Научная статья на тему 'Анализ и систематизация методик развития воображения младших школьников'

Анализ и систематизация методик развития воображения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1083
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ / МЕТОДЫ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ / IMAGINATION / DEVELOPMENT OF IMAGINATION / METHODS DEVELOPMENT OF IMAGINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладыш Александр Александрович

В статье исследуются и систематизируются существующие методы, способы и упражнения развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста. Описывается инструкция применения методов развития воображения. Статья адресована студентам, педагогам и преподавателям ВУЗов, выполняющих исследования воображения или занимающихся практическим развитием воображения у детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND SYSTEMATIZATION OF TECHNIQUES OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS DEVELOPMENT OF IMAGINATION

In article the existing methods, ways and exercises of development of creative imagination in children of younger school age are investigated and systematized. The instruction of application of methods of development of imagination is described. Article is addressed to students, teachers and teachers of the higher education institutions which are carrying out researches of imagination or engaged in practical development of imagination in children of younger school age.

Текст научной работы на тему «Анализ и систематизация методик развития воображения младших школьников»

электронный научный журнал «apriori. ^рия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru УДК 159.9

АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МЕТОДИК РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Гладыш Александр Александрович

магистрант

Кемеровский государственный университет, Кемерово

Аннотация. В статье исследуются и систематизируются существующие методы, способы и упражнения развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста. Описывается инструкция применения методов развития воображения. Статья адресована студентам, педагогам и преподавателям ВУЗов, выполняющих исследования воображения или занимающихся практическим развитием воображения у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: воображение; развитие воображения; методы развитие воображения.

ANALYSIS AND SYSTEMATIZATION OF TECHNIQUES OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS DEVELOPMENT OF IMAGINATION

Gladysh Alexander Aleksandrovich

undergraduate Kemerovo State university, Kemerovo

Abstract. In article the existing methods, ways and exercises of development of creative imagination in children of younger school age are investigated and systematized. The instruction of application of methods of development of imagination is described. Article is addressed to students, teachers and teachers of the higher education institutions which are carrying out researches of imagination or engaged in practical development of imagination in children of younger school age.

Key words: imagination; development of imagination; methods development of imagination.

Воображение - это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов (представлений) действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта

Основная задача воображения - это представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у ребенка формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации или условий.

Решая любую мыслительную задачу в повседневной деятельности, ребенок использует имеющуюся у него информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного и определенного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределенности. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых [1].

Таким образом объясняется механизм интенсификации функции воображения у детей в дошкольный - подростковый период. Собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир недостаточны, «поле неопределенности» в восприятии жизни так высоко, что решение постоянно возникающих повседневных и учебных задач возможно только с привлечением воображения.

В этот период, в процессе восприятия информации об окружающем мире, ребенок постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. В психике ребенка происходит постоянное перекомбинирование впечатлений, возникает множество сочетаний, рождающих новых связи между явлениями и предметами [2].

Старший дошкольный и младший школьный возраст - это сензитив-ный период для формирования фантазии, в этот период происходит активация функции воображения. В начале воссоздающего (позволяющего

представить сказочные образы), а потом и творческого. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Когда в процессе творческой деятельности дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуется аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку приходит воображение [3]!

Таким образом, значение функции воображения в психическом развитие ребенка трудно переоценить. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития.

Существующие знания о воображении позволяют нам систематизировать и структурировать различные подходы и существующие способы развития воображения у детей младшего школьного возраста.

Л.С. Выготский придерживался точки зрения согласно одним из базовых приемов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, являются игры и задачи «открытого типа», т.е. имеющие не единственно верное решение [4]. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями.

Примером реализации предложенного Л.С. Выготским метода можно привести следующие развивающие игры:

1) Игра «Составление из букв осмысленных слов». Инструкция: Ребенку предлагается определенный набор букв русского алфавита и просят составить и записать как можно больше слов из этих букв. В результат оценивается количество составленных ребенком слов и их сложность.

2) Игровой тест «Три слова». Инструкция: Вниманию ребенка предлагается три простых слова и просят его за определенный интервал времени написать наибольшее число осмысленных фраз, таким обра-

зом, в состав фраз входили все три заданных слова, а вместе они составляли бы связный рассказ.

3) Игра «Использование предметов». Инструкция: Последовательно ребенку показывается определенный набор картинок с указанием обычных бытовых предметов. После чего ребенку предлагается перечислить все возможные способы применения показанного предмета, которые он знает и может себе представить. Чем больше вариантов применения обычных бытовых предметов он предложит, тем более высока степень развития у него воображения и фантазии [8].

4) Игра «Круги на воде». Инструкция: Предложите ребенку любое слово, например, «карандаш». Спросите какие ассоциации вызывает у ребенка это слово? Предложите ребенку подобрать за 1 минуту как можно слов на первую, вторую, третью и последующие буквы слова «карандаш». Предложите подобрать за обозначенный интервал времени как можно больше слов, начинающихся на слог «ка» и т.д.

Общеизвестно что создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило они используются ребенком неосознанно. Эти способы известны нам из курса общей психологии, это: агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация и акцентирования. Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Именно на использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленная группа приемов диагностики воображения и его развития [5].

Примером реализации данного тезиса можно привести следующие развивающие задания:

5) Упражнение «Нелепые картинки». Инструкция: Предложите ребенку рассмотреть специально подобранные картинки, на которых зашифрована явные ситуативные ошибки или неточности (например, зонтик в руках у девушки в солнечный и теплый день) и попросите ребенка пояснить нелепость ситуации.

При достаточном навыке решения предложенных нелепых картинок можно предложить ребенку самому изобразить на бумаге нелепую картинку, ситуативную ошибку или предмет [8].

6) Упражнение «Конструирование фраз» [6]. Инструкция: Ребенку предлагается соединить предложенный набор слов при помощи предлога или падежа.

Например, слова: «булочка, варенье», решение «булочка с вареньем»; «солнце, полдень» - «солнце в полдень»; «мед, пчелы» - «мед пчелы» и т.д.

Когда первая часть задания выполнена, предложите ребенку создать сочинить свои рассказ, используя ранее полученные сочетания слов.

7) Упражнение «Фантастические гипотезы». Инструкция: Применение техники «фантастических гипотез» очень простое. Суть метода отражается в смысле вопроса «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ......?».

Для дальнейшей работы формируются одинаковое количество карточек (например, 10 и 10), на которых пишутся соответственно 10 существительных слов и 10 глаголов. Их произвольное сочетание и дает возможность формирования гипотезы. Например, вынуты карточки «Дом» и «Плавать». Формируется гипотеза: «Что было бы, если дома могли плавать». Дальше ребенку предлагается развить сюжет и вообразить возможные последствия развития событий.

8) Упражнение «Выведение следствий». Инструкция: Ребенку предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет ...?». Задача ребенка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Воображение тесно связано с эмоциями. Воображение и эмоции в жизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно было замечено психологами. Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные момен-

ты. Л.С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами «...всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству» [7]. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения. Второй закон Л.С. Выготского называется «законом эмоциональной реальности воображения». Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим человека чувством».

Таким образом, используя богатство эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать его воображение, наоборот целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств. Ниже приведем ряд методов, активизирующих воображение детей в сочетании с эмоциями [8].

9) Упражнение «Что означает интонация». Инструкция: Данное упражнение лучше выполнять в группе детей. Ведущий прочитав детям сказку, предлагает детям, по очереди самим прочитать сказку, но меняя при этом интонацию. Каждый участник должен читать со своей интонацией, пытаясь придать иную, ранее не звучавшую, эмоциональную окраску тексту. Предложите прочитать сказку «по-доброму», «жалобно», «весело», «сердито» и т.д.

10) Игра «Пантомима». Инструкция: Все дети становятся в круг. По очереди каждый выходит в середину круга и с помощью пантомимы показывает какое-либо действие. Например, представляет, как садит деревце, копает лунки и поливает посаженые деревца из лейки и т.д. Победителями определяются дети, которые наиболее верно изобразили пантомиму [9].

Фантазии не только развивают интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформированный интерес. Ис-

пользуя методические приемы, построенные на воображении, можно значительно улучшить успехи ребенка в интересующей его деятельности. Ниже приведены ряд таким методик, разработанных отечественными психологами.

11) Игра «Архимед» [10]. Инструкция: Название данного упражнения было заимствованно из истории, когда Архимед нашел решение считавшейся нерешаемой задаче. Ребенку предлагается попробовать решить нерешаемые задачи. Задача ребёнка дать как можно предложений (идей) для решения этих проблем. После того как он решит одну проблему, предложите поискать еще решение и так до тех пор, пока он не «иссякнет». Например, «Как построить дворец за одну ночь?», «как из мухи сделать слона?», «Как сосчитать все капли в море?» и т.д.

12) Игра «Превращения». Инструкция: Берется простой предмет. Например, стакан. С помощью мимики, пантомимики, имитации действий с предметом, его нужно «превратить» в совершенно другой. Стакан - в вазу, вазу - в кувшин и т.д. Посте того, как становиться ясным, во что превратился используемый предмет, его берет другой участник игры и «превращает» во что-то другое [8].

В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо прилагать все возможные усилия с целью развития и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности. Этому в значительной мере способствуют приведенные и систематизированные по принципам действия методики , способы и техники развития воображения младших школьников. Хочется отметить, что существует множество других игр, методов, тестов для развития воображения, но все они подчинены приведенным в настоящей статье принципам действия.

Описанные формы работы можно многократно варьировать, изменять и модифицировать. Помним, пределов для воображения нет!

^исок использованных источников

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004. 96 с.

2. Картер В. Психометрическое тестирование. Упражнения для развития мышления. М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. 207 с.

3. Кудрявцев В.Т. Воображение, творчество и личностный рост ребенка. Учебное издание. М.: Чистые пруды, 2010. 32 с.

4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, 2004. 512 с.

5. Макеева Т.Г. Диагностики развития дошкольников. Психологические тесты. Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. 125 с.

6. Макеева Т.Г. Диагностики развития младших школьников. Психологические тесты. Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. 125 с.

7. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для ВУЗов. СПб., 2012. 304 с.

8. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.

9. Ускова Г.А. Психолого-педагогическоая диагностика младших школьников. Руководство практикующего психолога. М.: Академический проспект, 2004. 144 с.

10. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. Справочник для учителей и воспитателей. М.: Изд-во института Психотерапии, 2004. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.