Проблемы экономики и менеджмента
УДК 33
А. С. Фетисова
студент,
специальность «Менеджмент инноваций», ФГБОУВПО «Московский авиационный институт»
Т.В. Куликова
студент,
специальность «Менеджмент инноваций», ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт»
АНАЛИЗ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРРИИ СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Аннотация. В статье рассмотрена одна из привлекательных моделей бизнеса и её влияние на деятельность местных предприятий. Рассматриваются преимущества и недостатки данного бизнеса, а так же известные бренды и фирмы, работающие по всему миру.
Ключевые слова: франчайзинг, франчайзер, франчайзи, бренд, сетевые продажи, управление.
A.S. Fetisova, Moscow aviation Institute
T.V. Kulikova, Moscow aviation Institute
AN ANALYSIS OF FRANCHISING ACTIVITY IN THE TERRITORY OF STUPINO MUNICIPAL DISTRICT
Abstract. The article considers one of attractive business models and its impact on the activities of the local enterprises. Discusses the advantages and disadvantages of this business, as well as famous brands and company operating worldwide.
Keywords: franchising, franchisor, franchisees, brand, sales network, management.
Франчайзинг - это аренда товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто её получает) [1].
Родоначальником системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин «Зингер». Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер. С 1851 года его фирма заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединённых Штатов.
Россия открыла для себя франчайзинг в середине 90-х годов. Одним из основателей этого рынка, является компания ГМР «Планета гостеприимства» - в 1997 году они вышли на рынок с мастер-франшизой «Sbarro».
В Российском законодательстве отношения франчайзера и франчайзи регулируются договором коммерческой концессии [2].
По договору одна сторона (франчайзер) обязуется предоставить другой стороне (франчайзи) за первоначальный взнос, право использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, и другие предусмотренные договором объекты исключительных прав (рис. 1).
150
№ 12 (52) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
Рисунок 1 - Схема франчайзинговых отношений
В нынешних рыночных условиях открывать собственное дело с нуля очень рискованно, но есть франчайзинговые компании, которые при любых условиях найдут спрос на свои услуги и, воспользовавшись франшизой могут свести риски к минимуму. Большинство из этих компаний рассмотрим на примере города Ступино.
Ступино - город располагается в Московской области. Население на 2015 г. - 66 463 чел. [3].
В настоящее время в Ступино находятся около 3000 магазинов, пунктов общественного питания и прочих мест для предоставления услуг. Большинство из них на данный момент работают по системе франчайзинга.
Данный город был взят для исследования, чтобы показать, как востребован франчайзинговый бизнес, при столь невысоком уровне населения. Ведь в Ступинском районе насчитывается свыше сотни магазинов и пунктов общественного питания, работающих по системе франчайзинга, которые пользуются популярностью среди населения по сравнению с местными организациями (рис. 2.).
Рисунок 2 - Диаграмма магазинов г. Ступино Диаграмма показывает насколько увеличилась доля организаций открытых по
№ 12 (52) - 2015
151
Проблемы экономики и менеджмента
франшизе. Это означает, что они пользуются высокой популярностью и на их услуги постоянно есть спрос. Популярность в основном заключается в ценовой политике, у франчайзинговых организаций цены, как правило, ниже по сравнению с местными. Это связано с тем, что франчайзеры имеют широко распространенный бизнес и у них есть филиалы. Заказывая продукцию в большом количестве для всех объектов, компания может получать бонусы и скидки. В то время как местные предприниматели не могут позволить себе больших объемов.
В Ступино франчайзинговой деятельностью занимается компания X5 Retail Group, в которую входят универсамы «Пятёрочка» и супермаркеты «Перекрёсток». Они популярны среди населения и имеют тенденцию к расширению.
В 2015 году портал БиБосс предоставил рейтинг Российских франшиз, в топ-10 российских франшиз по комплексу показателей вошли и недавно открытые Ступинские организации:
• «КФС» - фаст-фуд, инвестиции 1,3 миллиона рублей, 1200 предприятий в сети;
• «33 пингвина» - мороженое, инвестиции от 1 миллиона рублей, 1155 предприятий в сети;
• «Крошка картошка» - фаст-фуд, инвестиции от 1,5 миллиона, 148 предприятий в сети.
Существует множество организаций, предоставляющих бизнес под ключ, некоторые из них с успехом вошли на Ступинский рынок и до сих пор удерживают на нем верхние позиции [4].
Самый известный ресторан McDonalds, вот уже более десяти лет пользуется высоким спросом в Ступино. Из всей сети всего 15% ресторанов, которыми владеет корпорация McDonalds, все остальные являются собственностью франчайзи. Условия использования франшизы McDonalds очень жёсткие - договором регламентируются такие мелочи, как цветовая гамма и размер столиков [6].
Российская франшиза медицинских центров - «Инвитро» открыта в Ступино в 2010 году. У компании несколько собственных лабораторных центров и развитая логистическая сеть.
«Аскона» - российский производитель принадлежностей для сна, открыто уже два магазина в городе. У компании в сети более 480 предприятий в 184 городах России. Франшиза возможна также, если у вас уже есть действующий мебельный магазин, вы можете открыть совместный с магазином отдел с товарами этой компании [5].
«Milavitsa» - производитель женского нижнего белья (Белоруссия) совсем недавно появился в Ступино и уже занял место в десятке лучших по России.
Можно выделить большое количество разных предприятий, которые преуспевают на рынке франчайзинга. Этот бизнес действительно очень популярен и у него есть свои преимущества.
Преимущества для франчайзера:
• Гарантированный и стабильный объём продаж продукции. Если доход стабильный, то его можно с успехом планировать на будущее, а значит - расширяться;
152
№ 12 (52) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
• Нет обременений трудностями, связанными расходами, которые есть у обычных предпринимателей;
• Отличная реклама бренда, не нуждающаяся в дополнительных вложениях.
Преимущества для франчайзи:
• проверенная бизнес-система;
• возможность снизить риски;
• удачный выход на рынок обеспечен;
• минимальные затраты на рекламу и маркетинг;
• получение доступа к базе знаний франчайзера;
• гарантированная система поставок.
Конечно, такая модель ведения бизнеса очень привлекательна, но и у неё есть небольшие недостатки, к примеру, покупая франшизу, франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу. То есть, у вас есть собственное дело, от которого вы получаете доход, но все ваши действия ограничены договором франчайзинга. Это может не совпадать с интересами предпринимателя, и в какой-то степени навредить бизнесу, так как он не вправе принимать управленческие решения по улучшению развития компании на высшем уровне.
Список литературы:
1. Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. М.: МЭСИ, 2008. Разд. 2. Тема 7.
2. Еременская Л.И., Степнова О.В. Право на бизнес на примере договора франчайзинга // Научная перспектива. 2014. № 5. С. 14-16.
3. Еременская Л.И., Степнова О.В. Бренд как интеллектуальная собственность, влияющая на сознание // Вестник РОСНОУ. 2014. № 2. С. 143-146.
4. Еременская Л.И., Степнова О.В. Развитие рынка труда в сфере малого и среднего бизнеса в Ступинском муниципальном районе // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2015. № 2. С. 15.
5. Кондрашева Н.Н., Александрова А.В. Современная технология управления организацией на основе системного подхода. ООО «Ар-Консалт». М., 2014. С. 131-133.
6. Кондрашева Н.Н. Стратегия маркетинга сетевых продаж // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 5 (45). С. 57-61.
№ 12 (52) - 2015
153