АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ШИННОЙ ОТРАСЛИ РФ
А.М. Хисматуллина, канд. экон. наук, доцент А.П. Вагуров, магистрант
Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) Казанского национального исследовательского технологического университета (Россия, г. Нижнекамск)
Аннотация. В статье представлен анализ рынка шинной отрасли РФ и экономическая оценка конкурентной среды предприятий отрасли. На основе методик оценки выявлена степень концентрации рынка и амплитуда его колебания. Методикой предложенной оценки определены компании - лидеры рынка отрасли. Основными методиками оценки явились индекс концентрации рынка, индекс Херфендаля-Хиршмана, показатель дисперсии, амплитуда колебания долей рынка.
Ключевые слова: шинная отрасль, конкурентная среда, рыночные лидеры, рыночная доля, амплитуда колебания.
В период с 2013 по 2015 года на российском рынке шинной отрасли фигурируют множества компаний. Наиболее известными своей конкурентоспособностью являются следующие марки шинной продукции: Кама Евро, Nokian, Pirelli, Cordiant, Continental, Michelin, Nortec и другие.
Доля зарубежных марок на российском рынке легковых шин составляет не более 15%, и в ближайшем будущем
она вряд ли вырастет. Ведь на российских шинных заводах отмечается рост производства, улучшается качества шин, используются современные технологии.
Лидирует на шинном рынке РФ с долей 18 % «Нижнекамскшина». В пятёрку рейтинга входят Cordiant (10%), Pirelli (10%), Nokian (9%) и Michelin
(5%).
Годы 2013 2014 2015
Индекс концентрации 0,89 0,889 0,817
Показатель дисперсии 4,14 4,03 3,56
Индекс Херфиндаля Хиршмана 2142,7 2090,6 1848,2
Таблица1. Индексы концентрации производителей за 2013-2015 гг. по производству шинной продукции
Анализируя результаты оценки конкурентной среды рынка, мы видим, что рынок умеренно концентрированный.
С целью определения интенсивности конкурентных отношений на рынках сбыта, воспользуемся методикой оценки амплитуды колебаний долей рынка.
Амплитуда колебаний долей рынка, определяется как сумма модуля изменения долей рынка всех производителей:
А=0,5£ |(Уу-Гу-0| где Yij - доля рынка фирмы в i в j году;
А - амплитуда колебаний долей
рынка.
Большая амплитуда колебаний будет показывать скорость перераспределения долей рынка между основными производителями. В то время низкая амплитуда будет свидетельствовать об отсутствии необходимой конкуренции между производителями.
Согласно рассчитанным значениям амплитуды колебаний долей рынка интенсивность конкуренции незначительно снижается. Так, в 2014 году произошло перераспределение 3,0% долей рынка, а в 2015 - 13,4% долей рынка.
Таблица 2. Амплитуда колебания долей рынка шинной продукции
Компания 2014 2015
ПАО «Нижнекамскшина» 0,001 0,028
ООО «Нокиан-Тайерс 0,015 0,075
ООО «Michelin» 0,005 0,017
ООО «Кордиант» 0,005 0,054
ОАО ПО 0,006 0,009
«Алтайский шинный комбинат»
ПАО «Pirelli» 0,019 0,039
ПАО «Омскшина» 0,008 0,002
ООО «Йокогама» 0,001 0,044
Всего 0,06 0,268
Как показывают расчеты, амплитуда колебания рынка шинной продукции в России в 2015 году увеличилась на 0,208 пункта, что составило 20,81%. Следовательно, на рынке усиливаются конкурентные отношения, и производители шинной продукции расширяют свое рыночное присутствие.
Положительное изменение амплитуды колебаний наблюдается у ПАО «Нижнекамскшина» в 2015 году. В 2014 году ПАО «Нижнекамскшина» становится лидером по объему производства среди конкурентов и, следовательно, занимает наибольшую рыночную долю. В связи с этим амплитуда колебаний в 2015 году увеличилась на 0,029 ед. по сравнению с 2014 годом.
В 2014 году амплитуда колебаний доли ООО «Michelin» имеет отрицательное значение (-0,005), а в 2015 году она увеличилась на 0,022 пункта и составила 0,017. На это повлияло увеличение объемов производства
шин ООО «Michelin» в 2015 году на 30%.
ПАО «Pirelli» имеет положительную динамику амплитуды колебаний рыночной доли. В 2014 году амплитуда колебаний рыночной доли равна 0,019
ед., а в 2015 году она увеличилась вдвое и составила 0,039.
Изменение связано с увеличением рыночной доли в 2015 году на 3,9 %.
В связи с тем, что методика оценки расчета предполагает расчет с модульным значением, то происходит изменения рыночной доли у предприятий, как с положительным, так и с отрицательным значением результатом. Поэтому происходит резкое изменение амплитуды колебаний долей в положительную сторону таких компаний как: ООО «Но-киан-Тайерс и ООО «Кордиант», несмотря на то, что доля их рыночного присутствия снижалась на (-7,5%) и (6,4%) соответственно.
Таким образом, проведенный нами анализ и оценка конкурентной среды компаний шинной продукции показал, что степень концентрации рынка по шинам в 2015 году составила 81,7%, что ниже итога 2014 года на 7,3%.
Крупнейшими лидерами стали: ООО «Нокиан-Тайерс, ПАО «Нижнекамскшина», ООО «Кордиант» и ПАО «Pirelli».
Из проведенного анализа следует, что российский рынок по производству шинной продукции характеризуется вы-
сокой степенью концентрации. Библиографический список
1. Годовой отчет ПАО «Нижнекамскшина» 2013-2015 гг. Официальный сайт ПАО «Нижнекамскшина» http://shinakama.tatneft.ru/
2. Султанова ДШ. Структурное исследование взаимодействия конкурентной среды и инновационной активности предприятий нефтеперерабатывающей отрасли России: Монография - Казань: Изд-во Школа, 2008. - 264 с.
ANALYSIS AND ESTIMATION OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT OF THE TIRE INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION
A.M. Khismatullin, candidate of economic sciences, associate professor A.P. Vagurov, graduate student
Nizhnekamsk chemical technological institute (branch) Kazan national research technological university (Russia, Nizhnekamsk)
Abstract. The article presents the analysis of the Russian tire industry market and the economic evaluation of the competitive environment of industry enterprises. Based on evaluation methods, the degree of market concentration and the amplitude of its fluctuation are revealed. The methodology of the proposed assessment identified the companies that are leaders of the industry market. The main evaluation methods were the market concentration index, the Herfendahl-Hirschman index, the dispersion index, the amplitude of the market share fluctuation.
Keywords: bus industry, competitive environment, market leaders, market share, amplitude of fluctuation.