Научная статья на тему 'Анализ и оценка системы налогообложения малого предпринимательства'

Анализ и оценка системы налогообложения малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остовская Анастасия Андреевна, Полищук Владислав Валерьевич

В условиях становления и развития рыночной экономики должна расти социально-экономическая роль малого бизнеса, который способен создавать новые рабочие места, расширять занятость, привлекать к легальному экономическому обороту средства, которые находятся вне его, и формировать конкурентную среду. Следует отметить, что упрощенная система налогообложения определила свою эффективность прежде всего по отношению к обычной системе налогообложения, но одновременно выявила и ряд проблем, которые требуют быстрого решения. Налогообложение малого бизнеса должно быть эффективным не только для его субъектов, но и для государства, а также справедливым по отношению к другим налогоплательщикам. Исходя из проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия, необходимо усилить внимание к малому бизнесу. В кризисных условиях именно малые предприятия способны стимулировать развитие конкуренции, расширять ассортимент, повышать качество, поддерживать экономическое равновесие местных потребительских рынков. Проведен анализ малых предприятий, определен их удельный вес в структуре предприятий РФ, обоснована необходимость реформирования комплекса элементов малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Остовская Анастасия Андреевна, Полищук Владислав Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка системы налогообложения малого предпринимательства»

НАЛОГИ

УДК 334.012

Остовская Анастасия Андреевна,

к. н. г. у., доцент,

кафедра государственного и муниципального управления, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Полищук Владислав Валерьевич,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Ostovskaya Anastasiya Andreevna, Ph.D. in State administration, associate professor, Department of the State and Municipal Administration, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

Polishchuk Vladislav Valer'evich,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ANALYSIS AND EVALUATION SYSTEM OF TAXATION OF SMALL BUSINESS

В условиях становления и развития рыночной экономики должна расти социально-экономическая роль малого бизнеса, который способен создавать новые рабочие места, расширять занятость, привлекать к легальному экономическому обороту средства, которые находятся вне его, и формировать конкурентную среду. Следует отметить, что упрощенная система налогообложения определила свою эффективность прежде всего по отношению к обычной системе налогообложения, но одновременно выявила и ряд проблем, которые требуют быстрого решения. Налогообложение малого бизнеса должно быть эффективным не только для его субъектов, но и для государства, а также справедливым по отношению к другим налогоплательщикам. Исходя из проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия, необходимо усилить внимание к малому бизнесу. В кризисных условиях именно малые предприятия способны стимулировать развитие конкуренции, расширять ассортимент, повышать качество, поддерживать экономическое равновесие местных потребительских рынков. Проведен анализ малых предприятий, определен их удельный вес в структуре предприятий РФ, обоснована необходимость реформирования комплекса элементов малого предпринимательства. Ключевые слова: финансовое состояние, малые предприятия, малый бизнес.

n the conditions of formation and development of market economy needs to grow socio-economic role of small business that is able to create new jobs, increase employment, attract legal economic turnover funds that are outside of it and to form a competitive environment. It should be noted that the simplified taxation system has determined its effectiveness primarily in relation to the normal tax system, but also revealed a number of problems that require quick solutions. The taxation of small business must be effective not only for its subjects but for the state, and also fair to other taxpayers. Based on the problems faced by small enterprises is necessary to strengthen the small businesses. In crisis conditions, small enterprises can stimulate the development of competition, expand the range, improve quality, maintain the economic balance of local consumer markets. The analysis of small enterprises, defined by their specific weight in the structure of Russian enterprises, and the necessity of reforming the set of elements of small business.

Keywords: financial state, small businesses, small business.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие и становление налоговой системы любого государства является сложным процессом, который длится на протяжении десятилетий. О силе государства в экономическом аспекте можно судить исходя из ряда показателей: уровня благосостояния граждан, динамики макроэкономических показателей и способности выполнять взятые на себя обязательства. Для достижения надлежащего уровня развития государства применяется ряд фискальных инструментов, зависящих от разнообразных факторов, включая исторические и геополитические [1].

51

В условиях становления и развития рыночной экономики должна расти социально-экономическая роль малого бизнеса, который способен создавать новые рабочие места, расширять самозанятость, привлекать к легальному экономическому обороту средства, которые находятся вне его, и формировать конкурентную среду. Следует отметить, что упрощенная система налогообложения определила свою эффективность прежде всего по отношению к обычной системе налогообложения, но одновременно выявила и ряд проблем, которые требуют быстрого решения. Налогообложение малого бизнеса должно быть эффективным не только для его субъектов, но и для государства, а также справедливым по отношению к другим налогоплательщикам.

Одной из основных задач экономики является стимулирование предпринимательской деятельности через создание благоприятных условий для ее налогообложения. Деятельность малого предпринимательства в целом для экономики государства является важнейшим фактором увеличения ее гибкости. По тому, как развивается малый бизнес, можно судить о приспособленности государства к нарастающим темпам изменения экономической ситуации как внутри страны, так и за ее пределами. Современную экономику невозможно представить без малого предпринимательства, и, в свою очередь, нынешнюю жизнь без экономики в целом, ведь предпринимательство занимает ключевую позицию в жизни каждого государства.

Следует отметить, что малое предпринимательство является одним из градообразующих сегментов государственной экономики в целом, а также представляет собой мощный фундамент для повышения материального и духовного благополучия каждого человека в стране, является составляющим элементом объединения нации в целом. Проблема развития предпринимательства, а особенно малого и среднего кластера, и проблема качественного и количественного роста его составляющих является актуальной, ведь предпринимательство, в большинстве своем, предоставляет все необходимые услуги и товары, которые необходимы для комфортного существования человека.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является анализ налоговой политики страны и её последствий в отношении субъектов малого предпринимательства.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Без малого бизнеса потребности населения не будут удовлетворены в полной мере, а экономика государства не будет развиваться интенсивно. С момента формирования Российской Федерации существует проблема рационализации и эффективности развития малого и среднего предпринимательства за счет низкоквалифицированного рабочего персонала как в государственных учреждениях, так и в самих организациях: жесткие административные барьеры, высокие ставки по кредитованию малого предпринимательства, а самым главным барьером является высокая конкуренция с крупными отечественными производителями и иностранными поставщиками.

Рассматривая долю доходности малого предпринимательства к ВВП в экономике России, следует отметить, что она колеблется в пределах 20 %. Так, в программе по развитию малого предпринимательства предполагается скачок количества малых организаций до 24 %, что нам представляется маловероятным, так как не сформированы соответствующие условия для такого скачка. На рис. 1 представлены количественные показатели малого предпринимательства за 2011-2014 гг.

Также необходимо выделить ряд факторов, тормозящих развитие малого и среднего предпринимательства в России:

1) инфляция, пагубная финансово-экономическая обстановка, отсутствие сильной правовой защищенности мелких предпринимателей, высокий уровень кредитных ставок;

2) низкий уровень правовых и организационно-экономических знаний предпринимателей;

3) недостаточно проработанное налогово-правовое поле, регулирующее деятельность малого предпринимательства;

4) незначительная государственная поддержка со стороны государства.

Ряд перечисленных недостатков государственной политики в отношении малого предпринимательства не вызывает сомнений в актуальности дальнейших исследований в данной сфере.

Тем не менее одним из основополагающих сдерживающих факторов для развития малого предпринимательства является налогообложение, которое непосредственно влияет на качественную и количественную составляющую малого бизнеса в России. Данная проблема берет свое начало с того, что в налоговом кодексе отсутствует понятие субъекта малого предпринимательства, вследствие чего не предусмотрены специальные условия налогообложения малого предпринимательства. В Российской Федерации рассматриваются лишь два вида налоговых режимов для рас-

52

4500п

4000-

3500-

3000-

2500-

2000-

1500-

1000500-

0-1-1-1-1-

2011 год 2012 год 2013 год 2014 год

Рис. 1. Количество малых предприятий в период 2011-2014 гг. (Составлено авторами)

сматриваемых субъектов: ОСН, или общий (уплата местных, региональных и федеральных налогов) и специальный (предусмотрена уплата единого налога, размер которого устанавливается в упрощенном порядке, взамен нескольких основных налогов). Используя общий порядок налогообложения, организации имеют право выбрать либо НДФЛ 13 %, налог на прибыль организации 20 %, в случае реализации товаров, работ, услуг уплачивается НДС 18 % и налог на имущество 1,5 %.

Малое предпринимательство уплачивает взносы в пенсионный, социальный и медицинский фонды страхования. В большинстве своем субъекты малого предпринимательства не решаются работать на общей системе налогообложения, а используют один из четырех налоговых режимов:

• единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

• упрощенная система налогообложения (УСН);

• система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

• патентная система налогообложения (ПСН) [3].

В большинстве своем предприниматели малого бизнеса применяют единый налог на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения. Преобладающая часть предпринимателей малого бизнеса используют упрощенную систему налогообложения. По данной системе организации облагаются по ставкам 6 % и 15 % в зависимости от объекта налогообложения. Выбор данной системы является добровольным, и предприниматель сам определяет выгодность собственного выбора.

При анализе результатов налоговой политики страны нами было выявлено, что в Российской Федерации специальные налоговые режимы представляют собой сдерживающий фактор роста основных показателей малого предпринимательства, так как основополагающими причинами являются:

• нынешняя практика взимания налогов и их исчисления при применении специальных налоговых режимов;

• недостаточно развита система консультирования для определенных режимов налогообложения;

• сильное давление со стороны контролирующих органов;

• отсутствие разъяснений в нормативно-правовой базе обязательных налогов к уплате теми или иными субъектами хозяйствования.

В ходе проведенного анализа малого предпринимательства Российской Федерации было выявлено, что удельный вес налогоплательщиков, которые применяют УСНО и ЕНВД, снижается в общем объеме поступлений в федеральный бюджет — это отрицательно сказывается на общем

53

□ Малые

микро предприятия, тыс.

□ Индивидуальные предпр иниматели, тыс.

Таблица 1. Оценка налогообложения малого бизнеса РФ, млрд

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Поступление налогов в федеральный бюджет млрд руб. 3569,7 2500,1 3172,2 4477,7 5105,1 6618,3 7408,6

УСНО, млрд руб. 110,7 106,2 130,2 148,7 175,3 212,3 229,3

ЕНВД млрд руб. 63,4 64,9 72,4 71,1 79,9 74,5 76,6

ЕХСН млрд руб. 1,8 2,3 3,3 3,3 3,7 4,0 4,7

Доля УСНО от ФБ, % 3,1 4,2 4,1 3,3 3,4 3,2 3,1

Доля ЕНВД от ФБ, % 1,8 2,6 2,3 1,6 1,6 1,1 1,0

Доля ЕХСН от ФБ, % 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

Общая доля специальных налоговых режимов в доходах бюджета, % 5 6,9 6,5 5 5,4 4,3 4,2

зуб.

*

* Составлено на основе [6].

состоянии экономики государства. Наибольшие поступления в доходную часть бюджета вносят малые предприятия и индивидуальные предприниматели, которые используют УСНО 3,4 %, доля налоговых поступлений от ЕСХН менее 1 %. Ввиду этого основными недостатками нынешней системы налогообложения субъектов малого предпринимательства являются:

1. Запутанная и сложная система налогообложения. Так, не соблюдается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предполагающая формулировку актов законодательства о налогах и сборах, работающая по схеме «какие налоги платить и в каком порядке». Уплата налогов требует от малого предпринимательства четкого понимания налогового законодательства и профессиональных знаний в сфере бухгалтерского учета.

2. Высокое налоговое бремя. Очевидно, что приоритетным интересом государства является удовлетворение фискальных потребностей. Иными словами, в Российской Федерации ставки формируются без глубокого экономического анализа и рынка в целом.

3. Нестабильность законодательства. Слишком сложная формулировка нормативно-законодательной базы в сфере налогообложения, а также чересчур частые изменения налогового законодательства, вследствие чего усложняется работа налоговых служб, а налогоплательщики становятся бесправными. Изменения налогового законодательства должны происходить единовременно с внесением уточнений в бюджеты путем внесения изменений в нормативные и законодательные акты по налоги и сборам.

В ноябре 2015 года был проведен всероссийский статистический опрос малого предпринимательства, связанный с вопросами налогообложения, результаты которого показали, что количество предпринимателей, которые ощутили ожесточение влияния налогообложения и усиления административных барьеров контролирующих организаций, составляет 57,8 %. Также изменилось мнение об ухудшении условий ведения предпринимательства: 15,4 % предпринимателей считают, что для совершенствования налоговой системы необходимо уменьшить налоговое бремя (рис. 2).

Несмотря на мнения предпринимателей малого бизнеса, налоговая нагрузка постоянно растет. Это подтверждается словами руководителя ФНС о том, что за 2015 год рост налоговых поступлений от малого предпринимательства почти в 2,5 раза опередил рост налоговых поступлений в бюджет страны [4].

Вследствие таких негативных изменений в мнениях предпринимателей малого бизнеса можно отметить тенденцию, направленную на снижение численности участников малого предпринимательства (табл. 2) [5].

В период с 2013 по 2015 гг. количество предприятий малого бизнеса снизилось на 46 тыс. ед. (2,23 %) из-за ужесточения мер наказания и отсутствия поддержки со стороны государства.

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования нами сделаны выводы о необходимости реформирования комплекса элементов малого предпринимательства, которое состоит в следующем:

1) упрощение порядка уплаты налогов;

54

Рис. 2. Динамика налоговых поступлений в бюджет РФ от субъектов малого предпринимательства, млрд руб. (Построено авторами).

Таблица 2. Динамика малых предприятий, тыс. ед. *

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Количество малых предприятий, тыс.ед. 1732,8 1836,4 2003,0 2063,1 2038,3 2017,1

* Составлено на основе [5].

2) увеличение прозрачности налогового законодательства, его реформирование, а также снижение налогового бремени;

3) проведение разъяснительных мероприятий для субъектов малого предпринимательства в области налогообложения;

4) модернизация автоматизированных аппаратов уплаты налогов посредством создания личных кабинетов в едином реестре.

Таким образом, без реформирования налогообложения малого бизнеса невозможно представить эффективную систему предпринимательства в стране, так как прозрачность и простота уплаты налогов не только являются основополагающими элементами в выполнении своей фискальной функции, но и повышают мотивацию развития малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности государства в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смирнова Е.А. Сравнительная характеристика налоговых систем Российской Федерации и Украины / Е.А. Смирнова, Д.Н. Хараим // Перспективш питання економши та управлшня: Збiрник матерiалiв Мiжнародноl науково-практично! штернет-конференци (17-18 квгтня 2014 р.). — Дшпро-петровськ, 2014. — С. 139-142.

2. Сморгина И.А. Налогообложение малых предприятий / И.А. Сморгина // Право и экономика. — 2012. — № 11. — С. 74-79.

3. Галкин В.В. Налогообложение малого бизнеса / В.В. Галкин [Электронный ресурс] — Режим доступа: vadim-galkin.ru/ (дата обращения: 20.03.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Серегин В.Н. Цифры и факты: налоговые поступления в бюджет выросли / В.Н. Серегин // Деловая среда. — 2015. — № 2. — С. 25-26.

5. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 20.03.2017).

6. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа: base.garant.ru/10900200/ (дата обращения: 20.03.2017).

Статья поступила в редакцию 3 апреля 2017 года Статья одобрена к печати 14 июня 2017 года

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.