АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В РФ1
Обращение с отходами производства и потребления - одна из острых экологических проблем в современной России. Ее решение имеет не только экологическую, но и экономическую значимость, так как в процессе переработки отходов образуются новые сырье, материалы и энергоресурсы. Очевидно отставание российских технологий в сфере переработки отходов от развитых стран, где утилизируется и используется 80-87% образованных отходов (в России -не более 60%). В статье рассматриваются методические подходы к анализу и прогнозированию процессов, происходящих в сфере обращения с отходами производства и потребления. Приведены результаты прогноза объемов накопленных отходов с использованием динамической модели межотраслевого баланса с экологическим блоком. Прогнозные расчеты показали, что увеличение доли использования и обезвреживания отходов до 75% к 2024 г. позволит сократить темп прироста накопленных отходов более чем в два раза.
Динамика образования и накопления отходов производства и потребления. Современная экономическая ситуация характеризуется нарастанием актуальности экологических и климатических проблем, угроза существования которых превратилась в последнее время в «зеленый» фактор развития как мировой, так и российской экономики [1, а 3]. Если российская ситуация во многих экологических сферах (загрязнение воды и атмосферы, истощение лесных, земельных и биологических ресурсов, минерально-сырьевой базы и др.) оценивается специалистами как негативная, но достаточно стабильная [2-5], то положение в сфере обращения отходов производства и потребления можно назвать катастрофическим. Проблеме отходов посвящено достаточно много работ в российской научной литературе. В основном это анализ ситуации в сфере твердых бытовых (коммунальных) отходов [6-8]. Экономические вопросы, относящиеся к образованию и накоплению отходов производства и потребления, сравнению российской сферы обращения с отходами с зарубежными странами, к анализу законодательства и его реформированию, рассмотрены в [9-11] и др.
Среди отходов производства и потребления отдельно выделяют твердые коммунальные отходы (ТКО), которые включают твердые бытовые отходы домашних хозяйств (ТБО) и отходы потребления, идентичные бытовым, которые образуются в производственной сфере (в торговых предприятиях, офисах и промышленных объектах). Твердые коммунальные отходы составляют 1-2% всех отходов производства и потребления. Они представляют санитарно-эпидемиологическую опасность для жителей районов, вблизи которых расположены полигоны захоронения ТКО, вызывая захламление земель, загрязнение почв, верхних и грунтовых вод токсичными веществами; выделение биогаза, который часто вызывает самовозгорание полигонов; утрату материальных и энергетических ресурсов, которые могли бы быть повторно использованы в качестве сырья для производства. В 2005 г. было образовано 40,9 млн. т, в 2010 г. - более 48 млн. т [12], а в 2017 г. - 57,1 млн. т твердых коммунальных отходов [13]. Таким образом, объем образования ТКО в настоящее время возрос на четверть по сравнению с 2005 г. Около 90-95% объема образованных отходов отправляется на захоронение и несанкционированно складируется, около 4-9% подвергается рециклингу (перерабатывается) и 1-2% сжигается (рассчитано по [13, с. 89]), в то время как в странах Европейского союза ути-
1 Работа выполнена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект XI.170.1.1. «Инновационные и экологические аспекты структурной трансформации российской экономики в условиях новой геополитической реальности», № АААА-А17-117022250127-8.
лизируется2 92% образуемых отходов (данные за 2012 г.). Из общего объема утилизированных отходов в развитых странах 49% - вторично перерабатывается, 3% -сжигается, 48% - подвергается захоронению [14]. В настоящее время до 30% мощностей по захоронению отходов в нашей стране не соответствует санитарным требованиям, при этом возможности их расширения серьезно ограничены [12, с. 7-8].
Помимо ТКО, образованных в домашних хозяйствах, существуют производственные отходы (которые, как отмечалось выше, также содержат небольшую долю ТКО). В процессе разработки месторождений, а также переработки и обогащения полезных ископаемых на прилегающих к предприятиям территориях накапливаются твердые отходы добычи (отвалы, окисленные руды, илы в прудах нейтрализации рудничных вод), хвосты (отходы обогащения полезных ископаемых, имеющие минимальное содержание полезного компонента - так называемые пустые породы), отходы металлургической (шлаки, золы и др.) и гидрометаллургической (шламы) переработки. В последнее время часто используется термин «техногенные месторождения» - скопления минерального сырья в форме отходов, созданные в результате промышленной деятельности.
Техногенные отходы (ТО) могут быть использованы в будущем, а частично - и в настоящее время как дополнительный источник минерального сырья. Горнодобывающими производствами в РФ накоплены десятки миллиардов тонн отходов. Например, на Урале (в Республике Башкортостан, Пермском крае, Свердловской и Челябинской областях) в 2016 г. образовалось почти 323 млн. т отходов, в том числе 305 млн. т - У-го класса опасности, полученных преимущественно при добыче и первичном переделе минерального сырья [15]. Суммарное содержание полезных компонентов, которые накапливаются в техногенных месторождениях за 20-30 лет, сопоставимо (а иногда и превышает) с их количеством в ежегодно добываемых рудах [16]. Например, на шламохранилище Качка-нарского горнообогатительного комбината на Среднем Урале уже скопилось более 900 млн. т отходов основного производства - добычи и обогащения титаномагнетитов. Они содержат много ценных металлов, в том числе скандия, галлия, стронция, титана. При этом количество скандия (редкоземельный металл, используемый в производстве солнечных батарей и в ювелирной промышленности) в отходах превышает 100 тыс. т -что составляет более 60% мировых запасов этого металла. Принято считать, что производственные отходы не представляют опасности (до 90% производственных отходов составляют отходы 1У-У классов), однако с нашей точки зрения, это - заблуждение, так как накопление этих отходов наносит значительный вред окружающей среде. Размещенные ТО нарушают естественные биогеохимические циклы, занимают значительные территории, загрязняют вредными и токсичными веществами, пылью, газообразными выделениями атмосферу, почву, поверхностные и подземные воды. Негативное воздействие ТО на окружающую среду проявляется на территории, превышающей площадь складирования в 10-15 раз. Но самое главное - недополучение полезных веществ, которые могут быть извлечены из техногенных отходов и использованы в качестве сырья. В экономически развитых странах из вскрышных пород производится до 80% строительных материалов (портландцемент, гипсовые и другие материалы), из отвалов медных руд - до 30% меди, при переработке титаномагнетитовых руд извлекается ванадий, сульфитных медных руд - селен, полиметаллических руд - кадмий, таллий, индий. В развитых странах показатель использования ТО достигает 85-90%, в РФ - не больше 60%.
Для отходов производства и потребления в России в настоящее время выделено более 15 тыс. легальных мест размещения, которые занимают территорию около
2 Утилизация отходов включает захоронение, вторичное использование отходов и термическую переработку. Остальная часть образованных отходов выбрасывается на свалки (как санкционированные, так и нелегальные).
4 млн. га (что сопоставимо с территорией Швейцарии и Нидерландов), а для размещения все возрастающих объемов отходов ежегодно выделяется 400 тыс. га земли (что на 40% больше территории Люксембурга) [17, с. 8].
Динамика образования, использования и обезвреживания всех отходов производства и потребления в РФ приведена на рис. 1.
Млрд. т 7
ооооооооооооо
Рис. 1. Динамика образования, использования и обезвреживания отходов производства и потребления: Ш всего образовано; 0 всего использовано и обезврежено
Источник: составлено по данным Росстата.
В 2017 г. объем образованных отходов производства и потребления увеличился более чем в 2 раза по сравнению с 2005 г. В 2017 г. снизилась доля использования и обезвреживания отходов с 59,3% в предыдущем году до 53,2%. В европейских странах - лидерах отрасли утилизации и обезвреживания всех видов отходов доля отходов, вовлеченных в повторное производство, составляет 80-87%, что значительно превышает аналогичный показатель в России [17, с. 6].
Наибольший вклад в образование отходов в РФ вносит добыча угля и торфа, причем он существенно увеличился за последнее десятилетие: по данным Росстата, в 2006 г. доля этого вида экономической деятельности составила 49% в общем объеме образованных производственных отходов, в 2016 г. - уже 62%. Большое количество отходов возникает при извлечении металлических руд: 24% общего количества отходов в 2006 г. и 18% - в 2016 г. На долю добычи прочих полезных ископаемых приходится порядка 7-10%. Из них при добыче сырой нефти и природного газа отходов почти не образуется (менее 1% суммарных отходов), однако вклад добычи других неэнергетических полезных ископаемых (камня, гравия, песка, глины, фосфатов, калийных солей и др.) достаточно большой: 6-9%. На долю металлургии приходится 3-5% общего объема образования отходов. Некоторое количество образованных отходов приходится на текстильную промышленность (5% в 2016 г.), химическую промышленность (менее 1%) и на производство и распределение электроэнергии, газа и воды (1-2%).
В табл. 1 представлена региональная структура образования отходов. В территориальном разрезе наибольшее количество отходов в 2017 г. образовано в Сибирском федеральном округе (4 418 млн. т, или 71% общего количества по стране), наименьшее - в Северо-Кавказском федеральном округе (3,7 млн. т, или 0,06%). Столь значительные объемы образования отходов в Сибирском федеральном округе связаны с добычей угля в Кемеровской области, основном угледобывающем регионе Российской Федерации, и образованием большого количества вскрышных пород, которые являются отходом У-го класса опасности и объем которых в 2017 г. составил около 70% общего объема образованных отходов в СФО. Практически во всех федеральных округах в 2011-2017 гг.
объем образования отходов увеличился, при этом наибольшие темпы прироста наблюдались в Северо-Кавказском (с 1,6 млн. т до 3,7 млн. т, или на 130%), Дальневосточном (с 364 млн. т до 632 млн. т, или на 73,5%) и Сибирском (с 2 911 млн. т до 4 418 млн. т, или на 52%) федеральных округах. В Приволжском федеральном округе объем образования отходов сократился с 163 млн. т до 154 млн. т, или на 6% [18, с. 259].
Таблица 1
Региональные показатели образования и использования отходов в 2017 г., %
Федеральный округ Доля образования отходов Доля использования и обезвреживания отходов
Центральный 4,0 29,5
Северо-Западный 7,5 21,8
Южный+Северо-Кавказский 0,4 42,6
Приволжский 2,5 32,5
Уральский 4,5 34,7
Сибирский 71,0 60,6
Дальневосточный 10,1 40,6
РФ 100,0 52,5
Источник: составлено по данным Росстата.
Существуют разные оценки объемов накопленных отходов на территории РФ. Согласно данным федеральной целевой программы «Отходы», на территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд. т только твердых отходов [19]. Есть и более масштабные оценки: порядка 150 млрд. т, если учесть несанкционированные свалки и многометровые толщи донных отложений рек, куда десятилетиями сбрасывались неочищенные сточные воды с тяжелыми металлами, нефтепродуктами, солями и другими токсичными химикатами [20, с. 82]. При этом следует иметь в виду, что приведенные цифры имеют оценочный характер из-за объективных сложностей в переучете отходов, образовавшихся многие десятилетия назад, а также их доучете на вновь выявляемых неорганизованных свалках. Имеются весьма серьезные проблемы в объективном отражении последствий разложения, выветривания, вымывания, зарастания растительностью ранее накопленных отходов. Кроме того, сфера обращения с отходами в нашей стране сильно подвержена влиянию теневого бизнеса, что также не способствует объективному статистическому описанию происходящих в ней процессов. Для наших исследований использована более скромная оценка, содержащаяся в Государственном докладе об охране окружающей среды за 2016 г.: общая величина накопленных и учтенных отходов производства и потребления в целом по стране составляла на конец 2015 г. примерно 31,5 млрд. т, а на конец 2016 г. - 40,7 млрд. т [15]. Ориентируясь на эту оценку, зная данные Росстата об объемах ежегодного образования, использования и обезвреживания отходов производства и потребления (информация представлена в сборниках Росстата «Охрана окружающей среды в РФ»), нами была получена ретроспективная динамика накопленных отходов (рис. 2) по следующей формуле:
К, = К,+1 - (О,+1 - и,+1),
где N - объем накопленных отходов на конец года О( - объем образования отходов в году и, - объем использования и обезвреживания отходов в году
Млн. т
Рис. 2. Динамика накопления отходов производства и потребления в РФ на конец года
Таким образом, за рассматриваемый период (с 2005 г.) объем накопленных отходов производства и потребления возрос почти в три раза: среднегодовой темп роста составил 8,9%.
Прогнозирование процессов образования и накопления отходов производства и потребления. В ходе исследования использовалась динамическая межотраслевая модель (ДММ) с экологическим блоком, которая была разработана и функционирует в Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН.
Достаточно много современных исследований посвящено проблеме отходов, в том числе с применением методов моделирования (см., напр., [21-23]). Однако используемые в мировой практике модельные подходы относятся в основном к региональному уровню и не используют межотраслевые методы. В отдельных исследованиях этого направления представлены теоретические модели леонтьевского типа [24; 25], которые учитывают деятельность по переработке отходов. Новизной нашего исследования является применение межотраслевого подхода для моделирования сферы обращения с отходами с использованием реальной статистической информации.
Данная модель позволяет получить прогнозную оценку объемов образования, ликвидации и размещения в окружающей среде загрязнений любых видов, в том числе -отходов производства и потребления. (Подробное описание модели см. в [26].) Экологический блок модели представлен приведенными ниже уравнениями.
На основе величин произведенной продукции отраслей разных видов экономической деятельности (X, г'=1,...,п) с использованием коэффициентов образования отходов gi, приходящихся на производство единицы продукции отрасли г (показателей отходоемкости), определяется объем образования отходов (О):
о(, )=£х, (,) • g (,)+п(,) (,=17),
г
где _0(?) - образование твердых коммунальных отходов в домашних хозяйствах в году
Уравнение, описывающее объем размещения отходов в окружающей природной среде (прирост накопления отходов - ДК) в году ,, выглядит следующим образом:
АК(,) = О(,) - и(,),
где и(,) - объем переработанных или обезвреженных отходов в году ,, который в
п
свою очередь определяется как и (,) = ^ уг (,) Ог (,), где у г (,) - доля переработки
г
или обезвреживания отходов в отрасли г в общем объеме их образования.
Экзогенными переменными экологического блока модели являются: показатели отходоемкости, которые рассчитываются как отношение объемов образования отходов к объему произведенного отраслевого валового выпуска на основе ретроспективной информации; доля переработки или обезвреживания отходов, которая задается согласно различным целям экологической политики; объемы ТКО, которые экспертно оцениваются на основе прогнозов потребления и демографических прогнозов.
С помощью межотраслевой модели с экологическим блоком был выполнен прогноз накопления отходов за период с 2019 по 2024 г. в РФ. Прогноз развития традиционных видов экономической деятельности получен в виде отраслевых темпов прироста валовых добавленных стоимостей (ВДС) (табл. 2), с использованием последней предоставляемой российской статистикой версии МОБ [27]; расчеты по ДММ проводились в сопоставимых ценах 2015 г.
Таблица 2
Темпы прироста ВВП и ВДС по видам экономической деятельности, %
Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.
Сельское хозяйство, охота и лесное хо-
зяйство, рыболовство и рыбоводство 2,9 2,4 3,1 3,4 3,4 3,5
Добыча полезных ископаемых 0,8 1,2 1,4 1,6 1,2 0,5
Обрабатывающая промышленность 4,1 5,0 5,5 6,1 6,0 5,7
Производство и распределение элек-
троэнергии, газа и воды 2,5 2,8 3,3 3,7 3,3 2,8
Строительство 3,7 5,9 5,9 6,7 6,6 6,5
Транспорт и связь 2,3 2,4 2,9 3,3 3,1 2,8
Предоставление прочих коммунальных,
социальных и персональных услуг 2,8 2,6 3,1 3,6 3,7 4,0
ВВП 3,3 3,4 3,8 4,4 4,8 5,5
Источник: составлено на основе данных прогноза по ДММ. Прогноз выполнен с участием сотрудников ИЭОПП СО РАН: А.О. Баранова и В.Н. Павлова.
Прогноз достаточно оптимистичен (вряд ли в 2019 г. темп роста ВВП составит более 3%), так как выполнен исходя из благоприятных ключевых гипотез: высокие цены на нефть (около 70 долл./барр. марки Brent), слабая волатильность валютного курса, рост эффективности монетарной политики (снижение ключевой ставки) и политики импортозамещения, невысокая инфляция (в среднем - 5% за год), рост производительности труда в прогнозируемом периоде. Однако в то же время он не достигает цели, которую в послании Федеральному собранию 1 марта 2018 г. Президент РФ определил, как рост ВВП на душу населения в полтора раза к середине 2020-х годов. В нашем прогнозе к 2024 г. ВВП увеличивается на 25% по сравнению с 2018 г. [28].
Расчеты по экологическому блоку были основаны на вариантах экологической политики, представленных в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г. (далее - Стратегия), которая была принята в январе 2018 г. [17]. В этой Стратегии рассматриваются два сценария - консервативный (сохранение существующей ситуации, т. е. показатели отходоемкости и доли использования и обезвреживания остаются на уровне 2016 г.) и инновационный, предполагающий сокращение ежегодного объема отходов в середине 2020-х годов на 1,8% уровня 2016 г. (к 2030 г. - на 3,7%) и повышение доли использования и обезвреживания отходов в 2025 г. до 75% (а к 2030 г. - до 85%, т.е. до уровня развитых европейских стран). Для реализации инновационного варианта в расчетах было принято сокращение показателей отходоемкости в отраслях на 2-3% к 2024 г. Результаты прогнозных расчетов представлены на рис. 3 и 4.
Консервативный сценарий
Млн. т
2019 2020 2021 2022 2023 2024
Инновационный сценарий
Млн. т
7000
6000 - г-|
5000 -4000 -3000 -2000 -1000 - | 1 1 1 1 1
0 - Л Л Л Л т *
Год
2019 2020 2021 2022 2023 2024
Рис. 3. Динамика образования, использования и прироста накопленных отходов по консервативному и инновационному вариантам: □ образование отходов; 0 использование и обезвреживание отходов; ■ прирост накопления отходов
Млн. т
Рис. 4. Динамика накопленных отходов производства и потребления в РФ на конец года: --инновационный сценарий;---консервативный сценарий
Источник: оценка авторов по данным Росстата и результатам прогнозных расчетов.
Видно, что так называемый «инновационный» сценарий предлагает только снижение темпов накопления отходов производства и потребления (причем цена этого снижения достаточно высока и составляет, согласно Стратегии, 5 трлн. руб.), но не сокращение уже накопленных отходов. Расчеты по экологическому блоку ДММ показали, что увеличение доли использования и обезвреживания отходов до 75% к 2024 г. позволит сократить темп прироста накопленных к концу текущего года отходов более чем в два раза: с 6,8% в 2018 г. до 2,6% в 2024 г.
Механизмы реализации Стратегии. Начало реформирования сферы обращения с отходами в России связывают с принятием Федерального закона № 458-ФЗ от 29.12.2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.98 г. «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты РФ». Однако многие положения этого закона не были конкретизированы, в связи с чем возникла необходимость в новом законе - ФЗ от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления». Как уже
отмечалось, в начале 2018 г. была утверждена Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г. [17]. Реализацию Стратегии планируется проводить в два этапа: первый - 2018-2021 гг., второй - 2022-2030 гг. В числе предполагаемых мер на первом этапе - создание необходимого технологического и производственного заделов, разработка комплексной территориальной схемы развития и размещения объектов промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, создание центра по сертификации оборудования, совершенствование нормативно-правовой базы. Также на этом этапе предполагается реализовать пилотные проекты по созданию и развитию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, многофункциональных комплексов по их промышленному обезвреживанию, многофункциональных сортировочных комплексов, а также региональных экотехнопарков. На втором этапе, с 2022 г. должна начать функционировать российская научно-технологическая и промышленная инфраструктура, обеспечивающая выпуск высокотехнологичных типов оборудования, техники, машин и механизмов для обработки, утилизации и обезвреживания отходов и производства продукции из вторичного сырья.
Новое законодательство существенно уточнило понятийный аппарат, в нем пересматриваются полномочия федеральных, региональных и местных властей в области обращения с отходами, корректируются требования к территориальным схемам обращения с отходами, прописываются требования к местам накопления отходов и т. д. Однако остается еще много «белых пятен» в области регламентирования деятельности по обращению с отходами. В законодательных актах не прописаны механизмы осуществления изложенных в них задач, что затрудняет их решение в обозначенные в документах сроки. Экономические механизмы стимулирования природоохранной деятельности (плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, экологический и утилизационный сборы) не выполняют своих компенсационных и стимулирующих функций. Существуют проблемы в областях тарификации (не всегда обосновано применение понижающих и повышающих коэффициентов к экологическим тарифам и налогам), лимитирования и нормирования (требуют корректировки нормативы образования отходов, лимиты на их размещение, нормативы утилизации), категоризации (часто возникает путаница при отнесении отходов к разным классам опасности). Таким образом, для реализации инновационного варианта Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов до 2030 г. требуется создание действенных механизмов снижения отходоемкости производственных процессов.
Литература
1. Порфирьев Б.Н. «Зеленый» фактор экономического роста в мире и в России //Проблемы прогнозирования. 2018. № 5. С. 3-12.
2. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2017 год / Под ред. С.Н. Бобылева и Л.М. Григорьева. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2017. 292 с.
3. Бабенко Т.И., Блам Ю.Ш. Защищённость лесного комплекса России в новых институциональных и экономических условиях // Угрозы и защищённость экономики России: опыт оценки / Отв. ред. С.В. Казанцев, В.В. Карпов; ИЭОПП СО РАН. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2016. Гл. 6. С. 202-232.
4. Глазырина И.П., Забелина И.А., Клевакина Е.А. Межрегиональное неравенство экономического развития и экологической нагрузки в России // Природопользование в территориальном развитии современной России /Под ред. И.Н. Волковой, Н.Н. Клюева. М.: Медиа-Пресс, 2014. С. 240-250.
5. Kontorovich A.E., Eder L.V., Filimonova I.V., Nikitenko S.M. Key Problems in the Development of the Power of Siberia Project //Regional Research of Russia. 2018. Vol. 8, № 1. Pp. 92-100.
6. Назаров А.И. Управление твердыми отходами в субъекте Федерации. Екатеринбург: Изд. решения, 2018. 296 с.
7. Пляскина Н.И., Харитонова В.Н. Управление в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: современное состояние // ЭКО. 2016. № 12. С. 5-19.
8. Сычева А., Асадчева М. Сектор обращения с отходами: текущая ситуация, законодательные рамки, опыт регионов, перспективы // Устойчивое развитие России / Под ред. С. Бобылева, Р. Перелета. Берлин-СПб.: Trigger, 2013. С. 76-83.
9. Ферару Г. С. Проблемы, тенденции и способы регулирования деятельности по обращению с отходами // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Экономика. Информатика. 2011. № 7. С. 24-32.
10. Чередниченко Р.О. Технологические решения и законодательные инициативы в сфере обращения с отходами // Экология производства. 2005. № 9. С. 20-24.
11. Гинзбург Ю.В. Утилизационный сбор в Евразийском экономическом союзе: сравнительно-правовой анализ //Реформы и право. 2014. № 3. С. 3-6.
12. Отходы в России: мусор или ценный ресурс? // Отчет Международной финансовой корпорации Группа Всемирного банка. М.: IFC. 2013. 89 с.
13. Охрана окружающей среды в России. 2018: Стат. сб. М.: Росстат, 2018. 125 с.
14. Порфирьев Б.Н., Широв А.А. Императивы экономического роста и управление рисками экономического развития в России //Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2015. № 1-2. С. 22-28.
15. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в
2016 году». М.: Минприроды России; НИА-Природа. 2017. 760 с.
16. Макаров А.Б. Техногенные месторождения минерального сырья // Соросовский образовательный журнал. 2000. Т. 6. № 8. С. 76-80.
17. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 г. № 84-р об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/ files/y8PMkQGZLfbY7jhn6QMruaKoferAowzJ.pdf
18. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в
2017 году» М.: Минприроды России; НИА-Природа. 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/
19. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1098 «О федеральной целевой программе «Отходы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/2107722/
20. Доклад Госсовета РФ «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecoline.ru/wp-content/uploads/report-on-the-ecological-development-of-the-russian-federation-in-the-interests-of-future-generations-2016.pdf
21. Rogge N., De Jaeger S., Lavigne C. Waste Performance of NUTS 2-regions in the EU: A Conditional Directional Distance Benefit-of-the-Doubt Model //Ecological Economics. 2017. Vol. 139. Pp. 19-32.
22. Abbott A., Nandeibam S., O'Shea L. The Displacement Effect of Convenience: The Case of Recycling // Ecological Economics. 2017. Vol. 136. Pp. 159-168.
23. Fremstad A. Does Craigslist Reduce Waste? Evidence from California and Florida // Ecological Economics. 2017. Vol. 132. Pp. 135-143.
24. Pan X., Kraines S. Environmental Input-Output Models for Life-Cycle Analysis // Asia-Pacific Research Center. USA: Stanford University Press, 2000. 318 р.
25. Асхакова Ф.Х. Решение плохо обусловленной модели, двойственной к модели Леонтьева-Форда, учитывающей утилизацию вредных отходов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: управление, вычислительная техника и информатика. 2016. № 3. С. 87-93.
26. Гильмундинов В.М., Казанцева Л.К., Тагаева Т.О. Проблемы охраны водных и атмосферных ресурсов России / отв. ред. А.Г. Коржубаев. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. 2011. 166 с.
27. Таблицы ресурсов и использования товаров и услуг за 2015 г. //Росстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/accounts/#
28. Баранов А.О., Павлов В.Н. Будет ли новый экономический прорыв в России? //ЭКО. 2018. № 12. С. 76-90.