УДК 331.108.25
АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ
С. В. Литвиненко, асп.
Постановка проблемы. Одной их ключевых задач социально-экономической политики государства является обеспечение занятости населения и предупреждения массовой и сокращения длительной безработицы, создание условий, необходимых для развития трудових ресурсов (ТР). Для этого был создан Государственный центр занятости (ГСЗ), функционально связанный с Министерством труда и социальной политики Украины (МТСПУ) и другими соответствующими государственными органами и организациями. Проблему эффективной занятости населения изучали многие ученые как за рубежом, так и в нашей стране - Л. Д. Гармидер, В. Ф. Семенов, А. М. Бучулаев, Ю. С. Куприянов, П. С. Мстиславский, А. М. Самойлова и др.
Цель статьи: Проанализировать функционирование Государственной службы занятости как территориально-организационную структуру, выявить задачи и функции службы; проанализировать формирование, распределение, структуру управления фонда. Определить проблемы, стоящие перед Службой занятости, и наметить пути их решения.
Содержание. Государственная служба занятости населения имеет региональные представительства, в каждом из регионов существуют областные фонды и областные центры занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существуют районные, городские и горрайонные центры занятости.
В основные задачи Государственной службы занятости и ее региональных представительств входят осуществление мер по реализации государственной политики в социально-трудовой сфере; содействие формированию системы социального партнерства; выработка прогнозов развития ресурсов труда и государственное управление охраной труда. Непосредственно они осуществляют разработку и финансирование территориальной программы содействия занятости населения на основе прогнозов рынка труда, экономического и социального развития; определение основных направлений развития и совершенствования профессиональной ориентации, профессионального обучения и психологической поддержки безработных граждан; регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы; обеспечение правовых, экономических и организационных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений для эффективной структуры занятости населения: развитие системы общественных работ, предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы, развитие профессиональной и территориальной мобильной рабочей силы; реализация целевых программ по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, а также оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании.
На рис. 1 представлена территориальная функционально-организационная структура системы занятости.
Формирование и использование ТР осуществляются на территориальной и отраслевой системах хозяйствования. В процессе воспроизводства ТР общества происходит формирование и профессиональная подготовка населения для отраслевой и территориальной систем хозяйствования. Территориальная система создает условия для формирования и использования ТР индивидуумов и оказывает как прямое, так и косвенное влияние на эффективное использование трудового потенциала. Отраслевая система хозяйствования в силу своей территориальной разобщенности, влияет на воспроизводство ТР косвенно через регион. Таким образом, как отмечает Н. А. Волгин, «взаимодействуя между собой и частично пересекаясь, эти системы прямо или косвенно воздействуют на эффективность использования трудового потенциала, обуславливая взаимосвязь всех элементов системы в целом» [4, с. 41].
На рисунке 1 ярко выражена тесная обратная взаимосвязь Службы занятости и использования ТР как независимого индивида, как ТР в отраслевой структуре и на уровне предприятия.
Служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно как гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, осуществляется за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (ФОГССУСБ), который является государственной собственностью и находится в оперативном управлении и распоряжении МТСПУ. На рисунке 2 представлена структура управления государственным социальным страхованием на случай безработицы [5].
Рис.1. Региональная функционально-организационная структура Государственной с лужЬьт занятости
Министерство труда и социальной политики Украины
Киевский и
Севастопольский городские центры занятости - 2
Киевские
районные центры занятости - 10
Надзирательный совет
Крымский республиканский центр занятости -1
Городские центры занятости - 8
Районные центры занятости - 11
Горрайцентры занятости - 3
Областной
центр занятости - 24
Городские центры занятости - 95 Районные центры занятости в городе - 59 Горрайцентры занятости - 56
Районные центры занятости - 404
Рис. 2. Структура управления государственным социальным страхованием на случай безработицы
Фонды занятости в городах и районах формируются за счет:
• обязательных страховых взносов работодателей;
• обязательных страховых взносов из заработка работающих граждан;
• ассигнований из городских и районных бюджетов;
• доходов от инвестирования и выдачи кредитов непосредственно товаропроизводителя на договорных началах под гарантии сохранения, создания дополнительных или новых рабочих мест;
• доходов от инвестирования и кредитования предприятий и организаций, осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных с последующим их обязательным трудоустройством;
• доходов от финансирования и кредитования безработных граждан, изъявивших желание осуществлять предпринимательскую деятельность;
• доходов от дотаций, субсидий от вышестоящих фондов занятости;
• добровольных взносов и прочих поступлений.
Кроме того, службы занятости имеют право хранить средства ФОГССУСБ на депозитных счетах Центробанка Украины и приобретать краткосрочные государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения. Средства фонда занятости распределяются на:
• оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных, включая выплату им стипендий;
• организацию общественных работ;
• выплату пособий по безработице и материальной помощи;
• возмещение затрат пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
• мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;
• расходы по анализу рынка труда, разработке программ занятости, информационного обеспечения, рекламы, научно-исследовательской деятельности и на содержание органов занятости.
Необходимость формирования и дальнейшее распределение денежных средств обусловлено осуществлением главных функций службы занятости. Функции для региона: уменьшение уровня безработицы, повышения качества трудовой силы, формирования баланса спроса и предложения на РТ, демографические, миграционные. Функции для ТР: профориентация, подготовка, переподготовка и повышение квалификации, содействие в получении дохода посредством специальных мероприятий и обеспечение материальной поддержки населения в период вынужденной незанятости и др. Функции для предприятий: подбор персонала, дополнительные гарантии и дотации, оплата общественных работ и т.д.
Основные принципы работы службы занятости соответствуют международной практике. Как и бюро по трудоустройству в промышленно развитых странах, украинские органы центра занятости создают главные условия для более эффективной работы предприятий: содействие и формирование новых отношений в системе найма, налаживание хозяйственных связей, опубликование статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства.
Однако существует ряд недостатков в системе службы занятости, из-за которых большинство населения не пользуется услугами, к основным можно отнести:
1) очень низкое пособие по безработице, бюрократические преграды для его оформления;
2) предоставление сведений об имеющихся вакансиях предприятий документально, на твердом носителе, порайонно; далее, прохождение документации через многие службы приводит к дублированию записи информации: сначала служащими отделов кадров предприятий, затем сводная запись в СЗ. Устаревшая организация такой системы, бюрократическая и трудоемкая, задерживает информацию об имеющихся вакансиях;
3) большой поток информации влечет за собой непрерывную рутинную работу служащих, когда не остается времени для разбора различных вариантов принимаемых решений;
4) административные, правовые и экономические ограничения препятствуют свободной
«продаже» рабочей силы, что приводит к скрытию предприятиями об данных имеющихся вакансиях;
5) несовершенство законодательной базы по защите прав работников. Это касается несоответствия с договоренностью о размере заработной платы и условиях между работодателем и работником, что приводит к дискриминации наемного работника и подавлению стимула к работе;
6) требование службы занятости о предоставлении прописки, что является преградой пребывания на учете для части урбанизированного (переселенцев из сельской области в город) населения;
7) организация подготовки, переподготовки безработных для повышения квалификации, профессионального обучения является малоэффективной из-за низкой оплаты СЗ профессорско-преподавательскому составу;
8) нет законодательства о применении гибкой формы времени рабочего дня как для постоянных, так и для временных работников с сохранением заработной платы при повременной оплате труда;
9) применяющиеся методики анализа функционирования рынка труда в СЗ, не отвечают требованиям современного уровня управления.
Выводы. Указанные отрицательные факторы приводят к наличию в ГСЗ вакансий с низкой оплатой труда и малопопулярными профессиями; а для молодежи не предоставляются современные профессии для дальнейшего образования и развития. Поэтому весомая часть населения ищет работу самостоятельно: через знакомых либо с использованием массовых информационных средств, а именно, Интернет. Такой же методикой пользуются и предприятия.Соответственно на рынке труда наблюдается хаос. И возникает вопрос: зачем мы платим налог в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы?
Для преодоления этих трудностей необходим комплекс соответствующих условий и мер. К ним относятся:
> комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью;
^ разработка новой концепции развития системы профориентации, повышения квалификации, охватывающей все категории населения;
^ сбалансированность предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
> повышение стимулов активного поиска работы безработными;
^ социально-экономическая защита наемного работника, в частности, согласованных условий и оплаты труда;
^ рост эффективной мобильности трудовых ресурсов;
^ усовершенствование организации предоставления сведений об имеющихся вакансиях предприятиями и системы обработки этой информации в СЗ.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Украши "Про загальнообов'язкове державне сощальне страхування на випадок безробгття" // www.rada.gov.ua
2. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред.А. Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 638 с.
3. Черняк В.З. Основы экономики в схемах и таблицах.- М.: Изд-во «Экзамен», 2003. - 352
с.
4. Экономика труда /под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003. - 736 с.
5. www.dcz.gov.ua
6. www.rada.gov.ua
7. www.dneprstat.gov.ua
УДК 331.108.25
Анатз функцюнування Державно! служби зайнятост / С. В. Литвиненко // рис.2. - Бiблiогр.:(7 назв.)
Проаналiзовано функцiонування Державно! служби зайнятост як територiально-органiзацiйно! структури, завдання та функцп служби, формування, розподiл, структуру управлшня фонду. Визначено проблеми, яю стоять перед Службою зайнятостi та намiчено шляхи !х вирiшення.