УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМАМИ В МАРКЕТИНГЕ И МЕНЕДЖМЕНТЕ
Для цитирования: Голубева О.Л. Анализ функциональных возможностей современных ERP-систем // Управление в современных системах. 2022. №3. С. 43-58.
DOI: 10.24412/2311-1313-35-43-58 УДК 65.011.56, 004.032 JEL: M11, M12, M15 ББК 65.05
АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ERP-
СИСТЕМ
Голубева О.Л. \ ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)
Аннотация
Целью работы является комплексное изучение функциональных возможностей современных ERP-систем. Для достижения данной цели в работе отмечены наиболее востребованные ERP-системы, подробно рассмотрены их функциональные возможности. На основании проведенного анализа выделены типичные модули ERP-систем, обоснована их функциональность и значение для компании.
Проведена классификация модулей ERP-системы, выделены тенденции дальнейшего развития функциональных возможностей в рамках модульной архитектуры.
Ключевые слова: ERP-системы, классификация модулей ERP-систем, модульная архитектура, программное обеспечение, система планирования ресурсов, цифровые ресурсы.
Введение
Системы планирования ресурсов предприятия (ERP) - это компьютерные приложения, которые используются организациями во многих отраслях промышленности. Такие системы является ключом к интеграции различных бизнес-функций в организации.
Современные ERP-системы интегрируют и автоматизируют основные финансовые и операционные функции и предоставляют множество аналитических данных из таких источников, как главная книга, кредиторская задолженность, дебиторская задолженность, платежная ведомость и финансовая отчетность.
Программные решения помогают управлять запасами, заказами и цепочками поставок, закупками, производством, распределением и выполнением заказов и т. д.
Вместе с этим ERP-системы постоянно развиваются, расширяя функциональные возможности и комплектацию модулей.
1 Голубева Ольга Леонидовна - старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»; старший преподаватель, ФГАОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) Россия, 454080, г. Челябинск, ул. Коммуны, 139; e-mail: [email protected]; SPIN-код: 2457-4421, AuthorID: 706317.
Рейтинг ERP-систем
На сегодняшний день российскими компаниями используется более 20 различных систем класса ERP, при этом отечественные разработки успешно конкурируют с зарубежными аналогами [Мухаметов и др., 2021].
Согласно рейтингу, размещенному на сайте CNewsMarket за 2021 г., по критериям полноты функционала, наличия отраслевых решений, наличия документации, стоимости и др. первое место заняла система 1C:ERP (512 баллов), второе - Microsoft Dynamics 365 Business Central (438 баллов), Галактика ERP (435 баллов), четвертое - SAP (433 балла). Согласно данным портала Tadviser, по состоянию на декабрь 2020 года больше всего внедрений приходится на ERP-решения, разработанные компанией 1С (3919 проектов). В число лидеров входит также компания Microsoft (1065 проектов), SAP (844 проекта) и Корпорации Галактика (802 проекта).
Анализ возможней современных ERP-систем
Согласно представленной информации для дальнейшего сравнения и анализа нами были выбраны зарубежные продукты Microsoft Dynamics 365, SAP S/4 HANA Cloud и отечественный - 1С: ERP 2.5, как представляющие наибольший интерес с точки зрения полноты функционала и технических решений.
1. SAP S/4 HANA Cloud
SAP S/4HANA Cloud - это новейшее и наиболее инновационное программное обеспечение от компании SAP в формате «программное обеспечение как услуга» (SaaS) [Jolton, 2017]. Данная ERP-система оснащена новейшими технологиями, такими как машинное обучение, с пользовательским интерфейсом, адаптированным для каждого сотрудника организации и подкрепленным мощными бизнес-возможностями1.
На сегодняшний день на платформе реализовано 8 модулей (рис.1). Остановимся на них более подробно.
Активы Финансы Производство НИОКР
Продажи Услуги Закупки Цепочки поставок
Рисунок 1. Модули системы SAP S/4HANA Cloud Источник: авторская разработка
1.1. Активы
1 Frolov K. Новые функции в SAP S/4HANA 2021 / Sap Community. 2022. URL: blogs.sap.com/2022/03/08 (дата обращения: 10.04.2022)
Программное обеспечение для управления активами предприятия (ЕАМ) позволяет интегрировать процессы планирования, составления графиков и выполнения технического обслуживания и максимизировать время безотказной работы имеющихся активов. Функциональные возможности данного модуля позволяют:
- планировать и распределять рабочую силу, материалы, оборудование на мероприятия обслуживания;
- настраивать и отслеживать графики обслуживания;
- осуществлять комплексное управление окружающей средой, здоровьем и безопасностью (ЕШ);
- получать аналитику в режиме реального времени в части частоты поломок и повреждений, производительности активов и др.
1.2. Финансы
Данный модуль позволяет повысить гибкость и эффективность всей совокупности финансовых операций на предприятии:
- управлять движением денежных средств, ликвидностью, оборотным капиталом и финансовыми рисками;
- управлять накладными расходами, производить расчет себестоимости продукции, производить анализ прибыльности рынков, каналов, продуктов и сегментов;
- собирать, назначать и анализировать затраты в соответствии с проектом, заказом, центром затрат или бизнес-процессом;
- формировать отчетность о финансовых результатах и положении компании;
- управлять тендерами и инвестиционными проектами и др. [Булекова и др., 2018]
1.3. Производство
Программное обеспечение для производства поможет повысить эффективность всех производственных операций, предоставляя возможности:
- управлять основными производственными данными: материалами, маршрутами, спецификациями, рецептами и т. д. ;
- разрабатывать и настраивать производственные процессы;
- планировать и назначать производственные заказы, планировать производство с учетом ограниченных мощностей в режиме реального времени;
- производить расчет производственных затрат;
- выявлять проблемы управления качеством и принимать соответствующие меры и др.
1.4. НИОКР
Благодаря цифровым процессам и усовершенствованным инструментам PLM, данный модуль позволяет получить комплексное представление о жизненном цикле продукта, от проектирования и разработки до послепродажного обслуживания:
- осуществить разработку, моделирование и тестирование моделей продуктов;
- получить представление о стоимости, времени, объеме, ресурсах и качестве продукции;
- оценивать и ранжировать проекты, согласовывая планы со стратегией;
- планировать и контролировать коммерческие аспекты проектов, управлять финансовыми затратами и вознаграждениями и др.
1.5. Продажи
Программное обеспечение для продаж предоставляет интеллектуальные инструменты и аналитические данные, которые помогут улучшить всю деятельность по продажам,
увеличить доход, привлечь больше клиентов. Функциональные возможности данного модуля позволяют:
- получать целостное представление обо всех продуктах, услугах и подписках, проданных каждому клиенту (CRM);
- управлять договорами купли-продажи, ценовыми предложениями и последующими действиями;
- управлять заказами на продажу, контрактами и торговыми документами;
- обрабатывать и получать возвраты клиентов, отправлять замены;
- отслеживать и анализировать ключевые показатели эффективности продаж и др.
1.6. Услуги
Модуль позволяет осуществить комплексное управление коммерческими услугами, от выполнения до выставления счетов и финансирования:
- консолидировать данные о клиентах, установленном оборудовании, истории обслуживания, коммерческих соглашениях, планах обслуживания и многое другое;
- управлять сервисными контрактами и обязательствами, планировать превентивные и предупредительные сервисные мероприятия на основе времени, состояния или риска;
- автоматически классифицировать и поставить в приоритет запросы на обслуживание;
- осуществлять планирование, составление графиков обеспечения запасными частями при выполнении сервисных работ и др.
1.7. Закупки
Программное обеспечение помогает оптимизировать процесс закупок, предоставляя информацию об организационных расходах, поставщиках и рыночной информации:
- управлять контрактами с поставщиками, отслеживать выполнение обязательств [Соломаха и др., 2013];
- создавать, управлять и отслеживать заказы на закупку, выставлять счета поставщикам и контролировать задолженность и др.
1.8. Цепочки поставок
Данный модуль поможет сформировать динамичную и взаимосвязанную цепочку поставок:
- отслеживать и контролировать запасы и их количество в режиме реального времени;
- управлять партиями материалов, серийными номерами и единицами обработки с помощью инструментов идентификации материалов;
- отслеживать материалы по уникальным идентификаторам во внутренних логистических процессах;
- отлеживать предметы многократного использования, такие как упаковочные материалы или пустая тара, управлять ими на протяжении всего их жизненного цикла;
- управлять складскими операциями на всех уровнях детализации, включая комплектацию и упаковку;
- бронировать перевозчиков и управлять заказами на пересылку, планировать и отслеживать выполнение перевозок и др.
2. Microsoft Dynamics 365 Business Central
Business Central - это решение по управлению деятельностью для малых и средних предприятий, позволяющее автоматизировать и упростить бизнес-процессы и лучше управлять бизнесом. Легко настраиваемое, с множеством полезных функций, Business Central
позволяет организациям управлять деятельностью, включая финансы, производство, продажи, отгрузку, управление проектом, оказание услуг и т. д.
Business Central быстрота реализации, удобство настройки и простота определяли и продолжают определять направление инноваций в области проектирования, разработки и внедрения программных продуктов, а также удобства эксплуатации 1.
На сегодняшний день на платформе реализовано 13 модулей (рис.2).
Финансы
Продажи
Закупки
Запасы
Проекты
Основные средства
Отношения с клиентами
Персонал
Производство
Сборка
Планирование
Склад
Сервис
Рисунок 2. Модули системы Microsoft Dynamics 365 Business Central Источник: авторская разработка
Рассмотрим подробнее только модули, отсутствующие в предыдущей системе или существенно отличающиеся по содержанию.
2.1. Запасы
Модуль позволяет контролировать поступление, хранение и движение запасов:
- ведение карточек товаров, категоризация и каталогизация товаров, назначенияе товарам атрибутов товара с различными типами значений;
- отслеживание товаров по серийному номеру, номеру партии и номеру упаковки;
- выполнение инвентаризации запасов, внесение положительных и отрицательных корректировок по итогам инвентаризации;
- просмотр доступности товаров на складе;
1 Biel J. 12 Core ERP Features: Benefits and FAQ / Oracle NetSuite. 2020. URL: https://www.netsuite.com/portal/resource/articles/erp/erp-features.shtml (дата обращения: 15.05.2022)
- резервирование запасов или исходящих товаров для заказов на продажу, заказов на покупку, сервисных заказов, заказов на сборку или производственных заказов;
- перемещение запасов между складами и др.
2.2. Проекты
ERP-система предоставляет возможности по управлению проектами предприятия:
- распределение ресурсов по работам проекта, управление ценами ресурсов;
- приобретение расходных материалов для работы, по заказам или счетам на покупку, и регистрация потребления товаров и времени;
- отслеживание хода выполнения работ и производительности;
- регистрация затрат по работе для использования ресурсов, материалов и связанных с работой закупок на постоянной основе и др.
2.3. Основные средства
Модуль предоставляет широкие возможности по учету и контролю основных средств компании:
- приобретение, перемещение, разделение или объединение основных средств;
- учет и контроль затрат на обслуживание основных средств;
- переоценка, списание и выбытие основных средств;
- учет операций страхования основных средств;
- начисление амортизации и расчет остаточной стоимости основных средств и др.
2.4. Отношения с клиентами
Модуль позволяет автоматизировать взаимодействия с клиентами и эффективно выстроить коммуникации:
- определение внешних субъектов, с которыми у компании имеются деловые отношения, таких как нынешние и потенциальные клиенты, поставщики, юристы и консультанты;
- управление всеми типами коммуникаций между организацией и контактами, например, по электронной почте, почте, телефону или при встрече;
- определение сегментов для выбора группы контактов в соответствии с определенными критериями, такими как отрасль, к которой принадлежат контакты;
- создание маркетинговых компаний для выявления, привлечения и удержания клиентов и др.
2.5. Персонал
ERP-система предоставляет базовые возможности по управлению персоналом:
- регистрация новых и изменение записей существующих сотрудников, хранение связанных сведений, такие как контракты и статьи;
- регистрация простоев сотрудников и просмотр статистики простоев с помощью различных фильтров.
2.6. Сборка
Модуль позволяет организовать учет и контроль сборочных операций:
- ведение сборочных спецификаций;
- создание общих и единичных заказов на сборку;
- отмена учтенного заказ на сборку и др.
2.7. Планирование
Модуль позволяет осуществить отслеживание взаимосвязей и планирование закупок и продаж:
- прогнозирование спроса на основании ожидаемых продаж и производственных компонентов,
- планирование заказов для составления вручную плана продаж или требований производства, отдельно для каждого уровня производственной спецификации1.
2.8. Склад
ERP-система предоставляет возможность оформить основные складские операции:
- регистрация приемки товаров на складе;
- размещение товаров, полученных в результате покупок, возвратов, перемещений или выхода продукции;
- перемещение товаров между ячейками на складе;
- подбор товаров для отгрузки, перемещения или потребления при сборке или производстве;
- регистрация отгрузки товаров со склада и др.
2.9. Сервис
Данный модуль позволяет осуществить управление сервисными операциями:
- управление сервисной ценой;
- создание сервисных товаров;
- регистрация сведении о ходе выполнения сервисных операций;
- предоставление сервисных услуг клиентам и выставление счетов по сервисным заказам.
3. ERP 2.5
1C:ERP - это инновационное решение от компании «1С», использующее комплексный подход к управлению бизнесом, лучшие международные методики и многолетнюю отечественную практику, что гарантирует гибкость настройки, удобство использования и существенный экономический эффект. Линейка решений 1C:ERP охватывает все основные отрасли, имеет большой набор функций (рис.3) и программных инструментов, подходит для использования на предприятиях любой численности.
Более 1 000 000 рабочих мест и 6 000 предприятий автоматизировано на ERP-решениях «1С», а общая численность персонала клиентов превышает 20 миллионов человек.
Согласно официальному сайту разработчика на сегодняшний день на платформе реализовано 11 функциональных модулей (рис.3).
При рассмотрении модулей данной системы детально остановимся только на отсутствующих в предыдущих программных продуктам или существенно отличающихся функциональными возможностями.
3.1. Казначейство
Модуль позволяет организовать управление движением денежных средств, учет и контроль взаиморасчетов:
- отражение операций с наличными и безналичными денежными средствами;
- контроль наличия денежных средств;
- ведение денежных расчетов в иностранных валютах;
- работа с подотчетными лицами;
1 Hayes Kh. ERP Trends: Future of Enterprise Resource Planning / Oracle NetSuite. 2021. URL: https://www.selecthub.com/ enterprise-resource-planning/erp-trends/ (дата обращения: 14.08.2022)
- учет кредитов, депозитов и займов и др.
Финансы и бюджетирование
Казначейство
Продажи
Отнолшения с клиентами
Закупки
Склад и запасы
Затраты и расчет себестоимости
Персонал и расчет заработной платы
Производство
Ремонты
Планирование
Рисунок 3. Модули системы 1С: ERP 2.5 Источник: авторская разработка
3.2. Персонал
ERP-система предоставляет широкие возможности по управлению персоналом:
- ведение штатного расписания;
- ведение графиков работы и отпусков;
- учет рабочего времени сотрудников;
- оформление приемов, переводов, увольнений сотрудников;
- расчет заработной платы и др.
3.3. Ремонты
Модуль позволяет организовать планирование и проведение ремонтных работ:
- учет объектов и показателей эксплуатации;
- учет ремонтных мероприятий;
- регистрация дефектов объектов эксплуатации;
- формирование заказов на ремонт и др.
3.4. Планирование
Модуль предоставляет широкие возможности для прогнозирования и планирования различных аспектов деятельности организации:
- составление взаимосвязанных планов продаж, производства, закупок, сборки (разборки);
- расчет детальных планов на основе укрупненных планов;
- прогнозирование спроса на товары с помощью методики ассортиментного планирования и нормативов распределения;
- моделирование различных сценариев развития событий;
- анализ сходимости плановых данных между собой, сходимости потребления и обеспечения потребностей и др.
Систематизация модулей современных ЕКР-систем
Таким образом, проанализировав функциональные возможности, предоставляемые современными ЕЯР-системами, нам кажется правомерным провести следующую классификацию модулей (табл.1): темно -зеленым обозначены ERP-системы, имеющие максимально полный функционал в рамках обозначенного модуля, зеленым - имеющие только базовый функционал, белым - не имеющие определенного функционального модуля в своей структуре1.
Таблица 1
Функциональные возможности и модули ERP-систем
Модули Microsoft Dynamics 365 Business Central SAP S/4 HANA Cloud 1C:ERP 2.5
1. Закупки
2. Склад
3. Производство
4. Продажи
5. Логистика и УЦП
6. Отношения с клиентами
7. Активы
8. Ремонты
9. Проекты
10. Сервис
11. Персонал
12. Финансы
Источник: авторская разработка
1 Рейтинг ERP-систем / CNewsMarket. 2021. URL: https://market.cnews.ru/ research/erp_2021/table (дата обращения: 10.04.2022)
1. Закупки
Модуль закупок (снабжения) помогает организации обеспечить получение материалов или продуктов, необходимых для производства и/или продажи товаров. Компании могут вести список утвержденных поставщиков в этом модуле и привязывать этих поставщиков к определенным товарам, помогая в управлении отношениями с поставщиками.
Как только компания принимает предложение, модуль закупок помогает отделу закупок подготовить и отправить заказы на покупку. Затем он может отслеживать этот заказ на покупку, поскольку продавец превращает его в заказ на продажу и отправляет товары, автоматически обновляя уровни запасов после поступления заказа.
Данный модуль реализован во всех рассмотренных ERP-системах.
2. Склад (WMS)
Модуль управления складом может обеспечить быструю окупаемость инвестиций для компаний, которые управляют собственными складами. Это приложение может эффективно направлять сотрудников склада по всем складским процессам в зависимости от планировки объекта, от размещения при доставке грузов до комплектации, упаковки и отгрузки.
Модуль управления складом может поддерживать различные стратегии комплектования, в зависимости от того, что наиболее эффективно для данного бизнеса.
Данный модуль реализован во всех рассмотренных ERP-системах.
3. Производство (MES)
Самая ранняя версия ERP-системы была разработана для производителей, поэтому производство остается ключевой частью ERP. Сегодня системы ERP обычно имеют систему управления производством или систему управления производством (MES).
Производственный модуль помогает производителям планировать производство и убедиться, что у них есть все необходимое для запланированных производственных циклов, например, сырье и мощность оборудования. Во время производственного процесса он может обновлять статус незавершенного производства и помогать компаниям отслеживать фактическое производство по сравнению с прогнозируемым производством [Jolton, 2017].
Модуль также обеспечивает возможность отслеживать состояние производства в режиме реального времени, собирая информацию о незавершенных работах и готовой продукции. Он может рассчитать среднее время производства изделия, а затем сравнить предложение с прогнозируемым спросом, чтобы спланировать производство [Уланов и др., 2021].
Данный модуль реализован во всех рассмотренных ERP-системах.
4. Продажи
Модуль управления продажами отслеживает заказы от получения до доставки. Эта часть ERP передает все заказы на склад, распределительный центр или розничный магазин после того, как клиенты размещают их, и отслеживает их статус по мере их подготовки, выполнения и отправки клиенту. Поддерживается выставление счетов-фактур, получение платежей и обработка возвратных заказов. Модуль управления продажами предотвращает потерю заказов и повышает скорость доставки, чтобы клиенты были довольны и сокращали ненужные расходы на ускоренную доставку.
Данный модуль реализован во всех рассмотренных ERP-системах.
5. Логистика и УЦП (SCM)
Данный модуль позволяет отслеживающий движение товаров и поставок по всей цепочке поставок организации (от субпоставщиков к поставщикам, производителям, дистрибьюторам, розничным торговцам или потребителям), предоставляя инструменты для
управления запасами, складскими операциями, транспортировкой и логистикой в режиме реального времени. Модуль тесно связан с модулями управления запасами и складом, и часто либо включается в их состав, либо наоборот, объединяется разработчиками под эгидой единого модуля УЦП.
В данном случае мы решили выделить этот функционал в отдельный модуль, чтобы показать его значение именно в части обеспечения взаимосвязи и взаимодействия между закупками, складом, производством и продажами, а также наличия функционала, связанного с управлением перевозками.
Полноценно данный модуль реализован только в SAP HANA, в остальных продуктах отдельные его возможности реализованы в рамках блоков запасы, склад, производство и продажи1.
6. Отношения с клиентами (CRM)
CRM предоставляют интегрированный набор инструментов для управления данными о клиентах и отслеживания взаимодействия с ними (дата и время звонков, электронные письма, история покупок и др.).
CRM-инструменты обеспечивают автоматизацию маркетинга, воронку продаж и управление потенциальными клиентами [Логиновский и др., 2019]. С помощью программного обеспечения можно разрабатывать и внедрять комплексные решения по обслуживанию клиентов, создавать маркетинговые кампании, отслеживать клиентов на протяжении всего жизненного цикла продаж и оценивать их удовлетворенность [Jolton, 2017].
Использование функций CRM в программном обеспечении ERP может привести к более эффективному выявлению новых потенциальных клиентов, сократить время и трудозатраты, связанные с управлением информацией о клиентах, а также помочь клиентам увеличить продажи.
Данный модуль реализован во всех рассмотренных ERP-системах.
7. Активы
Функциональные возможности по управлению активами позволяют получать информацию об основных средствах и обеспечивают правильную периодическую амортизацию, отражать операции по учету нематериальных активов. Кроме того, они позволяют учитывать транзакции основных средств и создавать различные отчеты и статистику.
Для каждого основного средства необходимо настроить карточку, содержащую сведения об этом активе. Можно настроить здания или производственное оборудование как основное средство со списком компонентов, и их можно группировать разными способами, например, по классам, подразделениям или расположению. После этого можно начинать приобретать, обслуживать и продавать основные средства.
У разработчиков пока нет единого мнения о необходимости данного модуля в рамках ERP-системы. В одних программных продуктах он реализован, в других полностью отсутствует.
8. Ремонты (EAM)
1 Jay, A. 10 New ERP Trends & Forecasts for 2022 / Finances Online. 2022. URL: https://financesonline.com/erp-trends/ (дата обращения: 10.04.2022)
Модуль EAM предназначен для автоматизации бизнес-процессов учета, технического обслуживания и ремонта основных фондов. Этот модуль содержит, в частности, функции для диагностического обслуживания, календарного планирования, эксплуатации и планирования активов, а также соблюдения техники безопасности, охраны труда и окружающей среды.
EAM дает возможность уменьшения простоя оборудования, сокращения затрат на техобслуживание, ремонты и материально-техническое снабжение.
Данный модуль реализован во всех рассмотренных ERP-системах, иногда он объединен с модулем управления основными средствами, иногда представляет собой отдельную подсистему.
9. Проекты (PM)
В Business Central можно реализовать общие задачи управления проектом, такие как настройка работы и планирование ресурсов, а также предоставление информации, необходимой для управления бюджетами и мониторинга хода выполнения работ. С помощью табелей можно отслеживать количество часов работы машин и сотрудников. Можно получить детальный обзор не только по отдельным работам, но и по распределению сотрудников, механизмов и других ресурсов, используемых во всех проектах.
SAP HANA включает в себя модуль исследований и разработок. Этот модуль содержит инструменты для проектирования и разработки продуктов, управления жизненным циклом продукта (PLM), обеспечения соответствия продукции требованиям и так далее, позволяя компаниям быстро и экономически эффективно внедрять инновации.
На сегодняшний день у разработчиков нет единого взгляда по поводу необходимости, границ и содержания данного модуля.
10. Сервис
Этот модуль может включать инструменты для управления выездным сервисным обслуживанием и потоками доходов от оказания услуг. Он также предоставляет аналитические данные, которые помогают сервисным и техническим специалистам быстро решать проблемы клиентов и укреплять их лояльность.
Эти средства предназначены для поддержки работы в условиях ремонтных мастерских и технического обслуживания в условиях эксплуатации. Их можно применять в таких бизнес-сценариях, как сложные системы сервисного обслуживания клиентов и оперативное управление работой большого числа технических специалистов с применением требований к управлению запчастями.
Данный модуль реализован в зарубежных ERP-системах, часто объединяется с модулем ремонты под эгидой единой сервисной службы, осуществляющей поддержку как внутренних, так и внешних заказчиков [Харченко, 2017].
11. Персонал (HRM)
Модуль управления человеческими ресурсами (HRM) или управления человеческим капиталом (HCM) обычно включает в себя все функции приложения для управления персоналом и предлагает дополнительные возможности. HRM можно рассматривать как CRM для сотрудников. Этот популярный модуль содержит подробные записи обо всех сотрудниках и хранит такие документы, как обзоры производительности, описания вакансий и письма с предложениями. Он отслеживает не только отработанное время, но и оплачиваемый отпуск (PTO), дни болезни, информацию о льготах и др.
Расчет заработной платы также входит в модуль управления персоналом, помогая распределить зарплату среди сотрудников по установленному графику с вычетом соответствующих налогов и обрабатывает возмещение расходов. Он также может
предоставлять отчеты о расходах на заработную плату, общее количество сверхурочных часов и аналогичные ключевые показатели эффективности1.
Полноценно данный модуль интегрирован только в отечественных продуктах, в зарубежных он чаще всего реализуется с помощью сторонних приложений того же производителя. Но в целом есть тенденция к его интеграции, например, SAP планирует внедрить модуль управления персоналом в свою ERP-систему уже в 2022 г.
12. Финансы
Модуль финансов и бухгалтерского учета является наиболее важным модулем ERP, поскольку он позволяет предприятиям понимать свое текущее финансовое состояние и перспективы на будущее. Основные функции этого модуля включают отслеживание кредиторской и дебиторской задолженности и управление главной бухгалтерской книгой. Он также создает и хранит важные финансовые документы, такие как балансы, банковские выписки и налоговые отчеты [Цыганкова и др., 2019].
Модуль финансового управления может автоматизировать задачи, связанные с выставлением счетов, платежами поставщикам, управлением денежными средствами и выверкой счетов, помогая бухгалтерии своевременно закрывать бухгалтерские книги и соблюдать действующие стандарты признания выручки. Он также содержит данные, финансового планирования и анализа для подготовки ключевых отчетов, включая отчеты о прибылях и убытках и отчеты совета директоров [Соколова и др., 2022].
Классификация модулей современных ERP-систем
В соответствии с проведённым анализом можно выделить также ключевые, специфические и дополнительные модули ERP-системы (рис.4).
1 McCue, I. ERP Modules: Types, Features & Functions / Oracle NetSuite. 2022. URL: https://www.netsuite.com/ portal/resource/articles/erp/erp-modules.shtml (дата обращения: 15.05.2022)
Рисунок 4. Ключевые, специфические и дополнительные модули ERP-систем
Источник: авторская разработка
Ключевые модули (темно-зеленый цвет) необходимы практически любой компании независимо от бизнес-модели, отрасли, текущих препятствий и других факторов. Они в той или иной степени реализованные во всех коммерческих БКР-системах.
Специфические модули (зеленый цвет) также обычно входят в базовую поставку ЕЯР-систем, но востребованы только компаниями с определенными бизнес-моделями и/или стратегиями.
Дополнительные модули (светло-зеленый цвет) присутствуют не во всех ЕЯР-системах и значительно отличаются по функциональным возможностям. С другой стороны, именно они имеют наибольшие перспективы для дальнейшего развития БКР-систем.
Заключение
На сегодняшний день не существует единого взгляда на ERP-системы в части входящих в ее состав функциональных модулей и их содержаний. Разработчики внедряют, поддерживают и развивают модули системы в зависимости от потребностей клиентов и собственного взгляда на перспективные тренды цифровизации. Например, компания SAP планирует в ближайшие 5 лет внедрить не рассмотренные в данной работе подсистемы управления отходами, энергетикой и коммунальным хозяйством, устойчивым развитием и др. В целом, стоит ожидать дальнейшего расширения концепции ERP-систем как интегрированного средства автоматизации деятельности предприятия.
Список источников
1. Jolton, M. SAP S/4HANA® Cloud. Use Cases, Functionality, and Extensibility / M. Jolton, Y. Eisbart. Rheinwerk Publishing, Inc., Boston (MA). 2017. 337 c.
2. Monk E.F., Wagner. B.J. Concepts in enterprise resource planning. Boston, Cengage Learning, 2013. 254 с.
3. Булекова И.А., Долгова И.А. Исследование перспектив применения корпоративных информационных систем ERP // Евразийская экономическая конференция: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 23 мая 2018 года. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 286-291.
4. Егорова С.Е., Богданович И.С. Перспективы применения информационных технологий в бухгалтерском учете в условиях глобализации бизнеса // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2019. Т. 12. № 6. С. 38-48.
5. Жужгов М.В., Семенов В.А. Об основных направлениях развития платформ ERP систем // Физика для Пермского края: материалы региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Пермь, 15-29 апреля 2021 года. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2021. С. 187-192.
6. Клочкова А.В., Орлов О.П. ERP-системы как инструмент стратегического менеджмента // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2021. № 2. С. 134-142.
7. Логиновский О.В., Максимов А.А., Козлов А.С., Зинкевич А.С. Применение автоматизированных информационных систем в корпоративном управлении // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. 2007. № 23(95). С. 26-34.
8. Логиновский О.В., Шестаков А.Л., Шинкарев А.А. Построение современных корпоративных информационных систем // Управление большими системами: сборник трудов. 2019. № 81. С. 113-146.
9. Любимов А.Ю., Бритвина В.В. Статистический анализ мирового рынка ERP-систем // Теория и практика проектного образования. 2021. № 2(18). С. 32-33.
10. Мухаметов Р.И., Максимов Н.А. ERP - системы // Перспективы развития науки и образования: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Нефтекамск, 31 марта 2021 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2021. С. 132-137.
11. Пряхина Т.М., Бородачева Л.В. Анализ системы управления организацией и рекомендации по совершенствованию ERP-системы // Прикладные исследования в области цифровизации управления бизнес-процессами: Материалы конкурса, Москва, 02 ноября 2020 года. М.: ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет», 2021. С. 239-249.
12. Соколова Д. Г., Агафонова А.А. Российский рынок ERP-систем // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Москва, 13 мая 2022 года / Редколлегия: Л.К. Гуриева [и др.]. М.: Общество с ограниченной ответственностью «ИРОК», ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2022. С. 60-65.
13. Соломаха Д.А., Лушникова Н.В. Применение ERP-систем в России // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2013. №2 (6). С. 91-95.
14. Уланов Е.А., Новикова В.Д. Тренды российского рынка ERP-систем // Наука Красноярья. 2021. Т. 10. № 5-2. С. 255-262.
15. Харченко А.Ю. Автоматизированная ERP-система // Вопросы науки и образования. 2017. № 10(11). С. 96-99.
16. Цыганкова В.Н., Чурилина Е.А. Исследование российского рынка ERP-систем // Научный журнал Дискурс. 2019. № 3(29). С. 154-161.
ANALYSIS OF THE MODERN ERP SYSTEMS FUNCTIONALITY
Golubeva O.L., Chelyabinsk State University, South Ural State University
Abstract
The purpose of the work is a comprehensive study of the functionality of modern ERP systems. To achieve this goal, the most popular ERP systems are noted in the work, their functionality is considered in detail. Based on the analysis, typical modules of ERP systems are identified, their functionality and significance for the company are substantiated. The classification of ERP system modules is carried out, the trends of further development of functionality within the modular architecture are highlighted.
Keywords: ERP systems, classification of ERP system modules, modular architecture, software, resource planning system, digital resources.