ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 339.187.44
Зиятдинова П. М.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
Зиятдинова В. В.
Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Россия, г. Димитровград
Ziyatdinova P. M.
Moscow state University. M. V. Lomonosov, Russia, Moscow Ziyatdinova V. V.
Dimitrovgrad Engineering and Technological Institute of the National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Russia, Dimitrovgrad
E-mail: [email protected], [email protected]
АНАЛИЗ ФРАНШИЗ МАГАЗИНА ОДЕЖДЫ
EVALUATION OF CLOTHING SHOP FRANCHISE CONSEPTIONS
Аннотация: в статье представлены результаты анализа франшиз известных ритейле-ров детской одежды, одежды для взрослых, а также в качестве отдельного сегмента рассмотрены концепции дизайнерской одежды. На основании проведенного анализа сделаны соответствующие выводы
Abstract: the article presents the results of the evaluation of franchises of well-known retailers who provide with clothes for children and adults. Moreover, designer wear conceptions are analyzed as a separated segment. In virtue of the evaluation, conclusions are made.
Ключевые слова: ритейлер, франшиза, одежда, франчайзер, магазин, предприятие,
сеть.
Keywords: retailer, franchise, clothes, franchisor, shop, enterprise, retail chain.
Целью исследования является анализ франчайзинговых предложений в России известных ритейлеров повседневной, верхней, джинсовой, спортивной, дизайнерской, детской одежды.
Актуальность выбранной темы обусловлена динамичным развитием франчайзингового рынка магазинов одежды в Российской Федерации.
В 2014 году торговые площади в российских торговых центрах освобождались, что было связано с ослабеванием рубля, и как следствие, повышением арендных ставок и цен на сырье. Нестабильность на рынке привела к уходу известных ритейлеров одежды, особый удар был нанесен зарубежным брендам. Так, свои точки в России продала финская сеть Stockmann, рынок покинули и британская компания River Island, американская сеть Esprit и другие. Однако вторая половина 2016 года и начало 2017 года свидетельствуют о своеобразном восстановлении рынка: ритейлеры активизировались и готовы к экспансии.
В настоящий момент существует широкий выбор франшиз магазинов одежды: предложения крупных сетей и перспективных начинающих франчайзеров; концепции предприятий повседневной, верхней, джинсовой, спортивной одежды, концепции дизайнерской одежды. Анализ франшиз известных ритей-леров одежды представлен в табл. 1 [1].
Анализ, проведенный в таблице 1, свидетельствует о том, что на российском рынке ритейла сильную конкуренцию крупным национальным концепциям составляют международные гиганты. Например, активно расширяется немецкая сеть TOM TAILOR: с начала года компания запустила магазины в Сургуте, Нижнем Тагиле, Москве, Казани, Астрахани, пополнив копилку своих точек на территории страны до 99, 65 из которых являются франшизами. От-
крывает новые предприятия в регионах (Тюмень, Новокузнецк, Омск) и столице и шведский бренд Baon, представленный 128 точками в России. Не отстают и национальные торговые марки. Помимо развития внутри страны и на территории Белоруссии, Армении и иных стран СНГ, предприятия под торговой маркой Befree появились в Польше.
Таблица 1 - Анализ франшиз известных ритейлеров одежды
Сеть Профиль Кол-во точек (в т. ч. франшиз) Инвестиции Паушальный взнос Роялти Окупаемость, мес. Требования к площади поме- 2 i щения, м (в зависимости от формата)
TOM TAILOR Одежда для мужчин, женщин, молодежи, детей ~3 350 (>200) 6 млн. руб. 0 0 от 70 до 130/ от 120 до 180/ от 220 до 300
s.Oliver Молодежная одежда ~2 660 3 млн. руб. 18 от 70
Tommy Hilfiger Брендовая мужская и женская одежда >1 600 от 15 тыс. евро от 20
MEDICINE Молодежная одежда 5 млн. руб. 0 0 от 12 до 20 от 120 до 360
Tom Farr Одежда для мужчин и женщин ~120 (100) от 0,8/ 0,99 до 3 млн. руб. 0 0 от 3 до 6 от 40/ от 60 до 150
Levi's Джинсовая одежда ~500(~224) 150 тыс. евро до 24 от 120
Baon Верхняя одежда и одежда для спорта и активного отдыха >150 от 4 до 4,5 млн.руб. от 12 до 18 от 90 до 150
Befree Молодежная одежда от 4,5 млн. руб. 0 0 от 18 от 200/ от 300
Serginnetti Женская одежда 97 1,5 млн.руб. от 9 до 12 от 40 до 120
FORWARD Спортивная одежда >65 от 1,99 до 3,98 млн. руб. 0 от 12 до 18 от 50 до 100
Далее, в табл. 2, проанализируем франшизы магазинов детской одежды
Таблица 2 - Анализ франшиз магазинов детской одежды
Сеть Профиль Кол-во точек (в т. ч. Инвестиции Па- ушал ьный взнос Ро ял- Окупаемость, мес. Требования к площади помещения, м2 (в
франшиз) ти зависимости от формата)
s.Oliver Детская одежда 2,5 млн.руб. 0 от 12 до 24 от 70
Stilnyashka Детская одежда ~50 от 1,8 до 2,5 млн.руб. 0 от 8 до 12 от 55 до 100
Mark Formelle Производство и продажа молодежной и детской одежды ~47 от 1 до 6,5 млн. руб. 0 0 от 9 до 16 от 80 до 200
Artel Детская верхняя одежда 11 (6) от 0,85 до 2,9 млн.руб. 50 0 от 9 до 18 от 10 до 20/ от 50 до 60/ от 80 до 100/
De Salitto Детская и подростковая одежда от 1,5 до 4,5 млн. руб. 0 0 от 18 до 24 50/80/150
Согласно результатам анализа, сегмент концепций детской и юношеской одежды отличается большим разнообразием. Например, бренд Stilnyashka позиционирует себя как дом детской моды и устанавливает размер инвестиций до 2,5 млн. руб. Торговая марка Artel предлагает открыть фирменный магазин детской одежды в одном из 3 форматов: магазин-остров, площадью 10-20 м2, предприятия с отдельным входом площадью 50-60 м2. либо 80-100 м2. К концепции точек детской одежды обращаются и ритейлеры молодежной и взрослой аудитории: немецкий бренд s.Oliver предоставляет возможность открыть отдельное предприятие детской одежды или разместить ассортимент в рамках магазина для всей семьи. В целом стоимость запуска «детской» франшизы ниже, нежели в среднем на рынке fashion-ритейла.
Анализ франшиз магазинов дизайнерской одежды представлен в табл. 3.
Таблица 3 - Анализ франшиз магазинов дизайнерской одежды
Сеть Профиль Кол-во точек (в т. ч. франшиз) Инвестиции Па- ушал ьный взно с Роялти Оку-пае-мость, мес. Требования к площади помещения, м2 (в зависимости от формата)
Femme Дизайнерская женская одежда 26 от 0,3 до 2,5 млн. руб. 0 0 от 6 до 12 от 70 до 100/ от 100 до 150
C.H.I.C Дизайнерская женская одежда >15 от 500 до 750 тыс. руб. 250 50 тыс. руб. 6 от 30
Bella Potemkina Дизайнерская женская одежда ~6(4) от 5 до 10 млн. руб. 1000 0 от 15 от 60 до 150
Liza Muromskaya Дизайнерская женская одежда от 0,9 до 1,5 млн. руб. 0 0 от 3 до 12 от 50
Masha Goryacheva Дизайнерская женская одежда 150 0 24 от 50
Анализируя полученные результаты, можно отметить неожиданный всплеск на рынке франчайзинга, произошедший среди концепций брендовой и дизайнерской одежды. На рынок вышли именные торговые марки. Так, недавно запустивший систему партнерства бренд Bella Potemkina охватил российские города, а также открыл бутик в Казахстане. Нужно отметить, что в отличие от игроков рынка ритейла одежды в целом, которые часто отказываются от роялти и паушального взноса, делая ставку на реализацию ассортимента, дизайнерские концепции нередко устанавливают данные платежи.
Вложения в открытие одной точки значительно различаются в зависимости от профиля компании, степени узнаваемости бренда и площади помещения (разброс по рынку большой - от 10 до 300 м2), на которую влияет формат предприятия. Так, в целом на рынке вложения в запуск предприятия составляют от 0,3 до 10 млн. руб. Большинство франчайзеров ориентируются на инвестиции в размере от 0,9 до 3 млн. руб. В свою очередь, окупаемость вложений составляет от 3 месяцев до 2 лет.
Говоря о поддержке, которая оказывается партнеру, особый акцент игроки fashion-ритейла делают на мерчандайзинг. Так, сеть предприятий из Польши
MEDICINE помогает в формировании товарного наполнения магазина и сопровождает по вопросам мерчандайзинга. Многие компании поддерживают партнера по части выбора местоположения точки - международный бренд Levi's предлагает квалифицированный анализ и подбор торгового помещения. Ритей-леры, такие как Serginnetti, Femme и другие, предоставляют партнеру программное обеспечение, позволяющее упростить систему учета товара. Как правило, особенно важным условием для франчайзи является комплекс программ обучения персонала. Например, компания FORWARD предоставляет обучение по ассортименту и программам продвижения линейному персоналу, а также тренинги для партнеров.
Таким образом, в настоящий момент ритейлеры одежды динамично запускают франчайзинговые предприятия на территории России, охватывая все большее число регионов. Наметился тренд на открытие большего числа бутиков дизайнерской одежды. Достаточно сильная конкуренция, вероятно, развернет компании в сторону предложения уникальных концепций, в связи с чем можно ожидать интересных форматов и гибридов профильных направлений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Каталог франшиз [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //franshiza.ru/franchise/categorys/roznichnaya_torgovlya_odezhda/ (дата обращения 07.06.2017).