Научная статья на тему 'Анализ и оценка итогов реформирования промышленного хозяйства РСО-А'

Анализ и оценка итогов реформирования промышленного хозяйства РСО-А Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка итогов реформирования промышленного хозяйства РСО-А»

К.э.н., доцент СОГУ Э.Е. Быдтаева

Анализ и оценка итогов реформирования промышленного хозяйства РСО-О

Э.Е. Быдтаева

Обобщенную характеристику развития индустриального комплекса республики за последние годы дает анализ параметров промышленного производства в динамике (табл. 1). Выпуск промышленной продукции всеми производителями в 2005 г. по сравнению с 2000 г. возрос на 33,8 %. С 2000 г. наблюдается рост объемов производства, о стабильности которого не позволяет говорить снижение показателя на 5 % в 2003 г.

Аналогичная динамика характеризует изменение показателей выпуска продукции обрабатывающими производствами республики в 2000-2005гг. По этой категории предприятий относительный прирост объемов производства в анализируемом периоде составил 43,8 %, что значительно опережает соответствующие показатели по предприятиям, занятым добычей полезных ископаемых, а также производством и распределением электроэнергии, газа и воды.

В обрабатывающей промышленности наиболее высокие темпы роста характеризуют динамику про-

изводства пищевых продуктов, включая напитки (табл. 2). Рост показателя почти на треть в течение 2005г. и на 64,8 % по сравнению с 2000 г. в значительной степени обусловлен увеличением объемов выпуска алкогольной продукции.

Устойчивая тенденция роста характеризует динамику металлургического производства и производства готовых металлических изделий. В 20002005 гг. эта категория предприятий увеличила выпуск продукции на 72,6 %.

На остальных категориях промышленных предприятий устойчивой тенденции роста объемов производства в 2000-2005гг. не наблюдается. Более того, в анализируемом периоде наметилась тенденция спада в текстильном и швейном производстве, целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности. В производстве кожи и обуви спад производства был более глубоким, чем в остальных производствах. Объем производства этих видов продукции в 2005 г. упал в 10

Таблица 1

Динамика производства промышленной продукции в РСО-А в 2000-2005гг.

2000г. 2001г в % к 2000г. 2002г. в % к 2003г. в % к 2004г. в % к 2005г. в % к

2000г. 2001г. 2000г. 2002г 2000г. 2003г. 2000г. 2004г.

Промышленное производство 100,0 112,4 117,6 104,6 111,7 95,0 121,1 108,4 133,8 110,5

Добыча полезных ископаемых 100,0 92,1 66,9 72,6 69,9 104,6 72,0 103,0 88,5 122,9

Обрабатывающие производства 100,0 118,5 125,6 106,0 118,2 94,1 128,4 108,6 143,8 112,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 100,0 100,2 106,7 106,5 103,2 96,7 104,0 100,8 95,9 92,2

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики РСО-А.

ПАПП

АВК

КС

Динамика выпуска промышленной продукции обрабатывающими производствами РСО-А в 2000-2005гг.

2000г. 2001г. в % к 2000г. 2002г. в % к 2003г. в % к 2004г.

2000г. 2001г. 2000г. 2002г 2000г. 2

Производство пищевых продуктов, включая напитки 100,0 116,3 125,7 108,1 11,9 89,0 126,2

Текстильное и швейное производство 100,0 116,9 94,6 80,9 73,6 77,8 52,8

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 100,0 28,9 55,1 190,8 47,8 86,6 53,6

Обработка древесины и производство изделий из дерева 100,0 127,8 86,6 67,8 60,4 69,7 63,5

Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 100,0 118,4 127,8 107,9 123,9 97,0 114,4

Производство кокса, нефтепродуктов 100,0 117,0 172,0 147,0 169,2 98,4 207,0

Химическое производство 100,0 101,7 93,5 91,9 93,8 100,4 127,4

Производство резиновых и пластмассовых изделий 100,0 108,0 112,4 104,1 165,9 147,6 140,1

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 100,0 144,6 168,6 116,6 159,2 94,4 143,2

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 100,0 129,8 132,9 102,4 142,9 107,5 163,9

Производство машин и оборудования 100,0 112,4 198,9 177,0 227,2 114,2 254,7

Производство электрооборудования, электронного оптического оборудования 100,0 130,5 121,6 93,2 123,6 101,6 126,2

Производство транспортных средств и оборудования 100,0 180,0 310,0 172,2 469,9 151,6 609,9

Прочие производства 100,0 92,4 79,8 86,4 99,8 125,0 63,7

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики РСО-А.

Таблица 2

4 4 УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ЭКОЛОГИЯ, ЭКОНОМИКА, СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Таблица 3

Количество промышленных предприятий и организаций в РСО-А в 2004-2006гг.

На 1.01.04 На 1.01.05 На 1.01.06

Количество промышленных предприятий и организаций (без индивидуальных предпринимателей), единиц:

- всего 2425 2441 2499

в том числе по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых - обрабатывающие производства - производство и распределение электроэнергии, газа и воды 56 2312 57 64 2313 64 70 2357 72

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики РСО-А.

раз по сравнению с 2000г., при этом только в 2005г. величина показателя сократилась в 5,4 раза. Указанная динамика обусловлена низкой конкурентоспособностью продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Поступательное развитие промышленного хозяйства РСО-А отражает динамика количества предприятий в этой сфере народного хозяйства (табл.3). Она характеризуется ростом количества субъектов предпринимательства по всем видам экономической деятельности. Число таковых в 2005-2006гг. увеличилось в целом по промышленности на 3,1%.

Доминирующей формой собственности в промышленном производстве является частная - на ее долю в 2005 г. приходилось 37,2 % годовой отгрузки продукции. Удельный вес государственных предприятий составил 7,1% от всего объема отгруженной продукции.

В промышленном хозяйстве республики преобладают крупные и средние предприятия. В 2005г. ими было отгружено продукции, выполнено работ и ус-

луг на сумму 13 624 млн руб., или 81,5% общей отгрузки продукции по промышленным видам деятельности. По состоянию на 1 января 2006г. на территории республики действовало 477 малых предприятий, занимающихся промышленной деятельностью, что составляет 24,9% общего числа малых предприятий и 19,1% общего числа промышленных предприятий.

Численность работников, занятых промышленной деятельностью, в 2005г. составила 34,2 тыс. чел, что на 14,7 % меньше, чем в 2001г., и на 12,8 % меньше, чем в 2004 г. Как в целом по промышленному хозяйству, так и в разрезе основных категорий производств (табл.4) динамика численности занятых на них работников в 2001-2005 гг. не имеет устойчивой тенденции.

Отсутствием устойчивых позитивных тенденций характеризуется и динамика финансовых результатов промышленных предприятий (табл. 5). Низкая рентабельность деятельности хозяйствующих субъектов индустриального комплекса республики

Таблица 4

Численность работников предприятий промышленности РСО-А в 2001-2005гг.

2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г.

Численность работников, чел.: промышленное производство всего в том числе: - добыча полезных ископаемых - обрабатывающие производства - производство и распределение электроэнергии, газа и воды 40121 1096 32297 6728 39194 1147 31470 6577 38500 1100 30900 6500 39216 813 31900 6503 34205 659 27787 5759

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики РСО-А.

Таблица 5

Основные показатели деятельности промышленных производств РСО-А в 2003-2005гг.

2003г. 2004г. 2005г.

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций, млн. руб. Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) организаций, % -204,5 -0,8 1218,9 -1,2 37,1 5,7

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики РСО-А.

в 2005г. свидетельствует о низком потенциале роста их конкурентоспособности, в значительной степени обусловленном достаточно продолжительным предшествующим периодом нерентабельного функционирования.

Так, недостаток денежных средств (обусловленный в числе прочего нехваткой собственного капитала) выступает в числе основных факторов, сдерживающих развитие субъектов промышленного хозяйства республики (табл. 6). Среди прочих наиболее значимых негативных факторов - недостаточный спрос на продукцию организаций внутри страны, а также неопределенность экономической обстановки.

В комплексе указанные, а также прочие факторы способствуют тому, что даже имеющиеся производственные мощности, в основной своей массе сохранившиеся с дореформенных времен, лишь в отдельных случаях используются более чем на 50 % (табл. 7). Значительная доля предприятий использует не более десятой части своего производственного потенциала.

Вместе с тем общее оживление в российской экономике, находящее отражение как в появлении

новых субъектов в промышленном хозяйстве республики, соответствующих наиболее актуальным требованиям рынка, так и в постепенном повышении степени адаптации к динамичной конъюнктуре рынка предприятий с опытом работы, приводит к некоторому улучшению финансовых параметров, характеризующих индустриальный комплекс региона в целом. Об этом свидетельствует сокращение как количества, так и удельного веса убыточных промышленных предприятий в 2003-2005 гг. (табл. 8). Исключение составляет рост числа убыточных обрабатывающих производств в 2004-2005 гг. с 51 до 56 единиц, или на 9,8 %, за счет падения ниже порога рентабельности предприятий, занимающихся целлюлозно-бумажным производством, а также производством машин и оборудования. В целом же в 2005 г. доля убыточных предприятий в сфере промышленного производства сократилась на 1,6 % по сравнению с 2004 г.

Развитие промышленного комплекса РСО-А во многом определяется общей ситуацией в экономике России и ее индустриальной сфере. Вместе с тем устойчивой корреляции между параметрами разви-

Таблица 6

Факторы, ограничивающие деловую активность базовых организаций добывающих, обрабатывающих и осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды производств

_______________в РСО-А в 2000-2005гг. (в % от общего числа базовых организаций)

2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г.

Недостаток денежных средств 75,0 75,0 75,0 75,0 50,0 25,0

Недостаточный спрос на продукцию организаций внутри страны 50,0 50,0 50,0 25,0 25,0 50,0

Неопределенность экономической обстановки 25,0 25,0 25,0 25,0 - 50,0

Изношенность и отсутствие надлежащего оборудования - - - - - 50,0

Высокая конкуренция со стороны зарубежных производителей 25,0 25,0 25,0 25,0 25,0 25,0

Недостаточный спрос на продукцию организаций за рубежом - - - - - -

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики РСО-А.

Таблица 7

Использование среднегодовой мощности организаций по выпуску отдельных видов продукции

в РСО-А в 2000-2005гг. (%)

2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г.

Добыча полезных ископаемых Материалы строительные нерудные 19,9 21,0 99,9 90,6 83,6 97,0

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака Хлеб и хлебобулочные изделия 36,7 26,6 23,2 20,0 25,5 21,1

Масла растительные 18,6 9,2 10,8 32,0 27,4 18,4

Пиво 16,5 26,4 27,9 28,4 20,4 7,7

Воды минеральные 4,8 6,0 11,4 6,8 8,0 5,7

Плодоовощные консервы 18,1 17,7 19,6 18,7 16,7 6,1

Колбасные изделия 80,8 53,0 57,5 38,0 40,4 21,5

Масло животное 6,3 4,7 14,4 8,6 5,2 3,5

Текстильное и швейное производство Чулочно-носочные изделия 15,2 13,4 19,7 33,6 28,2 33,6

Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность Картон 0,6 0,6 0,2 0,9 0,8

Химическое производство Серная кислота в моногидрате 58,2 40,8 54,5 54,8 68,5 98,9

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов Сборные железобетонные конструкции и 13,1 38,7 34,6 35,0 30,6 40,3

изделия Стеновые материалы 41,8 51,4 60,3 61,3 63,6 61,5

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий Сталь 12,4 10,6 4,2 0,5 0,2

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики РСО-А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тия промышленности по России в целом, Южному федеральному округу (ЮФО) и РСО-А в частности не прослеживается. Так, падение индекса промышленного производства 2001-2002гг. отмечалось на макро-, мезоуровне (ЮФО) и уровне региона (РСО-А). В 2002-2003гг. рост указанного показателя на мак-ро- и мезоуровне сопровождался его падением на уровне региона, тогда как в 2000-2001гг. наблюдалась обратная направленность изменения этих показателей (рис. 1). Аналогичные несоответствия наблюдаются по целому ряду параметров, характеризующих промышленное развитие (индексам объема про-

мышленной продукции на душу населения, численности занятых в промышленном производстве, количества предприятий и организаций промышленности и др.), что на фоне отсутствия устойчивой положительной динамики показателей промышленного развития республики может свидетельствовать о неэффективной промышленной политике, реализуемой в РСО-А, или отсутствии таковой.

Отталкиваясь от понимания политики как способа концептуального осуществления деятельности, каждый шаг которой соотносится с перспективной целью, когда все текущие изменения рассматрива-

Таблица 8

Количество и удельный вес убыточных предприятий и организаций в промышленности РСО-А в 2003-2005гг.

2003г. 2004г. 2005г.

Число убыточ- ных предпри- ятий Удельный вес убыточных предпри-ятий,% Число убыточ- ных предпри- ятий Удельный вес убыточных предпри-ятий,% Число убыточ- ных предпри- ятий Удельный вес убыточных предпри-ятий,%

Добыча полезных ископаемых 5 83,3 4 66,7 2 66,7

Обрабатывающие производства 81 50,9 51 44,3 56 51,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 20 71,4 18 66,7 16 61,5

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики РСО-А.

ются исходя из их соответствия указанным целям, следует констатировать, что к настоящему времени регулирование промышленности в республике не получило формата целенаправленной политики. Об этом свидетельствует:

• отсутствие единой системы целей, увязывающей долгосрочные и краткосрочные цели развития промышленного комплекса республики на основе четко обозначенных приоритетов; нарушение базовых принципов целеполагания в ходе осуществления такового. Так, регулирование промышленности осуществляется при отсутствии соответствующей целостной концепции или программы. Размытостью формулировок, отсутствием четкой иерархии целей реформирования индустрии страдает Постановление Правительства РСО-А от 19.09.2003г. №264 «О концепции социально-экономического развития РСО-А на 2004-2006гг.»;

• множественность, нечеткая постановка задач развития в каждой отдельно взятой отрасли промышленности;

• рассредоточенность управления развитием по разным министерствам и ведомствам, слабая межведомственная координация, а зачастую и противоречивые действия различных ведомств при осуществлении тех или иных мер регулирования промышленного развития.

Различные вопросы регулирования развития индустриального комплекса в РСО-А находятся в компетенции:

- Комитета Парламента Республики Северная Осетия - Алания по промышленности, транспорту и предпринимательству. Являясь органом законодательной власти, он занимается правовым обеспечением эффективной скоординированной работы республики в интересах развития промышленности РСО-А;

- Министерства промышленности и предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания. Являясь органом исполнительной власти, оно отвечает за проведение государственной политики в области промышленного производства, малого пред-

120

100

80

60

40

20

0

□ Россия

□ ЮФО

□ РСО-Алания

2000г. 2001г. 2002г. 2003г.

Рис. 1. Динамика индексов промышленного производства в РФ, ЮФО и РСО-А в 2000-2003гг., %

принимательства и осуществление управления, государственного регулирования и координации деятельности предприятий металлургической, машиностроительной, химической, стекольной, деревообрабатывающей, бумажной и легкой отраслей промыш-ленности.1 Министерство представляют подразделения, специализированныге по отраслевому признаку, в числе которыгх нет ни одной структурной единицы, ответственной за формирование и реализацию промыгшленной политики;

- Северо-Осетинского Территориального Управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации, характер влияния деятельности которого на промышленное развитие задается на уровне федерации;

- Государственного комитета Республики Северная Осетия - Алания по управлению государственным имуществом;

- органов местного самоуправления РСО-А;

- Торгово-промышленной палаты Республики Северная Осетия-Алания;

- ряда других негосударственных организаций.

В созданной организационной системе государственной поддержки развития промышленности на уровне республики заложен потенциал скоординированного эффективного реформирования индустриального хозяйства, который, тем не менее, практически не реализуется. В основе этого лежат различные причины, главными из которых представляются:

• крайняя ограниченность финансовых ресурсов РСО-А, дефицитность бюджета республики, высокая зависимость от финансовых средств, поступающих в порядке централизованного перераспределения, приводящие к формированию ресурсной схемы управления процессами развития промышленного хозяйства региона: руководство республики вынуждено смещать систему приоритетов от создания перспективных, конкурентоспособных направлений развития к поддержанию и совершенствованию сформировавшейся производственной базы. Нарушается логика процесса оптимального, ориентированного на достижение поставленных целей, управления, подразумевающего следующую последовательность этапов:

целеполагание > определение механизма >

ресурсное обеспечение реализации целей > достижение целей

Правительство Республики Северная Осетия -Алания ежегодно представляет на утверждение Парламента предложения, направленные на развитие промышленного хозяйства региона, выполнение которых обеспечивается бюджетными средствами, выделенными отдельной строкой в размере определенного процента от годовых доходов республиканского бюджета. Ограниченная ресурсная база становится отправным моментом при разработке управленческих действий, постановка целей и определение механизма их достижения становятся вторичным процессом, суть которого в силу указанной последовательности действий сводится к распределению имеющихся ресурсов:

определение ресурсной базы > определение направлений распределения управления ресурсов.

При этом направления вложения ресурсов чаще всего не отражают целей развития промышленности республики как единого хозяйственного комплекса, зачастую не связаны между собой;

• отсутствие экономических предпосылок для проведения масштабных стратегических преобразований: решение многочисленных текущих проблем доминирует над обоснованием и последовательной работой по долгосрочным направлениям развития. Об этом свидетельствует как отсутствие стратегических и среднесрочных программ регулирования промышленного развития, так и множественность приоритетов государственной поддержки промышленного развития одного уровня иерархии (что следует предполагать в связи с отсутствием таковой, зафиксированной в каких-либо нормативно-правовых актах), а также их постоянная корректировка. Подобный «косметический ремонт» в хозяйстве позволяет «оставаться на плаву», однако не предполагает качественной модернизации, не создает экономической основы, обеспечивающей самовоспроиз-водство положительных эффектов развития, а, наоборот, закрепляет условия, при которых сохраняется зависимость промышленной динамики от поддержки со стороны государства.

Промышленная политика на уровне отдельно взятого субъекта федерации с учетом современных реалий должна фокусировать объектную направленность на индустриальный комплекс региона и рассматривать промышленное хозяйство республики в качестве целостной самовоспроизводящейся системы, субъекты которой подчинены определенным,

1 Постановление Правительства РСО-А от 14.01.2005г. №16 «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и предпринимательства РСО-А, состава коллегии и перечня подведомственных организаций».

признанным оптимальными, критериям экономического развития, эффективно организованы.

Организация регионального хозяйства может в большей или меньшей степени быть ориентирована на усиление интеграционных процессов с хозяйствами других регионов [1] и при этом получать значительный экономический эффект как от использования пространственных преимуществ, если развитие таковой подчинено общественному разделению труда и сложившемуся территориальному размещению производительных сил, так и от комплексного развития.

Так, эффективное использование имеющихся в регионе оптимальных комбинаций факторов производства, отвечающих требованиям определенных видов производств, способно приносить конкретные выгоды в виде сокращения уровня производственных затрат, обусловленного общественным

1. Овчинников В.Н. Уроки и проблемы реализации стратегии Юга России // Экономический вестник Ростовского государственного университета, №1/1, 2003. С. 17-22.

2. Адамеску А. К совершенствованию территориально-организационной структурыI России //

разделением труда [2]. Использование закономерностей агломерации, концентрации и комбинирования производства в небольшой республике может обеспечить экономический эффект за счет сокращения совокупных затрат всех производств по сравнению с суммой затрат каждого из производств в случае их рассредоточенного размещения [3].

С учетом этого концепции, базирующиеся на использовании преимуществ территориального разделения труда и региональной специализации промышленного производства, а также концепции, ориентирующие на повышение степени самостоятельности, целостности, независимости региональных экономик, имеют все основания быть тщательно проанализированными на предмет использования. По результатам анализа необходимо вносить серьезные коррективы в процесс государственного регулирования промышленности республики.

Российский экономический журнал, №10, 1993. С. 60-71.

3. Бугаев В.К. Некоторыге проблемы территориального устройства РФ // Теория и практика территориальной организации общества. - СПб., 1995. С. 1018, 33.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ

Президиум ВНЦ РАН решил:

(октябрь 2007 г.)

% одобрить работу базовых кафедр Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева, Института прикладной математики и информатики, Геофизического центра экспериментальной диагностики;

• рекомендовать руководству научных учреждений ВНЦ РАН расширить участие институтов в программе целевых расходов Президиума РАН «Поддержка молодых ученых».

• Руководству ИБМИ продолжить работу по созданию базовой кафедры СОГМА в Институте биомедицинских исследований ВНЦ.

•Усилить взаимодействие руководства Президиума ВНЦ РАН и РСО-А с органами государственной власти республики по вопросам решения важнейших народнохозяйственных задач.

•Усилить контроль со стороны аппарата Президиума ВНЦ РАН и РСО-А за выполнением принимаемых Президиумом решений.

•Поддержать предложение Совета по координации деятельности региональных отделений и региональных научных центров РАН о разработке самостоятельных типовых уставов для различных типов региональных научных центров, учитывающих специфический характер и особенности их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.