Научная статья на тему 'Анализ и моделирование взаимосвязанной динамики рынка труда и системы образования в экономике РФ'

Анализ и моделирование взаимосвязанной динамики рынка труда и системы образования в экономике РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
628
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АНАЛИЗ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СПРОС НА РАБОЧУЮ СИЛУ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ / INTERRELATION / ANALYSIS / MODELING / LABOR MARKET / EDUCATION SYSTEM / LABOR DEMAND / LABOR SUPPLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коровкин Андрей Германович, Долгова Ирина Николаевна, Королев Иван Борисович

Обсуждаются вопросы взаимодействия сферы занятости, рынка труда и системы образования. Исследуется процесс взаимодействия спроса на квалифицированную рабочую силу и ее предложения с учетом динамики рынка образовательных услуг. Разработана и апробирована модель согласования спроса на квалифицированную рабочую силу и ее предложения с учетом динамики рынка образовательных услуг, которая позволяет отразить влияние демографических, макроэкономических тенденций и фактора движения населения и рабочей силы. Реализован подход к оценке величины вакантных рабочих мест по уровням образования при отсутствии статистической информации о них. Делаются выводы об эффективности согласования спроса на труд и его предложения и роли системы образования в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коровкин Андрей Германович, Долгова Ирина Николаевна, Королев Иван Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Analysis and Modeling of the interrelated labor market and education system dynamics in the Russian economy

The article deals with the question of employment sphere, labor market and education system interactions. The approach to research The qualified labor force supply and labor demand adjustment process taking into account educational services market dynamics is investigated. The model of labor demand and qualified labor force supply adjustment taking into account the educational services dynamics of the market of educational services which allows to take into account influence of demographic, macroeconomic tendencies and the population movement factor is developed. The practical approbation of model is done. The approach to estimate the total number of vacancies in the absence of the statistical information on their dynamics is realized. Conclusions about efficiency of the labor demand and labor supply adjustment process are made and the education system role in this process is discussed.

Текст научной работы на тему «Анализ и моделирование взаимосвязанной динамики рынка труда и системы образования в экономике РФ»

Коровкин., Ы.Щ. "Поёгова, Ы.'Ъ. Королев

АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗАННОЙ ДИНАМИКИ РЫНКА ТРУДА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ РФ7

В Российской Федерации, где с нарастающим темпом идет сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, особенно актуальны проблемы повышения эффективности использования рабочей силы как одного из основных факторов производства.

Значительные резервы роста этой эффективности заключаются в обеспечении максимального количественного и качественного согласования спроса на рабочую силу и ее предложения. Структурные дисбалансы, характерные для всего двадцатилетнего периода существования современного российского рынка труда, остаются ключевой его проблемой [1, 2]. Они определяются несовпадением качественных характеристик спроса на рабочую силу и ее предложения. Формально набор рассматриваемых характеристик может быть столь широким, что полное их совпадение становится невозможным. Однако если различия не столь значительны, то спрос и предложение на рынке труда удовлетворяют друг друга. Численность занятого в экономике населения является отражением величин удовлетворенного спроса на рабочую силу и ее предложения. Если же несовпадения качественных характеристик спроса и предложения носят принципиальный характер, возникает ситуация, когда на рынке труда одновременно наблюдаются как неудовлетворенный спрос, так и неудовлетворенное предложение. Образовательные характеристики относятся к важнейшим характеристикам спроса на рабочую силу и ее предложения, а несовпадение требуемого работодателем и имеющегося у работника уровня образования определяющим образом влияет на эффективность процесса найма рабочей силы и поиска работы. В связи с этим процесс взаимодействия спроса на квалифицированную рабочую силу и ее предложения в России целесообразно

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 09-06-00217а).

рассматривать с учетом взаимосвязей рынка труда и рынка образовательных услуг. Первый этап такого исследования предполагает анализ состояния и изменений в структуре спроса на рабочую силу и ее предложении по уровню образования.

Анализ динамики и структуры численности занятого и безработного населения (удовлетворенное и неудовлетворенное предложение рабочей силы) по уровням образования показывает, что по формальным критериям уровень образования рабочей силы в России заметно вырос с начала экономических реформ (табл. 1).

Численность занятого населения России, имеющего высшее профессиональное образование, начиная с 1992 года, постоянно росла. Максимальный темп прироста по РФ в целом достигался в 2000 г. и составлял 9%. Уже к 2005 г. профессиональным образованием обладали почти 70% всех занятых в экономике, а к 2009 г. -почти три четверти занятого населения. Соответственно, постоянно уменьшалась доля занятого населения, не имеющего профессионального образования.

Если в 1992 г. высшее профессиональное образование имели 16% всех занятых, то в 2000 г. уже более 21,5%. Вместе с численностью занятого населения, имеющего неполное высшее профессиональное образование, эта доля составила более 26%. В целом, тенденция роста доли занятого населения с высшим профессиональным образованием сохраняется и в дальнейшем, причем в большей степени она выражена на периоде 2006-2009 гг. (табл. 1). Более подробный анализ показывает, что особенно сильно увеличилась доля лиц с высшим образованием в женской занятости. Если в 1992 г. высшее профессиональное образование имели 17% занятых женщин, то к 2009 г. доля занятых с высшим профессиональным образованием в женской занятости составляет уже более 30%.

Доля лиц с начальным профессиональным образованием в численности занятого населения в 2000-2009 гг. значительно увеличилась, особенно в первой половине рассматриваемого периода. Доля занятого населения со средним профессиональным образованием сначала росла, а затем убывала, в итоге изменившись на 1,2 проц. п. за 9 лет.

Удельный вес выделенных в табл. 1 групп занятого населения без профессионального образования сократился на 1,7-4,2 проц. п. Доля людей с полным общим образованием в общей численности занятого населения, несмотря на сокращение, остается высокой. А вот удельный вес имеющих более низкий уровень образования сократился более чем в два раза. С учетом современных требований об обязательности среднего (полного) общего образования, в перспективе можно ожидать дальнейшего сокращения этой величины.

Таблица 1

Образовательная структура занятого населения России, %*

Занятые 2000 г Изменение, проц. п. 2009 г

по уровню образования за 2001-2005 гг. за 2006-2009 гг.

Всего 100 - - 100

Высшее профессиональное** 26,1 0,48 2,33 29,0

Среднее профессиональное 28,7 -3,27 2,08 27,5

Начальное профессиональное 11,0 7,26 0,42 18,7

Среднее (полное) общее 23,5 -0,75 -2,64 20,1

Основное общее 8,7 -2,39 -1,78 4,5

Начальное общее, не имеют образования 2,0 -1,33 -0,41 0,3

* По данным обследования Росстата по проблемам занятости населения, ноябрь соответствующего года.

** Включая занятое население с неполным высшим профессиональным образованием, в 2009 г. включая занятое население с послевузовским высшим образованием.____________

Уровень образования безработного населения (текущее предложение) ниже, чем у занятого населения. Профессиональным образованием в ноябре 2009 г. обладали около 57% всех безработных по сравнению с почти 75% среди занятого населения. Высшее профессиональное образование имеют только 15% всех безработных, с учетом увеличения удельного веса этой группы в результате последовавших в период экономического кризиса 2008-2009 гг. высвобождений персонала (табл. 2).

Таблица 2

Образовательная структура безработного населения России, %*

Безработные по уровню образования

2000 г.

Изменение, проц. п.

за 2001-2005 гг. за 2006-2009 гг.

100 100

15,2 -2,2 2,0 15,0

22,5 -3,7 4,1 22,9

12,9 5,4 2,0 20,2

32,9 -0,5 -1,6 30,8

14,1 2,4 -5,9 10,5

2,4 -1,3 -0,5 0,6

2009 г.

Всего

Высшее профессиональное**

Среднее профессиональное Начальное профессиональное Среднее (полное) общее Основное общее Начальное общее, не имеют образования

* По данным обследования Росстата по проблемам занятости населения, ноябрь соответствующего года.

** Включая занятое население с неполным высшим профессиональным образованием, в 2009 г. включая занятое население с послевузовским высшим образованием._______

Вообще доля безработных с профессиональным образованием в общем их числе существенно выросла вместе с увеличением безработицы в период 2008-2009 гг. До начала кризиса соответствующая доля была на уровне 50%.

Если рассматривать весь период 2000-х годов в целом, то доля безработных с высшим профессиональным образованием изменилась мало. Это может быть объяснено рядом причин. Во-первых, имеет место общая тенденция повышения образовательного уровня населения и его экономически активной части. Во-вторых, существует структурная компонента безработицы, и некоторые безработные с высшим профессиональным образованием не могут найти работу по причине несовпадения их специализации с теми, которые востребованы на рынке труда. Не исключено и некоторое снижение конкурентоспособности людей с высшим профессиональным образованием, особенно учитывая сильную дифференциацию в качестве подготовки соответствующих специалистов. В то же время удельный вес лиц с начальным профессиональным образованием в численности занятых и безработных сопоставим: в обоих случаях это примерно пятая часть безработного или занятого населения.

Среди безработных больше всего людей с полным общим образованием. На протяжении последних четырех лет доля лиц с таким уровнем образования среди безработных составляла не менее 30%. Также много (особенно среди мужчин) тех, кто имеет только основное общее образование, и, следовательно, окончил только 8 (9) классов общеобразовательной школы. В 2008-2009 гг. имело место сокращение доли этой группы в структуре безработного населения по уровню образования. Вероятно, это сокращение объясняется, прежде всего, изменением образовательной структуры безработных в период общего повышения безработицы, а не другими факторами. Добавим, что существуют достаточно заметные различия и в уровне образования безработных мужчин и женщин. При этом образовательный уровень безработных женщин в целом выше. Так, например, среди безработных женщин относительно больше людей с высшим профессиональным образованием. Для людей с различным уровнем образования заметно различается и показатель уровня безработицы (табл. 3). В целом, более высокому уровню образования соответствует более низкий уровень безработицы. Минимальный уровень безработицы наблюдается в группе экономически активного населения с высшим профессиональным образованием. При этом уровень безработицы в этой группе в 2001-2005 гг. сокращался с темпом, сопоставимым с общероссийским.

В кризисный период уровень безработицы в этой группе вырос на 0,8 проц.п., или на 23% от уровня 4 квартала 2006 г. Максимальный уровень безработицы характерен для лиц с начальным общим образованием или не имеющих начального общего, то есть фактически с самым низким уровнем образования. Вместе с тем, как было отмечено выше, абсолютная численность данной категории невелика. Высокий и растущий на рассматриваемом периоде уровень безработицы характерен для населения, имеющего основное общее образование. За 2006-2009 гг. уровень безработицы повысился повсеместно (для всех групп) вне зависимости от уровня образования.

Таблица 3

Уровень безработицы по образованию, %*

Уровень безработицы 2000 г. Изменение 2009 г.

за 2001-2005 гг. за 2006-2009 гг.

проц. п. % проц. п. %

Всего Высшее профессиональное** Среднее профессиональное Начальное профессиональное Среднее (полное) общее Основное общее Начальное общее, не имеют образования * По данным обследования соответствующего года. ** Включая занятое населени в 2009 г. включая занятое нас 9.8 5.9 7,8 11,3 13,2 15,0 11,7 Росстаї е и с неп елениес -2,7 -2,4 -2,5 -4,2 -3,5 1,6 -0,3 та по проблем олным высшим послевузовски -28,0 -39,8 -32,2 -37,6 -26,1 10,7 -2,6 ам заня профес м высши 1,1 0,8 1,6 1,7 2,2 0,6 6,3 тости насел сиональным с м образовани 15.6 23,1 29,5 24,4 22.7 3,6 55,3 ения, н бразов ем. 8,2 4,4 6,9 8,8 12,0 17,1 17,7 оябрь анием,

Число вакантных рабочих мест характеризует величину неудовлетворенного или текущего спроса на рабочую силу. В совокупности с численностью занятого населения (удовлетворенный спрос на рабочую силу) этот показатель определяет величину совокупного спроса на рабочую силу. Как видно из табл. 4, в 2001-2007 гг. число вакантных рабочих мест постоянно росло. Только за два предкризисных года (2006-2007 гг.) число вакантных рабочих мест выросло по отношению к 2005 г. почти на треть. Тенденции экономического спада отразились в достаточно резком сокращении числа вакантных рабочих мест в последние два года. Как видно из отображающего месячную динамику вакантных рабочих мест (рис. 1), число вакантных рабочих мест в 2009 г., особенно в период их сезонного минимума, было сопоставимо со значениями этого показателя в 2002-2005 гг.

Таблица 4

Динамика текущего спроса на рабочую силу в 2000-2009 гг.

2000 г. Изменение 2009 г.

Показатель за 2001-2005 гг., за 2006-2007 гг., за 2008-2009 гг.,

тыс. ед. % тыс. ед. % тыс. ед. %

Число вакантных рабочих мест*, тыс. ед. 805 111 13,8 298 32,5 -205 -16,9 1009

Доля текущего спроса в общей величине совокупного спроса на рабочую силу, % 1,2 8,2 27,9 -15,3 1,4

* Потребность работодателей в работниках, заявленная в государственные учреж-

дения службы занятости населения, в с реднем за год.

Тыс. ед.

Рис. 1. Месячная динамика числа вакантных рабочих мест

Доля неудовлетворенного спроса в общей величине совокупного спроса на рабочую силу рассчитывалась как отношение числа вакантных рабочих мест к сумме вакантных рабочих мест и численности занятого в экономике РФ населения. В 2000-2009 гг. этот показатель колебался в пределах 1,2-1,9%, с максимальным и минимальным значениями в 2008 г. и 2000 г. соответственно. В 2009 г. эта доля снизилась до 1,43%, что согласуется с представлениями о том, что в период экономического спада текущий спрос на рабочую силу должен сокращаться опережающими по отношению к совокупному спросу на нее темпами.

Данное предположение может не выполняться в случае, если структура текущего спроса изменится в пользу, например, вакантных рабочих мест с режимом неполного рабочего дня или неполной рабочей недели. В этом случае будет необходим более детальный анализ структуры спроса с использованием, например, такого показателя затрат труда, как объем отработанного рабочего времени. Вместе с тем в настоящее время оценка заявленной работодателями потребности в определенном объеме человеко-часов на основе существующей статистической информации вряд ли возможна.

Проведенный предварительный анализ динамики спроса на рабочую силу и ее предложения позволяет перейти к более подробному исследованию динамики этих параметров и их взаимодействия.

Для исследования процесса взаимодействия спроса на квалифицированную рабочую силу и ее предложения, как показывает накопленный нами опыт исследований динамики занятости и рынка труда (см., например работы [1-4]), могут быть использованы многосекторные модели согласования спроса на рабочую силу и ее предложения. Каждый из учитываемых в таких моделях секторов описывает ситуацию в определенном укрупненном сегменте рынка труда, например, в отрасли, виде экономической деятельности, виде занятий, в регионе. В работах [1, 3, 4] предлагается многосекторная модель согласования спроса и предложения рабочей силы на российском рынке труда, позволяющая учитывать динамику рынка образовательных услуг. Вместо совокупного количества вакансий по экономике в целом w рассматривается их множество w1 ^2,...^п, где п - число секторов экономики. При этом численность учащихся в системе общего и профессионального (по уровням) образования рассматривается наравне с численностью занятого в секторах экономики населения. Таким образом, исследуемая система занятости включает в себя сектора экономики и сферу образования, и позволяет, таким образом, проводить прогнозно-аналитические расчеты взаимосвязанной динамики рынка труда и системы образования. Вместе с тем, такая модель не позволяет в полной мере учесть динамику и структуру спроса экономики на рабочую силу с различным уровнем образования, поскольку каждая отрасль (вид экономической деятельности) в той или иной степени предъявляет свой спрос на работников с различным уровнем образования. В связи с этим возникает задача оценки процесса согласования спроса на рабочую силу и ее предложения не только с учетом развития системы образования, но и структуры спроса экономики на рабочую силу по уровням образования.

Для решения этой задачи разработана модификация модели согласования спроса на квалифицированную рабочую силу и ее предложения с учетом динамики рынка образовательных услуг, когда вместо множества вакансий w1,w2,...,wn по отраслям экономики (видам экономической деятельности) рассматривается множество вакантных рабочих мест (w1, w2,...., wl, wl+1, wl+2,... w1+к), по уровню образования (1 - число выделяемых уровней образования; к - число учитываемых в модели подсистем системы образования; как правило, 1 = к). Математически модель представляет собой систему интегро-дифференциальных уравнений, в которой исследуется совместная динамика вакантных рабочих мест и «потенциальных работников», под которыми понимается та часть населения, которая не занята в экономике и не обучается в системе образования. При гипотезах, аналогичных описанным в [1, 3, 4], получим следующую систему уравнений:

dw1

Ж

dt

= (81 + ц 1й) ^

= (8, + ц и) wI

^, + dt

dw, +.

(1)

= (8,+1 + Ц,+1и) wl-

= (8,+к + Ц,+ки) wl-

dt

du , .

~Г = (80 + ^ Ц^)и dt 1=1

где и(() - «потенциальные работники», или часть населения страны, которая в данный момент времени не занята и не учится ни в одном из 1 + к рассматриваемых в модели секторов экономики (1 - номер сектора , 1 = 1,1 + к). 80, 8 - коэффициенты прироста, выражающие отношение приростов du/dt и dwi/dt к числам и и wi соответственно, а ц - коэффициент, характеризующий отношение приростов численности занятых и учащихся в секторах к произведению величин и и wi с обратным знаком.

Рассматривается экономическая система, где экономика (сфера занятости) представлена несколькими условными секторами, размеры которых определяются численностью занятого населения с соответствующим уровнем образования, а система образования рассматривается по ее уровням. В этом случае при исследовании процесса согласования спроса на рабочую силу и ее предложения могут быть учтены особенности динамики спроса на рабочую силу с различным уровнем образования, а также различия в динамике системы образования по ее уровням. Предполагается, что поскольку общая численность занятого в экономике населения может быть представлена как сумма численностей занятого населения с определенным уровнем образования, то и сфера занятости может быть представлена виде нескольких секторов.

В рабочей версии модели (1) в качестве условных секторов выделялись численности занятого населения с высшим, средним и начальным профессиональным образованием, а также численность занятого населения со средним (полным) общим образованием. Занятые, обладающие уровнем образования, отличным от представленных категорий, были объединены в категорию «остальные», которая является разнородной по своему составу и включает как аспирантов и докторантов, так и занятое население с уровнем образования на уровне основного общего и ниже. Система образования в разработанной модели согласования спроса на рабочую силу и ее предложения представлена четырьмя уровнями профессионального образования (высшее профессиональное образование (ВПО), среднее профессиональное образование (СПО) начальное профессиональное образование (НПО)) и системой общего образования. Проведенный выше анализ динамики и структуры численности занятого населения (удовлетворенного спроса и предложения) по уровням образования позволяет оценить величины выделяемых «условных секторов» и происходящие изменения в их структуре. По состоянию на 2009 г., самый большой «условный сектор» объединяет занятое население с высшим профессиональным образованием.

При практической реализации модели (1) возникают статистические ограничения, связанные с отсутствием информации о числе и динамике вакантных рабочих мест по уровням образования. Хотя в реальности уровень образования претендента на рабочее место является его практически неотъемлемой характеристикой, в статистическом учете структура вакантных рабочих мест по требуемому уровню образования не представлена. Несоответствие уровня образования потенциального кандидата требуемому для занятия рабочего места уровню образования является одной из причин отказа от приема на работу. При этом, как правило, речь идет о более низком,

чем требуется работодателю, уровне образования кандидата. В то же время может возникать и такая ситуация, когда препятствием (пусть и косвенным) для согласования спроса на рабочую силу и ее предложения может стать и более высокий уровень образования, по сравнению с тем, который требуется на данном рабочем месте. В этом случае, например, люди с высоким уровнем образования ожидают более привлекательных по уровню оплаты и условий труда предложений, чем те, которыми характеризуются существующие вакантные рабочие места. С точки зрения рассматриваемой нами модели, случай, когда человек с более высоким уровнем образования соглашается на такую работу, где его уровень образования избыточен, приводит к перераспределению долей рассматриваемых нами «условных» секторов в пользу сектора, где занятые обладают более высоким уровнем профессионального образования.

Для преодоления соответствующих статистических ограничений с информацией о вакансиях может быть предложен следующий подход. Рассматривается двухсекторная модель согласования спроса на рабочую силу и ее предложения, аналогичная по структуре и основным предпосылкам модели (1). В этой модели выделяются один (любой из анализируемых) сектор (сектор X) и «все остальные». Например, если в качестве сектора X рассматривается численность занятого в экономике населения с высшим профессиональным образованием, то сектор «все остальные» определяется как разница общей численности занятого в экономике РФ населения и численности занятого в экономике населения с высшим профессиональным образованием. Накладываются определенные ограничения на соотношение параметров используемой модели. Далее полученная система решается относительно неизвестного параметра - числа вакантных рабочих мест в секторе X. Затем процедура повторяется для всех остальных секторов, а полученные оценки числа вакантных рабочих мест в секторах корректируются с учетом известных величин общей численности регистрируемых вакантных рабочих мест и объемов движения рабочей силы.

На рис. 2 представлена полученная по предложенной методике динамика числа вакантных рабочих мест по уровням образования.

За исключением отдельных периодов, изменения в численности вакантных рабочих мест для работников с различным уровнем профессионального образования происходят достаточно согласованно.

Например, в 1994-1998 гг. число вакантных рабочих мест по всем рассматриваемым уровням образования сокращалось. В период экономического роста (с 1999 г.) динамика изменения числа вакантных мест по уровням образования становится менее согласованной.

<N<N<N<N<N<N<N<N

Год

Рис. 2. Динамика числа вакантных рабочих мест по уровням образования: -♦- высшее профессиональное; -■- среднее профессиональное;

-ж- начальное профессиональное; -а- среднее (полное); -□- остальноые

Наиболее заметно увеличилось число вакантных рабочих мест со средним профессиональным образованием, в то время как для остальных категорий рост числа вакансий начался позднее и был более плавным. Возможно, это объясняется тем, что в период экономического роста особенно сильно возросла потребность в специалистах среднего звена. В дальнейшем динамика числа вакантных рабочих мест со средним специальным профессиональным образованием была очень неровной, но удельный вес соответствующих вакансий в их общем числе продолжал оставаться максимальным до 2008 г. (рис. 3).

Число вакантных рабочих мест с высшим профессиональным образованием начало увеличиваться с 2000 г., причем к концу прогнозного периода плавный рост числа соответствующих вакантных рабочих сменился более резким их увеличением. По нашим оценкам, в 2008 г. доля вакантных рабочих мест с высшим профессиональным образованием в общем их числе составила около 27%.

На всем исследованном периоде остается невысоким число остальных вакантных рабочих мест. При росте общего числа вакантных рабочих мест относительная величина таких вакантных рабочих мест сокращается, что, по всей видимости, отражает тенденцию повышения требований работодателей к образовательному уровню потенциальных кандидатов на рабочие места. Рост этих требований может быть косвенно связан с увеличением выпуска специалистов с высшим и средним специальным образованием, наблюдавшийся в последние годы.

100 80 60 40 20 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Структура вакантных рабочих мест по уровням образования

В свою очередь, под вакантными ученическими местами в системе образования в модели (1) понимаются свободные места для дневного обучения, на которые могут претендовать абитуриенты и которые возникают вследствие движения учащихся внутри системы образования (например, переход из одного вуза в другой).

Таким образом, это - вакантные места для желающих получить образование того или иного уровня. Оценкой числа вакантных ученических мест в системе образования по ее уровням выступают численности приема учащихся в учреждения соответствующего уровня образования. В общем образовании соответствующая численность детерминируется демографическими причинами. В профессиональном образовании наряду с демографическим фактором весомую роль при определении численности вакантных ученических мест играет спрос населения, который различается по уровням профессионального образования. Так, в начальном профессиональном образовании спрос населения фактически выступает лимитирующим фактором приема учащихся. В среднем и высшем профессиональном образовании осуществляется конкурсный прием, при этом, как правило, конкурс был заметно выше единицы. Как видно, например, из табл. 5, в последние годы в учреждениях высшего профессионального образования конкурс был в среднем чуть более двух человек на одно место. Показатели конкурса сильно отличаются в зависимости от специальности, но даже на наименее популярные из них конкурс составлял 1,4-1,7 чел. на

^ Ю 00 О ^ Ю ОО Год

^^^^ооооо ^^^^ооооо

□ высшее профессиональное □ среднее профессиональное

I начальное профессиональное □ среднее (полное) образование

□ остальные

место. Конкурс на специальность «Экономика и управление» ниже среднего. Отчасти, вероятно, это связано с относительно более активным расширением приема именно на эту специальность.

Таблица 5

Конкурс на вступительных экзаменах в государственных и муниципальных высших учебных заведениях по отдельным группам специальностей (на 100 мест подано заявлений о приеме)

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Конкурс на вступительных экзаме-

нах, всего 203 206 205 208

Информационная безопасность 301 325 328 353

Физико-математические науки 313 323 315 330

Естественные науки 275 269 276 289

Социальные науки 226 247 255 280

Информатика и вычислительная

техника 238 243 241 244

Химическая и биотехнологии 259 263 234 233

Культура и искусство 235 235 235 226

Архитектура и строительство 208 211 212 212

Воспроизводство и переработка

лесных ресурсов 217 214 196 211

Здравоохранение 200 206 201 201

Образование и педагогика 198 202 208 200

Сфера обслуживания 193 197 197 200

Гуманитарные науки 199 195 195 199

Экономика и управление 188 192 191 195

Металлургия, машиностроение и

материалообработка 188 185 184 176

Сельское и рыбное хозяйство 166 162 165 164

Морская техника 146 151 155 142

Анализ динамики параметров модели (1), исходя из их смысловой нагрузки, позволяет дать характеристику развития российского рынка труда, в том числе с учетом наличия у занятого населения образования разного уровня. Демографический фактор (параметр е0) оказывал преимущественно негативное влияние на динамику численности потенциальных работников. Исследуемый параметр оставался отрицательным на протяжении практически всего исследуемого периода, что характеризовало сокращение ресурсного потенциала и отражалось как на потенциальном контингенте системы образования, так и, в последние годы, на динамике российского рынка труда и численном составе рабочей силы. В условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте возрастает необходимость эффективного использования наличной рабочей силы, более полного согласования предложения и спроса на труд, повышения эффективности

системы профессионального образования с точки зрения потребностей экономики в рабочей силе определенного качества.

Изменения значений производственно-инвестиционного параметра (е) позволяют проанализировать тенденции спроса на рабочую силу по уровням образования. Динамика значений параметра е для рабочей силы с различным уровнем образования представлена в табл. 6. До определенной степени она носит, прежде всего, качественный характер, т. к. в части динамики вакантных рабочих мест по уровням образования базируется на полученных нами выше оценках.

Таблица 6

Динамика производственно-инвестиционного параметра е* в разрезе «условных» секторов экономики и по уровням системы образования

Показатель 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

«Условные сектора»

высшее профессиональное образование 0,58 12,24 4,60 3,19 7,12 3,67

среднее профессиональное образование 0,06 -2,43 -0,87 1,80 2,78 2,68

начальное профессиональное образование -0,71 16,90 6,25 0,77 0,27 3,31

среднее (полное) общее образованием -1,07 2,61 -0,85 -1,47 2,69 -4,23

«остальные» -9,31 6,50 -1,47 -6,01 -5,91 -5,92

Система образования

ВПО 0,02 0,46 0,11 0,15 0,10 0,03

СПО -0,12 0,16 -0,04 -0,14 -0,18 -0,27

НПО -0,10 -0,02 -0,09 -0,11 -0,22 -0,33

Общее образование -0,01 -0,16 -0,40 -0,39 -0,30 -0,08

В этой связи целесообразно сопоставить полученные результаты с теоретическими представлениями о динамике спроса на рабочую силу с различным уровнем образования. Так, значения параметра $ были постоянно положительны в секторе «занятые с высшим профессиональным образованием», что отражает устойчивый рост спроса на рабочую силу в «секторе», т.е., фактически, на рабочую силу с этим уровнем профессионального образования. Анализ динамики значений параметра ц (в отношении которого также справедливы оговорки, сделанные нами в отношении значений производственно-инвестиционного параметра) показывает, что до 1995 гг. фактор движения оказывает главным образом негативное воздействие на процесс согласования динамики численности потенциальных работников и вакантных рабочих мест. В период экономического роста процесс согласования движения потенциальных работников и рабочих мест стал более эффективным: фактор движения действовал на расширение занятости населения с профессиональным образованием.

Отмеченным тенденциям в динамике спроса на рабочую силу могут быть поставлены в соответствие результаты опросов предприятий в части

обеспечения рабочей силой. Тенденцию сохранения высокого спроса на специалистов с профессиональным образованием подтверждают и данные конъюнктурных опросов предприятий реального сектора. Как на этапе экономического роста, так и в период экономического кризиса предприятия реального сектора продолжают ощущать дефицит квалифицированных кадров, прежде всего рабочих. Согласно результатам обследования предприятий реального сектора, проводимых УРАН ИНП РАН [5-7], нехватка рабочей силы входит в число наиболее актуальных проблем макроэкономического характера (табл. 7).

Таблица 7

Изменение относительного числа предприятий, для которых нехватка качественной рабочей силы является наиболее насущной проблемой макроэкономического характера*

Период % общего числа предприятий

Июль - август 2002 г. 19,5

Февраль - март 2004 г. 31,2

Июль - август 2005 г. 26,9

Август - сентябрь 2006 г., 39,0

Август - сентябрь 2007 г., 53,9

Август - сентябрь 2008 г. 55,6

* Источник: данные опросов УРАН ИНП РАН [6].

В 2007-2008 гг. (август-сентябрь) более половины всех опрошенных предприятий отмечали, что нехватка квалифицированной рабочей силы создает наибольшие трудности для предприятия (это был самый популярный ответ). Для сравнения, на недостаток платежеспособного спроса как наиболее актуальную проблему со стороны потребителей указывали в аналогичный период только около 30% предприятий.

На основе результатов обследований предприятий реального сектора, проводимых УРАН ИНП РАН, может быть дана и более подробная оценка особенностей существующей потребности предприятий реального сектора в рабочей силе. Так, в табл. 8 представлены результаты распределения опрошенных предприятий по степени их обеспеченности рабочей силой.

Предприятия, которые указывают на избыток рабочей силы, или сигнализируют об оптимальной укомплектованности кадрами, по-видимому, не испытывают проблем с нехваткой рабочей силы.

Процент предприятий, попадающих в две оставшиеся группы, позволяет уточнить масштабы распространения проблемы дефицита рабочей силы на микроэкономическом уровне. Их удельный вес в

2007-2008 гг. достигал 80%. При этом в 30-40% из них нехватка одних специалистов сочеталась с избытком других категорий работников, и, таким образом, в определенной степени могла быть скомпенсирована за счет оптимизации и реструктуризации численности персонала. До 2008 г. постепенно уменьшалось число предприятий, испытывающих избыток трудовых ресурсов.

Таблица 8

Оценка предприятиями своей обеспеченности реального сектора рабочей силой*

Период Имеется избыток трудовых ресурсов Предприятие оптимально обеспечено трудовыми ресурсами По одним категориям есть избыток, по другим - недостаток трудовых ресурсов Предприятие испытывает нехватку трудовых ресурсов Всего ответивших предприятий

Январь - февраль 2001 г. 13,5 27,5 33,1 25,8 100

Январь - февраль 2002 г. 16,7 29,9 40,3 13,2 100

Июнь-июль 2003 г. 9,3 25,8 41,2 23,6 100

Август - сентябрь 2004 г. 5,5 25,6 41,2 27,6 100

Июль - август 2005 г. 5,9 39,0 32,6 22,5 100

Август -сентябрь 2006 г. 2,5 26,1 36,0 35,4 100

Август-сентябрь 2007 г. 0,0 20,3 35,0 44,6 100

Август-сентябрь 2008 г. 1,2 20,4 30,2 48,1 100

Апрель-май 2009 г. 17,6 36,7 37,8 8,0 100

Август-сентябрь 2009 г. 14,3 37,9 33,0 14,8 100

* Источник: данные опросов УРАНИНП РАН.

Число предприятий с оптимальной обеспеченностью рабочей силы изменялось неравномерно, но к началу кризиса 2008-2009 гг. составляла порядка 20%. Кризис оказал серьезное воздействие на экономическое состояние предприятий, изменилась и их оценка своей обеспеченности рабочей силой. Удельный вес предприятий с избытком рабочей силы практически достиг максимальных с 2001 г. значений. Вместе с тем, даже на фоне экономического спада нехватку специалистов (в основном отдельных категорий) отмечали порядка 45%. Как показывают данные табл. 9, прежде всего это касалось квалифицированных рабочих - дефицит в этой категории работников испытывают более 80% предприятий.

Значительно меньше доля предприятий, ощущающих дефицит работников других категорий. Например, на недостаток инженернотехнических работников и менеджеров указывают 20-25% опрошенных предприятий.

Таблица 9

Процент предприятий, испытывающих дефицит трудовых ресурсов по категориям персонала (сумма >100%)

Период Управленческий персонал Рч Н К Квалифицированные рабочие і <и ии а V ио лира 3 <и и 3 он кон з § К а Обслуживающий персонал

Январь — февраль 2001г. 20,5 25,8 84,8 4,6 4,0

Январь — февраль 2002 г. 25,6 35,3 82,7 5,3 4,5

Июнь-июль 2003 г. 22,5 30,0 86,9 7,5 5,0

Август - сентябрь 2004г. 22,1 25,4 86,2 9,4 7,7

Июль—август 2005 г. 16,6 30,1 84,7 11,0 8,6

Август-сентябрь 2006 г., 16,9 34,6 96,3 9,6 4,4

Август-сентябрь 2007 г. 9,6 34,9 95,2 10,8 8,4

Август-сентябрь 2008 г. 12,4 29,6 83,4 14,8 7,1

Август-сентябрь 2009 г. 11,7 25,5 86,9 12,4 5,1

Динамика параметров модели (1) для различных уровней системы образования. В динамике параметра е, для системы образования (см. рис. 3) можно выделить несколько разных по продолжительности и динамике параметров для отдельных уровней образования периодов. Так, в 19941999 гг. наблюдалась неоднозначная динамика анализируемого параметра для рассматриваемых уровней образования. Значения параметра для высшего профессионального образования имели тенденцию к устойчивому росту. К 1999 г. они достигли максимальных среди всех отраслей сферы образования значений и оставались таковыми и в дальнейшем. В среднем профессиональном образовании ситуация была иной: с 1995 г. значения коэффициента стали положительными и изменялись в диапазоне 0,13-0,18. Как показано на рис. 4, для начального профессионального образования значения исследуемого параметра лежали в отрицательной области (за исключением 1999 г.), что отражает постоянное уменьшение приема учащихся в эти заведения. В общем образовании первоначально рост численности соответствующих возрастных групп стимулировал увеличение числа ученических мест (е1>0), после чего динамика стала противоположной.

Описанные выше тенденции к 2000 г. в значительной степени исчерпали себя. Для периода 2000-2004 гг. характерно сглаживание и унификация процесса образования вакантных ученических мест на разных уровнях системы образования. Результатом этого стало, во-первых, сближение значений рассматриваемого параметра и, во-вторых, некоторое уменьшение этих величин к концу анализируемого периода. Исклю-

чение составляет общее образование, где в силу демографических тенденций численность обучающихся и прием постоянно уменьшались.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еі

Рис. 4. Динамика параметра єі для численностей занятого в экономике населения и учащихся СПО по ее уровням, а также их суммы (Е1):

-♦- Е1; -■- занято в экономике; -а- ВУЗы; — ССУЗы;

-•- ПТУ; — школы

Кроме того, тенденции изменения значений параметра є для системы образования в это время соответствуют аналогичным тенденциям в динамике параметра для сферы занятости. В 2005-2008 гг. такого соответствия уже не наблюдается. После 2004 г. продолжилось уменьшение значений параметров модели для профессионального образования, с постепенным переходом их значений (для СПО и ВПО) в отрицательную область. При этом динамика параметров є для системы образования остается достаточно согласованной (за исключением системы общего образования, где изменения в большей степени зависят от демографического фактора).

Анализ динамики параметра совместного движения потенциальных работников и вакантных рабочих мест (ц) по уровням системы образования подтверждает ранее полученный вывод о том, что фактор движения оказывал неоднозначное влияние на процесс согласования предложения вакантных ученических мест и спроса на них со стороны потенциальных работников [3, 4]. Так, положительные по знаку значения параметра (ц) для начального профессионального образования характеризуют негативное влияние процесса движения потенциальных работников и учениче-

ских мест на результат взаимодействия спроса и предложения. В целом для профессионального образования влияние фактора движения на процесс согласования спроса и предложения труда было позитивным, но процесс увеличения числа ученических мест за счет воздействия указанного фактора значительно замедлился.

Учет в модели динамики системы образования позволяет проводить согласованный анализ тенденций изменения как спроса на рабочую силу, так и системы подготовки кадров соответствующего уровня. Актуальность проблемы совпадения качественных характеристик спроса на рабочую силу и ее предложения, изменения в образовательной структуре рабочей силы, сдвиги в структуре спроса на труд с различной степенью квалификации свидетельствуют о целесообразности такого подхода. Соответственно, возникает необходимость учета этого фактора при оценке перспективной динамики основных параметров занятости и рынка труда. Для осуществления на основе модели (1) прогнозноаналитических расчетов необходим прогноз перспективной динамики параметров рассматриваемой модели. Реализация прогнозного варианта модели основана на эконометрическом анализе зависимости всех ее коэффициентов от факторов, оказывающих воздействие на процесс согласования спроса и предложения труда, а также на динамику развития системы образования, что предполагает набор сценариев значений этих факторов на прогнозную перспективу.

Литература и информационные источники

1 Коровкин А.Г. Динамика занятости и рынка труда: вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. М. Макс-Пресс. 2001.

2. Коровкин А.Г., Долгова И.Н., Королев И.Б. Дефицит рабочей силы в экономике России: макроэкономическая оценка//Проблемы прогнозирования. 2006. № 4.

3. Коровкин А.Г., Королев И.Б. Макроэкономический анализ взаимосвязи динамики отраслевых рынков труда и системы образования // Проблемы прогнозирования. 2005. № 4.

4. Королев И.Б. Взаимосвязь спроса и предложения на российском рынке труда: гендерные и образовательные особенности. Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М. Макс-Пресс. 2007.

5. Кувалин Д.Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. М. Макс-Пресс. 2009.

6. Кувалин Д.Б., Моисеев А.К. Российские предприятия в середине 2008 г.: особенности поведения в предкризисной ситуации // Проблемы прогнозирования. 2009. № 2.

7. Кувалин Д.Б., Моисеев А.К. Российские предприятия в середине 2009 г.: восстановление после острой фазы кризиса. Электронный ресурс:

http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=pub/kuv15 свободный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.