Научная статья на тему 'Анализ функционирования зоны ремонта предприятия технического сервиса лесной отрасли'

Анализ функционирования зоны ремонта предприятия технического сервиса лесной отрасли Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
131
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Resources and Technology
ВАК
AGRIS
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА / СИСТЕМА МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ПАРАМЕТР ПОТОКА ЗАЯВОК / ОЧЕРЕДНОСТЬ РЕМОНТА / MAINTENANCE / MOTOR TRANSPORT REPAIR / SERVICE SYSTEM / FLOW APPLICATION PARAMETER / REPAIR PRIORITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Питухин А. В., Скобцов И. Г., Серебрянский Н. И., Эгипти А. Э.

В статье представлена методика определения некоторых показателей производственной мощности предприятия технического сервиса вероятностно-статистическими методами в условиях рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Питухин А. В., Скобцов И. Г., Серебрянский Н. И., Эгипти А. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of a technical service enterprise operation in the forest industry

This paper deals with the methodical way of definition the indicators of technical service enterprise’s capacity by probabilistic and statistical methods in conditions of market economy.

Текст научной работы на тему «Анализ функционирования зоны ремонта предприятия технического сервиса лесной отрасли»

Анализ функционирования зоны ремонта предприятия технического сервиса лесной отрасли

А. В. Питухин 1 И. Г. Скобцов

Н. И. Серебрянский А. Э. Эгипти Петрозаводский государственный университет

Первая часть задачи сводится к определению зависимости технико-экономических показателей производственной деятельности ПТС от числа постов в зоне ремонта. Абсолютная пропускная способность зоны ремонта б, или, в стоимостном выражении, доход ПТС, определяется по формуле:

б = и ■ д ,

где д - относительная пропускная способность зоны; д ~ 1 — Ротк .

АННОТАЦИЯ

В статье представлена методика определения некоторых показателей производственной мощности предприятия технического сервиса вероятностностатистическими методами в условиях рыночной экономики.

Ключевые слова: техническое обслуживание, ремонт автотранспорта, система массового обслуживания, параметр потока заявок, очередность ремонта.

SUMMARU

This paper deals with the methodical way of definition the indicators of technical service enterprise’s capacity by probabilistic and statistical methods in conditions of market economy.

Keywords: maintenance, motor transport repair, service system, flow application parameter, repair priority.

Технологические параметры предприятий технического сервиса, имеющих вероятностный характер функционирования, рассчитываются по параметру загрузки U, который определяется выражением

Здесь Ротк - вероятность отказа заявке.

По схеме открытой системы массового обслуживания (СМО) без мест ожидания начала обслуживания вероятность отказа заявке (все посты заняты) определится по формуле:

U

N

N!

■ Рп

где N - число постов в зоне;

Ро - вероятность полного простоя зоны.

По принятой математической модели открытой СМО без очереди Ро определяется по формуле:

Рп =

1

N TJk £— kto k!

где k - количество машин в зоне.

U = !■ T.

ср ■

где X - параметр потока заявок;

Тср - среднее время выполнения одной заявки.

Таким образом, параметр загрузки и представляет собой временной поток трудоемкости работ в максимальном численном значении его. Возникает задача определения производственной мощности предприятия технического сервиса (ПТС), в первую очередь, количества постов в зоне ремонта, оборудованных для выполнения разборочно-сборочных работ при техническом обслуживании и ремонте машин и необходимых для выполнения временной загрузки и в максимально возможном объеме для обеспечения наибольшего дохода предприятия.

По результатам анализа формул можно сформулировать вывод: чем больше постов в зоне, тем большая доля заявок принимается к выполнению, тем выше доход предприятия. Но при этом увеличивается количество вынужденно простаивающих постов, следовательно, растут непроизводительные расходы на их содержание. Число простаивающих постов рассчитывается по формуле:

N-1

М(Р) = X Рк ■ (N - к) . к=0

Если принять условие, что в стоимостном выражении доход от эксплуатации одного поста и издержки на его содержание при вынужденном простое равны, чистый доход предприятия Ш определится выражением:

1 Авторы - соответственно профессор, доцент, профессор и доцент кафедры технологии металлов и ремонта

© Питухин А. В., Скобцов И. Г., Серебрянский Н. И., Эгипти А. Э., 2012

W = б -М(Р) .

Решим первую часть задачи для следующего случая: анализируется производственно-финансовая деятельность ПТС с параметром загрузки и = 6. Расчет вы-

А. В. Питухин, И. Г. Скобцов, Н. И. Серебрянский, А. Э. Эгипти. Анализ функционирования зоны

43

полнен по изложенному алгоритму до N = 10. Результаты расчетов приведены в таблице 1.

Результаты расчетов показывают, что с увеличением числа постов от N = 1 до N = 10 абсолютная пропускная способность зоны 2, а следовательно, и доход предприятия в стоимостном выражении будут монотонно увеличиваться, достигая при N = 10 значения 5,74 при максимальном 2 = и. При этом происходит увеличение математического ожидания М(Р) числа вынужденно простаивающих постов непроизводительных расходов на их содержание. Чистый доход ПТС Ш, определяемый как разность 2 - М( Р) , имеет максимальное значение при наличии в зоне шести постов. Выработка на один пост монотонно уменьшается. По результатам расчетов следует вывод: количество специализированных постов в зоне ремонта, обеспечивающих максимальный чистый доход ПТС, равно шести. Иметь в зоне ремонта при заданном параметре загрузки и = 6 более шести постов нецелесообразно.

Вторая часть задачи состоит в определении влияния наличия мест ожидания обслуживания на техникоэкономические показатели производственно-

финансовой деятельности ПТС. Рассматривается схема открытой СМО с очередью с ограничением ее длины. По математической модели данной схемы вероятность нахождения в зоне к (к > N) машин определяется по формуле:

Pk =

UN U

k-N

при этом

Po =

N! N k-N

1

- Po

NUk N+M un Uk-N

у-------+ у------------------

k! N! k-N

k=o k■ k=N+1 N ■ N

где М - количество мест в очереди.

Математическое ожидание М(Б) занятых мест в очереди Б определяется по формуле:

N +М

М(Б) = X Рк ■ (к - N) . к=N+1

Время ожидания начала выполнения обслуживания заявки Тож запишется выражением:

T =

ож

M(S) q-X

Расчет выполнен при наличии в зоне N = 6, М = 5. Результаты расчетов приведены в таблице 2.

Результаты расчетов показывают, что наличие мест очереди является резервом повышения техникоэкономических показателей производственнохозяйственной деятельности ПТС: количество простаивающих постов монотонно уменьшается, почти в два раза увеличивается чистый доход ПТС, возрастает выработка на один пост.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Питухин А. В. Определение числа постов по ремонту агрегатов машин на предприятиях технического сервиса / А. В. Питухин, В. Н. Шиловский, Н. И. Серебрянский // Труды лесоинженерного факультета ПетрГУ. Вып. 4. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2003. С. 92-94.

2. Питухин А. В. Теоретические основы определения технологических параметров ремонтнообслуживающей базы автопредприятий /

A. В. Питухин, Н. И. Серебрянский, В. Н. Шилов-ский, А. Э. Эгипти // Труды лесоинженерного факультета ПетрГУ. Вып. 8 Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010. С. 114-116.

3. Питухин А. В. Определение технологических параметров предприятий технического сервиса лесной отрасли / А. В. Питухин, Н. И. Серебрянский, В. Н. Шиловский // Труды лесоинженерного факультета ПетрГУ. Вып.7. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. С. 93-95.

4. Шиловский В. Н. Обоснование и разработка комплексной системы организации технического сервиса территориально распределенных лесозаготовительных машин: автореф. дис... докт. техн. наук / В. Н. Шиловский. - СПб: СПбЛТА, 2002. -36 с.

5. Скобцов И. Г., Эгипти А. Э., Серебрянский Н. И. Организация технического сервиса машин в условиях лесопромышленных предприятий / Опыт лесопользования в условиях Северо-Запада РФ и Фенноскандии: материалы международной научно-технической конференции, посвященной 60-летию лесоинженерного факультета ПетрГУ. -Петрозаводск, 2011. - С.44-46.

6. Шиловский В. Н. Технологический менеджмент технического сервиса машин и оборудования /

B. Н. Шиловский, А. В. Питухин, Н. И. Серебрянский, А. Э. Эгипти. - Петрозаводск: Изд-во Петр-ГУ, 2005. - 232 с.

7. Шиловский В. Н. Ремонт машин и оборудования: учеб. пособие для студентов инженерных специальностей / В. Н. Шиловский, Н. И. Серебрянский. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. -220 с.

8. Шиловский В. Н. Развитие маркетинга и менеджмента технического сервиса лесозаготовительных машин: учеб. пособие. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. - 268 с.

9. Питухин А. В. Теоретические основы технологического проектирования предприятий технического сервиса лесной отрасли / А. В. Питухин, Н. И. Серебрянский, А. Э. Эгипти, И. Г. Скобцов

// Фундаментальные исследования. № б. - М.: ИД Г. Скобцов, В. А. Кяльвияйнен. - Петрозаводск:

Академия естествознания, 2012. - С. 158-1б1. Петропресс, 2012. - 240 с.

10. Питухин А. В. Повышение эксплуатационной технологичности лесозаготовительных машин: монография / А. В. Питухин, В. Н. Шиловский, И.

Таблица 1

К учету влияния числа постов на технико-экономические показатели производственной деятельности ПТС

N 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10

Q 0,85 1,б8 2,48 3,18 3,85 4,44 4,89 5,27 5,5б 5,74

M(P) 0,143 0,32 0,55 0,82 1,15 1,5б 2,10 2,72 3,31 4,24

W 0,71 1,3б 1,93 3,3б 2,70 2,88 2,79 2,55 2,25 1,50

W/N 0,71 0,б8 0,б4 0,59 0,54 0,48 0,40 0,32 0,25 0,15

Таблица 2

К учету влияния числа мест ожидания обслуживания на технико-экономические показатели производственной деятельности ПТС

S k Q M(P) M(S) W W/N T ож

0 б 4,4 1,б0 - 2,88 0,48 -

1 7 4,74 1,44 0,21 3,30 0,55 0,14

2 8 4,9б 1,04 0,52 3,92 0,б5 0,32

3 9 5,12 0,89 0,89 4,23 0,71 0,52

4 10 5,23 0,77 1,29 4,4б 0,74 0,74

5 11 5,32 0,б8 1,71 4,б3 0,77 0,97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.