Научная статья на тему 'Анализ функционирования государственной службы занятости'

Анализ функционирования государственной службы занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
712
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвиненко С.В.

Анализ функционирования Государственной службы занятости / С. В. Литвиненко // рис.2. Выходит. :( 7 назв.) Проанализированы функционирования Государственной службы занятости как территориально-организационной структуры, задачи и функции службы, формирование, распределение, структуру управления фонда. Определены проблемы, которые стоят перед Службой занятости и намечены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ функционирования государственной службы занятости»

УДК 331.108.25

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

С. В. Литвиненко, асп.

Постановка проблемы. Одной их ключевых задач социально-экономической политики государства является обеспечение занятости населения и предупреждения массовой и сокращения длительной безработицы, создание условий, необходимых для развития трудових ресурсов (ТР). Для этого был создан Государственный центр занятости (ГСЗ), функционально связанный с Министерством труда и социальной политики Украины (МТСПУ) и другими соответствующими государственными органами и организациями. Проблему эффективной занятости населения изучали многие ученые как за рубежом, так и в нашей стране - Л. Д. Гармидер, В. Ф. Семенов, А. М. Бучулаев, Ю. С. Куприянов, П. С. Мстиславский, А. М. Самойлова и др.

Цель статьи: Проанализировать функционирование Государственной службы занятости как территориально-организационную структуру, выявить задачи и функции службы; проанализировать формирование, распределение, структуру управления фонда. Определить проблемы, стоящие перед Службой занятости, и наметить пути их решения.

Содержание. Государственная служба занятости населения имеет региональные представительства, в каждом из регионов существуют областные фонды и областные центры занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существуют районные, городские и горрайонные центры занятости.

В основные задачи Государственной службы занятости и ее региональных представительств входят осуществление мер по реализации государственной политики в социально-трудовой сфере; содействие формированию системы социального партнерства; выработка прогнозов развития ресурсов труда и государственное управление охраной труда. Непосредственно они осуществляют разработку и финансирование территориальной программы содействия занятости населения на основе прогнозов рынка труда, экономического и социального развития; определение основных направлений развития и совершенствования профессиональной ориентации, профессионального обучения и психологической поддержки безработных граждан; регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы; обеспечение правовых, экономических и организационных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений для эффективной структуры занятости населения: развитие системы общественных работ, предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы, развитие профессиональной и территориальной мобильной рабочей силы; реализация целевых программ по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, а также оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании.

На рис. 1 представлена территориальная функционально-организационная структура системы занятости.

Формирование и использование ТР осуществляются на территориальной и отраслевой системах хозяйствования. В процессе воспроизводства ТР общества происходит формирование и профессиональная подготовка населения для отраслевой и территориальной систем хозяйствования. Территориальная система создает условия для формирования и использования ТР индивидуумов и оказывает как прямое, так и косвенное влияние на эффективное использование трудового потенциала. Отраслевая система хозяйствования в силу своей территориальной разобщенности, влияет на воспроизводство ТР косвенно через регион. Таким образом, как отмечает Н. А. Волгин, «взаимодействуя между собой и частично пересекаясь, эти системы прямо или косвенно воздействуют на эффективность использования трудового потенциала, обуславливая взаимосвязь всех элементов системы в целом» [4, с. 41].

На рисунке 1 ярко выражена тесная обратная взаимосвязь Службы занятости и использования ТР как независимого индивида, как ТР в отраслевой структуре и на уровне предприятия.

Служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно как гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, осуществляется за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (ФОГССУСБ), который является государственной собственностью и находится в оперативном управлении и распоряжении МТСПУ. На рисунке 2 представлена структура управления государственным социальным страхованием на случай безработицы [5].

Рис.1. Региональная функционально-организационная структура Государственной с лужЬьт занятости

Министерство труда и социальной политики Украины

Киевский и

Севастопольский городские центры занятости - 2

Киевские

районные центры занятости - 10

Надзирательный совет

Крымский республиканский центр занятости -1

Городские центры занятости - 8

Районные центры занятости - 11

Горрайцентры занятости - 3

Областной

центр занятости - 24

Городские центры занятости - 95 Районные центры занятости в городе - 59 Горрайцентры занятости - 56

Районные центры занятости - 404

Рис. 2. Структура управления государственным социальным страхованием на случай безработицы

Фонды занятости в городах и районах формируются за счет:

• обязательных страховых взносов работодателей;

• обязательных страховых взносов из заработка работающих граждан;

• ассигнований из городских и районных бюджетов;

• доходов от инвестирования и выдачи кредитов непосредственно товаропроизводителя на договорных началах под гарантии сохранения, создания дополнительных или новых рабочих мест;

• доходов от инвестирования и кредитования предприятий и организаций, осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных с последующим их обязательным трудоустройством;

• доходов от финансирования и кредитования безработных граждан, изъявивших желание осуществлять предпринимательскую деятельность;

• доходов от дотаций, субсидий от вышестоящих фондов занятости;

• добровольных взносов и прочих поступлений.

Кроме того, службы занятости имеют право хранить средства ФОГССУСБ на депозитных счетах Центробанка Украины и приобретать краткосрочные государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения. Средства фонда занятости распределяются на:

• оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных, включая выплату им стипендий;

• организацию общественных работ;

• выплату пособий по безработице и материальной помощи;

• возмещение затрат пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

• мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;

• расходы по анализу рынка труда, разработке программ занятости, информационного обеспечения, рекламы, научно-исследовательской деятельности и на содержание органов занятости.

Необходимость формирования и дальнейшее распределение денежных средств обусловлено осуществлением главных функций службы занятости. Функции для региона: уменьшение уровня безработицы, повышения качества трудовой силы, формирования баланса спроса и предложения на РТ, демографические, миграционные. Функции для ТР: профориентация, подготовка, переподготовка и повышение квалификации, содействие в получении дохода посредством специальных мероприятий и обеспечение материальной поддержки населения в период вынужденной незанятости и др. Функции для предприятий: подбор персонала, дополнительные гарантии и дотации, оплата общественных работ и т.д.

Основные принципы работы службы занятости соответствуют международной практике. Как и бюро по трудоустройству в промышленно развитых странах, украинские органы центра занятости создают главные условия для более эффективной работы предприятий: содействие и формирование новых отношений в системе найма, налаживание хозяйственных связей, опубликование статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства.

Однако существует ряд недостатков в системе службы занятости, из-за которых большинство населения не пользуется услугами, к основным можно отнести:

1) очень низкое пособие по безработице, бюрократические преграды для его оформления;

2) предоставление сведений об имеющихся вакансиях предприятий документально, на твердом носителе, порайонно; далее, прохождение документации через многие службы приводит к дублированию записи информации: сначала служащими отделов кадров предприятий, затем сводная запись в СЗ. Устаревшая организация такой системы, бюрократическая и трудоемкая, задерживает информацию об имеющихся вакансиях;

3) большой поток информации влечет за собой непрерывную рутинную работу служащих, когда не остается времени для разбора различных вариантов принимаемых решений;

4) административные, правовые и экономические ограничения препятствуют свободной

«продаже» рабочей силы, что приводит к скрытию предприятиями об данных имеющихся вакансиях;

5) несовершенство законодательной базы по защите прав работников. Это касается несоответствия с договоренностью о размере заработной платы и условиях между работодателем и работником, что приводит к дискриминации наемного работника и подавлению стимула к работе;

6) требование службы занятости о предоставлении прописки, что является преградой пребывания на учете для части урбанизированного (переселенцев из сельской области в город) населения;

7) организация подготовки, переподготовки безработных для повышения квалификации, профессионального обучения является малоэффективной из-за низкой оплаты СЗ профессорско-преподавательскому составу;

8) нет законодательства о применении гибкой формы времени рабочего дня как для постоянных, так и для временных работников с сохранением заработной платы при повременной оплате труда;

9) применяющиеся методики анализа функционирования рынка труда в СЗ, не отвечают требованиям современного уровня управления.

Выводы. Указанные отрицательные факторы приводят к наличию в ГСЗ вакансий с низкой оплатой труда и малопопулярными профессиями; а для молодежи не предоставляются современные профессии для дальнейшего образования и развития. Поэтому весомая часть населения ищет работу самостоятельно: через знакомых либо с использованием массовых информационных средств, а именно, Интернет. Такой же методикой пользуются и предприятия.Соответственно на рынке труда наблюдается хаос. И возникает вопрос: зачем мы платим налог в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы?

Для преодоления этих трудностей необходим комплекс соответствующих условий и мер. К ним относятся:

> комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью;

^ разработка новой концепции развития системы профориентации, повышения квалификации, охватывающей все категории населения;

^ сбалансированность предложения рабочей силы и числа рабочих мест;

> повышение стимулов активного поиска работы безработными;

^ социально-экономическая защита наемного работника, в частности, согласованных условий и оплаты труда;

^ рост эффективной мобильности трудовых ресурсов;

^ усовершенствование организации предоставления сведений об имеющихся вакансиях предприятиями и системы обработки этой информации в СЗ.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Украши "Про загальнообов'язкове державне сощальне страхування на випадок безробгття" // www.rada.gov.ua

2. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред.А. Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 638 с.

3. Черняк В.З. Основы экономики в схемах и таблицах.- М.: Изд-во «Экзамен», 2003. - 352

с.

4. Экономика труда /под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003. - 736 с.

5. www.dcz.gov.ua

6. www.rada.gov.ua

7. www.dneprstat.gov.ua

УДК 331.108.25

Анатз функцюнування Державно! служби зайнятост / С. В. Литвиненко // рис.2. - Бiблiогр.:(7 назв.)

Проаналiзовано функцiонування Державно! служби зайнятост як територiально-органiзацiйно! структури, завдання та функцп служби, формування, розподiл, структуру управлшня фонду. Визначено проблеми, яю стоять перед Службою зайнятостi та намiчено шляхи !х вирiшення.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.