Научная статья на тему 'Анализ формирования конкурентного рынка картофеля региона'

Анализ формирования конкурентного рынка картофеля региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
366
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК КАРТОФЕЛЯ / КОНЪЮНКТУРА / СИСТЕМА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПСКОВСКАЯ ОБЛ. / СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова О.Н.

В статье рассматриваются особенности развития регионального рынка картофеля как составной части общероссийского. Проводится анализ конъюнктуры рынка картофеля Псковской области и Северо-Западного федерального округа, эффективности системы товародвижения, способов государственного регулирования. Сделан вывод о необходимости государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая должна носить селективный характер, не ослаблять рыночные стимулы и не ограничивать свободы предпринимательства и конкуренции на рынке картофеля региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ формирования конкурентного рынка картофеля региона»

УДК 631.56 (470)

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА КАРТОФЕЛЯ РЕГИОНА

О. Н. ПЕТРОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента организации

Е-таИ№01даРе&оуа0304@гатЫег.ги Великолукский филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

В статье рассматриваются особенности развития регионального рынка картофеля как составной части общероссийского. Проводится анализ конъюнктуры рынка картофеля Псковской обл. и Северо-Западного федерального округа, эффективности системы товародвижения, способов государственного регулирования. Сделан вывод о необходимости государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая должна носить селективный характер, не ослаблять рыночные стимулы и не ограничивать свободы предпринимательства и конкуренции на рынке картофеля региона.

Ключевые слова: рынок картофеля, конъюнктура, система товародвижения, государственное регулирование, Псковская обл., Северо-Западный федеральный округ.

Рынок картофеля и продуктов его переработки — один из важнейших сегментов продовольственного рынка. Его ведущая роль в продовольственном обеспечении населения регионов РФ определяется существенными объемами производства и потребления картофеля, его значимостью как повседневного и доступного продукта питания, использованием в качестве кормового ресурса в животноводстве и ценного сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности. Недаром картофель в России называют «вторым хлебом».

В то же время картофелепродуктовый подкомплекс отечественного АПК находится в состоянии экономической нестабильности. Сфера производства, хранения и переработки картофеля характеризуется разрывом хозяйственных связей, использованием упрощенных технологий, низкими темпами обновления основных производственных

фондов, пассивностью при внедрении инноваций, что отразилось на урожайности, объеме реализации и качестве картофеля, а также объеме производства и качестве картофелепродуктов.

В связи с этим актуальность приобретают изучение и прогнозирование рыночного поведения производителей, продавцов и потребителей, эффективности их взаимодействия в условиях конкуренции, а также разработка рекомендаций по развитию рынка картофеля. При этом особое значение имеетрешение проблем развития региональных рынков картофеля с учетом их природно-экономических особенностей.

Рынок картофеля представляет собой систему организационно-экономических отношений, возникающих в цепи «производство-потребление» картофеля и характеризующихся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей, продавцов, определении цен, формировании и использовании источников ресурсов.

Рынок продовольственного картофеля Псковской обл., являясь составной частью общероссийского, имеет свои особенности товародвижения, т. е. различия в планировании, организации и контроле за физическим перемещением картофеля и картофелепродуктов от мест их производства к местам потребления. Структура регионального рынка картофеляпредставленанарис. 1.

Следует учитывать и отличительные свойства регионального воспроизводственного процесса, связанного с необходимостью согласования объемов, структуры многоукладного сельскохозяйственного производства и предприятий по переработке сырья с потребностями (платежеспособным спросом) в

9 й

Я 51

К я

л я

м д

О п

X Я

й я

а а

< а

& л

гТ я ч

я

я я

и к

Производители

Сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм Крестьянские (фермерские) хозяйства Личные подсобные хозяйства

1 * J

й &

£

я я

я гг о я 3

Рч

Рынок продовольственного картофеля Псковской обл.

Каналы реализации

я

и &

&

я и я

3 &

о

о

и

Ц о

о

я я й н я я о и

я &

(и о

о н

я «

я Й

о я

я гг

н о о & я я со о

ю Рч

о

я я

3

и

св

е

¡я

о Ц

о н я ч я о и я

►о 2 & 3

Условные обозначения:

<---

- ресурсы картофеля

- материальные ресурсы

- денежные ресурсы

- информационные ресурсы

Рис. 1. Структура рынка продовольственного картофеля Псковской обл.

товарной продукции, обеспечивающими участие региона в формировании внутренних и межобластных, а также внешних коммерческих связей.

В настоящее время основными особенностями рынка картофеля Псковской обл. являются:

— сокращение государственных закупок картофеля, а также почти полное прекращение бюджетного финансирования его производства;

— ослабление экономической роли сельскохозяйственных предприятий в производстве картофеля при одновременном расширении доли личных подсобных хозяйств;

— резкое снижение технического уровня производства картофеля как следствие подрыва материально-технической базы сельского хозяйства;

— появление большого числа лишних посреднических звеньев в каналах реализации картофеля;

— затрудненность установления равновесных цен на рынке из-за теневых посреднических структур (перекупщиков);

— слабая информированность участников рынка об его экономической конъюнктуре.

Исследования рынка картофеля Псковской обл. проводились автором по следующим направлениям:

— анализ сложившихся спроса на картофель, предложения и цен;

— анализ системы товародвижения;

— определение влияния государственного регулирования.

На колебание платежеспособного спроса на картофель в области оказывают влияние различные факторы:

— уровень цен на замещающие и взаимодополняющие продукты;

— традиционная структура потребления; число

потребителей на рынке,

— уровень самообеспечения населения картофелем.

Однако наиболее значительным фактором являются доходы населения, при повышении которых большая часть населения со средними доходами увеличивает потребление мясной и молочной группы товаров и уменьшает потребление хлеба и картофеля, т. е. спрос на картофель снижается (табл. 1).

Потребление картофеля в 2007—2009гг. надушу населения области стабилизировалось на уровне

Таблица 1

Роль картофеля в питании населения Псковской обл. в 2000г. и 2006—2009гг., %

Показатель Год

2000 2006 2007 2008 2009

Потребление в расчете 118 84 75 72 70

на душу населения, кг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребление в расчете 111,3 79,2 70,8 67,9 66,0

на душу населения (по

отношению к меди-

цинской норме)

Доля картофеля в 0,3 0,5 0,7 0,6 0,4

структуре розничного

товарооборота

Доля картофеля в 0,9 1,2 1,7 1,5 1,3

структуре расходов

домашних хозяйств на

продовольствие

70—75 кг, что ниже рациональной нормы на 35 %. Это связано с повышением уровня жизни части населения Псковской об. Данные о покупательной способности жителей в 2007—2009 гг. приведены в табл. 2.

Коэффициент покупательной способности был рассчитан как отношение среднедушевого дохода жителя области к прожиточному минимуму исследуемого периода. И хотя покупательная способность псковичей из года в год увеличивается, однако она значительно ниже, чем покупательная способность среднего россиянина. Кроме того, в области растет численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В 2009 г. эта категория населения составила 16,8 % от общей численности, что на 0,8 % больше, чем в 2008 г. При таких низких доходах можно прогнозировать устойчивый спрос малообеспеченного населения на продовольственный картофель как продукт, дающий наиболее дешевые калории.

На предложение картофеля на рынке Псковской обл. также воздействуетряд факторов:

— себестоимость и цена продукции на рынке;

— изменение цен на ресурсы, потребляемые в процессе производства картофеля;

— изменение технологии производства: внедрение современной технологии снижает издержки

производства, способствуя увеличению объема произведенного картофеля, т. е. предложения;

— изменение величины налогов и дотаций: первое повышает затраты, тем самым сокращаются производство и предложение; второе снижает затраты, увеличивает производство и предложение;

— изменение количества поставщиков картофеля.

Конъюнктура рынка картофеля характеризует экономическую ситуацию, складывающуюся на рынке, зависящую от уровня спроса и предложения, рыночной активности экономических субъектов, цен и объемов продаж.

Соотношение спроса и предложения на рынке картофеля Псковской обл. приведено в табл. 3.

Производство (предложение) картофеля в Псковской обл. уменьшилось с 2000 по 2009 г в 3 раза. В то же время платежеспособный спрос снизился в 1,7 раза, медицинские нормы потребления — на 41,4%. Таким образом, наблюдается тенденция уменьшения соотношения между предложением и спросом на картофель.

Конкурентоспособность продукции картофе-лепродуктового подкомплекса ниже, чем в других отраслях сельского хозяйства. Это связано с особым характером этой продукции, который проявляется в следующем.

1. Продовольственный картофель имеет большой объем, что требует больших хранилищ и складских помещений, а также наличия разгрузочно-погрузочного оборудования для доставки к местам хранения и реализации.

2. При хранении без надлежащих условий картофель подвергается значительным потерям.

Таблица 3

Спрос и предложение на рынке картофеля Псковской области в 2000—2009 гг.

Таблица 2

Динамика покупательной способности населения Псковской обл. в 2007—2009гг., руб. в мес.

Год Среднедушевой ДОХОД Прожиточный минимум Коэффициент покупательной способности

2007 7 863 3 339 2,35

2008 10 250 4 075 2,51

2009 11 347 4 595 2,47

Показатель 2000 2006 2007 2008 2009

Производство 285,1 125,5 118,6 113 95,6

картофеля, тыс. т

Спрос, (фактическое 118 84 75 72 70

потребление карто-

феля на душу населе-

ния в год), кг

Предложение (произ- 365 381 168 162 138

водство картофеля на

душу населения), кг

Потребление карто- 101,7 72,4 64,7 62,1 60,3

феля на душу населе-

ния, в %к норме

Соотношение между 3,1 4,5 2,2 2,3 2,0

предложением и

спросом

3. Контроль и поддержание качества на уровне отраслевого стандарта также требуют больших затрат, тем более качество картофеля в значительной степени зависит от погодных условий.

Для оценки конкурентоспособности картофеля воспользуемся следующей формулой:

^ - х + м'

где К — коэффициент конкурентоспособности картофеля;

X — величина экспорта, включающая внешний экспорт и внутренний вывоз; Р — производство картофеля в области; X. — вывоз картофеля за пределы области; М— ввоз картофеля в область. В табл. 4 представлены результаты оценки конкурентоспособности картофеля Псковской обл. в 2000—2009 гг.

За годы реформ конкурентоспособность картофеля значительно снизилась, хотя рынок картофеля в Псковской обл. и относится к числу сегментов, в которых продовольственные ресурсы формируются главным образом за счет собственного производства. Доля ввозимого картофеля в общем объеме ресурсов незначительна, в 2009 г. она составила 7,8 %.

В последнее время несколько изменилась география поставок картофеля в районы области. Если ранее это были российские поставщики из Тверской, Калужской, Брянской, Орловской, Ленинградской, Смоленской обл., то теперь картофель завозится и из соседних государств: Белоруссии, Латвии, а также стран дальнего зарубежья — Египта, Израиля, Голландии, Италии, Саудовской Аравии.

Таблица 4

Оценка конкурентоспособности картофеля Псковской обл. в 2000—2009гг., тыс. т

Показатель 2000 2005 2006 2007 2008 2009

Объем 285,1 257,8 272,3 118,6 113,0 95,6

производства

Всего вывезено 7,6 5,3 5,6 3,8 1,7 2,7

Всего ввезено 0,9 8,7 11,6 8,6 9,7 7,8

Коэффициент 0,455 0,328 0,344 0,342 0,155 0,269

конкурентоспособности

Соотношение спроса и предложения на рынке картофеля Северо-Западного федерального округа в 2009г. приведены в табл. 5.

Реальный платежеспособный спрос населения Псковской обл. на картофель ниже годовой нормы его потребления на 34 % и является одним из самых низких в регионе.

В то же время по соотношению предложения и платежеспособного спроса лишь Вологодская, Ленинградская и Новгородская обл. опережают Псковскую обл., являясь более предпочтительными поставщиками картофеля в Северо-Западном федеральном округе.

Претерпела изменения и структура использования картофеля в Псковской обл. Резко сократился вывоз картофеля за ее пределы. В связи с трудностями в транспортировке и хранении полностью прекращены поставки картофеля в районы Крайнего Севера.

Степень использования картофеля области для вывоза можно определить и с помощью коэффициента межрегиональной товарности по формуле: М = У / У,

т вр' '

где Мт — коэффициент межрегиональной товарности;

Ур — объем картофеля, вывозимого из области;

У— объем производства картофеля в области.

Таблица 5

Спрос и предложение на рынке картофеля в Северо-Западном федеральном округе в 2009 г.

Наименование Спрос (фактическое потребление на 1 чел. в год) Предложение (местное производство на 1 чел. в год), кг Соотношение между предложением и спросом

В кг В%к норме

Россия 113 106,5 219,2 1,94

Северо-Западный федеральный округ 82 77,4 91 1,11

Республика Карелия 102 96,2 103,9 1,02

Республика Коми 54 50,9 79,3 1,47

Архангельская обл. 73 68,9 101,6 1,39

Вологодская обл. 91 85,8 193,5 2,13

Калининградская обл. 131 123,6 144,3 1,10

Ленинградская обл. 87 82,1 189,6 2,18

Мурманская обл. 70 66,0 11,7 0,17

Новгородская обл. 116 109,4 253,7 3,62

Псковская обл. 70 66,0 138,1 1,97

Аналогично проведен расчет и для ввоза продукции.

Кроме того, рассчитаем коэффициент самообеспеченности картофелем (X) в виде соотношения: К = 0/ П

с ' н,

где О—уровень производства потребляемой части

картофеля (за вычетом на производственные

нужды);

Пи — нормативная потребность в картофеле

или объем ее фактического потребления.

Расчет этих показателей приводится в табл. 6.

Согласно расчетам, в Псковской обл. производится достаточно картофеля для полной обеспеченности населения этим продуктом исходя как из фактического, так и нормативного потребления. В то же время наблюдается тенденция увеличения ввоза картофеля на территорию области, хотя коэффициент межрегиональной товарности невысок — всего 0,08. Неурожай картофеля в 2009 и 2010 гг., когда пришлось использовать собственные запасы и увеличивать завоз картофеля в область, подтверждает необходимость развития межрегиональных связей, а также создания на ее территории достаточного количества картофелехранилищ для формирования страхового запаса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из важнейших элементов рынка картофеля является цена, выступающая в роли индикатора его состояния. Основными факторами, формирующими цену на картофель в области, являются:

— спрос—потребление картофеля населением;

— ресурсы картофеля за счет местного производства;

— себестоимость производства картофеля;

— уровень издержек обращения в сфере оптово-розничной торговли;

— качество реализуемой продукции; сроки реализации картофеля.

Для картофеля характерны колебания цен, связанные с сезонностью производства в отрасли (рис. 2).

Сезонные колебания цен на картофель объясняются периодами значительного увеличения предложения, низкой эластичностью спроса по сравнению с эластичностью предложения.

Самые низкие цены на картофель складываются на рынке в период массо-

Таблица 6

Коэффициенты межрегиональной товарности и уровень самообеспеченности картофелем Псковской обл. в 2000—2009гг.,тыс. т

Коэффициент Год

2000 2005 2006 2007 2008 2009

Мт (вывоз) 0,03 0,02 0,02 0,02 0,02 0,03

МТ (ввоз) 0,01 0,03 0,04 0,05 0.09 0,08

К с 1,08 0,43 0,96 1,12 1,24 0,91

Кс (исходя из норм потребления) 1,15 0,54 1,1 0,86 0,78 0,55

вого сбора урожая в сентябре—октябре. Начиная с ноября цены постоянно растут. В апреле—мае их величина стабилизируется за счет выброса продукции на рынок в конце периода хранения. Максимального размера цена на картофель достигает к концу июня, когда на рынке начинает появляться ранняя продукция. При этом следует отметить, что цены на продовольственный картофель в течение всего года в Псковской обл. ниже, чем в среднем по России. В 2008г. они были ниже на 21,8%, в 2009 г. — на 9,3 %.

Определенное влияние на уровень розничных цен оказывает уровень инфляции, а также низкий уровень платежеспособности населения. Но основным ценообразующим фактором следует считать издержки производства (табл. 7), а также издержки обращения, величина которых зависит от того, какие каналы используются для реализации картофеля.

С 2005 г. производство картофеля в крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях области было убыточным. В то же время в 2009 г. уровень рентабельности (без учета субсидий из бюджета) составил 49,1%, что свидетельствует о возможности получения значительной прибыли от ведения картофелеводства.

Цены на картофель в 2009 г. в Псковской обл.

Цены на картофель в 2009 г. в РФ

Цены на картофель в 2008 г. в Псковской обл.

Цены на картофель в 2008 г. в РФ

5 6 7 Месяц

Рис. 2. Потребительские цены на картофель в Псковской обл. и РФ, руб. за кг

Таблица 7

Рентабельность реализации картофеля в сельскохозяйственных организациях Псковской обл. в 2006—2009 гг., руб. зац

Показатель 2006 2007 2008 2009

Себестоимость реализо- 697 701 775 632

ванного картофеля

Цена реализации 683 778 771 939

Рентабельность (+), -2,0 -11,1 -0,5 +49,1

убыточность (—) без учета

субсидий из бюджета, %

Существенные перемены на рынке картофеля региона связаны и с разрушением традиционной схемы его реализации. В связи с отказом государства от распределения сельскохозяйственной продукции, в том числе картофеля, доля его закупок в государственные фонды резко сократилась. В регионе сложилась многоканальная рыночная система реализации картофеля.

Наиболее простой канал реализации образуют товаропроизводитель и покупатель (потребитель). Реализация картофеля на рынке и через собственную торговую сеть позволяет товаропроизводителю получать наличные деньги и расходовать их на неотложные нужды собственного производства. Однако прямой сбыт картофеля ограничен во времени тем, что у потребителей нет возможности хранить этот продукт в большом количестве. Поэтому товаропроизводитель вынужден взять функции хранения на себя, что спо-собствуетувеличению себестоимости картофеля.

Весьма эффективны прямые связи товаропроизводителей с предприятиями торговли и общественного питания, продажа картофеля на ярмарках, проведение которых стало в области традицией. Расширение прямых связей позволяет сократить срок доставки продукции потребителю, уменьшает затраты на заготовку. С помощью всех этих каналов реализуется наибольшее количество картофеля.

За 2000—2009 гг. реализация картофеля сельскохозяйственными предприятиями через рыночные каналы сбыта увеличилась с 65,8 до 88,4%. Частично картофель реализуется и по бартеру, но доля такой реализации незначительна. Невелика доля картофеля, реализуемая населению в качестве оплаты труда.

Постепенно в Псковской обл. начала увеличиваться закупка картофеля для государственных учреждений (управления образования, комитета по здравоохранению, главного управления социальной защиты населения области), финансируемых из областного бюджета.

Однако из-за систематического невыполнения государственными заказчиками договорных обя-

зательств по авансированию законтрактованной продукции и своевременной оплате за поставку, заинтересованность товаропроизводителей области в такой форме продажи картофеля снижается.

Поскольку многие товаропроизводители не имеют соответственной материально-технической базы для длительного хранения картофеля, они вынуждены продавать его появившимся новым рыночным агентам на диктуемых ими условиях.

Одним из путей решения этой проблемы является организация переработки картофеля в потребительских кооперативах или промышленных предприятиях на давальческих условиях. Однако, к сожалению, в области полностью прекращена переработка картофеля как на картофелепродукты, так и на спирт. В результате картофелепродукты (чипсы, хрустящий картофель, крахмал, сухое картофельное пюре, замороженный картофель) в область завозят в основном из Ленинградской и Московской обл., а также из государств дальнего и ближнего зарубежья.

Практика показывает, что рынок не способен решить всех проблем без вмешательства государства, особенно в условиях мирового экономического кризиса, когда банкротству подвергается большое количество сельскохозяйственных предприятий, растет число безработных среди сельского населения.

В настоящее время региональный рынок картофеля представляет собой пока еще слабо организованную и практически неуправляемую систему отношений купли—продажи, что способствует появлению большого количества перекупщиков и посредников, обогащающихся за счет непосредственных производителей картофеля. В картофе-леводческих предприятиях области отсутствуют механизированные складские помещения, оборудованные автоматическим климат-контролем, расфасовочными узлами для сбыта картофеля.

К основным направлениям государственного регулирования рынка картофеля региона относятся:

— предоставление субсидий на приобретение элитных семян картофеля и развитие элитного семеноводства;

— развитие кооперативов по совместному использованию сельскохозяйственной техники, производству, переработке и реализации картофеля;

— снижение размеров отчислений сельхозпредприятий во внебюджетные фонды, уменьшение налогооблагаемой базы на величину собственных средств, вкладываемых в восстановление плодородия почв;

— субсидирование строительства картофелехранилищ в местах производства картофеля;

— предоставление льготных кредитов на приобретение системы машин для применения инновационных технологий производства картофеля;

— финансовое и организационное содействие развитию инфраструктуры регионального рынка картофеля, организация регионального оптового рынка картофеля;

— возобновление государственного заказа на продовольственный картофель с использованием гарантированных цен;

— финансирование за счет бюджетных средств проведения аукционов, ярмарок и других форм организованной оптовой и розничной торговли картофелем с выходом на них непосредственных товаропроизводителей;

— создание с участием государства единой информационно-торговой системы на российском рынке картофеля.

Для развития рынка картофеля, на взгляд автора, необходимы:

— совершенствование организационно-экономических взаимоотношений между его участниками;

— разработка рациональных схем товародвижения;

— организация комплексной переработки картофеля в местах его производства;

— выбор экономичных видов транспорта для перемещения как продовольственного картофеля, так и картофелепродуктов;

— применение маркетингового инструментария.

Особое внимание следует уделить качеству

реализуемого картофеля, его предпродажной подготовке, расфасовке и фирменной упаковке с логотипом производителя.

Существенное влияние на функционирование рынка картофеля Псковской обл., по мнению автора, должна оказать и реализация национального проекта «Развитие АПК», в рамках которого намечено создание заготовительных и снабженческо-сбытовых структур для реализации произведенной товаропроизводителями продукции, формирование и увеличение мощности переработки сельхоз-сырья, развитие системы кредитной кооперации и земельно-ипотечного кредитования.

На повышение эффективности производства картофеля и его конкурентоспособности направлена и областная долгосрочная целевая программа «Развитие овощеводства защищенного грунта и картофелеводства в Псковской области на 2010—2012 годы», утвержденная постановлением администрации Псковской области от 23.09.2009 № 362. Этой про-

граммой предусматривается выделение 8 млн руб. на предоставление субсидий на возмещение части затрат по кредитам, полученным на реализацию проектов по развитию картофелеводства, а также 67,8 млн руб. на техническое перевооружение современной техникой картофелеводческих организаций, что должно отразиться и на внедрении хозяйствами региона производственно-технологическихинноваций.

При этом государственная поддержка должна носить селективный характер. Нельзя ослаблять рыночные стимулы, допускать ограничения свободы предпринимательства и конкуренции на рынке картофеля региона.

Таким образом, проведенный анализ показал, что региональный рынок картофеля следует рассматривать как сложную, открытую, динамичную систему, выполняющую ряд функций, важнейшей из которых является обеспечение населения продовольственным картофелем высокого качества по доступной цене. Проведенная оценка состояния рынка картофеля Псковской обл. показала, что обеспечение воспроизводственных условий в аграрном секторе немыслимо без государственного регулирования рыночной среды, призванного не подменять собой рыночного механизма, а обеспечивать условия для эффективного развития объектов регулирования, их свободной конкуренции на рынке.

Список литературы

1. Бородин К. Г. Конкурентоспособность в рыночной экономике. М.: ТЕИС. 2005. 125 с.

2. Велъкен Э. Введение в теорию сельскохозяйственного рынка. М.: Информагротех. 1999. 282 с.

3. Основные показатели сельского хозяйства в России в 2009 году: статистический сборник. М.: Статистика России. 2010.68 с.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: статистический сборник. М. 2009.

5. Сельское хозяйство Псковской области. Территориальный орган службы государственной статистики по Псковской обл. Псков. 2010.

6. Сельскохозяйственные рынки / под ред. В. В. Шайкина, Р. Г. Ахметова, Н. Я. Коваленко и др. М.: Колос. 2001.

7. Цены в России. 2010: статистический сборник. М. 2010.

8. Экономика Псковской области в 2009 г.: статистический сборник. Территориальный орган службы государственной статистики по Псковской обл. Псков. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.