Научная статья на тему 'Анализ формирования и оценка добавленной стоимости продукции машиностроительных предприятий'

Анализ формирования и оценка добавленной стоимости продукции машиностроительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1026
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
добавленная стоимость / предприятие / цепочка добавленной стоимости / стоимость / управление цепочкой создания добавленной стоимости / эффективность / product cost creation chain / company / added cost / value / value chain management / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Ефимовна Брюховецкая, Татьяна Юрьевна Корытько

В рамках проведенного исследования особенностей создания и распределения валовой добавленной стоимости сформирована цепочка создания добавленной стоимости продукции машиностроительных предприятий, что позволило определить состав и положение в цепочке разных участников. Предложен методический подход к оценке цепочки создания добавленной стоимости продукции машиностроительных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наталья Ефимовна Брюховецкая, Татьяна Юрьевна Корытько

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND EVALUATION OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISES’ VALUE ADDED CHAIN OF PRODUCTION

Within the framework of the conducted study of the features of the creation and distribution of gross value added, a chain of creation of value added of the machine-building industry has been formed, which allowed to identify the composition and position in the chain of different participants. The study of interconnections in the chain of value added of the machinebuilding industry showed that metallurgical enterprises play a dominant role in it; therefore, one of the main factors, determining the profitability of a business, is the availability of raw materials for production. In order to increase the competitiveness of machine-building enterprises in the domestic and foreign markets in the context of trade with EU countries, it is necessary to evaluate the efficiency of the production chain of value added. When evaluating the management of value added chain, it is necessary to take into account that the structure of value added of enterprises may differ, even if the composition of the activities in the chain, range, production volume will not change. The methodical approach to the evaluation of the creation chain of value added of the machine-building industry is offered, which includes the following steps: the formation of a system of indicators for assessing the efficiency of the value chain, the calculation of integral indicators for each group, the definition of the achieved value by the enterprise and management of value added over the relevant period based on the value integral indicator. The proposed methodological approach on the basis of calculation of the integral index allows not only to carry out a generalized comparative assessment of the performance of an individual enterprise for the relevant period, but also provides the opportunity to conduct a multidimensional comparative analysis of the performance of several enterprises, operating in one industry. The use of this methodological approach will reveal the most productive links in the value added chain in the engineering industry, which will increase the efficiency of creating value added of machine building products and competitive advantages both on the domestic and foreign markets in terms of trade with EU countries.

Текст научной работы на тему «Анализ формирования и оценка добавленной стоимости продукции машиностроительных предприятий»

ПРОБЛЕМИ ЕКОНОМ1КИ ПРОМИСЛОВИХ ШДПРИСМСТВ I ВИРОБНИЧИХ КОМПЛЕКС1В

УДК 338.45:621 doi: 10.15407/econindustry2018.01.115

Наталья Ефимовна Брюховецкая,

д-р экон. наук, проф. E-mail: [email protected]; Татьяна Юрьевна Корытько,

канд. экон. наук, доцент Институт экономики промышленности НАН Украины 03057, Украина, г. Киев, ул. Желябова, 2.

E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКА ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 1

В рамках проведенного исследования особенностей создания и распределения валовой добавленной стоимости сформирована цепочка создания добавленной стоимости продукции машиностроительных предприятий, что позволило определить состав и положение в цепочке разных участников. Предложен методический подход к оценке цепочки создания добавленной стоимости продукции машиностроительных предприятий.

Ключевые слова: добавленная стоимость, предприятие, цепочка добавленной стоимости, стоимость, управление цепочкой создания добавленной стоимости, эффективность

JEL: G31.

Машиностроение в Украине является одной из самых главных и стратегических отраслей в экономике, поскольку оно тесно связано с другими видами экономической деятельности и занимается производством машин и оборудования, которое обеспечивает производство товаров и услуг предприятиями других отраслей, стимулируя тем самым их развитие. Однако, несмотря на значительную роль машиностроительной отрасли в экономике Украины, ее развитие сопровождается значительными потерями производственного и кадрового потенциала, более чем двукратным сокращением доли продукции машиностроения в промыш-

ленном производстве, повышением себестоимости продукции, снижением активности в инновационно-инвестиционной деятельности и т.д. Обеспечение прибыльности машиностроительных предприятий в конкурентной среде достигается за счет создания добавленной стоимости продукции.

Формирование цепочки создания стоимости и производства конечного продукта способно удовлетворять экономические интересы внутренних (владельцев, работников и т.д.) и внешних ее участников (поставщиков, покупателей, государства и т.д.). Несмотря на актуальность концепции цепочки создания стои-

1 Исследование выполнено в рамках научно-исследовательской работы ИЭП НАН Украины «Механизмы обеспечения инвестиционной активности предприятий для производства продукции с высокой добавленной стоимостью» (номер госрегистрации 0115U001639)

© Н.Е. Брюховецкая, Т.Ю. Корытько, 2018

-Економжа npoMucnoeocmi Экономика промышленности-

мости, современный уровень ее изучения и адаптации в условиях Украины значительно отстает от требований практики хозяйственной деятельности развитых стран. Поэтому формирование и оценка добавленной стоимости продукции в настоящее время приобретает особую значимость.

Первые исследования в области концепции цепочки создания стоимости (ЦСС) провел М. Портер, определив ЦСС как «теорию фирмы, которая рассматривает ее как совокупность дискретных, но связанных производственных функций, если определить эти функции как виды деятельности. Тогда описание ЦСС будет сосредоточено на том, как эти виды деятельности создают стоимость и от чего зависят издержки каждого из них» [1, с. 74]. В работе [2] Г. Джереффи подчеркивая масштабность понятия ЦСС, предложив термин «глобальная цепь производства товаров» для анализа деятельности ведущих международных компаний и корпораций. Дальнейшее развитие концепции связано с научными трудами Р. Каплински и М. Морриса [3].

Проблемам развития вертикальной интеграции предприятий посвящены научные труды многих отечественных ученых, среди которых А.И. Амоша, В.П. Вишневский, А.С. Гальчинский, В.М. Геец, И.Ю. Гужва, В.В. Рудь [4-7] и др.

Одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия выступает добавленная стоимость, которая позволяет согласовать интересы всех участников: государства, инвесторов, собственников, работников. Основные проблемы и подходы к понятию сущности и структуры добавленной стоимости предложили И.П. Булев, И.В. Шляпа, Л.В. Иваненко [8-10] и др.

Практические исследования особенностей функционирования цепочек создания стоимости продукции в отдель-

ных отраслях описаны в научных трудах ТВ. Андреевой, В.В. Рудь, О.В. Ники-шиной

Так, Т.В. Андреева предлагает методику оценки эффективности цепочки создания стоимости продукта в пищевой промышленности, отличительной особенностью которой является определение уровня качества добавленной стоимости с использованием комбинации методов и показателей в зависимости от этапа оценки.

В.В. Рудь в работе [6] рекомендует проводить оценку добавленной стоимости в соответствии с функциональной схемой, которая отображает продукцию предприятия в маркетинговой цепи с определением суммы добавленной стоимости.

О.В. Никишина предлагает проводить оценку эффективности функционирования интегрированных товарных рынков, исходным пунктом которой выступает определение добавленной стоимости продукции [13].

Однако остаются дискуссионными вопросы, связанные с оценкой цепочки создания добавленной стоимости продукции машиностроительных предприятий.

Целью статьи является разработка методического подхода к формированию и оценке цепочки создания добавленной стоимости продукции машиностроительной отрасли Украины.

Проведение эффективной инновационно-инвестиционной политики на уровне предприятия предполагает оценку цепочки создания добавленной стоимости продукции как фактора повышения потенциала конкурентоспособности предприятий.

В рамках концепции ЦСС, предложенной М. Портером [1, с. 74], рассматривается и конкурентоспособность предприятий. Данная концепция выступает инструментом как для анализа формирования стоимости продукта в отдельной

отрасли, так и для разработки рекомендаций относительно повышения конкурентоспособности предприятия.

Процесс формирования ЦСС включает последовательные звенья, направленные на создание стоимости конечного продукта, то есть продукта, являющегося ценностью для покупателя. Выполнение различных видов деятельности в цепочке осуществляется предприятиями или их структурными подразделами. Основная цель деятельности предприятия при формировании ЦСС заключается в максимизации долгосрочной прибыли.

Система создания стоимости расширяет понятие ЦСС и включает связи между отраслями. По мнению М. Портера, для формирования конкурентных преимуществ и их удержания необходимо понимать, как происходит формирование ЦСС предприятия и его положение в общей стоимостной системе» [1, с. 69].

Предприятие может создавать конкурентное преимущество также за счет оптимизации и координации связей в ЦСС.

Для повышения эффективности деятельности и уровня конкурентоспособности машиностроительных предприятий необходимо наращивать количество звеньев цепочки, то есть стремиться к расширению вертикальной интеграции. Повышение конкурентоспособности и экономической эффективности в данном

ЦСС раскрывает функцию участников во взаимоотношениях с поставщиками, потребителями, то есть с внешней средой, - превращение потока входящих ресурсов в ценный для потребителя продукт. ЦСС является системой взаимосвязанных видов деятельности. В свою очередь, связки между этими видами деятельности дают альтернативу их выполнения, которая впоследствии формирует конкурентные преимущества.

ЦСС в отрасли привлекает широкий набор видов деятельности, который М. Портер назвал системой создания стоимости (рис. 1).

случае определяется синергическим эффектом, который проявляется в передаче добавленной стоимости, созданной в предыдущем звене цепочки, последующим звеньям. Расширение вертикальной интеграции позволяет производителю не только покрыть свои расходы, но и получить соответствующую прибыль, которая не будет перераспределена в интересах посредников и потребителей.

Основными факторами, которые препятствуют росту конкурентоспособности, являются повышение цен на основное сырье и энергоресурсы, нехватка квалифицированных кадров, низкий уровень маркетинга, высокий износ основных средств и др. К резервам роста добавленной стоимости и конкурентоспособности относят: повышение качества машиностроительной продукции, расши-

Верхний уровень стоимости Стоимость, созданная предприятием Нижний уровень стоимости

ЦСС поставщика ЦСС предприятия * ЦСС канала дистрибуции ЦСС потребителя

Источник данных: [1, с. 69].

Рис. 1. Система создания стоимости по М. Портеру

рения ассортимента продукции, внедрение инновационных технологий производства.

ЦСС машиностроительной продукции представляет собой цепочку, которой управляют поставщики (производители) сырья и материалов (рис. 2).

Составлено авторами.

Рис. 2. Процесс формирования стоимости машиностроительной продукции

Процесс формирования ЦСС продукции машиностроительной промышленности состоит из нескольких логически завершенных этапов, каждый из которых является частью общего плана, решает свои задачи и имеет конечный результат.

В настоящее время в структуре себестоимости машиностроительной продукции затраты на сырье и материалы составляют более 50%. Поэтому основным фактором роста конкурентоспособности производителей машиностроительной продукции выступают налаженные долгосрочные связки с поставщиками сырья.

В состав ключевых участников в цепочке машиностроительной промыш-

ленности кроме собственно предприятий - производителей машиностроительной продукции, представляющих конечную стадию металлургического производства, входят интегрированные металлургические компании, крупные компании топливно-энергетического комплекса и органы государственной власти. Одновременно цепочка находится под воздействием государственной политики, которая устанавливает уровень барьеров входа на рынок, снижает стимулы к модернизации, повышает риски потенциальных инвесторов.

Схема создания ЦСС машиностроительной продукции представлена на рис. 3.

Производство машиностроительной продукции

НИОКР

Проектирование

Производство

Сборка

Продвижение продукции и доставка

Потребитель

Составлено авторами.

Рис. 3. Цепочка создания добавленной стоимости продукции машиностроительной отрасли

Исследование взаимосвязей в цепочке добавленной стоимости машиностроительной промышленности показало, что доминирующую роль в ней играют металлургические предприятия. На машиностроительных предприятиях присутствует собственное металлургическое производство, которое повышает их зависимость от снабжения металлом, поэтому одним из основных ведущих факторов, которые определяют прибыльность бизнеса, является наличие устойчивого сырьевого обеспечения производства.

Построение эффективной ЦСС выступает основой формирования долгосрочных конкурентных преимуществ любого хозяйствующего субъекта. Умение провести глубокий всесторонний анализ такого рода цепочек предопределяет последующее развитие как машиностроительных предприятий, так и отрасли, а также способствует оперативной оценке конкурентных преимуществ с целью повышения эффективности их деятельности.

На различных машиностроительных предприятиях состав ЦСС будет неодинаковым, при этом наращивание видов деятельности (увеличение или уменьшение этапов производства продукции) в цепочке характеризуется как увеличением добавленной стоимости в абсолютном выражении, так и повышением эффективности использования производственных ресурсов.

При проведении оценки эффективности ЦСС необходимо учитывать, что структура добавленной стоимости предприятия может различаться даже при условии, если состав видов деятельности в цепочке, ассортимент, объем производства не будут изменяться. Данные изменения структуры могут быть вызваны под влиянием разных факторов: различные цены на материальные ресурсы; от-

личия в материально-технической базе, технологиях производства, объеме инвестиций, расходах на управление качеством и технологические инновации, в уровне производительности труда, опыте и квалификации персонала, размере заработной платы, величине постоянных расходов и т.д. Для повышения конкурентоспособности машиностроительных предприятий на внутреннем и внешнем рынках в условиях торговли со странами ЕС необходимо проводить оценку цепочки создания добавленной стоимости. Именно поэтому необходимо разработать методический подход к оценке цепочки создания добавленной стоимости продукции (рис. 4).

На первом этапе проводится формирование системы показателей оценки цепочки создания добавленной стоимости продукции.

При ее формировании целесообразно выполнять следующие требования:

1. Количественная ограниченность показателей - избыточное количество показателей усложняет процесс оценки сложного параметра, возникает «эффект засорения».

2. Гармонизация показателей представляет собой комплексную оценку, базирующуюся на проведении анализа абсолютных и относительных показателей, дополняющих друг друга и характеризующих эффективность ЦСС.

О.В. Никишина предлагает для проведения оценки эффективности формирования и использования добавленной стоимости использовать следующие показатели: доля добавленной стоимости в объеме выпущенной продукции, рентабельность добавленной стоимости, капиталоемкость добавленной стоимости, трудоемкость добавленной стоимости, налогоемкость добавленной стоимости, коэффициент реинвестирования добавленной стоимости [13].

Этапы оценки цепочки создания добавленной стоимости

1. Формирование системы показателей оценки цепочки добавленной стоимости

3. Определение достигнутого предприятием уровня создания добавленной стоимости за соответствующий период на основе значения интегрального показателя

Составлено авторами.

Рис. 4. Этапы методического подхода к оценке цепочки создания добавленной стоимости продукции машиностроительной отрасли

По мнению О.В. Иваненко, для проведения анализа добавленной стоимости целесообразно использовать показатели рентабельности добавленной стоимости, доли дохода на воспроизводство основного капитала, производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости, материалоотдачи [14].

Т.В. Андреева предлагает определять качество добавленной стоимости (ДС) предприятия на основе использования следующих групп показателей: динамика ДС, структура ДС, эффективность использования ресурсов предприятия [15].

Согласно результатам проведенного исследования предлагается проводить оценку цепочки создания добавленной стоимости на основе расчета показателей, характеризующих состав и структуру добавленной стоимости предприятия, характер ее формирования, изменения и распределение между основными участниками ЦСС продукта под воздействием разных факторов (табл. 1).

На втором этапе проводится расчет интегральных показателей по каждой группе показателей.

Для обеспечения сопоставимости проводим нормирование показателей в интервале [0; 1]. На основе подхода к нормированию, предложенного Ю.М. Ха-разишвили и Е.В. Дронь, проводится нормирование показателей с использованием комбинированного метода, базирующегося на модификации метода нормирования по показателю «размах вариации», которая предусматривает приравнивание к нулю 0 min х = в формуле нормирования [16].

Учитывая основные недостатки существующих интегральных методов оценки, такие как использование метода экспертных оценок, расчёт на основании малого количества факторов, использование труднодоступных данных, предлагается применить следующие требования к новому методу:

не должно содержаться субъективной оценки при расчёте итогового показателя или какого-либо компонента;

Таблица 1

Система показателей оценки цепочки создания добавленной стоимости продукции 1

Показатели Формула расчета

Показатели структуры добавленной стоимости

1. Доля прибыли в общей сумме добавленной стоимости, % х, = Пр 100% 1 ДВ

2. Доля амортизационных отчислений в общей сумме добавленной стоимости, % х2 - Аот 1000% 2 ДВ

3. Доля заработной платы с отчислениями в общей сумме добавленной стоимости, % ФОТ х, = 100% 3 ДВ

Показатели эффективности использования ресурсов п )едприятия

1. Добавленная стоимость на 1 грн выручки, грн х N В В

2. Добавленная стоимость на 1 грн материальных расходов, грн х N ^ В

3. Добавленная стоимость на 1 грн основных средств, грн X 3 N ДВ ОС

4. Добавленная стоимость на 1 грн расходов технологических инноваций, грн х - дв Вти

5. Добавленная стоимость на 1 грн собственного капитала, грн х 7 - ДВ СК

где ПР - валовая прибыль, грн; ФОТ - расходы на оплату труда и отчисления ДВ - добавленная стоимость, грн; с заработной платы, грн; Аот - сумма амортизационных отчис- В - выручка, грн; лений, грн; М - материальные расходы, грн; ОС - основные средства, грн; ВК - собственный капитал, грн; I - инвестиции в основной капитал, Вти - расходы на технологические иннова- грн; ции, грн

1 Составлено по данным источников [13-15].

необходимо учитывать как можно большее количество факторов, оказывающих влияние на оценку цепочки создания добавленной стоимости продукции;

информация, на которой базируется расчёт, должна находиться в бухгалтерской и финансовой отчётности;

разрабатываемый метод должен быть математически обоснован.

Предлагается для объединения разрозненных показателей предприятия использовать метод факторного анализа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из методов факторного анализа является метод главных компонент (МГК). Взвешенные коэффициенты показателей, характеризующих структуру и эффективность использования ресурсов, определяются на основе МГК.

Поскольку метод главных компонент основан на коррелированности исходных признаков, перед построением главных компонент необходимо проверить наличие корреляции между Х1 ... Хр для каждой группы показателей. Для пе-

рехода к главным компонентам проводится определение собственных значений корреляционной матрицы.

Расчет интегрального показателя, характеризующего уровень создания добавленной стоимости, поводится по следующей формуле:

1ВДВ = а Х1 + а2 Х2 + ••• + апХп, (1)

где 1ВДВ - интегральный показатель

уровня создания добавленной стоимости предприятия по отдельной группе показателей;

Х1,Х2,•••,Хп - значение /-го показателя за у-й период;

а,а2,•••,ап - взвешенные коэффициенты.

На третьем этапе определяется достигнутый предприятием уровень создания добавленной стоимости за соответствующий период на основе значения интегрального показателя.

По результатам проведенного исследования проводится идентификация характеристик состояния создания добавленной стоимости согласно количественным и лингвистическим оценкам. При этом для оценки уровня создания добавленной стоимости целесообразно использовать шкалу Харрингтона (табл. 2), которая имеет универсальный характер и состоит из пяти интервалов значений интегрального показателя.

Соответствие интегрального показателя уровня создания добавленной стоимости предприятия шкале Харрингтона 1

Таблица 2

Количественная оценка шкалы Харрингтона Лингвистическая оценка Лингвистическая оценка интегрального показателя уровня создания добавленной стоимости

шкалы Харрингтона

0,8-1 Отлично Высокий

0,63-0,8 Хорошо Достаточный

0,37-0,63 Удовлетворительно Удовлетворительный

0,2-0,37 Плохо Низкий

0-0,2 Неудовлетворительно Непривлекательный

1 Источник данных: [17].

Таким образом, предложено выделить пять уровней создания добавленной стоимости (высокий, достаточный, удовлетворительный, низкий, непривлекательный), которые являются основой для принятия управленческих решений по изменению цепочки создания стоимости продукта и разработки последующей стратегии развития предприятия.

Применение методического подхода позволяет, во-первых, оценивать цепочки создания добавленной стоимости продукта в рамках одного предприятия;

во-вторых, определять и сравнивать отдельные звенья цепи; в-третьих, проводить многомерный сравнительный анализ деятельности нескольких предприятий-конкурентов как с одинаковым, так и отличным составом видов деятельности.

Проведем расчет показателей оценки цепочки создания добавленной стоимости продукции машиностроительных предприятий.

Результаты расчета величины добавленной стоимости машиностроительных предприятий представлены в табл. 3.

Таблица 3

Расчет добавленной стоимости машиностроительных предприятий в 2016 г., _тыс. грн 1_

Показатели ПАО ПАО ПАО ПАО

«НКМЗ» «СКМЗ» «ДМЗ» «КЗТС»

Расходы на оплату труда 856405 49462 57525 29070

Отчисление на социальные мероприятия 175495 10104 10478 5897

Амортизация 116541 9750 24461 10338

Валовая прибыль 980541 69522 84979 55528

Добавленная стоимость 2128982 138838 177443 100833

1 Источник данных: рассчитано авторами (на основе отчетности предприятий ПАО «НКМЗ» http://www.nkmz.com; ПАО «СКМЗ» http://www.skmz.dn.ua; ПАО «КЗТС» http://www.kzts.com; ПАО «ДМЗ» http://meteks.com.ua).

На основе полученных значений мости продукции машиностроительных проводится расчет оценочных показате- предприятий в 2016 г. (табл. 4). лей цепочки создания добавленной стои-

Таблица 4

Оценочные показатели цепочки создания добавленной стоимости продукции машиностроительных предприятий в 2016 г. 1

Показатели ПАО «НКМЗ» ПАО «СКМЗ» ПАО «ДМЗ» ПАО «КЗТС»

Показатели структуры ДС (11)

1. Доля прибыли от продажи в общей сумме добавленной стоимости, % 0,461 0,501 0,479 0,551

2. Доля амортизационных отчислений в общей сумме добавленной стоимости, % 0,055 0,070 0,138 0,103

3. Доля заработной платы с отчислениями в общей сумме добавленной стоимости, % 0,485 0,429 0,383 0,347

Показатели эффективности использования ресурсов предприятия (12)

1. Добавленная стоимость на 1 грн выручки, грн 0,691 0,367 0,418 0,767

2. Добавленная стоимость на 1 грн материальных затрат, грн 1,272 0,698 0,576 1,798

3. Добавленная стоимость на 1 грн основных средств, грн 1,105 1,153 0,918 0,228

4. Добавленная стоимость на 1 грн собственного капитала, грн 0,422 0,911 0,495 -0,408

1 Рассчитано авторами.

Определим взвешенные коэффици- На основе проведенного расчета по-

енты на основе МГК с использованием лучены взвешенные коэффициенты урав-пакета Gretl 1.7.1. нения определения интегральных показа-

телей:

1) интегральный показатель структуры добавленной стоимости определяется по формуле

/ - 0,3х + 0,33х2 + 0,34хз, (2)

2) интегральный показатель эффективности использования ресурсов предприятия определяется по формуле

/2 - 0,4х + 0,39х2 + 0,11хз + 0,1х4, (3)

Как свидетельствуют данные табл. 5, в 2016 г. значение интегрального показателя предприятий ПАО «НКМЗ», ПАО «СКМЗ» соответствует достаточному уровню, а ПАО «ДМЗ», ПАО «КЗТС» имеют удовлетворительный уровень создания добавленной стоимости. Данная ситуация характеризуется снижением объемов прибыли на предприятиях под влиянием как внутренних, так и внешних кризисных процессов. Следовательно, для повышения уровня конкурентоспособности предприятиям необходимо выявить более производительные звенья создания ДС за счет повышения их инновационно-инвестиционной активности.

3) интегральный показатель цепочки создания добавленной стоимости предприятия определяется по формуле

I - 0,6/1 + 0,412. (4)

Результаты расчета оценки цепочки создания добавленной стоимости продукции машиностроительных предприятий в 2016 г. представлены в табл. 5.

Выводы и предложения. Для повышения конкурентоспособности предприятий необходимо проведение оценки создания цепочки добавленной стоимости продукции с учетом показателей, характеризующих структуру добавленной стоимости и эффективность производственной деятельности предприятия. Предложенный методический подход основан на расчете интегрального показателя, применение которого позволяет осуществлять обобщенную сравнительную оценку результативности деятельности отдельного предприятия за определенный период и обеспечивает возможность проведения многомерного сравнительного анализа результатов деятельности нескольких предприятий в одной отрасли. Также

Таблица 5

Расчет оценочных показателей цепочки создания добавленной стоимости продукции машиностроительных предприятий в 2016 г. 1_

Показатели ПАО ПАО ПАО ПАО

«НКМЗ» «СКМЗ» «ДМЗ» «КЗТС»

Интегральный показатель структуры ДС (11) 0,133 0,133 0,126 0,131

Интегральный показатель эффективности использования ресурсов предприятия (/2) 0,867 0,812 0,575 0,672

Интегральный показатель оценки уровня цепочки создания добавленной стоимо- 0,654 0,623 0,466 0,521

сти (количественная оценка)

Лингвистическая оценка интегрального

показателя уровня создания добавленной Достаточный Удовлетворительный

стоимости

1 Рассчитано авторами.

предложенный подход позволяет объективно, достоверно и комплексно провести оценку создания цепочки добавленной стоимости продукции и имеет определенные преимущества перед существующими: универсальность проведения оценки, повышенный уровень конкретики системы показателей, высокая информационность результатов.

В качестве перспектив дальнейших научных исследований по данной проблематике следует рассматривать особенности формирования механизма стимулирования инвестиционной активности предприятий, которые производят продукцию с высокой добавленной стоимостью. Это требует как развития соответствующих методов оценивания инвестиционной активности предприятий, так и дополнительных эмпирических подтверждений.

Литература

1. Портер М.Э. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость; пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 715 с.

2. Gereffi G., Humphrey J., Sturgeon T. The governance of global value chains. Review of International Political Economy. February. 2005. № 12. P. 78-104. doi: 10.1080/09692290500049805

3. Каплински Р., Моррис М. Руководство по проведению исследования цепочек накопления стоимости; пер. с англ. M.: ГУВШЭ, 2004. 403 с.

4. Вишневський В.П., Амоша O.I. Фюкальш насшдки вертикально!' штегра-ци тдприемств. Фтанси Украгни. 2002. № 6. С. 3-10.

5. Гальчинський А.С., Геець В.М., Бабенко С.Г. Стратег1я економ1чного i сощального розвитку Украгни (20042015 рр.) «Шляхом европейсько'г ттегра-цгг»: монографiя. К.: 1нформ.-видавн.

центр Держкомстату Украши, 2004. 416 с.

6. Рудь В.В. Формування доданог вартостi в умовах вертикальног ттег-рацгг тдприемств м'ясопереробног галузг. дис. ... канд. екон. наук. Житомир, 2015.

7. Гужва 1.Ю., Онищенко В.П. Гло-бальн ланцюги додано'' вартосп та штегращя до них Украши. Зовншня тор-гiвля: економта, фтанси, право. 2015. № 3. С. 10-19

8. Булеев И.П., Ревва АН., Буле-ев Е.И. Мотивация эффективности труда в условиях рыночных отношений постсоциалистических стран. Стратегiя i мехатзми регулювання промислового розвитку: зб. наук. праць. Кшв, 2015. С. 13-30.

9. Бриль 1.В., Рябикша К.Г. Перед-умови виникнення та визначення складу додано'1 вартосп тдприемств. Стратегiя i мехатзми регулювання промислового розвитку: зб. наук. праць. Кшв, 2016. С. 41-54.

10. Иваненко Л.В. Сравнительный анализ некоторых подходов к моделированию влияния человеческого капитала на добавленную стоимость в экономике. Стратегiя i мехатзми регулювання промислового розвитку: зб. наук. праць. Ки-!в, 2016. С. 123-137.

11. Брюховецька Н.Ю. , Корить-ко Т.Ю., Бриль 1.В. Оцшювання швести-цшно! активносп тдприемства за крите-рiем додано'1 вартосп. Стратегiя i мехатзми регулювання промислового розвитку: зб. наук. праць. Ки'в, 2016. С. 28-40.

12. Коритько Т.Ю. Структура та тдходи до оцшки валово'' додано'1' вартосп тдприемства. В^ник економiчноi науки Украгни. 2016. № 2 (31). С. 99-103.

13. Ншшина О.В. Вщтворюваль-ний методичний тдхщ до оцшки ефек-тивносп штегрованих товарних ринюв. Економта харчовог промисловостi. 2017. Том 9. Випуск 3. С. 24-35.

14. 1ваненко В.О. Додана вартють як об'ект статистично'1 зв^носп промис-лових тдприемств з виробництва проду-кцп. Проблеми твори та методологи бухгалтерского обл1ку, контролю i ана-л1зу. 2012. Випуск 1 (22). С. 122-130.

15. Андреева Т.В. Оценка эффективности цепочки создания стоимости продукта пищевой промышленности: ав-тореф. ... канд. экон. наук. Оренбург, 2012. 24 с.

16. Харазшвш Ю.М., Дронь С.В. Прогнозування iндикаторiв, порогових значень та рiвня економiчноi безпеки Украгни у середньостроковт перспективу. аналгт. доп. К.: Н1СД, 2014. 117 с.

17. Пичкалев А.В. Обобщенная функция Харрингтона для сравнительного анализа. Вестник КГТУ. 1997. С. 128132.

References

1. Porter, M. (2006) Competitive advantage: how to achieve a high result and ensure its stability. (Trans.). Moscow: Al'pina Biznes Bycs [in Russian]

2. Gereffi, G., Humphrey, J., & Sturgeon, T. (2005). The governance of global value chains. Review of International Political Economy, 12, pp. 78-104. doi: 10.1080/09692290500049805

3 Kaplinski, R., & Morris, M. (2004). A Guide to Conducting a Study of Value Chains. (Trans.). Moscow: GU-VSHEH. [in Russian].

4. Vishnevsky, V.P., & Amosha, O.I. (2002) Fiscal implications of vertical integration of enterprises. Finansy Ukrayiny, 6, pp. 3-10. [in Ukrainian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Halchinskiy, A.S., Heyets, V.M., & Babenko, S.H. (2004), Strategy of economic and social development of Ukraine (20042015 rr.) «Through european integration». Kiyiv: IVC Derzhkomstatu Ukrayiny. [in Ukrainian].

6. Rud, V.V. (2015). Formation of added value in the conditions of vertical in-

tegration of enterprises of the meat processing industry. Zhytomir. [in Ukrainian]

7. Huzhva, I.Yu., & Onishenko, V.P.

(2015). Global Chains of Value Added and Integration to Ukraine. Zovnishya torhivlya: ekonomika, finansu, pravo, 3, pp. 10-19. [in Ukrainian].

8. Buleev, I.P., Revva, A.N., & Buleev, E.I. (2015). Motivation of labor efficiency in the conditions of market relations of post-socialist countries. Strate-gija i mekhaniznu regylirovanija promush-lennogo razvitija, 7, pp. 13-30. [in Ukrainian].

9. Brul, I.V., & Riabykina, KG.

(2016). Prerequisites for the emergence and definition of the added value of enterprises. Strategija i mekhaniznu regylirovanija pro-mushlennogo razvitija. Zb. nayk. prats, pp. 41-54. [in Ukrainian]

10. Ivanenko L.V. (2016). Comparative analysis of some approaches to modeling the impact of human capital on value added in the economy. Strategija i mekhaniznu regylirovanija promushlennogo razvitija. Zb. nayk. prats,. 123-137. [in Ukrainian]

11. Bryukhovetska, N.Yu., Korytko, T.Yu., & Brul, I V. (2016). Comparative analysis of some approaches to modeling the impact of human capital on value added in the economy. Zb. nayk. prats. pp. 28-40. [in Ukrainian]

12. Korytko, T.Yu. (2016). The structure is written before the assessment of the gross margin of supply. Visnyk ekonomich-noyi nauky Ukrayiny, 2 (31). pp. 99-103. [in Ukrainian]

13. Nikishina O.V. (2017). Reproductive methodological approach to the evaluation of the efficiency of integrated commodity markets, Vol. 9, Iss. 3, pp. 24-35. [in Ukrainian]

14. Ivanenko, V.O. (2012). Added value as an object of statistical reporting of industrial enterprises of production, Problemy teoriyi ta metodolohiyi

curity of Ukraine in the medium-term perspective. Kyiv: Natsional'nyy instytut stratehichnykh doslidzhen' [in Ukrainian].

17. Pichkalev, A.V. (1997). Harrington's generalized function for comparative analysis. Vesnik KHTU, pp. 128-132. [in Russian]

Наталья Юхимiвна Брюховецька,

д-р екон. наук, проф. E-mail: [email protected]; Тетяна Юрнвна Коритько,

канд. екон. наук, доцент 1нститут економ1ки промисловосп НАН Украни 03057, Украна, м. Кшв, вул. Желябова, 2 E-mail: [email protected]

АНАЛ1З ФОРМУВАННЯ ТА ОЦ1НКА ДОДАНО1 ВАРТОСТ1 ПРОДУКЦП МАШИНОБУД1ВНИХ ШДПРИСМСТВ

У межах здшсненого досшдження особливостей створення та розподшу валово'1 додано!' вартосп сформовано ланцюг створення додано'' вартосп продукцп машинобу-д1вних тдприемств, що дозволило визначити склад i положення в ланцюгу р1зних уча-сниюв. Запропоновано методичний тдхщ до оцiнки ланцюга створення додано!' варто-стi продукцп' машинобудiвних пiдприeмств.

Ключов1 слова: додана варпсть, пiдприeмство, ланцюг додано!' вартосп, вартiсть, управлiння ланцюгом створення додано' вартосп, ефективнiсть.

JEL: G31.

Natalya Ye. Bryukhovetskaya,

Doctor of economics, profesor E-mail: [email protected];

Tetyana Yu. Korytko, PhD in Economics Institute of Industrial Economics of NAS of Ukraine 03057, Ukraine, Kyiv, 2 Gelabov Str.

E-mail: [email protected]

FORMATION AND EVALUATION OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISES' VALUE ADDED CHAIN OF PRODUCTION

Within the framework of the conducted study of the features of the creation and distribution of gross value added, a chain of creation of value added of the machine-building industry has been formed, which allowed to identify the composition and position in the chain of different participants. The study of interconnections in the chain of value added of the machine-building industry showed that metallurgical enterprises play a dominant role in it; therefore, one of the main factors, determining the profitability of a business, is the availability of raw materials for production.

bukhhalters koho obliku, kontrolyu i analizu, 1 (22), pp. 122-130. [in Ukrainian]

15. Andreeva, T.V. (2012). Evaluation of the efficiency of the food product value chain. Orenburg [in Russian]

16. Kharazishvili, Yu.M. & Dron', Ye.V. (2014). Forecasting of indicators, threshold values and level of economic se-

In order to increase the competitiveness of machine-building enterprises in the domestic and foreign markets in the context of trade with EU countries, it is necessary to evaluate the efficiency of the production chain of value added. When evaluating the management of value added chain, it is necessary to take into account that the structure of value added of enterprises may differ, even if the composition of the activities in the chain, range, production volume will not change.

The methodical approach to the evaluation of the creation chain of value added of the machine-building industry is offered, which includes the following steps: the formation of a system of indicators for assessing the efficiency of the value chain, the calculation of integral indicators for each group, the definition of the achieved value by the enterprise and management of value added over the relevant period based on the value integral indicator. The proposed methodological approach on the basis of calculation of the integral index allows not only to carry out a generalized comparative assessment of the performance of an individual enterprise for the relevant period, but also provides the opportunity to conduct a multidimensional comparative analysis of the performance of several enterprises, operating in one industry. The use of this methodological approach will reveal the most productive links in the value added chain in the engineering industry, which will increase the efficiency of creating value added of machine building products and competitive advantages both on the domestic and foreign markets in terms of trade with EU countries.

Keywords: product cost creation chain, company, added cost, value, value chain management, efficiency JEL: G31.

Форматы цитирования:

Брюховецкая Н.Е., Корытько Т.Ю. Анализ формирования и оценка добавленной стоимости продукции машиностроительных предприятий. Экономика промышленности. 2018. № 1(81). С. 115-128. doi: 10.15407/econindustry2018.01.115

Bryukhovetskaya, N.Ye., & Korytko, T.Yu. (2018). Formation and evaluation of machine-building enterprises' value added chain of production. Econ. promisl., 1(81), рр. 115-128. doi: 10.15407/econindustry2018.01.115

Представлена в редакцию 14.02.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.