Научная статья на тему 'Анализ и оптимизация бизнес-процессов на предприятии с помощью программного обеспечения'

Анализ и оптимизация бизнес-процессов на предприятии с помощью программного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дегтярев А.А., Овечкина Е.В., Смелова А.В.

Описание и оптимизация бизнесов-процессов на предприятии очень важный процесс. От правильности и своевременности проведения оптимизации во многом зависит прибыль, получаемая предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и оптимизация бизнес-процессов на предприятии с помощью программного обеспечения»

АНАЛИЗ И ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ А.А. Дегтярев, Е.В. Овечкина, А.В. Смелова Научный руководитель - доктор технических наук, профессор В.Л. Ткалич

Описание и оптимизация бизнесов-процессов на предприятии - очень важный процесс. От правильности и своевременности проведения оптимизации во многом зависит прибыль, получаемая предприятием.

Введение

Бизнес-процесс - это совокупность производственных операций, при выполнении которой получают определенный конечный или промежуточный результат [1]. Все действия и операции на предприятии можно описать в виде последовательности операций и привести к виду бизнес-процесса. Всю схему работы предприятия можно разделить на несколько основных и вспомогательных процессов, связанных между собой.

Анализ такой схемы может помочь предприятию улучшить свою работу: снизить затраты, сократить производственный цикл, уменьшить количество управленческих ошибок или принять неотложные меры по выходу из кризиса [2].

Описание и оптимизация бизнес-процессов

Чтобы получить общую схему бизнес-процессов, надо рассмотреть все операции, проводящиеся на данном предприятии. Для анализа и оптимизации бизнес-процессов за короткие сроки чаще всего используется экспресс-метод. Задача анализа схемы работы предприятия изначально сводится к выделению ключевых бизнес-процессов, их описанию и определении взаимосвязи между ними.

После разработки схемы проводится АВС-анализ, в основе которого лежит правило Парето [3]. Этот анализ позволяет выделить небольшое число наиболее значимых бизнес-процессов, которым и нужно уделить основное внимание. Для этого все бизнес-процессы делятся на три группы - А, В и С.

К группе А относятся процессы, требующие наибольших затрат. Как правило, это 5-10% от всех процессов, происходящих на предприятии, на которые приходятся 75-80% всех затрат. В группу В входят примерно 20% бизнес-процессов, к которым относятся примерно 10-20% затрат, и, наконец, группу С составляют остальные 6075% процессов, «съедающие» всего 5-10% затрат предприятия [3].

После проведения анализа можно приступать к оптимизации бизнес-процессов, т. е. непосредственно к этапу улучшений. Прежде всего, необходимо оптимизировать процессы группы А.

Одним из основных процессов, оптимизация которого проводилась при написании статьи, является система планирования закупок. Рационализация именного этого процесса позволит уменьшить количество сырья и материалов на складе, снизить затраты на их транспортировку и хранение.

В системе планирования закупок все происходящие операции также были разделены на процессы группы А, В и С. К группе А отнесли закупку товаров, составляющих 70% единиц от общего объема продаж, к группе В - 20%, к группе С - 10%. Товары группы А составили 5% находящихся на складе, группы В - 15% и группы С - 80%.

После анализа было выявлено, что 80% товара, находящего на складе, залеживается. Соответственно, на этот товар нет спроса или завышена продажная стоимость.

Для оптимизации работы системы закупок было решено усилить контроль за наличием товара группы А путем установления цифр минимального объема и страхового

запаса товара на складе. Минимальный объем наличия товара был рассчитан исходя из количества проданных единиц товара в месяц и времени доставки товара на склад. Цифра страхового запаса на складе была выведена статистическим путем, с учетом задержек доставки и сезонного спроса на товар. Минимальный объем является точкой заказа товара. Страховой объем составляет 30% минимального объема, и в идеале он не должен использоваться регулярно - только в экстренных случаях. Страховой объем не должен составлять слишком большой процент от минимального объема и всегда должен корректироваться. Страховой объем - это неиспользующиеся денежные средства, а потому эта цифра должна быть выбрана очень аккуратно. Все эти принципы можно пояснить графической схемой (рис. 1).

Те же принципы были применены к группе В.

В группе С были выделены товары, лежащие на складе уже более 8 месяцев, их цена была скорректирована и стала равна себестоимости (распродажа). У остальных товаров группы была проанализирована цена и частично скорректирована.

Рис. 1. График расхода и пополнения товарного запаса

Оптимизация описанных бизнес-процессов проводилась на предприятии, занимающемся оптовой и розничной продажей автозапчастей, а также ремонтом микроавтобусов и легковых автомобилей. Ассортимент запчастей на предприятии составляет более 30 000 позиций. Количество товара различных позиций, продаваемого в месяц, составляет более 100 000 штук. Поэтому так важно правильно оптимизировать все бизнес-процессы, происходящие на данном предприятии, особенно процессы, касающиеся цикла закупка - доставка - хранение - реализация товара.

Оптимизация была реализована на платформе 1С: Предприятие 7.7, конфигурация «Комплексная». Бизнес-процессы были описаны с использованием программного продукта Business Studio 1.4.

Заключение

Таким образом, удалось оптимизировать некоторое процессы, происходящие на предприятии, что привело к увеличению прибыли, снижению затоваривания склада, позволило анализировать возможную прибыль.

Литература

1. Система поддержки регулярного управления Business Studio 1.4. Руководство пользователя. Самара: Группа компаний «Современные технологии управления», 20042005.

2. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. / http://business.rin.ru

3. О бизнес-процессах и их реинжиниринге... / http://www.md-marketing.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.