальной сети);

- выделение группировок (factions) - групп эквивалентных агентов сети, которые имеют максимально похожие профили связей.

Расчет вышеуказанных параметров позволяет проводить количе -ственный анализ социальной сети. Также можно использовать визуальное представление связей, полученных в результате структуризации данных. Для визуализации социографов и вычисления их параметров могут применяться различные программные пакеты.

На рис. 2 показано отличие социальной сети на предприятии, описанной на примере графов, от штатной структуры на том же предприятии. Хорошо видно, что сотрудник Андрей в общей штатной структуре предприятия не взаимодействует с директором Иваном, однако анализ социальных сетей показал, что он взаимодействует с большинством сотрудников, в том числе и с директором Иваном. Такой анализ позволяет сделать вывод, что сотрудник Андрей является важным менеджером в компании.

а

б

Рис. 2. Сравнение штатной структуры (а) со структурой социальной сети (б)

Анализ социальных сетей (SNA) подходит для решения множества проблем управления корпоративным бизнесом:

1. Управление знаниями и сотрудничеством (Knowledge Management and Collaboration): систематизация человеческого опыта, создание нового поведения в сообществах, разработка перекрестного обмена знаниями и улучшение стратегии принятия решения в ведущих командах.

2. Создание групп (Team-building): создание инновационных команд, объединение компаний после их слияния, поиск сотрудника, наиболее подходящего для генерации новых идей.

3. Кадры (Human Resources): определение эффективности всех видов выполняемых работ; сбор информации; развитие лидерства, а также выяснение, создает или нет руководитель команды взаимоотношения внутри и за ее пределами.

4. Продажи и маркетинг (Sales and Marketing): помощь в выборе пути внедрения новых продуктов, технологий и идей; определение стратегии взаимоотношений.

5. Стратегия (Strategy): анализ экосистемы рынка в таких отношениях, как партнерство и объединение, а также помощь в отличии критичных игроков на рынке от некритичных.

В заключение отметим, что создание аналитических сервисов в социальных корпоративных сетях является перспективным направлением в развитии систем управления корпоративными предприятиями. Однако реализация таких сервисов требует разработки сложного хранилища данных для сбора и накопления информации о поведении акторов социальной сети и использования современных методов и инструментов визуализации социографов в форме, удобной для проведения комплексного анализа параметров эффективности сети, в целях повышения управляемости корпоративного предприятия. По существу, можно говорить о разработке принципиально нового класса веб-систем, которые совмещают функции социальных порталов и аналитических систем.

Список литературы

1. Кузнецов М., Симдянов И. Социальная инженерия и социальные хакеры. - СПб. : БХВ-Петербург, 2007.

2. Эйдман И. В. Прорыв в будущее: Социология интернет-революции. - М. : ОГИ, 2007.

3. Cross R., Liedtka J. and Weiss L. A Practical Guide to Social Networks. - Harvard Business Review, 2005.

4. Hanneman R and Riddle M. Introduction to Social Network Methods. - Riverside, CA : University of California, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.