Научная статья на тему 'Анализ и оценкаэффективности государственной поддержки развития малогоагробизнеса в Белгородской области'

Анализ и оценкаэффективности государственной поддержки развития малогоагробизнеса в Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ / ПРОЕКТ / МАЛЫЙ АГРОБИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наседкина Т.И.

В статье рассматриваются результаты социологического мониторинга, проводимого с целью оценки государственной поддержки и эффективности кредитования малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Белгородской области. Авторы анализируют институциональные сдвиги в развитии агропромышленного комплекса, выявляют положительные и отрицательные факторы происходящей трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценкаэффективности государственной поддержки развития малогоагробизнеса в Белгородской области»

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Т. И. НАСЕДКИНА,

кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета E-mail: Nasedkina-64.64@mail.ru Белгородская государственная сельскохозяйственная академия

В статье рассматриваются результаты социологического мониторинга, проводимого с целью оценки государственной поддержки и эффективности кредитования малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Белгородской области. Авторы анализируют институциональные сдвиги в развитии агропромышленного комплекса, выявляют положительные и отрицательные факторы происходящей трансформации.

Ключевые слова: национальный, проект, малый агробизнес, государственная поддержка.

Одним из значимых звеньев, позволяющих реализовать задачи государства в сфере развития агропромышленного комплекса, насыщения рынка страны сельскохозяйственной продукцией собственного производства, является наличие малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве. Малые предприятия способны быстро реагировать на изменения спроса, перепрофилировать свое производство, изменять номенклатуру и ассортимент продукции, обеспечивать высокую эффективность и быструю окупаемость затрат.

Достаточно актуальной эта проблема является и для Белгородской области. По итогам за 2007 г. объем производства валовой продукции сельского хозяйства в фактически действующих ценах составил 58 177,3 млн руб., в том числе произведено: сельскохозяйственными предприятиями 41 711,2 млн руб. (77,6 %), крестьянскими (фермерскими) хозяйствами — 2 123,7 млн руб. (3,6 %) и личными хозяйствами населения области — 14 342 млн руб. (24,7 %).

При этом на долю экономически активного сектора отрасли приходится 44 203 млн руб., то

есть 76 % произведенного валового продукта, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств — 4,8 %, личных хозяйств населения — 0,8 %. Это свидетельствует о том, что в экономическом процессе области еще недостаточно задействованы фермерские и личные хозяйства, хотя на их долю приходится 325 701 га, что составляет 17,6 % сельскохозяйственных земель.

Производство валовой продукции в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий по секторам производства имеет значительные разрывы. В организованном производстве (сельскохозяйственных предприятиях) на 1 га сельскохозяйственных угодий приходится 27,3 тыс. руб. продукции, в крестьянских (фермерских) хозяйствах — 10,8 тыс. руб. В то же время в растениеводстве производство валовой продукции сельхозпредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств имеет незначительные отклонения (9,9 и 9,4 тыс. руб. /га соответственно). В личных хозяйствах населения отдача одного гектара сельхозугодий составляет всего 1 505 руб., что подчеркивает малый удельный вес личных хозяйств, участвующих в экономически активной сфере производства.

Со стороны федерального правительства и правительства Белгородской области принимаются конкретные меры по вовлечению малого и среднего сельскохозяйственного бизнеса в активный экономический процесс. В 2007 г. на развитие производства крестьянских (фермерских) хозяйств и личных хозяйств населения, в соответствии с Государственной программой, выдано 786 427 тыс. руб. льготных кредитов и предоставлено 49 092,8 тыс.

- 37

руб. субсидий. На основе данных табл. 1 можно судить об эффективности использования выданных кредитов и предоставленных субсидий.

Из приведенных данных видно, что расход кредитов на 1 га сельхозугодий в личных хозяйствах более чем в 5 раз превышает показатель крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). На 1 рубль произведенной валовой продукции личными хозяйствами израсходовано 1 руб. 67 коп. против 8 коп. в КФХ и 46 коп. в сельскохозяйственных предприятиях.

Однако судить о кредитоемкости произведенной продукции по результатам одного года представляется некорректным, поскольку кредиты выдаются на срок до 5—8 лет. Сравнение показателей секторов подтверждает, что КФХ осторожно подходят к получению кредитов. Показатели произведенной продукции в расчете на 1 га сельхозугодий, на 1 руб. выданных кредитов и на 1 руб. полученных субсидий также значительно отклоняются по секторам и пока не в пользу личных хозяйств населения, где произведено валовой продукции на 1 га в 3,7 раза меньше, чем в КФХ, и почти в 10 раз меньше, чем на сельхозпредприятиях. На 1 руб. выданных кредитов произведено продукции на 59 коп. против 2 руб. 19 коп. в сельхозпредприятиях и 1 руб. 24 коп. в КФХ.

На 1 руб. субсидий получено конечной продукции также слишком неодинаково, при этом личными хозяйствами на каждый руб. субсидий получено продукции на 8 руб. 91 коп. против 27 руб. 10 коп. в КФХ и 17 руб. 97 коп. в сельскохозяйственных предприятиях. Это еще раз подтверждает низкую активность личных хозяйств в экономическом процессе области.

Таким образом, можно сделать вывод, что для более эффективного производства малого и сред-

него бизнеса в сельском хозяйстве, повышения отдачи кредитных вложений и выделяемых субсидий необходимо максимально вовлечь крестьянские (фермерские) и личные хозяйства в экономическую деятельность. Для этого сельхозтоваропроизводители должны быть уверены в стабильности своего бизнеса, возможности продать свою продукцию по ценам, обеспечивающим рентабельность, позволяющую осуществлять расширенное воспроизводство. Государство должно гарантировать доступность цен на технику, горюче-смазочные материалы, средства защиты животных и растений, другие материальные ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве.

Оценка государственной поддержки развития малых форм хозяйствования на основе социологического мониторинга. С целью изучения результативности проведения мониторинга развития АПК сотрудниками Белгородской государственной сельскохозяйственной академии совместно со студентами был реализован пилотный проект статистического обследования развития малого агробизнеса в Белгородской области, который включал социологический опрос обработкой результатов статистическими методами и статистический мониторинг.

Социологический опрос включал анкетирование глав и членов личных подсобных хозяйств, руководителей частных предприятий и прочих форм хозяйствования в АПК. Анкетированием было охвачено 242 респондента. Это позволило утверждать, что анкетирование обладает достаточной презентативностью, имеет 95 %-ный уровень доверительности и допустимую ошибку 7 %.

Опрос показал, что 65,3 % опрошенных респондентов имеют зрелый возраст от 30 до 55 лет, 17,4 % — преклонный возраст старше 55 лет и 16,9 % — в возрасте от 17 до 30 лет.

Таблица 1

Динамика использования выданных кредитов и предоставленных субсидий в сельском хозяйстве Белгородской области в 2007 г.

Показатель Крестьянские (фермерские) хозяйства Личные хозяйства населения Сельскохозяйственные предприятия

I. Выдано кредитов, в том числе:

на 1 га с/х угодий, руб.; 867 4 783 12 499

на 1 руб. произведенной валовой продукции, руб.; 0,08 1,67 0,46

на 1 хозяйство, тыс. руб. 94,1 79,4 49 565

II. Получено субсидий, в том числе:

на 1 га с/х угодий, руб. 39,7 3,2 1 516

на 1 руб. валовой продукции 0,04 0,11 0,06

на 1 хозяйство, тыс. руб. 4,31 5,32 6 044

III. Произведено продукции, в том числе:

на 1 га с/х угодий, руб. 10 780 2 860 27 249

на 1 руб. выданных кредитов, руб. 1,24 0,59 2,19

на 1 руб. полученных субсидий, руб. 27,1 8,91 17,97

16,2%

26,9%^^^^^ ^^^^^^^ 55,8%

□ Сельские поселения □ Поселки

□ Городские поселения

Рис. 1. Территориальное распределение форм хозяйствования в АПК

Д(14,5%)

А(29,8%)

С(14,9%)

В(21,1%)

А -□ Сельскохозяйственное предприятие В - □ Государственное учреждение С - □ Частное предприятие Д - □ Пенсионер

Рис. 2. Структура занятости опрошенных респондентов

Как и следовало ожидать, наибольшее количество малых форм хозяйствования в АПК расположено на территории сельских поселений — 55,8 %. На территории поселков и городских поселений расположены 26,9 % и 16,2 % соответственно (рис. 1).

Помимо производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и иных хозяйствах, подавляющее число опрошенных респондентов имеет основное место работы либо иной источник денежных средств.

Как показали результаты анкетирования, 29,8 % опрошенных работают на сельскохозяйственных предприятиях, 21,1 % — в государственных учреждениях, 14,9 % — в частных предприятиях и 14,5 % являются пенсионерами (рис. 2).

Образовательный уровень опрошенных респондентов достаточно высок. 43,8 % респондентов имеет высшее образование, 10,7 % — неоконченное высшее, 33,1 % — средне-специальное и 11,6 % — общее среднее образование.

45,0% 40,0% 35,0% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

Хозяйства, охваченные анкетированием, были сгруппированы по году создания. Это позволило наблюдать следующую картину: 17,4 % хозяйств были созданы до 1991 г. в советский период, 16,5 % — в период становления экономики России в 1991— 1995 гг., 13,2 % — в период значительного спада в экономической жизни страны, вплоть до дефолта с 1995 по 1998 г., 12,4 % - в 1998-2000 гг. в посткризисный период, когда страна преодолевала последствия дефолта 1998 г., и 40,5 % в период с 2000 по 2008 г., когда в экономике наметился значительный рост и были созданы условия для развития малого сектора в АПК (рис. 3).

На основе данной группировки был сделан вывод об экономической активности и условиях деятельности малых сельхозтоваропроизводителей. Таким образом, до настоящего времени только лишь 17,4 % из опрошенных хозяйств были образованы до 1991 г., что связано с институциональными преобразованиями в государстве, и вплоть до 2000 г. количество хозяйств, «выживших» в условиях рынка, снижалось. А начиная с 2000 г. и по настоящее время сложились благоприятные условия для их развития, что вызвало бурный рост численности малых форм хозяйствования.

Среди опрошенных хозяйств преобладают формирования с численностью до 10 человек — 61,6 %. Это в основной своей массе личные подсобные хозяйства, средняя численность работников в таких предприятиях составляет 4 человека. 17,4 % — могут быть отнесены к категории малых предприятий в соответствии с Федеральным законом, средняя численность на таких предприятиях составляет 32 человека. 21,1 % работают на крупных сельскохозяйственных предприятиях, средняя численность работающих на которых составляет 180 человек.

40,5%

17 4%

14,5% 13,2% 12 4%

до 1991 г.

1991-1995 гг. 1995-1998 гг. 1998-2000 гг. 2000-2008 гг.

Рис. 3. Группировка малых форм бизнеса в АПК по году создания

На момент исследования средняя земельная площадь личных подсобных хозяйств составила 2,2 га, в том числе в собственности — 1,7 га, а вся необходимая документация оформлена на 1,6 га. Что касается малых предприятий, то средняя земельная площадь составляет 432,1 га, в том числе в собственности — 288,8 га, при этом документально оформлена вся земля. Крупные предприятия имеют среднюю земельную площадь 5 567 га, оформленной в собственность — 2 844 га, причем полностью оформлены документы только на 2 601,5 га.

Опрошенные хозяйства имеют достаточную обеспеченность объектами производственной инфраструктуры. Так, 62,8 % респондентов сообщили, что имеют помещения для содержания животных, 58,3 % — складские помещения для хранения продукции, 39,7 % — помещения для хранения техники. Но 10,3 % респондентов ответили, что никаких из вышеперечисленных объектов инфраструктуры не имеют.

В процессе деятельности исследуемые хозяйства производят и реализуют разнообразную продукцию. 52,9 % охваченных анкетированием форм хозяйствования производят и реализуют мясо, 50,0 % — молоко, 40,1 % — картофель, 18,6 % — овощи, 15,7 % — яйца, 10,3 % — мед. Кроме того, 24 % опрошенных ответили, что производят другую продукцию сельского хозяйства, такую, например, как зерновые, подсолнечник, свеклу.

Более 70 % произведенной продукции реализуют 27,3 % опрошенных респондентов, до 70 % —

23.6 % опрошенных, до половины — 23,6 %, до 30 % —

20.7 %, и только лишь 5 % использует продукцию для личного потребления.

В настоящее время лишь 7,9 % хозяйств различных категорий участвует в кооперативах (сбытовые— 2,9 %, производственные — 2,5 %, обслуживающие — 1,7 %, снабженческие — 1,2 %, кредитные — 0,4 %, перерабатывающие — 0,4 %).

Из 92,1 % респондентов, не участвующих в деятельности кооперативов, объяснили свои мотивы следующими причинами: 12,8%

39,7%

47,5%

□ Россельхозбанк □ Сбербанк □ Прочие организации

Рис. 4. Структура использования финансово-кредитных организаций

• нет необходимости — 31,8 %,

• нет возможности — 15,7 %,

• недостаточно информации о деятельности

кооперативов — 1,2 %.

При этом 43 % опрошенных затруднились ответить, почему они не участвуют в кооперативах.

Из всех опрошенных хозяйств 44,2 % считают, что хозяйство стабильно прибыльное, 48,6 % — затруднились ответить, и только 7,0 % сообщили, что считают свое хозяйство убыточным.

Поддержкой финансово-кредитных институтов пользуются 69,8 % респондентов. Из них 47,5 % обращается в Россельхозбанк, 39,7 % — в Сбербанк и 12,8 % в прочие организации (рис. 4).

С целью развития хозяйства кредитные ресурсы получают 56,2 %, а 43,8 % — для поддержания хозяйства в существующем состоянии.

При получении кредитов в 42,6 % случаев залоговой базой выступало движимое и недвижимое имущество, в 38,5 % — поручительство, в 26,0 % — техника и оборудование.

Средняя продолжительность процедуры получения кредита составила 15 дней. В течение этого периода респонденты, желающие получить кредит, столкнулись со следующими трудностями: 30,1 % — сложность в оформлении кредита, 21,3 % — удаленность финансово-кредитных институтов, 16,6 % — испытали сложности в оформлении имущества в залог. 42,6 % опрошенных лиц трудностей в процессе получения кредитов не испытали (рис. 5).

Опыт получения кредитов обусловил то, что на вопрос «Собираетесь ли Вы в ближайшие 2—3 года снова обратиться за кредитами?» только 27,2 % респондентов ответили утвердительно, 20,7 % — ответили категорически «нет», и 52,1 % — затруднились ответить.

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам получают 32,0 % опрошенных, у 21,3 % респондентов документы приняты к рассмотрению, но субсидии не получены, и 46,7 % субсидий не получают.

Полученные средства главы хозяйств планируют израсходовать на различные нужды. А именно: 44,4 % — на покупку сельскохозяйственной техники, 41,1 % — на оборудование животноводческих помещений, 28,4 % — на закупку удобрений, 22,5 % — на закупку ГСМ, 20,7 % — на закупку запчастей, 14,8 % — на прочие нужды.

Одновременно только лишь 39,6 % опрошенных абсолютно уверены, что смогут вернуть полученные средства, 13,6 % ответили «скорее да», 30,8 % — имеют опасения по поводу невозврата кредитов и 16,0 % — затруднились ответить.

30,2%

£0/

Сложность в оформлении кредита

Удаленность финансово-кредитной организации

Сложность оформления имущества в залог

Трудностей не испытал

Рис. 5. Трудности, отмеченные в процессе получения кредита

В последние несколько лет в связи с тем, что экономика страны стабилизировалась, появилась возможность получать долгосрочные 8-летние кредиты. Этой возможностью на настоящий момент воспользовались только 12 % из опрошенных. В дальнейшем обратиться планируют по поводу получения такого кредита 15,3 % респондентов, 55,0 % — затруднились ответить и 29,8 % категорически ответили «нет».

На вопрос «Какие меры могут поспособствовать развитию кредитования?» 43,3 % опрошенных ответили, что упрощение правил и процедуры получения кредита, 40,1 % — расширение возможностей и условий сбыта продукции, 39,3 % — увеличение субсидий и дотаций.

А среди причин неразвитости долгосрочного кредитования наиболее частыми ответами стали невыгодность условий кредитования (44,6 %), сложная и длительная процедура получения кре-

дита (41,7 %), отсутствие залоговой базы (19,0 %).

Однако, вместе с тем, 63,6 % респондентов уверены, что реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» позволит улучшить положение в аграрном секторе.

Таким образом, государственная поддержка, оказываемая малым формам хозяйствования в АПК, велика, но главы хозяйств отмечают некоторые моменты (рис. 6), которые могли бы поспособствовать развитию данных форм хозяйствования, в частности:

• усиление государственной поддержки — 18,2 %;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• увеличение субсидий и дотаций — 5,0 %;

• стабилизация цен на реализуемую продукцию —

5.0 %;

• снижение процентных ставок по кредитам —

4.1 %;

• упрощение процедуры кредитования — 3,3 %;

• развитие кооперации — 3,3 %;

• привлечение в отрасль квалифицированных кадров — 2,9 %;

• стабилизация социальной обстановки — 2,5 %;

• улучшение условий сбыта — 2,1 %;

• затруднились ответить на поставленный вопрос - 46,7 %.

Результаты проведения мониторинга развития малого агробизнеса в Белгородской области позволяют сделать выводы о том, что постепенно трансформируется институциональная структура

£ оо 3

о ая

Э о

X

О

О -1

схо^ сх

Ш .0 X ю х о

4 6,7° %

18,2%

5,0% 5,0% 4,1% 3,3% 3,3% 2,9% 2,5% 2,1%

Г~| Г~| Г~| Г-1 г-1

Рис. 6. Формы поддержки, которые могли бы способствовать развитию малых форм хозяйствования

Таблица 2

Динамика доли хозяйств населения в производстве продукции животноводства в 1954—2008 гг., %

Показатель 1954 1960 1970 1980 1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008

Скот и птица на убой, в убойном весе 62,5 38,1 34,8 26,4 17,3 43,7 61,2 23,0 15,3 10,7 7,6

В том числе:

говядина 42,4 20,9 14,8 11,6 2,6 34,2 63,9 55,2 55,9 50,7 51,8

свинина 72,9 43,5 43,5 30,7 24,9 48,9 57,2 30,5 21,3 13,8 7,7

баранина 61,5 56,9 35,7 38,9 23,3 55,3 91,2 96,2 96,6 93,6 95,6

мясо птицы 65,6 64,0 68,0 53,9 34,7 56,0 61,9 8,3 4,7 3,6 2,7

Молоко 73,7 52,6 34,4 25,7 17,0 29,4 39,2 38,6 38,7 38,9 38,3

Яйца 81,5 76,6 53,8 46,4 48,1 57,4 43,3 22,9 16,6 14,6 11,8

Шерсть (в физическом весе) 38,8 47,0 13,6 7,7 8,3 35,0 75,6 86,7 90,0 88,9 82,1

сельскохозяйственного производства Белгородской области. Сегодня на территории Белгородской области осуществляют экономически активную деятельность 1 815 крестьянских фермерских хозяйств, 7 750 личных хозяйств, 266 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе созданные в рамках программы «Семейные фермы Белогорья».

На долю крестьянских (фермерских) хозяйств приходится 17,6 % всей земли, причем 17,8 % — пашни. Постепенно повышается размер посевных площадей в хозяйствах населения, особенно в крестьянских (фермерских) хозяйствах (на 50 % за последние четыре года), и доля индивидуального предпринимательства по сельскохозяйственной деятельности и крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве овощных культур.

Удельный вес малого агробизнеса, представленного крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями и личными подсобными хозяйствами населения, сегодня составляет в производстве валовой продукции сельского хозяйства Белгородской области более 20 %. Наиболее значительную роль сегодня малый агробизнес играет в растениеводстве, где на его долю приходится 31 % производства.

У крестьянских (фермерских) хозяйств наблюдается самая высокая эффективность использования привлеченных средств — в каждом рубле валовой продукции сельского хозяйства содержится только 8 коп. кредитных средств и 4 коп. субсидий, то есть на каждый рубль субсидированных средств ими произведено валовой продукции на 271,43 руб., что в 15 раз превышает отдачу субсидий в крупных хозяйствах.

Однако в животноводстве ведущую роль играют крупные интегрированные холдинги, основанные на государственно-частном партнерстве. В производстве продукции животноводства малый бизнес сегодня составляет 7,6 %. Однако по структуре животноводческой продукции его роль в произ-

42 -

водстве неоднозначна (табл. 2). Так, в производстве говядины, хотя и наметились в последние годы тенденции к сокращению, доля хозяйств населения в 2008 г. составила 51,8 %. В производстве баранины их доля составляет 95,6 %, молока — 38,3 %, шерсти - 82,1 %, яиц - 12 %.

Изучение структуры сельскохозяйственных товаропроизводителей по категориям хозяйств в территориальном разрезе показывает, что самый большой объем валовой продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей был произведен крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в Чернянском и Новооскольском районах (381,7 и 318,2 млн руб. соответственно), что составляет практически третью часть всей валовой продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами области. Хозяйства населения больше всех произвели валовой продукции в районах: Белгородском (на сумму 1 166,7 тыс. руб.), Красногвардейском (на сумму 1 077,8 тыс. руб.), Алексеевском (на сумму 946,8 тыс. руб.).

Таким образом, результаты исследования показали, что малые формы хозяйствования в АПК Белгородской области постепенно и успешно завоевывают собственные ниши, играют значимую роль в растениеводстве, производстве редких на сегодняшний день видов животноводческой продукции, повышают эффективность использования сельскохозяйственных угодий, и прежде всего пашни, оказывают позитивное воздействие на развитие крупного интегрированного сельскохозяйственного производства, способствуют улучшению социальной обстановки в регионе, обеспечивая полную занятость большому числу экономически активного населения области.

Отметим, однако, что проведенный социологический мониторинг развития малого агробизнеса в Белгородской области выявил следующий факт: несмотря на государственную поддержку, оказываемую малым формам хозяйствования в АПК, для более эффективного производства

малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве необходимо решать проблемы развития села в комплексе.

Чтобы максимально вовлечь крестьянские (фермерские) и личные хозяйства в экономически активное производство, а кредитные вложения и выделяемые субсидии были эффективными, сельхозтоваропроизводители должны быть уверены в стабильности своего бизнеса, возможности продать свою продукцию по ценам, обеспечивающим рентабельность, позволяющую осуществлять расширенное их воспроизводство. Не в меньшей степени важными остаются вопросы доступной цены на технику, горючее и смазочные материалы, средства защиты животных и растений, другие

материальные ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве.

Список литературы

1. Программа развития сельского хозяйства Белгородской области на 2008—2012 гг.: постановление правительства Белгородской области от 08.10.2007 № 231-пп.

2. Производство продукции сельского хозяйства в Белгородской области. Статистический сборник // Белгородстат. 2008. С. 80.

3. Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области. URL: http://belg.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.