Научная статья на тему 'Анализ и оценка рынка лизинговых услуг в России'

Анализ и оценка рынка лизинговых услуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
504
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ФАКТОР / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ПРОГНОЗ / УРОВЕНЬ / СТРАТЕГИЯ / ИНДИКАТОР МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / LEASING / PROMISING FACTOR / PROBLEMS OF DEVELOPMENT / FORECAST / URO-WEN / STRATEGY / THE MODERNIZATION OF THE INDICATOR / THE DEVELOPMENT TREND FORECAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нитяго Ирина Васильевна, Мороз Оксана Николаевна

В статье рассмотрены проблемы и выделены факторы, препятствующие развитию рынка лизинговых услуг в Российской Федерации. Обоснован имеющийся потенциал и располагаемые ресурсы на рынке лизинга. Представлены возможные макроэкономические прогнозы развития рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND ASSESSMENT OF THE MARKET IN RUSSIA LEASING SERVICES

The article describes the problem and highlighted the factors impeding the development of mar-ka leasing services in the Russian Federation. Substantiated existing capacity and available resources in the leasing market. Presented possible macroeconomic forecasts of market development.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка рынка лизинговых услуг в России»

УДК 334.021

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ

Ирина Васильевна Нитяго

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (983)304-19-46, e-mail: Viktorija.68@mail.ru

Оксана Николаевна Мороз

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, зав. кафедрой управления и предпринимательства, тел. 263-34-08, e-mail: ksenijasib@mail.ru

В статье рассмотрены проблемы и выделены факторы, препятствующие развитию рынка лизинговых услуг в Российской Федерации. Обоснован имеющийся потенциал и располагаемые ресурсы на рынке лизинга. Представлены возможные макроэкономические прогнозы развития рынка.

Ключевые слова: лизинг, перспективный фактор, проблемы развития, прогноз, уровень, стратегия, индикатор модернизация, тенденции развития, прогноз.

ANALYSIS AND ASSESSMENT OF THE MARKET IN RUSSIA LEASING SERVICES

Irina V. Nityago

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., associate professor of the Department of Management and Entrepre-neurship, tel. (983)304-19-46, e-mail: Viktorija.68@mail.ru

Oksana N. Moroz

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., head of the Department of Management and Entrepreneurship, tel. 263-34-08, e-mail: ksenijasib@mail.ru

The article describes the problem and highlighted the factors impeding the development of mar-ka leasing services in the Russian Federation. Substantiated existing capacity and available resources in the leasing market. Presented possible macroeconomic forecasts of market development.

Key words: leasing, promising factor, the problems of development, forecast, uro-Wen, the strategy, the modernization of the indicator, the development trend forecast.

Лизинг является одним из самых прогрессивных методов финансирования производства, способным предоставить современным предприятиям доступ к самой передовой технике. [1]

На сегодняшний день это один из немногих способов долгосрочного и среднесрочного финансирования, которые доступны российским организациям. Механизм лизинга привлекателен для лизингополучателей благодаря его экономической эффективности, большей гибкости и доступности по сравнению с банковским финансированием [2].

Сегодня большинство лизинговых компаний в своей деятельности ориентируется на малые и средние предприятия (около 38 % только на крупные - 7 % на предприятия любых размеров - 40 % на средние и крупные - 15 %). Лизинг является эффективным механизмом финансирования этого сектора, который банковская сфера обычно обходила стороной [3].

На долю РФ приходится всего 0,28 % общего объема лизинговых операций пятидесяти ведущих стран мира. В Германии этот показатель равен 4,7 %, у Японии - 18 %, на США приходится - 47 %. Из пятидесяти участников в рейтинге стран по развитию лизинга Россия находится в конце третьего десятка.

Темпы развития лизинга не соответствуют сегодняшним потребностям экономики, и спрос на эти услуги удовлетворяется не полностью. Однако, перспективы рынка лизинговых услуг нельзя не оценить положительно [4].

Существующие препятствия развитию рынка лизинга условно можно разделить на три основные группы: технические, системные и обусловленные «молодостью» российского рынка лизинга.

К техническим препятствиям можно отнести следующие:

• недоработанные или не соответствующие практике лизинговой деятельности положения в Законе "О финансовой аренде (лизинге)" в части вторичного использования изъятого имущества;

• регулирование случаев дефолтов лизингополучателей;

• неотработанность процедур досудебного возвращения имущества лизингодателя в случае неплатежей со стороны лизингополучателя;

• норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, препятствует кредитованию банками лизинговых компаний в необходимом объеме;

К системным проблемам развития лизинга можно отнести: фактически отсутствует система страхования коммерческих рисков, случаи страхования имеют только экспериментальный характер, формулировки страховых компаний при страховании финансовых рисков весьма неопределенные, а ставки высокие;

отсутствие специального таможенного режима предусмотренного для договоров лизинга в российском таможенном законодательстве;

Препятствия, обусловленные "молодостью" российского рынка лизинга:

• отсутствие готовых решений в области комплексной автоматизации лизинговой компании;

• отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которое бы обеспечивало бы постоянной и доступной информацией о предложениях лизинговых услуг [5].

Следует отметить, что российский рынок лизинговых услуг в 2015 г. подвергся угнетающему воздействию экономико-политических санкций со стороны Евросоюза и Украины в том числе, благодаря чему объем прибыли в отраслевой сфере лизинга заметно понизился по сравнению с прошлым годом, а так-

же упало количество инвесторов и процент инвестиций в данную финансовую область.

Повысились долги и займы в лизинговых компаниях и предприятиях - как в коммерческих банках, так и в государственных. В условиях отсутствия денег у предприятий, спада производства, а также значительного сокращения инвестирующих программ, услуги лизинговых компаний востребованы довольно низко [6].

Высокая степень износа основных фондов в России означает необходимость поддержки механизма лизинга государством. Безусловно, развитие государственных программ и лизинговых компаний - это очень правильный инструмент экономической и промышленной политики. Но не менее важно сохранить и простимулировать рыночный сектор лизинга [7].

Можно предположить следующие меры и действия для решения создавшихся проблем:

1) право собственности должно переходить лизингополучателю по окончании срока договора лизинга, а при погашении лизинговых платежей в полном объеме - разрешить вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества;

2) необходимо закрепить положение о том, что во время судебной процедуры объект лизинга должен находиться у лизингодателя;

3) законодательно разрешить передавать в лизинг программное обеспечение в составе оборудования;

4) перенести зарубежный опыт страхования финансовых рисков на российскую почву - законодательно закрепить безусловное право изъятия объекта лизинга без судебных процедур;

5) разработать схему разделения лизинговых рисков, "бэк-ап" соглашений;

6) создание системы общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов, принятие закона о кредитных бюро; разработка специализированными компаниями программ по автоматизации лизинга;

7) введение министерством образования специальности "Лизинг", либо предмета "Лизинг" в учебный план [8].

В среднесрочном периоде рынок лизинга для малого бизнеса будет расти, но устойчивость этого роста остается под вопросом в связи с недостатком у государства финансовых средств для стимулирования и преобразования экономики и инертностью бизнеса.

На фоне неблагоприятных изменений инвестиционного климата, общего сокращения деловой активности государственное вмешательство и регулирование рынка лизинговых услуг может сыграть стабилизирующую роль. Есть два пути такого регулирования [9].

Первый — связан общей поддержкой рынка, с предоставлением льгот и привилегий всем его участникам.

Второй путь предполагает прямое бюджетное финансирование полностью государственных или государственно ориентированных лизинговых компаний, то есть он связан с селективной поддержкой отдельных участников рынка.

Именно второй вариант и реализуется, т.к. в связи с санкциями и экономическим кризисом доля инвесторов и инвестирующих фирм среди частных лиц и ИП сравнительно мала с госбюджетом, который перспективно мог финансировать и инвестировать лизинговый рынок РФ [10].

Компании с участием государства очень зависимы от условий предоставления и размеров бюджетного финансирования. Их деятельность не всегда является эффективной, такие фирмы не могут быть названы полностью рыночно ориентированными. Их присутствие оказывает определенное влияние на структуру рынка, но не способствует формированию и развитию конкуренции на нем. Оживляющую и стимулирующую роль могли бы сыграть меры, направленные на поддержку более широкого круга фирм (независимо от формы собственности и структуры капитала) или отдельных видов лизинговых операций.

Таблица

Анализ сегментов рынка лизинговых услуг за 2015 г. [11]

Сегмент Факторы роста сегмента Факторы замедления Прогноз прироста на 2016 г., % Прирост, млрд руб. Влияние на общий прирост нового бизнеса, п. п. Влияние на общий прирост нового бизнеса, п. п.

Железнодорожная техника Субсидирование потерь при приобретении инновационных вагонов и скидка на покупку нового вагона при утилизации старого Возможное субсидирование государством затрат на приобретен. локомотивов посредством лизинга для ОАО «РЖД» Сокращение ж/д перевозок, продолжающееся падение грузоперевозок из-за снижения цен на сырьевую продукцию, насыщение ж/д парка -45 / -35 -69,5 / -54,0 -10,4 -8,1

Авиатехника Господдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи (и лизинга российских самолетов, докапитализация ГТЛК Кризис в отрасли, девальвация рубля, снижение объема перевозок, удорожание «длинных» кредитных ресурсов из-за санкций -15 / -5 -13,2 / -4,4 -2,0 -0,7

Грузовые и легковые авто- Ликвидность предмета лизинга, госпрограмма льготного биавтолизинга Снижение перевозок, продолжающееся падение объема продаж автомобилей, повышение цен на автомобили -15 / -5 -36,5 / -12,2 -5,4 -1,8

Прочие Замедление -25 /-15 -48,6 / -29,2 -7,2 -4,4

Итого прирост по рынку -25,0 -15,0

Согласно негативному прогнозу новый бизнес составит в 2016 г. около 510 млрд руб. Усиление кризисных явлений в железнодорожной отрасли может привести к падению сегмента на 45 %. В авиасегменте также продолжится сжатие объема нового бизнеса, но за счет господдержки в виде субсидирования лизинга российских самолетов сокращение объема авиатехники на рынке лизинга будет меньше (около 15 %, без господдержки сжатие сегмента составило бы не менее 30 %) [12].

Прогноз также учитывает падение инвестиций в основной капитал - за январь-июнь 2015 г. инвестиции упали на 5,4 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по-прежнему высокую стоимость заемных средств, а также волатильность курса национальной валюты в сочетании с нестабильной внешнеполитической обстановкой [13].

Позитивный прогноз подразумевает сокращение объема нового бизнеса до 15 %, при этом его объем составит около 580 млрд руб. В этом случае предполагается сокращение сегмента ж/д техники на 35 %, авиализинга - на 5 %, прочих сегментов - суммарно не менее чем на 15 %. Автолизинг сможет продемонстрировать отрицательные темпы прироста (таблица 1).

Можно предположить что лизинговой отрасли в ближайшее время лет будут свойственны следующие основные черты:

- укрепление позиций компаний с государственным участием (напрямую, любо через материнский банк);

- уход с рынка части мелких лизинговых компаний;

- объем рынка лизинга в 2016 г. сократится примерно на 25 - 15 %, по сравнению с показателями 2015 г.;

- в структуре сделок возрастет роль государственных учреждений и крупных компаний;

- активный поиск инвесторов в сферу лизинга, в том числе цель заинтересовать иностранных предпринимателей и организации;

- дальнейшей снижение объема рынка лизинга в связи с политикой РФ и ее экономикой в целом [14].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (с изменениями и дополнениями).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая, § 6 Финансовая аренда (лизинг) [Электронный ресурс]: [ФЗ РФ: от 26 января 1996 г.] // Консультант Плюс: справ.правовая система. Законодательство.

3. Deming W. Edwards Fourteen Points and the seven deadly diseases control.- Режим доступа [Электронный ресурс]. - URL: http://www.endsoftheearth.com/Deming14Pts. htm.

4. SWOT Analysis. - Режим доступа [Электронный ресурс]. - URL: http://www.quickmba.com/strategy/swot/.

5. Мороз О. Н. Приоритетные стратегии развития предприятий Сибири // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, ле-

соустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск : СГГА, 2012. Т. 2. - 242 с.

6. Нитяго И. В. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Сибири // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск : СГГА, 2012. Т. 2. - 242 с.

7. Нитяго И. В. Экономическое будущее Сибири: проблемы и перспективы // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). - С. 118-125.

8. ШЮВапк - Лизинг в регионах / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ^рр://тГоЬапк.Ьу/3053/

9. Алексеев А. В. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. - оценка адекватности требованиям времени // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). -Новосибирск : СГГА, 2012. Т. 1. - 244с.

10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и прогноз до 2030 г. [Электронный ресурс] //www.economy.gov.ru

11. ЯА-Эксперт - Аналитика лизинговой деятельности РФ/ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/leasing/

© И. В. Нитяго, О. Н. Мороз, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.