УДК 657. 01
08.00.00 Экономические науки
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Васильева Лорина Федоровна доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и финансы», РИНЦ SPIN-код автора:2575-8197
Купина Виктория Валерьевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры
«Экономика и финансы»
РИНЦ SPIN-код автора 2306-5166
Маничкина Маргарита Владимировна
кандидат экономических наук, доцент кафедры
«Экономика и финансы»,
РИНЦ SPIN-код автора: 3926-1767
Краснодарский филиал Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации,
Краснодар, Россия
Васильева Вера Станиславовна Маркетолог
ООО «Южная инвестиционно-строительная компания»
В статье предложена рейтинговая бальная методика оценки конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности
Ключевые слова: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, АНАЛИЗ, ОЦЕНКА, КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, ПОТРЕБИТЕЛИ, ДОЛЯ РЫНКА, ТЕМП РОСТА СПРОСА, ОПРОС
Рок 10.21515/1990-4665-125-011
UDC 657. 01 Economic sciences
ANALYSIS AND EVALUATION OF COMPETITIVENESS FOR ENTERPRISES OF FOOD INDUSTRY
Vasilyeva Lorina Fedorovna
Doctor of Economical Sciences, Associate Professor at the Department of Economy and Finance, RSCI SPIN-Code: 2575-8197
Kupina Victoria Valeryevna Candidate of Economical Sciences, Associate Professor at the Department of Economy and Finance RSCI SPIN-Code:2306-5166
Manichkina Margarita Vladimirovna Candidate of Economical Sciences, Associate Professor at the Department of Economy and Finance, RSCI SPIN-Code: 3926-1767
Krasnodar branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Krasnodar, Russia
Vasilyeva Vera Stanislavovna marketer
"South invest-construction company"
The article proposes a method of estimating grade rating of competitiveness of the food industry
Keywords: COMPETITIVENESS, ANALYSIS, EVALUATION, QUALITY OF PRODUCTS, CUSTOMERS, MARKET SHARE, GROWTH RATE OF DEMAND, SURVEY
В соответствии с потребностями населения России, базирующимися на рациональных нормах потребления пищевых продуктов и перспективных балансах производства и использования основных видов сырья и продовольствия, в пищевую промышленность страны в течение ближайших 5 лет должно быть инвестировано более 150 млрд. руб., из которых более 80% направлено на реконструкцию и модернизацию существующих предприятий. Большая часть этих средств может быть инвестирована из негосударственных источников. При этом инвесторы
заинтересованы в том, чтобы их средства стимулировали повышение эффективности и конкурентоспособности пищевых предприятий. В этой связи весьма актуально развитие системы анализа и оценки конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности.
Инновационное развитие экономики повышает требования к качеству оценки конкурентоспособности предприятий. При такой оценке исходят из перспектив фирмы и ее продукции, используя показатели, анализ, которых позволит быстро и надежно оценить экономико-финансовое состояние организации, применительно к оценке конкурентоспособности предприятия и определению приоритетности инвестирования средств. Анализ конкурентоспособности предприятия необходимо проводить в рамках комплексной оценки его хозяйственной деятельности с целью улучшения позиции фирмы на рынке. Конкурентоспособность пищевых предприятий может оценена системой показателей, характеризующих:
- качество продукции;
- степень обновления ассортимента;
- рациональность ценовой политики;
- уровень льгот для потребителей.
Для комплексной оценки конкурентоспособности предприятия, необходимо в первую очередь оценить степень удовлетворенности потребителем качества продукции предприятия. Критериями ее оценки является соотношение потребителей довольных качеством продукции предприятия к их общему числу. Для этого периодически проводятся опросы потребителей, по результатам которых и определяется указанная характеристика. Следующим параметром, по которому оценивается конкурентоспособность предприятия является степень соответствия его продукции эталонам качества. При этом в качестве эталонных выбираются наилучшие, по мнению экспертов, аналогичные товары, реализуемые на
данном рынке. Соотношение количества товаров, соответствующих указанным эталонам ко всей продукции предприятия служит оценкой данного параметра.
Далее оценивается рыночная доля продукции предприятия относительно товаров приоритетных конкурентов. Она рассчитывается как средневзвешенное значение относительных долей всех товаров, производимых предприятием по отношению к товарам приоритетных конкурентов данного рынка, с учетом их экономического веса в объеме всей продукции фирмы. При этом приоритетными конкурентами считаются предприятия с наибольшим объемом продаж на данном рынке по каждому виду продукции предприятия.
Еще одним показателем, по которому определяется комплексная оценка конкурентоспособности предприятия является темп роста спроса на продукцию предприятия. Он рассчитывается как средневзвешенное значение темпов роста спроса на данном рынке на отдельные товары, выпускаемые предприятием с учетом их экономического веса в общем объеме ее продукции. При этом сопоставляются данные по объемам продаж на данном рынке за прошлый и позапрошлый годы.
Одним из показателей, характеризующих использование возможностей предприятия, а, следовательно, и его конкурентоспособность, является доля потребителей, пользующихся различными льготами при покупке товаров фирмы. К таким льготам могут быть отнесены рассрочки по оплате, оплата купонами или бонусными картами и другие виды стимулирования сбыта. Указанный показатель рассчитывается как отношение объема льготных платежей к общему объему всех платежей покупателей.
Еще одним из критериев конкурентоспособности предприятия предлагаем использовать коэффициент обновления его продукции,
который рассчитывается как отношение выручки от продаж обновленных в течение 2 последних лет видов продукции к общему объему сбыта фирмы.
Наконец последним из критериев конкурентоспособности предприятия предлагается нами использовать оценку удовлетворенности потребителями ценовой политики предприятия. Она определяется делением количества потребителей, положительно оценивающих ценовую политику предприятия, на общее число опрошенных покупателей.
Для рейтинговой оценки конкурентоспособности пищевых предприятий предлагается использовать следующий индикатор (таблица 1). Таблица 1 - Индикатор конкурентоспособности предприятий пищевой
промышленности
Критерий Низкая Средняя Высокая
значение баллы значение баллы значение баллы
1. Удовлетворенность потребителем качеством продукции предприятия, % <20 2 20-60 3 >60 4
2. Соответствие продукции предприятия эталонам качества, % <10 1 10-40 3 >40 4
3. Доля рынка предприятия относительно приоритетных конкурентов, % <20 1 20-40 3 >40 4
4. Темп роста спроса на продукцию предприятия, % <1 1 1-10 2 >10 4
5. Доля потребителей пользующихся различными льготами при покупке его продукции предприятия, % <10 2 10-20 3 >20 5
6. Коэффициент обновления продукции предприятия <0,1 2 0,1-0,2 3 >0,2 5
7. Удовлетворенность потребителем ценовой политики предприятия, % <10 1 10-30 3 >30 4
Оценку конкурентоспособности предприятия предлагается осуществлять по сумме баллов для всех 7 указанных критериев.
Проведем анализ конкурентоспособности ООО «Гранд-Стар», которое производит растительное масло, томатную пасту и другие продукты питания (таблица 2).
Таблица 2 - Анализ конкурентоспособности ООО «Гранд-Стар»
Критерий 2014 г. 2015 г. Отклонение 2015-2014гг.
значение баллы значение баллы значений баллов
1. Удовлетворенность потребителем качеством продукции предприятия, % 21,5 3 25,2 3 2,7 0
2. Соответствие продукции предприятия эталонам качества, % 34,4 3 42,7 4 8,3 1
3. Доля рынка предприятия относительно приоритетных конкурентов, % 33,6 3 45,4 4 11,8 1
4. Темп роста спроса на продукцию предприятия, % 8,5 2 11,6 4 3,1 2
5. Доля потребителей пользующихся различными льготами при покупке продукции предприятия, % 22,1 5 13,3 3 -8,8 -2
6. Коэффициент обновления продукции предприятия 0,16 3 0,19 3 0,03 0
7. Удовлетворенность потребителем ценовой политики предприятия, % 21,8 3 21,3 3 -0,5 0
Итого 22 24 2
Как видно из таблицы 1 минимальная оценка конкурентоспособности предприятия составляет 10 баллов, средняя - 20 баллов, максимальная 30 -баллов. Анализ результатов оценки конкурентоспособности указанного предприятия показал, что как в 2014, так и в 2015 году она была достаточно высокая, и в целом имела тенденцию к росту.
Таким образом, предложена методика оценки конкурентоспособности пищевых предприятий, на основе анализа рыночных показателей эффективности текущей деятельности организации и перспектив ее развития. Апробация данной методики на указанном предприятии свидетельствует о возможности ее использования в пищевой промышленности.
Список литературы
1. Васильева Л.Ф., Васильев С.К., Уфимцев Г.С. Анализ инвестиций в инновационные проекты. Материалы Международной научно-практической конференции «Россия и современный мир: ключевые проблемы и решения в экономической, правовой и социальной сферах». - Краснодар, 2013.
2. Васильева Л.Ф., Васильев С.К., Уфимцев Г.С. Оценка инвестиционной привлекательности пищевых предприятий. Сборник статей (Часть 1) Международной научно-практической конференции «Проблемы, противоречия и перспективы развития России в современном мире». - Краснодар,2014.
3. Васильева Л.Ф., Васильев С.К. Анализ и оценка инвестиционной привлекательности. Материалы Международной научно-практической конференции «Современная экономика России: опора на внутренние резервы и поворот на Восток». -Краснодар,2015.
4. Игонина Л.Л. Финансовая система и экономическое развитие. М.: РУСАЙНС, 2016. 140 с.
5. Тимошенко Н.В., Кирпичникова Л.П. Анализ проблем и тенденций развития розничной торговли Краснодарского края. Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. 2014. № 2 (30). С. 16.
Bibliography
1. Vasil'eva L.F., Vasil'ev S.K., Ufimcev G.S. Analiz investicij v innovacionnye proekty. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Rossija i sovremennyj mir: kljuchevye problemy i reshenija v jekonomicheskoj, pravovoj i social'noj sferah». - Krasnodar, 2013.
2. Vasil'eva L.F., Vasil'ev S.K., Ufimcev G.S. Ocenka investicionnoj privlekatel'nosti pishhevyh predprijatij. Sbornik statej (Chast' 1) Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Problemy, protivorechija i perspektivy razvitija Rossii v sovremennom mire». - Krasnodar,2014.
3. Vasil'eva L.F., Vasil'ev S.K. Analiz i ocenka investicionnoj privlekatel'nosti. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennaja jekonomika Rossii: opora na vnutrennie rezervy i povorot na Vostok». - Krasnodar,2015.
4. Igonina L.L. Finansovaja sistema i jekonomicheskoe razvitie. M.: RUSAJNS, 2016. 140 s.
5. Timoshenko N.V., Kirpichnikova L.P. Analiz problem i tendencij razvitija roznichnoj torgovli Krasnodarskogo kraja. Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza Teorija jekonomiki i upravlenija narodnym hozjajstvom. 2014. № 2 (30). S. 16.