Научная статья на тему 'Анализ и оценка использования образовательных технологий в сетевых программах'

Анализ и оценка использования образовательных технологий в сетевых программах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EDUCATIONAL INNOVATIONS / NETWORK EDUCATIONAL PROGRAMS / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / TECHNOLOGIZATION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Жанна Владимировна

Представлены результаты исследования образовательных технологий в сетевых программах. Выделены критерии анализа и оценки. Показано влияние используемых технологий на формирование компетентностных результатов образования и технологизации инновационной деятельности участников сетевых образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Жанна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis and estimation of educational technologies use in network programs

The article describes one of the innovative directions of humanitarian management of innovations in education analysis and estimation of use of educational technologies in network programs. The necessity of the given direction, resulting from the specificity of network educational programs influencing the quality and practice of education through the use of competence-based technologies, is defined and proved. In the article a hypothesis of a scientific research is presented asserting that use of educational technologies in network programs, on the one hand, influences the quality of education regarding the organization of the educational process forming competences of the participants of the program, on the other hand, network educational programs change the quality of the education system by creating conditions for formation of innovative activity in institutions. The author describes the criteria for analysis and estimation of use of educational technologies in network programs: organization of educational process and educational activity of participants of the program; the analytical table presents their indicators. Further conclusions of the research on the material of several network educational programs are described. The conclusion is that network educational programs are competence-based since educational process of such programs primarily contains methods, ways and technologies organizing different types of interaction and forming various competences. Thereby, the innovative resource of such programs changing the quality of education in institutions is shown. On the other hand, network educational programs cause technologization of innovative educational activity of its participants, formation and deployment of joint activity, dynamics of positions of participants of the program. Thus, conditions for formation of innovative activity in institutions are created, which is innovative potential of network educational programs.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка использования образовательных технологий в сетевых программах»

Ж. В. Волкова

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕТЕВЫХ ПРОГРАММАХ

Представлены результаты исследования образовательных технологий в сетевых программах. Выделены критерии анализа и оценки. Показано влияние используемых технологий на формирование компетентностных результатов образования и техно-логизации инновационной деятельности участников сетевых образовательных программ.

Ключевые слова: образовательные инновации; сетевые образовательные программы; образовательные технологии; техноло-гизация инновационной образовательной деятельности.

Необходимость анализа и оценки использования образовательных технологий в сетевых программах обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, разрабатываемые сетевые образовательные программы решают задачи повышения качества образования. В связи с этим в таких программах речь идет об изменении результатов обучения. Приоритетными становятся образовательные результаты - развитие таких компетенций участников программы, которые делают их активными субъектами деятельности. При этом требуется существенное изменение образовательного процесса и образовательной деятельности, гарантирующее такие результаты. Тем самым актуализируются вопросы использования технологий, организующих образовательную деятельность, базовой характеристикой которой является взаимодействие [1. С. 15]. Речь идет об активизирующих, рефлексивно-аналитических, коммуникативных, проектных, творческих, исследовательских, практико-ориентированных, личностно-ориентированных способах и приемах организации образовательного процесса.

Во-вторых, анализ и оценка использования образовательных технологий в сетевых программах являются в настоящий момент актуальными еще и потому, что сетевые образовательные программы решают и управленческие задачи - изменение и влияние на практику через использование технологий изменения деятельности. Сетевые образовательные программы могут являться условием и средством изменения качества деятельности в учреждениях. При этом ключевым становится вопрос технологизации инновационной деятельности участников сетевых программ, понимаемой как способ «порождения» и развертывания инновационной деятельности.

Важно осуществить в сетевых образовательных программах поэтапное развертывание технологизации инновационной деятельности участников, включающее в себя создание ситуаций инновационного опыта, моделирование, проектирование собственной деятельности с использованием образовательных технологий; создание авторских разработок, обобщающих и обогащающих содержание инновационной деятельности. Результатами технологизации инновационной деятельности являются субъектная позиция людей, отличающаяся не только постановкой собственных целей и задач образования, но и осмыслением средств, приемов и способов достижения определенного инновационного результата, и инновационные разработки, обобщающие деятельность и представления людей о создаваемом инновационном продукте [2. С. 7].

Все сказанное объясняет актуальность анализа и оценки использования образовательных технологий в сетевых программах. Именно использование образовательных технологий влияет на формирование компе-тентностных результатов образования и инновационной деятельности у участников сетевых образовательных программ, становление их субъектной позиции по отношению к инновациям в образовании. Вместе с тем в науке хотя и сформировано представление о роли технологий в педагогике (Н.М. Борытко, Н.Ш. Валеева, А.К. Гастев, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, В.М. Монахов, А.Ю. Петров, Т.В. Покачалова, Е.С. Полат, Г.К. Селев-ко) и обсуждаются функции технологизации в образовании (В.П. Беспалько, М.В. Чошанов, В.М. Шепель), тем не менее слабо разработаны представления о том, что представляет собой использование образовательных технологий в сетевых программах и каким образом можно оценивать этот процесс.

Задачами проводимого нами исследования являются анализ и оценка использования образовательных технологий в сетевых программах. Гипотеза исследования заключалась в том, что использование образовательных технологий в сетевых программах, с одной стороны, влияет на качество образования в части организации образовательного процесса, формирующего компетенции участников программы, с другой стороны, сетевые образовательные программы меняют качество самой системы образования - создают условия для формирования инновационной деятельности в учреждениях.

Первым критерием оценки сетевых образовательных программ стала организация образовательного процесса. Показателями оценки современной организации образовательного процесса являются наличие в программе приемов, техник, технологий и методик, организующих взаимодействие преподавателей и участников программы - открытые виды коммуникации, партнерства и сотрудничества.

Вторым предметом оценки в сетевой образовательной программе выступила образовательная деятельность ее участников. Важным показателем такой деятельности является наличие технологизации инновационной деятельности участников программы. В связи с тем что единица совместной деятельности для нас принципиально отражает содержание образовательной деятельности, предметом технологизации в сетевой образовательной программе становится совместная образовательная деятельность, которая по природе своей инновационна. Поэтому мы относим наши представления о технологизации инновационной образовательной деятельности к совместной деятельности. Проявление тех-

нологизации в сетевой программе происходит поэтапно - от «проживания» ситуаций инновационного опыта, моделирования и проектирования совместной деятельности до создания авторских разработок, обобщающих и обогащающих содержание инновационной деятельности Еще одним показателем образовательной деятельности участников программы является динамика позиций ее участников. Участники сначала становятся аналитиками - исследуя современную ситуацию в образовании, устанавливают свой фокус и отношение ко всему, что происходит в образовании, собственное представление об образовании и о своих задачах в программе. Затем они становятся слушателями программы, формируя новые знания, новые предметные области; постепенно

Комментарий к таблице. Для сетевых образовательных программ степень технологической составляющей проявляется в той мере, в которой сформирован инновационный ресурс программы как программы компетентностного типа. Поэтому базой для потенциального технологического ресурса программы является наличный уровень инновационного ресурса, проявляемый во влиянии программы на изменение практики образования в учреждении, продуктивность формирования компетенций организации и управления инновационной деятельности. На значимость образовательной программы относительно степени ее влияния на систему образования указывает смещение профиля от наличного инновационного ресурса программы к инновационному потенциалу программ - усилению вклада в становление образовательных систем Открытого образовательного пространства региона.

Материалом для исследования послужили тексты сетевых образовательных программ: Образовательная программа внеучебной деятельности школьников начальной и основной ступеней образования «Формула творчества: инициатива, исследование, проектирование, сотрудничество» (на материале совместной деятельности ДДТ «У Белого озера», гимназии № 13, СОШ № 67, СОШ № 58 г. Томска и НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ), Программа для профориентации и первичной профессионализации учащихся сельских школ «Проектирование будущего» (на материале совместной деятельности СОШ Кожевниковского района, Профессионального училища № 31, Центра поддержки предпринимательства Кожевниковского района и ТГУ), Программа углубленного изучения предметов физико-математической области (на материале совместной деятельности Института дистанционного образования ТГУ и сети экспериментальных площадок общего образования Первомайского и Чаинского районов Томской области), Про-

переходят в позицию проектировщиков совместной деятельности и, по окончании, - экспертов, оценивая как свои достижения в программе, так и саму программу. Такая динамика позиций участников образовательного процесса приводит к формированию образовательных результатов (исследовательских, проектных, технологических, рефлексивных компетенций) и делает участников программ потенциальным ресурсом развития инновационной деятельности своих учреждений.

Обобщение в форме профиля современных образовательных технологий, используемых в ходе образовательного процесса и технологизации инновационной образовательной деятельности участников сетевых образовательных программ, проводилось по аналитической таблице.

грамма формирования предпринимательских компетенций (на материале деятельности школ городского округа Стрежевой, Гильдии молодых предпринимателей Стре-жевого, ОКГУ РЦРО, ТГУ), Программа развития проектно-исследовательских компетенций учащихся общеобразовательной школы (на материале взаимодействия СОШ № 49 и ТГУ).

По критерию организации образовательного процесса можно сделать выводы о том, какие именно приемы, техники, технологии и методики организуют взаимодействие преподавателей и участников программы и какой тип взаимодействия возникает в результате. Исследование показало, что для всех сетевых образовательных программ характерны образовательные технологии, включающие обучающихся в их образование, проявленное в постановке ими целей в программе, исследовании и проблематизации собственных задач в программе, выборе траектории и активном освоении предложенного материала, разработке проектов использования изученного на практике, оценки своих достижений и самой программы. Такие технологии формируют исследовательские, проектные, экспертные, рефлексивные компетенции обучающихся. Все виды использованных технологий порождают открытые виды коммуникации, партнерство и сотрудничество участников программы и преподавателей, организуют их совместную деятельность в программе. Так, в программе углублённого изучения предметов физикоматематической области используются технологии исследования и проектирования, формирующие и организующие движение участников в дистанционном обучении в рамках выработанных ими задач и целей. В программе используются рефлексивные приемы и техники, например портфолио участника программы и реконструкция полученного опыта, позволяющие учащимся осмысливать, оценивать и корректировать свое

Использование образовательных технологий в сетевых программах

Критерий оценки Инновационный ресурс программы Инновационный потенциал

Организация образовательного процесса Современные способы работы Приемы Техники Технологии Методики

Уровень взаимодействия преподавателей и участников Закрытая коммуникация (ролевая) Открытая коммуникация (позиционная) Партнерство Сотрудничество

Образовательная деятельность участников Технологизация инновационной деятельности участников Получение инновационного опыта совместной деятельности Моделирование содержания совместной деятельности Проектирование совместной деятельности Использование в собственной деятельности

Динамика позиций участников Аналитики Слушатели Проектировщики Эксперты

движение в программе. Для программы формирования предпринимательских компетенций необходимым элементом организации образовательной деятельности является разработка предпринимательского проекта, задающая логику движения учащихся в программе. В программе развития проектно-исследовательских компетенций учащихся общеобразовательной школы происходит разработка педагогом и учащимися совместного проекта освоения учебной темы. Программа вне-учебной деятельности школьников начальной и основной ступеней образования использует технологии организации среды как среды выбора и самоопределения и предполагает опосредованное педагогическое действие, направленное на появление и сопровождение образовательных инициатив учащихся. В программе профессионализации технологии проектирования аналитики и рефлексии ориентируют учащихся на первичное профессиональное самоопределение и профессиональные пробы. Во всех программах происходит открытая коммуникация ее участников, а также учеников и преподавателей, организуется разноплановая совместная деятельность. Важным звеном большинства сетевых образовательных программ становится сквозной тьюторский модуль, организующий разработку и сопровождение образовательного маршрута участников программы.

Относительно оценки сетевых образовательных программ по критерию образовательной деятельности участников программ можно отметить следующее. Во всех программах можно проследить технологизацию инновационной образовательной деятельности участников, которая проявляется в этапах порождения и разворачивания совместной деятельности, в ходе которых участники программы проявляют разные позиции. Рассмотрим данный процесс более детально. Первым этапом во всех программах является погружение в совместную деятельность, в ходе которого происходит целе-полагание и постановка задач совместной деятельности участниками программы. В программе формирования предпринимательских компетенций этот этап представлен модулем «Формирование замыслов предпринимательских проектов», в программе углублённого изучения предметов физико-математической области -модулем «Проектирование исследовательских замыслов учащихся в физико-математической области», в программе внеучебной деятельности школьников -«Инициация проектных идей и замыслов участников», в программе развития проектно-исследовательских компетенций учащихся общеобразовательной школы -«Совместное проектирование ситуаций проявления и реализации смыслов предметного материала учебной темы», в программе профессионализации - «Построение карты социально-экономической среды Кожевни-

ковского района: настоящее и будущее». На данном этапе позиция участников программ носит аналитический характер, так как для постановки собственных задач, проектирования замыслов, разработки индивидуального маршрута необходимо проанализировать как свои потребности и возможности, так и внешние факторы, влияющие на образовательную деятельность.

Второй этап можно обозначить как разворачивание совместной деятельности. Во всех программах происходит выбор обучающих модулей под поставленные ранее задачи, практикумы по моделированию и проектированию. Это свидетельствует как о получении нового знания и нового опыта участниками программы, так и о разработке проб использования этого в своей деятельности. На данном этапе участники программ «проживают» позиции слушателей и проектировщиков.

Третий этап технологизации характеризуется рефлексией совместной деятельности участниками программ, где детально анализируется и реконструируется инновационный опыт, полученный в программе, оцениваются успехи и достижения, обсуждается сама программа. Участники занимают экспертную позицию, оценивая презентируемые обучающимися продукты программы. В программе формирования предпринимательских компетенций такими продуктами выступают предпринимательские проекты, в программе углублённого изучения предметов физико-математической области - исследовательские проекты, в программе вне-учебной деятельности школьников - проектные, исследовательские, творческие работы; в программе развития проектно-исследовательских компетенций учащихся общеобразовательной школы - проекты освоения учебной темы, в программе профессионализации -профессиональные проекты. Таким образом, формируется инновационная деятельности и происходит динамика позиций участников программы.

В целом можно сделать вывод, что сетевые образовательные программы являются программами компе-тентностного типа, так как образовательный процесс таких программ приоритетно содержит приемы, способы и технологии, организующие разные виды взаимодействия и формирующие компетенции. Тем самым проявляется инновационный ресурс таких программ, меняющих качество образования в учреждении. Как показало исследование, в сетевых образовательных программах происходит технологизация инновационной образовательной деятельности ее участников, а также формирование и разворачивание совместной деятельности, проявляется динамика позиций участников программы. Таким образом создаются условия для формирования инновационной деятельности в учреждениях, что является инновационным потенциалом сетевых образовательных программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лобок А.М. Проблема диагностики и экспертизы инновационной образовательной деятельности // Экспертиза в современном мире: от зна-

ния к деятельности / под ред. Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьева. М., 2006. С. 349-374.

2. Волкова Ж.В. Использование технологизации инновационной деятельности участников образовательной программы для ее разработки и

реализации (на материале создания программы повышения квалификации «Инновационные образовательные технологии») : дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2011. 191 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 6 февраля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.