Научная статья на тему 'Анализ формирования стоимости медицинских услуг'

Анализ формирования стоимости медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК / MARKET / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTHCARE / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / MEDICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сагайдак Анастасия Геннадьевна

Рынок как экономическая категория характеризует совокупность экономических отношений, возникающих по поводу продажи и купли товара (или услуги). Рынок также можно определить как пространственный локус-соединение спроса и предложения товара (или услуги). Политика ценообразования на сегодняшний день сложная проблема для системы здравоохранения в целом. Это обусловливается целым рядом причин. Прежде всего, относительной новизной вопроса. Для основной массы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) вопросы ценообразования возникли совсем недавно, а именно при переходе на новый хозяйственный механизм и при развитии и внедрении медицинского страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ формирования стоимости медицинских услуг»

деятельности в полной сумме по мере их осуществления и отражаться на счете 90 «Продажи» Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Все новации Приказа № 64н носят в себе разрешительный характер. Это означает, что допустимые упрощения организация не может применять по умолчанию, а должна утвердить при составлении своей учетной политики. Необходимо помнить, что в соответствии с пунктом 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика» организация должна выбрать один способ из нескольких, допускаемых нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, при формировании своей учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета [2].

Организация, которая имеет право на ведение бухгалтерского учета по упрощенным правилам, может самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета.

Выбирая тот или иной допустимый способ упрощения ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, необходимо серьезно проанализировать содержание нормативных допущений и взвесить все положительные и отрицательные последствия принимаемых решений.

Литература

1. Минфин России. [Электронный ресурс]: №ПЗ-1/2015. Режим доступа: http://minfiaru/ш/document/?id_4=Ш4054/ (дата обращения: 24.12.2015).

2. Аудиторская палата России. [Электронный ресурс]: № ПЗ-3/2015. Режим доступа: http://sroapr.ru/official/4028/ (дата обращения: 08.06.2015).

ANALYSIS OF THE FORMATION OF THE COST OF MEDICAL

SERVICES Sagaidak A. (Russian Federation) АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ МЕДИЦИНСКИХ

УСЛУГ

Сагайдак А. Г. (Российская Федерация)

Сагайдак Анастасия Геннадьевна / Sagaidak Anastasiya - магистрант, кафедра статистики и эконометрики, финансово-экономический факультет, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Abstract: market as an economic category describes a set of economic relations arising on the sale and purchase of the goods (or services). The market can also be defined as a spatial locus of the connection of supply and demand of goods (or services). Pricing policy today -a difficult challenge for the health system as a whole. This is due to several reasons. First, the relative newness question. For the bulk of health care institutions (MPI) pricing issues have arisen recently, namely the transition to a new economic mechanism and the development and implementation of health insurance.

Аннотация: рынок как экономическая категория характеризует совокупность экономических отношений, возникающих по поводу продажи и купли товара (или услуги). Рынок также можно определить как пространственный локус-соединение спроса и предложения товара (или услуги). Политика ценообразования на сегодняшний день - сложная проблема для системы здравоохранения в целом. Это обусловливается целым рядом причин. Прежде всего, относительной новизной вопроса. Для основной массы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) вопросы

ценообразования возникли совсем недавно, а именно при переходе на новый хозяйственный механизм и при развитии и внедрении медицинского страхования.

Keywords: market, healthcare, technology, medical service.

Ключевые слова: рынок, здравоохранение, технология, медицинская услуга.

Рынок здравоохранения - это развитая система отношений товарного и нетоварного обмена, которая представляет собой объединение отдельных, взаимосвязанных субрынков, включающих:

- рынок медицинских услуг;

- рынок лекарственных препаратов, материалов и гигиенических средств;

- рынок медицинского оборудования и инструментария;

- рынок труда медицинских работников;

- рынок научно-технических разработок и интеллектуального труда;

- рынок ценных бумаг в сфере здравоохранения.

Приоритетное место в структуре рынка здравоохранения принадлежит рынку медицинских услуг, который может быть определен, с одной стороны как совокупность всех медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, реализуемых в условиях конкурентной экономики, а с другой - как совокупность существующих и потенциальных производителей (ЛПУ) и потребителей медицинских услуг (пациентов).

Изначально возникнув как поручение пациента врачу, медицинская помощь с течением времени обрела правовое положение услуги. Следовательно, медицинские услуги, предоставляемые пациентам в различных учреждениях, также стали неотъемлемой частью рыночных отношений, что и привело к возникновению и развитию рынка медицинских услуг.

В бюджетном учреждении учет финансово-хозяйственной деятельности достаточно сложен, так как денежные средства оно получает из разных источников, таких как бюджетный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, а также внебюджетный фонд, то есть тот фонд, в который средства поступают за оказание учреждением платных медицинских услуг.

Эта статья посвящена анализу формирования стоимости услуг, возникающих у учреждения на платной основе.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.01.96 № 27 учреждение здравоохранения вправе оказывать платные услуги населению при наличии у него:

- сертификата на оказываемый за плату вид деятельности;

- лицензии на данный вид деятельности;

- разрешения вышестоящего органа управления здравоохранением на оказание платных услуг [3].

Платные медицинские услуги бывают двух видов в зависимости от характера лечения:

- амбулаторное лечение (лечение, проводимое на дому или при посещении самими больными лечебного учреждения);

- лечение в стационаре (организация круглосуточной медицинской помощи и ухода за больными, помещенными в специально оборудованное медицинское учреждение) [4].

Для расчета цены услуги необходимы данные бухгалтерской и статистической отчетности:

- обо всех видах затрат учреждения в целом;

- обо всех видах затрат структурных подразделений;

- о численности персонала по категориям, структурным подразделениям и учреждению в целом;

- о фонде рабочего времени медицинского персонала;

- о количестве пролеченных больных по учреждению в целом и в профильных отделениях стационара;

- плановые и фактические показатели о числе пролеченных больных по учреждению, по отделениям стационара и отдельным нозологическим формам заболеваний.

Цены на медицинские услуги не подлежат государственному регулированию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», следовательно, методика расчета стоимости и уровень рентабельности могут определяться учреждением (организацией) самостоятельно [2].

Формирование стоимости платной услуги

Общий подход к формированию стоимости медицинской услуги вне зависимости от источника её оплаты определяет инструкция по расчету стоимости медицинских услуг, которая была разработана и утверждена Минздравом России. Согласно данной инструкции:

1. Расчет стоимости услуги производится на основании фактических расходов с учетом кредиторской задолженности и с корректировкой их на индексы цен или в соответствии с курсом рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте.

2. При расчете затрат на медикаменты предлагается сумму расходов по данной статье разделить на объем выполненных условных единиц. Далее расходы на конкретный вид услуги рассчитывается как произведение трудозатрат на стоимость одной условной единицы по медикаментам.

3. Распределение косвенных затрат должно быть прямо пропорционально прямым затратам.

При применении данной инструкции, вытекают такие последствия как:

1. Расчетная стоимость услуги будет отражать фактические затраты без учета технологии выполнения работ.

2. В связи с тем, что цены на медикаменты разные, то и затраты отличаются в несколько раз по видам оказываемых работ и не зависят от их трудоемкости.

3. При распределении косвенных затрат пропорционально прямым затратам происходит их значительное отклонение от фактических затрат по коммунальным услугам и прочим подобным услугам.

Для исключения данных последствий предлагаются следующие рекомендации.

Расчет себестоимости медицинских услуг следует производить в соответствии с:

- технологией, которая используется при оказании этой услуги;

- нормативами затрат, которые должны быть скорректированы с учетом индекса изменения цен и в соответствии с курсом валют.

При расчете затрат на медикаменты нужно учитывать трудоемкость произведенной услуги.

Косвенные затраты нужно распределять с учетом доли платных услуг в общем объеме оказываемых услуг.

Также при расчете платной медицинской услуги необходимо учесть, что услуга оказывается согласно стандарту качества, который предусматривает полное соблюдение технологии лечебного процесса и полное возмещение материальных затрат.

Еще для расчета прямых затрат могут использоваться натуральные нормативы. Если данные нормативы отсутствуют, то величина расходов определяется с учетом их экономической целесообразности и обусловленности обычаями делового оборота.

Особенностью разработанной методики является ее гибкость при расчете стоимости медицинских услуг с формированием различных комбинаций, то есть за основу расчета услуги берется технологический стандарт ее выполнения.

Литература

1. Гаджиев Р. С. Экономика здравоохранения. Медицина, 2003.

2. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

3. Постановление Правительства РФ от 13.01.96 № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями».

4. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. ГЭОТАР. Медиа, 2007.

5. Решетников А. В. Экономика здравоохранения. М., 2007. 2-е изд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.