Научная статья на тему 'Анализ и прогнозирование процессов обращения с отходами в РФ'

Анализ и прогнозирование процессов обращения с отходами в РФ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
871
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Гильмундинов Вадим Манавирович, Тагаева Татьяна Олеговна, Бокслер Анастасия Игоревна

Обращение с отходами производства и потребления одна из острых экологических проблем в современной России. Ее решение имеет не только экологическую, но и экономическую значимость, так как в процессе переработки отходов образуются новые сырье, материалы и энергоресурсы. Очевидно отставание российских технологий в сфере переработки отходов от развитых стран, где утилизируется и используется 80-87% образованных отходов (в России -не более 60%). В статье рассматриваются методические подходы к анализу и прогнозированию процессов, происходящих в сфере обращения с отходами производства и потребления. Приведены результаты прогноза объемов накопленных отходов с использованием динамической модели межотраслевого баланса с экологическим блоком. Прогнозные расчеты показали, что увеличение доли использования и обезвреживания отходов до 75% к 2024 г. позволит сократить темп прироста накопленных отходов более чем в два раза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Гильмундинов Вадим Манавирович, Тагаева Татьяна Олеговна, Бокслер Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND FORECASTING OF WASTE MANAGEMENT PROCESSES IN RUSSIA

The management of production and consumption wastes has become one of the acute environmental problems in modern Russia. Its solution is important not only ecologically but also economically, since new primary products, materials, and energy resources are formed in the course of waste processing. Itis obvious that Russian technologies in the field of waste processing lag behind those in developed countries, where 8087% of generated waste is utilized and used (in Russia, it is no more than 60%). This paper discusses methodological approaches to the analysis and forecasting of processes occurring in the field of production and consumption waste management. The results of forecasting the volume of accumulated waste using a dynamic model of inter sectoral balance with an environmental block are presented. Forecast calculations showed that an increase in the share of waste use and neutralization up to 75% by 2024 will reduce the growth rate of accumulated waste by more than twofold.

Текст научной работы на тему «Анализ и прогнозирование процессов обращения с отходами в РФ»

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В РФ1

Обращение с отходами производства и потребления - одна из острых экологических проблем в современной России. Ее решение имеет не только экологическую, но и экономическую значимость, так как в процессе переработки отходов образуются новые сырье, материалы и энергоресурсы. Очевидно отставание российских технологий в сфере переработки отходов от развитых стран, где утилизируется и используется 80-87% образованных отходов (в России -не более 60%). В статье рассматриваются методические подходы к анализу и прогнозированию процессов, происходящих в сфере обращения с отходами производства и потребления. Приведены результаты прогноза объемов накопленных отходов с использованием динамической модели межотраслевого баланса с экологическим блоком. Прогнозные расчеты показали, что увеличение доли использования и обезвреживания отходов до 75% к 2024 г. позволит сократить темп прироста накопленных отходов более чем в два раза.

Динамика образования и накопления отходов производства и потребления. Современная экономическая ситуация характеризуется нарастанием актуальности экологических и климатических проблем, угроза существования которых превратилась в последнее время в «зеленый» фактор развития как мировой, так и российской экономики [1, а 3]. Если российская ситуация во многих экологических сферах (загрязнение воды и атмосферы, истощение лесных, земельных и биологических ресурсов, минерально-сырьевой базы и др.) оценивается специалистами как негативная, но достаточно стабильная [2-5], то положение в сфере обращения отходов производства и потребления можно назвать катастрофическим. Проблеме отходов посвящено достаточно много работ в российской научной литературе. В основном это анализ ситуации в сфере твердых бытовых (коммунальных) отходов [6-8]. Экономические вопросы, относящиеся к образованию и накоплению отходов производства и потребления, сравнению российской сферы обращения с отходами с зарубежными странами, к анализу законодательства и его реформированию, рассмотрены в [9-11] и др.

Среди отходов производства и потребления отдельно выделяют твердые коммунальные отходы (ТКО), которые включают твердые бытовые отходы домашних хозяйств (ТБО) и отходы потребления, идентичные бытовым, которые образуются в производственной сфере (в торговых предприятиях, офисах и промышленных объектах). Твердые коммунальные отходы составляют 1-2% всех отходов производства и потребления. Они представляют санитарно-эпидемиологическую опасность для жителей районов, вблизи которых расположены полигоны захоронения ТКО, вызывая захламление земель, загрязнение почв, верхних и грунтовых вод токсичными веществами; выделение биогаза, который часто вызывает самовозгорание полигонов; утрату материальных и энергетических ресурсов, которые могли бы быть повторно использованы в качестве сырья для производства. В 2005 г. было образовано 40,9 млн. т, в 2010 г. - более 48 млн. т [12], а в 2017 г. - 57,1 млн. т твердых коммунальных отходов [13]. Таким образом, объем образования ТКО в настоящее время возрос на четверть по сравнению с 2005 г. Около 90-95% объема образованных отходов отправляется на захоронение и несанкционированно складируется, около 4-9% подвергается рециклингу (перерабатывается) и 1-2% сжигается (рассчитано по [13, с. 89]), в то время как в странах Европейского союза ути-

1 Работа выполнена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект XI.170.1.1. «Инновационные и экологические аспекты структурной трансформации российской экономики в условиях новой геополитической реальности», № АААА-А17-117022250127-8.

лизируется2 92% образуемых отходов (данные за 2012 г.). Из общего объема утилизированных отходов в развитых странах 49% - вторично перерабатывается, 3% -сжигается, 48% - подвергается захоронению [14]. В настоящее время до 30% мощностей по захоронению отходов в нашей стране не соответствует санитарным требованиям, при этом возможности их расширения серьезно ограничены [12, с. 7-8].

Помимо ТКО, образованных в домашних хозяйствах, существуют производственные отходы (которые, как отмечалось выше, также содержат небольшую долю ТКО). В процессе разработки месторождений, а также переработки и обогащения полезных ископаемых на прилегающих к предприятиям территориях накапливаются твердые отходы добычи (отвалы, окисленные руды, илы в прудах нейтрализации рудничных вод), хвосты (отходы обогащения полезных ископаемых, имеющие минимальное содержание полезного компонента - так называемые пустые породы), отходы металлургической (шлаки, золы и др.) и гидрометаллургической (шламы) переработки. В последнее время часто используется термин «техногенные месторождения» - скопления минерального сырья в форме отходов, созданные в результате промышленной деятельности.

Техногенные отходы (ТО) могут быть использованы в будущем, а частично - и в настоящее время как дополнительный источник минерального сырья. Горнодобывающими производствами в РФ накоплены десятки миллиардов тонн отходов. Например, на Урале (в Республике Башкортостан, Пермском крае, Свердловской и Челябинской областях) в 2016 г. образовалось почти 323 млн. т отходов, в том числе 305 млн. т - У-го класса опасности, полученных преимущественно при добыче и первичном переделе минерального сырья [15]. Суммарное содержание полезных компонентов, которые накапливаются в техногенных месторождениях за 20-30 лет, сопоставимо (а иногда и превышает) с их количеством в ежегодно добываемых рудах [16]. Например, на шламохранилище Качка-нарского горнообогатительного комбината на Среднем Урале уже скопилось более 900 млн. т отходов основного производства - добычи и обогащения титаномагнетитов. Они содержат много ценных металлов, в том числе скандия, галлия, стронция, титана. При этом количество скандия (редкоземельный металл, используемый в производстве солнечных батарей и в ювелирной промышленности) в отходах превышает 100 тыс. т -что составляет более 60% мировых запасов этого металла. Принято считать, что производственные отходы не представляют опасности (до 90% производственных отходов составляют отходы 1У-У классов), однако с нашей точки зрения, это - заблуждение, так как накопление этих отходов наносит значительный вред окружающей среде. Размещенные ТО нарушают естественные биогеохимические циклы, занимают значительные территории, загрязняют вредными и токсичными веществами, пылью, газообразными выделениями атмосферу, почву, поверхностные и подземные воды. Негативное воздействие ТО на окружающую среду проявляется на территории, превышающей площадь складирования в 10-15 раз. Но самое главное - недополучение полезных веществ, которые могут быть извлечены из техногенных отходов и использованы в качестве сырья. В экономически развитых странах из вскрышных пород производится до 80% строительных материалов (портландцемент, гипсовые и другие материалы), из отвалов медных руд - до 30% меди, при переработке титаномагнетитовых руд извлекается ванадий, сульфитных медных руд - селен, полиметаллических руд - кадмий, таллий, индий. В развитых странах показатель использования ТО достигает 85-90%, в РФ - не больше 60%.

Для отходов производства и потребления в России в настоящее время выделено более 15 тыс. легальных мест размещения, которые занимают территорию около

2 Утилизация отходов включает захоронение, вторичное использование отходов и термическую переработку. Остальная часть образованных отходов выбрасывается на свалки (как санкционированные, так и нелегальные).

4 млн. га (что сопоставимо с территорией Швейцарии и Нидерландов), а для размещения все возрастающих объемов отходов ежегодно выделяется 400 тыс. га земли (что на 40% больше территории Люксембурга) [17, с. 8].

Динамика образования, использования и обезвреживания всех отходов производства и потребления в РФ приведена на рис. 1.

Млрд. т 7

ооооооооооооо

Рис. 1. Динамика образования, использования и обезвреживания отходов производства и потребления: Ш всего образовано; 0 всего использовано и обезврежено

Источник: составлено по данным Росстата.

В 2017 г. объем образованных отходов производства и потребления увеличился более чем в 2 раза по сравнению с 2005 г. В 2017 г. снизилась доля использования и обезвреживания отходов с 59,3% в предыдущем году до 53,2%. В европейских странах - лидерах отрасли утилизации и обезвреживания всех видов отходов доля отходов, вовлеченных в повторное производство, составляет 80-87%, что значительно превышает аналогичный показатель в России [17, с. 6].

Наибольший вклад в образование отходов в РФ вносит добыча угля и торфа, причем он существенно увеличился за последнее десятилетие: по данным Росстата, в 2006 г. доля этого вида экономической деятельности составила 49% в общем объеме образованных производственных отходов, в 2016 г. - уже 62%. Большое количество отходов возникает при извлечении металлических руд: 24% общего количества отходов в 2006 г. и 18% - в 2016 г. На долю добычи прочих полезных ископаемых приходится порядка 7-10%. Из них при добыче сырой нефти и природного газа отходов почти не образуется (менее 1% суммарных отходов), однако вклад добычи других неэнергетических полезных ископаемых (камня, гравия, песка, глины, фосфатов, калийных солей и др.) достаточно большой: 6-9%. На долю металлургии приходится 3-5% общего объема образования отходов. Некоторое количество образованных отходов приходится на текстильную промышленность (5% в 2016 г.), химическую промышленность (менее 1%) и на производство и распределение электроэнергии, газа и воды (1-2%).

В табл. 1 представлена региональная структура образования отходов. В территориальном разрезе наибольшее количество отходов в 2017 г. образовано в Сибирском федеральном округе (4 418 млн. т, или 71% общего количества по стране), наименьшее - в Северо-Кавказском федеральном округе (3,7 млн. т, или 0,06%). Столь значительные объемы образования отходов в Сибирском федеральном округе связаны с добычей угля в Кемеровской области, основном угледобывающем регионе Российской Федерации, и образованием большого количества вскрышных пород, которые являются отходом У-го класса опасности и объем которых в 2017 г. составил около 70% общего объема образованных отходов в СФО. Практически во всех федеральных округах в 2011-2017 гг.

объем образования отходов увеличился, при этом наибольшие темпы прироста наблюдались в Северо-Кавказском (с 1,6 млн. т до 3,7 млн. т, или на 130%), Дальневосточном (с 364 млн. т до 632 млн. т, или на 73,5%) и Сибирском (с 2 911 млн. т до 4 418 млн. т, или на 52%) федеральных округах. В Приволжском федеральном округе объем образования отходов сократился с 163 млн. т до 154 млн. т, или на 6% [18, с. 259].

Таблица 1

Региональные показатели образования и использования отходов в 2017 г., %

Федеральный округ Доля образования отходов Доля использования и обезвреживания отходов

Центральный 4,0 29,5

Северо-Западный 7,5 21,8

Южный+Северо-Кавказский 0,4 42,6

Приволжский 2,5 32,5

Уральский 4,5 34,7

Сибирский 71,0 60,6

Дальневосточный 10,1 40,6

РФ 100,0 52,5

Источник: составлено по данным Росстата.

Существуют разные оценки объемов накопленных отходов на территории РФ. Согласно данным федеральной целевой программы «Отходы», на территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд. т только твердых отходов [19]. Есть и более масштабные оценки: порядка 150 млрд. т, если учесть несанкционированные свалки и многометровые толщи донных отложений рек, куда десятилетиями сбрасывались неочищенные сточные воды с тяжелыми металлами, нефтепродуктами, солями и другими токсичными химикатами [20, с. 82]. При этом следует иметь в виду, что приведенные цифры имеют оценочный характер из-за объективных сложностей в переучете отходов, образовавшихся многие десятилетия назад, а также их доучете на вновь выявляемых неорганизованных свалках. Имеются весьма серьезные проблемы в объективном отражении последствий разложения, выветривания, вымывания, зарастания растительностью ранее накопленных отходов. Кроме того, сфера обращения с отходами в нашей стране сильно подвержена влиянию теневого бизнеса, что также не способствует объективному статистическому описанию происходящих в ней процессов. Для наших исследований использована более скромная оценка, содержащаяся в Государственном докладе об охране окружающей среды за 2016 г.: общая величина накопленных и учтенных отходов производства и потребления в целом по стране составляла на конец 2015 г. примерно 31,5 млрд. т, а на конец 2016 г. - 40,7 млрд. т [15]. Ориентируясь на эту оценку, зная данные Росстата об объемах ежегодного образования, использования и обезвреживания отходов производства и потребления (информация представлена в сборниках Росстата «Охрана окружающей среды в РФ»), нами была получена ретроспективная динамика накопленных отходов (рис. 2) по следующей формуле:

К, = К,+1 - (О,+1 - и,+1),

где N - объем накопленных отходов на конец года О( - объем образования отходов в году и, - объем использования и обезвреживания отходов в году

Млн. т

Рис. 2. Динамика накопления отходов производства и потребления в РФ на конец года

Таким образом, за рассматриваемый период (с 2005 г.) объем накопленных отходов производства и потребления возрос почти в три раза: среднегодовой темп роста составил 8,9%.

Прогнозирование процессов образования и накопления отходов производства и потребления. В ходе исследования использовалась динамическая межотраслевая модель (ДММ) с экологическим блоком, которая была разработана и функционирует в Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН.

Достаточно много современных исследований посвящено проблеме отходов, в том числе с применением методов моделирования (см., напр., [21-23]). Однако используемые в мировой практике модельные подходы относятся в основном к региональному уровню и не используют межотраслевые методы. В отдельных исследованиях этого направления представлены теоретические модели леонтьевского типа [24; 25], которые учитывают деятельность по переработке отходов. Новизной нашего исследования является применение межотраслевого подхода для моделирования сферы обращения с отходами с использованием реальной статистической информации.

Данная модель позволяет получить прогнозную оценку объемов образования, ликвидации и размещения в окружающей среде загрязнений любых видов, в том числе -отходов производства и потребления. (Подробное описание модели см. в [26].) Экологический блок модели представлен приведенными ниже уравнениями.

На основе величин произведенной продукции отраслей разных видов экономической деятельности (X, г'=1,...,п) с использованием коэффициентов образования отходов gi, приходящихся на производство единицы продукции отрасли г (показателей отходоемкости), определяется объем образования отходов (О):

о(, )=£х, (,) • g (,)+п(,) (,=17),

г

где _0(?) - образование твердых коммунальных отходов в домашних хозяйствах в году

Уравнение, описывающее объем размещения отходов в окружающей природной среде (прирост накопления отходов - ДК) в году ,, выглядит следующим образом:

АК(,) = О(,) - и(,),

где и(,) - объем переработанных или обезвреженных отходов в году ,, который в

п

свою очередь определяется как и (,) = ^ уг (,) Ог (,), где у г (,) - доля переработки

г

или обезвреживания отходов в отрасли г в общем объеме их образования.

Экзогенными переменными экологического блока модели являются: показатели отходоемкости, которые рассчитываются как отношение объемов образования отходов к объему произведенного отраслевого валового выпуска на основе ретроспективной информации; доля переработки или обезвреживания отходов, которая задается согласно различным целям экологической политики; объемы ТКО, которые экспертно оцениваются на основе прогнозов потребления и демографических прогнозов.

С помощью межотраслевой модели с экологическим блоком был выполнен прогноз накопления отходов за период с 2019 по 2024 г. в РФ. Прогноз развития традиционных видов экономической деятельности получен в виде отраслевых темпов прироста валовых добавленных стоимостей (ВДС) (табл. 2), с использованием последней предоставляемой российской статистикой версии МОБ [27]; расчеты по ДММ проводились в сопоставимых ценах 2015 г.

Таблица 2

Темпы прироста ВВП и ВДС по видам экономической деятельности, %

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Сельское хозяйство, охота и лесное хо-

зяйство, рыболовство и рыбоводство 2,9 2,4 3,1 3,4 3,4 3,5

Добыча полезных ископаемых 0,8 1,2 1,4 1,6 1,2 0,5

Обрабатывающая промышленность 4,1 5,0 5,5 6,1 6,0 5,7

Производство и распределение элек-

троэнергии, газа и воды 2,5 2,8 3,3 3,7 3,3 2,8

Строительство 3,7 5,9 5,9 6,7 6,6 6,5

Транспорт и связь 2,3 2,4 2,9 3,3 3,1 2,8

Предоставление прочих коммунальных,

социальных и персональных услуг 2,8 2,6 3,1 3,6 3,7 4,0

ВВП 3,3 3,4 3,8 4,4 4,8 5,5

Источник: составлено на основе данных прогноза по ДММ. Прогноз выполнен с участием сотрудников ИЭОПП СО РАН: А.О. Баранова и В.Н. Павлова.

Прогноз достаточно оптимистичен (вряд ли в 2019 г. темп роста ВВП составит более 3%), так как выполнен исходя из благоприятных ключевых гипотез: высокие цены на нефть (около 70 долл./барр. марки Brent), слабая волатильность валютного курса, рост эффективности монетарной политики (снижение ключевой ставки) и политики импортозамещения, невысокая инфляция (в среднем - 5% за год), рост производительности труда в прогнозируемом периоде. Однако в то же время он не достигает цели, которую в послании Федеральному собранию 1 марта 2018 г. Президент РФ определил, как рост ВВП на душу населения в полтора раза к середине 2020-х годов. В нашем прогнозе к 2024 г. ВВП увеличивается на 25% по сравнению с 2018 г. [28].

Расчеты по экологическому блоку были основаны на вариантах экологической политики, представленных в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г. (далее - Стратегия), которая была принята в январе 2018 г. [17]. В этой Стратегии рассматриваются два сценария - консервативный (сохранение существующей ситуации, т. е. показатели отходоемкости и доли использования и обезвреживания остаются на уровне 2016 г.) и инновационный, предполагающий сокращение ежегодного объема отходов в середине 2020-х годов на 1,8% уровня 2016 г. (к 2030 г. - на 3,7%) и повышение доли использования и обезвреживания отходов в 2025 г. до 75% (а к 2030 г. - до 85%, т.е. до уровня развитых европейских стран). Для реализации инновационного варианта в расчетах было принято сокращение показателей отходоемкости в отраслях на 2-3% к 2024 г. Результаты прогнозных расчетов представлены на рис. 3 и 4.

Консервативный сценарий

Млн. т

2019 2020 2021 2022 2023 2024

Инновационный сценарий

Млн. т

7000

6000 - г-|

5000 -4000 -3000 -2000 -1000 - | 1 1 1 1 1

0 - Л Л Л Л т *

Год

2019 2020 2021 2022 2023 2024

Рис. 3. Динамика образования, использования и прироста накопленных отходов по консервативному и инновационному вариантам: □ образование отходов; 0 использование и обезвреживание отходов; ■ прирост накопления отходов

Млн. т

Рис. 4. Динамика накопленных отходов производства и потребления в РФ на конец года: --инновационный сценарий;---консервативный сценарий

Источник: оценка авторов по данным Росстата и результатам прогнозных расчетов.

Видно, что так называемый «инновационный» сценарий предлагает только снижение темпов накопления отходов производства и потребления (причем цена этого снижения достаточно высока и составляет, согласно Стратегии, 5 трлн. руб.), но не сокращение уже накопленных отходов. Расчеты по экологическому блоку ДММ показали, что увеличение доли использования и обезвреживания отходов до 75% к 2024 г. позволит сократить темп прироста накопленных к концу текущего года отходов более чем в два раза: с 6,8% в 2018 г. до 2,6% в 2024 г.

Механизмы реализации Стратегии. Начало реформирования сферы обращения с отходами в России связывают с принятием Федерального закона № 458-ФЗ от 29.12.2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.98 г. «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты РФ». Однако многие положения этого закона не были конкретизированы, в связи с чем возникла необходимость в новом законе - ФЗ от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления». Как уже

отмечалось, в начале 2018 г. была утверждена Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г. [17]. Реализацию Стратегии планируется проводить в два этапа: первый - 2018-2021 гг., второй - 2022-2030 гг. В числе предполагаемых мер на первом этапе - создание необходимого технологического и производственного заделов, разработка комплексной территориальной схемы развития и размещения объектов промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, создание центра по сертификации оборудования, совершенствование нормативно-правовой базы. Также на этом этапе предполагается реализовать пилотные проекты по созданию и развитию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, многофункциональных комплексов по их промышленному обезвреживанию, многофункциональных сортировочных комплексов, а также региональных экотехнопарков. На втором этапе, с 2022 г. должна начать функционировать российская научно-технологическая и промышленная инфраструктура, обеспечивающая выпуск высокотехнологичных типов оборудования, техники, машин и механизмов для обработки, утилизации и обезвреживания отходов и производства продукции из вторичного сырья.

Новое законодательство существенно уточнило понятийный аппарат, в нем пересматриваются полномочия федеральных, региональных и местных властей в области обращения с отходами, корректируются требования к территориальным схемам обращения с отходами, прописываются требования к местам накопления отходов и т. д. Однако остается еще много «белых пятен» в области регламентирования деятельности по обращению с отходами. В законодательных актах не прописаны механизмы осуществления изложенных в них задач, что затрудняет их решение в обозначенные в документах сроки. Экономические механизмы стимулирования природоохранной деятельности (плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, экологический и утилизационный сборы) не выполняют своих компенсационных и стимулирующих функций. Существуют проблемы в областях тарификации (не всегда обосновано применение понижающих и повышающих коэффициентов к экологическим тарифам и налогам), лимитирования и нормирования (требуют корректировки нормативы образования отходов, лимиты на их размещение, нормативы утилизации), категоризации (часто возникает путаница при отнесении отходов к разным классам опасности). Таким образом, для реализации инновационного варианта Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов до 2030 г. требуется создание действенных механизмов снижения отходоемкости производственных процессов.

Литература

1. Порфирьев Б.Н. «Зеленый» фактор экономического роста в мире и в России //Проблемы прогнозирования. 2018. № 5. С. 3-12.

2. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2017 год / Под ред. С.Н. Бобылева и Л.М. Григорьева. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2017. 292 с.

3. Бабенко Т.И., Блам Ю.Ш. Защищённость лесного комплекса России в новых институциональных и экономических условиях // Угрозы и защищённость экономики России: опыт оценки / Отв. ред. С.В. Казанцев, В.В. Карпов; ИЭОПП СО РАН. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2016. Гл. 6. С. 202-232.

4. Глазырина И.П., Забелина И.А., Клевакина Е.А. Межрегиональное неравенство экономического развития и экологической нагрузки в России // Природопользование в территориальном развитии современной России /Под ред. И.Н. Волковой, Н.Н. Клюева. М.: Медиа-Пресс, 2014. С. 240-250.

5. Kontorovich A.E., Eder L.V., Filimonova I.V., Nikitenko S.M. Key Problems in the Development of the Power of Siberia Project //Regional Research of Russia. 2018. Vol. 8, № 1. Pp. 92-100.

6. Назаров А.И. Управление твердыми отходами в субъекте Федерации. Екатеринбург: Изд. решения, 2018. 296 с.

7. Пляскина Н.И., Харитонова В.Н. Управление в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: современное состояние // ЭКО. 2016. № 12. С. 5-19.

8. Сычева А., Асадчева М. Сектор обращения с отходами: текущая ситуация, законодательные рамки, опыт регионов, перспективы // Устойчивое развитие России / Под ред. С. Бобылева, Р. Перелета. Берлин-СПб.: Trigger, 2013. С. 76-83.

9. Ферару Г. С. Проблемы, тенденции и способы регулирования деятельности по обращению с отходами // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Экономика. Информатика. 2011. № 7. С. 24-32.

10. Чередниченко Р.О. Технологические решения и законодательные инициативы в сфере обращения с отходами // Экология производства. 2005. № 9. С. 20-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Гинзбург Ю.В. Утилизационный сбор в Евразийском экономическом союзе: сравнительно-правовой анализ //Реформы и право. 2014. № 3. С. 3-6.

12. Отходы в России: мусор или ценный ресурс? // Отчет Международной финансовой корпорации Группа Всемирного банка. М.: IFC. 2013. 89 с.

13. Охрана окружающей среды в России. 2018: Стат. сб. М.: Росстат, 2018. 125 с.

14. Порфирьев Б.Н., Широв А.А. Императивы экономического роста и управление рисками экономического развития в России //Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2015. № 1-2. С. 22-28.

15. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в

2016 году». М.: Минприроды России; НИА-Природа. 2017. 760 с.

16. Макаров А.Б. Техногенные месторождения минерального сырья // Соросовский образовательный журнал. 2000. Т. 6. № 8. С. 76-80.

17. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 г. № 84-р об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/ files/y8PMkQGZLfbY7jhn6QMruaKoferAowzJ.pdf

18. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в

2017 году» М.: Минприроды России; НИА-Природа. 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/

19. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1098 «О федеральной целевой программе «Отходы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/2107722/

20. Доклад Госсовета РФ «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecoline.ru/wp-content/uploads/report-on-the-ecological-development-of-the-russian-federation-in-the-interests-of-future-generations-2016.pdf

21. Rogge N., De Jaeger S., Lavigne C. Waste Performance of NUTS 2-regions in the EU: A Conditional Directional Distance Benefit-of-the-Doubt Model //Ecological Economics. 2017. Vol. 139. Pp. 19-32.

22. Abbott A., Nandeibam S., O'Shea L. The Displacement Effect of Convenience: The Case of Recycling // Ecological Economics. 2017. Vol. 136. Pp. 159-168.

23. Fremstad A. Does Craigslist Reduce Waste? Evidence from California and Florida // Ecological Economics. 2017. Vol. 132. Pp. 135-143.

24. Pan X., Kraines S. Environmental Input-Output Models for Life-Cycle Analysis // Asia-Pacific Research Center. USA: Stanford University Press, 2000. 318 р.

25. Асхакова Ф.Х. Решение плохо обусловленной модели, двойственной к модели Леонтьева-Форда, учитывающей утилизацию вредных отходов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: управление, вычислительная техника и информатика. 2016. № 3. С. 87-93.

26. Гильмундинов В.М., Казанцева Л.К., Тагаева Т.О. Проблемы охраны водных и атмосферных ресурсов России / отв. ред. А.Г. Коржубаев. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. 2011. 166 с.

27. Таблицы ресурсов и использования товаров и услуг за 2015 г. //Росстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/accounts/#

28. Баранов А.О., Павлов В.Н. Будет ли новый экономический прорыв в России? //ЭКО. 2018. № 12. С. 76-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.