Научная статья на тему 'Анализ и интерпретация интонационных параметров речи ораторов в презентации нового продукта (на материале устных презентаций американских предпринимателей Стива Джобса, Билла Гейтса и Марка Цукерберга)'

Анализ и интерпретация интонационных параметров речи ораторов в презентации нового продукта (на материале устных презентаций американских предпринимателей Стива Джобса, Билла Гейтса и Марка Цукерберга) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1488
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛОДИКА / АРГУМЕНТАЦИЯ / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИНТЕРВЬЮ / MELODY / ARGUMENTATION / NONVERBAL COMMUNICATION / PRESENTATION / INTERVIEW

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Арнова Наталья Викторовна

В настоящем исследовании была предпринята попытка проанализировать мелодическое оформление речей ораторов в презентации нового продукта и выявить мелодические параметры, которые в наибольшей степени способствуют реализации функции убеждения. В ходе исследования автор сравнивает два вида речи: речь-презентацию и речь-интервью. Анализ мелодического контура проводился по трём параметрам: шкале, терминальному тону, скорости воспроизведения. В результате исследования автор приходит к выводу, что употребление постепенно нисходящей ступенчатой шкалы, шкалы со специальным подъёмом и мелодической конфигурации с элементами различных шкал является одной из ярких отличительных характеристик презентации нового продукта. Превалирующие терминальные тоны простые нисходящие и простые восходящие. Замедление темпа является осознанным прагматическим средством реализации функции убеждения. Сопоставление полученных экспериментальных данных по двум видам речи между собой, а также с ранее установленными характерными номенклатурами шкал, ядерных тонов, величинами среднего количества слов позволили выявить специфику мелодической организации речи презентации нового продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis and interpretation of melodic speech parameters of speakers in introducing a new product (based on oral presentations of American entrepreneurs Steve Jobs, Bill Gates and Mark Zuckerberg)

In this study, an attempt was made to analyse the melody of speakers speeches in the presentation of a new product and to identify the melodic settings most conducive to realisation of the function of persuasion. In the study, the author compares the two types of speech: speech-presentation and speech-interview. The author analysed the melodic contour of speech considering three parameters: head, terminal tone and tempo. The author concludes that the use of gradually descending head and melodic configuration with elements of different types of head is one of the dis-tinguishing characteristics of a vivid presentation of a new product. Prevailing terminal tones in the new product presentations are simple descending and as-cending tones. The slowdown of tempo is a conscious pragmatic means of implementing the functions of persuasion. Comparison of experimental data on the two types of speech to each other, as well as with the previously established characteristic head nomencla-tures, nuclear tones allowed to reveal the specifics of the melody of speakers speech in presentation of a new product.

Текст научной работы на тему «Анализ и интерпретация интонационных параметров речи ораторов в презентации нового продукта (на материале устных презентаций американских предпринимателей Стива Джобса, Билла Гейтса и Марка Цукерберга)»

УДК 808.5 ; 81'34

Арнова Наталья Викторовна

Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых

nataliaarnova@gmail.com

АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ РЕЧИ ОРАТОРОВ В ПРЕЗЕНТАЦИИ НОВОГО ПРОДУКТА (на материале устных презентаций американских предпринимателей Стива Джобса, Билла Гейтса и Марка Цукерберга)

В настоящем исследовании быта предпринята попытка проанализировать мелодическое оформление речей ораторов в презентации нового продукта и выявить мелодические параметры, которые в наибольшей степени способствуют реализации функции убеждения. В ходе исследования автор сравнивает два вида речи: речь-презентацию и речь-интервью. Анализ мелодического контура проводился по трём параметрам: шкале, терминальному тону, скорости воспроизведения. В результате исследования автор приходит к выводу, что употребление постепенно нисходящей ступенчатой шкалы, шкалы со специальным подъёмом и мелодической конфигурации с элементами различных шкал является одной из ярких отличительных характеристик презентации нового продукта. Превалирующие терминальные тоны - простые нисходящие и простые восходящие. Замедление темпа является осознанным прагматическим средством реализации функции убеждения. Сопоставление полученных экспериментальных данных по двум видам речи между собой, а также с ранее установленными характерными номенклатурами шкал, ядерных тонов, величинами среднего количества слов позволили выявить специфику мелодической организации речи презентации нового продукта.

Ключевые слова: мелодика, аргументация, невербальная коммуникация, презентация, интервью.

Процесс глобализации, расширение делового сотрудничества и контактов, общедоступность информации создают необходимость детального изучения условий успешной коммуникации. В современной лингвистике существует тенденция изучения взаимосвязи просодии, лексики, синтаксиса и прагматики речевого общения.

В рамках настоящей темы представляется важным рассмотрение общих характеристик просодических средств оптимизации речевого сообщения в презентации нового продукта.

Устная форма презентации является специфическим жанром публичных выступлений, так как представляет собой результат сочетания двух разновидностей языка - устной и письменной. Более того, абсолютное большинство устных презентаций, проводимых в настоящее время, сопровождается фото- и/или видеорядом, что, несомненно, оказывает дополнительное воздействие на аудиторию. В настоящее время представляется необходимым выявление средств воздействия каждой из имеющихся разновидностей языка (устной и письменной) в сочетании с экстралингвистическими факторами.

Огромную роль в передаче информации играет невербальный канал общения, включающий не только кинетические действия, но и звуковую оболочку публичной речи, а именно её просодические средства реализации (тоновость, динамика звука, темп речи). Так, невыразительное использование тоновых и динамических возможностей, преувеличенно громкая речь, не сообразующаяся с размерами помещения, а также техническими средствами, опосредующими общение, слишком быстрый темп речи, равно как и форсированное акцентирование, замедленный темп речи - всё это не только свиде-

тельствует о неумении оратора говорить публично, но и мешает восприятию смысла его слов слушателем. Это особенно актуально для ораторского выступления, так как говорящий виден во весь рост, и при этом хорошо прослеживается его невербальное поведение.

Звук речи также сигнализирует об эмоциональном состоянии, в котором находится оратор в момент речи, что весьма существенно для интерпретации её смысла. Вполне естественно, что в публичном выступлении уместны лишь управляемые и стилизованные эмоции, причём степень их использования должна соответствовать как жанру публичного выступления, так и общепринятым для данного времени меркам [1, с. 336].

В одну из задач нашего исследования входит определение тех мелодических характеристик, которые в наибольшей степени способствуют реализации функции убеждения. С этой целью был проведён аудиторский анализ монологических высказываний ораторов во время презентации нового продукта. Речь-презентация является подготовленной и отрепетированной. Является закономерным тот факт, что именно во время речи-презентации оратор использует всё своё мастерство и умение для того, чтобы оказать наибольшее влияние на аудиторию. Для того чтобы наиболее полно раскрыть комплекс мелодических средств, направленных на реализацию функции убеждения, нам представляется необходимым сравнить подготовленную речь оратора (речь-презентацию) с менее подготовленной речью-интервью того же выступающего. Следует заметить, что в ходе интервью оратор также имеет цель в наиболее выгодном свете представить продукт своей компании, а следовательно, будет стараться использовать средства достижения функции убеждения. Он также может

предугадать часть вопросов, которые будут заданы в интервью, а значит, подготовиться к ним. В то же время ему приходится отвечать на вопросы, большая часть из которых заранее неизвестна, некоторые из них могут быть даже неожиданными, а значит, его речь нельзя назвать полностью подготовленной, поэтому мы будем её называть квазиспонтанной. Так как целью презентации нового продукта несомненно является стремление убедить аудиторию в его неоспоримом достоинстве и превосходстве, то, сравнивая просодические особенности подготовленной и квазиспонтанной речи, представляется возможным выявить те мелодические характеристики речи, которые в наибольшей степени оказывают влияние на слушателя в презентации нового продукта.

Основным материалом исследования послужили видеозаписи презентаций и интервью трёх американских бизнесменов-предпринимателей - носителей американского варианта английского языка. В корпус исследования вошли речи Стива Джобса, Марка Цукерберга и Билла Гейтса (Steve Jobs, Mark Zuckerberg, Bill Gates). С помощью носителя американского варианта английского языка были составлены письменные транскрипты этих выступлений. Анализу были подвергнуты тексты и записи двух речей каждого оратора, речь-презентация нового продукта и речь, произнесённая в ходе интервью. Общее время звучания всех речей составило 2 часа 47 минут 58 секунд. Узкий корпус исследования составил 12 минут 54 секунды.

Более подробная информация об ораторах, их презентациях и интервью представлена в таблице 1.

На первом этапе исследования была предпринята попытка определить ключевые слова, или слова-маркеры, используемые ораторами для презентации нового продукта в наиболее выгодном свете, а также те слова, которые оказывают наиболее сильное воздействие на слушателя. На данном этапе анализа аудиторам, пяти образованным американцам, было предложено прочитать вербальные тексты тех презентаций и интервью, которые

впоследствии были подвергнуты аудиторскому анализу, и подчеркнуть в них те слова и словосочетания, которые, на их взгляд, призваны представить продукт в наиболее выгодном свете и оказывают наиболее сильное воздействие на слушателя. Приведем отрывок из текста с выделенными в нём аудитором ключевыми словами:

This is a day I've been looking forward to for two-and-a-half years. Every once in a while, a revolutionary product comes along that changes everything. And Apple has been - well, first of all, one's very fortunate if you get to work on just one of these in your career. Apple's been very fortunate. It's been able to introduce a few of these into the world. 1984, introduced the Macintosh. It didn't just change Apple. It changed the whole computer industry. In 2001, we introduced the first iPod, and it didn't just change the way we all listen to music, it changed the entire music industry. Well, today, we're introducing three revolutionary products of this class. The first one is a widescreen iPod with touch controls. The second is a revolutionary mobile phone. And the third is a breakthrough Internet communications device. So, three things: a widescreen iPod with touch controls; a revolutionary mobile phone; and a breakthrough Internet communications device. An iPod, a phone, and an Internet communicator. An iPod, a phone... are you getting it? These are not three separate devices, this is one device, and we are calling it iPhone. Today, Apple is going to reinvent the phone, and here it is (Стив Джобс. iPhone Presentation, 2007).

После обработки всех данных, представленных пятью аудиторами, автором были получены вербальные тексты всех выступлений. В них были выделены те ключевые слова, которые в своих вариантах текстов отметили двое и более аудиторов.

Далее методом сплошной выборки из презентаций были отобраны те участки речи (синтагмы), в которых присутствуют ключевые слова. Под синтагмой понимается фонетическое единство, характеризуемое относительной смысловой завершенностью и функционирующее как самостоятельная

Таблица 1

Информация об ораторах, их презентация и интервью

Оратор Общая информация об ораторе (возраст, образование, должность) Название презентации и интервью Год выступления

Стив Джобс Годы жизни: 1955-2011. Образование: Рид-колледж, штат Орегон. Род деятельности: предприниматель, сооснователь и CEO компаний Apple, NeXT и Pixar «iPhone Presentation», «Steve Jobs TV interview about iPhone» 2007

Марк Цукерберг Возраст: 31 год. Образование: Гарвардский университет. Род деятельности: президент, генеральный директор компании Facebook «Keynote on Timeline», «Fireside chat with Mark Zuckerberg» 2011

Билл Гейтс Возраст: 59 лет. Образование: Вашингтонский государственный университет. Род деятельности: председатель совета директоров Microsoft «Keynote on Windows Vista», «Bill Gates interview on Windows Vista» 2007

структурная единица. Общий объём звучания полученного таким образом малого корпуса составил 6 минут 47 секунд. Затем аналогичным образом нами были обработаны речи-интервью, которые мы рассматривали как квазиспонтанную речь. В результате были отобраны синтагмы, в которых также присутствуют ключевые слова.

Отобранные синтагмы были подвергнуты аудиторскому анализу, в ходе которого анализировались такие параметры, как шкала, терминальный тон, скорость произнесения.

Шкалы

На данном этапе аудиторского анализа изучению подвергался инвентарь шкал, для которых устанавливалась частотность употребления в каждой реализации (в %). В речи ораторов были выявлены следующие типы шкал: постепенно нисходящая ступенчатая, постепенно восходящая ступенчатая, высокая ровная, низкая ровная, постепенно нисходящая скользящая, постепенно восходящая скользящая, постепенно нисходящая скандентная, постепенно восходящая скандентная, шкала со специальным подъёмом. Мелодическая конфигурация фразы может также сочетать элементы различных шкал.

Результаты проведённого анализа презентаций показывают, что в предтерминальной части контура самое характерное явление речи ораторов - постепенно нисходящая ступенчатая шкала. Её частотность составляет в среднем 22 %, далее следует мелодическая конфигурация с элементами различных шкал (20,5 %), затем постепенно нисходящая скандентная (15 %) и шкала со специальным подъёмом (15 %). Менее употребимы постепенно восходящая ступенчатая шкала (14 %), постепенно восходящая скользящая (5,5 %), постепенно восходящая скандентная (4 %), высокая ровная (3 %), постепенно нисходящая скользящая (1 %). Низкая ровная шкала в нашем материале не была обнаружена (см. таблицу 2).

Сравнивая мелодические изменения в пред-терминальной части контура в презентациях и интервью (подготовленной и квазиспонтанной речи), была обнаружена следующая тенденция: если в подготовленной речи презентаций лидирующими шкалами являются постепенно нисходящая ступенчатая (22 %) и мелодическая конфигурация с элементами различных шкал (20,5 %), то в квазиспонтанной речи наблюдается более равномерное распределение употребления различных шкал. Существенным различием также является тот факт,

Таблица 2

Частотность употребления шкал в речи ораторов (на материале устных презентаций), %

Ораторы _____________ ____________ Шкалы Стив Джобс Билл Гейтс Марк Цукерберг Средн.

Постепенно нисходящая ступенчатая 53 9 27 22

Постепенно восходящая ступенчатая 14 19 0 14

Высокая ровная 0 5 0 3

Низкая ровная 0 0 0 0

Постепенно нисходящая скользящая 0 0 7 1

Постепенно восходящая скользящая 0 8 0 5,5

Постепенно нисходящая скандентная 0 14 32 15

Постепенно восходящая скандентная 0 7 0 4

Шкала со специальным подъёмом 0 19 20 15

Мелодическая конфигурация с элементами различных шкал 33 19 14 20,5

Таблица 3

Частотность употребления шкал в речи ораторов (на материале интервью), %

Ораторы ______________ Шкалы Стив Джобс Билл Гейтс Марк Цукерберг Средн.

Постепенно нисходящая ступенчатая 10 6 17 8,5

Постепенно восходящая ступенчатая 0 21 17 16

Высокая ровная 0 14 25 12

Низкая ровная 16 5 0 7

Постепенно нисходящая скользящая 0 10 8 7

Постепенно восходящая скользящая 27 6 8 11

Постепенно нисходящая скандентная 16 19 17 18

Постепенно восходящая скандентная 10 0 0 2,5

Шкала со специальным подъёмом 0 0 0 0

Мелодическая конфигурация с элементами различных шкал 21 19 8 18

что процент употребления шкал со специальным подъёмом в презентационной речи составляет 15 %, в то время как данный тип шкал совсем не употребляется в речи-интервью. Учитывая то, что устная презентация является подготовленным видом речи, можно сделать вывод, что шкала со специальным подъёмом является одним из инструментов, используемых ораторами для достижения персуасивного эффекта. Следует также заметить, что в квазиспонтанной речи процент употребления различных видов восходящих шкал значительно выше, чем в подготовленной речи презентаций (см. таблицу 3).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что употребление постепенно нисходящей ступенчатой шкалы, шкалы со специальным подъёмом и мелодической конфигурации с элементами различных шкал является одной из ярких отличительных характеристик презентации нового продукта.

Терминальные тоны

Следующий этап аудиторского анализа был по-свящён изучению мелодических изменений в терминальной части контура. Анализируя частотность употребления терминальных тонов в синтагмах, приходим к выводу, что номенклатура тонов, характерная для американского варианта английского языка, представлена почти полностью. Проанализировав данные публичных выступлений трёх ораторов в ходе презентаций, можно констатировать, что в их речи превалируют нисходящие тоны разного рода конфигураций и уровней, их показатель в целом - 59 %, среди них лидирующее положение занимает низкий нисходящий тон - 32 %, далее следует высокий нисходящий - 18 %, затем идёт средний нисходящий - 7 %, а на высокий нисходящий с начальным повышением приходится 2 %. На втором месте по частотности употребления после нисходящих тонов находится ровный тон - 7 %.

Таблица 4

Частотность употребления терминальных тонов в речи ораторов (на материале презентаций), %

Тон* Билл Гейтс Стив Джобс Марк Цукерберг Средн.

вН 27 10 10 18

вН с нач. повыш. 5 2

срН 7 7 5 7

нН 33 20 45 32

вНВ 5 2

ср/нНВ

вВ 2 1

срВ 4 3 5 4

нВ 7 10 5

вВН 3 1

ср/нВН 5 1

нН + нВ 7 2

вН + нВ

вН + вВ 3 1

вН + нН 13 5 5

нВ + нН 10 10 5

нВ + вН 2 7 3

вВ + нН 13 4

вВ + нНВ

вВНВ

Р 13 4 7

* Примечание. Тоны: вН - высокий нисходящий, вН с нач. повыш. - высокий нисходящий с начальным повышением, срН - средний нисходящий, нН - низкий нисходящий, вНВ - высокий нисходяще-восходящий, ср/н НВ - средний/низкий нисходяще-восходящий, вВ - высокий восходящий, срВ - средний восходящий, нВ - низкий восходящий, вВН - высокий восходяще-нисходящий, ср/н ВН - средний/низкий восходящее-восходящий, нН + нВ - низкий нисходящий + низкий восходящий, вН + нВ - высокий нисходящий + низкий восходящий, вН + вВ - высокий нисходящий + высокий восходящий, вН + нН - высокий нисходящий + низкий нисходящий, нВ + нН - низкий восходящий + низкий нисходящий, нВ + вН - высокий восходящий + высокий нисходящий, вВ + нН - высокий восходящий + низкий нисходящий, вВ + нНВ - высокий восходящий + низкий нисходяще-восходящий, вВНВ - высокий восходящее-нисходяще-восходящий, Р - ровный.

Далее идут низкий восходящий, высокий нисходящий + низкий нисходящий и низкий восходящий + низкий нисходящий - по 5 % каждый. Частотность использования остальных тонов составляет от 1 до 4 %, включая большой спектр сложных и составных тонов (см. таблицу 4).

В начале исследования было сделано предположение, что важное место в выделении ключевых слов будет играть нисходяще-восходящий тон. Многие авторы отмечают, что этот тон, отражая сложный, непрямолинейный ход мысли говорящего, поощряет и мыслительную деятельность реципиента, который должен понять, что сравнивает и подразумевает говорящий [2, с. 157]. Однако по результатам нашего исследования нисходяще-восходящий тон занимает очень скромное место - всего 2 %.

Высокий нисходящий тон вносит в речь говорящего элемент заинтересованности, придаёт выразительность его речи.

Наиболее типичным тоном, по результатам настоящего исследования, является низкий/средний нисходящий тон. Данный тон используется для передачи информации на более законченных по смыслу участках текста. Также было отмечено, что данный тон используется, когда оратор желает быть наиболее убедительным и считает произнесённое либо догматичным, либо статистически доказанным. Употребление нисходящих тонов в этом случае представляется логичным, так как в целях достижения функции убеждения ораторы часто

ссылаются на статистические данные, опыт известных людей, результаты научных исследований.

Незаконченность мысли, большая степень зависимости данного сегмента от других выражается также с помощью восходящего и ровного тонов. Употребление восходящих тонов наиболее вероятно в перечислениях, а также, помимо этого, привносит оттенок динамизма при описании ситуации. Исследователи отмечают, что в разговорной монологической речи американского варианта английского языка доминирует ровный тон [2, с. 154; 3, с. 98]. Данные нашего исследования показали, что данный тон не является доминирующим, однако занимает третье место среди номенклатуры тонов, характерных для речи презентации.

Рассмотрим частотность употребления терминальных тонов ораторами во время интервью. Данные показывают, что лидирующими являются нисходящие тоны - 62,5 %, из них низкий нисходящий тон - 28 %, высокий нисходящий - 19 %, средний нисходящий - 12 %, высокий нисходящий с начальным повышением - 3,5 %. Далее следует ровный тон - 20 %. На долю восходящих тонов приходится 8 % - низкий восходящий тон. Частотность использования остальных тонов составляет от 1 до 3,5 %, включая спектр сложных и составных тонов (см. таблицу 5).

Вслед за Д. Болинджером, одним из сторонников универсальной природы просодии, мы считаем, что просодия имеет прямую связь с долингви-

Тон Билл Гейтс Стив Джобс Марк Цукерберг Средн.

вН 18 17 25 19

вН с нач. повыш. 4 5 3,5

срН 17 5 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нН 24,5 48 25 28

вНВ

ср/нНВ

вВ 5 1

срВ 6 3,5

нВ 4 5 33 8

вВН

ср/нВН

нН + нВ 17 2,5

вН + нВ

вН + вВ

вН + нН

нВ + нН

нВ + вН 2 5 2,5

вВ + нН

вВ + нНВ

вВНВ

Р 24,5 10 20

Таблица 5

Частотность употребления терминальных тонов в речи ораторов (на материале интервью), %

Таблица 6

Количество слов, произнесённых в минуту в речи-презентации

Ораторы Билл Гейтс Стив Джобс Марк Цукерберг Среднее

Количество слов 170 80 157 135,7

Количество слов, произнесённых в минуту в речи-интервью

Ораторы Билл Гейтс Стив Джобс Марк Цукерберг Среднее

Количество слов 157 185 184 175,4

Таблица 7

стическим использованием мелодики для передачи эмоционального состояния - в форме фундаментальной мелодической оппозиции: подъем (интерес, возбуждение, незавершенность) - падение (отсутствие интереса, расслабленность, завершенность) [4].

Итак, можно сделать вывод о том, что превалирующими терминальными тонами в презентации нового продукта являются простые нисходящие и простые восходящие тоны, более скромные позиции занимает ровный тон. Ораторы избегают употреблять сложные тоны.

Скорость произнесения

Успешное восприятие речи во многом зависит от скорости произнесения высказывания. Одним из параметров в данном отношении выступает количество слов, произнесённых за минуту. В связи с этим на следующем этапе проведённого анализа были определены показатели данного параметра в речи ораторов, произносящих речь-презентацию и речь-интервью (см. таблицу 6).

Нами было обнаружено, что количество произнесённых ораторами слов в минуту во время презентации в среднем по трём ораторам составляет 135,7. Это значительно ниже нормы, специфичной для говорения, которая равна 200-220 слов в минуту, как указано в специальной литературе [5]. 150180 слов в минуту являются нормой, характерной для чтения. Интересно заметить, что речь третьего оратора, Стива Джобса, который считается одним из наиболее выдающихся ораторов XXI века, характеризуется максимально низким темпом -80 слов в минуту. Очевидно, что этот показатель не является физиологической особенностью данного оратора, так как из таблицы 7 мы видим, что среднее количество слов, произнесённых им во время интервью, составляет 185 слов в минуту. Показатели двух других ораторов во время речей-презентаций также отстают от нормы, специфичной для говорения. Это даёт нам основание утверждать, что замедление темпа речи во время презентации

является одним из просодических средств достижения персуасивного эффекта в презентации нового продукта.

Средний показатель скорости произнесения речи-интервью на 39,7 % выше среднего показателя речи-презентации. Даже учитывая тот факт, что исследуемые интервью носят квазиспонтанный характер, в них отдельные куски много раз проговорены, отработаны и произносятся на одном дыхании, данный показатель значительно превышает средний показатель по речам-презентациям. Это позволяет говорить о том, что замедление темпа является осознанным прагматическим средством реализации функции убеждения.

Таким образом, сопоставление полученных экспериментальных данных по двум видам речи между собой, а также с ранее установленными характерными номенклатурами шкал, ядерных тонов, величинами среднего количества слов позволили выявить специфику мелодической организации речи презентации нового продукта.

Библиографический список

1. Крчмова М. Участие звукового уровня текста в формировании стиля современных ораторских выступлений // Встречи этнических культур в зеркале языка: в сопоставительном лингвокультурном аспекте. - М., 2002. - С. 329-341.

2. Сибилёва Л.Н. Просодические средства прагматического воздействия в речи бизнесменов (на материале американского варианта английского языка): дис. ... канд. филол. наук. - М.: МГЛУ, 2009. - 254 с.

3. Углова Н.Г. Специфика мелодики и темпа дикторской речи (экспериментально-фонетическое исследование на материале информационных программ американского телевидения): дис. ... канд. филол. наук. - М.: МГЛУ, 2006. - 168 с.

4. Bolinger D. A theory of pitch accent in English // Word. - 1978. - № 4. - Р. 109-149.

5. Laver J. Principles of phonetics. - Cambridge, 1994. - 707 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.