Научная статья на тему 'Анализ функциональных характеристик выраженности поведения волко-собачьих гибридов'

Анализ функциональных характеристик выраженности поведения волко-собачьих гибридов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
569
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корнилова Е. А., Сафиуллин М. С., Касимов В. М.

Проведен анализ функциональных характеристик выраженности поведения волко-собачьих гибридов по системе АРАКС, установлено достоверное сходство гибридов по основным показателям с немецкими овчарками. Выявлено, что выборка волко-собачьих гибридов подразделяется на две структурно-функциональные группы исходя из степени проявления оборонительной реакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Корнилова Е. А., Сафиуллин М. С., Касимов В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF EXPRESSIVENESS OF BEHAVIOUR THE WOLF-DOG HYBRIDS

The analysis of functional characteristics of expressiveness of behaviour of the wolf-dog hybrids on system ARAKS is carried out, authentic similarity on the basic indicators with German shepherds is established. It is revealed that sample of the wolf-dog hybrids is subdivided on two structurally functional groups, proceeding from degree of display of defensive reaction.

Текст научной работы на тему «Анализ функциональных характеристик выраженности поведения волко-собачьих гибридов»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2009 Биология Вып. 10 (36)

УДК 636.72

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВЫРАЖЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ВОЛКО-СОБАЧЬИХ ГИБРИДОВ

Е. А. Корнилова, М. С. Сафиуллин, В. М. Касимов

Пермский военный институт внутренних войск МВД РФ, 614108, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1

Проведен анализ функциональных характеристик выраженности поведения волко-собачьих гибридов по системе АРАКС, установлено достоверное сходство гибридов по основным показателям с немецкими овчарками. Выявлено, что выборка волко-собачьих гибридов подразделяется на две структурно-функциональные группы исходя из степени проявления оборонительной реакции.

Введение

Ранее сообщалось о положительном в поведенческом плане результате гибридизации волка и собаки. Полученные животные с долей волчьей крови 50 - 75% показали достаточно уравновешенную психику, толерантность к человеку и способность к усвоению программы подготовки служебных собак по направлениям минно-розыскной и патрульно-розыскной службы (Касимов и др., 2007). Однако, для объективной оценки поведения и возможности количественных сопоставлений гибридов со служебными собаками, анализа только толерантного, лояльного отношения к человеку у волко-собачьих гибридов недостаточно. Представляется весьма актуальным тестирование вол-ко-собачьих гибридов на предмет выявления функциональных характеристик поведения. Тестирование - это оценка динамических характеристик поведения по системе АРАКС, отработанной, в том числе и на служебных собаках (Криволап-чук, 2008).

Одно из преимуществ этой методики состоит в том, что она минимально затрагивает мотивационную сферу, достаточно стандартизована, не требует подготовки животного и спецоборудования, легко воспроизводима в любых условиях и кроме динамических функциональных характеристик выраженности поведения позволяет количественно оценить другие характеристики. Такие как конструктивность поведения, дрессируемость и обучаемость.

В зависимости от наследственных особенностей животного, индивидуально приобретенного опыта, физиологического состояния и условий жизни основные сложные реакции поведения у них проявляются в разной степени (Мычко, 1992). Чем больше мы знаем о поведении собаки, её психике, тем легче её сделать такой, какой мы хотим её видеть. Таким образом, разработка эффективной системы описания психики и поведения позволяет умело подбирать методические приемы

для выработки тех или иных навыков у собаки (Хайнд, 1975).

Цель работы - оценка динамических характеристик психики волко-собачьих гибридов и собак породы немецкая овчарка по системе АРАКС, сравнение данных животных по обучаемости.

Методы исследования

Мы изучали функциональные характеристики выраженности поведения волко-собачьих гибридов в сравнении с таковыми немецкой овчарки (Canis familiaris, L.) и волка (Canis lupus, L.).

Объектом исследования служили 13 особей волко-собачьих гибридов (8 кобелей и 5 сук), собаки породы немецкая овчарка (n=31, 10 кобелей и 21 сука) и один волк (основательница группы гибридов - Найда).

Всех животных, которые были включены в эксперимент, разделили на четыре возрастные группы: первая - «младшие», до двенадцати месяцев (7 немецких овчарок), вторая - «молодые», от одного года до двух лет (14 немецких овчарок и 3 гибрида), третья - «взрослые», от двух до семи лет (9 немецких овчарок и 8 гибридов) и четвертая -«ветераны», животные старше семи лет (1 немецкая овчарка и 1 волчица).

Для анализа психики животных мы применили авторскую методику оценки динамических характеристик поведения по системе АРАКС (Криво-лапчук, 2008). Четыре из пяти её параметров (А1, Р, А2, и С) описывают поведенческую реакцию животного примерно так же, как в технике описывается отклик любой системы на внешнее возмущение. Они характеризуют особенности внутренних процессов, протекающих в центральной нервной системе животного.

Данная методика предлагает использовать для анализа выраженности поведения следующие функциональные характеристики:

активность поведения (А1) - сила реакции на раздражитель (громкость лая, дальность броска и бега и т. п.);

© Е.А. Корнилова, М.С. Сафиуллин, В.М. Касимов, 2009

50

реактивность поведения (Р) - скорость наступление реакции, отражающая время протекания процесса возбуждения;

адаптивность поведения (А2) - прекращение реакции, соответствующее смене возбуждения торможением;

конструктивность поведения (К) - способность собаки извлекать и использовать новую информацию;

стабильность поведения (С) - воспроизводимость поведения при тех же условиях.

Комбинация этих характеристик дает возможность оценить с практическими целями дресси-руемость собаки (эта характеристика имеет прогностический смысл, отражая относительную скорость и надежность выработки новых навыков), а также сделать вывод о развитии у данной собаки обучаемости - то есть способности учитывать логические связи между объектами, субъектами и событиями, анализировать и оценивать ситуацию в целом, устанавливать соответствие между смыслом происходящего и эффективностью собственного поведения.

Для того чтобы отделить динамические характеристики поведения животного от осмысленной части поведения, необходимо анализировать внешнее поведение собаки в максимально нейтральных условиях, с использованием раздражителя, минимально затрагивающего мотивации животного, а результаты должны интерпретироваться одинаково при разном по смыслу поведении. Поэтому сценарий проверки строится на стандартной ситуации, которую легко воспроизвести в любых условиях без сложной подготовки и специального оборудования.

При проведении тестирования мы использовали:

- мягкий предмет, не знакомый собаке; размер предмета примерно равен размеру головы животного, что определяется особенностями пространственного восприятия собак;

- видеокамеру; полученные видеозаписи позволяли более точно оценить ответные реакции животных на раздражитель.

Ответные реакции животных оценивались в баллах согласно методике. Исходя из полученных данных для каждой особи подсчитывался комплексный показатель обучаемости (О), который

учитывает одновременно и степень дрессируемо-сти, и конструктивность поведения и определяется по следующей формуле:

О = К х Д = К х С х(А1 + А2 )/ Р, где К - конструктивность, Д - дрессируемость, С -стабильность, А} - активность, А2 - адаптивность, Р - реактивность поведения.

Показатель обучаемости характеризует возможность формирования сложного поведения, зависящего от понимания собакой происходящего. По показателю обучаемости можно прогнозировать успех функционального обучения рабочей собаки (независимо от конкретной службы и набора навыков), а также оценивать способность собаки усваивать требования человека к бытовому поведению. Отрицательные значения данного показателя соответствуют так называемой проблемной психике и свидетельствуют о наличии наследственных отклонений, последствий депривационно-го развития, психической травмы или результатов неадекватной предшествующей дрессировки. Чем больше при этом абсолютная величина показателя обучаемости, тем серьёзнее проблема и меньше возможностей для устранения ее традиционными дрессировочными средствами.

Результаты и их обсуждение

Группа животных, которую мы выбрали для анализа их психической деятельности (волкособачьи гибриды), представляет большой научный интерес и привлекает особое внимание кинологов из-за нестандартности и необычности этих животных.

Как уже упоминалось, ответные реакции животных на контрольный раздражитель были оценены в баллах, для сравнения мы использовали средние значения функциональных характеристик, рассчитанные для каждой выборки животных. Мы проанализировали волко-собачьих гибридов, немецких овчарок по пяти известным параметрам (активность, реактивность, адаптивность, стабильность и конструктивность поведения), кроме того, у нас была возможность оценить и основательницу данной группы гибридов. Результаты тестирования представлены в таблице.

Функциональные характеристики немецкой овчарки, волко-собачьего гибрида и волка

Выборки Функциональные характеристики

Актив- ность Реактив- ность Адаптив- ность Стабиль- ность Конструк- тивность Обучае- мость

Немецкая овчарка 3.21±0.28 4.58±0.17 3.58±0.31 3.74±0.21 1.66±0.39 11.02±2.20

Волко-собачьи гибриды 3.00±0.31 4.85±0.15 4.00±0.39 3.92±0.31 -0.73±0.77 -4.54±4.58

Волк 2.50 5.0 3.0 3.0 1.0 3.3

Сравнение особей разных видов по функциональным характеристикам выраженности поведения выявило, что по активности поведения (сила реакции на раздражитель, громкость лая, дальность броска и бега и т.п.) волко-собачьи гибриды показали промежуточный результат (Аі=3.0) между показателями немецкой овчарки и волка. Необходимо отметить, что реакция гибридов была двойственна: у некоторых особей была нейтральная реакция на раздражитель (рис. 1), у других обнаруживалась боязливая реакция, они стремились убежать, затем останавливались (рис. 2).

Рис. 1. Ответная реакция волко-собачьего гибрида на падение контрольного предмета (животное поворачивает голову в сторону упавшего предмета, но не двигается)

Рис. 2. Ответная реакция волко-собачьего гибрида на падение контрольного предмета (животное стремится убежать, затем останавливается)

По показателю реактивности (скорость наступления реакции, отражающая время протекания процесса возбуждения) гибридные особи также занимают промежуточное положение (Р=4.85).

Значение показателя адаптивности поведения (определяемого по времени, когда возбуждение сменяется торможением и внешняя реакция на контрольный предмет прекращается) у волкособачьих гибридов имеет значение А2 = 4.0, что свидетельствует о более быстром прекращении реакции, чем у собак (3.58) и волчицы (3.0).

Волко-собачьи гибриды почти полностью воспроизводили продемонстрированное первоначально поведение, значение стабильности поведения гибридов выше (С=3,9), чем у волчицы и немецких

овчарок, их поведение оставалось прежним по смыслу, но его активность снижалась.

Конструктивность, свидетельствующая о способности животного извлекать и использовать новую информацию, у волко-собачьих гибридов имеет отрицательное значение (-0.73), она определялась по реакции животного на присутствие и поведение ассистента, а также на контрольный предмет. Она существенно ниже как у собак, так и у волчицы.

При проверке конструктивности поведения при реакции на предмет (бросок контрольного предмета в сторону животного) установлено, что волко-собачьи гибриды (КП=-0.92) реагируют на действие так же двойственно, как и при падении предмета, повторяя либо нейтральное отношение к раздражителю (рис. 3), либо усиленную боязливую реакцию (рис. 4).

Рис. 4. Конструктивное поведения волкособачьего гибрида на предмет (животное при броске предмета реагирует страхом в большей степени)

Необходимо отметить, что при проверке конструктивности поведения ответная реакция волкособачьих гибридов на человека была различна, животные либо не следили за ассистентом, но при приближении к ним делали рывок в его сторону (положительные значения показателя) (рис. 5) либо долго не успокаивались, бросались в сторону от ассистента, прячась за хозяина (отрицательные

значения показателя) (рис. 6). Вследствие этого среднее значение показателя «Конструктивность поведения на человека» по выборке составило (0.7) баллов.

Рис. 5. Конструктивность поведения волкособачьего гибрида на человека (при приближении ассистента животное делает рывок в его сторону)

монстрировали вполне стандартные ответные реакции, которые в целом не отличаются по средним арифметическим показателям от ответных реакций немецких овчарок, критерий достоверности разницы распределился от 0.5 до 1.2, что меньше ^=2.0 (при р=0.05).

Конструктивность поведения по отношению как к человеку, так и к предмету внутри выборки сильно варьирует: конструктивность поведения на предмет равна -0.92, а на человека 0.1. Средний коэффициент конструктивности поведения равен -0.73, что объясняет отрицательное значение показателя обучаемости. Таким образом, различия между волко-собачьими гибридами и немецкими овчарками по показателю конструктивности 04=3.1) достоверны.

На следующем этапе анализа материала мы проранжировали выборку особей по показателю обучаемости, учитывая двойственность ответных реакций волко-собачьих гибридов, это позволило выделить две структурно-функциональные группы (рис. 7).

Рис. 6. Конструктивность поведения волкособачьего гибрида на человека (животное делает рывок в сторону от ассистента, прячась за хозяина)

Сравнение обучаемости волко-собачьих гибридов разных половозрастных групп не выявило достоверных отличий между ними по этому показателю.

Средние значения обучаемости кобелей (8.50±5.48; n=8) достоверно не отличаются от средних значений обучаемости сук (1.79±7.94; n=5), критерий достоверности разности составляет - 1.1, что меньше tst=2.2 (при p=0,05).

Сравнение обучаемости волко-собачьих гибридов, принадлежащих к разным возрастным группам, также не выявило достоверной разницы. Средние значения показателя обучаемости распределились следующим образом: у молодых особей -16.63±6.52, n=3; у животных взрослой возрастной группы -1.22±6.31, n=8; у ветеранов 0.30±10.20, n=2, значения критерия достоверности разницы распределились от 0.1 до 1.7 (p=0,05).

Таким образом, мы вправе объединить выделенные ранее подгруппы животных в одну группу независимо от пола и возраста.

Необходимо отметить, что волко-собачьи гибриды по функциональным характеристикам поведения, а именно по активности, реактивности, адаптивности и стабильности поведения? проде-

"Трусливые"

Рис. 7. Ранжирование волко-собачьих гибридов по показателю обучаемости и разделение на группы в соответствии с особенностями поведения

Животные, проявившие спокойную, нейтральную реакцию на предъявляемые раздражители, имели положительные значения показателя обучаемости (10.31±3.68), и они были объединены в группу, условно названную «Смелые» (п=6). К данной группе бьщГ также отнесена особь с показателем обучаемости 0.

Особи, проявившие боязливую реакцию на незнакомые раздражители и имеющие отрицательные значения (-17.27±3.10) показателя обучаемости, были выделены в группу, условно названную «Трусливые» (п=7).

Сравнение средних значений функциональных характеристик и показателя обучаемости волкособачьих гибридов выделенных групп (рис. 8) показало, что группы «Трусливые» и «Смелые» почти не отличаются по основным функциональным характеристикам выраженности поведения (активность, реактивность, стабильность и адаптивность), а отличия наблюдаются по конструктивности поведения и по обучаемости.

Рис. 8. Сравнение средних значений функциональных характеристик и показателя обучаемости волко-собачьих гибридов

При сравнении основных функциональных характеристик поведения животных выделенных групп установлено, что максимальные различия наблюдаются по проявленной активности на предъявляемый раздражитель: «Трусливые» -

2.50±0.27 и «Смелые» - 3.57±0.57. Однако эти различия не достоверны (^=1,7).

Ярковыраженные отличия проявляются по показателю конструктивности к предмету и человеку (значение коэффициента конструктивности принимается равным среднему арифметическому от соответствующих оценок для двух вариантов), в отношении особей этих групп можно сказать, что группа «Трусливые» (-3.0±0.38) достоверно отличается по данному показателю от группы «Смелые» (1.9±0.59), значение критерия достоверности разности ^=7,0, что значительно ниже ^=2,2 при р=0,05.

По показателю обучаемости группа «Трусливые» имеет отрицательное значение (-17.27±3,68), группа «Смелые» - положительное (10.31±3,10), между ними также выявлена достоверная разница (1^=5,7 при р=0,05).

Вероятно, данные животные, демонстрируя разные ответные реакции на неожиданный раздражитель, имеют разную степень проявления пассивно-оборонительной реакции, накладываемой на общую возбудимость.

Подводя итог, можно сказать, что поголовье волко-собачьих гибридов по функциональным характеристикам поведения, а именно по активности, адаптивности, реактивности и стабильности поведения, показало вполне стандартные ответные реакции на контрольный предмет, которые в це-

лом не отличаются по показателям от ответных реакций немецких овчарок.

Конструктивность поведения по отношению к человеку и к предмету среди волко-собачьих гибридов сильно варьирует. Одни особи на брошенный в их сторону предмет проявляют страх, стремясь убежать, остальные показывают нейтральное отношение к раздражителю.

Выделены две структурно-функциональные группы с учетом двойственности ответных реакций волко-собачьих гибридов. Животные, реагирующие спокойно и нейтрально на предъявляемые раздражители и имеющие положительные значения показателя обучаемости, были объединены в группу «Смелые». Особи с боязливой реакцией на незнакомые раздражители, имеющие отрицательные значения показателя обучаемости, были выделены в группу «Трусливые».

Сравнение структурно-функциональной группы волко-собачьих гибридов «Смелые» и собак породы немецкая овчарка выявило их схожесть не только по основным функциональным характеристикам выраженности поведения (активность, реактивность, стабильность и адаптивность), но и по конструктивности поведения. В результате по обучаемости между группой «Смелые» волкособачьих гибридов (10.31±2.83) и немецкими овчарками (11.02±2.20) достоверной разницы не выявлено (^=5.7), что свидетельствует о перспективности системы АРАКС в оценке психики волкособачьих гибридов в качестве количественного критерия селекционно-племенной работы.

Библиографический список

Касимов В.М. Доместикационный тип поведения как основа формирования толерантности к человеку у волко-собачьих гибридов / В.М. Касимов, О.А. Тебенькова, В.С. Дорофеев, И.А. Хорошилов, А.С. Семенов // Вестник Перм. ун-та, 2007. Вып. 5. Биология. С. 57-61. Криволапчук Н.Д. Прикладная психология собаки. / Н.Д. Криволапчук. Ростов на/Д: Феникс, 2008. 558 с.

Мычко Е.Н. Исследования поведения собак и его наследование / Е.Н. Мычко // Все о собаке. М.: Эра, 1992. С. 278-292.

Хайнд Р. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии / Р. Хайнд М.: Мир, 1975. 855 с.

THE ANALYSIS OF FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF EXPRESSIVENESS OF BEHAVIOUR THE WOLF-DOG HYBRIDS

Kornolova E.A., Safiullin M.S., Kasimov V.M.

The analysis of functional characteristics of expressiveness of behaviour of the wolf-dog hybrids on system ARAKS is carried out, authentic similarity on the basic indicators with German shepherds is established. It is revealed that sample of the wolf-dog hybrids is subdivided on two structurally functional groups, proceeding from degree of display of defensive reaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.