Научная статья на тему 'Анализ государственных и муниципальных закупок на услуги в области землеустройства и кадастровой деятельности Республики Коми'

Анализ государственных и муниципальных закупок на услуги в области землеустройства и кадастровой деятельности Республики Коми Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные и муниципальные закупки / землеустройство / кадастровая деятельность / Республика Коми / government and municipal procurement / land management / cadastral activity / Komi Republic.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саприн Сергей Викторович, Вершинин Валентин Валентинович, Донцов Александр Владимирович

В статье проводится анализ государственных и муниципальных закупок по 44/94 ФЗ и 223 ФЗ по услугам в области землеустройства и кадастровой деятельности Республики Коми. В проведенном исследовании рассмотрены услуги, имеющие в единой информационной системе в сфере закупок следующий код: «71.12.35.110: Услуги в области кадастровой деятельности», «71.12.34.110: Услуги в области землеустройства». Проведен анализ различных показателей государственных закупок, приведены статистические данные и дана оценка полученных результатов. Выделен ряд положительных и отрицательных признаков, характеризующих состояние государственных закупок по услугам в области землеустройства и кадастровой деятельности в Республике Коми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саприн Сергей Викторович, Вершинин Валентин Валентинович, Донцов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes state and municipal procurement for services in the field of land management and cadastral activities of the Komi Republic under Federal law 44/94 and Federal law 223. In the conducted research, services were considered that have the following code in a single information system in the field of procurement: «71.12.35.110: Cadastral services», «71.12.34.110: Land management services». The analysis of various indicators of government procurement is carried out, statistical data are provided and an assessment of the received results is given. A number of positive and negative features characterizing the government and municipal procurement for services in the field of land management and cadastral activities in the Komi Republic are highlighted.

Текст научной работы на тему «Анализ государственных и муниципальных закупок на услуги в области землеустройства и кадастровой деятельности Республики Коми»

Анализ государственных и муниципальных закупок на услуги в области

землеустройства и кадастровой деятельности Республики Коми Анализ государственных и муниципальных закупок на услуги в области землеустройства и кадастровой деятельности Республики Коми

Ь Л московский

■р ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 528.4, 339.186 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15013 Саприн Сергей Викторович,

кандидат географических наук, доцент, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, odsaprin@yandex.ru Вершинин Валентин Валентинович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой почвоведения, экологии и природопользования, Государственный университет по землеустройству v.vershinin.v@mail.ru

Донцов Александр Владимирович, доктор географических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), adontsovguz@gmail.com Sergey S. Saprin,

candidate of Geographic Sciences, assistant professor, Ukhta State Technical University, odsaprin@yandex.ru

Valentin V. Vershinin,

doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Soil Science, Ecology and Nature Management, The State University of Land Use Planning, v.vershinin.v@mail.ru Alexander V. Doncov,

doctor of Geographical Sciences, Professor, The State University of Land Use Planning (15, Kazakova Street, Moscow, 105064, Russia), adontsovguz@gmail.com

Аннотация. В статье проводится анализ государственных и муниципальных закупок по 44/94 ФЗ и 223 ФЗ по услугам в области землеустройства и кадастровой деятельности Республики Коми. В проведенном исследовании рассмотрены услуги, имеющие в единой

информационной системе в сфере закупок следующий код: «71.12.35.110: Услуги в области кадастровой деятельности», «71.12.34.110: Услуги в области землеустройства». Проведен анализ различных показателей государственных закупок, приведены статистические данные и дана оценка полученных результатов. Выделен ряд положительных и отрицательных признаков, характеризующих состояние государственных закупок по услугам в области землеустройства и кадастровой деятельности в Республике Коми.

Summary. The article analyzes state and municipal procurement for services in the field of land management and cadastral activities of the Komi Republic under Federal law 44/94 and Federal law 223. In the conducted research, services were considered that have the following code in a single information system in the field of procurement: «71.12.35.110: Cadastral services», «71.12.34.110: Land management services». The analysis of various indicators of government procurement is carried out, statistical data are provided and an assessment of the received results is given. A number of positive and negative features characterizing the government and municipal procurement for services in the field of land management and cadastral activities in the Komi Republic are highlighted.

Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, землеустройство, кадастровая деятельность, Республика Коми.

Keywords: government and municipal procurement, land management, cadastral activity, Komi Republic.

Инструмент государственных закупок был создан для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, при этом основной задачей является экономия выделяемых средств и максимизация пользы. В том числе госзакупки признаются одним из действенных механизмов реализации государственной поддержки социально значимых отраслей национальной экономики. Сложная экономическая ситуация, сопровождающаяся санкционной политикой в отношении нашей страны, делает государственные закупки актуальным объектом исследования [3, 4].

Сферу государственных закупок регулирует Федеральный закон № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1]. Для разграничения продукции по видам экономической деятельности был составлен общероссийский классификатор (ОКПД2). В нашем исследовании будут рассмотрены услуги, имеющие в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) [2] следующий код ОКПД2: «71.12.35.110: Услуги в области кадастровой деятельности», «71.12.34.110: Услуги в области землеустройства».

Статистика закупок по данным направлениям согласно базам данных ЕИС по 44/94 ФЗ и ЕИС по 223 ФЗ ведется с 2016 года.

Объектом исследования является Республика Коми, в том числе проводится сравнительный анализ и предоставляются данные по Российской Федерации в целом и Северо-Западному федеральному округу.

Анализ государственных закупок на услуги в области землеустройства и кадастровой деятельности решено проводить по следующим направлениям:

- оценка доли региона в закупках по выбранному направлению услуг;

- оценка доли услуг выбранного направления в общем числе государственных закупок;

- оценка доли услуг выбранного направления в общем объеме государственных закупок;

- сравнение общих показателей закупок по выбранному направлению;

- анализ снижения цены на услуги выбранного направления;

- анализ конкуренции по услугам выбранного направления;

- анализ поставщиков услуг по выбранному направлению в рассматриваемом регионе.

Определим долю рассматриваемого региона по государственным закупкам на услуги в области землеустройства и кадастровой деятельности (табл. 1). А также долю, приходящуюся на услуги в области землеустройства и кадастровой деятельности, от общего числа и объёма закупок (табл. 2; 3).

Таблица 1 - Данные по государственным закупкам на услуги в области

землеустройства п кадастровой деятельности'

Период Количество закупок, шт. 6А> от предыдущего уровня Объем закупок,ру5 6А> от предыдущего уровня

Российская Федерация

2016г. 6 750 1 1 467 552 333.90

2017г. 8 165 12 658 777 272,36

Северо-Западный федеральный окрут

2016г. 833 1.2.34 1 267 475 187.50 11.05

2017г. 873 10.69 1 059 502 81 1.22 8,37

Республика Коми

2016г. 81 9,72(1,20) 72 240 525.50 5,70 (0,63-)

2017г. 109 12,49 {1г33) 137 169 118,56 12,95(1,00)

* включая нереализованные закупки

Таблица 2 - Доля количества государственных закупок по услугам в

области 1емлеустропства п кадастровой деятельности*

Период Количество закупок е ооласти землеустройства и кадастров Общее количество закупок с/о от общего количества закупок

Российская Федерация

2016г. 6 750 4 507 848 0.150

2017г. 8 168 3 815 776 0,214

Северо-Западный федеральный округ

2016г. 833 553 666 0.150

2017г. 873 466 606 0.187

Республика Коми

2016г. 81 46 166 0.175

2017г. 109 40 114 0,272

* включая нереализованные закупки

Данные таблиц свидетельствуют о заинтересованности государственных и муниципальных властей в проведении землеустроительных и кадастровых работ на территории Республики Коми на уровне среднем для Российской Федерации.

Таблица 3 - Доля объема государственных закупок по услугам в области

землеустройства н кадастровой деятельности*

Период Объем закупок в области землеустройства и кадастров, руб. Общин объем закупок, руб. % от общего объема закупок

Российская Федерация

2016 г. 11 467 552 333.90 32 817 670 154 809.70 0.035

2017г. 12 658 777 272,36 25 647 383 775 332,40 0.049

Северо-Западный федеральный округ

2016 г. 1 267 475 187.50 4 395 097 369 605,77 0,029

2017г. 1 059 502 811,22 3 855 790 881 837.03 0.027

Республика Коми

2016 г. 72 240 525,50 1 007 905 698 021 0.007

2017г. 137 169 118.86 839 570 270 803 0.016

4 включая нереализованные закупки

Анализируя полученные данные можно сделать вывод о неравномерности доли количества и объёма закупок по услугам в области землеустройства и кадастровой деятельности. Так количество закупок по Республике Коми соответствует по доле общегосударственному и окружному уровню, однако по объему закупок прослеживается значительная дифференциация.

Сравним общие показатели закупок за последний год по услугам в области землеустройства и кадастровой деятельности Республики Коми с окружным и государственным уровнем (табл. 4).

По полученным данным можно сделать вывод о высоком уровне снижения цены на контракты по услугам в области землеустройства и кадастровой деятельности как по рассматриваемому региону, так и в целом по стране. По нашему мнению, это основной, для рассматриваемой области услуг, недостаток конкурсного и аукционного проведения торгов [5].

Таблица 4 - Сравнение общих показателей закупок за последний год по

услугам в области землеустройства и кадастровой деятельности

Республика Коми Северо-Западный федеральный округ Российская Федеращся

Процент допусков 86,2% 86,4% 87,7%

Среднее снижение иены 37,2% 40,2% 41,1%

Контрактов без снижения цены 6,4% 3,5% 3,4%

Средняя цена контракта 1,10 ялн.руЭ 1,40 илн.руо 1,60 млн.руб

Среднее количество участников 4,1 4,1 4,3

Конфликтных контрактов 0,6% 1,2% 1,1%

Рассмотрим рисунок 1, на котором представлена диаграмма снижения цен на услуги в области землеустройства и кадастровой деятельности. Прослеживается снижение цен на 50% и более на значительное число контрактов. Причем стоимость подобных контрактов в среднем снижается до 400 тыс. руб. (рис. 2).

СНИЖННИН ЦЕНЫ

Рисунок 1 — Диаграмма снижения цены на услуги б области землеустройства и кадастровой деятельности (средняя цена контракта)

По Республике Коми большая часть контрактов разыгрывается со снижением начальной цены не больше 37,2%. Около 33,9% разыгрывается со снижением до 25%. Около 6,4% от всех заказов разыгрываются без снижения цены.

Контракт, как правило, выигрывает предложивший наименьшую стоимость предоставления услуги. Нестационарность поставщиков, способных оказывать услуги за пределами собственного региона, привела к ситуации потенциально высокой конкуренции, что в свою очередь несет за собой значительное снижение цен и сроков выполнения услуг. Не смотря на очевидную выгоду для государства, получающего возможность экономии бюджетных средств, снижение цены контракта в разы, чаще всего является производится в ущерб качества оказания услуги.

Уровень конкуренции на торгах можно установить по количеству участников на тендер, негативным фактором в данном случае является отсутствие конкурентной борьбы (рис. 3).

| 2 О 1

: 5 10 15 го 25

КОЛИЧЕСТВО ТЕНДЕРОВ

Рисунок 3-Диаграмма количества участников по тендерам на услуги в области землеустройства и кадастровой деятельности в Республике Коми

По Республике Коми на большую часть заказов наблюдается средний уровень конкуренции (от 3 до 6 участников) [6].

Распределение числа контрактов Республики Коми на услуги в области землеустройства и кадастровой деятельности по поставщикам представлено на рисунке 4.

"954 / 5.96«

Челябинская обл С'краювсш о&1. •2.65*» 5,30*»

Рисунок 4 - Распределение контрактов Республики Коми на услуги в области землеустройства и кадастровой деятельности по поставщикам

Следует отметить что внутри региона выполняется около 22% услуг в области землеустройства и кадастровой деятельности, наибольшее число крупных поставщиков входит в Северо-Западный федеральный округ, что можно определить, как положительный показатель.

Таким образом в итоге проведенного исследования государственных закупок на услуги в области землеустройства и кадастровой деятельности по Республике Коми можно выделить ряд негативных и положительных признаков. К положительным следует отнести:

- достаточную заинтересованность государственных и муниципальных властей в проведении землеустроительных и кадастровых работ на территории республики;

- высокий процент допусков (86,2%) и малое число конфликтных контрактов (0,6%);

- средний уровень конкуренции для большего числа тендеров (от 3 до 6 участников);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- достаточную долю внутренних поставщиков рассматриваемых услуг (21,85%).

Из негативных следует выделить:

- низкий уровень финансирования рассматриваемых услуг, сравнительно с общим уровнем по стране;

- сравнительно высокая доля дорогостоящих контрактов, проходящих без снижения цены (6,1%)

- высокий уровень снижения стоимости контрактов (37,2%).

Следует отметить, что высокий уровень снижения стоимости контрактов на услуги в области землеустройства и кадастровой деятельности наблюдается в целом по стране и потенциально является причиной снижения качества работ и является признаком недобросовестной конкуренции в рассматриваемой отрасли.

Список литературы

1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. 2016. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 24.10.2018).

2. Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс] //Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. URL: http://www.zakupki.gov.ru /epz/main/public/home.html (дата обращения: 24.10.2018).

3. Давыдова Е.Ю., Суязова Г.А. Государственные закупки и формирование инновационной экономики /Е.Ю. Давыдова, Г.А. Суязова// Территория науки. 2015. №4. C 169-172.

4. Нагимов Р.М. К вопросу о региональных особенностях функционирования системы государственного заказа/ Р.М. Нагимов // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. №1. C 59-62.

5. Саприн С.В., Садыгов Э.А., Ковалев Н.С. Проблема снижения цен государственных закупок (44/94 ФЗ и 223 ФЗ) на услуги в области землеустройства и кадастровой деятельности/ С.В. Саприн, Э.А. Садыгов, Н.С. Ковалев// Материалы международной научно-практической конференции факультета землеустройства и кадастров ВГАУ. Воронеж, 2018. C 216-219.

6. Тендерплан. Система для поиска и управления тендерами [Электронный ресурс]// Тендерплан - система поиска тендеров URL: tenderplan.ru (дата обращения: 01.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.