Научная статья на тему 'Анализ формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства на основе системного подхода'

Анализ формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства на основе системного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / PROFESSIONAL THE COMPETENCE / THE SYSTEM APPROACH / THE TEACHER OF TECHNOLOGY AND BUSINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеев Азат Салимьянович, Мусин Шагит Ришатович, Хисаметдинов Фиргат Зайнуллович

В работе рассмотрены вопросы формирования профессиональных компетенций будущего учителя технологии и предпринимательства, использован системный подход для анализа этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валеев Азат Салимьянович, Мусин Шагит Ришатович, Хисаметдинов Фиргат Зайнуллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of formation professional

In work questions of formation professional компетенций the future teacher of technology and business are considered, the system approach for the analysis of this process is used.

Текст научной работы на тему «Анализ формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства на основе системного подхода»

13. Фомина, Н. Г. Семиотико - синергетический подход к моделированию интуиции. [Текст] / Н. Г. Фомина // Качество. Инновации. Образование. - 2008. -№ 11. - С. 13-20.

14. Бодряков, В. Ю. «ЕГЭ - тестирование» студентов-математиков педагогического вуза как важный индикатор уровня профессиональной подготовленности. [Текст] / В. Ю. Бодряков, Н. Г. Фомина // Alma mater. - 2009. - № 1. - С. 50-54.

15. Субетто, А. И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 75-87.

16. Саранцев, Г. И. Методическое мышление в контексте эволюции предметных дидактик [Текст] / Г. И. Саранцев // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 4. - С. 58-69.

17. Лебедева, И. П. Дидактические подходы к обучению математике на основе использования электронных образовательных ресурсов [Текст] / И. П. Лебедева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 68-76.

18. Белова, С. Н. Балльно-рейтинговая оценка качества подготовки студентов как элемент системы менеджмента качества образовательного процесса в вузе [Текст] / С. Н. Белова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -С. 70-82.

УДК 378

Валеев Азат Салимьянович

Кандидат техн. наук, доцент, декан естественно-технического факультета Сибайского института (филиала) «Башкирского государственного университета», valeev_as@mail.ru, Сибай

Мусин Шагит Ришатович

Старший преподаватель кафедры общетехнических дисциплин Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета, Сибай

Хисаметдинов Фиргат Зайнуллович

Старший преподаватель кафедры прикладной математики и информатики Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета, Сибай

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Valeev Azat Salimjanovich

Сandidate tech. sciences, the senior lecturer, the dean of is natural-technical faculty of Sibajsky institute (branch) «Bashkir state university», valeev_as@mail.ru, Sibaj

Musin Shagit Rishatovich

Пв senior teacher of chair общетехнических disciplines of Sibaj'sky institute (branch) of the Bashkir state university, Sibaj

Hisametdinov Firgat Zajnullovich

ne senior teacher of chair of applied mathematics and computer science of Sibajsky institute (branch) of the Bashkir state university, Sibaj

THE ANALYSIS OF FORMATION PROFESSIONAL КОМПЕТЕНЦИЙ THE FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY AND BUSINESS ON THE BASIS OF THE SYSTEM APPROACH

Профессиональная подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства представляет собой сложное явление, целостный процесс и может быть рассмотрена как система. В современной педагогической науке одним из широко распространенных методов исследования таких явлений, процессов является системный подход.

Вопросам применения системного подхода в педагогических исследованиях посвящено много работ. Педагогами-исследователями рассмотрен широкий круг проблем философского и педагогического характера, связанного с применением в педагогической сфере дисциплины, первоначально сформировавшегося как инженерной, и только позднее ставшей общенаучной [1; 4; 7].

Исследование, изучение любого объекта, явления реального мира, и в том числе относящегося к области педагогической науки, сводится к исследованию его некоторого абстрактного образа - модели. Исключительно в форме моделей существуют, и это не просто набор каких-то сведений, фактов и закономерностей, а прежде всего, некая система. Весь безграничный мир состоит из самых различных систем: малых, сложных, сверхсложных, глобальных. Их необходимо исследовать, строить, прогнозировать, ими надо уметь управлять, и для этого существует специальный подход, технология - системный анализ.

«Системой называется совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом более простых элементов, выполняющих определенную цель. Каждый из составляющих систему элементов также является системой, для которой справедливы все свойства системы. Таким образом, рассматривается иерархия систем, являющаяся некоторой моделью реального объекта или явления» [3, с. 23].

«Системный подход к исследованию, познанию не является чем-то искусственным, синтетическим, человеческое мышление всегда системно, и другим быть не может. Противоречие между желанием человека познать неограниченный мир и ограниченностью существующих возможностей сделать это, накладывает отпечаток на сам процесс познания окружающего мира. Одна из таких особенностей познания, которые позволяют постепенно,

поэтапно разрешить эти противоречия - наличие аналитического и синтетического мышления. Для этого существуют анализ и синтез» [2, с. 11].

Анализ состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде совокупности более простых компонент, с последующим исследованием составляющим систему компонент.

Синтез представляет собой обратный процесс, от простого к сложному. Начиная изучение с самых простых компонент системы, последовательно переходя к более сложным, включающим в себя уже исследованные более простые составляющие, исследователь в итоге получает целостную картину о рассматриваемом объекте или явлении.

Понятие системного анализа и системного подхода очень тесно связано с понятием модели и моделирования. Собственно говоря, системный подход есть научная методология моделирования, построения модели и ее последующего экспериментального исследования. В педагогической науке подход на основе моделирования тех или иных процессов распространен очень широко.

«Моделью называется некий объект - заменитель, который в определенных условиях может заменить объект - оригинал, воспроизводя интересующие исследователя свойства и характеристики оригинала, при этом имея существенные преимущества или удобство для исследования (наглядность, доступность испытаний, легкость оперирования и др.)» [2, с. 22].

Весьма важным фактом является то, что модель всегда носит по отношению к оригиналу приближенный характер, не является тождественной к ней. Данный факт с одной стороны является недостатком, т. к. результаты, полученные при исследовании модели также будут носить приближенный характер по отношению к оригиналу, с другой стороны, конкретная проблема может и не требовать рассмотрения всех качеств реального объекта, при этом более простая модель может быть очень эффективно исследована.

Н. Винер отмечает в своих работах: «Частные модели, при всем их несовершенстве, - это единственное средство, выработанное наукой для понимания мира. Из этого положения не вытекает пораженческой установки. В нем признается только то, что главное орудие науки - человеческий разум, а этот разум - конечен».

В терминах системного анализа профессиональная подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства представляет собой сложную систему, имеющую сложную внутреннюю структуру и иерархию подсистем.

Весь окружающий нас мир можно представить как иерархическую совокупность систем. Например, система подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства может рассматриваться как составная часть системы технологической и технической подготовки нового поколения граждан России, которая, свою очередь, может входить, например, в систему экономического развития мирового сообщества и т. д. С другой стороны, система подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства может включать в себя подсистемы, соответствующие таким пробле-56

мам, как воспитание технологической культуры студентов, формирования учебного плана, составление расписания занятий и др. Таким образом, для каждой системы может быть указана содержащая ее метасистема, находящаяся выше по иерархии. Исследователь начинает исследование с той ступени иерархии систем, которая соответствует рассматриваемой им проблеме.

«Необходимость определения метасистемы, в качестве подсистемы которой описывается исследуемый педагогический объект, указания угла зрения, под которым педагогический полисистемный объект исследуется как система, понимание того, что элементы в системе образуют ее структуру, взаимодействуя одной из своих сторон, а другие стороны элементов образуют иные структуры полиструктурной системы - все эти идеи обусловливают закономерность последующей процедуры системного исследования - определение системообразующей связи данной системы, то есть связи, ее обеспечивающей определенную упорядоченность, ее существование, функционирование и развитие» [1, с. 90].

Проблема нашего исследования приводит нас к рассмотрению системы формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства, для которой метасистемой является система профессиональной подготовки по специальности «Технология и предпринимательство».

Любое исследование, базирующееся на системном подходе состоит из нескольких основных этапов: формулирование проблемы, выявление целей, определение, выбор средств для достижения целей. На этапе формулирования проблемы может быть также выдвинута некоторая гипотеза, к проверке которой сводится результат исследования. Этап выявления целей основывается на анализе; этап определения средств соответствует синтезу, результатом которого является построенная модель.

Завершающим этапом является экспериментальное исследование построенной модели, интерпретация полученных результатов в свете сформулированной проблемы, а также проверка выдвинутой гипотезы (рис. 1).

Формально каждая система любого уровня иерархии имеет набор входных и выходных параметров (рис. 2). Выходные параметры представляют результат преобразования и взаимодействия входных параметров.

Формулировка проблемы (выдвижение гипотезы) Определение цели Определение средств Построение модели

Экспериментальное исследование (проверка гипотезы)

Рис. 1. Этапы исследования на основе системного подхода

Например, в системе подготовки учителя технологии и предпринимательства входными параметрами могут выступать: абитуриент, его личностные качества, учебный план специальности, специализации, структура профессорско-преподавательского состава и т. д. В качестве выходных параметров может рассматриваться: учитель технологии предпринимательства, отдельно его профессиональные качества, личностные качества, но уже, возможно, претерпевшие изменения в процессе обучения и др.

Рис. 2. Система с M входами и N выходами

В современном системном анализе применяются различные методы и подходы анализа систем: метод проб и ошибок, метод мозгового штурма, синектика и др. [4, с. 15]. Одним из широко распространенных, является морфологический анализ. Слово «морфология» переводится как учение о формах. Данный метод был предложен швейцарским астрономом Фрицем Цвики и основывается на построении и анализе дерева целей.

В нашем исследовании рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства. Основываясь на системном подходе далее мы будем рассматривать систему формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства, которая в свою очередь обладает всеми качествами сложной системы, и может быть рассмотрена в разных проекциях.

Как было отмечено, сложная система обычно рассматривается в определенном разрезе, проекции, учитывающей только те аспекты, которые интересуют нас в рамках формулируемой задачи, проблемы. Проведем анализ сложной системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в разрезе проблемы формирования их профессиональных компетенций.

Множественность систем в одном объекте, то есть полисистемность отмечают многие исследователи. Как писал Л. А. Петрушенко, «вещь представляет собой бесконечное, неисчерпаемое множество систем, но она не состоит из системы или систем, так же как система или системы не содержатся в вещи» [5, с. 17]. И. В. Блауберг и Б. Г. Юдин писали: «На сложный объект не может быть “наложено” какое-либо единственное представление о целом, исключающее все другие представления. Исследуя такой объект, мы имеем дело не с одним целым или одним уровнем целостности, а с различными “сре-

зами” с этого объекта, каждый из которых представляет определенную картину. Степень совмещения всех таких отдельных изображений зависит от уровня научных знаний и методологической оснащенности науки» [6, с. 140].

При исследовании педагогического процесса или явления в свете системного подхода исследователь может прийти к рассмотрению различных видов систем, отражающих или описывающих ту или иную грань реальности, что определяется выбором компонент, составляющих ту или иную систему. В общем, этот выбор определяется самой проблемой исследования и методологической концепцией, которой придерживается исследователь. Например, А. П. Ковалев считал, что компонентами педагогической системы являются совокупность людей, принимающих участие в процессе обучения; накопленные обществом знания - как предмет учения; множество семиотических структур, с помощью которых проводится кодирование и накопление информации; совокупность людей, делающих научное знание доступным, то есть выполняющих функцию популяризации; компоненты управления: «фильтры» (программы, учебники, пособия), способы достижения целей (средства, формы и методы педагогических воздействий), педагоги, выполняющие ряд специфических функций, основной из которых является управление педагогическим процессом [7, с. 15].

Большое количество вариантов описаний состава педагогических систем, их разнородность, явная односторонность каждой и в то же время очевидная взаимодополнительность этих вариантов, тот факт, что авторы, предлагая свой вариант, как правило, не отвергали иные - все это можно считать свидетельством признания факта, что тот или иной вариант описания системы - лишь «срез», одно из возможных ее изображений. Эти процессы в педагогическом мышлении лишь подтверждали идеи полисистемности и полиструктурности сложных педагогических систем. С точки зрения общенаучного системного подхода, система может содержать в себе множество систем, то есть может быть представлена во множестве «срезов», отражающих различные варианты ее «расчленения», следовательно, и с педагогической точки, программа системного исследования должна основываться на общих методологических правилах описания состава системы [1, с. 79].

Отдельная компетенция будущего учителя технологии и предпринимательства, представляющая собой конкретный набор личностных качеств может быть рассмотрена как элементарная единица при анализе системы формирования профессиональных компетенций и представлять собой ее выходной сигнал.

В качестве входных параметров системы формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства могут рассматриваться различные факторы, например, управление учебным процессом, определение образовательных маршрутов и выбор студентами

дисциплин по выбору, формирование рабочих программ учебных дисциплин, психолого-эмоциональные аспекты, и т. д. Определение входных параметров системы относится к этапу определения средств.

В системе профессиональной подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства основной целью, основным итоговым результатом является сформированный, компетентный учитель технологии и предпринимательства.

Обладание учителем технологии и предпринимательства определенного набора компетенций является одним из ключевых факторов, определяющих качество подготовки. Поэтому целесообразно выделить в целостной системе профессиональной подготовки подсистему, которая формально реализует формирование определенного набора профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства (рис. 3).

(^^Вход 1 (^^Вход (^^Вход

И_________х__________3

Система профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства

(^Вход 1^)—► Подсистема формирования профессиональных компетенций

будущего учителя технологии и предпринимательства

Вход 2—*- Подсистема

ЕН.Ф.01 Подсистема

ЕН.Ф.02 Подсистема

Вход М —► СД.Ф.10 Подсистема

і і і

Подсистема реализации межсистемных связей

(уровня отдельных дисциплин и глубже по иерархии)

і і і

(^^мпетенцїмТ^) (^^лшетенция2^) (^Коі^етенщїя^^і

т

<С__ Учитель технологии и предпринимательства

Рис. 3. Система профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства

Каждый входной параметр системы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства играет определенную роль в формировании выходных параметров - компетенций, между входными параметрами имеет место сложная взаимосвязь и взаимодействие. В рамках различных подходов к решению проблемы формирования профессиональных компетенций, можно рассматривать разные входные параметры, механизмы и модели их взаимодействия, анализировать их влияние на выходные параметры.

В нашей работе рассматриваются отдельные компетенции, рекомендованные для включения в ФГОС (выходные параметры), и проводится анализ

системы формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства. На следующем этапе исследования можно выполнить синтез структуры и качеств входных параметров, необходимых для получения требуемых выходных параметров - компетенций.

Рассмотрим систему формирования профессиональных компетенций, являющуюся подсистемой общей системы профессиональной подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства, в разрезе преподавания отдельных дисциплин и циклов. Выделим в системе формирования профессиональных компетенций совокупность подсистем, соответствующим отдельным дисциплинам: Подсистема ЕН.Ф.01 (дисциплина - Математика); Подсистема ЕН.Ф.02 (дисциплина - Информатика); Подсистема ДПП.Ф.04 (дисциплина - Электрорадиотехника и электроника); Подсистема СД.Ф.03 (дисциплина - Сопротивление материалов); Подсистема СД.Ф.06 (дисциплина - Теплотехника и тепловые машины). Для определенности назовем их дисциплинарными подсистемами, подсистемами дисциплинарного уровня. В обозначении подсистем будет придерживаться обозначений, принятых в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования специальности 030600 - «Технология и предпринимательство».

Каждая из подсистем дисциплинарного уровня также может быть представлена в виде иерархии подсистем, представляющих собой отдельные дисциплины, отдельные разделы дисциплин, темы, разделы и т. д.

Для простоты представления исследования рассмотрим в каждой из подсистем уровня дисциплин лишь некоторые из возможных подсистем, соответствующих различным разделам каждой дисциплины (табл. 1-табл. 7).

Таблица 1

Составная структура подсистемы ЕН.Ф.01, дисциплина - Математика

Подсистема Раздел дисциплины ЕН.Ф.01 - 1. Аналитическая геометрия и линейная алгебра ЕН.Ф.01 - 2. Дифференциальное, интегральное исчисления ЕН.Ф.01 - 3. Дифференциальные уравнения ЕН.Ф.01 - 4. Функции комплексного переменного ЕН.Ф.01 - 5. Теория вероятностей, случайные процессы ЕН.Ф.01 - 6. Статистические методы обработки экспериментальных данных.

Таблица 2

Составная структура подсистемы ЕН.Ф.02, дисциплина - Информатика

Подсистема Раздел дисциплины ЕН.Ф.02 - 1. Базовые приемы, методы работы с ЭВМ, использования программного обеспечения ЕН.Ф.02 -

2. Общие проблемы процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации ЕН.Ф.02 - 3. Технические и программные средства реализации информационных процессов.

Таблица 3

Составная структура подсистемы ДПП.Ф.04, дисциплина -Электрорадиотехника и электроника

Подсистема Раздел дисциплины ДПП.Ф.04 - 1. Линейные и нелинейные цепи переменного тока ДПП.Ф.04 - 2. Расчет напряжений и токов ДПП.Ф.04 - 3. Законы Кирхгофа ДПП.Ф.04 - 4. Принципы передачи звука и изображения ДПП.Ф.04 - 5. Использование ЭВМ для управления технологическими процессами.

Таблица 4

Составная структура подсистемы СД.Ф.03, дисциплина -Сопротивление материалов

Подсистема Раздел дисциплины СД.Ф.03 - 1. Растяжение и сжатие СД.Ф.03 - 2. Практические расчеты на срез и смятие СД.Ф.03 - 3. Кручение и изгиб СД.Ф.03 - 4. Устойчивость сжатых стержней.

Таблица 5

Составная структура подсистемы СД.Ф.06 дисциплина -Теплотехника и тепловые машины

Подсистема Раздел дисциплины СД.Ф.06 - 1. Дифференциальные уравнения переноса теплоты СД.Ф.06 - 2. Массообмен, диффузия с поверхности, испарение в воздух СД.Ф.06 - 3. Теплообмен при течении жидкости, при испарении СД.Ф.06 - 4. Стационарная теплопроводность и теплопередача в твердых телах СД.Ф.06 - 5. Теплообменные аппараты и их расчет.

В качестве примера исследуется гипотеза о роли дисциплины «Математическое и компьютерное моделирование» в системе формирования профессиональных компетенций цикла МЕН (математика и естественные науки), поэтому введем в рассмотрение еще две подсистемы: Подсистема ММ (дисциплина - Математическое моделирование); Подсистема КМ (дисциплина - Компьютерное моделирование).

Таблица 6

Составная структура подсистемы ММ, дисциплина -Математическое моделирование

Подсистема Раздел дисциплины ММ - 1. Моделирование электрических цепей ММ - 2. Моделирование стационарных и нестационарных электрических полей ММ - 3. Моделирование температурного поля ММ - 4. Алгоритмы и численные методы решения краевых задач теплопроводности ММ - 5. Моделирование распределения электрического потенциала в трехмерной области ММ - 6. Моделирование деформации нагруженных конструкций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 7

Составная структура подсистемы КМ, дисциплина -Компьютерное моделирование

Подсистема Раздел дисциплины КМ - 1. Методы алгоритмизации и программирования КМ - 2. Языки программирования КМ - 3. Прикладные пакеты программ компьютерного моделирования и компьютерной математики (MATLAB, Matead, Mathematica и др.) КМ - 4. Системы автоматизированного проектирования КМ - 5. Специализированные программные продукты для решения узких классов задач. Таким образом, на основе системного подхода нами построена модель проекции, разреза сложной системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, и конкретно ее подсистемы формирования профессиональных компетенций.

Рассмотрим некоторые из компетенций для цикла математических и естественно-научных дисциплин, рекомендованных для включения в ФГОС (табл. 8).

Таблица 8

Наиболее значимые компетенции цикла математических и естественно-научных дисциплин

Обозначение Наиболее значимые компетенции системы компетенций

МЕНМЕН-1 Способность научно анализировать проблемы и процессы профессиональной области, умение использовать на практике базовые знания и методы математики и естественных наук МЕН-2 Способность применять знания на практике, в том числе составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решений и интерпретировать профессиональный (физический) смысл полученного математического результата МЕН-3. Готовность применять аналитические и численные методы решения поставленных задач (с использованием готовых программных средств). Обозначение Значимые компетенции системы компетенций МЕНМЕН-4. Способность приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии МЕН-5. Понимание роли естественных наук в развитии науки и технологии МЕН-6. Способность использовать знания о современной физической картине мира и эволюции. Вселенной, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы МЕН-7. Способность использовать языки и системы программирования, инструментальные средства компьютерного моделирования для решения различных исследовательских и производственных задач МЕН-8. Способность планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, математически моделировать физические и хими-

ческие процессы и явления, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения МЕН-9. Готовность работать с программными средствами общего назначения.

Обозначение Наименее значимые компетенции системы компетенций МЕН. Способность применять знания на практике, в том числе составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решений и интерпретировать профессиональный (физический) смысл полученного математического результата.

МЕН-10 Придерживаясь системного подхода, будем считать, что приведенные выше компетенции МЕН-1 - МЕН-10 образует систему. Назовем ее системой компетенций математического и естественно-научного цикла - МЕН.

На наш взгляд, одним из условий формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства профессиональных компетенций, соответствующих в нашей модели системе компетенций цикла МЕН (математического и естественно-научного), является наличие множественных меж-системных связей между подсистемами уровня отдельных дисциплин в системе формирования профессиональных компетенций, и следовательно в содержащей ее системе профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в целом (рис. 4).

Рис. 4. Формирование системы компетенций математического и естественно-научного цикла

Рассмотрим конкретный пример. Учебная программа дисциплины «Теплотехника» включает раздел «Теплообменнные аппараты и их расчет» (подсистема СД.Ф.06-5), в котором рассматриваются задачи расчета различных параметров теплообменных аппаратов. Эти задачи сводятся к математическому моделированию тепловых полей (подсистема ММ-3), которое основывается на дифференциальных уравнениях теплопроводности, относящихся к разделу «дифференциальное и интегральное исчисление» (подсистема ЕН.Ф.01-2) дисциплины «Математика». С другой стороны, на практике математические модели сложных производственных процессов, в том числе и тепловых машин, представляют, как правило, системы уравнений с частными производными, достаточно сложные для аналитического решения, и

для их исследования применяются электронные вычислительные средства и компьютерное моделирование (подсистема КМ-3) Для эффективного использования методов компьютерного моделирования необходимо обладание определенными базовыми навыками и приемами работы с ЭВМ (подсистема ЕН.Ф.02-1), что непосредственно связано с дисциплиной «Информатика».

Таким образом, мы получили некоторую цепочку межсистемной связи на уровне отдельных разделов дисциплин (рис. 5). Очевидно, что данная цепочка есть один из факторов формирования, например, компетенций МЕН2 и МЕН7. Множество таких цепочек осуществляют формирование каждой из компетенций цикла МЕН (рис. 5).

Рис. 5. Цепочки формирования компетенций математического и естественнонаучного цикла (сплошная линия - рассмотренный пример, пунктирная - альтернативный вариант формирования компетенций)

Обобщая рассмотренный пример, мы приходим к выводу, что формирование профессиональных компетенций цикла МЕН требует существования межсистемных связей между системами уровня отдельных дисциплин, реализующих совокупность цепочек межсистемной связи аналогично рассмотренному примеру (рис. 6).

Рис. 6. Схема формирования некоторых компетенций математического и естественнонаучного цикла

Таким образом, можно сделать заключение, что получение заданных выходных сигналов - компетенций системы формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства возможно только в случае наличия в структуре системы множественных связевых взаимодействий между дисциплинарными подсистемами.

В Сибайском институте (филиале) ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» имеется десятилетний практический опыт применения рассмотренных вопросов при подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства. В соответствующий учебный план в рамках цикла дисциплин профессиональной подготовки включена дисциплина «Математическое и компьютерное моделирование». Проведенная на

основе разработанной методики и критериев контрольно-диагностическая работа подтверждает высокую эффективность данного подхода. Все возможные образовательные маршруты, составленные на основе выбора студентами одного из шести реализуемых в институте специализаций, курсов по выбору, факультативов, дисциплин регионального компонента, образуют различные цепочки формирования компетенций, но все они ведут к единой цели - формированию профессиональных компетенций будущего учителя технологии и предпринимательства в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Проблема подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в целом, и проблема формирования их профессиональных компетенций цикла математических и естественнонаучных дисциплин в частности, ставит задачу организации учебного процесса, состоящего из различных дисциплин разных циклов, с учетом необходимости обеспечения множественного междисциплинарного взаимодействия, что может быть реализовано на основе подходов междисциплинарной интеграции, фундаментализации изучения прикладных дисциплин, внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс, а также других подходов.

На основе проведенного анализа мы пришли к заключению, что для достижения сформулированной цели формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства, на примере формирования компетенций математического и естественно-научного цикла, необходимо использование следующих средств:

1. Изучение студентами специальности «Технология и предпринимательство» дисциплины «Математическое и компьютерное моделирование»;

2. Организация изучения прикладных (общетехнических) дисциплин в условиях междисциплинарной интеграции и фундаментализации;

3. Широкое применение в процессе изучения дисциплин математического и естественно-научного цикла современных компьютерных технологий, инструментов компьютерного моделирования и автоматизированного проектирования.

Библиографический список

1. Кузнецова, А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике [Текст]: монография / А. Г. Кузнецова. - Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК. - 2001. - 152 с.

2. Девятов, Д. Х. Системный анализ [Текст]: учеб. пособие / Д. Х. Девятов, И. М. Ячиков, А. П. Морозов. - Магнитогорск, МГТУ, 2001. - 67 с.

3. Одрин, В. М. Морфологический анализ систем [Текст] / В. М. Одрин. -Киев: Наук. Думка. - 1977. - 120 с.

4. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность [Текст]: пособие для учителя / А. А. Гин. - М.: Вита-Пресс. - 1998. - 88 с.

5. Петрушенко, Л. А. Единство системности, организованности и самодвижения [Текст] / Л. А. Петрушенко. - М.: Мысль. 1975. - 286 с.

6. Блауберг, И. В. Системный подход как современное общенаучное направление [Текст] / И. В. Блауберг, Б. Г. Юдин // Диалектика и системный анализ. -М.: Наука. - 1986. - 300 с.

7. Ковалев, А. П. Педагогические системы: оценка текущего состояния и управление [Текст] / А. П. Ковалев. - Харьков: ХГУ. - 1990. - 153 с.

8. Соловова, Н. В. Методическая компетентность преподавателя вуза в условиях реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования [Текст] / Н. В. Соловова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 3. - С. 122-131.

9. Ильязова, М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 3. - С. 61-78.

10. Мамонтова, Т. С. Комепетентностный подход как основное направление совершенствования методической подготовки студентов на современном этапе модернизации педагогического образования [Текст] / Т. С. Мамонтова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 37-42.

11. Баликаева, М. Б. Специфика компетентностного подхода в процессе развития самообразования студентов вуза [Текст] / М. Б. Баликаева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 21-29.

12. Мунасыпов, И. М. Развитие профессиональной компетентности будущих учителей технологии [Текст] / И. М. Мунасыпов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 130-139.

13. Арефьев, И. П. Технологическое образование в школе и педвузе: проблемы и стратегия его развития [Текст] / И. П. Арефьев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 409-419.

14. Каплина, С. Е. Современные подходы к исследованию проблемы формирования профессиональной мобильности у будущих инженеров [Текст] / С. Е. Каплина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 113-122.

УДК 371.0

Слесарев Юрий Васильевич

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и права Пензенской государственной технологической академии, член-корреспондент Международной академии по экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) sekretar@pioo.tl.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ - ИНДИКАТОР КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА-МЕНЕДЖЕРА

Slesarev Yuriy Vasilievitch

The senior lecturer of faculty of history and right of Penza state technological academy, corresponding member of the International academy on ecology and safety of ability to live (МАНЭE) sekretar@pioo.tl.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.