Научная статья на тему 'Анализ и разработка технологий в системе предупреждения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Российской Федерации'

Анализ и разработка технологий в системе предупреждения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
580
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / АЭРОПОРТ / АВИАЦИЯ / ДОСМОТР / ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ / TRANSPORT / SECURITY / AIRPORT / AVIATION / SCREENING / VIDEO SURVEILLANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чинякова Елена Викторовна

Обеспечение транспортной безопасности является одним из главных условий для полноценного функционирования и развития государства, реализациия определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Транспортная безопасность направлена на защиту пассажиров, получателей и перевозчиков грузов, владельцев и пользователей транспортных средств, транспортного комплекса, его работников, экономики страны в целом, окружающей среды от угроз в транспортном комплексе.Ensuring transport security is one of the main conditions for the full functioning and development of the state, the implementation of a state-determined system of legal, economic, organizational and other measures in the field of the transport complex, corresponding to the threats of acts of unlawful interference. Transport safety is aimed at protecting passengers, recipients and carriers of goods, owners and users of vehicles, the transport complex, its employees, the economy of the country as a whole, and the environment from threats in the transport complex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и разработка технологий в системе предупреждения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Российской Федерации»

АНАЛИЗ И РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АКТОВ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Чинякова Е.В. Email: Chinyakova687@scientifictext.ru

Чинякова Елена Викторовна — магистрант, профиль: управление транспортной безопасностью, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский университет гражданской авиации, г. Санкт-Петербург

Аннотация: обеспечение транспортной безопасности является одним из главных условий для полноценного функционирования и развития государства, реализациия определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Транспортная безопасность направлена на защиту пассажиров, получателей и перевозчиков грузов, владельцев и пользователей транспортных средств, транспортного комплекса, его работников, экономики страны в целом, окружающей среды от угроз в транспортном комплексе.

Ключевые слова: транспорт, безопасность, аэропорт, авиация, досмотр, видеонаблюдение.

ANALYSIS AND DEVELOPMENT OF TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF PREVENTING ACTS OF ILLEGAL INTERFERENCE IN THE ACTIVITIES OF CIVIL AVIATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Chinyakova E.V.

Chinyakova Elena Viktorovna — Undergraduate, PROFILE: TRANSPORT SECURITY MANAGEMENT, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION ST. PETERSBURG UNIVERSITY OF CIVIL AVIATION, ST. PETERSBURG

Abstract: msuring transport security is one of the main conditions for the full functioning and development of the state, the implementation of a state-determined system of legal, economic, organizational and other measures in the field of the transport complex, corresponding to the threats of acts of unlawful interference. Transport safety is aimed at protecting passengers, recipients and carriers of goods, owners and users of vehicles, the transport complex, its employees, the economy of the country as a whole, and the environment from threats in the transport complex. Keywords: transport, security, airport, aviation, screening, video surveillance.

УДК 34.07

Анализ состояния авиационной безопасности на объектах гражданской авиации, основанный на результатах инспекционных проверок, которые систематически осуществляются центральным аппаратом и территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта и контроля соответствия юридических лиц требованиям нормативных правовых документов, свидетельствует о наличии ряда характерных недостатков и несоответствий сертификационным требованиям, основными из которых являются:

1. Нехватка сплошного периметрового ограждения;

2. Нехватка, частично или полностью, патрульных дорог;

3. Недостаток в ряде аэропортов автоматизированных систем контроля и управления доступом персонала;

4. Недостаточная оснащенность аэропортов, а также использование устаревших технических средств досмотра, а в некоторых случаях отсутствие;

5. Отсутствует охрана периметра силами подразделений ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны МВД России.

По имеющимся данным за 2019 г., 28% аэропортов Российской Федерации не оборудованы рентгено-телевизионными интроскопами. В основном, это региональные аэропорты, местных воздушных линий с малой интенсивностью полетов. Следует отметить, что в большинстве

аэропортов используются рентгено-телевизионные интроскопы, в основном закупленных в начале 2000-х годов. И такие средства досмотра не отвечают современным требованиям, а также снижают вероятность выявления веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте и их проносу в контролируемую зону аэропорта, что в свою очередь оказывает негативное влияние на защищенность аэропорта от угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ) [10, с. 75].

Стационарными металлоискателями не оборудованы 16% аэропортов. Только в крупных международных аэропортах России зоны досмотра оборудованы современными техническими средствами безопасности, такими как портативные и арочные детекторы для определения взрывчатых веществ, рентгеновские и микроволновые сканеры, системы автоматического обнаружения взрывчатых веществ в багаже.

Недостаточной является оснащенность аэропортов техническими средствами, которые позволяют выявлять взрывчатые вещества и опасные жидкости. Так, детекторами опасных жидкостей всего 5%, а детекторами паров взрывчатых веществ оснащены лишь 38% аэропортов России [8, с. 47].

В ряде аэропортов не организованы пункты централизованного наблюдения: не проводится постоянный мониторинг состояния безопасности в зданиях аэровокзалов и прилегающих к ним территорий. В свою очередь это создает условия для закладки самодельных взрывных устройств (далее - СВУ) под видом «бесхозных» вещей или подготовки иных АНВ [1, с.14].

Решение указанных проблем связано с вложением больших финансовых средств. Часто финансовых возможностей у авиапредприятий и авиакомпаний не бывает для успешного выполнения всего комплекса стоящих перед ним задач в области транспортной и авиационной безопасности. В этих условиях, особенно важно рационально распределять имеющиеся финансовые ресурсы.

Такое положение дел реально уменьшает качество решаемых задач по защите объектов гражданской авиации от АНВ. В ряде аэропортов (таких, как Абакан, Грозный, Владикавказ) к самостоятельной работе допускаются специалисты, не проходившие подготовку в специализированных учебных центрах и не имеющие сертификата соответствия. В аэропортах Хатанга, Элиста, Казань, на период проверки не отмечалось сертифицированных специалистов, отвечающих за проведение ежедневных настроек технических средств досмотра и оборудования, применяемого при производстве досмотра [2, с. 63].

Анализ рассмотрения результатов оценки уязвимости объектов транспортных средств гражданской авиации позволяет сделать вывод о несоответствии принимаемых в настоящее время в аэропортах и на воздушных судах мерах по защите от АНВ. В настоящее время, угрозы совершения АНВ в деятельность гражданской авиации, к сожалению, сохраняются, возникают все новые вызовы и способы их осуществления.

Таким образом, в настоящее время объекты гражданской авиации не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности [5, с.104]. В этой связи субъектам транспортной инфраструктуры нужно разработать и реализовать комплекс организационных и технических мероприятий по приведению их в соответствие с установленными требованиями.

Участившиеся в последнее время АНВ и различные противоправные действия создают для сотрудников безопасности большие проблемы [4, с. 24]. И для предотвращения АНВ большое внимание должно уделяться безопасности стратегических объектов. В авиации особую роль играет охрана различных аэропортовских сооружений, ВПП, стоянок, перрон и радионавигационных комплексов. Для предотвращения возможных АНВ основным условием является их своевременное выявление. Для особо важных объектов и объектов специального назначения разработаны различные технологии охраны и предупреждения, такие как наблюдение за периметром объекта, пожарная сигнализация, теленаблюдение, контроль и управление доступом на территорию и прочее [6, с. 57].

Система охраны периметра аэропорта выполняет следующие функции: своевременное обнаружение незаконного вторжения на объект, освобождение оператора от непрерывного наблюдения экрана монитора, в случае каких-то нарушений передача сигнала тревоги и игнорирование ложных сигналов.

Рис 1. Система противопожарной охраны

Система противопожарной охраны (Рис. 1) выполняет функции по обнаружению на охраняемом объекте на ранней стадии возгорания, предупреждение работников с помощью звуковой и световой сигнализаций, в течение короткого времени приведение в действие противопожарных установок, выведение людей и материальных ценностей из зоны пожара [9, с. 47].

Система видеонаблюдения (Рис. 2) выполняет следующие функции:

выявление на начальной стадии в зоне аэропорта и вблизи него незаконных вторжений в аэровокзальный комплекс, видеоконтроль в охраняемой зоне и передача наблюдаемых событий в реальном времени, сохранение записей в архиве в течение определенного времени, выявление нарушившего порядок и отправление соответствующего сигнала для принятия необходимых мер аэропортом.

Рис. 2. Система видеонаблюдения

Таким образом, системы охраны являются техническим передовым фронтом для предотвращения АНВ. Каждая система охраны состоит из различных технических комплексов и устройств. Говоря о комплексе, имеется в виду совокупность аппаратов, приборов и устройств, расположенных на объекте и предупреждающих о выявленных нарушениях. Предыдущий опыт показывает, что внедрение современных технических средств для охраны объектов способствует уменьшению числа работников занятых охраной, повышает доверие к системам охраны и приводит к своевременному выявлению различных нарушений [7, с. 148].

Объединение различных безопасных автономных систем в общий интегрированный комплекс, автоматизированное и дистанционное управление общим центром всем этим комплексом является актуальной проблемой в настоящее время. Централизованное, дистанционное управление единой системой, а также разным родом подсистем, дает оператору возможность в любое время иметь более полное представление о состоянии объекта и принятия правильного решения при возникновении проблем.

Система безопасности ВПП Международного аэропорта «Пулково» должна обеспечить недопуск посторонних лиц на пункты курса и глиссады ВПП, обеспечение беспрепятственного входа технического персонала на территорию, обнаружение на ранней стадии актов возгорания с помощью следующих подсистем:

1. Использование ИК-датчиков слежения за периметром безопасности радиомаяков (два на курсе, два на глиссаде);

2. Сверхширокополосная радиолокация (СШП сигналы);

3. Система противопожарной сигнализации;

4. Система контроля к входной двери КУНК;

5. Система оповещения об обнаружении нарушении режима с помощью сирен и мигалок;

6. Система передачи на диспетчерский пункт управления сведений о нарушениях режима безопасности;

7. Система, обеспечивающая доступ персонала в охраняемые объекты, с использованием пульта дистанционного управления.

Предполагается внедрение системы охраны на четырех объектах в шести охраняемых зонах. Первый и второй объекты состоят из двух зон, которые предназначены для охраны курсовых радиомаяков, а третий и четвертый объекты состоят из одной зоны и предназначены для охраны радиомаяков глиссады.

Система безопасности каждого объекта собирается с помощью 4 стояков ИК-барьеров, контролируемых с помощью блока дистанционного управления. Каждый из объектов наделен ИК-датчиками, дымовыми датчиками, блоком дистанционного контроля, звуковой и световой сигнализацией, имеет возможность самостоятельно работать и передавать информацию на центральный блок управления.

Внедрение системы охраны с использованием радиосигналов осложняется из-за множества радиотехнических средств на территории аэропорта, которые имеют шумы и мощные радиопомехи широкого спектра. Из-за этого может быть нарушена система навигации, связи и слежения. Говоря о сейсмических системах, то единственная сложность их использования в системах охраны обусловлена их чрезвычайной чувствительностью и присутствием сильной вибрации, возникающих при взлете и посадке самолетов.

Воздушный транспорт играет значительную роль в мировой экономической деятельности и входит в число наиболее быстро развивающихся секторов мировой экономики. Важным элементом поддержания жизнеспособности гражданской авиации является обеспечение безопасных, защищенных, эффективных и экологически сбалансированных условий на глобальном, региональном и национальном уровнях [9, с. 55].

Создание эффективной системы авиационной и транспортной безопасности - фактическое обеспечение состояния защищенности авиации от АНВ в ее деятельность. Обеспечение безопасности государства, транспортной безопасности, гражданской авиации, защита жизни и здоровья авиапассажиров, экипажей воздушных судов, обслуживающий персонал аэропортов, объектов их инфраструктуры и воздушных судов от АНВ является сферой абсолютного приоритета государства.

Успешное развитие всех отраслей в рыночных условиях возможно только при условии значительного роста использования своих собственных внутренних ресурсов предприятия от материальных до интеллектуальных. В этом случае авиапредприятия России будут не наблюдателями, а активными участниками преобразований в политике и мировой экономике.

Под влиянием конкурентной борьбы деятельность аэропортовых предприятий ежегодно требует усовершенствования, особенно со стороны обеспечения безопасности. Улучшение деятельности аэропортов можно успешно проводить с помощью инноваций и инновационных технологий.

Внедрение инновационных технологий в систему предупреждения террористических атак в аэропортах и на воздушных судах позволит избежать АНВ и большого количества человеческих жертв.

Предложенные инновационные технологии и практические рекомендации не являются бесспорными и окончательными, но их учет в деятельности государства и общественных учреждений, участвующих в организации функционирования транспортной системы общества в понимании имеющихся источников и причин возникновения и развития феномена терроризма, АНВ на транспорте, выявление сущности этого явления, его содержания, основных тенденций развития, поможет определить степень опасности его для социума и определить основные пути противодействия угрозе терроризма с участием различных субъектов общественной жизни, образованных в антитеррористическую систему.

Список литературы / References

1. Gunardi, Ariawan, Martono K. CIVIL AVIATION SAFETY AND SECURITY DURING CHRISTMAS CELEBRATION IN INDONESIA. International Journal of Civil Engineering and Technology, 2018. Т. 9. № 1. С. 484.

2. Алексеева М.Б. Анализ инновационной деятельности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М.Б. Алексеева, П.П. Ветренко. М.: Издательство Юрайт, 2019. 303 с. (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). ISBN 978-5-534-00483-0. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/E720290C-8228-4023-8CC1-9E385481A111/ (дата обращения: 06.05.2020).

3. Евдокимов В.Г. Интегрированная система управления безопасностью авиационной деятельности на основе стандартов и рекомендованной практики ИКАО Транспорт Российской Федерации, 2015. № 2 (45). С. 780.

4. Калашникова Т.В., Данилова Н.Е. Влияние инфраструктуры аэропорта на обеспечение авиационной безопасности на его территории. Менеджмент и бизнес-администрирование, 2015. № 2. С. 182-192.

5. Курбасов А.Н., Гутин Ю.В., Анцупов И.С. Управление факторами рисков авиационных событий в системе управления безопасностью полётов авиакомпаний В сборнике: VI Международная научно-практическая конференция молодых ученых, посвященная 55-й годовщине полета Ю.А. Гагарина в космос сборник научных статей. КВВАУЛ им. А.К. Серова, 2016. С. 160.

6. Моисеев Е.О. Особенности построения систем безопасности аэропортов. В сборнике: Актуальные вопросы эксплуатации систем охраны и защищенных телекоммуникационных систем. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Воронежский институт МВД России. 2017. С. 90.

7. Москалев М.А. К вопросу об обеспечении безопасности граждан в аэропортах и на воздушных судах. В книге: Актуальные проблемы применения программно-целевого метода управления в деятельности территориальных органов МВД России материалы научно-практической конференции, 2016. С. 187.

8. Нестеров С.А. Информационная безопасность: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.А. Нестеров. М.: Издательство Юрайт, 2019. 321 с. (Серия Университеты России). ISBN 978-5-534-00258-4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/B0638D5F-365E-487A-90F8-DFEA49187E8E/ (дата обращения: 06.05.2020).

9. Синицын И.М. Сущность транспортного терроризма и специфика его проявления // Научный журнал «Транспортное право и безопасность». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://transsafety.ru/2018/03/24/simtsyn-i-m-sushhnost-transportnogo-terrorizma-i-spetsifika-ego- proyavleniya/ (дата обращения: 06.05.2020).

10. Штыков В.В. Введение в радиоэлектронику: учебник и практикум для СПО / В.В. Штыков. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 228 с. (Серия: Профессиональное образование). ISBN 978-5-534-09209-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.