Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА В РОССИИ'

АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1011
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СПРОС / ПОТРЕБИТЕЛИ / ДОХОД / КРИЗИС / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дедеева С.А., Загидуллин А.

Статья посвящена рассмотрению и анализу потребительского спроса в России на фоне пандемии и кризиса, возникшего из-за пандемии Covid-19. Так же предложены первоочередные меры по снижению негативного влияния кризиса и его последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА В РОССИИ»

психологии, организации производства, очень важно уметь кооперироваться с учеными, экспертами по маркетингу, собственниками капитала.

Помимо этого, в уменьшении предпринимательского риска немаловажную роль играет правительство. С одной стороны, риск обладает опасностью для предпринимательской деятельности, но с иной, как и соперничество, несет санирующую функцию, т.е. может помочь рынку очиститься от мобильных организаций, содействует, при верном подходе к риску, развитию экономики. Список использованной литературы:

1. Классификация предпринимательских рисков [Электронный ресурс].: https://bstudy.net/650039/ekonomika/klassifikatsiya_predprinimatelskih_riskov - Режим доступа «© Bstudy 2017 - 2020»

2. Организация предпринимательской деятельности [Электронный ресурс].: http://www.aup.ru/books/m91/05.htm - Режим доступа «Copyright © 1999 - 2020»

© Григорьев И.А., 2020

УДК-33

Дедеева С.А.,

доцент ОГУ, кафедры экономической теории региональной и отраслевой экономики Загидуллин А., студент 20 Юр(ба) -2

АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА В РОССИИ

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению и анализу потребительского спроса в России на фоне пандемии и кризиса, возникшего из-за пандемии Covid-19. Так же предложены первоочередные меры по снижению негативного влияния кризиса и его последствий.

Ключевые слова: спрос, потребители, доход, кризис, заработная плата.

В современном мире информация играет крайне важную роль в рыночной экономике, но, к сожалению, она часто разбросана на огромном информационном пространстве, что не позволяет быстро находить уязвимые места экономики, именно поэтому в данной статье был проведен анализ ситуации на рынке спроса в России в 2020 году. Весь спрос рассмотреть невозможно, но можно составить общую характеристики и провести анализ тенденций в сфере потребительских товаров. Анализ проводится на примере продовольственных товаров и непродовольственных. Прежде чем перейти в практическим данным необходимо обратить внимание на теорию спроса.

Спрос -. это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона. Перед тем, как перейти к анализу данных полученных в течение 2020 года необходимо вспомнить статистические показатели за прошлые года и прогнозы на 2020 год до пандемии, так как это важно для понимания современного состояния спроса в экономике России. Рассмотрим статистические данные спроса:

{ « }

Таблица 1

Динамика доходов и зарплат населения России, а также личного потребления в годовом выражении,

% 2015 - 2020 гг.

2015 2016 2017 2019 2019 I квартал 2020 г. II квартал 2020 г. Первое полугодие 2020 г.

Доходы и заработная плата населения

Доходы населения номинальные 11,2 2,0 3,3 4,0 6,2 3,3 -0,4

реальные располагаемые -2,4 -4,5 -0,5 0,1 1,0 2,1 -8,0 -3,7

Заработная номинальная 4,7 7,9 6,7 11,6 9,5 10,1 4,0* -

плата реальная -9,0 0,8 2,9 В,5 4,8 3,3 1,0* -

Личное потребление

Розничная тор- номинальные 4,4 2,6 5,3 6,2 6,5 7,0 -13,7 -3,7

говля, в т.ч.: реальные -10,0 -4, В 1,3 2,8 1,9 4,4 -16,6 -6,4

продоволь- номинальные 8,3 2,3 5,0 4,5 7,1 6,4 -3,5 1,3

ственных реальные -9,0 -5,2 1,1 2,1 1,8 3,7 -7,1 -1,9

непродоволь- номинальные 1,0 2,9 5,6 7,7 5,9 7,5 -23,3 -8,4

ственных реальные -10,9 -4,5 1,5 3,5 2,0 5,1 -25,5 -10,7

Платные услуги номинальные 7,8 7,3 6,7 5,3 5,5 - - -

населению реальные -1,1 0,7 1,4 1,4 0,5 -1,9 -37,2 -19,9

Мемо: индекс потребитель- к декабрю предыдущего года 12,9 5,4 2,5 4,3 3,0 1,3 2,6 -

ских цен в среднем за год 15,5 7,1 3,7 2,9 4,5 - - -

Как мы видим из таблицы - 1, продовольственных и непродовольственных товаров за последние пару лет имели слабый рост и вгоняли депрессивный настрой к будущему потребительского спроса и не только. Реальные показатели значительно хуже номинальных, что тоже не говорит ни о чем хорошем, теперь же обратимся к прогнозам на 2020 год. В начале этого года часть экспертов полагала, что многие факторы, тормозившие развитие отечественной экономики (следовательно, спроса), вроде повышения НДС до 20%, изжили себя. Эксперты Организации экономического сотрудничества (ОЭС) и развития и Всемирного банка предвещали рост экономики на 1,6% и 1,5% соответственно, российские же экономисты было более депрессивны в плане прогнозирования и пророчили рост около 1%. Если же для экономики прогнозы были достаточно положительными, то для спроса, в частности потребительского, очень тяжело дать прогноз, так как доходы населения падали в течение 6 лет подряд вплоть до середины 2019 г., когда был зафиксирован неожиданный рост, который ряд экономистов посчитали «нарисованным», другие же нашли роль разовых факторов. Важно учесть, что даже на тот момент экономическая политика не способствовала росту доходов населения. Например, некоторые эксперты считали, что не стоит бороться с потребительским кредитованием, так как этот фактор поддерживает спрос, а для стабильного роста доходов нужно, чтобы экономика генерировала рабочие места, а значит, требуется улучшение общих условий предпринимательской деятельности. Подводя итог экономическому прогнозированию от экспертов Всемирного Банка, ОЭС и российских экономистов на 2020 год до пандемии, можно сказать, что без пандемии потребительский и экономический рост не имел положительного окраса, так как экономическая политика государства не способствовала повышению экономического роста, доходов население и, следовательно, потребительского спроса. В марте 2020 года ВОЗ объявила пандемию, что же это значило для экономики не только отдельных стран, но и всего мира? Пандемия вызвала глубокий спад в мировой экономике, например цена на нефть - крупнейшую статью российского экспорта резко упали с начала года, а спрос сократился на 8%. Добыча же иных полезных ископаемых упала на 3,2%. Из этого вытекает то, что доходы населения ожидаемо должны упасть сильнее, чем прогнозировалось до пандемии. Лаборатория Сбербанка по анализу и обработке больших данных "СберДанные" рассмотрела изменения расходов по ключевым направлениям трат в реальном выражении с 6 по 12 апреля 2020 г. относительно сопоставимой недели в 2019 г. За одну неделю расходы на ювелирные изделия упали на 94,7%, продажа авиабилетов сократилась на 93,7%. Но в это же время продажа телекоммуникационного оборудования (различного рода электронные устройства, роутеры, оборудование, которое позволяет соединить между собой различные

системы передачи данных) выросла на 36,7%, так же вырос спрос на продукцию винных магазинов на 32,1%. Но, к сожалению, в 90% продуктов и услуг наблюдается снижение потребительского спроса. Так же достаточно удручающая статистика в потребительской корзине:

устройства бытовая техника

Рисунок 1 - Ожидаемые траты населения в ближайшие 6 месяцев на продовольственные и

непродовольственные товары

Анализируя рисунок - 1 можно сделать вывод о том, что потребительский спрос очень сильно пострадал на фоне пандемии, так как рост спроса на товары различных категорий не ожидался, что пагубно сказывается на экономике и потребительском спросе. В период неопределённости и опасности потерять источник доходов важно проводить опросы:

Рисунок 2 - Планируемые траты населения в зависимости от возрастной группы

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X

№ 12-1 /2020 -

По рисунку 2 можно сделать вывод, что независимо от возрастной группы, независимо от доходов и расходов групп населения выявляется тенденция к накоплению финансовой подушки - денежные средства население не уходят в экономику, а остаются в качестве подушки безопасности, что хорошо для населения, но плохо для падающего потребительского спроса на тот момент, и экономики в целом. Но не бывает такого

состояния в экономике, когда все

Рисунок 3 - Потребительский спрос в Москве на II квартал

Положение в потребительской корзине спасало повышение спроса на товары интернет-магазинов, которые позволяли приобретать и получать товары без лишнего риска заразиться инфекцией COVID-19, но тем не менее и эта статистика говорит о сниженном потребительском спросе в период пандемии. Таким образом, в пик пандемии крайне сильно упал потребительский спрос на различные товары. Больше всего повезло товарам из телекоммуникационной группы, но этот спрос скорее разовый, чем постоянный. По оценкам Росстата экономика России упала на 8,5%, чего не было с 2009 года, когда ВВП России упал на 7,8%, но тем не менее российская экономика гораздо легче пережила нынешний кризис, чем страны Еврозоны, Соединенное Королевство, Япония и США. Но подобные "успехи" российской экономики можно объяснить тем, что во-первых: в Российской экономической культуре за последние 6 лет выработан опыт работы экономики в условиях постоянного кризиса, во-вторых: в отличии, например, от Японии, где власти в период первой волны пандемии раздали своим гражданам по 100000 йен независимо от статуса граждан, российские власти так не поступили, так как была необходима подушка безопасности на фоне падающих цен на нефть, данный ход более чем логичен и правилен, но без возможной поддержки остался потребительский спрос, который бы поддержал малый и средний бизнес, скорее всего, эффективнее чем пакет мер поддержки малого и среднего бизнеса от апреля 2020 года. Например, с помощью данного пакета предприниматели могли получить по 12130 руб., на каждого сотрудникам, что, к сожалению, достаточно мало для развитых мелких и средних компаний. Как не странно экономический спад зависел не только от

пандемии, но и психологии людей, которые резко сократили расходы и уменьшили отток своих денежных масс в экономику. Потребительский спрос продолжит восстанавливаться. Так же по данным аналитического портала Сбербанка SberIndex потребительский спрос в течение второй половины июля 2020 не менялся, таким образом, вышел на плато. Индекс потребительской активности достиг отметки 77,1 из 100, отмечается в исследовании. Показатель практически не меняется с конца июня, в то время как в апреле и мае он был на уровне 50,2 и 58,3 соответственно. В качестве базовых мер по решению проблемы спроса можно выделить следующие варианты: генерация рабочих мест, в первую очередь для высококвалифицированных специалистов, поддержка предпринимательской деятельности, отказ от практики повышения налогов (прямых и косвенных) необходимые средства для подобных мер можно взять снизив расходы на МВД.

От сюда следует, что кризис прошлых лет позволил российской экономике выстоять в период первой волны пандемии с одними из наилучших показателей ВВП, но тем не менее традиционно пострадал потребительский спрос, в частности розничная торговля, показатели которой оказались значительно хуже даже показателей 2015 года, особенно в среде непотребительских товаров и услуг, но тем не менее в конце II квартала 2020 года потребительский спрос если не восстановился, то вышел на плато и прекратил происходившее ранее падение. Но тем не менее из бюллетеня "О чем говорят тренды", подготовленного департаментом исследования и прогнозирования ЦБ РФ, Российская экономика в III квартале может вырасти на 4-5%, на основании смягчения карантинных мер, что в совокупности с адаптировавшейся психологией общества более чем реально, но стоит учитывать вторую и третью волну пандемии, которая может оказать отрицательное влияние на потребительский спрос и экономику в целом. Список использованной литературы:

1. Boston Consulting Group, Romir. Исследование BCG и "Ромир": новая реальность российского потребительского рынка на фоне пандемии COVID-19 и прогноз. - 2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://romir.ru/studies/issledovanie-bcg-i-romir-novaya-realnost-rossiyskogo-potrebitelskogo-rynka-na-fone-pandemii-covid-19-i-prognoz (дата обращения 28.10.2020)

2. Гринкевич В. Что будет с российской экономикой в 2020 году. -2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://profile.ru/economy/chto-budet-s-rossijskoj-ekonomikoj-v-2020-godu-212251/ (дата обращения 03.11.2020)

3. Карасева О. Сколько денег дают жителям разных стран во время пандемии Пособия для безработных, малоимущих, детей, самозанятых и вообще всех граждан. - 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.the-village.ru/business/figures/379557-podderzhka-gosudarstva (дата обращения 28.10.2020)

4. Котляр М. Аналитики оценили влияние пандемии на экономику России. - 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/08/09/2020/5f570b589a7947a7d20d6a74 (дата обращения 28.10.2020)

5. Лукичева О. Стабилизация спроса на нефть ожидается в мае 2020 года. -2020. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.finam.ru/analysis/marketnews/stabilizaciya-sprosa-na-neft-ozhidaetsya-v-mae-2020-goda-20200601-15200/ (дата обращения 03.11.2020)

6. Павлюшина В., Хейфец Е. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Потребительский спрос: региональные различия. -2020. - №63. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/_%D0%B8%D1%8E%D0%BB%D1%8C_web.pdf (дата обращения 29.10.2020)

7. Рубченко М. Поддержка малого и среднего бизнеса в связи с коронавирусом в 2020 году. - 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20200428/1570683407.html (дата обращения 28.10.2020)

8. Санги А., Емельянова О. Всемирный Банк. Доклад об экономике России. - 2020. - №43. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/russia/publication/rer (дата обращения 03.11.2020)

9. Ткачёв И., Агеева О. Экономика России на пике пандемии рухнула на 8,5%. -2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/11/08/2020/5f32aa189a79475052e968f6 (дата обращения 03.11.2020)

10.Финам. Российская экономика в 3 квартале может вырасти на 4-5%. - 2020. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.finam.ru/analysis/newsitem/rossiiyskaya-ekonomika-v-3-kvartale-mozhet-vyrasti-пя-4-5-20201014-193036/ (дата обращения 28.10.2020)

11. Финмаркет. Потребительский спрос в РФ при коронавирусе: спрос на ювелирку за неделю снизился на 94,7%. - 2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.finmarket.ru/news/5216213 (дата обращения 03.11.2020)

12.Юшков М., Фейберг А. Сбербанк сообщил о выходе потребительского спроса в России на плато. - 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/23/07/2020/5f1907859a794724e5a5420b (дата обращения 28.10.2020)

© Дедеева С.А., Загидуллин А., 2020

УДК-33

Дедеева С.А.,

доцент кафедры экономической теории региональной, и отраслевой экономики, Оренбургский государственный университет

Казыев С.Н.,

студент Оренбургского государственного университета, юридического факультета, бакалавр.

ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация

В статье проанализированы особенности страхового рынка в России в условиях пандемии СоУГО-19 и мирового финансового кризиса. Рассмотрены действующие программы и их особенности. Проведен анализ основных проблем страхового рынка на современном этапе и определены перспективы развития.

Ключевые слова:

риск, страхование, страховой рынок, пандемия СОУГО-19, мировой финансовый кризис.

Новые вызовы и угрозы, а также внедрение новых технологий создают, по сути, новую среду функционирования страховщиков, влекут за собой трансформацию подходов к ведению бизнеса. Переход страхового бизнеса в онлайн-формат, развитие дистанционного обслуживания клиентов начали осуществляться ранее, но, с учетом событий мирового масштаба, стремительно ускоряются и открывают перед страховыми организациями новые возможности.

Кроме того, не обошли стороной страховой рынок объявленная ВОЗ пандемия СоУГО-19 и разразившийся мировой финансовый кризис. Рассмотрим какое влияние они оказали на страховой рынок России.

Во-первых, пандемия СоУГО-19 привела к тому, что отдельные страховщики, в том числе совместно с банками, достаточно быстро предложили своим клиентам новый страховой продукт - страхование от CoVID-19. Например, программа «Коронавирус.НЕТ» СК «АльфаСтрахование» на случай выявления новых вирусных инфекций группы коронавирусов, включая СоУГО-2019, предполагает, что при стоимости страхового полиса от 2 до 10 тыс. руб. страховая сумма составит 1 млн руб. Продукт «Антикоронавирус», предложенный клиентам Банком «Восточный» совместно с СК «Арсеналъ», предусматривает ежедневные выплаты в период нетрудоспособности от 3 до 6 тыс. руб. при страховой сумме в пределах до 1 млн руб., а при летальном исходе - страховую выплату в размере от 300 тыс. руб. до 1 млн руб. Базовое медицинское покрытие страховых полисов «Тинькофф Страхование» и «Сбербанк страхование» по страхованию граждан, выезжающих за рубеж, покрывает риск заражения СоУГО-2019: компенсируются расходы на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.