The article provides a generalized analysis of the activities of analytical quality services of domestic and foreign car manufacturers, with the definition of the vector of development of the corresponding divisions of quality services of national car assembly enterprises.
Key words: automotive industry; quality control; analytical quality service.
Blagoveshchenskiy Dmitry Ivanovich, candidate of technical sciences, docent, director, Kozlovskiy- 76@mail. ru, Russia, Tula, «Tul'skiy TSSM»,
Kozlovskiy Vladimir Nikolayevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, Ko-zlovskiy- 76@mail. ru, Russia, Samara, Samara State Technical University
УДК 658.562.42
АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВХОДНОГО
КОНТРОЛЯ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ ГИРОСКОПИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ
В УСЛОВИЯХ АО «КБП»
Д.Б. Белов, А.А. Гореликов
Предложен комплексный подход к анализу процесса входного контроля в условиях АО «КБП». Рассмотрен набор универсальных методов управления качеством для сокращения времени выполнения входного контроля и его оптимизации. Разработана функциональная модель процесса входного контроля в рамках организации.
Ключевые слова: брак, входной контроль, гироскоп, диаграмма Ганта, диаграмма Парето, дефектность, закупаемая продукция, контроль качества, функциональное моделирование.
В настоящее время проблема обеспечения высокого качества и конкурентоспособности отечественного вооружения и военной техники стала особенно актуальной. Сложность её решения обусловлена необходимостью проведения совокупности мероприятий, опирающихся на уже существующие элементы производственной системы.
Изделия, относящиеся к военной технике, являются сложными и состоят из множества деталей и узлов. Часть комплектующих, по ряду экономических причин, предприятия - изготовители закупают у внешних поставщиков, что делает актуальным вопрос входного контроля качества.
Несмотря на то, что процесс входного контроля является стандартным и порядок его реализации четко прописан в нормативной документации, для каждого предприятия он все равно является уникальным. Для постоянного совершенствования процесса, повышения его эффективности и результативности необходимо с учетом современного подхода к управлению качеством (основанном на процессном подходе и бережливом производстве) проводить комплексный анализ и планировать мероприятия по улучшению, что поможет избежать возникновения потенциальных проблем в процессе изготовления и выпуска продукции [ 1].
Чтобы определить перечень мероприятий и направлений по улучшению процесса необходимо: описать процесс, идентифицировать его владельца, установить недостатки существующей системы контроля и предложить методы их устранения.
Практическое исследование по улучшению процесса входного контроля было проведено на базе АО «КБП», которое является научно-производственный центром, создающим системы высокоточного оружия ближней тактической зоны и современное
31
стрелково-пушечное и гранатометное вооружение. Продукция завода, заслужившая высокую оценку среди профессионалов, представляет достойную конкуренцию европейским аналогам.
Входной контроль качества комплектующих изделий и технической документации в условиях АО «КБП» проводится в соответствии с ГОСТ РВ 0015-308-2017 [2].
Процесс входного контроля можно описать следующим алгоритмом:
1) Транспортирования тары с деталями;
2) Распломбирование и распаковывание;
3) Проверка правильности заполнения документации;
4) Проверка контролируемых параметров;
5) Оформление акта входного контроля.
В акте входного контроля прописывают обнаруженные дефекты и делают заключение, на основе которого составляют уведомление для вызова представителя поставщика на предприятие.
Для комплексного анализа процесса входного контроля в рамках исследования были изучены основные характеристики деталей для гироскопических приборов (параметры, материал, процедура изготовления, диаграмма силовых испытаний, назначение в приборах и др.) и алгоритм приемки деталей заводом изготовителем.
Первый этап анализа включал описание существующего процесса. Для описания процесса входного контроля была разработана функциональная модель (рис. 1), позволяющая визуализировать входы и выходы процесса, способы управления и механизмы его реализации.
ГОСТРВ 0015-ЗМ-М17
Закупленные детали
Осуществить входной контроль закупленных деталей
АО
Актвходного контроля карга нкпднст о контроля
Персонал Работники Представители геР™н4л
ШК вп МО стмтстмяный Н
хранение
ЦЕЛЬ: прстйрить ссютейгстйий качества продукции установленным требованиям ТОЧКА ЗРЕНИЯ ; работники ОГК , ответственные за проведение входного контроля изделий и имеющий соответствующие полномочия
Рис. 1. Фрагмент контекстной диаграммы верхнего уровня процесса входного
контроля закупленных деталей
В роли «Механизмов» (см. рис. 1) в данном случае выступают: персонал, работники отдела технического контроля (ОТК), военное представительство Министерства обороны (ВП МО) и персонал, ответственный за хранение. Персонал, ответственный за хранение организовывает хранение изделий, следит за состоянием упаковки и консервацией изделий. Представители ВП МО наблюдают за соблюдением выполнения требований входного контроля. Персонал и работники ОТК:
проверяют сопроводительную документацию, подтверждающую годность изделий и материалов (сырья) и удостоверяющей их качество;
организуют отбор выборок или проб для проведения входного контроля;
проверяют комплектности и визуальный контроль изделий и материалов (сырья);
контролируют качества изделий и материалов (сырья) по документации на процессы входного контроля (стандарты организации, инструкции, методики, технологические документы);
оформляют результатов входного контроля.
Детализация диаграммы верхнего уровня (см. рис. 1) была осуществлена путем построения родительской диаграммы (рис. 2), которая поясняет роль каждого участника
процесса и идентифицирует условия их корректного взаимодействия.
ГОСТ РВ 0015-300-2017
Персонал Представители
ответственный за Работники ОТК Персонал дП ^
хранение
Рис. 2. Фрагмент родительской диаграммы процесса входного контроля
закупленных деталей
Из диаграммы (см. рис. 2) видно, что алгоритм контроля является прозрачным и помогает избежать ошибок, так как любые нарушения сразу становятся видны [3].
Следующий этап анализа процесса заключался в разработке диаграммы Ганта (рис. 3), которая позволила визуально оценить последовательность задач, их относительную длительность и протяженность проекта в целом и детально проанализировать реальный ход выполнения задач [4].
Регистрация поступающей продушин Заведение акта входного контроля
Хранение на складе 8 Транспортирование до места контроля Проверка состояния транспорта, тары, упаковки, продукции Проверка наличия сопроводительных документов Технологический перерыв Проверка поступающей продукции по количеству Проверка поступающей продукции по качеству Маркиро вка проверенной прозукшш Составление и движение рекламационного акта Управление несоответствующей продукцией (акт забраков кн) Выдача в производство
Рис. 3. Диаграмма Ганта процесса входного контроля
Наглядно видно (см. рис.3), что хранение на складе и операции составления и движения рекламационного акта занимает большую долю времени процесса входного контроля. Следует, произвести рационализацию данных процедур.
На заключительном этапе был проведен анализ причин брака и визуализация результатов путем построения диаграммы Парето (рис. 4) [5].
Диаграмма Парето
ииаы орркр
1 - искрибление пр длине. 2 - разная длина пружин; 3 - разный диаметр по Осей длине; / - окалины,
5 - царапины, надрезы, тонкие балоаобины. в - торцы не перпендикулярны. 7 - плахря упругая деформация. 8 - коррозия; 9 - прочие причины.
Диаграмма Парето после корректирующих действий
6000 потери от драк тыср/уд. А а. В С р -г?
5000 1000 потери от
3000 \кри& гя Лоренца
гиои_ юпо
2
и / Ь 1 I < 7\ 3 I 8 6 1-
Рис. 4. Исследование потерь от брака. Диаграмма Парето для процесса входного контроля пружин кручения
По результатам анализа (см. рис. 4) поставщику был направлен перечень рекламаций и предложения по устранению, выявленных в процессе входного контроля несоответствий [6].
Предложенный комплексный подход к анализу процесса входного контроля позволил достичь следующих результатов:
повысить качество работы сотрудников ОТК, путем визуализации процесса;
минимизировать время выполнения контроля, путем оптимизации операций, выявленных при разработке диаграммы Ганта;
снизить дефектность закупаемых элементов, за счёт разработки корректирующих мероприятий для предприятий-поставщиков.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что предложенный подход, включающий три основных элемента: визуализация процесса, анализ времени его выполнения, оценка качества комплектующих элементов, позволяет значительно повысить результативность процесса входного контроля. В данном случае важно придерживаться единой цели управления процессом - повышение удовлетворенности конечного потребителя и, реализуя цикл Деминга, обеспечивать его постоянное улучшение.
Список литературы
1. Васин Л. А., Танаев А.В., Чачина Е.Б. Повышение эффективности производства на основе управления входным контролем комплектующих технических систем: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. 118 с.
2. ГОСТ РВ 0015—308—2017. Система разработки и постановки на производство военной техники. Входной контроль изделий. Основные положения. М.: Стандар-тинформ, 2017. 22 с.
3. Кинзябулатов Р. Моделирование бизнес-процессов. От идеи к результату. Издательские решения, 2019. 164 с.
4. Гореликов А.А., Белов Д.Б. Анализ системы входного контроля качества закупаемой продукции с помощью диаграммы Ганта // 9-я Международная научно-практическая конференция: матер. конф. - редкол.: Горохов А. А. (отв. Ред.); Юго-Зап. гос. ун-т. в 2-х томах. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2020. Том 1. 272 с.
5. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учебник для студентов высших учебных заведений. Санкт-Петербург: Питер, 2012. 572 с.
6. Харитонов Д.В., Амосов А.И., Блинов А.Н., Грошев А.В., Анашкин Д.А. Сокращение потерь при входном контроле // Стандарты и качество. 2019. № 11. С. 36-41.
Белов Дмитрий Борисович, канд. техн .наук, доцент; imsbelov@,mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Гореликов Александр Анатольевич, магистрант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
ANALYSIS AND IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF INPUT CONTROL OF PARTS FOR GYROSCOPIC INSTRUMENTS IN THE CONDITIONS OF JSC «KBP»
D.B. Belov, A.A. Gorelikov
The article proposes an integrated approach to the analysis of the input control process in the conditions of JSC «KBP». A set of universal methods of quality management is considered to reduce the time of input control and its optimization. A functional model of the input control process within the organization has been developed.
34
Key words: input control, gyroscope, Gantt chart, Pareto chart, defects, procured products, quality control.
Belov Dmitry Borisovich, candidate of technical sciences, docent, imshelovamail. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Gorelikov Alexander Anatolyevich, master, aleksandr-gorelikovlOaramhler.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 658.562
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ
В.А. Васильев, С.В. Александрова
Рассмотрены аспекты разработки новых подходов к созданию систем менеджмента качества (СМК), основанных на интеграции методов управления качеством и цифровых технологий. Имплементация цифровых технологий в менеджмент качества создает предпосылки для цифровой трансформации всего жизненного цикла изделия. В большинстве существующих цифровых решений управление качеством ограничивается контролем параметров процесса и качества продукции. Дополнительно должны быть включены в цифровую СМК (ЦСМК): автоматическая регистрация параметров процесса с анализом данных в режиме реального времени, предиктивная аналитика, элементы искусственного интеллекта и другие возможности цифровых технологий. Это позволит организовать мониторинг и контроль процессов на каждом автоматизированном рабочем месте, принять решения в сложных ситуациях и обеспечить качество на всех этапах жизненного цикла изделия.
Ключевые слова: качество, цифровая система менеджмента качества, цифровые технологии, жизненный цикл изделия, процессный подход.
Одним из направлений повышения эффективности промышленности является применение современных информационных технологий для интеграции процессов, выполняющихся в ходе всего жизненного цикла продукции и ее компонентов. Первые шаги в организации единого информационного пространства были предприняты еще в 80-х годах в оборонном комплексе США. Возникла необходимость в обеспечении оперативного обмена данными между заказчиком, производителем и потребителем военной аэрокосмической техники, а также в повышении управляемости, сокращении бумажного документооборота и связанных с ним затрат.
Развитие цифровых технологий привело к изменению взглядов на современные технологии. Это особенно характерно для высокотехнологичных отраслей, например, авиаракетостроения, военной техники и вооружений, атомного машиностроения, робототехники и др., сформировалось новое направление, связанное с проектированием и использованием аналитических и интеллектуальных информационных технологий. Появляются не только отдельные станки и устройства с цифровым управлением, но и целые технологические роботизированные комплексы. В таких системах существующие методы менеджмента качества отстают по своим возможностям от технологических процессов. Ликвидировать это несоответствие можно за счет интеграции методов управления качеством с возможностями цифровых технологий. Возможности этих технологий позволяют повысить эффективность решения многих задач управления качеством. В качестве примера можно привести такие цифровые технологии, как многомерное хранение данных, оперативная аналитическая обработка и интеллектуальный анализ данных,
35