Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ГРУПП ВКОНТАКТЕ ЦЕНТРОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ'

АНАЛИЗ ГРУПП ВКОНТАКТЕ ЦЕНТРОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
192
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВКОНТАКТЕ / ПОКАЗАТЕЛЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ АУДИТОРИИ / ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ / SOCIAL NETWORKS / VKONTAKTE / AUDIENCE ENGAGEMENT INDICATOR / MEDICAL PREVENTION CENTER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Подкопова Алевтина Геннадьевна, Гужова И. В.

Цель статьи рассмотреть, как государственные медицинские организации, в частности, центры медицинской профилактики используют социальную сеть ВКонтакте для продвижения идей здорового образа жизни. С помощью сравнительного метода по критериям: средний охват постов (от имени сообщества), вовлеченность аудитории, количество постов, количество реакций пользователей, количество подписчиков были проанализированы группы центров медицинской профилактики в социальной сети ВКонтакте. На основании полученных результатов сделаны выводы и даны рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Подкопова Алевтина Геннадьевна, Гужова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ГРУПП ВКОНТАКТЕ ЦЕНТРОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ»

УДК 61

Медицинские науки

Подкопова Алевтина Геннадьевна, магистрант, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия, г. Томск Гужова И. В., научный руководитель, канд. филос. наук, доцент кафедры

социальных коммуникаций, Национальный исследовательский Томский государственный университет

АНАЛИЗ ГРУПП ВКОНТАКТЕ ЦЕНТРОВ МЕДИЦИНСКОЙ

ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация: Цель статьи рассмотреть, как государственные медицинские организации, в частности, центры медицинской профилактики используют социальную сеть ВКонтакте для продвижения идей здорового образа жизни. С помощью сравнительного метода по критериям: средний охват постов (от имени сообщества), вовлеченность аудитории, количество постов, количество реакций пользователей, количество подписчиков были проанализированы группы центров медицинской профилактики в социальной сети ВКонтакте. На основании полученных результатов сделаны выводы и даны рекомендации.

Ключевые слова: социальные сети, ВКонтакте, показатель вовлеченности аудитории, центр медицинской профилактики.

Annotation: The purpose of the article is to examine how state medical organizations, in particular, medical prevention centers, use the social network Vkontakte to promote healthy lifestyle ideas. Groups of medical prevention centers in the Vkontakte social network were analyzed using a comparative method based on the following criteria: average coverage of posts (on behalf of the community), audience engagement, number of posts, number of user reactions, and number of subscribers. Based on the results, conclusions and recommendations are made.

Keywords: social networks, Vkontakte, audience engagement indicator, medical prevention center.

Здоровье - главная ценность в жизни человека. Именно здоровье, «состояние полного физического, душевного и социального благополучия» [4], является важнейшей ступенью в иерархии потребностей. Поддерживать здоровье на высоком уровне, снизить риск развития хронических заболеваний и сделать жизнь человека более продолжительной и благополучной помогает здоровый образ жизни. От образа жизни человека на 60% зависит его состояние здоровья [10]. Здоровый образ жизни - это рациональное питание, достаточная физическая нагрузка, режим дня и отдыха, умение справляться со стрессом, отказ от зависимостей. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровый образ жизни - это оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды.-

В 2020 году здоровый образ жизни не просто способ улучшить показатели здоровья человека, а популярное движение. В социальный сети Инстаграм #зож используется в 16,2 млн публикаций, а по данным Яндекс Wordstat, словосочетание «здоровый образ жизни» ищут 264 000 раз за месяц. Иди здорового образа жизни продвигают врачи, спортсмены, блогеры. Например, у Кобяковой Ольги, бывшего ректора СибГМУ более 62 тысяч подписчиков в Инстаграм, а у блогера demivika, которая на своем примере показывает преимущества высокой физической активности, 1,6 млн подписчиков. Блогеры активно используют различные способы для увеличения числа подписчиков, повышения активности аудитории, следят за уровнем вовлеченности.

Показатель вовлеченности аудитории (ER - показатель уровня вовлеченности аудитории в активности компании, измеряется в процентном соотношении действий к охвату) [8] - важный показатель, от которого зависит,

сколько человек увидит публикацию. Ключевое значение показатель ER стал играть с появлением «умной ленты» ВКонтакте. Теперь аудитория ВКонтакте видит посты не в хронологическом порядке, а в зависимости от своих предпочтений. Соответственно, чем больше реакций (лайки, репосты, комментарии) получает публикация, тем больше людей увидит ее у себя в ленте или рекомендациях.

Государство также активно популяризирует идеи здорового образа жизни. В соответствии с планом деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации на период с 2016 по 2021 год «основные приоритеты социальной и экономической политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации включают формирование культуры здорового образа жизни [5]. В качестве «трансляторов» идей здорового образа жизни на государственном уровне выступают Центры общественного здоровья и медицинской профилактики.

Центр общественного здоровья и медицинской профилактики (далее по тексту Центр) (региональный, краевой, республиканский, окружной, городской) - самостоятельное учреждение здравоохранения, которое осуществляет методическое сопровождение и координацию мероприятий по профилактике хронических неинфекционных заболеваний, а также способствует формированию здорового образа жизни у жителей города или всего региона [6].

Направления работы Центров различны: проведение профилактических мероприятий для населения, разработка методических материалов для медицинских и немедицинских работников, издательская деятельность, социологические исследования и другое. Также работа Центров направлена на популяризацию здорового образа жизни.

Работа по популяризации здорового образа жизни ведется разными способами: проводятся лекции, семинары и тренинги, разрабатывается социальная реклама и печатные материалы (плакаты, листовки, буклеты). Последние несколько лет деятельность Центров переходит и в онлайн-формат -активная работа ведется в социальных сетях. Группы и аккаунты в социальных

сетях есть почти у всех Центров. Из 88 Центров [1], функционирующих на территории Российской Федерации у 64 есть группа в социальной сети ВКонтакте.

Информационная составляющая групп в социальных сетях Центров имеет определенные особенности. Контент привязан к информационно -коммуникативным кампаниям, которые регулируются вышестоящими органами (Министерством Здравоохранения, Департаментом здравоохранения региона). Кампании приурочены к значимым всероссийским и международным дням здоровья, особое внимание уделяется дням здоровья Всемирной организации здравоохранения [2].

В рамках исследования были проанализированы сообщества ВКонтакте Центров при помощи сервиса Ыуеёипе по следующим показателям: средний охват постов (от имени сообщества), вовлеченность аудитории, количество постов, количество реакций пользователей, количество подписчиков за период с 01.01.2020 по 30.06.2020.

Проанализировав группы Центров, можно сделать следующие выводы:

1. сообщества Центров ведутся по-разному, нет единства в стилистике, дизайне, контенте.

2. подход к подготовке контента также различен: оригинальный в ряде сообществ и перепост в других.

3. средний показатель охвата постов (от имени сообщества) - 256,45. Наибольший - 1960,7, наименьший - 13,6.

4. средний показатель по критерию «вовлеченность» - 1,4. Наибольший показатель - 8,8, наименьший - 0,075.

5. средний показатель количества постов - 217. Наибольший показатель - 1283, наименьший - 3.

6. средний показатель по критерию «количество реакций» - 1979 реакций. Наибольший показатель - 37695 реакций, наименьший - 2 реакции.

7. средний показатель количества подписчиков - 910. Наибольший показатель - 3517, наименьший - 6.

8. сообщества Центров не используют контекстную и таргетированную рекламу.

Результаты анализа показатели низкие показатели вовлеченности аудитории сообществ Центров в социальной сети ВКонтакте. В среднем количество реакций пользователей на посты не превышает 2000 реакций за полгода, что являет очень низким показателем. Например, только один пост в группе «Я люблю ЗОЖ» набирает около 10000 реакций.

Низкие показатели возможно связаны:

• недостаток финансирования работы Центров в социальных сетях;

• недостаток квалифицированных Бшш-специалистов;

• работа в социальных сетях Центров ведется по остаточному принципу «лишь бы было»;

• не уделяется внимание повышению активности подписчиков.

Для улучшения ситуации и повышения качества интернет-коммуникации в сообществах центров медицинской профилактики можно дать следующие рекомендации:

1. Интересоваться, что интересно аудитории сообщества. Обратная связь поможет выявить потребности посетителей группы.

2. Настроить диалог с аудиторией, стать более открытыми для контакта. Это поможет повысить уровень доверия к сообществу и лояльность пользователей группы.

3. Текст должен быть понятен аудитории, лучше избегать сложных энциклопедических терминов. Информация должна быть актуальной и достоверной.

4. Уделять внимание графическому оформлению сообществу: изображения хорошего качества, в одном стиле.

5. Онлайн-мероприятия: конкурсы, флешмобы, викторины, тесты могут помочь вовлечь аудиторию, повысить активность в сообществе и привлечь интерес к группе в целом.

Улучшения качества интернет-коммуникации в сообществах центров профилактики может способствовать повышению интереса к здоровому образу жизни аудитории социальной сети ВКонтакте. Не только грамотный и актуальной, но и интересный контент, открытость, обратная связь, вовлекающие онлайн-активности помогут привлечь и удержать целевую аудиторию.

Библиографический список:

1. База центров медицинской профилактики субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2020. URL: https://org.gnicpm.ru/baza-tsentrov-meditsinskoy-profilaktiki-subektov-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 29.09.2020).

2. Дни здоровья ВОЗ [Электронный ресурс] / События / Центр СМИ // Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро, 2020. URL: https://www.euro.who.int/ru/media-centre/events/who-health-days (дата обращения: 29.09.2020).

3. Здоровый образ жизни [Электронный ресурс] // Яндекс. Подбор слов. URL:https://wordstat.yandex.ru/#!/?words=здоровый%20образ%20жизни (дата обращения: 29.09.2020).

4. Как ВОЗ определяет здоровье? [Электронный ресурс]: Часто задаваемые вопросы / Информация о ВОЗ // Всемирная организация здравоохранения, 2020. URL: https://www.who.int/ru/about/who-we-are/frequently-asked-questions (дата обращения: 28.09.2020).

5. План деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]: на период с 2016 по 2021 год от 14 июня 2016 г. // План Минздрава России до 2021 г. - 2016. URL: https://docplayer.ru/51875211-Plan-deyatelnosti-ministerstva-zdravoohraneniya-

rossiyskoy-federacii-na-period-s-2016-po-2021 -god.html (дата обращения: 29.09.2020).

6. Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ [Электронный ресурс]: "Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях" (подготовлен Минздравом России 20.01.2020) от 20 января 2020 г. - 2020. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56720648 (дата обращения: 29.09.2020).

7. Румянцев Д. В. Продвижение бизнеса ВКонтакте. Системный подход/ Д. В. Румянцев. - СПб.: Питер, 2019. - 440 с.

8. Румянцева Д. ER - методы расчета и значение показателей [Электронный ресурс] // Cossa, 2015. URL: https://www.cossa.ru/155/101492/ (дата обращения: 29.09.2020).

9. Телевной А. Д., Хлопотов М. В. Исследование тематических профилей и способов расчета вовлеченности аудитории в сообществах социальной сети «Вконтакте» [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской науки, 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-tematicheskih-profiley-i-sposobov-rascheta-vovlechennosti-auditorii-v-soobschestvah-sotsialnoy-seti-vkontakte (дата обращения: 29.09.2020).

10. Центр общественного здоровья и медицинской профилактики [Электронный ресурс], 2020. URL: http://profilaktika.tomsk.ru/ (дата обращения: 29.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.