Научная статья на тему 'Анализ характера горения композиционных топлив, полученных кавитационным методом'

Анализ характера горения композиционных топлив, полученных кавитационным методом Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
250
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Федорова Наталья Ивановна, Патраков Юрий Федорович, Сурков Владимир Григорьевич, Головко Анатолий Кузьмич

Исследован характер горения композиционных топлив различного состава приготовленных на установке, основным аппаратом которой является насос-кавитатор. Показано, что с использованием кавитационного принципа воздействия можно получать композиционные топлива, обладающие устойчивым равномерным горением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Федорова Наталья Ивановна, Патраков Юрий Федорович, Сурков Владимир Григорьевич, Головко Анатолий Кузьмич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ характера горения композиционных топлив, полученных кавитационным методом»

ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

УДК 662.737

Н.И. Федорова, Ю.Ф. Патраков, В.Г. Сурков, А.К. Головко

АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА ГОРЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ ТОПЛИВ, ПОЛУЧЕННЫХ КАВИТАЦИОННЫМ МЕТОДОМ

Все стадии нефтепользова-ния, начиная с разведки и добычи нефти и заканчивая использованием нефтепродуктов, приводят к сильному загрязнению окружающей среды. При работе предприятий нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности в атмосферу ежегодно выбрасывается около 2000 т химических веществ и сбрасывается в водные объекты более 70 млн. т загрязненных сточных вод [1]. Применяемые в настоящее время методы очистки сточных вод от нефтепродуктов дорогостоящие и не всегда высокоэффективные, особенно если воды сильно загрязнены. Кроме этого, твердые примеси, присутствующие в перерабатываемых и вспомогательных материалах на заводах нефтеперерабатывающей промышленности, приводят к образованию такого распространенного вида отходов, как нефтяные шламы, представляющие собой нефтяные остатки, содержащие в среднем 10-56% нефтепродуктов, 30-85% воды и 1-46% твердых примесей. Выход их составляет около 7 кг на 1 т перерабатываемой нефти, что приводит к скоплению огромных масс отходов на нефтеперерабатывающих предпри-

ятиях [2].

К сверхтяжелым фракциям нефтепереработки относятся гудроны, составляющие значительную часть продуктов дистилляции нефти. В зависимости от состава нефти и способа ее переработки эта часть может колебаться в пределах 10-35% выхода от массы нефти [3]. Не-

посредственно в качестве котельного топлива гудроны не могут быть использованы из-за их высокой вязкости, которая примерно в 10 раз выше, чем вязкость мазута М-100. В настоящее время часть гудрона (до 40%) перерабатывается в различные виды битумы и реализуется дорожно-

строительным организациям. Небольшое количество гудро-нов с добавлением до 30-35% среднедистиллятных и легких фракций перерабатывается в низкосортный (непригодный для хранения) дорогостоящий топочный мазут и реализуется потребителям по цене прямогонного мазута, что экономически невыгодно. Остатки гудрона закачивают в специальные хранилища, что небезопасно с экологической точки зрения и связано со значительными затратами [4].

С другой стороны, современные способы добычи и первичной переработки углей (сортировка и обогащение) сопровождаются накоплением больших количеств низкосортного топлива в виде отсевов мелких фракций и угольных шламов различной зольности, транспортировка, хранение и сжигание которых сопряжено с ухудшением экологической обстановки и со снижением эффективности работы технологического оборудования. Утилизация такого низкосортного топлива возможна в виде водоугольного топлива. Однако традиционное водоугольное топливо имеет относительно низкую калорийность, для повышения которой целесо-

образно приготавливать композиционное топливо, включая в его состав высококалорийные углеводороды, например, выше Указанные отходы нефтехимической промышленности, что позволило бы решить проблему их утилизации, более рационально подойти к решению проблемы энергосбережения, а также улучшить экологическую обстановку в регионах.

В то же время следует заметить, что традиционное использование жидких углеводородных продуктов нефтяного или угольного происхождения в качестве топлива в теплоэнергетических установках сопряжено со значительными трудностями в случае их обводненности. Вносимая с паром или попадающая в топливо иным способом вода распределяется, как правило, в виде слоевых или линзообразных скоплений, которые при подаче топлива к горелкам приводят к нарушению теплового режима топки или даже к срыву пламени. Следовательно, целесообразно превращать обводненные жидкие топлива в тонкодисперсные устойчивые водоуглеводородные системы, эффективность сжигания которых подтверждена многочисленными исследованиями и промышленным применением [5,6]. Для приготовления однородных композиционных топлив можно использовать современные высокоэффективные устройства, такие как дезинтеграторы, вибромельницы, аппараты вихревого слоя, проточные мельницы-активаторы, кавитационные аппараты. Например,

Таблица 1. Характеристика угля, использованного для приготовления КОВУТ

Марка угля Технический анализ, % Элементный состав, % на daf Н/С О/С

Wa Лй С Н (О+М+Я)

Д 3.6 5.0 79.3 5.5 15.5 0.83 0.15

принцип действия кавитатора основан на том, что грубая ор-гано-водо-угольная смесь проходит через решетки или каналы переменного сечения при этом происходит сильная тур-булизация и интенсивное перемешивание потока. В свою очередь это приводит к разрыву длинных полимерных цепей в нефтепродуктах, переводу их в новое структурное состояние, измельчению (диспергированию) до микронного уровня твердых частиц в жидкости, гомогенизации обрабатываемо-

го продукта и эмульгированию обычно не смешиваемых продуктов (например, мазут - вода),

Цель данной работы - исследование характера горения композиционных водосодержащих топлив различного состава, полученных с использованием насоса-кавитатора.

В качестве объектов исследования использовали композиционные органоводоугольные топлива (КОВУТ) приготовленные на основе мазута, отработанного моторного масла, воды и угля марки Д шахты «Грамо-

теинская», характеристика которого приведена в табл. 1.

Композиционные топлива были приготовлены на установке, разработанной ООО «Технокомплекс» (г. Барнаул), основным аппаратом которой является насос-кавитатор. Физикохимические характеристики топливных композиций приведены в табл. 2.

Полученные композиционные топлива достаточно стабильны. Наибольшей стабильностью обладает топливная смесь, приготовленная с использованием отработанного моторного масла, воды и угля, что вероятно связано с меньшей вязкостью и более высокими эмульгирующими свойствами масла по сравнению мазутом.

Поскольку горение гетерогенных углеводородных топлив

Таблица 2. Физико-химические характеристики КОВУТ

Определяемый параметр Смесь (1) на основе: отработ. масло + вода + уголь Смесь (2) на основе: мазут + вода + уголь Смесь(3) на основе: мазут + вода

Вязкость условная при 80 0С, град-1 Нет свободного истечения Нет свободного истечения 4.0

Температура застывания, 0С -0.5 Не определяется -15

Стабильность более 6 мес более 30 суток До 7 суток

Массовая доля, % уголь 45.0 60.0 нет

мазут (масло) 30.0 20.0 90.0

вода 25.0 20.0 10.0

Таблица 3. Время горения мазута, водомазутной эмульсии и КОВУТ

Состав Температура в муфельной печи, 0С Время кавитационной обработки, мин Время нагрева перед воспламенением, сек Время горения паров, сек

Мазут 500 0 10 5

500 5 5 5

500 15 6 5

600 0 3 5

600 5 2 4

600 15 2 4

700 0 0.5 2

700 5 0.5 2

700 15 0.5 2

Смесь (3): мазут + вода 500 10 5 5

600 10 2 4

700 10 1 2

Смесь (2): мазут + вода + уголь 500 15 30 35

600 15 24 19

800 15 3 10

Смесь (1): отработ. масло + вода + уголь 600 15 42 53

800 15 5 28

сложный и многостадийный процесс, то на данном этапе работы нами были выполнены исследования, позволяющие

дать только общую характеристику изучаемому процессу. Эксперименты по сжиганию топлив проводились в условиях моделирующих предварительный разогрев, испарение летучих компонентов КОВУТ и их сгорание в факеле пламени.

Опыты проводили в следующей последовательности.

Навеску исследуемого образца (мазут ~ 0,05 грамм, КОВУТ ~1 грамм) в чашечке из танталовой фольги, помещали в муфельную печь, нагретую до заданной температуры. Для обеспечения равномерности прогрева, муфель выдерживался при заданной температуре в течение 4 часов. С помощью секундомера измерялись время нагрева навески перед воспламенением и время горения летучих продуктов. Весовым методом определялся коксовый остаток после выгорания паров топлива. Измерения проводились не менее 3-х раз, полученные результаты усреднялись. Визуально оценивался характер горения исследуемых образцов. Полученные данные приведены в табл. 3.

При исследовании характера процесса горения исходного мазута, а также мазута и его смеси с водой подвергнутых кавитационной обработке, было установлено, что образцы, помещенные в муфельную печь при заданной температуре, в начале прогреваются, затем начинается испарение летучих продуктов, после чего происходит их вспышка, и далее топливо сгорает равномерным устойчивым пламенем. По мере увеличения температуры в муфельной печи задержка воспламенения уменьшается и при 700 0С топлива вспыхивают практически мгновенно (табл. 3). При этом следует отметить, что кавитационная обработка образцов мазута приводит к снижению времени перед воспламенением топлива. На рис. 1 при-

ведена зависимость выхода коксового остатка от температуры горения исследованных образ-

щихся в мазуте на более легкие фракции способных к полному их выгоранию при более низких

Температура, °С

Рис. 1. Зависимость выхода коксового остатка от температуры горения мазута: исходного (1), подвергнутого кавитационной обработке 5 мин (2), 15 мин (3) и в смеси с водой в течение 10 мин (4)

цов мазута.

Установлено, что образцы мазута, обработанные в насосе-кавитаторе, при всех исследованных температурах сгорают более полно, что особенно наглядно видно при температуре 500 0С, наблюдается снижение выхода коксового остатка практически в 2 раза. Вероятно это свидетельство того, что в ходе кавитационной обработки происходит деструкция части тяжелых углеводородов содержа-

температурах. При этом наилучшие результаты показала смесь мазута с водой (рис. 1). Полученный результат имеет практическую ценность, так как известно, что водомазутная эмульсия типа «вода в масле» образуется при принудительном смешивании и обладает устойчивостью, обусловленной высоким содержанием природных эмульгаторов в самом мазуте, которые образуют прочные адсорбционно-сольватные обо-

а б

Рис.2 . Фотографии горения композиционных органоводоугольных топлив,приготовленных на установке с использованием насоса-кавитатора, на основе:отработанного масла, воды и угля (а) и мазута, воды и угля (б)

лочки вокруг молекул воды. Капли такой водомазутной эмульсии, попадая в зону сгорания, подвергаются воздействию высоких температур. Вода, заключенная в оболочку топлива, нагревается и за счет разности температур кипения воды и мазута, переходя в парообразное состояние, разрывает оболочку, т.е. происходит «микровзрыв» каждой капли топлива. Это явление играет роль вторичного диспергирования топлива, тем самым, способствуя увеличению скорости и полноты его сгорания. Одновременное

уменьшение времени пребывания продуктов сгорания в зоне высоких температур, снижение температурного уровня процесса горения вследствие затрат тепла на испарение воды, отсутствие локальных высокотемпературных зон из-за вторичного диспергирования топлива в самом факеле и уменьшение необходимости концентрации окислителя благоприятствуют снижению образования окислов азота в большей степени, чем

при непосредственном впрыске воды или пара в зону горения

[7].

Равномерное устойчивое горение наблюдается для КО-ВУТ приготовленного на основе угля, воды и отработанного моторного масла. Однако следует отметить, что его воспламенение происходит при более высокой температуре (600 0С), что вероятно связано с большей теплоемкостью изученной смеси.

Некоторое отличие в характере горения имеется для КО-ВУТ приготовленного с использованием мазута, воды и угля. При температурах 500 и 600 0С смесь воспламеняется с достаточно большой задержкой (30-25 сек) относительно водомазутной эмульсии. При возгорании смеси при данных температурах в факеле наблюдаются ярко светящиеся частички горящего угля и только при достижении температуры 800 0С происходит устойчивое горение композиционного топлива. Наличие святящихся частиц угля в

факеле, вероятно, объясняется меньшей гомогенностью данного топлива, т.е. наличием относительно крупных капель воды в его составе, что приводит к их более мощным «микровзрывам» при высоких температурах и как следствие к выносу угольных частиц из зоны горения. Для предотвращения данного явления, вероятно, необходимо скорректировать рецептуру данного КОВУТ в сторону увеличения жидкой фазы либо изменить время кавитационного воздействия.

Таким образом, проведенными исследованиями показано, что с использованием кавитационного принципа воздействия можно получать композиционные топлива различного состава, обладающие устойчивым равномерным горением.

Работа выполнена при финансовой поддержке Гранта РФФИ № 07-08-96020 Р_урал_а.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Госсен Л.П., Величкина Л.М. Экологические проблемы нефтегазового комплекса // Нефтехимия. 2006. Т. 46. №2. С. 83-88.

2. Кормилицин В.И., Исмаилов Э.Я. Огневое обезвреживание замазученных и замасленных вод энергетических предприятий // Российский химический журнал. 1997. №6. С. 67-68.

3. Батуева И.Ю., Гарле А.А., Поконова Ю.В. Химия нефти. Л.: Химия, 1984. 360 с.

4. Хилько С.Л., Титов Е.В. Получение и реологические свойства эмульсионных топливных композиций на основе гудронов // Журнал прикладной химии. 2000. Т. 73. Вып. 8. С. 1383-1386.

5. Зайденварг В.Е., Трубецкой К.Н., Мурко В.И., Нехороший И.Х. Производство и использование водоугольного топлива. -М.: Из-во Академии горных наук, 2001. 176 с.

6. Иванов В.М., Канторович Б.В. Топливные эмульсии и суспензии. -М.: Металлургиздат, 1963. 181

с.

7. Горлов Е.Г. Композиционные водосодержащие топлива из углей и нефтепродуктов //Химия твердого топлива, 2004. №6. С. 50-61.

□ Авторы статьи:

Федорова Наталья Ивановна

- канд. хим. наук, с.н.с. лаб. химии и химической технологии угля Института угля и углехимии СО РАН (г. Кемерово)

Патраков Юрий Федорович

- докт. хим. наук, зав. лабораторией химии и химической технологии угля Института угля и углехи-мии СО РАН (г. Кемерово)

Сурков

Владимир Григорьевич

- канд. хим. наук, с.н.с. лаб. углеводородов и ВМС нефти Института химии нефти СО РАН (г. Томск)

Головко Анатолий Кузьмич

- докт. хим. наук, зав. лабораторией углеводородов и ВМС нефти Института химии нефти СО РАН (г. Томск)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.