Зоидов Кобилжон Ходжиевич,
к.ф-м.н., доцент, заведующий лабораторией Института проблем рынка РАН (Россия) Губин Вадим Анатольевич, младший научный сотрудник Института проблем рынка РАН (Россия) Кондраков Алексей Викторович, младший научный сотрудник Института проблем рынка РАН (Россия) Зоидов Зафар Кобилджонович, аспирант Института проблем рынка РАН
(Россия)
АНАЛИЗ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИКЛИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ. ЧАСТЬ IV1.
4. Формирование единого экономического пространства 4.1. Единое экономическое пространство России
В условиях модернизации экономики одним из главных приоритетов современной российской политики является обеспечение единства РФ, целостности и неделимости её экономическое пространства. Особенную угрозу целостности российского экономического пространства создает усиление его внутренних социально - экономических различий в ходе рыночной трансформации и глобализации мировой экономики. Развитие емкого внутреннего рынка на основе формирования единого экономического пространства (ЕЭП) составляет основную смысловую нагрузку геополитического понимания экономического пространства России2.
Всех агентов экономики объединяет ЕЭП страны, где одинаковые для всех «правила игры» отслеживают и поддерживают особые государственные
1 Исследование проводилось при поддержке РГНФ - проект № 11-02-00615а.
2 Вардомский Л.Б. Российское экономическое пространство: вопросы единства в условиях глобализации. Научный доклад. ИЭ РАН. Центр стран СНГ и Балтии .URL: http://www.imepi-eurasia. ru/baner/vard1.doc
институты. ЕЭП опирается на конкретный механизм, который пронизывает систему рынков - рынок товаров, рынок капитала, рынок труда, рынок услуг, рынок информации, энергетический рынок и другие рынки.
Все рынки переплетены и взаимосвязаны, каждый из них имеет свои особенности функционирования. Особой автономией отличается финансовый рынок, где движение фиктивного капитала нередко приобретает самодовлеющее значение, напрямую не связанное с движением реального капитала. Как показывает современная мировая практика, эта сторона финансового рынка особенно усилилась в связи с активным использованием современных информационно - коммуникационных технологий. Поэтому, несмотря на органическое единство рынков, их динамика не совпадает, это в частности, провоцирует кризисные явления в экономике и сохраняет циклическую форму воспроизводства и экономического неравновесного роста1.
Проведенный анализ на основе эконометрических индикаторов показывает, что большинство регионов России в технико-технологическом отношении слабо интегрированы и, главное, имеют слабые объективные основы для интеграции. Причина в том, что большинство регионов имеют в своей структуре преобладание таких отраслей, как сельское хозяйство, добывающая промышленность и первичная переработка сырья и материалов. Крупные центры науки, машиностроения и других высокотехнологичных отраслей, перерабатывающей промышленности, услуг либо сконцентрированы в «федерально-окружных столицах», либо в «региональных столицах», либо еще в двух-трех крупных городах, т.е. имеют локальный феномен «точечной сверхконцентрации», а в большинстве субъектов вовсе отсутствуют.
Слабая обрабатывающая промышленность и слабая диверсификация региональных хозяйств становится одной из главных причин их замкнутости и «опоры на собственные силы» с соответствующими негативными последствиями не только для ЕЭП страны, но и для самих регионов. Выход из этой ситуации состоит в активном развитии обрабатывающих отраслей, которые в отличие от сельского и лесного хозяйства и добывающих отраслей имеют возможности неограниченной диверсификации производства.
Таким образом, ЕЭП России сочетает в себе регионы разного уровня развития, в разной степени и разным образом включенные в общий хозяйственный оборот. Общая национальная валюта, единая государственная граница, общий механизм хозяйствования, единая законодательная база, наличие налаженных связей с регионами разного уровня развития, единая государственная политика поддержки объективно слабых регионов и стимулирование
1 Пороховский А.А. Современная российская рыночная модель: экономические и неэкономические факторы реализации. URL:http://www.econ.msu.ru/cd/202
их включения в общенациональные социально-экономические процессы позволяют говорить о наличии ЕЭП страны. Расчеты, проведенные нами на основе экономических индикаторов состояния основных параметров ЕЭП в РФ, и сравнительный анализ с некоторыми странами мира показывают, что в России ЕЭП существует, но оно неоднородно.
Вместе с тем, разная степень интеграции субъектов РФ в систему мирохозяйственных связей привела к расслоению регионов по уровню экспортной ориентированности, зависимости от импорта и иностранных инвестиций. Качество экономического роста определяется степенью однородности ЕЭП страны, которая характеризуется сходными условиями реализации экономических процессов или сопоставимым уровнем концентрации ресурсов в различных частях рыночного пространства.
Основными направлениями государственной стратегии по созданию ЕЭП России должны быть следующие:
• введение в действие уже имеющихся федеральных и региональных целевых программ как инструмента осуществления соответствующей государственной стратегии;
• диверсификация российской экономики в условиях инновационного пути развития; создание в регионах специальной инфраструктуры, для инновационного прорыва российской экономики способствующей установлению партнерских отношений между бизнесом и наукой; использование особых экономических зон;
• поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства через участие федерального бюджета в финансировании региональных программ развития и поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства;
• осуществление современной транспортной стратегии как важнейшего направления государственной стратегии, непосредственно работающего на укрепление экономического межрегионального развития и ЕЭП страны;
• обеспечение экономики страны передовой информационно-коммуникационной инфраструктурой.
Для формирования ЕЭП необходимо, чтобы не было больших различий между регионами в уровнях развития рыночных инфраструктур. Важнейшим ее элементом является банковская сеть, создающая предпосылки для привлечения инвестиций, которые финансово обслуживают движение товарных потоков, способствуют процессу интеграции регионов в ЕЭП.
В целом, государственная экономическая политика РФ должна учитывать мнение регионов по формированию межбюджетных отношений, созданию технопарков, транспортных магистралей и сетей, предоставлению нало-
говых льгот, инвестиций в производственный сектор экономики, развитию социальных и производственных программ, активной миграционной политики и т.д., которые способствуют дальнейшей интеграции регионов в ЕЭП.
4.2. Единое экономическое пространство СНГ
Интеграционные процессы в СНГ проходят в условиях системного мирового финансово-экономического циклического кризиса. Существенно ослабли хозяйственные связи между государствами Содружества. Резко сократилась роль государств Содружества в динамично растущей мировой экономике.
В 1990 г. доля стран СНГ в ВВП мира (по паритетам покупательной способности) составляла 7,6%, а в конце 2010 гг. - 3,1%. Вместе с тем, доля стран СНГ в мировом ВВП с 2000 по 2010 год возросла с 1,1% до 3,1% соответственно. Темпы роста населения всего по СНГ в 2005 г. по отношению 2000 г. составляли 0,8%, и в 2010г. по отношению к 2005г. составили 0,1% (доля в мире в 2000г. составляла 4,6%, а в конце 2010г. -4,0%). Доля стран СНГ в инвестициях мира в 2000 г. составляла 0,9%, а в конце 2010 г. - 3,0%. С 2000 по 2010 годы доля стран БРИКС в международной торговле возросла в 2,3 - раза до 15,4%, а доля стран СНГ - в 2 раза - до 3,3% (табл. 23- 26)1.
Мировой ВВП с 2000 по 2010 год возрос почти вдвое, развитые страны увеличили ВВП лишь на 61%, а вот экономика стран СНГ возросла в 5,5 раза, стран БРИКС - в 4,2 раза. И прогнозы МВФ по странам СНГ оптимистичны -показатель может вырасти еще вдвое за следующие 6 лет (с 1934,9 до 4125,2 млрд. долл.), в то время как ВВП в мире за этот период увеличится лишь на 44%. В 2010 г. доля стран СНГ в численности мирового населения составила -4,5%, в мировом ВВП - 5,1%, в мировом производстве электроэнергии - 7%, в мировой добычи нефти - 16%, в мировой добычи газа естественного - 24%, в мировом производстве зерна - 7%, в мировом выращивании скота и птицы на убой (в убойном весе) - 4%, и в мировом производстве молока - 10% (рис.59-66)2.
В экономике стран СНГ произошла глубокая формация воспроизводственного процесса в сторону чрезмерного развития ресурса - производящих отраслей промышленности для нужд мирового рынка, объективно препятствующая экономической интеграции.
1 В 3 раза за 10 лет выросла доля стран СНГ в мировом ВВП, в 2 раза выросла доля стран БРИКС. URL: http://award.woc-org.com/news-141.
2 20 лет СНГ 1991-2010 гг: Статистический сборник / МСК СНГ. - М., 2011. -516 с.
Таблица 23
Объемы и динамики роста ВВП по регионам, млрд. долл.
ВВП по регионам 2000 2005 2010 2016 (прогноз)
Мировой ВВП 32227,4 45562,3 62909,3 90451,6
Динамика роста, по периодам 41% 38% 44%
Развитие страны* 25694,0 34712,9 41531,0 53283,7
Динамика роста, по периодам 35% 20% 28%
Страны БРИКС 2713,4 4967,4 11328,9 21038,5
Динамика роста по периодам 83% 128% 86%
Страны СНГ 349,2 994,6 1934,9 4125,2
Динамика роста, по периодам 185% 95% 113%
Таблица 24
Темпы роста населения планеты
Население, млн. чел. 2000 2005 2010 2016
По всему миру 5983,2 6423,1 6818,1 7273,5
Динамика роста, по периодам - 7,4% 6,1% 6,7%
Развитие страны* 957,4 988,3 1019,7 1053,2
Динамика роста, по периодам - 3,2% 3,2% 3,3%
Доля в мире 16,0% 15,4% 15,0% 14,5%
Страны БРИКС 2672,1 2812,1 2940,9 3089,1
Динамика роста по периодам - 5,2% 4,6% 5,0%
Доля в мире 44,7% 43,8% 43,1% 42,5%
Страны СНГ 275,5 273,2 273,4 273,5
Динамика роста, по периодам - 0,8% 0,1% 0,0%
Доля в мире 4,6% 4,3% 4,0% 3,8%
Таблица 25
Объемы и динамика роста инвестиций по регионам, млрд. долл.
Инвестиции по регионам 2000 2005 2010 2016 (прогноз)
По всему миру 7263,1 10236,9 14359,0 23183,6
Динамика роста, по периодам - 41% 40% 61%
По сравнению с ВВП 23% 22% 23% 26%
Развитие страны 5709,2 7345,9 7712,3 11053,2
Динамика роста, по периодам - 29% 5% 43%
По сравнению с ВВП региона 22% 21% 19% 21%
Страны БРИКС 724,1 1562,1 4219,8 7958,7
Динамика роста по периодам - 116% 170% 89%
По сравнению с ВВП региона 27% 31% 37% 38%
Страны СНГ 66,0 207,4 414,3 1116,9
Динамика роста, по периодам - 214% 100% 170%
По сравнению с ВВП региона 19% 21% 21% 27%
Таблица 26
Импорт и экспорт товаров, млрд. долл.
Товарооборот по регионам 2000 2005 2010
В мире 13180 21342 30614
Динамика роста, по периодам - 61,9% 43,4%
Развитые страны 10005 14909 19250
Динамика роста, по периодам - 49,0% 29,1%
Страны БРИКС 892 2344 4729
Динамика роста по периодам - 162,7% 101,8%
Страны СНГ 226 556 995
Динамика роста, по периодам - 145,7% 79,0%
население
■ Бразилия 3%
■ Индия 18%
■ Китай 19%
■ США 5%
■ ЕС-27 7% СНГ 4%
■ Япония 2%
■ Остальной мир 42%
валовой внутренним продукт
I Бразилия 2,9% I Индия 5,2% I Китай 12,9% I США 20,2% I ЕС-27 21%
СНГ 5,1% I Япония 6% I Остальной мир 26,7%
Рис. 59. СНГ в мире (удельный вес в %): население.
Рис. 60. СНГ в мире (удельный вес в %): валовой внутренний продукт.
производство электроэнергии
■ Бразилия 2%
■ Индия 4% Китай 17% США 7%
■ ЕС-27 17% СНГ 7%
■ Япония 5%
■ Остальной мир 27%
добыча нефти
3 1 5
■ Остальной мир 20%
Рис. 61. СНГ в мире (удельный вес в %): производство электроэнергии.
добыча газа естественного
Иран 5% Китай 3%
■ Саудовская Аравия 3% СНГ 24%
ОЭСР 38%
■ Остальной мир 27%
Рис. 62. СНГ в мире (удельный вес в %): добыча нефти.
производства зерна
I Бразилия 3% I Индия 10%
■ Остальной мир 32%
Рис. 63. СНГ в мире (удельный вес в %): добыча газа естественного.
скот и птица на убой
■ Остальной мир 27%
Рис. 65. СНГ в мире (удельный вес в %): выращивание скота и птицы на убой.
Рис. 64. СНГ в мире (удельный вес в %): производство зерна.
молоко
■ Бразилия 4%
■ Индия 16%
■ Китай 6% США 12%
■ ЕС-27 22% СНГ 10%
■ Остальной мир 30%
Рис. 66. СНГ в мире (удельный вес в %): производство молока.
3
2,9
5,2
6
5
47
24
Бразилия 3%
ОПЕК 43%
8
2
Бразилия 8%
Индия 2%
4
В связи с этим, при правильной экономической политике, Россия и страны СНГ могли бы существенно улучшить свое положение в мировой экономике на основе сохранения и дальнейшего развития установившихся производственных связей между предприятиями; создания благоприятных условий и ликвидации искусственных препятствий для их всестороннего развития; осуществления экономических и структурных преобразований для предотвращения неоправданных затрат при создании новых мощностей, замкнутых технологических циклов; координации действий на рынках третьих стран в целях исключения взаимной конкуренции.
Вместе с тем, целью экономического сотрудничества должно стать дальнейшее оживление связей в торговой сфере, последовательное наращивание объема товарооборота, оказание содействия в создании межгосударственных корпораций, совместных предприятий и других организационно-хозяйственных структур, позволяющих привлекать внебюджетные средства, быстро реагировать на изменение конъюнктуры внешнего и внутренних рынков.
Согласно национальным интересам стран СНГ, их экономической безопасности, приоритетными направлениями стратегического партнерства должно являться1:
• сотрудничество в энергетической отрасли, в частности, развитие единой энергетической системы и инфраструктуры; совместное использование нефтеперерабатывающих и других производств ТЭК;
• научно-техническое, инвестиционное и инновационное сотрудничество;
• развитие совместных производственных структур, кооперационных и технологических связей, формирование совместных промышленно-финансовых групп в таких приоритетных отраслях, как энергетика, наукоемкая промышленность, а также в сфере развития транспортной и телекоммуникационной сети и в агропромышленном комплексе.
Основу совместных мероприятий при формировании ЕЭП должно составлять следующее:
• стимулирование создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон в России и СНГ, прямое и косвенное инвестирование Россией промышленности и инфраструктуры СНГ, относя-
1 Петраков Н.Я., Цветков В.А., Горина С.А., Зоидов К.Х., Моргунов Е.В., Наумова Ю.В., Елисеев Д.О., Большаков А.В., Литвинов В.И., Аносов А.В. Механизмы минимизации последствий мирового финансового кризиса для экономики России в условиях глобализации (проект № 09-02-95650, доклад)// Аналитические доклады победителей конкурса «Россия в условиях мирового кризиса». - М.: РГНФ. Языки славянских культур, 2009.- С. 223-227; Цветков В.А., Зоидов К.Х. и др. Постсоветское экономическое пространство: современное состояние и перспективы развития. -М.: Финансы и кредит, 2009. -с.451-458.
щихся к сфере совместных интересов (так называемых, локомотивов роста»);
• организация льготного режима для экспортно-импортных операций между Россией и государствами Содружества, снижение тарифных и нетарифных барьеров, упрощение административных процедур, усовершенствование таможенного регулирования;
• усиление производственной кооперации, восстановление в полном объеме интеграционно-производственных процессов на уровне отдельных предприятий путем создания мощных совместных корпораций, основанных на кооперационных и технологических связях, особенно в таких отраслях, как судостроение, цветная металлургия, автомобилестроение, сельхозмашиностроение, тяжелое машиностроение, авиационная и ракетно-космическая промышленность;
• образование совместных консорциумов и совместных предприятий в стратегически важных отраслях экономики (металлургия, энергетика) в целях развития межрегионального и приграничного сотрудничества, координация деятельности в области взаимного инвестирования, согласование общих позиций для совместного выступления и устранения конкуренции на рынках третьих стран.
Меры при формировании ЕЭП должны быть направлены на формирование емкого внутреннего рынка и совершенствование национальной финансово-инвестиционной системы России и стран СНГ. Для этого необходимо реализовать комплекс мер в следующих основных сферах стратегического сотрудничества.
Сотрудничество по формированию приоритетов долговременного развития СНГ и России:
• согласование приоритетов долговременного экономического развития между Россией и странами СНГ в реализации общих интересов;
• строгое соблюдение заключенных двухсторонних (многосторонних) соглашений и международно-правовых актов;
• повышение эффективности межправительственных соглашений в области экономического сотрудничества на основе активизации работы государственных институтов развития по совместным программам модернизации экономики;
• развитие межрегионального и приграничного сотрудничества;
• недопущение какой-либо дискриминации российских предприятий, работающих в странах СНГ, и предприятий стран Содружества в России, а также навязывания каких-либо проектов по дискриминационным мотивам;
• перевод вопросов поставок и транзита энергетических ресурсов из политической сферы в плоскость экономической деятельности, основывающейся на долговременных, прозрачных и понятных для общества договорных отношениях;
• изменение технологии денежного предложения, привязанного к приобретению долларов и связанных с ним евро и фунта. Эмиссию рублей и соответствующих денежных единиц стран СНГ следует вести не под покупку иностранной валюты, а под спрос на национальную денежную единицу со стороны хозяйствующих субъектов;
• переход во взаимных расчетах между странами СНГ и российскими предприятиями на национальные валюты (в том числе - экспорт нефти и газа на рубли).
Сотрудничество в информационной сфере (принципы формирования информационного пространства) должно осуществляться с учетом следующих основных принципов:
• соблюдения прав суверенных государств на независимое формирование своего информационного пространства;
• соблюдения основных принципов всеобщей Декларации прав человека, других международных документов и заключенных договоров Содружества Независимых Государств в области межгосударственного обмена информацией;
• взаимной выгодности межгосударственных информационных обменов;
• обеспечения достаточного уровня информационной безопасности каждым из государств - участников СНГ;
• экономической целесообразности участия каждого государства в реализации межгосударственных мероприятий по развитию информационной инфраструктуры и сферы информационно-коммуникационных услуг;
• сохранения, развития и эффективного использования существующей информационной инфраструктуры государств - участников СНГ;
• соблюдения норм международного права и учета национальных интересов при разработке и согласовании подходов к сотрудничеству государств - участников СНГ в области информации;
• проведения согласованной научно-технической политики, обеспечивающей взаимодействие национальных информационных систем государств Содружества;
• использования наравне с государственными источниками финансирования различных привлеченных средств;
• выработки согласованных подходов в отношении регулирования ценообразования, налогообложения, таможенных пошлин и сборов на информационные услуги и продукцию;
• признания равенства сторон в праве на получение и распространение информации о событиях, происходящих в государствах - участниках СНГ, а также о деятельности органов Содружества;
• взаимной заинтересованности в расширении возможностей налаживания постоянных и оперативных каналов межгосударственного общения, обмена и распространения информации в Содружестве Независимых Государств.
Указанные принципы определяют деятельность по формированию информационного пространства как одну из приоритетных задач межгосударственного уровня, которая должна находиться под постоянным контролем Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества. Сотрудничество в энергетической сфере:
• согласование интересов стран СНГ и России в сфере экспорта и транзита энергоносителей;
• развитие единой энергетической системы, включая совместное использование нефтеперерабатывающих и других производств топливно-энергетического комплекса (ТЭК);
• продление ресурса действующих АЭС и строительство новых современных атомных электростанций; обеспечение обоюдной заинтересованности в вопросах добычи, хранения, поставок и транзита углеводородов в пределах европейского пространства;
• ликвидация излишних посреднических структур;
• усиление государственного контроля над межгосударственными потоками электроэнергии путем организации систем совместного трансграничного контроля (энергетической таможни).
Логика общего электроэнергетического рыночного пространства подталкивает к выходу за пределы постсоветского пространства и расширению его зоны. Практически все страны СНГ могут получить реальные преимущества в качестве экспортеров и транзитеров электроэнергии в случае запуска механизмов общего рынка электроэнергии с такими странами, как Афганистан, Пакистан, Индия, Китай, Иран, Турция и страны ЕС1.
В энергетической области взаимные инвестиции стран, несмотря на заметное оживление в последние годы, находятся на низком уровне, а
1 Винокуров Е.Ю. Общий электроэнергетический рынок СНГ. Отраслевой обзор. Евразийский банк развития. URL: http://www.eabr.org/media/img/rus/publications/AnalyticalReports/EA BR_in_obzor_rus.pdf.
незначительные объемы взаимной торговли электроэнергией не соответствуют огромному потенциалу сектора. Создание общего энергетического рынка наталкивается на ряд барьеров, одним из которых является разноуровневая либерализация рынка.
При сотрудничестве в транспортной сфере необходимо подготовить предложения по созданию рациональных схем размещения логистических центров, определить проблемы развития транспортной инфраструктуры с целью ликвидации барьеров, препятствующих свободному перемещению транспортных средств по территориям государств.
Также необходимо скоординировать усилия стран - транзитеров по приведению транспортных коммуникаций в соответствие с международными стандартами, организовать смешанные перевозки и принять прочие меры, указанные в принятой резолюции1.
Реальные проекты инфраструктурной интеграции способны прочно и надолго скрепить страны СНГ. Они будут обладать реальным экономическим эффектом и позволят заложить надежную основу устойчивого развития стран СНГ.
Сотрудничество в сфере реализации форм государственно-частного партнерства как механизма формирования основ долгосрочного конкурентоспособного экономического развития:
• формирование механизмов долгосрочного кредитования национальных экономик и создание единой платежно-расчетной системы, включая переход на расчеты в национальных валютах (первым шагом к созданию собственной валютной зоны представляется переход к расчетам в рублях за экспорт топливно-энергетических ресурсов);
• создание совместных предприятий (финансово-промышленных групп, транснациональных корпораций, стратегических альянсов) в ключевых отраслях промышленности;
• координация в области взаимного инвестирования, выработка общих позиций для совместного выступления на рынках третьих стран;
• формирование крупных, конкурентоспособных банковских структур для работы на мировых финансовых рынках;
• создание общего продовольственного рынка стран СНГ (зерновой рынок; аграрный рынок сахара; рынок материально-технических ресурсов и пр.);
1 Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А. Проблемы интеграции и инновационного развития транспортных систем России и стран Центральной Азии. - М.: ЦЭМИ РАН, 2010. - 149 с. Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А. Проблемы интеграции и инновационного развития транспортных систем России и стран европейской части СНГ. - М.: ИПР РАН, 2010. - 184 с.
• оказание совместной финансовой помощи отраслям промышленности, которые могли бы стать локомотивами роста экономик стран Содружества;
• устранение транспортных барьеров, развитие и интеграция транспортной и телекоммуникационной сети;
• обмен опытом внедрения современных практик и технологий управления в сфере реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе формирование совместной базы данных;
• формирование нормативно-правовых основ для осуществления межгосударственных программ партнерства между государственным и частным секторами экономики.
Реализация совместных проектов и программ:
• в сфере энергетического и сельскохозяйственного машиностроения (совместное строительство и модернизация объектов топливно-энергетического комплекса на территории стран СНГ и России; совместное продвижение продукции энергетического машиностроения на рынках третьих стран; развитие машиностроения, связанного с использованием новых и возобновляемых источников энергии; усиление кооперационных связей в сфере сельскохозяйственного машиностроения);
• в аэрокосмической сфере (совместная разработка, модернизация и эксплуатация средств выведения, оказание пусковых услуг для выполнения национальных космических программ и реализации проектов, в том числе коммерческих; совместное развитие объектов космодрома «Байконур» для эффективной реализации программ запусков космических аппаратов; совместная разработка и ввод в эксплуатацию космических систем и комплексов нового поколения для обеспечения дистанционного зондирования Земли, включая экологический мониторинг и метеорологию, фундаментальных научных исследований, орбитальных пилотируемых полетов, высокоточного координатно-временного обеспечения в любой точке территории России и стран СНГ в любой момент времени и т. п.);
• в области информационных технологий (кооперация России и СНГ для совместной разработки нанотехнологий, в том числе - теоретических аспектов нанофизики, технологии и диагностики наноструктур, нано-электроники и нанофотоники; исследования в сфере применения лазерных технологий и т. п.);
• обеспечение соблюдения единых стандартов качества, развитие кооперации в сфере производства и реализации продукции металлургического и химического комплекса (согласование конкурентной политики по
продвижению металлургической и химической продукции на внутренних рынках, а также на рынках третьих стран);
• реализация совместных проектов и программ развития производства на основе биотехнологий (биофармацевтика, биоэкология, геобиотехнология);
• внедрение энергоэффективных и энергосберегающих технологий, новых и возобновляемых источников энергии;
• возобновление активного сотрудничества между национальными Академиями наук, научными школами, научными и образовательными учреждениями;
• сближение патентного права сторон, облегчение патентования, вплоть до обоюдного признания патентов;
• создание экспериментальных и рабочих центров инновационного машиностроения, которое позволило бы существенно сократить расходы на приобретение нововведений путем закупки за рубежом нового оборудования и новых технологий;
• ратификация Соглашения государств-участников СНГ о создании общего научно-технологического пространства.
Интенсивность проявления качественной целостности постсоветского экономического пространства может быть различной в зависимости от типов интеграционных механизмов, лежащих в основе «связанности» и взаимозависимости между становых интеграционных процессов. В качестве механизмов, определяющих степень взаимодействия различных компонентов экономического пространства, могут служить, как отметили, выше разные интеграционные инструменты, такие как элементы политической, валютной, финансовой, торговой, институциональной интеграции экономического пространства.
В этой связи формирование ЕЭП СНГ в рамках различных инструментов финансовой интеграции, а именно валютной, фискальной и фондовой интеграции, выявляет не только его качественные характеристики, но и определяет своеобразные границы и пределы достижения единства функционирования экономического пространства.
Создание ЕЭП СНГ инструментами валютной интеграции предполагает формирование валютного союза и замену многовалютности разнокачественных национальных денежных систем стран Содружества на более устойчивую валюту (например, российский рубль). Таким образом, формирование валютного союза приведет к следующим результатам: улучшение макроэкономических показателей стран СНГ; резкое снижение нелегальной долларизации экономики стран СНГ; рост торгового оборота и
снижение трансакционных издержек, присущих внешнеторговым операциям; синхронизация темпов экономического роста стран Содружества.
В рамках валютной интеграции за счет снижения трансакционных издержек и введения единой валюты на территории стран СНГ трансформируются основные функции института денег под воздействием глобального финансового капитала как пространственно-организованной формы движения единой валюты, выполняемой устойчивой национальной денежной единицей в рамках ЕЭП СНГ.
Для стран СНГ наиболее привлекателен западноевропейский вариант валютной интеграции (создание сначала расчетной денежной единицы, а потом единой валюты на базе национальных валют стран-участниц, при постепенном формировании наднационального уровня полномочий национальных денежных властей), имеющий свою специфику.
Формирование ЕЭП СНГ инструментами фискальной интеграции выступает дополнительным источником конкурентных преимуществ для устойчивости функционирования этого пространства, т.к. основные ее параметры согласовываются и координируются между странами СНГ.
Стабилизационные свойства фискальных инструментов определены самостоятельностью проводимой фискальной политики каждой из стран СНГ, однако пределы данной интеграции ограничены различиями в фискальных системах на постсоветском пространстве.
Экономическое доминирование РФ при переливе капитала придало инструментам фондового рынка специфический характер, важную роль в котором играла российская банковская система, активно проникавшая на рынки ценных бумаг других стран, несмотря на внешние и внутренние экономические шоки в своем циклическом развитии.
Существующие для стран СНГ выраженные специфические отличия в развитии финансовых, фискальных и валютных систем требуют дальнейшей сбалансированности инструментов финансовой интеграции и, таким образом, сближения значений соответствующих экономических характеристик. Выполнение этих условий наряду с ростом политической интеграции позволит снизить потенциальные издержки от валютной интеграции вместе с увеличением потенциальных выгод и сможет повысить устойчивость валютного союза в СНГ в будущем.
В ближайшем будущем перспективы развития стран СНГ связаны с различной степенью их готовности к интеграции в рамках ЕЭП. Наиболее готовыми к интеграционным процессам в рамках ЕЭП являются Россия, Казахстан и Беларусь, в свою очередь Украина по ряду показателей не может быть отнесена к числу готовых к финансовой интеграции. Поэтому движение по пути интеграции и достижения качественного нового уровня целостности
ЕЭП должно постоянно корректироваться, а не заимствоваться из нормативных документов Европейского валютного союза.
В связи с этим, для обеспечения наиболее устойчивого развития необходимо восстановление емкого внутреннего рынка на основе формирования ЕЭП между странами СНГ, глубокая модернизация и повышение конкурентоспособности экономики на новой технологической основе. Проведенное нами исследование данных о динамике экономической активности свидетельствует о положительном влиянии емкости, глубины и защищенности внутреннего рынка на антикризисную устойчивость производственной и инвестиционной деятельности в различных странах СНГ.
Следовательно, эти факты еще раз свидетельствуют о необходимости ускорения интеграционных процессов на постсоветском пространстве как важнейшем направлении формирования ЕЭП. При этом наибольшее значение для повышения конкурентоспособности экономики стран СНГ будут иметь: развитие таможенного союза, развитие платежно-расчётной системы, реализация общей стратегии модернизации экономики на основе нового технологического уклада.
5. Модель государственного ациклического регулирования экономической динамики
Государственное ациклическое регулирование экономики характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного ациклического регулирования, классифицировать на методы, формы, виды, механизмы и инструменты (рис. 67).
Формы ациклического регулирования включают: экономические и институциональные, судебные и законодательно-административные.
Финансовое ациклическое регулирование. Виды финансового регулирования в широком смысле слова охватывают: бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.). Объектом его приложения является бюджет, государственный долг, налоговая и банковская система, рынок, кредитные отношения.
Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, лъготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов,
процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.
Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются: валютный курс; процентные ставки на денежный капитал; курсы международных платежных средств и ценных бумаг; разнообразные методы страхования от валютных рисков.
Во внутрихозяйственном виде регулирования применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использование.
Элементы системы финансового регулирования - виды, формы, методы -призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении.
Применяемые элементы-регуляторы действуют в сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме. Поэтому государство, устанавливая курс финансовой и денежно-кредитной политики, должно тщательно учитывать экономическое положение и социальное состояние общества. При выборе определенных видов, форм и методов воздействия на экономические и социальные интересы верно определять стратегические и оперативные цели общественного развития.
Ациклическое регулирование в сфере ценообразования. Регулирование ценообразования сопряжено со значительным государственным сектором в национальной экономике, наличием несовершенных рыночных структур, особенно монополистического и олигополистического характера, господством государственной монополии на денежном рынке, необходимостью контроля за экспортными и импортными ценами в рамках проведения либеральной или протекционистской внешнеэкономической политики.
Ациклическое регулирование в сфере накопления капитала и инвестиций. Государственное регулирование в сфере накопления капитала и инвестиционной деятельности, направленное на формирование стабилизационного фонда, обеспечение необходимой нормы накопления капитала, целевого использования фондов, на проведение политики ускоренной амортизации, привлечением иностранного капитала и создание предпосылок для привлекательности сбережений.
Ациклическое регулирование в сфере трудовых отношений. Регулирование трудовых отношений, направленное на обеспечение условий для нормального воспроизводства рабочей силы, ее подготовки в соответствии с уровнем технико-экономического развития страны, снятие социальной напряженности в обществе и содействие заключению соглашений между работниками (профсоюзами) и работодателями.
Ациклическое регулирование в социальной сфере. Регулирование в социальной сфере сводится к обеспечению в стране относительной социальной справедливости и равенства, повышению благосостояния народа при одновременном поддержании необходимого уровня дифференциации доходов как средства поддержания предпринимательской и трудовой активности.
Воздействие на социально-экономические процессы с применением разнообразных форм и методов, как косвенных, так и прямых, имеет целью обеспечить эволюцию национального хозяйства, сопровождающуюся экономическим ростом, последовательное неуклонное развитие социальной сферы в определенных временных периодах функционирования данной социально-экономической системы.
В процессах регулирования экономики необходимо иметь в виду, что достижение общего макроэкономического равновесия возможно только в теоретическом плане.
Состояние макроэкономического равновесия предполагает сбалансированность важнейших экономических параметров, таких как: спроса и предложения; товарной и денежной массы; сбережений и инвестиций; инфляции и безработицы; производительности труда и его оплаты; финансовых ресурсов и социально-экономических потребностей общества; доходов и расходов государственного бюджета; размеров бюджетного дефицита и источников его покрытия; актива и пассива платежного баланса.
Ясно, что достижение равновесия даже по одному из названных соотношений вызовет одновременно дисбаланс в одном или нескольких других.
Государственное ациклическое регулирование в развитых странах не исключает действия механизмов саморегулирования, а, напротив, призвано дополнить и скорректировать их действие так, чтобы в экономике соблюдался баланс интересов государства, субъектов хозяйства, населения. И саморегулирование, и государственное ациклическое регулирование производится прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое регулирование реализуется через нормативно-правовые акты (различного уровня), а экономическое - через все сферы и звенья финансово-кредитной системы.
В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности. Для приоритетных сфер деятельности косвенными методами являются: налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования.
На основе этих основных индикаторов воздействия формируются вторичные, рыночно-ориентированные элементы регулирования, диктуемые характером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредиты, валютный курс, нормативы формирования разных фондов и их использования у хозяйствующих субъектов.
Однако действие косвенных элементов регулирования может (и должно) дополняться прямыми, директивными методами со стороны государства, особенно при значительных нежелательных отклонениях от намеченного курса развития.
По мнению ряда исследователей, в рыночной экономике преобладают экономические, а не административные регуляторы. Финансово-кредитная система предоставляет богатый арсенал финансовых и денежно-кредитных инструментариев регуляторов государственного регулирования. В связи с этим можно выделить основные финансовые регуляторы, используемые в процессе финансового регулирования: налоги и неналоговые платежи в бюджет; финансовые льготы и санкции; эксплуатационные расходы бюджетных организаций; общие и целевые субсидии для государственных заказов; доходы и расходы внебюджетных фондов; доходы и расходы государственных предприятий.
Меры ациклического государственного регулирования, разработанные ведущими экономическими школами, оказываются малоэффективными, поскольку направлены в основном на управление эндогенными причинами и факторами циклических колебаний, что не даст заметного эффекта в условиях рыночной экономики стран постсоветского пространства. Поэтому в качестве первоочередных мер государственного ациклического регулирования необходимо разработать программу усиления влияния эндогенных процессов на динамику экономики стран постсоветского пространства и ослабления воздействия внешнеэкономических факторов (экзогенных факторов) циклических колебаний.
По уровням По сферам и По целям и По срокам: По моделям
г о судар стве нной звеньям задачам • краткосрочное; регулирования:
власти: финанс ово- государства: • среднесрочное; • кейнсианское;
• Международное; кредитной • тактическое; • долгосрочное. • неокейнсианское;
• Национальное; системы: • стратегическое. • неоклассическое;
• на уровне • финансовое; • эволюционно-
субъектов • денежно- институциональные;
федерации; кредитное; • синергетическое.
• на уровне местной • страховое.
власти.
Экономические инструменты государственного ациклического регулирования
Нормативно — Нормативно — Денежно — Налогово — бюджетное
правовое целевое кредитное регулирование:
регулирование: регулирование: регулирование: • таможенные пошлины;
• лицензирование; • стандарты; • учетная ставка; • налоговые льготы;
• регистрация; • нормативы; • резервная ставка; • займы;
• регламентация; • тарифы; • сеньораж; • дотации;
• антимонопольные • государственные • валютные • субсидии;
запреты; инвестиции; интервенции; • компенсации;
• лимиты цен; • государственные • кредитные льготы;
• квотирование; заказы; • налоговые ставки;
Институциональные инструменты государственного ациклического регулирования
Преобразован О гр аниче ние Поддержка Социальная Предоставление Дополнительн
ие двух темпов роста жилищно- защита государственны ая поддержка
уровневой цен и тарифов строительного населения — х гарантий по малого и
банковской на товары и комплекса повышение вкладам среднего
системы в трех услуги пособий населения бизнеса
уровневую: естественных безработным и
ЦБ - ВЭБ, монополий и активные
ВТБ, СБ - компаний программы
коммерческие инфраструктур поддержки
банки; ных секторов занятости
Рис. 67. Модель государственного ациклического регулирования.
Предложенные механизмы государственного антициклического регулирования должны быть реализованы с помощью набора инструментов, доступных в правовом поле экономики стран постсоветского пространства. Использование комплексного подхода и реализации всех форм государственного регулирования (экономической, законодательной, судебной) способствует наиболее эффективному применению конкретных инструментов государственного воздействия. Сочетание прямых и косвенных механизмов регулирования экономики позволит государству адекватно и эффективно проводить антициклическую экономическую политику.
Заключение
В настоящее время из всех существующих концепций цикличности экономической системы наиболее последовательной является экзогенная, согласно которой типичность циклического характера развития обуславливается манипуляциями в финансово-кредитной сфере со стороны правительства страны. Кредитная экспансия приводит к искажению временных предпочтений в социально-экономическом развитии. У правительства страны появляется соблазн использовать кредитную эмиссию либо привлечь краткосрочные иностранные кредиты. В государстве начинается реализация долговременных инвестиционных проектов, для осуществления которых нет достаточных ресурсов. Однако в силу сложившихся экономических обстоятельств правительство страны не может осуществлять кредитную экспансию до бесконечности. Наступает момент истины, когда обнаруживаются накопленные ошибки в инвестировании. Это приводит к экономическому циклическому кризису.
Недостаточная изученность циклического характера развития макроэкономической динамики постсоветского пространства объясняется многими причинами - слабой теоретической базой, наличием высокой инфляции в трансформационной экономике, искаженными макроэкономическими показателями и т. д.
Решение задачи создания условий стабильного развития, лежит в плоскости нахождения теоретических основ совершенствования нового механизма эффективного регулирования циклического характера развития макроэкономической динамики стран постсоветского пространства в контексте модернизации и инновационного пути развития.
В целом анализ циклического характера развития, социально-экономической динамики стран постсоветского пространства, последствий трансформационного периода и глобального финансово-экономического кризиса для отдельных стран СНГ выявил следующее. За двадцать лет независимости в странах СНГ не сделаны реальные шаги по диверсификации экономики, в которой до настоящего времени доминирует сырьевой сектор, в том числе в структуре экспорта. Надежда на доллары и евро - валюты сырьевого сектора экспортных товаров - в условиях кризисной цикличности не оправдала себя. Проведение такой экономической политики привело к кризису в странах СНГ.
Не создана прочная банковско-финансовая система, устойчивая к проявлениям мирового финансово-долгового циклического кризиса. Необоснованный уровень либерализации банковских институтов, интеграция в различные международные институты, привлечение любой ценой сомнительных иностранных инвестиций привели к банкротству финансовой системы. След-
ствием слепого копирования рыночных механизмов хозяйствования стала утрата государственного регулирования экономики, особенно в части решения социальных проблем и долгосрочной стратегии социально-экономического развития своих стран.
В связи с этим, программа модернизации (программа развития) экономики стран Содружества должна носить стратегический характер, определять ациклическую политику в длительной перспективе и базироваться на комплексе мер, предотвращающих повторение новых циклических кризисных ситуаций. Нужно преодолеть причины циклического кризиса, а не следствия циклического спада экономики.
Фундаментальными блоками стратегической программы развития, ориентированной в первую очередь на активизацию внутренних ресурсов экономики Содружества должны быть: восстановление емкого внутреннего рынка на основе формирования единого экономического пространства; укрепление финансового сектора; гибкая налоговая политика (политика налогового стимулирования); повышение финансирования реального сектора экономики (прямое бюджетное финансирование конкретных проектов); создание новых рабочих мест, простимулированное со стороны государства и другие приоритетные меры, актуальные в условиях модернизации экономики.
Список литературы:
1. Ковалева Г.Д. Применение теории временных рядов в экономических исследованиях : Курс лекций. - Новосибирск: Издательство НГУ, 2008.
2. Протасов А.Ю. Циклическая динамика инфляции // Вестник СПбГУ: серия 5, 2007, вып. 2.
3. Цветков В.А., Зоидов К.Х., Губин В.А., Ильин М.В., Кондраков А.В. Исследование экономических циклов в странах постсоветского пространства.- М.: ИПР РАН, 2010.
4. Бессонов В.А., Цухло С.В. Анализ динамики российской переходной экономики. -М.: ИЭПП, 2002.
5. Бессонов В.А. О динамике совокупной факторной производительности в российской переходной экономике // Экономический журнал ВШЭ. - 2004. - Т. 8. - № 4.
5. Зоидов К.Х. Кризисная цикличность и методология антикризисного регулирования переходной экономики России // Экономическая наука современной России. -2001, №2.
6. Зоидов КХ, Ильин М.В. Анализ и регулирование циклического характера развития макроэкономической динамики стран постсоветского пространства// Экономика и математические методы. -2011.- № 2.- Т.47.
7. Цветков В.А. Кризис прошел - проблемы остались // Экономика и математические методы. - 2011. - Том 47. - № 1.
8. Цветков В.А., Зоидов К.Х. и др. Постсоветское экономическое пространство: современное состояние и перспективы развития. -М. : Финансы и кредит, 2009.
9. Экономические интересы и задачи России в СНГ. - М.: Экон-Информ, 2010.
10. Вардомский Л. Шурубович А. Модернизация экономики в странах СНГ: типы, ресурсы, инструменты // Экономическое обозрение, 2008.-№1.
К.Х. Зоидов, В.А. Губин, А.В. Кондраков, З.К. Зоидов
Анализ и регулирование циклических колебаний экономических процессов стран постсоветского пространства в контексте модернизации и инновационного
пути развития. Часть IV.
Ключевые слова: единое экономическое пространство, экономические циклы, модернизация экономики, инновационный путь развития, страны постсоветского пространства
В работе проводится ретроспективный анализ циклического характера развития социально-экономических процессов стран СНГ с помощью производственных зависимостей. Проведенное исследование показывает, что при сохранении существующей структуры экономики выход из кризисной цикличности может быть связан только с ростом мировой экономики, за которым, очевидно, последует и рост потребительского спроса на основные товары экспорта стран СНГ. Рассмотрены основные проблемы и пути формирования инновационной экономики стран СНГ. На основе этого проанализирован потенциал модернизации экономики России в контексте ее сотрудничества со странами СНГ. Разработаны предложения, направленные на восстановление емкого внутреннего рынка на основе формирования единого экономического пространства между странами СНГ. Предложена модель опережающего антикризисного регулирования российской экономики и других стран СНГ.
K. Kh. Zoidov, V.A. Gubin, A. V. Kondrakov, Z. K. Zoidov
Analysis and Regulation of Cyclic Fluctuations of Economy Processes in Post-Soviet Countries in the Context of Modernization and Innovational Way of Development. Part IV.
Key words: unified economic space, economic cycles, modernization of economy, innovational way of development, post-Soviet countries
The article dwells on a retrospective analysis of a cyclic character of the development of economy processes in CIS countries with the help of productive dependancies, The research conducted by the authors shows that provided the existing structure is preserved a way out of a cyclic crisis can be connected only with the growth of world economy followed, probably, by a growth of consumer s demand for basic goods exported by CIS countries. Principal problems and the ways of formation of innovational economy in the post-Soviet space are considered. On this authority a potential of modernization of the economy of Russia is analyzed in the context of its cooperation with CIS countries. Proposals aimed at reinstatement of a voluminous home market are elaborated on the grounds of a unified economy space bound to be formed between CIS countries. The authors offer a model ofpreemptive anticrisis regulation of Russian economy and the one of other countries as well.