Научная статья на тему 'Анализ и диагностика на различных этапах управления муниципальным имуществом'

Анализ и диагностика на различных этапах управления муниципальным имуществом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигалова Н. Е.

В статье автор рассматривает проблемы управления муниципальной собственностью, определяет цели и задачи анализа и управления объектами МНФ, дает некоторые подходы к последовательности и методике диагностики муниципального имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жигалова Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS AND DIAGNOSTICS IN VARIOUS STAGES OF MANAGEMENT OF THE MUNICIPAL PROPERTY

In the article the author examines problems of the management of the municipal property, defines the purposes and tasks of the analysis and management of objects of MNF, gives some approaches of a sequence and method of diagnostics of the municipal property.

Текст научной работы на тему «Анализ и диагностика на различных этапах управления муниципальным имуществом»

С 2002 г, вводятся ограничения на применение метода начисления амортизации. По основным средствам, сооружениям и передаточным устройствам, входящим в восьмую, девятую и десятую группы (сроком службы свыше 20 до 25 лет; свыше 25 до 30 лет; свыше 30 лет), применяется только линейный способ начисления амортизации.

Выбранный метод начисления амортизации применяется в течение всего срока службы и не меняется.

Отличие 4. Вводятся повышающие и понижающие коэффициенты в соответствии с п. 7 и 8 ст. 259 НК РФ.

Отличие 5. С 2002 г. в соответствии с п. I ст. 256 НК РФ амортизация начисляется на все имущество, за исключением материально-производственных запасов, товаров, ценных бумаг, которое находится у налогоплательщика на праве собственности и используется для извлечения дохода.

HISTORICAL ASPECTS OF THE AMORTIZATION POLICY OF

THE ORGANIZATIONS

L V. Garahina

Historical questions of the legislative regulation of amortization charge by the enterprises are considered in the given article.

УДК 658.012.12

#, Е. Жигалова, к. э. н., доцент, ВГАВТ. 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5 а.

АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

В статье автор рассматривает проблемы управления муниципальной собственностью, определяет цели и задачи анализа и управления объектами МИФ, дает некоторые подходы к последовательности и методике диагностики муниципального имущества.

Проблемы управления муниципальной собственностью и необходимость анализа всего крута вопросов, связанных с ней, возникли перед практикой управления и в теории сравнительно недавно. Важнейшим элементом преобразования общественных структур является изменение системы муниципального хозяйства, создание условий для развития новых экономических отношений (рис.). В этой связи важнейшими теоретическими и практическими проблемами реформирования муниципального хозяйства, управления городом становятся вопросы формирования городского бюджета (одной из статей которого является получение средств от сдачи объектов муниципального нежилого фонда в аренду), насыщение потребительского рынка товаров и услуг, увеличение числа рабочих мест, изменение качества жизни горожан. Решение многих из этих экономических проблем связано с поиском оптимальных путей формирования, становления и управления муниципальной собственностью,

В соответствии с федеральным законом органы местного самоуправления выступают в двух аспектах:

- в качестве властной структуры; которая устанавливает нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов и обеспечивает их выполнение; обременяет местными налогами и платежами собственников и хозяйствующих субъектов;

- в качестве хозяйствующего субъекта и собственник, который ведет активные действия на рынке.

Рис. Элементы экономической основы местного самоуправления

Администрация муниципального образования, обладая значительными имущественными средствами, должна использовать их для развития предпринимательских и коммерческих структур, для расширения конкуренции в сфере производства услуг.

Процесс анализа муниципального имущества включает следующие направления:

- анализ функционирования муниципальной собственности;

- анализ процессов создания, трансформации и выбытия объектов муниципальной собственности;

- анализ использования муниципальной собственности при организации поддержки предприятий и привлечении инвестиций.

Важным направлением анализа является ведение и оценка реестра муниципальной собственности, обеспечение его актуального состояния и достоверности информации.

Согласно данным реестра муниципальной собственности г, Н. Новгорода, основу муниципального имущества составляют недвижимость и основные средства муниципальных предприятий и учреждений (табл. 1).

Таблица 1

Состав муниципальной собственности (на 3L 03.2004)

Объекты Количество Ост. стоимость, млн. руб.

Муниципальные предприятия, ед. 278 24005

Муниципальные учреждения, ед. 713

Акции муниципалитета в ОАО, шт. 2978460' 2,98 (ном. стоимость)

Жилые здания, ед. 9463 5320,3

Нежилые здания, ед. 2719 671,6

Сооружения 1474 3604

Сети газоснабжения, км. 340,4 • 65,3

Сети водопровода, км. 2115,1 231,15

Сети канализации, км. 1557,56 179,2

Магистральные тепловые сети, сети тепло- 2531,28 129,2

снабжения, км.

Сети наружного освещения, км. 1810,6269,1 61,27

Сети электроснабжения, км.

Котельные, ЦТП 301 165,83

вне 129 5,67

КНС 80 47,6

ГНС 29 44,0

Трансформаторные подстанции, распреде- 12,3

лительные подстанции, ед 358

Движимое имущество:

Машины и оборудование 16797 436,4

Транспортные средства 2043 191,2

Производственный и хоз. инвентарь 960

1S8

В связи с этим особое внимание администрации уделяется анализу и управлению нежилым фондом и имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Значение использования муниципальной собственности в социально-экономической жизни территорий настолько возросло, а процесс управления стал таким разноплановым, что возникла потребность в комплексном подходе к управлению и диагностике собственности (рис. 2).

Рис. 2. Виды муниципальной собственности

Как уже отмечалось, органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования, т. е. они могут владеть, пользоваться и распоряжаться объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности. Главная задача сводится к выбору наилучшей формы управления (использования объекта).

Основными критериями выбора той или иной формы управления (использования) недвижимости является социально-экономическая значимость объектов для решения вопросов местного значения и экономическая эффективность различных форм использования с точки зрения собственника.

При этом следует выделять решения, которые влекут к отчуждению имущества: продажа, приватизация, обмен, использование в качестве залога. Такие решения могут приниматься только представительным органом местного самоуправления. Если отчуждение не предусматривается, т.е. недвижимость передается в хозяйственное ведение, оперативное управление, безвозмездное пользование, аренду, доверительное управление или используется для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, создания муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, то основанием для принятия решений является постановление местной администрации.

В связи с тем, что основу муниципального имущества составляют недвижимость и основные средства муниципальных предприятий и учреждений, особое внимание администрации уделяется управлению нежилым фондом и имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Можно определить следующие цели анализа и управления объектами МНФ:

- разрешение социально-экономических проблем развития территории;

- повышение доходности объектов муниципального нежилого фонда, эффективное выполнение ими социальных функций;

- стимулирование развития экономики муниципального образования, обеспечение максимально простого и удобного доступа предпринимателей к объектам МНФ;

- исключение возможности для коррупции;

- вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

- провести полную инвентаризацию собственности, классификацию объектов, систематизацию их учета и оформления прав на них;

- сформировать полный реестр объектов МНФ (баланс недвижимости), содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающий объекты незавершенного строительства;

~ четко разграничить и скоординировать полномочия всех государственных и му-щипальных органов власти, участвующих в процессе управления недвижимостью;

- обеспечить безусловное применение механизма рыночной оценки при исполь->вании объектов МНФ, выравнивание ставки арендной платы, взимаемой за пользо-шие объектами МНФ, со ставками, сложившимися на рынке;

- создать необходимую правовую базу, позволяющую использовать различные юсобы распоряжения муниципальным имуществом (залог, доверительное управле--1е, внесение прав пользования в уставный капитал);

- создать условия для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики пу-;м максимального вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе пу-¡м предоставления максимально льготных условий инвесторам объектов незаверенного строительства;

- установить жесткий контроль за использованием объектов МНФ, закрепленных х праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Определить правовые >зможности изъятия имущества у муниципальных предприятий (например, в случае ^правомерного распоряжения недвижимостью);

- обеспечить профессиональную подготовку служащих, осуществляющих управ-;ние объектами МНФ.

В экономическом аспекте управление муниципальной собственностью направлено на:

- обладание объектом как ресурсом;

- получение доходов от использования объекта (сдача объектов МНФ в аренду);

- использование объекта для решения социально-экономических задач (напри-гр, создание социальных магазинов).

Объекты муниципальной собственности согласно законодательству могут пред-авлять собой либо имущество, переданное на правах пользования для хозяйствен->го ведения, либо имущество, составляющее муниципальную казну/Объекты могут [сполагаться как на территории города (района), так и за его чертой, а также за пре-;лами Российской Федерации.

В зависимости от целей и задач управления выделяют различные группы объекте управления. К объектам МНФ относятся объекты, включенные в реестр муници-шьной собственности: отдельно стоящие нежилые здания, строения, сооружения, шещения (встроенные и пристроенные).

Муниципальная собственность (объекты МНФ) в процессе управления находится изменении, поэтому происходит постоянный процесс формирования состава собст-:нности, оценка состояния и стоимости имущества, их учет.

Особенностью работы по формированию состава муниципальной собственности шлется большой объем принимаемого из федеральной собственности имущества в ¡де объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы государст-!нных и приватизированных предприятий. По г. Н. Новгороду это ОАО «Завод эасное Сормово», ОАО «Нижегородский машиностроительный завод», ОАО «Авиа-юнный завод «Сокол», ГУЛ «Нижегородский завод им. М.В.Фрунзе», ОАО «Ни-л», ГУП «Научно-исследовательский институт измерительных систем», ОАО «Ор-гга», ОАО «Гидромаш», ОАО «Термаль», ОАО «Теплообменник», ОАО «ЗеФС», АО «РУМО» и т. д.

Это связано с затруднениями, которые предприятия города испытывали в содер-ании социальной сферы.

При передаче объектов в муниципальную' собственность возникает ряд проблем, ко-|рые замедляют и усложняют окончательное завершение процесса передачи, а именно:

- объекты, предлагаемые к передаче, как правило, находятся в плохом техниче-:ом состоянии, что требует дополнительных средств на их ремонт;

- не осуществляется своевременное выделение средств из федерального бюдже-, на содержание передаваемых объектов.

Для внедрения системы оценки муниципальной собственности необходимо разработать:

- нормативы бюджетной эффективности для различных видов объектов собственности и нормативов затрат на содержание имущества;

- критерии и нормативы «социальной эффективности».

Чтобы запустить систему оценки, на начальном этапе внедрения можно использовать метод сравнительной оценки со средними значениями по отрасли (группе социально схожих объектов) или территории.

При управлении имуществом администрация города должна делать больший упор на экономические, а не на административные методы управления. С этой целью на конкурсных условиях нужно больше привлекать в городское хозяйство предприятия различных форм собственности, используя частный сектор.

Для эффективного использования собственности муниципалитет должен реально оценивать ее экономическую стоимость, вести полный и оперативный учет собственности, создавать единые информационные ресурсы, используя для этого новейшие информационные и коммуникационные технологии.

Рассмотрим преимущества и недостатки способов распоряжения имуществом муниципального образования (табл. 2),

Муниципальные унитарные предприятия являются одной из форм решения проблем развития муниципального образования.

В Российской Федерации на сегодняшний день действуют следующие виды унитарных предприятий:

~ унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по

решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Такое предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. В свою очередь, собственник не отвечает по обязательствам предприятия.

В случае и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

Учредителем унитарного предприятия может выступать РФ или муниципальное образование. Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

- имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- доходов унитарного предприятия от его деятельности;

- иных, не противоречащих законодательству источников.

Проведем сравнительный анализ муниципальных и казенных предприятий (табл. 3).

Анализ особенностей функционирования муниципальных предприятий показывает, что для них характерно внутреннее противоречие:

1 муниципальные предприятия определены как коммерческие организации, цель которых - получение прибыли;

2. они являются унитарными, их деятельность существенно ограничивается собственником закрепленного за ними имущества;

3. муниципальные предприятия - институты, созданные на базе муниципальной собственности, основное предназначение которых решать самые разнообразные задачи местного самоуправления, выполнять общественно-полезные функции,

Эти противоречия существенно затрудняют оценку эффективности муниципальных предприятий. Поэтому эффективность функционирования муниципальных предприятий следует рассматривать, исходя из различных позиций: с учетом интересов городского сообщества (населения муниципального образования) и с позиции самого муниципального предприятия.

Таблица 2

Преимущества и недостатки способов распоряжения объектами недвижимости 2

Способ распоряжения объектами недвижимости Преимущества Недостатки

Продажа 1. сравнительно быстрое получение относительно крупной суммы денежных средств единовременно. 2. получение в будущем дополнительного дохода в виде налога на имущество 1. потеря возможных доходов от использования объекта в будущем. 2. трудности в поиске покупателей, которые обладали бы достаточно крупными средствами для полного выкупа

Передача в аренду 1. появление стабильного источника дохода. 2. возможность использования объекта в будущем для целей развития муниципального образования. 1. потеря возможных доходов в виде налога на имущество. 2. распределение денежных поступлений от использования объекта ь долгосрочном периоде, при фиксированной ставке возможны потери от инфляции.

Создание муниципального унитарного предприятия 1. получение дохода в долгосрочном периоде в виде отчислений от прибыли и платы за пользование муниципальным имуществом. 2. решение задач социально-экономического развития территории. 1. отсутствие денежных поступлений в краткосрочном периоде. 2. в некоторых случаях искусственная поддержка нерентабельных предприятий.

Внесение доли в уставный капитал АО 1. получение дохода в долгосрочном периоде в виде дивидендов. 2. возможность в будущем продать акции или доли. 3.сохранение контроля над предприятиями, экономически и социально значимыми для территории. 1. отсутствие денежных поступлений в краткосрочном периоде. 2. появление солидарной ответственности по обязательствам АО.

Инвестирование, развитие объекта 1. решение задач социально-экономического развития территории. 2.увеличение налогооблагаемой базы. 3. возможность получения дохода в будущем от использования объекта недвижимости (продажа или аренда). необходимость больших по объему единовременных вложений.

На общегородском уровне, в зависимости от направленности результата эффективность функционирования муниципального предприятия рассматривается как экономическая и как социальная.

Экономическая эффективность муниципального предприятия - важнейший оценочный показатель, характеризующий место, роль, положение, занимаемое муниципальным предприятием в процессах, протекающих в экономике города. Показателями, используемыми для оценки экономической эффективности муниципального предприятия, являются:

- удельный вес предприятия в общем количестве предприятий города, динамика этого показателя;

2 Григорьев В.В. Управление муниципальной недвижимостью. - М.г 2001.

Таблица 3

Сравнительная характеристика унитарных предприятий3

Критерии МУП Казенные предприятия

1. Собственник Муниципальные образования 1.Государство (РФ) 2. Субъекты РФ 3. Муниципальные образования

2. Органы, осуществляющие полномочия собственника Органы муниципальной власти 1. Правительство РФ 2. Органы государственной власти 3. Органы муниципальной власти

3. Учредительные документы Устав, утвержденный собственником

4. Минимальный размер уставного капитала МУП - 1000 МРОТ Уставный капитал не форми-; руется

5. Имущественные права предприятия Право хозяйственного ведения Право оперативного управления

6. Права собственника 1. Создание, реорганизация, ликвидация предприятия 2. Определение целей, предмета и вида деятельности предприятия 3. Назначение и увольнение руководителя предприятия 4. Утверждение финансовой отчетности предприятия 5. Дача согласия на распоряжение недвижимым имуществом 6. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества предприятия 7. Создание филиалов и представительств 8. Дача согласия на участие в других юридических лицах 9. Другие права

10, Право на прибыль 11. Дача согласия на распоряжение недвижимым имуществом предприятия 10. Дача согласия на распоряжение имуществом предприятия 11. Изъятие излишнего или используемого не по назначению имущества 12. Доведение до предприятия обязательных для исполнения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг' для государственных и муниципальных нужд 13. Утверждение сметы доходов и расходов предприятия

7. Права предприятия 1. Владение и пользование имуществом предприятия 2. Распоряжение движимым имуществом предприятия 1. Владение и пользование имуществом предприятия в соответствии с целями деятельности и заданиями собственника 2. Право на самостоятельную реализацию продукции

1 8,Ответственность собственника Не несет ответственности по долгам предприятия Субсидиарная ответственность при недостаточности имущества предприятия

3 Ильичева Н.М., Салатова М.С. Предприятие как хозяйствующий субъект экономической системы. -Н. Новгород: ННГУ, 2005.

- удельный вес в общегородском объеме выпуска продукции (оказания услуг) в различных отраслях городской экономики;

- доходы городского бюджета от функционирования данного предприятия;

- соотношение с расходами, направленными на поддержание муниципального предприятия и т. д.

Социальная эффективность - общественная польза, получаемая в результате их деятельности, итогом которой является создание соответствующих условий жизнедеятельности населения, Показателями социальной эффективности являются:

- организация снабжения населения жизненно необходимыми услугами;

- предоставление рабочих мест и т.д.

С позиции муниципального предприятия критерии оценки эффективности аналогичны критериям любого предприятия.

Формирование муниципальной политики по отношению к муниципальным предприятиям должно базироваться на анализе экономической и социальной эффективности функционирования муниципального предприятия.

Все муниципальные унитарные предприятия, имеющие высокий уровень социальной и экономической эффективности в муниципальной экономике, должны быть объектами поддержки со стороны городских властей, поскольку они напрямую способствуют выполнению местными органами власти своей главной функции - создание благоприятных условий жизнедеятельности населения. Однако методы поддержки (стимулирования) будут разные. Поэтому цель городской политики по отношению к ним можно сформулировать как стимулирование рентабельных (потенциально прибыльных) и поддержка нерентабельных (потенциально убыточных) предприятий,

Стимулирование деятельности рентабельных муниципальных предприятий целесообразно проводить посредством следующих методов:

- финансово-экономических (предоставление налоговых льгот, снижение размера отчислений от прибыли за использование муниципального имущества, предоставление муниципальных гарантий);

- административных и организационно-распорядительных (размещение муниципального заказа, заключение договоров аренды муниципального имущества на длительный срок, разрешение на продажу (сдачу в аренду) муниципального имущества).

Поддержка нерентабельных муниципальных предприятий может быть реализована посредством следующих методов:

- финансово-экономических (прямое и косвенное бюджетное финансирование, предоставление беспроцентных и низкопроцентных ссуд за счет средств городского бюджета, предложение льготных условий договоров аренды муниципального имущества, налоговые льготы и т. д.);

- административных и организационно-распорядительных (дисциплинарное воздействие на администрацию предприятия, размещение муниципального заказа);

- рьшочно - правовых (преодоление банкротства посредством внешнего управления и санации, реорганизация посредством слияния, присоединения, разьединения, выделения и преобразования и т. д.).

В отношении муниципальных предприятий, имеющих низкий уровень социальной и экономической эффективности в городской экономике и играющих незначительную роль в социально-экономических процессах города, следует проводить обоснованную политику, цель которой изменение организационно-правовой формы хозяйствования, поиск оптимальных, альтернативных форм управления имуществом.

В составе методов городской политики в отношении таких предприятий должны преобладать рыночно-правовые методы: делегирование управления (сдача в аренду, доверительное управление, акционирование, приватизация, реорганизация, ликвидация и т. д.) (табл. 4).

Таблица 4

Сведения о работе с j\ty ни щипальными предприятиями и учреждениями за 2004 ¿од

1 Созданных МУ и МУП 99

в т. ч. - предприятия 8

- учреждения 91

2 Количество ликвидированных МУ и МУП 3

в т.ч. - предприятия 3

- учреждения _

3 Количество реорганизованных МУ и МУП 4

в т.ч. - предприятия 4

- учреждения -

Для повышения эффективности деятельности муниципальных предприятий и организаций, наиболее рационального и полного использования их производственного потенциала также необходимо радикально изменить систему управления ими на базе точной информации о наличии и состоянии объектов собственности. Однако вопрос инвентаризации и учета объектов муниципальной собственности до сего времени не решен.

Из-за отсутствия эффективных методов воздействия учет, отчетность, анализ, контроль и оценка деятельности превращаются в формальность, проводятся нерегулярно или вообще не осуществляются. Вот почему органы, уполномоченные выполнять функции собственника, следует наделить широкими экономическими и организационными полномочиями в таких областях, как: возвратное и безвозмездное финансирование на конкурсной основе эффективных проектов развития предприятий; льготное кредитование из средств бюджета; выдача гарантийных обязательств под кредиты коммерческих банков и г', д. При условии правового, материального, финансового и организационного обеспечения такие полномочия позволят усилить роль и расширить реальные возможности органов власти4.

THE ANALYSIS AND DIAGNOSTICS IN VARIOUS STAGES OF MANAGEMENT OF THE MUNICIPAL PROPERTY

N. E* Zhigalova

in the article the author examines problems of the management of the municipal property, defines the purposes and tasks of the analysis■ and management of objects of MNF, gives some approaches of a sequence and method of diagnostics of the municipal property.

УДК 336

В. И, Олюнин, к. э. п., профессор. П. С. Салмин, к. э. н., доцент, ВГАВТ. 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5 а.

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОХОДНОГО ПОДХОДА В ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ КОМПАНИЙ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

В статье рассмотрены методики оценки стоимости компаний, базирующиеся на концепции доходного подхода (дисконтирования будущей выгоды). Проанализированы некоторые преимущества и недостатки рассматриваемых методов. Предложены рекомендации по оценке стоимости российских компаний водного транспорта.

4 Е. Воскресенская Актуальные вопросы применения Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Хозяйство и право. - № 3. - 2005. ---110 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.