Научная статья на тему 'Анализ государственных образовательных стандартов в аспекте формирования готовности к инновационной предпринимательской деятельности у студентов вузов'

Анализ государственных образовательных стандартов в аспекте формирования готовности к инновационной предпринимательской деятельности у студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
884
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лежнева Н.В.

В статье определяется инновационное предпринимательство как стиль деятельности, характеризующийся ориентацией на создание или реализацию новаций, предпринятой для достижения позитивных экономических или социально значимых целей. Анализируется возможность подготовки инновационных предпринимателей в рамках ФГОС ВО по направлениям подготовки: 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата, 2015); 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры, 2017); 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лежнева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ государственных образовательных стандартов в аспекте формирования готовности к инновационной предпринимательской деятельности у студентов вузов»

6. Тубельский А. Н. Для чего и как мы учим: школа как система условий для развития индивидуальности ребенка и способности к самоопределению // Школьные технологии. 2001. № 6. С. 27-38.

7. Дворецкая Т. В. Система организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся: сборник статей межрегиональной конференции. Псков, 2001. С. 24-28.

8. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Академия, 2001. 368 с.

9. Лактионова Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: автореф. на соиск... д-ра психол.наук. С.-Пб., 2013. 53 с.

10. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М.: Изд-во МГПУ, 2002. 271 с.

11. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. М.: Инноватор - Bennet College, 1997. Вып. 7. С. 181-189.

12. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.

365 с.

13. Баева И. А., Якиманская И. С. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации//Психологическая наука и образование. 2013. №1. С. 1-9.

14. Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: методическое пособие для школьных психологов. Псков: Образование и школа Северо-Запада России, 1997. 68 с.

15. Вершловский С. Г., Зубрицкая Н. В. Эффективная школа. С.-Пб.: ЦПИ, 1995. 107 с.

16. Глассер У. Школы без неудачников / Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1991,- 184 с.

17. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. 300 с.

УДК 378

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Лежнева Н.В., 2018

Троицкий филиал Челябинского государственного университета, д.п.н. профессор кафедры

педагогики и психологии, г. Троицк

Аннотация: в статье определяется инновационное предпринимательство как стиль деятельности, характеризующийся ориентацией на создание или реализацию новаций, предпринятой для достижения позитивных экономических или социально значимых целей. Анализируется возможность подготовки инновационных предпринимателей в рамках ФГОС ВО по направлениям подготовки: 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата, 2015); 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры, 2017); 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), 2017); 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры, 2017). Рассматриваются в аспекте темы проекты новых образовательных стандартов (ФГОС ВО 3++) на примере 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата).

Ключевые слова: инновационная предпринимательская деятельность, федеральные образовательные стандарты.

THE ANALYSIS OF THE STATE EDUCATIONAL STANDARDS IN ASPECT OF FORMATION OF READINESS FOR INNOVATIVE BUSINESS ACTIVITY AT STUDENTS OF HIGHER

EDUCATION INSTITUTIONS

Lezhneva N. V., 2018

Troitsk branch of the Chelyabinsk state university, dative of N professor of department ofpedagogics and

psychology, Troitsk

Annotation: in article innovative business as the style of activity which is characterized by the orientation to creation or realization of innovations undertaken for achievement of positive economic or socially significant purposes is defined. Possibility of training of innovative businessmen within FGOS IN in the directions of preparation is analyzed: 38.03.01 Economy (bachelor degree level, 2015); 38.04.01 Economy (magistracy level, 2017); 38.03.02 Management (bachelor degree level), 2017); 38.04.02 Management (magistracy level, 2017). Drafts of new educational standards (FGOS BO 3 ++) on the example of 38.03.01 Economy (bachelor degree level) are considered in aspect of a subject.

Keywords: innovative business activity, federal educational standards.

Вопрос формирования готовности к инновационной предпринимательской деятельности только начинает рассматриваться в отечественной научной литературе, однако важность формирования в России класса инноваторов во всех областях экономики и социальной сферы ни у кого не вызывает сомнения.

Рассмотрим возможности формирования готовности к инновационной предпринимательской деятельности в рамках государственных образовательных стандартов. Однако прежде уточним, что инновационное предпринимательство мы определяем как «стиль деятельности, характеризующийся ориентацией на создание или реализацию новаций, предпринятой для достижения позитивных экономических или социально значимых целей» [1].

Проанализируем ФГОС ВО, по которым обучаются в настоящее время большинство студентов экономических и управленческих направлений подготовки:

-в стандарте по экономике для бакалавров [2], в разделе «профессиональные компетенции» содержится достаточно большое количество компонентов, необходимых для инновационной предпринимательской деятельности, однако они представлены имплицитно. Конкретных компетенций, связанных с предпринимательством, и тем более, с инновационным предпринимательством стандарт не содержит. Например, специализация «организационно-управленческая деятельность» включает компетенции: «способность организовывать деятельность малой группы для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9)»; «способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности и возможных социально-экономических последствий (ПК-11)» и др.;

- образовательный стандарт по экономике на уровне магистратуры [6], ориентирует на освоение творческой составляющей профессиональной деятельности, что ведет (с большей степенью вероятности) к организации инновационной предпринимательской деятельности. Об этом говорят следующие общекультурные компетенции: «овладение способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2)»; «готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3)»; общепрофессиональные - «обладает способностью самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности (ПК-5)» и др. Однако, как и в образовательном стандарте для бакалавров, инновационная предпринимательская деятельность в явном виде не обозначена.

Несколько иная картина наблюдается при анализе ФГОС ВО в области управления. Например:

- в ФГОС ВО «Менеджмент» для бакалавров [3] указывается, что предпринимательская деятельность является одной из ведущих деятельностей выпускников. Это обеспечивается формированием таких компетенций как «способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели (ПК-17)» и рядом других профессиональных компетенций. Однако, на наш взгляд, в рамках стандарта уделяется недостаточно внимания развитию инновативности студентов несмотря на то, что указывается на необходимость участия выпускников во внедрении «технологических и продуктовых инноваций... (ПК-6)»

- на уровне магистратуры [4] обозначено, что выпускники не только способны участвовать в предпринимательской деятельности, но создавать и развивать собственное дело, что, несомненно, может рассматриваться как инновационное предпринимательство. Данное положение подкреплено

списком общекультурных компетенций, согласно которому выпускники должны обладать «способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1)»; «готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2)» и др., что характерно для инновационной предпринимательской деятельности. Кроме того, на развитие готовности к инновационной предпринимательской деятельности ориентируют и некоторые профессиональные компетенции: «владеет способностью использовать количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами, готовить аналитические материалы по результатам их применения (ПК-4» и др.

Проведенный анализ стандартов показывает, что, несмотря на их декларативную направленность на активизацию в стране инновативной предпринимательской деятельности, реально система подготовки предпринимателей не выстроена, в том числе, и психологической её составляющей. Данный факт подтверждают и другие авторы [7; 8], и именно это обстоятельство, на наш взгляд, во многом объясняет низкое желание выпускников вуза (в том числе и региональных) вступать на трудный путь инновационого предпринимательства.

В проектах новых образовательных стандартов (ФГОС ВО 3++), разработанных с учетом профессиональных стандартов, образовательным учреждениям предлагается самостоятельно устанавливать направленность (профиль) программы бакалавриата или магистратуры, а также определять совокупность требований к качеству образования «в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций при наличии направленности(-ей) (профиля(-ей)) выпускников» [5]. На первый взгляд, кажется, что проблема подготовки предпринимателей-инноваторов в рамках стандартов 3++ может быть полностью решена, однако вопрос остается дискуссионным:

- новые образовательные стандарты полностью ориентированы на профессиональные стандарты, но такие стандарты по предпринимательской деятельности не созданы и, по мнению многих авторов [7], которое мы полностью разделяем, не должен быть создан. В качестве доказательства можно назвать некоторые из причин: деятельность на основе самозанятости; творческий характер деятельности, которую трудно обозначить рамками (а именно это должен сделать профессиональный стандарт); приоритетность компетенций в конкретных профессиональных областях и др.;

- выбор абитуриентом направленности или профиля, ориентированного на инновационную предпринимательскую деятельность (в силу достаточно очевидных причин), лишь в редких случаях может быть осознанным, что неминуемо приведет к снижению мотивационной готовности к такому роду деятельности на старших курсах вуза;

- необходимость индивидуальной подготовки студентов, имеющих устойчивую установку на инновационную предпринимательскую деятельность в зависимости от их психологических особенностей, способностей, ориентации на определенный профессиональный вид деятельности. При этом, как показывают наши исследования [1], необходимо учитывать также специфику региона, включая национальные особенности и традиции.

Обобщение сказанного выше позволяет сделать следующие выводы:

-подготовка инновационных предпринимателей должна быть «штучной», ориентированная на студентов старших курсов и выпускников вуза, имеющих определенный опыт предпринимательской деятельности и устойчивую мотивацию инновационной предпринимательской деятельности;

-программа подготовки инновационных предпринимателей должна базироваться на конкретной профессии (а не на «профессии предприниматель»);

- должна учитывать специфику и традиции региона, его национальные особенности [1], которые во многих случаях являются определяющими;

-предусматривать кроме экономических и управленческих компонентов социально-психологическую подготовку, ориентированную на формирование предикторов готовности к инновационной предпринимательской деятельности (инновативность, коммуникативные и организаторские способности, фрустрационную толерантность и др.);

- компонент, ориентированный на инновационную предпринимательскую деятельность, должен быть предусмотрен в рамках всех направлений подготовки и специальностей, что частично уже обозначено в универсальных компетенциях образовательных стандартов 3++ (как принятых, так и в проектах) [5]. Однако для выбора профессиональных компетенций требуется разработка «ориентировочных» профессиональных стандартов, которые будут носить исключительно рекомендательный характер, но позволят систематизировать работу в рассматриваемой области и сделать целенаправленным переход регионов, а, следовательно, и всей страны на «рельсы инновационного развития».

Список литературы:

1. Лежнева Н.В. Педагогическое содействие развитию готовности молодежи регионов России к инновационной деятельности // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 159-167

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата). 2015. // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380301.pdf

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата). 2017. // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380302_B_15062018. pdf

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры). 2017 http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/380402_M_1806 2018.pdf

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата). Проект. 2017 // http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProiFGOSVQ3++ /Bak3++/380301_B_3plus_23112017.pdf

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Экономика» 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры).2017. // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/380401_M_18062018.pdf

7. Чепуренко А.Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки //Вопросы образования. 2017. № 3. С. 248-276

8. Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырева К.А. Университетская среда и предпринимательская активность студентов: роль бизнес-опыта и предпринимательской самоэффективности //Вопросы образования. 2015. № 3. С. 171-207

УДК: 378

ПРОБЛЕМА СООТВЕТСТВИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА, РЕАЛИЗУЕМОЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫМИ ВУЗАМИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО», С СОВРЕМЕННЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ГРАДОСТРОИТЕЛЕЙ

Зима А.Г., 2018

Санкт-Петербургский государственный архитеткурно-строительный университет, студент,

Санкт-Петербург

Аннотация: на сегодняшний день градостроительная деятельность (далее также -градостроительство) требует решения ряда сложных задач: социально-экономических, инженерно-технических, экологических, эстетических и др. В связи с этим квалифицированность специалиста данной трудовой сферы крайне важна и ценна. Профессиональная (далее также - проф.) мобильность имеет огромный вес в современном, информационном обществе. Обратившись в ЕКС, мы увидим, что профессии, относящиеся к специальности «Градостроительство», широкопрофильны: градостроитель проекта, эколог, социолог, экономист градостроительства и др. [1]. Это показывает, что на рынке труда требуются профессионалы в сфере градостроительства, умеющие решать разноплановые задачи, в обширном диапазоне специализаций и направленностей. В настоящей статье разберем и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.