Научная статья на тему 'Анализ и пути совершенствования системы содействия занятости населения в России'

Анализ и пути совершенствования системы содействия занятости населения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1211
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и пути совершенствования системы содействия занятости населения в России»

Мамедбекова М.О.

Анализ и пути совершенствования системы содействия занятости населения в России.

Современный этап социально-экономического развития страны, характеризующийся одновременным проведением ряда фундаментальных реформ -административной, бюджетной, социальной, - выдвигает требование существенно повысить эффективность деятельности федеральных органов управления, их территориальных органов и подведомственных организаций.

С началом перестройки и развитием рыночным отношений в социальнотрудовой сфере возник ряд проблем, связанных с проведением социальноэкономических трансформаций: в стране было отменено внеэкономическое принуждение к труду в виде обязанности добросовестно трудиться на государство, провозглашено право граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и легализована безработица.

Особое место в данном процессе занимает совершенствование деятельности органов Службы занятости населения, которые, как известно, способствуют обеспечению необходимого баланса между спросом и предложением на общероссийском и региональных рынках труда и поэтому в определенной мере предопределяют эффективность реформирования других сфер.

На наш взгляд, повышение эффективности работы органов Службы занятости должно быть направлено на: создание предпосылок для устойчивых темпов экономического роста, сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации, поддержание экономически целесообразного и социально приемлемого уровня безработицы, преодоление бедности и повышение уровня жизни населения, повышение обоснованности расходования бюджетных средств на содействие занятости и др.

Однако используемые для оценки эффективности показатели недостаточно глубоко и равноценно отражают ключевые стороны деятельности органов Службы занятости. При этом, как правило, применяются так называемые «опаздывающие» показатели, т.е. показатели, характеризующие прошлое состояние рассматриваемых процессов деятельности (например, средняя длительность безработицы на конец отчетного периода и др.). Вместе с тем обычно не находят применения «опережающие» показатели, другими словами, показатели, по изменению значений которых можно выдвигать обоснованные суждения об имеющемся потенциале органов Службы занятости для достижения успешных результатов в будущем. При этом существующие методики оценки эффективности недостаточно учитывают различия социально-экономических условий, в рамках, которых действуют органы Службы занятости, что отрицательно сказывается на возможности выработать своевременные и действенные меры по совершенствованию государственной политики содействия занятости населения и мотивации персонала органов службы занятости.

Недостатки существующей системы сравнительной оценки эффективности деятельности органов Службы занятости населения служат причинами возник-

новения ряда проблем в управлении содействием занятости, среди которых следует выделить:

1. Отсутствие зависимости между показателями, характеризующими ресурсную обеспеченность органов Службы занятости и сложившуюся ситуацию на соответствующих региональных рынках труда;

2. Несоответствие изменений региональных приоритетов государственной политики содействия занятости и тенденций на региональных рынках труда;

3. Значительные диспропорции между удельными бюджетными расходами и показателями результатов деятельности;

4. Существенная вариация значений показателей, характеризующих результаты деятельности органов Службы занятости, среди регионов с сопоставимой ситуацией на рынке труда.

Актуальной является задача защиты российского внутреннего рынка и восстановление весьма ослабленных в последние годы хозяйственных связей со странами Содружества независимых государств (СНГ), формирование единого экономического пространства на территории стран СНГ. Здесь роль государственных законодательных и исполнительных органов представляется несомненной. На этих органах лежит и необходимость разработки законодательных и нормативных актов, регулирующих трудовые отношения в новых рыночных условиях, обеспечивающих справедливое вознаграждение за труд в соответствии с его количеством и качеством, результативностью и одновременно повышающих ответственность наемных работников и работодателей всех форм собственности за выполнение договорных обязательств.

Следует отметить, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена на реализацию многообразных элементов социально-экономических условий рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества.

В соответствии с принятыми правовыми основами регулирования государством положения на рынке труда оно призвано: обеспечивать социальную защиту в области занятости населения; проведение специальных мероприятий, способствующих созданию условий для занятости граждан особо нуждающихся в специальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять разработку мер финансовокредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест, и, конечно же, правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения.

Конкретные меры, формирующие содержание государственной политики содействия занятости населения, направлены на развитие трудовых ресурсов и обеспечение равных возможностей всем гражданам России не зависимо от на-

циональности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольные труд и свободный выбор занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.