Список литературы Винокур Г.О. Понятие поэтического языка // Избранные работы по
русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959. С. 388-393. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб.:
Искусство-СПб, 1996. 846 с. Степанов М.С. Денотация и коннотация в поэтическом дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/denotatsiya-i-konnotatsiya-v-poeticheskom-diskurse.
Проблемы прикладной и экспериментальной
лингвистики
УДК: 81'23
Степыкин Н.И. Анализ и интерпретация ассоциативного поля «ДОЛГ»:
контекстный подход
Юго-Западный государственный университет, Россия, Курск, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается проблема анализа и интерпретации ассоциативных данных. Автор демонстрирует преимущества контекстного подхода к данной проблеме на примере ассоциативного поля «долг».
Ключевые слова: ассоциативный эксперимент, ассоциативное поле, реакция, стимул, контекст, долг.
Stepykin N.I.
Analysis and interpretation of associative field "DUTY":
Contextual approach
Southwest State Unive, Russia, Kursk, [email protected]
Abstract. This paper focuses on the problem of data analysis and interpretation of the free associative experiment, demonstrating the advantages of contextual approach to this problem on the example of the associative field "duty".
Keywords: associative experiment, associative field, reaction, stimulus, context, duty.
Вербальные ассоциации являются предметом исследования представителей различных наук: психологии, психолингвистики,
логики, теории коммуникации и др. Однако до сих пор нет единого подхода к проблеме анализа и интерпретации ассоциативных данных: существует множество классификаций ассоциатов, основанных на тех или иных признаках, при этом большинство типологий не имеет единого критерия, на основании которого систематизированы реакции.
С каких же позиций изучать соотношение стимул - реакция? Ассоциативная связь стимул - реакция двусторонняя, двунаправленная. Если стимул (8) определяет реакцию (Я), то Я тоже определяет 8. Однонаправленная связь (8 определяет Я, а Я не определяет 8) в принципе противоречит языковой реальности и содержанию понятия «связь».
Перспективным представляется изучение ассоциативного поля (далее АП. - Н.С.) в рамках текстоцентрического подхода. Ассоциативные поля - это не просто «лексические множества, объединенные информантом по ассоциации со словом-стимулом» [Залевская 1992, с.60], а потенциальный массив различных текстов-реакций (или фрагментов таких текстов), которые вступают в парадигматические отношения со словами-стимулами, являясь своеобразной перифразой (чаще всего развернутой) к этому слову-стимулу [Сахарный 1989].
Так, И.Г. Овчинникова рассматривает стратегию построения «текста» вербальных ассоциаций как одну из разновидностей стратегии построения целого текста [Овчинникова 1994]. Эксперимент И.Г. Овчинниковой, в котором она попыталась подтвердить положение Дж. Миллера об ассоциативной паре как акте предикации и выявить типологию этих предикаций, продемонстрировал, что парадигматическая пара ограничивает не столько собственно семантику лексического состава, сколько его лексико-грамматические особенности, тем самым жестко детерминируя структуру предложения и слабо предопределяя его возможное лексическое наполнение. Синтагматические ассоциативные пары задают параметры развернутой номинации наименее жестко. Стимул и реакция в синтагматической ассоциативной паре обычно выступают в предложении как единая неоднословная номинация, как одна номинативная или предикативная единица. Функционирование этой пары в пределах одной синтагмы не определяет структуру предложения в целом и нежестко ограничивает его лексический состав. При этом сочетание заданного стимула с синтагматического типа реакцией накладывают ограничения на появление в предложении других реакций из ассоциативного поля, исключая наиболее частотные. Тематические ассоциативные пары выступают как своего рода ключевые слова. Стимул и реакция тематической ассоциативной пары представляют собой фрагмент некой
более крупной номинации, а также задают параметры некоторой ситуации или множества ситуаций. Типологические особенности тематической пары не позволяют ей детерминировать структуру предложения, но довольно жестко ограничивают ее лексическое наполнение [Овчинникова 1994, с. 76-77].
Однако насколько правомерны полученные выводы, основанные на делении реакций на парадигматические, синтагматические и тематические? По Г.А. Мартиновичу, «получаемая таким образом трехчленная классификация вербальных ассоциаций, с одной стороны, оказывается разнородной, так как в ней в один ряд произвольно выстраиваются разнопризнаковые группы - члены деления общего понятия (синтагматика - парадигматика - тематика), с другой - она практически никак не отражает категориальных признаков ассоциаций вообще и, следовательно, никак не соотносится с их основной (общепринятой) классификацией, оторвана от этой классификации» [Мартинович 1997, с. 5].
Эффективно систематизировать компоненты АП, опираясь на потенциальные контекстные ситуации, с которыми респондент связывает слово-стимул.
Гипотеза: АП слова - один из возможных способов получения данных о содержательной структуре слова. Компоненты ассоциативного поля отражают потенциальные контекстные ситуации, в которых вербализуется слово-стимул, детализируя содержание коллективного обыденного сознания носителей языка.
С целью выявления состава ассоциативного поля долг нами был проведен свободный ассоциативный эксперимент.
Состав участников эксперимента
В эксперименте добровольно приняли участие 100 носителей русского языка, возраст которых варьируется в пределах 17 - 25 лет. При этом отбор испытуемых производился произвольно. Тот факт, что в эксперименте приняло участие 100 человек, делает полученные результаты валидными. Эксперимент проводился в 2017 г. в г. Курске. Испытуемыми явились студенты Юго-Западного государственного университета, обучающиеся на разных факультетах и специальностях. Определяющим при выборе информантов был тот факт, что к 17-25 годам «становление языковой личности в основном завершается, и, значит, в ассоциациях находит отражение сформировавшаяся языковая способность участника эксперимента» [Караулов 1994, с. 192]. Немаловажно и то, что, по мнению Ю.Н. Караулова, относительная стабильность языковой способности носителей языка (в частности, словарный запас, ценностные и прагматические установки, формально-комбинаторные возможности) может служить основой для
характеристики массового сознания в российском обществе на ближайшие 20 - 30 лет, т.е. на период, когда нынешние испытуемые будут составлять активное ядро общества [там же].
Экспериментальный материал
При подготовке эксперимента была составлена анкета. В задании предлагалось записать первые возникшие вербальные реакции на обозначенные стимулы. Опираясь на данные РАС, мы добавили в анкету по четыре слова-стимула, входящих в структуру АП долг (деньги, честь, гражданский, выполнен) и по 5 произвольно отобранных слов-дистракторов, - слов разных частей речи, отобранных, как и требует методика проведения ассоциативного эксперимента, произвольно.
Порядок проведения эксперимента
Ассоциативный эксперимент проводился с испытуемыми в индивидуальном порядке и коллективно. Носителям русского языка экспериментальный материал предъявлялся в виде печатной анкеты или в электронном варианте.
В тексте инструкции, который предварял перечень стимулов в каждой анкете, указывалось, что испытуемые должны реагировать на предъявляемый стимул первым пришедшим на ум словом, принадлежащим к любой части речи. Для определения сбалансированности выборки по возрастному, социальному и гендерному параметрам испытуемым также предлагалось указать в отдельных графах свой возраст, пол и образование.
При предъявлении анкеты в печатном варианте осуществлялся контроль времени выполнения задания (1 минута 30 секунд на заполнение одной анкеты). Если анкета предлагалась в электронном варианте, испытуемых просили реагировать сразу же, не обдумывая варианты ответа.
Результаты эксперимента
В результате эксперимента нами были получены следующие реакции на стимул долг: деньги 24, служба 8, ответственность 7, перед отечеством 7, перед семьёй 6, Родина 5, честь 5, семья 4, дружба 3, служба Родине 3, армия, банк, бомж, важность, взять на время, выборы, выполнять, государства, гражданский, денежный, дно жизни, займ, зарабатывать деньги, затраты, зовёт, карточный, кредит, любовь, необходимость, нервозность, нужно, обеспечивать семью, общественный, отдать, перед родителями, платежом, платежом красен, плохо, погасить, поручительство, работа, ребёнок, серьёзность, совесть, страна, страшно, супружеский, тяжело, учёба, хозяйство, хорошо работать - 100+53+0+42, где первое число - общее
количество реакций, второе - количество разных реакций, третье -индикатор отказов и четвёртое - показатель единичных реакций. Представим модель АП долг в графическом виде:
деньги 24, служба 8...
семья 4, дружба
Рис. 1. Модель ассоциативного поля долг
Очевидно, что для представителей русской лингвокультуры стимул долг вызывает ассоциации, связанные с контекстной ситуацией «Финансы», о чем свидетельствуют реакции деньги, банк, взять на время, государства, денежный, займ, зарабатывать деньги, затраты, карточный, кредит, обеспечивать семью, погасить, поручительство и т.д.
Обратившись к национальному корпусу русского языка, рассмотрим реализацию стимула «долг» и обозначенных выше компонентов ассоциативного поля: В то время как руководство России просит в долг деньги на Западе, оно свои собственные капиталы с помощью таких личностей, как Тарасов, прячет от населения за рубежом! ; Завтра заложу свои часы в ломбарде и постараюсь взять на время деньги в землячестве; Эти заграничные денежные получения определяются вышеупомянутыми уплатами по долгам, займам, затрате капиталов и т.п. [НКРЯ - эл. ресурс].
Ассоциаты перед семьёй, семья, обеспечивать семью, перед родителями, ребенок, супружеский потенциально образуют контекстную ситуацию «Семейные отношения»: Долг перед семьей, детьми я считаю священным»; У меня потому что всегда на первом плане был долг, семья. Не задумывался я и над тем, как бы мне исполнить долг перед родителями... [НКРЯ - эл. ресурс].
Контекстная ситуация «Служебный и гражданский долг» формируется в результате следующих реакций: служба 8, выборы, гражданский, общественный, работа: Правопорядок, основанный на
такой духовности, на абсолютных положительных заповедях, гармонично содержит в себе гражданский и общественный долг, ответственность и совесть, отвечает потребностям устойчивого и полноценно развивающегося общества; В самых различных географических и климатических условиях сотрудники 6-го управления добросовестно выполняют свой служебный и гражданский долг; Но у отца на первом месте - общественный долг, он спешит на пожар, тушит его с дружиной, и так он увлёкся, что не заметил, как загорелся магазин его хозяина, Алешинского [НКРЯ - эл. ресурс].
Также нами были выявлены ассоциаты, которые можно отнести к контекстной ситуации «Актуализация морально-этических категорий»: ответственность, честь, дружба, любовь, совесть. Приведем примеры реализации данных компонентов в контексте: Если говорят слова: долг, честь, обязательность, порядочность, благородство, внимательность, отзывчивость, чуткость, ум, образованность, обаяние, верность, - и так далее, пришлось бы перечислять весь длиннющий ряд самых лучших человеческих качеств, то это все она, Мери; Убивающий из ревности, или ты, вяжущий петлю для самого себя, - я зову вас обоих, дети гибнущего века: приходите, пошляки и мечтатели, отцы семейств, лелеющие дочерей честные мещане, люди, верные традициям, подчиненные нормам чести, долга, любви, боящиеся крови и беспорядка, дорогие мои - солдаты и генералы -двинем походом! [НКРЯ - эл. ресурс].
Также непосредственным долгом являются воинские обязанности, и реакции перед отечеством, Родина, служба Родине, армия являются тому подтверждением: Этот фильм - не просто шпионский, он гораздо глубже - о чувстве долга, о Родине говорит понятнее, чем какие-нибудь проповеди на эту тему; Вы, вместе с воинами Красной Армии, до конца исполнили свой долг, разгромили агрессора, вернули народам Европы мир и свободу [НКРЯ - эл. ресурс].
Исследуемый концепт в ряде случаев вызывает у русских респондентов негативные эмоции, о чем свидетельствуют реакции бомж, дно жизни, нервозность, плохо, страшно, тяжело: Слушая, как бездарно соревнуются в речевых изысках торговцы, зазывающие покупателей, бомжи, не отягощённые долгом и трудом, развлекают вокзальную публику с подлинным вдохновением; Разве же уследишь за погружением на дно жизни, когда его совершают сто тысяч московских бомжей?; А есть возможность ослабить зависимость от российских энергоносителей, долги за которые тяжело давят на украинскую экономику?; Денег осталось только-только на метро, а долгов накопилось столько, что и вспомнить страшно; За то время он успел проиграть Гаврику в долг столько, что страшно было подумать;
Как и в случае с частными лицами, нервозность на банковском рынке ускорила процесс перехода бизнеса в крупные кредитные организации: ведь корпоративные клиенты в отличие от частных вкладчиков редко получают свои средства из обанкротившегося банка, соответственно, и реагируют на все проблемы они острее [НКРЯ - эл. ресурс].
Таким образом, компоненты ассоциативного поля отражают контекстные ситуации, с которыми респондент связывает слово-стимул. Наиболее типичными контекстными ситуациями, в которых актуализируются компоненты АП «долг», являются «Финансы», «Морально-этические категории», «Служебный и гражданский долг», «Воинский долг», «Долг как нечто негативное». В каждой из обозначенных контекстных ситуаций подтверждается: «все, что есть в речи, текстах, так или иначе отражается в языковом сознании людей и формирует это сознание, а все, что есть в языковом сознании людей так или иначе реализуется (или, по крайней мере, всегда может реализоваться, готово реализоваться) в речи, текстах ...» [Мартинович 1997, с. 34].
Список литературы Залевская А.А. Индивидуальное знание: специфика и принципы функционирования: Монография / А.А. Залевская. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1992. 136 с.
Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Русский ассоциативный словарь / Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов и др. М.: Помовский и партнёры. 1994. Кн. 1.
Мартинович Г.А. Вербальные ассоциации в ассоциативном
эксперименте. СПб, 1997. 72 с. Овчинникова И. Г. Ассоциации и высказывание. Структура и семантика [Текст]: учебное пособие по спецкурсу / Овчинникова И. Г. Пермь: Издательство Пермского университета, 1994. 124 с. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику [Текст]: Курс лекций /
Л.В. Сахарный. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. 184 с. НКРЯ = Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс] URL: http://ruscorpora.ru/ (Дата обращения: 27.04.2018)